Анализ произведения плутишка кот. Знакомство детей со сказкой К

I
Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран:
- Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?
Отвечает им Вася:
- Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала.
- А за что же на тебя такая беда пришла? - спрашивают козел да баран.
- Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.
- Поделом вору и мука, - говорит козел, - не воруй сметаны!
Вот кот опять плачет:
- Била меня баба, била; била - приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать.
Заревели тут козел да баран:
- Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. Ред.), - и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

II
Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.
- Ладно, - молвил серый кот, - теперь обогреемся! - да недолго думавши и зажег целый стог сена.
Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин.
- Пустите, - говорит, - братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
- Добро пожаловать, мужичок-серячок! - говорит котик. - Откуда идешь?
- Ходил на пчельник, - говорит медведь, - пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.
Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.

III
Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый - и прямо к огню.
- Фу-фу! Что за народ такой! - говорит белый волк козлу да барану. - Давай-ка силу пробовать.
Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь:
- Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится - никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. - Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, - давай бог ноги!
Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: «Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем».Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    – Воспитывать любовь и доброе отношение к животным;– формировать понятия «добро», «красота», «уважение», «милосердие»;– знакомить с разножанровыми произведениями (рассказ, сказка);– формировать читательские умения (выделять положительных и отрицательных героев народных сказок, сравнивать их, составлять схематический план к сказкам и отдельным частям, пересказывать по готовому плану, сочинять небольшие сказки с героями-животными, находить и самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме чтения).

Виды деятельности

    – Составлять схематический план, пересказывать по плану; – рассказывать сказку или её часть близко к тексту; – выбирать в библиотеке книги на заданную тему (о животных); – составлять книгу-самоделку о героях-животных; – знать 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных; – знать наизусть 1–2 стихотворения по теме чтения.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, авторская сказка, К. Ушинский
Название этапа Методический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: тест – Ребята, дома вы должны были прочитать произведение «Перепёлка». – Проверим, как вы его прочитали и запомнили. – Выполнение интерактивных заданий. (При ответах ученики пользуются текстом произведения, зачитывают предложения и отрывки из текста.) – А кто автор произведения «Лиса Патрикеевна»? (Константин Дмитриевич Ушинский.)
2 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Сегодня мы познакомимся с новым произведением Константина Дмитриевича «Плутишка кот». Найдите его в учебнике. – Прочитайте заголовок. – Это авторское произведение или народное? Объясните. – Послушайте. (Во время чтения учителем произведения ученики следят по тексту.) – Выполните модель обложки. Проверка.
3 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Словарная работа (толкование устаревших слов и выражений). – Назовите героев сказки. – Как в сказке называют кота? Прочитайте. – Как обращаются козёл и баран к коту, когда его жалеют? Прочитайте. – А как они говорят, когда сердятся на него? Прочитайте. – Кто пожаловал в гости к коту, козлу да барану? Прочитайте. – Как кот обманул волков? – Поиск слов и выражений, которые встречаются и в других сказках. (Чтение устойчивых выражений, повторов, присказки.)
4 4. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения – Рассмотрите иллюстрации. Найдите и прочитайте эпизоды, которые к ним подходят. – Работа по группам: чтение по ролям каждой части сказки.
5 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения – Перечитывание сказки «Плутишка кот» и составление плана произведения. Учитель использует интерактивную доску, а ученики используют обратную сторону своих листочков для моделирования.
6 6. Обобщение изученного: работа с моделями – А теперь рассмотрите модели обложек. Сравните их. Подберите к ним произведения.
7 7. Обобщение изученного:сравнение произведений

– Сравнение произведений К. Ушинского «Плутишка кот» и К. Паустовского «Барсучий нос».

– Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.

Заголовок

Жанр

Тема

Главная мысль

Понимать своё место в жизни

8 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) – Подготовьте выразительное чтение одной из частей сказки К. Ушинского «Плутишка кот».

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского “Плутишка кот” и проанализировать её.

  • формировать читательские умения (читать, работать с текстом произведения, правильно называть произведение, определять тему и жанр);
  • способствовать обогащению словарного запаса языка детей;
  • наблюдать за выразительными средствами языка;
  • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;
  • развивать элементы проектной деятельности.

Оборудование:

  • Учебник Л.А. Ефросинина “Литературное чтение 2 класс”
  • Рабочая тетрадь Л.А. Ефросинина “Литературное чтение 2 класс” часть 2
  • Листочки для изготовления модели обложек, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Беседа по теме чтения:
  3. С какой темой начали работать в этой четверти?

    Мы продолжаем знакомиться с произведениями о животных. Сегодня у нас урок слушания и итогом урока будет выпуск книги-самоделки.

