Урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке») план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему. Сыновний долг

«Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела… Попрыгунья-стрекоза… Попрыгунья-стрекоза…»
Строчки из детского стихотворения прицепилось намертво. Сотни стрекоз с прозрачными крылышками водили хороводы, прочно обосновавшись под черепной коробкой. Не давали думать. Ни о чем. Абсолютно ни о чем.
- Попрыгунья-стрекоза, попрыгунья-стрекоза… - ворчливо повторяла вслух Рэна в надежде, что прилипчивые рифмы отвяжутся. – Так обозвать мать свою! Совесть есть? – Это уже громче. Почти истерично. В сторону комнаты сына.
Макс появился в дверном проеме, покрутил пальцем у виска и насмешливо уставился на родительницу. Насекомые наконец-то прощально помахали Рэне чудовищным веером, сложив все крылья в одно – огромное, внушительное, даже пугающее. Получилось, можно сказать, символично, и… «Остапа понесло»… Остановиться на полном ходу Рэна не могла. Вернее, не умела. Или привыкла… Так было всегда. Почти ежедневно. Обычно после полуночи. Крик переходил в слезы, слезы - в рыдания, рыдания – в истерический смех. А потом - успокоительное, снотворное и кошмары в сновидениях.
Рэна кричала на сына, а он молча жевал бутерброд и запивал чаем. Равнодушно и отстранено.
«Меня никто не понимает. И не воспринимает всерьез. Мне даже не к кому обратиться за помощью. У всех есть друзья. Родные. Сослуживцы, в конце концов. Они знают, что их кто-то выслушает. Поможет. Посоветует. А мне? Куда мне? К кому?.. А надо ли? Все равно осталось не так много… Что, кто-то знает способ избавления от смертельного недуга? Или предложит воспользоваться волшебной палочкой?»
Истерики были частью ее жизни. Её панцирем, скорлупкой. В них она преуспела, как ни в чем другом. Сделать из мухи слона? Да раз плюнуть! Приврать, чтоб сказку сделать былью? Как дважды два! Рэна с детства усвоила, что сопротивление, запряженное в одну упряжку с нападением, рано или поздно приведет к нужному результату, и упрямо сопротивлялась. Сначала родительским советам и приказам. Первая нападала и всегда поступала, как считала нужным только сама. Чужое мнение не уважала, с ним не считалась. Когда Рэне исполнилось четырнадцать лет,
она ушла из дома и в первую очередь избавилась от ненавистного имени – Раиса, превратившись в Рэну. В знак протеста. И для самоутверждения. Прибилась к хиппи, кочевала из города в город, носила цветные лохмотья, курила «травку» и неделями не мыла голову. Потом появился Вадик, пытавшийся ее перевоспитать. Рэна снова сопротивлялась. Результатом стало судьбоносное решение о рождении ребенка, а Вадик исчез из ее жизни в тот день, когда родился Макс.
Пришлось на какое-то время превратиться в рядовую мать-одиночку и даже устроиться на работу.
В борьбе за выживание, уже вдвоем с ребенком, Рэна обнаружила некоторые плюсы. Во-первых, её жалели окружающие. Несовершеннолетняя девчонка. Сирота (так она представлялась новым знакомым). Как же не посочувствовать? Не прилагая особых усилий, молодая мамаша получала многие блага совершенно бесплатно. Смазливая внешность, коммуникабельность, живой язык, врожденная интуиция открывали перед ней самые неподатливые двери. А во-вторых, отсутствие средств мобилизовало все, до сих пор дремлющие, таланты девушки. Дар повелевать мужчинами был основным. Вот в этой области Рэна и решила преуспеть, листая популярные женские журналы во время прогулок с сыном.
- Жить, как миллионы российских затюканных тёток? Стать одной из них? Откладывать на боках жировые прослойки про запас? Толкаться в очередях? Ездить на городском транспорте в толчее среди потных тел? Ни за что! – Частенько упражнялась Рэна в аутотренинге перед зеркалом. Подруг у нее не было, и заводить их она не собиралась - конкурентки…
- Я – умная, успешная, привлекательная. У меня море поклонников. Мне каждый день дарят роскошные букеты, я одеваюсь в самых дорогих заграничных бутиках, я отдыхаю на самых престижных курортах мира. Все, без исключения, мужчины боготворят меня.
Говорят, что если чего-то очень хочется, то оно обязательно сбудется.
Так и Рэна. Хотела и получила. С маленькими оговорками. «Принца» она-таки повстречала, но не на фешенебельном курорте, а в интуристовской гостинице, где изредка подрабатывала «путаной». На дворец «принц» не раскошелился, и виллу на побережье не подарил, но небольшую квартирку в центре столицы оформил на Рэну – самому в дальнейшем на гостиницы тратиться не надо будет, да и подружку таким подарком можно привязать надолго. Иностранный друг навещал Рэну регулярно, делал подарки, пусть не самые дорогие, но зато все сплошь заграничные – на зависть соседям. Макс был пристроен предприимчивым любовником в круглосуточный интернат при Дипкорпусе, и не доставлял ощутимых хлопот. Рэна разбаловалась: стала часто бывать за границей, полюбила ленивый отдых в уютных отелях с посещением преимущественно нудистских пляжей. Привыкла к СПА-процедурам, регулярным походам в спортивные клубы да по салонам красоты. И сейчас, в свои пятьдесят с хвостиком, она выглядела потрясающе молодо и элегантно. Даже синева под глазами не портила Рэнино холеное лицо. И никто не мог дать ей больше сорока лет.
Вот только готовить, стирать, убирать, вести хозяйство, экономно расходовать средства Рэна так и не научилась, а заполнение квитанции по оплате электроэнергии вводило женщину в длительный ступор.
«Попрыгунья-стрекоза… Допрыгалась. Принц состарился. С довольствия снял. От кормушки отлучил. Теперь на молоденьких заглядывается. Мной брезгует. Бегает по барам чуть ли не со школьницами. Можно подумать, старость они ему отсрочат. Как же! Держи карман шире.
А сынок правильно делает. Все верно. Какая я мать была? Никудышная. Ехидна. Кукушка. Кому могла – подбрасывала. Сколько он меня видел-то маленьким? Десять лет провел в интернате. Словно в тюрьме. Срок отбыл. Иногда ленилась по выходным забирать его домой. Все выдумывала уважительные причины для директрисы. За что Максу меня любить? За тряпки, что Майкл привозил? Да он равнодушен к шмоткам. Годами в одной куртке ходит. И ненавидит меня. Действительно – правильно делает. Пусть ненавидит. И презирает пусть. Только бы из дома не выгнал. И дал умереть в своей постели. Диализ уже не помогает... Донора нет... И денег нет на покупку очереди поближе. Майкл, сволочь, полгода не появляется. Ведь единственный знает, что меня ждет!.. Но помогать не желает. Тридцать лет ему верой и правдой отслужила. Половой тряпкой... Да вот износилась. Теперь проще выбросить, чем подлатать. Трус! Жалкий трус. Ну, и пусть катится к чертям! в свою заграницу. А я назло ему вот как возьму – и проживу остаток жизни по-новому. Прямо сейчас и начну... новую её…»
- Мать, ты, это… не злись… - Максим подошел и положил руку на плечо Рэне. – Я твою медицинскую карту нашел. Случайно. Знаешь, мам, все будет хорошо. Я уже сходил в твой центр и обо всем договорился.
- О чем договорился?
- Об операции…
- Не понимаю… И карта… Ты не мог случайно. Она заперта в столе. Ты сломал замок?
Рэна в недоумении уставилась на сына
- Ну, да. Извини. Это только для твоей же пользы.
- Пользы? – Рэна было взвизгнула по инерции, но тут же спохватилась, вспомнив про новую жизнь.
«Происходит что-то несуразное. Зачем Макс рылся в моем столе? Почему? Для чего? Он так никогда не делал. Он вообще правильный ребенок в отличии от своей непутевой матери. Об операции говорит. Не может быть. Моя очередь подойдет только через год, а может и больше».
- Макс, объясни толком. Откуда возьмется почка? Ты ее купил? На что? На какие средства?
- Да нет же, нет.
- Что тогда? Очередь купил? Или все, кто передо мной, умерли разом? –Недоумевала Рэна.
- Ма-ма! Успокойся. Сядь. Вот, воды выпей, - он подал стакан с минералкой и отвернулся к окну, прислушиваясь, как мать жадно, большими глотками, пьет воду.
– Донором выступлю я. – Жестко, тоном, не терпящим возражений, сказал Макс. У Рэны неестественно округлились глаза, она попыталась что-то сказать, но только по-рыбьи открывала рот, не произнося ни звука. Мать понимала, что решение, приятое сыном – слишком большая жертва, принимать которую она не должна. Рэна разнервничалась, руки не слушались, жили какой-то своей, отдельной жизнью, и еще невыносимо заныло слева от первого шейного позвонка. Она попыталась возразить, но сын продолжил все тем же, строгим голосом:
- У нас с тобой одна группа крови. Мы близкие родственники. Ближе некуда. Ведь так? – Мать непроизвольно кивнула – получилось испуганно. И вообще, она чувствовала себя маленькой девочкой перед своим вмиг ставшим каким-то чужим и слишком взрослым сыном.
- Вот и хорошо. Раз близкие - моя почка тебе подойдет. И приживется лучше. Чем чья-либо.
Хоть Максим и хорохорился, но прилипшие ко лбу волосы говорили о многом. Страх, который никуда не делся после информации, полученной из медицинской карты матери, прочно обосновался в душе, уступив, однако, дорогу любви и благородству. И перебороть этот страх у Максима не хватало сил. Однако он сумел совладать с собой, и уже мягко добавил, глядя на всхлипывающую мать:
- Да не реви, дурная. Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь?
Рэна мотала головой: «Нет, нет и еще раз нет. Не понимаю. Такого не может быть. Он же ненавидит меня. Нет, нет. Это не со мной происходит…»
- А, ну, и не понимай. – Максим махнул рукой и поспешил из комнаты, чтобы самому не разреветься, потому что предательский комок в горле поднимался все выше и выше. – Я пошел телек смотреть. Там футбол. – Буркнул он в дверях и неожиданно для самого себя послал ошеломленной известием Рэне воздушный поцелуй. – Я хочу, чтобы ты понянчила своих внуков.

