Тарас бульба историческое произведение. История создания повести «Тарас Бульба

ТЕМА: Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА». ЭПОХА И ГЕРОИ

Цель урока: углубить знания учеников о биографии и творчестве; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.

Методические приемы: лекция учителя, сообщения учеников, работа с учебником, составление плана, комментированное чтение.

Оборудование урока: портрет писателя; издания его произведений; репродукция картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести «Тарас Бульба».

Литература к уроку: И. Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о. М., 1987; . Реализм Гоголя; . Как работал Гоголь; . Поэтика Гоголя; Снежневская руководство к учебнику-христоматии «Родная литература. 6 класс ». М., 1990.

Ход урока

I. Слово учителя

Николай Васильевич Гоголь – одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX века, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайнее» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.

Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы – отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы . Творчество Гоголя, воодушевленное жаждой познания России и русского человека – живое явление современности. Оно и сейчас вызывает столкновение мнений, споры, имеющие общественное и нравственное значение. Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему – «заколдованному месту» русской литературы – может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги.


– Какие произведения Гоголя вы читали?

II. Работа со статьей учебника и реализация индивидуальных заданий

Заранее подготовленные ученики рассказывают об отдельных эпизодах биографии Гоголя по ходу чтения статьи учебника (стр.139-141) и составления ее плана.

Примерный план статьи.

1. Родина и родители.

Сообщение ученика.

Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей («Вечера на хуторе…»). Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Матреной (Марией). В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.

2. Нежинская гимназия высших наук.

Сообщение ученика.

Здесь, в гимназии проявилась, многосторонняя одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» так же пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он связывает с государственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о писательстве.

3. Встреча с Пушкиным

Сообщение ученика.

По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831 г. У Плетнева он был представлен Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе…»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия…!»

В гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими. Гоголь делится и обсуждает с поэтом свои творческие планы, пишет статью о Пушкине, где определяет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в свою очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывал темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подал Гоголю Пушкин.

4. Повесть «Тарас Бульба».

Сообщение ученика.

Повесть «Тарас Бульба» - результат серьезного увлечения историей. В начале 30-х гг. он был адъюнкт-профессором в Петербургском университете. Занятия историей шли параллельно возникновению художественных замыслов. В 1835 г. Он написал первый вариант «Тараса Бульбы», вошедший в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести Гоголь подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народов. (Зачитывается монолог Тараса о любви русского человека к своей земле.)

5. «Ревизор» - великая комедия Гоголя об общественных нравах и о чиновничьей России.

Комментарий учителя.

Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».


6. Отъезд Гоголя за границу. «Мертвые души» - поэма в прозе.

7. Возвращение на родину. Творческий кризис. Смерть Гоголя. Художественное своеобразие Гоголя – в мастерстве языка и создании художественной детали.

Комментарий учителя.

Смерть Гоголя потрясла русское общество. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии. От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Донском монастыре гроб несли на руках профессора и студенты университета. После революции 1917 г. Останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище.

Гоголь, оказал исключительно сильное влияние на русскую литературу. Его называли основателем «натуральной школы»., позднее другой писатель, скажет о «двух направлениях в русской литературе: пушкинском и гоголевском».

III. Лекция учителя

Историческая основа повести «Тарас Бульба».

Вы прочитали повесть «Тарас Бульба», но это лишь начало знакомства с произведением и его знаменитым героем. Гоголь писал об эпохе, которую отделяло от него несколько веков. Почему писатель обратился к столь давним временам? Кто такие запорожские казаки?

Обратимся сначала к древней истории нашей страны.

Монгольское нашествие в середине XII века привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (будущая Великороссия) оказались под игом ордынских ханов, позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши. Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе литовского княжества, - это теперешняя Белоруссия.

Но большая часть Белоруссии и Украины оставалось православной. Кроме того, со временем многие польские дворяне (по-польски их называли шляхтичами, и это слово прижилось на Украине и в Белоруссии) обзавелись на Украине земельными владениями, и множество украинских крестьян превратилось в их крепостных. Многие украинские и белорусские шляхтичи принимали католичество и воспринимали польский язык и культуру.

