Лучше не скем чем попало. И лучше будь один, чем вместе с кем попало

За многие тысячелетия существования людей на земле общечеловеческая культура накопила богатые знания в области особенностей взаимоотношений между членами общества. Как сказал один из восточных мудрецов, «Лучше голодать, чем есть, что попало», лучше остаться в одиночестве, чем общаться с недостойными.

Кто сказал эти слова?

Слова "Лучше голодать, чем есть, что попало", "лучше быть одному, чем среди неравных тебе людей" принадлежат перу известного восточного поэта Омара Хайяма.

Родом он был из Персии, жил около тысячи лет назад, прославил себя как известный математик и астроном. В течение всей своей жизни Омар Хайям писал короткие четверостишья, которые назывались рубаи.

В этих стихах он выражал свою жизненную философию. Будучи поэтом мусульманской культуры, он не разделял части вероучительных положений этой религии: скептически относился к божественному замыслу Аллаха, предавался пессимизму, наблюдая перед собой примеры несправедливости и порока.

Философия восточного поэта

По своей жизненной позиции он, скорее всего, близок деятелям эпохи Возрождения, которые также стремились всей своей жизнью доказать право человека самостоятельно строить свою судьбу и изменять окружающий мир.

Собственно говоря, стихи Омара Хайяма получили своеобразное «второе рождение» именно в западном мире, когда позапрошлом веке их стал переводить на английский язык один из западных поэтов. Благодаря интересу к личности далекого персидского автора, были заново открыты и его математические и астрономические достижения, поэтому сегодня имя этого человека известно любому образованному любителю словесности.

«Лучше голодать, чем есть, что попало»: лучше, получается, одному? Что обозначает эта фраза?

Маленькое рубаи О. Хайяма, в котором указывается, что нужно тщательно выбирать себе круг друзей, стало предметом спора уже достаточно давно. Ведь человек - существо социальное, он живет в общении с себе подобными, поэтому часто одиночество для него невыносимо.

Почему же поэт древности предлагает уединение в качестве спасительного островка покоя для каждого из нас?

Постараемся ответить на этот вопрос.

Заметим, что стихотворение это (как произведение истинного философа) содержит логическую дилемму: «быть с кем попало» или «быть одному» (процитируем последнюю строчку стихотворения: «Лучше будь один, чем вместе с кем попало»).

Безусловно, альтернатива достойная: чем общаться с теми, кто тебя никогда не поймет и не оценит, не лучше ли побыть в молчании и размышлении? Ведь такой вариант будет лучшим для всех, не правда ли?

Иногда О. Хайяма обвиняют в излишнем высокомерии, ведь его фраза: «Лучше голодать, чем есть, что попало» лучше никому не делает. Что же? Неужели поэт призывает нас воздерживаться от пищи?

Нет, он, скорее всего, учит нас разборчивости в еде (что в целом весьма актуально для нас, людей 21-го века). Лучше поголодать, чем съесть продукты с ГМО, лучше воздержаться от пищи, чем питаться товарами из "Макдоналдса".

В пище и в выборе друзей нужно быть разборчивыми, тогда вас не будут ждать тяжелые заболевания и люди, которые находятся рядом с вами, не предадут в трудную минуту.

Поэт все-таки прав. И это мудрость, идущая из глубины веков.

Насколько актуальна сегодня восточная мудрость?

И афоризмы актуальны всегда - и 1000 лет назад, и сегодня, в наш век компьютерных технологий. Человек остается человеком, поэтому и тихие рубаи О. Хайяма всегда найдут своего читателя. А в наше время, когда краткие высказывания воспринимаются гораздо лучше, чем многотомные сочинения Толстого и Достоевского, тем более.

Поэтому читайте бессмертного персидского поэта и получайте наслаждение от его произведений! А самое главное - ищите себе круг настоящих друзей, которые бы вас понимали и ценили!


Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть;
Быть лучше одному - чем вместе с кем попало!