Урок литературы в 9 классе

«Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела…»
«Чтение с остановками»

Галимова Гюзель Хакимовна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №10»

Формирование УУД:

  • Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
  • Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Остановка №1 «Корзина идей»

«Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела… Попрыгунья-стрекоза… Попрыгунья-стрекоза…» слайд № 2

Звучит отрывок из басни: «Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела… Попрыгунья-стрекоза… Попрыгунья-стрекоза…»

Ребята, у нас сегодня намечается урок, который пройдет в необычной форме. Прослушав строчки известной басни Крылова, вы, безусловно, задумались над темой сегодняшнего урока.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? слайд № 3

Не буду оспаривать ваши предположения, начнем наш разговор с чтения рассказа начинающей писательницы Ирины Курамшиной «Сыновний долг».

Слайд 4 (портрет) краткая биография

Имя молодого прозаика вам должно запомниться, думаю, и рассказ не оставит вас равнодушными, хотя текст вам незнаком.

Член московского содружества литераторов (МСЛ), член Русского литературного клуба. Родилась в Сибири, по образованию экономист, проживает в Москве, пишет стихи, повести, рассказы.

Чтение с остановками – такой прием, я думаю, для нас сегодня будем самым подходящим.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности слайд № 5

Остановка №2 слайд 6

Строчки из детского стихотворения прицепились намертво. Сотни стрекоз с прозрачными крылышками водили хороводы, прочно обосновавшись под черепной коробкой. Не давали думать. Ни о чем. Абсолютно ни о чем.

Попрыгунья-стрекоза, попрыгунья-стрекоза… - ворчливо повторяла вслух Рэна в надежде, что прилипчивые рифмы отвяжутся. – Так обозвать мать свою! Совесть есть? – Это уже громче. Почти истерично. В сторону комнаты сына.

Макс появился в дверном проеме, покрутил пальцем у виска и насмешливо уставился на родительницу. Насекомые наконец-то прощально помахали Рэне чудовищным веером, сложив все крылья в одно – огромное, внушительное, даже пугающее. Получилось, можно сказать, символично, и…

«Остапа понесло»… Остановиться на полном ходу Рэна не могла. Вернее, не умела. Или привыкла… Так было всегда. Почти ежедневно. Обычно после полуночи. Крик переходил в слезы, слезы - в рыдания, рыдания – в истерический смех. А потом - успокоительное, снотворное и кошмары в сновидениях.

Рэна кричала на сына, а он молча жевал бутерброд и запивал чаем. Равнодушно и отстраненно.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Прочитав отрывок, вы обратили внимание на особый стиль писателя. Какие приемы использует автор в этих абзацах? Что означает выражение «Остапа понесло…»?:

  • С какой целью?
  • Как называется эта композиционная часть сюжета? Слайд № 6

Что мы узнали из прочитанного фрагмента? (простые вопросы)

То есть вы утверждаете, что у героини …?

Вы говорите, что женщина…? (уточняющие вопросы)

Остановка №3 Слайд № 7

«Меня никто не понимает. И не воспринимает всерьез. Мне даже не к кому обратиться за помощью. У всех есть друзья. Родные. Сослуживцы , в конце концов. Они знают, что их кто-то выслушает. Поможет. Посоветует. А мне? Куда мне? К кому?.. А надо ли? Все равно осталось не так много… Что, кто-то знает способ избавления от смертельного недуга ?»

Как называется структурный элемент произведения, в котором начинается быстрое развитие сюжета?

Остановка № 3 помогает раскрыть внутренний мир героини.

Какую новую информацию мы узнали из этого фрагмента?

То есть Вы утверждаете, что героиня рассказа тяжело больна, и ей некому помочь?