В 1596 годе в городе Брест-Литовском была заключена уния (то есть объединение) православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако значительная украинского населения пойти на это не захотела. Начались преследования тех, кто отказался признать унию. Таким образом, к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества было Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов , не признавали распоряжений польского короля и самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Отношение польского правительства к казакам было двойственное. В случае войны оно было не прочь использовать прекрасную казацкую пехоту (запорожцы того времени сражались обычно в пешем, а не в конном строю), но в период мира опасались самостоятельных действий казаков, которые могли спровоцировать ненужную войну с турками, - и вообще смотрело на них как на опасных смутьянов, в любое время готовых обратить оружие против Речи Посполитой.

Таков краткий исторический комментарий.

Второй важный вопрос: как и для чего использовал Гоголь в своей повести реальные исторические события.

намеренно отнес действие «Тараса Бульбы» к XV столетию. Но происходить подобные события должны были или в конце XVI или в первой половине XVII веков. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью. Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, что конечно, не мешало им во время войн с поляками заниматься грабежом и совершать жестокие убийства. Их противники, впрочем, гуманностью тоже не отличались, что вполне было в духе того сурового времени. Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, скрывая их зачастую свирепые дела, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в то время (и даже во времена Гоголя) украинцы чаще называли себя «русскими». «Русскими» они называли также свой язык и свою веру. Это неудивительно, так как понятие «Русь» связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России. Именно украинские земли были ядром Киевской Руси, и предания об этом сохранились в исторической памяти восточнославянских народов. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины (в то время она именовалась Малороссия), что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским (но в то же время и украинским) писателем.

Повесть написана в 1835 году. Это был особый и довольно сложный период в польско-русских отношениях. К тому времени положение дел коренным образом изменилось. В результате казацких восстаний в середине XVII века и разделов Польши в конце XVIII столетия белорусские и большая часть украинских земель вошли в состав русского государства, а позднее

там же оказалась и значительная часть польских земель – и в положении угнетенного народа оказались сами поляки. В 1830 году они восстали, стремясь отвоевать независимость. Русское общество отнеслось к повстанцам враждебно, рассматривая их как бунтовщиков и подозревая в желании отобрать у России Украину и Белоруссию. Среди осудивших восстание были Пушкин, Гоголь и многие другие деятели культуры. Появилось множество сочинений, в которых поляки и католики представали в зловещем или смешном виде, как извечные враги всего русского. Повесть Гоголя, казалось бы, входила в их число. Но почти все эти произведения теперь забыты, а повесть «Тарас Бульба» стала одним из классических произведений русской литературы. Гениальный и искренний писатель создал нечто гораздо большее, чем очередное «патриотическое» произведение антипольской направленности. Более того, Гоголь показал и то, что польское господство на западнорусских землях основывалось не только на грубой силе, но и на притягательности польской (то есть западной) культуры для многих представителей тогдашнего западнорусского общества. Пример того – трагическая судьба Андрия.

IV. Знакомство с героями повести. Комментированное чтение первых глав

По ходу чтения поясняем непонятные слова и бытовые реалии описываемой эпохи.

V. Беседа по вопросам

– Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем оно проявляется? В чем вы видите различие?

– Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы рисуются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.

– Почему характеристика Тараса возникает на фоне образа «бедной старушки»? Какие качества героя подчеркивает автор?

Примечание:

Найдем фрагменты авторского монолога, обратим внимание на следующие отрывки: «Это был один из тех характеров…» (типизация), «…могли возникнуть только в тяжелый XV век…» (историческая типизация). Подчеркнем, что Гоголь считает казачество скорее выражением «русского духа» (способность к крайним проявлениям – от 2мирного» до «разгульного»), нежели историческим или национальным слоем.

Домашнее задание

1. Составить рассказ о Тарасе Бульбе по I главе.

2. Найти в повести эпизоды, где проявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность.

3. Опережающее задание: подобрать материал доя характеристики героев повести

Общий противоречивый замысел романа, разнородность его отдельных частей, несомненно, давали себя чувствовать по мере развертывания работы над романом. При этом отчетливо сказывалось недостаточное знание эпохи. Все это вместе, по всей вероятности, и явилось причиной того, что Гоголь прекратил работу над романом «Гетьман»; однако он не оставил мысли написать произведение, посвященное тем событиям, которые были затронуты в романе.