М ы зачитываемся стихами Омара Хайяма, не подозревая о том, что этот удивительный человек стоял у истоков алгебры, развивал астрономию и сестру ее, астрологию. Его великим открытием стала астрология питания: он первый составил кулинарную книгу для знаков Зодиака и изобрел множество потрясающих рецептов.

Единственный ребенок в семье богатого ремесленника, Омар, чье имя переводится как "жизнь", был смыслом существования для родителей. Жизнь его до двадцати лет была привольна и приятна. В медресе его обучали лучшие учителя - математики, философы, медики, астрономы и астрологи, он с удовольствием занимался науками, писал первые, еще неумелые стихи и, как и все поэты, пренебрегал прозой жизни. Если дома ему и доводилось иногда заглянуть на кухню - то только затем, чтобы получить от матери вкусное угощение. Но, как говорится, все хорошее рано или поздно заканчивается. После смерти родителей Хайяму пришлось бежать из Нишапура, оставив довольно значительное состояние отца на разграбление...

В холщовом заплечном мешке беглеца лежало лишь несколько наиболее ценных книг да небольшой запас продуктов. Он отправился в путь, рассчитывая лишь на свои силы и выносливость. Когда сбитые ноги молили о привале, а голова кружилась от зноя, вдали показался одинокий дом у дороги. На его пороге сидел старец, сильно напомнивший Омару отца. - Зайди, странник, - произнес старик, не ожидая ни участия, ни отказа.
- Есть у тебя вода, отец? - Омар присел рядом с ним на порог.
- У меня есть все. Но нет сил, чтобы поддержать свою бедную жизнь, - медленно проговорил старец.
Омар внимательно оглядел собеседника и понял, что тот умирает от истощения. Юноша подхватил старика под мышки, отнес в дом и уложил на лежанку. Сбегал к арыку, принес воды, напоил старца, а затем пошел на кухню... И вот тут-то впервые пожалел о том, что понятия не имеет, как нужно готовить пищу!

Но делать нечего - опасение, что старик может на его глазах умереть от истощения, заставило его действовать без промедления. Омар нашел в кладовке увесистый кусок говядины, нарезал его, радуясь, что полоски получаются тонкими. Развел огонь и поставил греть тяжелый медный казан. Вспомнив, что в родительском доме мясо подавалось непременно с овощами, отправился на огород.
Омар вдруг почувствовал странное вдохновение - как будто всегда знал, что ему следует делать, только немного подзабыл. Вернувшись в кухню, уже уверенно принялся за дело... Он вспомнил учение Ибн Сины, утверждавшего, что смесь чеснока, вина и соевого соуса быстро возвращает человеку утраченные силы, сообразил, что мясо - питательнейший продукт, - выдержанное в этой целебной смеси, получится еще вкуснее и полезнее и станет для изможденного старика настоящим лекарством. Вскоре говядина была готова...
Посолив, попробовав кусочек мяса со щепотью овощного гарнира, Омар сам поразился, до чего же вкусно получилось! С горделивой улыбкой выложил мясо и овощи в небольшую миску и отнес старику. Тот отведал:
- О-о-о, сынок! Да у тебя настоящий дар! - и, покачивая седой головой, значительно взглянул на юношу.
- Я готовлю впервые, - опустил глаза Омар. - Ну, видел пару раз, как мама и служанки возятся с мясом... Но мне понравилось это занятие!

Старик жадно, не выронив ни кусочка, съел угощение. Омар тоже в два счета опустошил свою миску, сложив ладони, короткой молитвой поблагодарил Аллаха за приют и хлеб насущный и обратился к хозяину:
- Я изучил в медресе немало медицинских трактатов. И часто посещала меня мысль, что еда - наилучшее лекарство от всех болезней. Великий Ибн Сина не успел дать этой науке достойного развития, но мне кажется, я смогу продолжить и завершить начатое им дело...
- Да одарит тебя Аллах удачей, сынок!
Спустя несколько месяцев Хайям покинул гостеприимный дом у дороги, оставив на удивление окрепшего и помолодевшего старика в добром здравии, и продолжил свой путь. Устроившись в Исфахане, он продолжил занятия математикой, написал свои первые рубай и при этом увлеченно учился готовить, собирал и совершенствовал старинные рецепты!