Следующий эпизод приоткрывает некоторые страницы биографии нашей героини. Перелистаем и мы.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Остановка №4 Слайд № 8

Истерики были частью ее жизни. Её панцирем, скорлупкой . В них она преуспела, как ни в чем другом. Сделать из мухи слона? Да раз плюнуть! Приврать, чтоб сказку сделать былью? Как дважды два! Рэна с детства усвоила, что сопротивление, запряженное в одну упряжку с нападением, рано или поздно приведет к нужному результату, и упрямо сопротивлялась. Сначала родительским советам и приказам. Первая нападала и всегда поступала, как считала нужным только сама. Чужое мнение не уважала, с ним не считалась. Когда Рэне исполнилось 14 лет , она ушла из дома и в первую очередь избавилась от ненавистного имени – Раиса , превратившись в Рэну. В знак протеста. И для самоутверждения. Прибилась к хиппи , кочевала из города в город, носила цветные лохмотья, курила «травку» и неделями не мыла голову. Потом появился Вадик, пытавшийся перевоспитать ее. Рэна снова сопротивлялась. Результатом стало судьбоносное решение о рождении ребенка, а Вадик исчез из ее жизни в тот день, когда родился Макс. Пришлось на какое-то время превратиться в рядовую мать-одиночку и даже устроиться на работу.

  • Какие средства выразительности используются в этом эпизоде?

Кто такие «хиппи»? Слайд № 9

Почему у Рены нет никого, кто бы мог ей помочь?________________

4. Этап построения проекта выхода из затруднения Слайд № 10

В борьбе за выживание, уже вдвоем с ребенком , Рэна обнаружила некоторые плюсы . Во-первых, её жалели окружающие . Несовершеннолетняя девчонка. Сирота (так она представлялась новым знакомым). Как же не посочувствовать? Не прилагая особых усилий, молодая мамаша получала многие блага совершенно бесплатно. Смазливая внешность, коммуникабельность, живой язык, врожденная интуиция – открывали перед ней самые неподатливые двери. А во-вторых, отсутствие средств мобилизовало все, до сих пор дремлющие, таланты девушки . Дар повелевать мужчинами был основным. Вот в этой области Рэна и решила преуспеть , листая популярные женские журналы во время прогулок с сыном.

***

« - Жить, как миллионы российских затюканных тёток? Стать одной из них? Откладывать на боках жировые прослойки про запас? Толкаться в очередях? Ездить на городском транспорте в толчее среди потных тел? Ни за что!»

Частенько упражнялась Рэна в аутотренинге перед зеркалом. Подруг у нее не было, и заводить их она не собиралась - конкурентки…

Что для героини стало самым важным в жизни?

Как она добивалась поставленной цели?

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

5. Этап реализации построенного проекта.

Какой художественный прием помогает раскрыть внутренний мир героини?

По ключевым словам попробуем составить рассказ о том, как далее будут развиваться события

«Ключевые слова» Слайд № 11

Успешная, привлекательная

Интуристская гостиница

Иностранный друг

Круглосуточный интернат Дипкорпус

Салоны красоты

Попрыгунья-стрекоза допрыгалась

И денег нет

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Остановка №5

«Ключевые слова» (на слайде)

Творческие вопросы

По ключевым словам попробуем составить рассказ о том, как далее развивались события. (учащиеся отвечают)

А сейчас обратимся к тексту для подтверждения ваших предположений. Творческие вопросы Слайд № 12

Я – умная, успешная, привлекательная. У меня море поклонников. Мне каждый день дарят роскошные букеты, я одеваюсь в самых дорогих заграничных бутиках, я отдыхаю на самых престижных курортах мира. Все, без исключения, мужчины боготворят меня. Говорят, что если чего-то очень хочется, то оно обязательно сбудется.

Так и Рэна. Хотела и получила. С маленькими оговорками. «Принца» она-таки повстречала, но не на фешенебельном курорте, а в интуристовской гостинице . На дворец «принц» не раскошелился, и виллу на побережье не подарил, но небольшую квартирку в центре столицы оформил на Рэну – самому в дальнейшем на гостиницы тратиться не надо будет, да и подружку таким подарком можно привязать надолго. Иностранный друг навещал Рэну регулярно, делал подарки, пусть не самые дорогие, но зато все сплошь импортные – на зависть соседям. Макс был пристроен предприимчивым другом в круглосуточный интернат при Дипкорпусе, и не доставлял ощутимых хлопот. Рэна разбаловалась: стала часто бывать за границей, полюбила ленивый отдых в уютных отелях с посещением преимущественно нудистских пляжей. Привыкла к СПА-процедурам, регулярным походам в спортивные клубы да по салонам красоты. И сейчас, в свои пятьдесят с хвостиком , она выглядела потрясающе молодо и элегантно. Даже синева под глазами не портила Рэнино холеное лицо. И никто не мог дать ей больше сорока лет.

Давайте определим значение мало знакомых слов: Интуристская гостиница, Дипкорпус, круглосуточный интернат,

Слайд № 13

Вот только готовить, стирать, убирать, вести хозяйство, экономно расходовать средства Рэна так и не научилась, а заполнение квитанции по оплате электроэнергии вводило женщину в длительный ступор.

«Попрыгунья-стрекоза… Допрыгалась. Принц состарился. С довольствия снял. От кормушки отлучил. Теперь на молоденьких заглядывается. Мной брезгует. Бегает по барам чуть ли не со школьницами. Можно подумать, старость они ему отсрочат. Как же! Держи карман шире.

Творческие вопросы

Предположите, как развернутся события далее? Приближается самый напряженный момент. - Как называется этот композиционный элемент?

Остановка № 6 Слайд № 14

А сынок правильно делает. Все верно. Какая я мать была? Никудышная. Ехидна. Кукушк а. Кому могла – подбрасывала. Сколько он меня видел-то маленьким? Десять лет провел в интернате. Словно в тюрьме . Срок отбыл. Иногда ленилась по выходным забирать его домой. Все выдумывала уважительные причины для директрисы. За что Максу меня любить? За тряпки, что Майкл привозил? Да он равнодушен к шмоткам. Годами в одной куртке ходит . И ненавидит меня . Действительно – правильно делает. Пусть ненавидит. И презирает пусть. Только бы из дома не выгнал. И дал умереть в своей постели. Диализ уже не помогает... Донора нет ... И денег нет на покупку очереди поближе. Майкл, сволочь, полгода уже не появляется. Ведь единственный знает, что меня ждет!.. Но помогать не желает. Тридцать лет ему верой и правдой отслужила . Половой тряпкой ... Да вот износилась. Теперь проще выбросить, чем подлатать. Трус! Жалкий трус. Ну, и пусть катится к чертям! в свою заграницу. А я назло ему вот как возьму – и проживу остаток жизни по-новому. Прямо сейчас и начну... новую её…»

Остановка №7 Слайд № 15

Мать, ты, это… не злись… - Максим подошел и положил руку на плечо Рэне. – Я твою медицинскую карту нашел. Случайно. Знаешь, мам, все будет хорошо. Я уже сходил в твой центр и обо всем договорился.

О чем договорился?

Об операции…

Не понимаю… И карта… Ты не мог случайно. Она заперта в столе. Ты сломал замок? Рэна в недоумении уставилась на сына

Ну, да. Извини. Это только для твоей же пользы.

Пользы? – Рэна было взвизгнула по инерции, но тут же спохватилась, вспомнив про новую жизнь.

«Происходит что-то несуразное. Зачем Макс рылся в моем столе? Почему? Для чего? Он так никогда не делал. Он вообще правильный ребенок в отличие от своей непутевой матери. Об операции говорит. Не может быть. Моя очередь подойдет только через год, а может и больше».