    Откройте учебник на странице 18.

    Послушайте.

  4. Слушание произведения.
  5. Произведение читает учитель.

  6. Беседа после слушания. Выявление первичного восприятия.
  7. Понравилось ли вам это произведение?

    Что вам понравилось?

    Кто главные герои произведения?

  8. Моделирование обложки.
  9. Давайте составим модель обложки.

    Что слушали? Определите жанр. Покажите на модели.

    О чём или о ком эта сказка? Покажите на модели.

    /Ушинский/

    Какой заголовок выбрал для своего произведения автор?

    /Плутишка кот/

    Как называется произведение?

    /Сказка о животных Ушинского “Плутишка кот”/

  10. Работа с текстом прослушанного произведения.
  11. Почему так озаглавлена сказка? Плутишка кот.

    /Плутишка – хитрый, любит хитрить, лукавить/

    /Он такой вор и разбойник/

    Как обращается козел да баран к коту, когда его жалеют?

    /Котик-коток, серенький лобок!/

    Как они говорят, когда сердятся на кота?

    /Ах ты, серый кот, бестолковый твой лоб!/

    Сначала потренируемся. Найдите ту фразу, которая вам больше понравилась. Прочитайте её соседу.

    Прочитайте в первой части последний абзац.

    Как вы думаете, что значит рядить? избыть?

    /Обсуждать, толковать; избавиться от чего-нибудь/

    А как это объясняет словарик на стр. 21?

  12. Физкультминутка.
  13. А как он ходит?

  14. Работа в тетради.
  15. Найдите строчки, в которых говорится о медведе?

    /Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость – Михайло Потапыч Топтыгин./

    Откройте тетради, запишите “имя”, “отчество”, “фамилию” медведя. Вспомните правило написания имен собственных.

  16. Работа с текстом.
  17. Прочитайте начало 3 части.

    Что предложил белый волк козлу да барану?

    /Силу попробовать/

    Как повели себя козел да баран?

    /Испугались/

    А котишко – серый лобишко?

    /Он решил схитрить, обмануть/

    Обманул, подошли волки к Мише. Прочитайте, как Миша поступил с незваными гостями.

    /Вот Миша крепился-крепился, да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря./

    Как это “на каждую лапу по волку”. Покажите.

    Прочитайте в словаре, что значит “запеть лазаря”.

    /Жаловаться, плакать, стонать./

    Чем же закончилась сказка? Прочитайте.

    /…а котишку – мурлышку ещё за плутни выдрали./

  18. Иллюстрирование произведения.
  19. Переверните листок – модель обложки.

    Как вы себе представляете главного героя? Нарисуйте.

  20. Упражнения по формированию читательских умений.

Итог урока. Домашнее задание.

О ком мы читали? / О коте/

Кто написал это произведение? /Ушинский/

Назовите жанр этого произведения? /Сказка/

Прочитайте дома родителям эту сказку ещё раз и закончите работу в тетради.

А сейчас мы сделаем с вами книжку – самоделку для вашей классной библиотеки.

/Из страничек детей собирается книжка – самоделка с обложкой, выполненной учителем./

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского “Плутишка кот” и проанализировать её.

Задачи:

    формировать читательские умения (читать, работать с текстом произведения, правильно называть произведение, определять тему и жанр); способствовать обогащению словарного запаса языка детей; наблюдать за выразительными средствами языка; средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах; развивать элементы проектной деятельности .

Оборудование:

    Учебник “Литературное чтение 2 класс” Рабочая тетрадь “Литературное чтение 2 класс” часть 2 Листочки для изготовления модели обложек, цветные карандаши. Презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

(Проговаривание «заклички»)

Раз, два, три, четыре, пять

Ручки, книжки и тетрадки

Всё у нас в порядке.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

(Учащиеся хором проговаривают «закличку» дотрагиваясь к предметам на столе.)

2. Свободное чтение с промежуточным замером техники чтения.

Учащиеся пять минут читают про себя дополнительную литературу, на последней минуте по команде учителя делают отметку, от которой, при прошествии минуты, считают количество прочитанных слов и отмечают на полях карандашом.

Поднимите руку, у кого повысилась техника чтения? Как вы думаете, почему? Какой совет можете дать одноклассникам?

3. Повторение пройденного.

- Какой раздел мы изучаем? Произведения о животных.

Рассмотрите схемы обложек и назовите, какие произведения, изученные нами в этом разделе, подходят к этим моделям. (на слайде модели обложек к жанрам «рассказ» и «стихотворение»).