Между «Тарасом Бульбой» и «Гетьманом» есть несомненные черты сходства, отдельные образы и сцены «Гетьмана» являются как бы эскизами для «Тараса Бульбы». Кроме отмеченной уже связи образа матери Пудько и жены Тараса Бульбы, можно указать на известную перекличку образа Остраницы с образом Андрия. Сцена встречи Остраницы с Пудько положена в основу сцены встречи Тараса Бульбы со своими боевыми товарищами, в которой вспоминаются погибшие друзья. В «Тарасе Бульбе» упоминается и Остраница - казацкий гетман, к войскам которого принадлежит и полк, предводительствуемый Тарасом Бульбой. При всем том эпопея является произведением с неизмеримо более высокими идейными и художественными качествами, чем «Гетьман». Источником коренного отличия «Тараса Бульбы» от первых опытов на исторические темы является глубокое проникновение в эпоху, в историческое прошлое.

К исторической эпопее Гоголь подошел, когда более четко определился его реалистический метод. До этого были созданы не только «Старосветские помещики» и повесть о ссоре, по и сцепы «Владимира третьей степени», первая редакция «Женитьбы». Нередко высказывалась мысль о том, что основным источником, питавшим Гоголя при создании «Тараса Бульбы», была устная народная поэзия. В этом случае точно так же берется под сомнение реальное знание писателем исторического материала. Такого рода взгляды неверно освещают и самый процесс творческого труда Гоголя, и его результаты.

Как известно, во второй половине 1833 и в 1834 годах Гоголь усиленно занимался историей Украины, намереваясь написать научный труд. С целью возможно более широкого сбора неопубликованных материалов он напечатал «Объявление об издании истории Малороссии», в котором обращался к широкой публике с просьбой прислать ему в копиях или оригиналах неопубликованные летописи, записи, песни, деловые бумаги и т. д. Все источники, которые удалось собрать, Гоголь тщательно изучил. Научный труд по истории Украины ему написать не пришлось, однако материалы, относящиеся в первую очередь к истории казачества, были использованы им в его творческой работе над эпопеей.

По ни сводные труды, ни отдельные хроники не удовлетворяли полностью Гоголя. В летописях, хрониках было не только мною противоречии, но и сам материал был нередко весьма скуден, мало давал пищи воображению художника. «Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать,- заявлял писатель. И тут ему неоценимую помощь оказывало народное творчество, народные песни, которые он изучал, начиная еще с нежинского периода своей жизни. Набросок этой общей картины писатель дал в статье «Взгляд на составление Малороссии». Характеризуя происхождение казачества, Гоголь писал там о южнорусских степях: «…беззащитная, открытая земля эта была землей Опустошений и набегов,- местом, где сшибались три враждующие нации, Это была земля страха; и потому в ней мог образоваться только народ воинственный, сильный своим соединением, народ отчаянный, которого вся жизнь была повита и взлелеяна войною. И вот выходцы вольные к невольные, бездомные, те, которым нечего было терять, которым жизнь - копейка, которых буйная воля не могла терпеть законов и власти, которым везде грозила виселица, расположились и выбрали самое опасное место в виду азиатских завоевателен - татар и турков. Эта толпа, разросшись и увеличившись, составила целый парод, набросивший своп характер и, можно сказать, колорит на всю Украину…».С большой проницательностью Гоголь указывал на истоки образования казачества. Спасаясь от крепостного гнета, крестьяне бежали на южные окраины, в степи, где они оказывались вне власти феодалов, становились вольными людьми. Стремление к воле, бегство от притеснений закона и власти - вот в чем он видел важнейшую причину возникновения казачества и Запорожской Сечи. Широта исторических воззрений Гоголя становится особенно ясной, если сравнить его высказывания с существовавшими в то время взглядами на эту проблему. Д. Н. Бантыш-Каменский в «Истории Малой России» писал: «Запорожцы, должно думать, переселились за Днепр с Кавказа, где ныне обитают черкесы, парод воинственный, упражняющийся в разбоях. Одно название, одинокий нрав, одинокая склонность к набегам подтверждают сию догадку. Или изгнаны они из отчизны междоусобною бранью, у азиатских народов обыкновенною, или, опустошая смежные земли, избрали себе новое жилище в местах, орошаемых величественным Днепром».

В исторической концепции «Тараса Бульбы» весьма существенны и другие ее составные элементы. Казачество для Гоголя - это та сила, которая сыграла крупнейшую роль в защите русской земли от внешних врагов. «Его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от сих неукротимых стремлений, грозивших ее опрокинуть».