Слухи об Омаре Хайяме - человеке, умеющем готовить удивительные блюда, разнеслись по всему Исфахану. Однажды сам великий султан Маликшах прислал к поэту своего визиря с предложением - стать придворным надимом.
Следующие десять лет он устраивал для повелителя пышные приемы, разнообразные развлечения, изобретал все новые потрясающие рецепты и разработал таблицы астрологического питания, в которых подробно расписал, какую пищу следует есть представителям различных знаков Зодиака. (Этот труд принес ему поистине всемирную известность - даже сегодня его таблицами пользуются астрологи многих восточных стран!)
После смерти повелителя Омар Хайям покинул дворец и отправился в Бухару, где до последнего дня занимался строительством обсерватории, наблюдением за светилами, уточнял свои расчеты в созданной им новой науке - астрологии питания. Умер он в глубокой старости со счастливой улыбкой на устах, составляя комментарии к лечебным диетам...

Говядина от Хаяма

  • говяжья вырезка 450 г
  • подсолнечное масло 4 ст. л.
  • редис 10 шт.
  • огурец 1 шт.
  • чеснок 4 зубчика
  • темный соевый соус 8 ст. л.
  • сухой херес 4 ст. л.
  • сахарный песок 4 ч. л.
  • тертый корень имбиря 1 ч. л.
  • соль по вкусу

Чеснок очистить, пропустить через пресс, слегка посолить. Смешать в миске раздавленный чеснок, соевый соус, добавить херес. Всыпать в полученную смесь сахарный песок. Взбивать до полного растворения сахара. Мясо вымыть, обсушить, нарезать тонкими полосками. Залить приготовленным маринадом и оставить на 12 часов. В глубокой сковороде подогреть масло и положить мясо. Жарить на сильном огне, постоянно помешивая, в течение 5-7 минут. Нарезать тонкими полосками свежий огурец. Смешать огурцы с редисом, посолить, посыпать имбирем и подавать на гарнир к мясу.

Не редкость ситуация, когда "идеальная женщина" выступает в роли жены или постоянной партнерши, при этом мужчина отводит душу с любовницей, которая никак не тянет на роль потенциальной жены и матери, но зато своим непосредственным поведением дарует ему остроту ощущений...

Мне, на днях, пришлось подставить свою жилетку мужчине...
Мужчине, в которого я была когда-то влюблена, но он предпочёл другую.
Не знаю о чём вы подумали, но этот человек пригласил меня на разговор, что бы хоть кому-то излить свою душу.

Мы не виделись более десяти лет, а в начале августа я встречала в аэропорту своих гостей и случайно встретилась с ним.
Обменявшись телефонами, договорились созвониться.

И вот сидим с ним в скверике...
Не жарко и я бы с удовольствием зашла в соседнее кафе, но он всё говорит... говорит... А я не перебиваю – боюсь, что если прерву его, то и монолог этот никогда уже не продолжится. Надо дать человеку выговориться.

Тогда давно, он женился на девчушке из нашей компании.
Она была ленинградкой, в отличие от нас, живущих в общагах и «понаехавших» из разных концов СССР.
Отличалась она от нас и своими манерами, и благородным воспитанием, и какой-то статью, которой не было в нас.

Молодость наша была «бедненькая», но весёлая и активная. Мы с рюкзаками и палатками облазили всю Ленинградскую область.

Даже в этих походах ленинградка наша держалась как-то особенно, с каким-то достоинством, что ли и, парниша наш «завис» на ней конкретно.
Вскоре, мы отгуляли у них на свадьбе, а потом, постепенно, пути наши разошлись...