СЛАЙД

Жуковский «Птичка»

Русская народная песня

«Буренушка»

Ушинский «Кот Васька»

Пришвин «Старый гриб»

Ушинский «Лиса Патрикеевна»

Бианки «Ёж спаситель» (стихи)

Задание выполняется на интерактивной доске.

К какому всеми нами любимому жанру можно добавить модель обложки? (К жанру «сказки»).

3. Проверка Д/З

Чтение наизусть стихотворения М. Дудина «Тары-бары».

Обычное ли это стихотворение? Как по-другому можно его назвать? (Присказка)

К какой сказке подойдёт эта присказка?

4. Актуализация темы урока.

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки.

Угадайте сказку по её началу. Если у сказки есть автор, назовите его.

а) « Вот что, сынки: возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша» (Царевна – лягушка)

б) «Была зима. Шёл январь месяц. Под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как мете вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников»» («Двенадцать месяцев» – С. Маршак)

в) «Прочитал Дед Мороз письмо и сказал:

Что ж так поздно? Не успеешь ты, Снеговик, принести ребятам елку к Новому году»

(«Ёлка» Е. Сутеев.)

г) «Старик, уходя, наказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисице больно захотелось скушать петушка»

(«Кот, петух и лиса»)

А сейчас узнаем, насколько вы внимательно читаете сказки.

На чем или на ком совершили путешествие эти герои?

а) Незнайка с друзьями в Зеленый город? (на воздушном шаре)

б) Малыш на крышу? (на Карлсоне)

в) Доктор Айболит в Африку? (на корабле)

г) Малыш Нильс по Швеции (на гусе)

5. Сообщение темы и задач урока.

- Вы показали себя неплохими знатоками сказок, сегодня мы с вами пополним свои знания, познакомимся ещё с одной сказкой, которую написал Константин Дмитриевич Ушинский, а называется она «Плутишка кот». В ходе работы мы обогатим свой словарный запас, понаблюдаем за выразительными средствами языка, будем совершенствовать читательские умения.

А самое главное, мы должны найти ответ на главный вопрос урока «Чему нас учит, прочитанное произведение, для чего авторы включили именно его в свой учебник?»

СЛАЙД

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля в семье отставного офицера, мать умерла, когда ему было 12 лет. Константин Дмитриевич успешно окончил гимназию и юридический факультет Московского университета. Преподавал в институте Благородных девиц в Смольном, издавал педагогические журналы, писал учебники, был учителем учителей, писателем, философом. Учреждена медаль имени, которой награждают лучших учителей.

Сегодня мы познакомимся со сказкой, которая была включена в его учебник «Родное слово».

6. Слушание произведения.

Звучит музыка, позволяющая учащимся окунуться в мир сказок.

Почему кот в сказке назван «плутишкой»?

Читает учитель, хорошо читающие дети.

7. Выявление первичного восприятия.

СЛАЙД

Как вы думаете, какой из этих человечков мог бы прочитать эту сказку? Почему?


Так почему кот в сказке назван «плутишкой»?

Кто из вас запомнил героев произведения? (кот, козёл, баран, медведь, волки, старик и старуха).

Кого из них мы можем назвать главными героями и почему? (кота, козла и барана).

8. Словарная работа.

СЛАЙД.

Как вы понимаете слова и выражения?

Судить да рядить.

Бежал по долам.

Береста.

Хворость прикинулась.

«Полно без пути таскаться, ещё не такую беду наживём».

Откройте стр. 22, найдите рубрику «Словарик». Прочитайте объяснение, толкование непонятных слов. Совсем недавно, на уроке русского языка мы с вами узнали, что такое лексическое значение слова. Как называется словарь, где дано лексическое значение слов?

Выполните задание № 1 в тетрадях на печатной основе стр.15. (Как можно сказать по-другому? Запиши.)

Проверка.

9. Работа с текстом прослушанного произведения.

а) изучающее чтение.

– Сейчас мы перечитаем сказку. Первая группа ребят, те, кто сидит на первом ряду, будет находить и подчёркивать предложения, характеризующие кота. Вторая группа – второй ряд, будет находить и подчёркивать предложения, характеризующие козла и барана. Третья группа подумает, как дополнить схему (слайд на доске).

    что послужило началом событий как развивались события? чем закончилась сказка?

развитие событий

начало событий конец событий

Физкультминутка.

После чтения текста учащиеся отвечают на вопросы и дополняют схему :

а) выборочное чтение.

Учащиеся восстанавливают цепочки и схему

Давайте попробуем восстановить схему:

Опасности в путешествии

развитие событий

вынужденный побег возвращение домой

начало событий конец событий

СТРАНИЦА НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ.

https://pandia.ru/text/78/487/images/image006_107.gif" width="27" height="12 src=">Козёл и баран надёжные друзья, добрые, послушные, рассудительные.