Гоголь противопоставляет преданность казаков родине, бесстрашную защиту ее от нападений извне той корыстной, мелкой вражде, в которой находились князья, пренебрегая интересами родной земли. Писатель глубоко и верно показывает значение казачества в обороне страны от иноземных врагов. Образовавшееся па ее окраинах казачество в суровых битвах защищало русскую землю от опустошительных набегов степных кочевников, крымских татар, турок.

На все возраставшее социальное и национальное угнетение украинский народ ответил бурным освободительным движением. В начале 90-х годов XVI века произошло крупное восстание под руководством Косинского. Не успели польские магнаты справиться с ним, как в 1594 году вспыхнуло новое, еще более широкое по своему размаху восстание, руководителем которого был Наливайко, одержавший вначале ряд серьезных побед. В конце 20-х годов XVII века крупное восстание возглавляет Тарас Трясило, затем в 30-Х годах одно за другим следуют восстания под предводительством Павлюка, Гуни, Острянина. В 1648 году начинается великая историческая борьба украинского народа за свое освобождение, возглавляемая Богданом Хмельницким, борьба, приведшая к воссоединению двух братских народов - украинского и русского.

Тарас Бульба стал символом отваги и любви к отчизне. Персонаж, появившийся на свет из-под пера , успешно прижился в кинематографе и даже в музыке - оперные постановки по мотивам гоголевской повести идут в театрах всего мира начиная с конца XIX века.

История создания персонажа

Повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь отдал 10 лет жизни. Замысел эпичного произведения в жанре исторической повести родился в 1830-х годах и уже в середине десятилетия украсил сборник «Миргород». Однако автора литературное творение не удовлетворяло. В итоге оно пережило восемь правок, причем кардинальных.

Первоначальный вариант Николай Васильевич переписывал вплоть до изменения сюжетных линий и введения новых героев. С годами повесть потолстела на три главы, батальные сцены наполнились красками, а Запорожская Сечь обросла мелкими подробностями из жизни казаков. Говорят, писатель выверял каждое слово, чтобы оно более точно передавало атмосферу и характеры действующих лиц, при этом стремился сохранить колорит украинского менталитета. В 1842 году произведение вышло в новой редакции, но все равно исправлялось вплоть до 1851 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» - это не просто увлекательная история человеческих судеб, но так же и история, которая произошла на нашей русской земле много столетий назад. В произведении описывается жизнь казацкого полковника Тараса Бульбы и судьбы его сыновей. Было их двое, каждый из них отличался индивидуальным характером и своим взглядом на мир. Остап, старший сын, больше походил на отца, обладал таким же жестким характером, решительностью и серьезность. Младший сын Андрей, пока еще не окончательно сформировался как личность, всю дорогу домой он думал о молодой полячке, а другое, более важное, не попадалось в полезрения его мыслей.

В повести, казацкое войско идет на Польшу, в надежде отомстить и победить врага. По своему пути она оставляют много крови и опустошенных жилишь. Наткнувшись на один из польских городов, казаки встречают сильное сопротивление. Поэтому, они решают переждать, пока поляки не подохнут от голода. В данной картине мы видим, как чувствовали себя участники этого боя. Они слепо шли за своим руководителем, выполняли все его прихоти. Они воюют ради чести своей страны, ни один из них не способен на предательство.

Во время осады города, казаки вели разгульный образ жизни. Они грабили соседние деревни, выпивали в день дюжину пива, в общем кутили как могли. Такая жизни не нравилась молодым казакам, среди которых были и наши герои Андрей и Осип. Отец уверял их, что так бывает не всегда и совсем скоро их войско ждет большие сражения и великие победы.

Все меняется, когда Андрей узнает от старой татарки, что его возлюбленная полька, находится в ловушке, в том самом городе, который они осадили. Не думая ни о чем, он отрекается от своего отца и брата. Мнимая любовь слепо управляет молодым и неопытным парнем, он считает девушку своей отчизной, поэтому с легкостью предает свою родину. Отец сражен данной вестью, он не мог себе предположить, что его родно сын готов на такое предательство. Поэтому он убивает его, предателя, которого когда то называл сын.
Уже спустя время враги берут в плен старшего сына, Тарас Бульба пускается в опасное путешествие, в надежде выкупить его из плена. Но отец не успевает спасти своего сына, он появляется во время страшного момента, когда его сын выкрикивает свои последние слова, после чего его казнят перед большой толпой зевак.