И вот, вкратце, его откровение.

Дети выросли.
Нельзя сказать, что я был идеальным отцом... Да и мужем хорошим я был всего пару лет…
Не поверишь – надоело её приличие во всём! По струнке ходить надоело...

Сначала нравилось, что она меня приодела со вкусом, приобщила к театрам, выставкам разным, но вдруг понял: тошно! Не моё!

Стал погуливать. Сначала втихаря, скрываясь, а со временем – меня уже не волновало – знает она об этом или нет.

Она знала. Сначала пыталась призвать меня к совести, истерики закатывала, но тщетно – я готов был на развод, которого она страшно боялась.

Так и существовали на одной территории, пока я не встретил Стерву – полную противоположность своей жене. ПОЛНУЮ!!!

Стерва ругалась таким отборным матом, какого я никогда раньше не слышал; одевалась как шпана; что такое правила хорошего тона – даже не слышала никогда; манеры... Какие там манеры!!! Могла на улице засунуть руку мне в ширинку... А в сексе ей не было равных – виртуоз с большой буквы!

Балдел сначала – крышу снесло конкретно.
Снял ей квартиру и сам поселился у неё. Домой ездил лишь шмотки поменять да детей увидеть.
Продлилось это с полгода, наверно. Потом Стерва заявила, что надоело ей на съёмной квартире жить и стала выносить мне мозг тем, что я должен взять ипотеку и купить квартиру.

И… я взял!!! Представляешь?! Купил «двушку», оформил на неё и чувствовал себя, при этом, таким благодетелем! Гордился своим поступком!

Недолго гордился... Работать приходилось больше – кредит надо выплачивать...

Прихожу однажды с работы раньше времени, а Стерва моя в ванной с каким-то козлом барахтается.
Видела бы ты меня!!! Схватил я этого козла (чуть "помидоры" ему не оторвал**) и выкинул голышом на лестницу. А Стерву свою так исполосовал ремнём, что она как зебра была.
Убил бы, наверно, если бы соседи милицию не вызвали – козёл её, голышом, в какую-то квартиру позвонил.

Стерва плакала, клялась, что этого больше не повторится, а потом...
Потом сказала мне: - Раз так – уматывай! Квартира моя. Ты здесь НИКТО!

Можно было, конечно, бороться за квартиру, доказывать, что это я её купил, но... Что сделано то сделано. Ты ж меня знаешь – не буду мелочиться.

Вернулся к жене. Живём... Близости у меня с ней не получается – так... механика одна...
Однако, она счастлива, ухаживает за мной как за инвалидом каким; старается угадать и исполнить любое моё желание; не перечит ни в чём...
Наверно мне стыдно должно быть перед ней за содеянное, но...
Не стыдно! Ни чуть...

Считаешь меня идиотом?
Я и есть идиот... Однако НЕ СТЫДНО - и всё тут!
Дети - тоже не слишком рады мне, понимают всё - выросли.

Он помолчал немного, глядя в одну точку куда-то вдаль...

Ты мне нравилась тогда, в молодости, но представить тебя своей женой я не мог... Извини!..
Ну какая ты жена? Ты же как конь с яйцами** по лесу носилась, на байдарках лихачила... Да....

Дурак я был... Он грустно улыбнулся: - А может ещё не поздно?

Странная штука ЖИЗНЬ… Когда-то, я бы от восторга захлебнулась, услышав такие слова, а сейчас…

Как тут не вспомнить знаменитый афоризм?