Слайд № 16

Макс, объясни толком. Откуда возьмется почка? Ты ее купил? На что? На какие средства?

Да нет же, нет.

Что тогда? Очередь купил? Или все, кто передо мной, умерли разом? - недоумевала Рэна.

Ма-ма! Успокойся. Сядь. Вот, воды выпей, - он подал стакан с минералкой и отвернулся к окну, прислушиваясь, как мать жадно, большими глотками, пьет воду.

– Донором выступлю я. – Жестко, тоном, не терпящим возражений, сказал Макс. У Рэны неестественно округлились глаза, она попыталась что-то сказать, но только по-рыбьи открывала рот, не произнося ни звука. Мать понимала, что решение, приятое сыном – слишком большая жертва, принимать которую она не должна. Рэна разнервничалась, руки не слушались, жили какой-то своей, отдельной жизнью, и еще невыносимо заныло слева от первого шейного позвонка. Она попыталась возразить, но сын продолжил все тем же, строгим голосом.

Чтобы разобраться в мотивах поступков героев, заполним кластеры.

1 группа –Рена, 2 группа – Майкл, 3 группа - Макс

Слайды № 16, 17, 18

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Оценочные вопросы

1 группа Можно ли назвать Рэну счастливой? Почему?

2 группа - Какое впечатление произвел на вас Майкл? Какой он?

3 группа - Почему Макс, а не Максим? Как вы отнеслись к поступкам этого героя?

Остановка №8 Слайд 20

У нас с тобой одна группа крови. Мы близкие родственники. Ближе некуда. Ведь так? – Мать непроизвольно кивнула – получилось испуганно. И вообще, она чувствовала себя маленькой девочкой перед своим вмиг ставшим каким-то чужим и слишком взрослым сыном.

Вот и хорошо. Раз близкие - моя почка тебе подойдет. И приживется лучше. Чем чья-либо.

Хоть Максим и хорохорился, но прилипшие ко лбу волосы говорили о многом. Страх, который никуда не делся после информации, полученной из медицинской карты матери, прочно обосновался в душе, уступив, однако, дорогу любви и благородству. И перебороть этот страх у Максима не хватало сил. Однако он сумел совладать с собой, и уже мягко добавил, глядя на всхлипывающую мать:

Да не реви, дурная. Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь?

Эпизод их жизни рядовой матери-одиночки перерастает в клубок очень серьезных социальных и нравственных проблем. - Какие проблемы поднимаются в рассказе ? Фишбоун

8. Этап включения в систему знаний и повторение Слайд № 21

Слайд № 22

Остановка №8 Слайд № 23

Рэна мотала головой: «Нет, нет и еще раз нет. Не понимаю. Такого не может быть. Он же ненавидит меня. Нет, нет. Это не со мной происходит…»

А, ну, и не понимай. – Максим махнул рукой и поспешил из комнаты, чтобы самому не разреветься, потому что предательский комок в горле поднимался все выше и выше. – Я пошел телек смотреть. Там футбол. – Буркнул он в дверях и неожиданно для самого себя послал ошеломленной известием Рэне воздушный поцелуй. – Я хочу, чтобы ты понянчила своих внуков.

Мы прочитали с вами рассказ-миниатюру с метким названием «Сыновний долг».

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Как надо поступать, чтобы не оказаться на месте героини?

Как бы вы поступили на месте сына?

Домашнее задание Слайд № 24
«Оставьте за мной последнее слово»

«НЕОБЫЧНАЯ ОБЫЧНОСТЬ» ЭССЕ на тему «ОСТАВЬТЕ ЗА МНОЙ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО»,

В котором хотелось бы написать о том, о чем мы не успели поговорить на уроке

(проблема, тема, вопрос – то, что осталось «за кадром»)


Сборник рассказов И. Курамшиной поражает читателя какой-то ненавязчивой привлекательностью: начав читать один из них, ощущаешь, что уже не можешь оторваться. Какой из рассказов ни возьми, он отличается не только актуальностью, но и свежестью поставленных автором проблем. Незамысловатые зарисовки из жизни, подсмотренные писателем, заставляют читателей, молодых людей от 15 до 20 лет, не только задуматься, но и сделать важные выводы о добре и зле, нравственном выборе человека, его назначении в жизни. Л.М.Бенделева – учитель России, «Почетный работник общего образования», обладатель президентского гранта в рамках нац.проекта «Образование».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сыновний долг. Сборник рассказов (Ирина Курамшина, 2018) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

«Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела… Попрыгунья-стрекоза… Попрыгунья-стрекоза…»

Строчки из детского стихотворения прицепилось намертво. Сотни стрекоз с прозрачными крылышками водили хороводы, прочно обосновавшись под черепной коробкой. Не давали думать. Ни о чем. Абсолютно ни о чем.

– Попрыгунья-стрекоза, попрыгунья-стрекоза… – ворчливо повторяла вслух Рэна в надежде, что прилипчивые рифмы отвяжутся. – Так обозвать свою мать! Совесть есть? – это уже громче. Почти истерично. В сторону комнаты сына.

Макс появился в дверном проеме, покрутил пальцем у виска и насмешливо уставился на родительницу. Насекомые наконец-то прощально помахали Рэне чудовищным веером, сложив все крылья в одно – огромное, внушительное, даже пугающее. Получилось, можно сказать, символично, и… «Остапа понесло»…

Остановиться на полном ходу Рэна не могла. Вернее, не умела. Или привыкла… Так было всегда. Почти ежедневно. Обычно после полуночи. Крик переходил в слезы, слезы – в рыдания, рыдания – в истерический смех. А потом – успокоительное, снотворное и кошмары в сновидениях.

Рэна кричала на сына, а тот молча жевал бутерброд и запивал чаем. Равнодушно, отстраненно.

«Меня никто не понимает. И не воспринимает всерьез. Мне даже не к кому обратиться за помощью. У всех есть друзья. Родные. Сослуживцы, в конце концов. Они знают, что ихвыслушают. Помогут. Посоветуют. А мне? Куда мне? К кому?.. А надо ли? Все равно осталось не так много… Что, кто-то знает способ избавления от смертельного недуга? Или предложит воспользоваться волшебной палочкой?»

Истерики были частью ее жизни. Ее панцирем, скорлупкой. В них она преуспела, как ни в чем другом. Сделать из мухи слона? Да раз плюнуть! Приврать, чтоб сказку сделать былью? Как дважды два! Рэна с детства усвоила, что сопротивление в одной упряжке с нападением, рано или поздно приведут к нужному результату. Первая нападала и всегда поступала, как считала нужным только сама. Чужое мнение не уважала, никогда с ним не считалась. Когда Рэне исполнилось четырнадцать лет, она ушла из дома и в первую очередь избавилась от ненавистного имени Раиса, превратившись в Рэну. В знак протеста. И для самоутверждения. Прибилась к хиппи, кочевала из города в город, носила цветные лохмотья, курила «травку» и неделями не мыла голову. Потом появился Вадик, пытавшийся ее перевоспитать. Рэна снова сопротивлялась. Результатом стало судьбоносное решение о рождении ребенка, а Вадик исчез из ее жизни в тот день, когда родился Макс.