Подтвердите свой ответ свой ответ предложениями из текста.

Кто из героев понравился? Почему?

Что помогло нам ярче представить героев сказки, понять их характер? (язык сказки, художественные приёмы).

в) восстановление деформированного текста

СТРАНИЦА НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ. Одновременно с работой у доски, ученики выполняют задание в тетрадях на печатной основе. (Задание № 3 стр. 15)

Он в берлоге спит весна

Под большущею зимой

А когда придёт сосной

Просыпается от сна.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придёт весна

Просыпается от сна.

- Запишите отгадку в тетрадь и выполните следующее задание

(Задание № 4 стр. 15)

Проверка. Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость – Михайло Потапыч Топтыгин

10. Наблюдать за выразительными средствами языка.

Как описана вороватость кота? (Что где плохо лежит, туда и глядит.)

Как в сказке сказано о наказании кота? (Вилы в бок, уши выдирала, ноги поломала, удавку припасла)

Как в сказке называют кота? (котик, мурлышка, котишка)

Как к нему обращаются козёл и баран к коту, когда его жалеют? Сердятся? Попробуйте передать голосом. (Котик-коток, серенький лобок. Серый ты кот, бестолковый твой лоб.)

- Прочитайте начало 3 части.

- Что предложил белый волк козлу да барану?

/ Силу попробовать/

Как повели себя козел да баран?

/Испугались/

А котишко – серый лобишко?

/Он решил схитрить, обмануть/

Обманул, подошли волки к Мише. Прочитайте, как Миша поступил с незваными гостями.

/Вот Миша крепился-крепился, да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря./

Как это “на каждую лапу по волку”. Покажите.

Вспомните, что значит “запеть лазаря”.

/Жаловаться, плакать, стонать./

Чем же закончилась сказка? Прочитайте.

/…а котишку – мурлышку ещё за плутни выдрали./

Как козёл отозвался на жалобу кота, когда его побили? (Поделом вору и мука.)

Можно ли назвать эти слова пословицей, народною мудростью?

11. Дифференцированная работа.

СТРАНИЦА НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

А) Прочитай пословицы.

Б) Подобрать пословицу, которая подходит к сказке.

Друга ищи, а найдешь – гиребе.

Дружно – не грузно, а врозь – тьхо осьбр.

Живуч, как какош.

Два сапога – рапа.

12. Моделирование обложки.

- Давайте составим модель обложки.

- Что слушали? Определите жанр. Покажите на модели. /Сказку/

- О чём или о ком эта сказка? Покажите на модели. /Коричневый цвет/

Какой заголовок выбрал для своего произведения автор? /Плутишка кот/

Как называется произведение? /Сказка о животных Ушинского “Плутишка кот”/

13. Итог урока.

Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока

«Чему нас учит, прочитанное произведение, для чего авторы включили именно его в свой учебник?»

Что узнал нового?

Что было интереснее всего?

Что было труднее всего?

Что я не понял?

Моё настроение

Самооценка

Оценка товарища

14. Домашнее задание.

Прочитайте дома родителям эту сказку ещё раз. На обратной стороне листка с моделью обложки нарисуете, как вы себе представляете главного героя?.

Закончите работу в тетради.

На следующем уроке, при проверке Д/З мы сделаем с вами книжку – самоделку для вашей классной библиотеки.

/Из страничек детей собирается книжка – самоделка с обложкой, выполненной учителем./

Ушинский Константин Дмитриевич

Плутишка кот

Константин Дмитриевич Ушинский

Плутишка кот

Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран:

Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?

Отвечает им Вася:

Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала.

А за что же на тебя такая беда пришла? - спрашивают козел да баран.

Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.

Поделом вору и мука, - говорит козел, - не воруй сметаны!

Вот кот опять плачет:

Била меня баба, била; била - приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать.

Заревели тут козел да баран:

Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?

Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. Ред.), - и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.

Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.

Ладно, - молвил серый кот, - теперь обогреемся! - да недолго думавши и зажег целый стог сена.

Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин.

Пустите, - говорит, - братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.

Добро пожаловать, мужичок-серячок! - говорит котик. - Откуда идешь?

Ходил на пчельник, - говорит медведь, - пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.

Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый - и прямо к огню.

Фу-фу! Что за народ такой! - говорит белый волк козлу да барану. Давай-ка силу пробовать.

Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь:

Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится - никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.

Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. - Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, - давай бог ноги!

Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: "Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем".

Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали.