Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина. Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина Кто написал не жалею не

«Все мы в мире тленны...» - такие мысли обычно приходят в голову на закате жизни. В молодости человек живет иллюзией бессмертия. Отчего же поэт задумался о бренности бытия? Он был молод. Правда, жить ему оставалось всего четыре года. Неужели он предчувствовал скорую смерть? Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» поможет ответить на эти вопросы.

Сергей Есенин - поэт, который прожил яркую жизнь, полную надежд и разочарований, побед и поражений, любви и ненависти. Столько чувств и переживаний человек способен выдержать на протяжении долгой размеренной жизни. Но не в течение тридцати лет. Усталость и тоску передают строки произведения «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ стихотворения и вдумчивое чтение каждой фразы позволяют проникнуть в мир душевных терзаний поэта, к которому мудрость лет пришла так рано и так остро.

Ушедшая молодость

В первом четверостишии поэт передает свое нежелание о чем-то мечтать и на что-то надеяться. За спиной у него несколько неудачных браков, множество громких скандалов и… слава. Слава, как он сам выразился, «похабника и скандалиста». Сегодня на его стихи пишут песни, они входят в школьную программу. Его фамилия знакома даже тем, кто книги в руках за всю свою жизнь не держал. Есенин - один из немногих поэтов, которые были признаны еще при жизни. Но это признание не сделало его счастливым.

«Не жалею, не зову, не плачу» - С. Есенин написал эти строки в 1921 году. Через год он уехал за границу. Не потому, что женился на иностранке. Дункан он встретил вовремя, именно тогда, когда в Москве, казалось, свершилось все, на что он надеялся и о чем мечтал. Только удовлетворения это не принесло. И он ухватился за зыбкую надежду что-то изменить.

Охладевшее сердце

За шесть лет до этого он приехал в Москву. И писал, что все ему в родном краю опостылело. Тогда Есенин еще мало знал и видел. И, возможно, мечтал о славе и известности. Он этого всего добился. Но когда человек стремится к своей цели всем существом, коснувшись ее, разочаровывается. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» передает чувства человека, прошедшего тяжелый стремительный путь, и растратившего в дороге все свои силы.

Если образ бродяги по приезде в столицу его увлекал, то сейчас он говорит о бродяжьем духе как о том, что впредь уже его не расшевелит. Сравнительный анализ «Не жалею, не зову, не плачу» и произведения «Устал я жить в родном краю» человека, незнакомого с творчеством русского поэта, введет в заблуждение. Создается впечатление, что временной отрезок между написанием этих двух стихотворений составляет целую жизнь.

Утраченные желания

Есенин с горечью вспоминает о своей юной резвости, наивности. Словно старик, проживший долгий век. Есть люди, которым отмерено мало. Они летят с ускорением вниз, успевая прожить, прочувствовать и прогореть так быстро, что, кажется, они и жить-то еще не начинали. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» еще раз подтверждает причастность поэта к этому типу людей. Их очень мало. Они, словно падающие звезды, загораются где-то далеко и исчезают. Но зрелище красивое. Как и стихи Сергея Есенина. Его произведения любили многие: актеры, писатели, сотрудники НКВД, извозчики, официанты. Его самого не любил никто…

Усталость

Скупее в желаньях он стал, возможно, потому, что не знал, чего еще можно желать. От скуки, усталости и пустоты в душе. Его стихи печатают, его просят на сцену, ему все рады. Но искренняя ли это радость? Одни ему завидовали, другие им пользовались, третьи жалели, но не могли вынести. К скандалам и пьянству сложно относиться с пониманием. Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» говорит об опустошенности автора этого стихотворения. В первые московские годы он еще радовался тому, как завороженно его слушают на сцене, званом вечере и в кабаке. Дабы развлечь себя и придать своей популярности некую пикантность, он разжигал скандалы. Иногда просто так, от скуки. Но теперь ему это все уже неинтересно.

Поэтические образы

Слова, с которых начинается стихотворение, передают нарастание чувств. Этот поэтический прием известен в литературе под термином «градация». Есенин, несомненно, создавая их, не опирался на поэтическую теорию. Слова сами выстраивались у него в голове. Он был гениальным мастером импровизации. В стихотворении еще множество художественных приемов и образов, которые автор использовал неосознанно, интуитивно. Так, например, в словах «половодье чувств» можно увидеть странное, но прекрасное сочетание явления природы и человеческих ощущений.

Жизнь как сон

Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» демонстрирует, как быстро, по убеждению поэта, пролетели его годы. Для усиления чувств используются метафоры. Он пролетает на «розовом коне» так быстро, что ему кажется, будто он не жил, а видел странный сон. И завершает стихотворение печальными строками об увядании всего живого. Он как будто сравнивает себя с листвой, опадающей осенью. Тоске обо всем, что цветет и умирает, рано или поздно, посвящается произведение «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ стихотворения можно делать бесконечно. Ведь здесь в каждом слове скрыта часть душевного мира поэта, который ушел из жизни в тридцать лет. А в двадцать шесть чувствовал, что все уже позади.

Стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» - это свидетельство редкого поэтического мастерства. Мастерства, которое не появляется в результате долгого труда, а дается свыше. Но тот, кто им обладает, уходит, как правило, рано.

Произведение было создано автором в 1921 году в возрасте 26 лет. Этот факт особенно любопытен в свете того, насколько сильной философской грустью по утраченной юности пропитано стихотворение. Однако, если получше узнать мысли автора, то все становится на свои места: «…только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь…» - говорит Есенин на одном из своих публичных выступлений.

Главная тема стихотворения

Основная мысль стихотворения - скоротечность бытия, Есенин сожалеет о том, как коротка человеческая жизнь и в то же время благодарен за возможность прожить ее ярко и красиво. Читателю кажется, что автор будто прощается с ним и с жизнью, подводя своеобразный итог. Он говорит, что ничего уже не заставит трепетать «сердце, тронутое холодком».

Здесь все просто от первого и до последнего слога, как и в остальных произведения Есенина, тут нет потайного смысла или двойного дна. Автор с нежной грустью вспоминает былые времена « Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.» Он как бы намекает читателю: остановись и задумайся, ведь не успеешь оглянуться, а жизнь прожита, а у тебя ни впереди, ни позади ничего не осталось.

Тема увядания и человеческого заката - вообще очень сложная и глубокая. Что еще раз подчеркивает глубину натуры автора, его меланхолический темперамент и склонность к философским размышлениям. Мягко подводит нас Есенин к тому, каково же вообще предназначение человека на земле. Он спрашивает себя и читателя: для чего мы живем на земле?

Структурный анализ стихотворения

По структуре произведение является стихом - монологом. Автор излагает свои грустные думы невидимому собеседнику. Для него это своеобразная исповедь, открывая душу читателю, он надеется получить глубокий отклик и сопереживание с его стороны. Именно эта доверительная интонация повествования, простота формы изложения мыслей так трогает читателя, заставляет его задуматься о собственной жизни.

Способом выражения авторской мысли является антитеза: Есенин противопоставляет весну и осень юности и зрелости. Осень природы Есенин сравнивает с закатом человеческой жизни: «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Народные корни поэта как нельзя лучше видны в этом стихотворении, однако, даже просторечья, здесь вписаны органично и лишь придают большей выразительности и целостности произведению.

Многие критики отмечают удивительную музыкальность слога: и действительно строки будто льются, подобно нежной песне. «Бродяжий дух» Есенина вырывается в данном стихотворении во всей своей полноте, он феерично использует образы природы для выражения собственных эмоций. Тонко подобранные метафоры рисуют в воображении читателя с одной стороны, отдельный, ни на что не похожий мир, с другой - очень емко и точно описывают родную для наших глаз Россию. «Страна березового ситца», «гулкая рань», «шляться босиком», «с белых яблонь дым» - все это помогает нам вспомнить и ощутить необъятные русские просторы, буквально вдохнуть родной воздух.

Заключение

В финале стихотворение пронизывает дух смирения и умиротворения, автор принимает то, что подготовила ему судьба, благодарит жизнь за то, что было и то, что, возможно, еще будет:«Будь же ты во век благословенно, что пришло процвесть и умереть».