Пришлось на какое-то время превратиться в рядовую мать-одиночку и даже устроиться на работу. В борьбе за выживание, уже вдвоем с ребенком, Рэна обнаружила некоторые плюсы. Во-первых, ее жалели окружающие. Несовершеннолетняя девчонка. Сирота (так она представлялась новым знакомым). Как же не посочувствовать? Не прилагая особых усилий, молодая мамаша получала многие блага совершенно бесплатно. Смазливая внешность, коммуникабельность, живой язык, умело используемая интуиция открывали перед ней самые неподатливые двери. А во-вторых, отсутствие средств мобилизовало все, до сих пор дремлющие, таланты девушки. Дар повелевать мужчинами был основным. Вот в этой области Рэна и решила преуспеть, листая популярные женские журналы во время прогулок с сыном.

– Жить, как миллионы российских затюканных теток? Стать одной из них? Откладывать на боках жировые прослойки про запас? Толкаться в очередях? Ездить на городском транспорте в толчее среди потных тел? Ни за что! – частенько упражнялась Рэна в аутотренинге перед зеркалом. Подруг у нее не было, и заводить их она не собиралась – конкурентки…

– Я умная, успешная, привлекательная. У меня море поклонников. Мне каждый день дарят роскошные букеты, я одеваюсь в самых дорогих заграничных бутиках, я отдыхаю на самых престижных курортах мира. Все без исключения мужчины боготворят меня.

Говорят, что, если чего-то очень хочется, то оно обязательно сбудется.


Так и Рэна. Хотела и получила. С маленькими оговорками. «Принца» она таки повстречала, но не на фешенебельном курорте, а в интуристовской гостинице, где изредка подрабатывала путаной. На дворец «принц» не раскошелился и виллу на побережье не подарил, но небольшую квартирку в центре столицы оформил на Рэну – самому в дальнейшем на гостиницы тратиться не надо будет, да и подружку таким подарком можно привязать надолго. Иностранный друг навещал Рэну регулярно, делал подарки, пусть не самые дорогие, но зато все сплошь заграничные – на зависть соседям. Макс был пристроен предприимчивым приятелем в круглосуточный интернат при Дипкорпусе и не доставлял ощутимых хлопот. Рэна разбаловалась: стала часто бывать за границей, полюбила ленивый отдых в уютных отелях с посещением преимущественно нудистских пляжей. Привыкла к СПА-процедурам, регулярным походам в спортивные клубы да по салонам красоты. И сейчас, в свои пятьдесят с хвостиком, она выглядела потрясающе молодо и элегантно. Даже синева под глазами не портила холеное лицо Рэны. И никто не мог дать ей больше сорока лет.

Вот только готовить, стирать, убирать, вести хозяйство, экономно расходовать средства Рэна так и не научилась, а заполнение квитанции по оплате электроэнергии вводило женщину в длительный ступор.

«Попрыгунья-стрекоза… Допрыгалась. Принц состарился. С довольствия снял. От кормушки отлучил. Теперь на молоденьких заглядывается. Мной брезгует. Бегает по барам чуть ли не со школьницами. Можно подумать, старость они ему отсрочат. Как же! Держи карман шире.

А сынок правильно делает. Все верно. Какая я была мать? Никудышная. Ехидна. Кукушка. Кому могла – подбрасывала. Сколько он меня видел-то в своем безрадостном детстве? Десять лет провел в интернате. Словно в тюрьме. Срок отбыл. Иногда ленилась по выходным забирать его домой. Все выдумывала уважительные причины для директрисы. За что Максу меня любить? За тряпки, что Майкл привозил? Да он равнодушен к шмоткам. Годами в одной куртке ходит. И ненавидит меня. Действительно – правильно делает. Пусть ненавидит. И презирает пусть. Только бы из дома не выгнал. И дал умереть в своей постели. Диализ уже не помогает… Донора нет… И денег нет на покупку очереди поближе. Майкл, сволочь, полгода не появляется. Ведь единственный знает, что меня ждет!.. Но помогать не желает. Тридцать лет ему верой и правдой отслужила. Половой тряпкой… Да вот износилась. Теперь проще выбросить, чем подлатать. Трус! Жалкий трус. Ну, и пусть катится к чертям! В свою заграницу. А я назло ему вот как возьму – и проживу остаток жизни по-новому. Прямо сейчас и начну… новую ее…»

– Мать, ты, это… не злись… – Максим подошел и положил руку на плечо Рэны. – Я твою медицинскую карту нашел. Случайно. Знаешь, мам, все будет хорошо. Я уже сходил в твой центр и обо всем договорился.

– О чем договорился?

– Об операции…

– Не понимаю… И карта… Ты не мог случайно. Она заперта в столе. Ты сломал замок?

Рэна в недоумении посмотрела на сына.

– Ну, да. Извини. Это только для твоей же пользы.

– Пользы? – Рэна было взвизгнула по инерции, но тут же спохватилась, вспомнив про новую жизнь.

«Происходит что-то несуразное. Зачем Макс рылся в моем столе? Почему? Для чего? Он так никогда не делал. Он вообще правильный ребенок в отличии от своей непутевой матери. Об операции говорит. Не может быть. Моя очередь подойдет только через год, а может, и больше».

– Макс, объясни толком. Откуда возьмется почка? Ты ее купил? На что? На какие средства?

– Да нет же, нет.

– Что тогда? Очередь купил? Или все, кто передо мной, умерли разом? – недоумевала Рэна.

– Ма-ма! Успокойся. Сядь. Вот, воды выпей, – он подал стакан с минералкой и отвернулся к окну, прислушиваясь, как мать жадно, большими глотками, пьет воду.

– Донором выступлю я! – жестко, тоном, не терпящим возражений, произнес Макс.

У Рэны неестественно округлились глаза, она попыталась что-то сказать, но только по-рыбьи открывала рот, не произнося ни звука. Мать понимала, что решение, приятое сыном – слишком большая жертва, принимать которую она не должна. Рэна разнервничалась, руки не слушались, жили какой-то своей, отдельной жизнью, и еще невыносимо заныло слева. Она попыталась возразить, но сын продолжил все тем же, строгим голосом:

– У нас с тобой одна группа крови. Мы близкие родственники. Ближе некуда. Ведь так? -мать непроизвольно кивнула, получилось испуганно. И вообще, она чувствовала себя маленькой девочкой перед своим вмиг ставшим каким-то чужим и слишком взрослым сыном.

– Вот и хорошо. Раз близкие – моя почка тебе подойдет. И приживется лучше. Чем чья-либо.

Хоть Максим и хорохорился, но прилипшие ко лбу волосы говорили о многом. Страх, который никуда не делся после информации, полученной из медицинской карты матери, прочно обосновался в душе, уступив, однако, дорогу любви и благородству. И перебороть этот страх у Максима не хватало сил. Но он сумел совладать с собой и уже мягко добавил, глядя на всхлипывающую мать:

– Да не реви, дурная. Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь?

Рэна мотала головой: «Нет, нет и еще раз нет. Не понимаю. Такого не может быть. Он же ненавидит меня. Нет, нет. Это не со мной происходит…»

– А, ну и не понимай, – Максим махнул рукой и поспешил из комнаты, чтобы самому не разреветься, потому что предательский комок в горле поднимался все выше и выше.