"Чтоб мудро жизнь прожить - знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Уж, лучше голодать, чем что попало есть;
Быть лучше одному, чем вместе с кем попало."(с)*

* Омар Хайям.
** Выражения героя рассказа (пусть простит меня Читатель за "неформат")

Рецензии

Ох, Анюта! Это не рассказ, а бомба! Ядовитая бомба, которая взрывает все нормы нравственности... А ведь таких мужиков сейчас хоть пруд пруди. Я не феминистка,как вы, возможно, подумали, но...таких мужиков убивала бы. Нормальная, заботливая женщина ему разонравилась. Перед детьми - никакой ответственности! мысли лишь о том, чтобы самому жить в шоколаде. Всё отдал Стерве, полюбив её за грубость и наглость, - мазохизм какой-то, а не любовь. Увы, ваш герой не одинок в жизни. рядом с ним мириады таких же избалованных, эгоцентричных. Печорин им и в подмётки не годится. Горько читать, но эта горькая пилюля излечивает от иллюзий. Спасибо, Анна! С уважением,

Согласна с Вами, Элла - Печорин отдыхает (как модно сейчас выражаться).
Меня, после этого монолога, ещё долго не покидало чувство брезгливости и ощущения, что наступила на кучу дерьма.
Однако... Вспоминаю былое время: как же меня огорчало его равнодушие ко мне, как же я завидовала его избраннице..! А, ведь, он и тогда уже был "с душком", если хорошенько всё вспомнить.
Любовь зла..:))
Большое спасибо Вам! С уважением -


Высказывания Омара Хайяма: И лучше будь один, чем вместе с кем попало: стихотворные цитаты и изречения

Чем за общее счастье без толку страдать — Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. Лучше друга к себе привязать добротою, Чем от пут человечество освобождать.
652
О небосвод, я от тебя терплю мучения всегда, Рубашку счастья моего ты разрываешь без стыда. Коль ветер веет на меня, его в огонь ты превращаешь, Губами я коснусь воды — в прах обращается вода!
653
Я в безумной любви лишь вину поклянусь,
А гулякой меня назовут — ну и пусть!
«Ты откуда идешь, — спросят, — винная бочка?» —
Так я кровью лозы благодатной упьюсь.
654
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
655
Мгновеньями он виден, чаще скрыт. За нашей жизнью пристально следит. Бог нашей драмой коротает вечность! Сам сочиняет, ставит и глядит.
656
Друг, в нищете своей отдай себе отчет! Ты в мир ни с чем пришел, могила всё возьмет. «Не пью я, ибо смерть близка», — мне говоришь ты; Но пей ты иль не пей — она в свой час придет.

657
О чем кричит, тревожа чуткий слух, Что видел в зеркале зари петух? Проходит жизнь, и эта ночь мелькнула, Но дремлешь ты и к страшной вести глух.
658
Эй, гончар! И доколе ты будешь, злодей, Издеваться над глиной, над прахом людей? Ты, я вижу, ладонь самого Фаридуна Положил в колесо. Ты безумец, ей-ей!
659
Чужой стряпни вдыхать всемирный чад?! Класть на прорехи жизни сто заплат?! Платить улыбки по счетам вселенной?! — Нет! Я не так усерден и богат!
660
Будь Аристотеля, Джемхура будь мудрей, Будь богдыхана ты иль кесаря сильней, Пей всё равно вино. Конец один — могила: Ведь даже царь Бахрам почил навеки в ней.

*
651. «Чем за общее счастье без толку страдать...» Перевод Г. Плисецкого
652. «О небосвод, я от тебя терплю...» Перевод А. Старостина
653. «Я в безумной любви лишь вину поклянусь...» Перевод Н. Стрижкова
654. «Чтоб мудро жизнь прожить...» Перевод О. Румера
655. «Мгновеньями он виден, чаще скрыт...» Перевод И. Тхоржевского
656. «Друг, в нищете своей отдай себе отчет!..» Перевод О. Румера
657. «О чем кричит, тревожа чуткий слух...» Перевод К. Ар-сеневой
658. «Эй, гончар! И доколе ты будешь, злодей...» Перевод Г. Плисецкого
659. «Чужой стряпни вдыхать всемирный чад?!.» Перевод И. Тхоржевского
660. «Будь Аристотеля, Джемхура будь мудрей...» Перевод О. Румера
....................................................