После смерти сына, Тарасом движет чувство мести. Он штурмом идет по всей Польше, а его верные люди идут за ним следом. С помощью своей силы и преданности людей, он добивается больших побед. Каждая из них, понемногу затягивает рану от потери сына. Стоит заметить, что порой, Тарас вспоминает и младшего, но только боль и обида стоит в его глазах, когда он думает о Андрее.

Путешествие мужчины не длились долго, скоро на его лагерь устроили засаду. Когда Тарас Бульба и его люди остановились возле соседнего города, с целью передохнуть. Враги напали на них неожиданно, у людей Тараса не было шансов. Они кинулись бежать, но предводителя поймали. Когда его привязали к дереву, он крикнул своим людям бежать к холму, где они могли бы скрыться на лодках. План удался, Тарас Бульба смог спасти своих людей от гибели, в глаза своих людей он остался героем. Еще долго люди говорили о нем, о его силе, чести и достоинства.

История создания повести «Тарас Бульба»

Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей -- Самовидца, Величко, Грабянки и т. д.

Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. В 1834 году в письме к И. Срезневскому он остроумно заметил, что эти летописи, создававшиеся не по горячему следу событий, а «тогда, когда память уступила место забвению», напоминают ему «хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены» (X, 299).

Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был еще один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих «выпытать дух минувшего века» и постигнуть «историю народа». Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.

Гоголь многое берет в народной поэзии, но берет как писатель, чуткий и восприимчивый к ее художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему «Тараса Бульбы», на язык повести.

Яркий живописный эпитет, красочное сравнение, характерный ритмический повтор -- все эти приемы усиливали пасенное звучание стиля повести. «Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба?» (II, 105). Или: «Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев» (II, 143). Необыкновенно эмоциональная, лирическая окраска фразы, равно как и все другие ее художественные приметы, создает ощущение органической близости манеры гоголевского повествования к стилю народной песни.

В повести чувствуется влияние былинно-песенного приема распространенных сравнений: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен... Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный вскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца» (II, 143).

Сравнение становится столь обширным, что вырастает словно в самостоятельную картину, которая на самом деле нисколько не является самодовлеющей, а помогает конкретнее, полнее, глубже раскрыть характер человека или его душевное состояние.

«Тарас Бульба» имеет.большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.

В писательском облике Гоголя есть одна весьма примечательная черта. Написав и даже напечатав свое произведение, он никогда не считал свою работу над ним законченной, продолжая неутомимо совершенствовать его. Вот почему произведения этого писателя имеют такое множество редакций. Гоголь, по свидетельству Н. В. Берга, рассказывал, что он до восьми раз переписывал свои произведения: «Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания» «Гоголь в воспоминаниях современников», стр. 506..

Интерес Гоголя к украинской истории после 1835 года нисколько не ослабевал, а порой даже приобретал особую остроту, как это было, например, в 1839 году. «Малоросси<йские> песни со мною», -- сообщает он Погодину в середине августа этого года из Мариенбада. «Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной» (XI, 240--241). Гоголь в это время размышляет об Украине, ее истории, ее людях, и новые творческие замыслы будоражат его сознание. В конце августа того же года он пишет Шевыреву: «Передо мною выясниваются и проходят поэтическим строем времена казачества, и если я ничего не сделаю из этого, то я буду большой дурак. Малороссийские ли песни, которые теперь у меня под рукою, навеяли их или на душу мою нашло само собою ясновидение прошедшего, только я чую много того, что ныне редко случается. Благослови!» (XI, 241).

Усилившийся осенью 1839 года интерес Гоголя к истории и к фольклору был связан с задуманной им драмой из украинской истории «Выбритый ус», а также с работой над второй редакцией «Тараса Бульбы». Пришлось снова обратиться к написанным в различное время черновым наброскам новой редакции, заново многое переосмысливать, устранять некоторые случайно вкравшиес"я противоречия Например, в черновом варианте одной из глав Кукубенко умирал, а в последующей главе, которая должна была служить продолжением предыдущей, снова оказывался участником ба-талий. и т. д. Интенсивная работа продолжалась в течение трех лет: с осени 1839 года до лета 1842.