– Я пошел смотреть телек. Там футбол,-буркнул он в дверях и неожиданно для самого себя послал ошеломленной известием Рэне воздушный поцелуй.

– Я хочу, чтобы ты понянчила своих внуков.

«Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела… Попрыгунья-стрекоза… Попрыгунья-стрекоза…»
Строчки из детского стихотворения прицепилось намертво. Сотни стрекоз с прозрачными крылышками водили хороводы, прочно обосновавшись под черепной коробкой. Не давали думать. Ни о чем. Абсолютно ни о чем.
– Попрыгунья-стрекоза, попрыгунья-стрекоза… – ворчливо повторяла вслух Рэна в надежде, что прилипчивые рифмы отвяжутся. – Так обозвать мать свою! Совесть есть? – Это уже громче. Почти истерично. В сторону комнаты сына.
Макс появился в дверном проеме, покрутил пальцем у виска и насмешливо уставился на родительницу. Насекомые наконец-то прощально помахали Рэне чудовищным веером, сложив все крылья в одно – огромное, внушительное, даже пугающее. Получилось, можно сказать, символично, и… «Остапа понесло»…
Остановиться на полном ходу Рэна не могла. Вернее, не умела. Или привыкла… Так было всегда. Почти ежедневно. Обычно после полуночи. Крик переходил в слезы, слезы - в рыдания, рыдания – в истерический смех. А потом – успокоительное, снотворное и кошмары в сновидениях.
Рэна кричала на сына, а тот молча жевал бутерброд и запивал чаем. Равнодушно, отстраненно.
«Меня никто не понимает. И не воспринимает всерьез. Мне даже не к кому обратиться за помощью. У всех есть друзья. Родные. Сослуживцы, в конце концов. Они знают, что их кто-то выслушает. Поможет. Посоветует. А мне? Куда мне? К кому?.. А надо ли? Все равно осталось не так много… Что, кто-то знает способ избавления от смертельного недуга? Или предложит воспользоваться волшебной палочкой?»
Истерики были частью ее жизни. Её панцирем, скорлупкой. В них она преуспела, как ни в чем другом. Сделать из мухи слона? Да раз плюнуть! Приврать, чтоб сказку сделать былью? Как дважды два! Рэна с детства усвоила, что сопротивление в одной упряжке с нападением, рано или поздно приведут к нужному результату. Первая нападала и всегда поступала, как считала нужным только сама. Чужое мнение не уважала, никогда с ним не считалась. Когда Рэне исполнилось четырнадцать лет, она ушла из дома и в первую очередь избавилась от ненавистного имени – Раиса, превратившись в Рэну. В знак протеста. И для самоутверждения. Прибилась к хиппи, кочевала из города в город, носила цветные лохмотья, курила «травку» и неделями не мыла голову. Потом появился Вадик, пытавшийся ее перевоспитать. Рэна снова сопротивлялась. Результатом стало судьбоносное решение о рождении ребенка, а Вадик исчез из ее жизни в тот день, когда родился Макс.
Пришлось на какое-то время превратиться в рядовую мать-одиночку и даже устроиться на работу. В борьбе за выживание, уже вдвоем с ребенком, Рэна обнаружила некоторые плюсы. Во-первых, её жалели окружающие. Несовершеннолетняя девчонка. Сирота (так она представлялась новым знакомым). Как же не посочувствовать? Не прилагая особых усилий, молодая мамаша получала многие блага совершенно бесплатно. Смазливая внешность, коммуникабельность, живой язык, умело используемая интуиция открывали перед ней самые неподатливые двери. А во-вторых, отсутствие средств мобилизовало все, до сих пор дремлющие, таланты девушки. Дар повелевать мужчинами был основным. Вот в этой области Рэна и решила преуспеть, листая популярные женские журналы во время прогулок с сыном.
– Жить, как миллионы российских затюканных тёток? Стать одной из них? Откладывать на боках жировые прослойки про запас? Толкаться в очередях? Ездить на городском транспорте в толчее среди потных тел? Ни за что! – Частенько упражнялась Рэна в аутотренинге перед зеркалом. Подруг у нее не было, и заводить их она не собиралась – конкурентки…
– Я умная, успешная, привлекательная. У меня море поклонников. Мне каждый день дарят роскошные букеты, я одеваюсь в самых дорогих заграничных бутиках, я отдыхаю на самых престижных курортах мира. Все, без исключения, мужчины боготворят меня.
Говорят, что если чего-то очень хочется, то оно обязательно сбудется.
Так и Рэна. Хотела и получила. С маленькими оговорками. «Принца» она таки повстречала, но не на фешенебельном курорте, а в интуристовской гостинице, где изредка подрабатывала «путаной». На дворец «принц» не раскошелился, и виллу на побережье не подарил, но небольшую квартирку в центре столицы оформил на Рэну – самому в дальнейшем на гостиницы тратиться не надо будет, да и подружку таким подарком можно привязать надолго. Иностранный друг навещал Рэну регулярно, делал подарки, пусть не самые дорогие, но зато все сплошь заграничные – на зависть соседям. Макс был пристроен предприимчивым любовником в круглосуточный интернат при Дипкорпусе, и не доставлял ощутимых хлопот. Рэна разбаловалась: стала часто бывать за границей, полюбила ленивый отдых в уютных отелях с посещением преимущественно нудистских пляжей. Привыкла к СПА-процедурам, регулярным походам в спортивные клубы да по салонам красоты. И сейчас, в свои пятьдесят с хвостиком, она выглядела потрясающе молодо и элегантно. Даже синева под глазами не портила Рэнино холеное лицо. И никто не мог дать ей больше сорока лет.
Вот только готовить, стирать, убирать, вести хозяйство, экономно расходовать средства Рэна так и не научилась, а заполнение квитанции по оплате электроэнергии вводило женщину в длительный ступор.
«Попрыгунья-стрекоза… Допрыгалась. Принц состарился. С довольствия снял. От кормушки отлучил. Теперь на молоденьких заглядывается. Мной брезгует. Бегает по барам чуть ли не со школьницами. Можно подумать, старость они ему отсрочат. Как же! Держи карман шире.
А сынок правильно делает. Все верно. Какая я мать была? Никудышная. Ехидна. Кукушка. Кому могла – подбрасывала. Сколько он меня видел-то в своем безрадостном детстве? Десять лет провел в интернате. Словно в тюрьме. Срок отбыл. Иногда ленилась по выходным забирать его домой. Все выдумывала уважительные причины для директрисы. За что Максу меня любить? За тряпки, что Майкл привозил? Да он равнодушен к шмоткам. Годами в одной куртке ходит. И ненавидит меня. Действительно – правильно делает. Пусть ненавидит. И презирает пусть. Только бы из дома не выгнал. И дал умереть в своей постели. Диализ уже не помогает... Донора нет... И денег нет на покупку очереди поближе. Майкл, сволочь, полгода не появляется. Ведь единственный знает, что меня ждет!.. Но помогать не желает. Тридцать лет ему верой и правдой отслужила. Половой тряпкой... Да вот износилась. Теперь проще выбросить, чем подлатать. Трус! Жалкий трус. Ну, и пусть катится к чертям! в свою заграницу. А я назло ему вот как возьму – и проживу остаток жизни по-новому. Прямо сейчас и начну... новую её…»
– Мать, ты, это… не злись… – Максим подошел и положил руку на плечо Рэне. – Я твою медицинскую карту нашел. Случайно. Знаешь, мам, все будет хорошо. Я уже сходил в твой центр и обо всем договорился.
– О чем договорился?
– Об операции…
– Не понимаю… И карта… Ты не мог случайно. Она заперта в столе. Ты сломал замок?
Рэна в недоумении уставилась на сына.
– Ну, да. Извини. Это только для твоей же пользы.
– Пользы? – Рэна было взвизгнула по инерции, но тут же спохватилась, вспомнив про новую жизнь.
«Происходит что-то несуразное. Зачем Макс рылся в моем столе? Почему? Для чего? Он так никогда не делал. Он вообще правильный ребенок в отличии от своей непутевой матери. Об операции говорит. Не может быть. Моя очередь подойдет только через год, а может и больше».
– Макс, объясни толком. Откуда возьмется почка? Ты ее купил? На что? На какие средства?
– Да нет же, нет.
– Что тогда? Очередь купил? Или все, кто передо мной, умерли разом? –Недоумевала Рэна.
– Ма-ма! Успокойся. Сядь. Вот, воды выпей, – он подал стакан с минералкой и отвернулся к окну, прислушиваясь, как мать жадно, большими глотками, пьет воду.
– Донором выступлю я. – Жестко, тоном, не терпящим возражений, сказал Макс.
У Рэны неестественно округлились глаза, она попыталась что-то сказать, но только по-рыбьи открывала рот, не произнося ни звука. Мать понимала, что решение, приятое сыном – слишком большая жертва, принимать которую она не должна. Рэна разнервничалась, руки не слушались, жили какой-то своей, отдельной жизнью, и еще невыносимо заныло слева. Она попыталась возразить, но сын продолжил все тем же, строгим голосом:
– У нас с тобой одна группа крови. Мы близкие родственники. Ближе некуда. Ведь так? – Мать непроизвольно кивнула – получилось испуганно. И вообще, она чувствовала себя маленькой девочкой перед своим вмиг ставшим каким-то чужим и слишком взрослым сыном.
– Вот и хорошо. Раз близкие – моя почка тебе подойдет. И приживется лучше. Чем чья-либо.
Хоть Максим и хорохорился, но прилипшие ко лбу волосы говорили о многом. Страх, который никуда не делся после информации, полученной из медицинской карты матери, прочно обосновался в душе, уступив, однако, дорогу любви и благородству. И перебороть этот страх у Максима не хватало сил. Но он сумел совладать с собой, и уже мягко добавил, глядя на всхлипывающую мать:
– Да не реви, дурная. Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь?
Рэна мотала головой: «Нет, нет и еще раз нет. Не понимаю. Такого не может быть. Он же ненавидит меня. Нет, нет. Это не со мной происходит…»
– А, ну, и не понимай. – Максим махнул рукой и поспешил из комнаты, чтобы самому не разреветься, потому что предательский комок в горле поднимался все выше и выше. – Я пошел телек смотреть. Там футбол. – Буркнул он в дверях и неожиданно для самого себя послал ошеломленной известием Рэне воздушный поцелуй. – Я хочу, чтобы ты понянчила своих внуков.

Урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)" предназначен для изучения в сарших классах, может быть использован при подготовке выпускников к итоговому сочинению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)

Урок подготовки к итоговому сочинению по литературе.

Урок разработала РаиляИльгизовна Хакимова,

учитель МБОУ «Гимназия №125»

Советского района

г. Казани

Цель: подготовить учащихся к написанию экзаменационного сочинения.

Задачи:

1) совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки работы с художественным текстом, навыки самостоятельной работы;

2) развивать навыки анализа;

3) учить ценить нравственное начало, заложенное в произведениях;

4) Совершенствовать навыки работы над планом в сочинения;

вспомнить структуру сочинения

Средства обучения: текст рассказов Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке», презентация, карточки.

Ход урока

Учитель читает стихотворение.

Каждый выбирает для себя

- Ребята, о чем стихотворение?

(Предполагаемый ответ: о нравственном выборе человека, о выборе жизненного пути)

А сейчас у меня будет к вам просьба: встаньте 3 человека.

Почему ты решил(а) встать?

Почему ты решил(а) не вставать?

Какое чувство, какую эмоцию вы испытали в тот момент, когда услышали мой вопрос? (Предполагаемые ответы: смятение, интерес, недоумение, беспокойство).

Сейчас каждый из вас сделал выбор. Этот момент уникален, так как секунда принятия решения удивительна тем, что обязательно присутствует некое напряжение в человеке, это очень трудно: взять и выбрать.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Предполагаемые ответы: «нравственный выбор человека», «сложность выбора», «выбор цели в жизни»).

Наш урок – подготовка к написанию итогового сочинения по тематическому направлению «Путь». Подберите самый распространенный синоним к слову «путь». (Дорога). Как это понятие соотносится с вашими предположениями? (Предполагаемые ответы: жизнь человека, его нравственный выбор – это тоже путь).

  1. Этап актуализации ранее изученного материала:

Давайте проведем «Мозговой штурм» . Вспомните, кто ещё из писателей, поэтов обращался к теме жизненного пути как нравственному выбору? (Предполагаемые ответы:А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: Гринёв, Швабрин; Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: Раскольников, Соня; Н.С.Лесков «Очарованный странник»: Флягин, «Леди Макбет Мценского уезда»: Катерина, Сергей; М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: Печорин; Л.Н.Толстой «Война и мир»: Болконский, Безухов, Курагин; А.И.Солженицын «Матренин двор»; В.Г.Распутин «Уроки французского»: Лидия Михайловна.)

Какой вывод сделаем? (Тема нравственного жизненного пути – одна из ключевых в русской литературе. Она всегда актуальна. Об этом вы можете написать во вступлении к сочинению).

  1. Этап применения нового способа действия.

Учитель сообщает цель урока: подготовить учащихся к написанию экзаменационного сочинения по направлению Путь

3. Слово учителя.

Слово «Путь» многозначное, имеет несколько лексических значений. (На доске)

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Путь м.
1) а) Полоса земли, служащая для передвижения (езды, ходьбы); дорога.
б) Любое место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых
производится передвижение , сообщение.
в) Железнодорожная или трамвайная колея .
2) а) Место, по которому можно или следует пройти, проехать.
б) Расстояние, которое предстоит пройти, проехать или которое уже пройдено.
в) перен. Доступ куда, к кому-л.
3) а) Линия движения в какую-л. сторону, к какому-л. месту (обычно заранее
определенному, намеченному); направление.
б) Определенная линия движения, перемещения планет.
в) перен. Направление деятельности, развития кого-л., чего-л.
г) перен. Жизнь человека, ее течение.
4) разг. Процесс езды, передвижения; поездка , путешествие.
5) а) перен. Средство, способ достижения чего-л.
б) Образ действия.

Исходя из этого определения, мы можем указать те темы, которые связаны с направлением Путь:

  • Начало пути
  • Выбор пути
  • Трудности на пути
  • Перепутье
  • Дорога в никуда
  • Ложный путь
  • Путь и попутчики
  • Дорожные размышления и т.д

Сегодня мы остановимся только на одной из узких тем этого направления. Тема урока « Дороги, которые мы выбираем » (т.е.выбор жизненного пути). Для анализа и выбора материала для сочинения предлагаю 2 рассказа Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке».

(Запись в тетради темы урока.)

4. Слово о писателе . (рассказ подготовленного ученика, на доске-портрет писательницы)

Курамшина Ирина Владимировна (сетевой псевдоним IRIHA).

Родилась в Сибири, в г.Иркутске, школу окончила на Таймыре. Сейчас проживает в Москве. Работаетбухгалтером в коммерческой организации. «Литературным творчеством несерьезно увлекалась с юности, писала стихи и заметки в стенные газеты на работе, в местные газеты, поздравления друзьям и знакомым. Более серьезное отношение к собственному творчеству пришло лет 10 назад, начавшись с ведения дневника «Из жизни моих животных». С приходом в мою жизнь в 2004 году Интернета, обосновалась на нескольких литературных сайтах, где и размещаю свои рассказы и стихи»,- пишет о себе Ирина Курамшина. Регулярно публикуется (с 2005 года – практически в каждом номере по 2-5 рассказов) в литературном альманахе «Страна «Озарение», издающегося в г.Новокузнецке.Публикация двух рассказов «Полюби себя» и «Внешний вид» в сборнике «Решетория», Москва, 2006 год.

Публикация трех рассказов «Внешний вид», «Родовые муки» и «Исповедь кошки» в литературно-художественном журнале «Отражение», Гатчина, 2005 год.

Публикация рассказа «Африканские страсти, помноженные на русский темперамент» в Сборнике современной литературы издательства «Гусли», Москва, 2007 год.

Персональный сборник стихотворений «Стою на перепутье мыслей», Москва, 2006 год.

Вы дома познакомились с рассказом И.Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»

5. В ходе урока прошу вас заполнить таблицу

Вопросы для чтения

Что я возьму для сочинения?

«Сыновний долг»

Что я возьму для сочинения?

«Остановка на Самотеке»

  1. Какова тема и основная мысль произведения?
  1. Как вы понимаете название произведения?
  1. Главные герои рассказов
  1. Какие фрагменты (слова, эпизоды) произвели на вас наиболее сильное впечатление?
  1. Над какими вопросами заставила вас задуматься рассказы?

6. БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «СЫНОВНИЙ ДОЛГ»

Как вы думаете, какова основная мысль рассказа? Тема? (тема-взаимоотношения детей и родителей, основная мысль- нравственный выбор сына)

Как строится рассказ? На какие 2 части можно разделить произведение?

(1я часть-описание жизни Рэны и ее маленькой семьи, 2я часть- сообщение сына о том, что он готов на операцию для матери)

Как соотносятся эти 2 части?

1 часть

РЭ

2 часть

Найдите в тексте отрывки, подтверждающие мысль о том, что сначала мы видим конфликт героев, их противостояние

(Макс появился в дверном проеме, покрутил пальцем у виска и насмешливо уставился на родительницу.

Рэна кричала на сына, а он молча жевал бутерброд и запивал чаем. Равнодушно и отстранено.)

Какая Рэна? Почему рефреном повторяется фраза «Порыгунья-стрекоза»? это определение произносит только Максим, или это ощущает сама героиня?

Значения имен героев:

Что обозначает имя Раиса ? Почему героиня поменяла свое имя?(легкая, покорная, уступчивая, беспечная, начальница)

Что обозначает имя Максим (величайший, самый большой, превеликий)

Можно ли назвать имена героев говорящими? Почему?

Когда меняется характер взаимоотношений героев?(- Мать, ты, это… не злись… - Максим подошел и положил руку на плечо Рэне. – Я твою медицинскую карту нашел. Случайно. Знаешь, мам, все будет хорошо. Я уже сходил в твой центр и обо всем договорился.)

Мог ли Максим поступить иначе? (да, мог)

Как он объяснил свое решение?(Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь?)

Как вы напишете аргумент для сочинения «Дороги, которые мы выбираем» (письменное задание на 5-7 минут.Дети зачитывают свои отрывки)
7.БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «ОСТАНОВКА НА САМОТЕКЕ»

Какое настроение возникает у читателей в начале рассказа? (осенняя ноябрьская ночь: героиня «горестно вздохнула», «нехотя шагнула», ноябрь неприветлив»)

Как усиливается настроение промозглой осенней ночи? (на остановке « Сбились в кучу, словно воробьи, – подумала Даша, перебегая наискось Садовое кольцо. – И правильно делают, вон, как завывает ветрило».)

Что обсуждают люди, стоящие на остановке? (пересказ эпизод «люди на остановке)

Почему Даша бросилась на помощь к неизвестному больному? (Шагнула, потому что по-другому поступить не могла. )

Как меняется состояние больного старика? Что в это время происходит с Дашей?

1) Мужчина лежал с широко открытыми глазами и, не мигая, смотрел в темное небо.(решение Даши помочь деду)

2) что тот хватает ртом воздух, неестественно выгнувшись всем корпусом. (Даша вызвала «скорую помощь»)

3) Тот уже не задыхался, лежал спокойно и по-прежнему смотрел в небо. Только теперь он улыбался.(Дашу обрадовало и вселило надежду, что старик не умрет)

4) Старик хотел сказать что-то еще, но по его телу прошла судорога. Широко открытые глаза уставились на Дашу. Ужас? Мольба о помощи? Что? Что???

(Даша плачет, пытается помочь по-своему: Она начала метаться: то подкладывала деду под голову свою сумку, то застегивала ему ворот пальто, то просто гладила стариковскую руку. Приговаривала, постоянно приговаривала, подбадривая не столько умирающего, сколько себя:
– Еще чуть-чуть. Потерпи. Пожалуйста. Они приедут. Уже скоро.)

5) – Бог с ней, – вдруг ясно и четко сказал дед. – Поздно уже.(Даша: Страх улетучился. Ноги стали ватными, закружилась голова…
Кто ж ты, чужой человек? Откуда ты? Почему пустил свою жизнь на Самотёк?..)

Каково лексическое значение слова Самотек? (на экране) 1) Самотек - Стихийный ход дела, работы без плана, без организационного руководства

2) Самотек - Течение жидкости или сыпучих тел, совершающееся силой собственной тяжести, по уклону

Что означает слово Самотек в этом произведении?

- «Прости, дед… прости нас…»За что просит прощения Даша?

Какую роль играют второстепенные герои рассказа?

Чему учит рассказ? (милосердию, доброте, сердечности)

Могла ли Даша поступить по-другому? (да, могла) Как автор объясняет ее поступок? («Беду надо предотвращать» – это Даша усвоила еще в детстве.Так всегда говорила ее мать, этого правила придерживался покойный отец, этому следовала всю свою жизнь и она сама.»)

Как вы напишете аргумент для сочинения «Дороги, которые мы выбираем» (письменное задание на 5-7 минут.Дети зачитывают свои отрывки)
- Вспомним тему нашего урока «Дороги, которые мы выбираем». Какую дорогу выбрали Максим и Даша?

Вернемся к стихотворению «Каждый выбирает для себя» Юрия Левитанского.Можно ли его использовать в сочинении? Каким образом?

Домашнее задание: используя карточки-памятки, написать сочинение «Дороги, которые мы выбираем»