Вторая редакция «Тараса Бульбы» создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом «Мертвых душ», т. е. в период наибольшей идейно-художественной зрелости писателя. Эта редакция стала глубже по своей идее, своему демократическому пафосу, совершеннее в художественном отношении.

Чрезвычайно характерна эволюция, которую претерпела повесть. Во второй редакции она значительно расширилась в своем объеме, став почти в два раза больше. Вместо девяти глав в первой редакции -- двенадцать глав во второй. Появились новые персонажи, конфликты, ситуации. Существенно обогатился историко-бытовой фон повести, были введены новые подробности в описании Сечи, сражений, заново написана сцена выборов кошевого, намного расширена картина осады Дубно и т. п.

Самое же главное в другом. В первой, «миргородской», редакции «Тараса Бульбы» движение украинского казачества против польской шляхты еще не было осмыслено в масштабе общенародной освободительной борьбы. Именно это обстоятельство побудило Гоголя к коренной перс-работке всего произведения. В то время как в «миргородской» редакции «многие струны исторической жизни Малороссии» остались, по словам Белинского, «нетронутыми», в новой редакции автор исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии» (VI, 661). Ярче и полнее раскрывается здесь тема народно-освободительного движения, и повесть в еще большей мере приобретает характер народно-героической эпопеи.

Подлинно эпический размах приобрели во второй редакции батальные сцены.

Вышколенному, но разобщенному воинству польской шляхты, в котором каждый отвечает только за себя, Гоголь противопоставляет сомкнутый, железный, проникнутый единым порывом строй запорожцев. Внимание писателя почти не фиксируется на том, как сражается тог или иной казак. Гоголь неизменно подчеркивает слитность, общность, мощь всей Запорожской рати: «Без всякого теоретического понятия о регулярности, они шли с изумительною регулярностию, как будто бы происходившею от того, что сердца их и страсти били в один такт единством всеобщей мысли. Ни один не отделялся; нигде не разрывалась эта масса». То было зрелище, продолжает Гоголь, которое могло быть достойно передано лишь кистью живописца. Французский инженер, воевавший на стороне врагов Сечи, «бросил фитиль, которым готовился зажигать пушки, и, позабывшись, бил в ладони, крича громко: «Браво, месье запороги!» (II, 329).

Этот яркий, но несколько театральный эпизод претерпел затем существенную эволюцию. Он развертывается в большую батальную картину, эпическую по своей широте. В первой редакции французский инженер, о котором сказано, что он «был истинный в душе артист», восхищается красотой казацкого строя, который в едином порыве несется на пули врага. Во второй редакции подробно изображается уже самый бой, а иноземный инженер дивится не строю казаков, а их «невиданной тактике» и при этом произносит уже совсем иную фразу: «Вот бравые молодцы-запорожцы! Вот как нужно биться и другим в других землях!» (II, 135).

Подвергается серьезной переработке образ Тараса Бульбы: он становится социально более выразительным и психологически цельным. Если в «миргородской» редакции он перессорился со своими товарищами из-за неравного дележа добычи (II, 284) -- деталь, явно противоречившая героическому характеру Тараса Бульбы, -- то в окончательном тексте повести он «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов» (II, 48). Подобное усиление идейного акцента мы находим и в ряде других случаев. Например, в «миргородской» редакции: «Вообще он (Тарас. -- С. М.) был большой охотник до набегов и бунтов» (II, 284). В окончательной же редакции 1842 года мы читаем: «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма» (II, 48). Таким образом, из «охотника до набегов и бунтов» Тарас Бульба превращается в «законного» защитника угнетенного народа. Усиливается патриотическое звучание образа. Именно во второй редакции Тарас произносит свою речь о том, «что такое есть наше товарищество».

Некоторые важные изменения претерпевает и образ Андрия. Он приобретает ощутимо большую психологическую определенность. Гоголю удается преодолеть прежде присущую образу Андрия известную схематичность и однолинейность. Внутренний мир его переживаний становится более емким, сложным. Его любовь к полячке теперь не только глубже мотивируется, но и получает более яркую эмоциональную, лирическую окраску.

В работе над окончательным текстом «Тараса Бульбы» Гоголь несомненно учел художественный опыт исторической прозы Пушкина. Именно во второй редакции повесть приобрела ту реалистическую полноту и завершенность поэтической формы, которая отличает это великое произведение русской классической литературы.