В процессе повествования автор размышляет над тем, как много ошибок он допускал, ведь Есенин был всем известен как знатный дебошир и пьяница. Именно потому, что он очень многое в жизни испытал в столь юном возрасте, у него рождаются поистине глубокие и проникновенные строки. Здесь мы слышим отчетливое раскаяние, боль разочарований и жизненных потерь. Однако, изменить уже ничего нельзя, а жизнь сама расставит все по своим местам, ведь по мнению Есенина «все мы в этом мире тленны».

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу..» было написа­но С.А. Есениным в 1921 году. Жанр его – элегия, стихотворе­ние относится к философской лирике.

Композиционно оно построено на основе антитезы. Юность лирического героя противопоставлена зрелому возрасту, возрас­ту «осени». Эта тема быстротечности жизни развертывается в стихотворении постепенно, набирая обороты в каждой строфе. Вначале лирический герой отмечает, как быстротечно время, он словно бы фиксирует свой возраст:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Затем он обращается к «сердцу», к «духу бродяжьему», отме­чая охлаждение чувств, скупость желаний. В голосе лирического героя звучит душевная усталость, тоскливые ноты. Чувства его подчеркнуты многократными отрицаниями (тройным отрица­нием в первой строфе и двумя отрицаниями далее). Обращение к своей «утраченной свежести» и к жизни является в стихотворе­нии кульминационным в развертывании темы быстротечности времени:

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Этот образ розового коня символизирует у поэта юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический ге­рой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом.

Последняя строфа завершает развитие мотива и является сво­еобразной развязкой, окрашивая все произведение совершенно иной интонацией:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Здесь уже нет отрицания, но присутствует утверждение, ут­верждение разумности жизни, времени и природы.

Таким образом, антитетичность присутствует в каждой стро­фе стихотворения. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовых «листьев медь») создают у Есенина коль­цевую композицию.

Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Про­скакал на розовом коне»).

Здесь искали:

  • анализ стихотворения есенина не жалею не зову не плачу
  • не жалею не зову не плачу анализ
  • анализ стихотворения не жалею не зову не плачу

Философские мотивы чаще всего появляются в творчестве поэтов уже в зрелом возрасте. Исключение составляют те, кто рано ушел из жизни. К числу таких можно отнести и Сергея Александровича Есенина , который простился с жизнью в самом расцвете – в неполных 30 лет.

Что заставило молодого человека обратиться к переосмыслению прожитой жизни? Возможно, ощущение собственной ненужности в новом, «железном», мире, ведь в произведениях поэта были только живые герои. Стихотворение , впрочем, как и многие стихи Есенина стало песней, ведь его поэзия песенна уже по своему складу.

Но при всей своей напевности «Не жалею, не зову, не плачу…», об анализе которого пойдет речь, не песня, а именно стихотворение. Только лирическое произведение помогает почувствовать связь творчества Есенина с традициями русской литературы.

В строке «Не жалею, не зову, не плачу…» автор применяет градацию – троекратный повтор отрицания , усиливающий взволнованность поэтической речи. Именно эта строка задает основную тему стихотворения – смиренное принятие своей судьбы. В русской христианской традиции – принимать все, как есть, без сожаления и упреков. Поэтому стихотворение афористично: почти каждая строка содержит размышление, выражающее вековую мудрость всего народа. Например: «Все пройдет, как с белых яблонь дым» .

Вообще, стихотворение представляет широкую цветовую гамму – от «белого дыма» яблонь до золота увядания и меди листьев, от «страны березового ситца» до розового коня. Цветопись – один из характерных признаков поэзии Сергея Есенина. Но на этом восприятие не заканчивается – читатель может услышать «гулкую рань» , в которой проскакал розовый конь.

Конечно, герой не может не испытывать сожаление об уходящей молодости, что выражено в риторических обращениях:

О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!

Эта строка необычна еще и тем, что здесь автору удается видоизменить привычный прием параллелизма . Использование этого приема предполагает создание образов природы для лучшего восприятия состояния героя. Здесь же, наоборот, человеческие чувства представлены образами природы – буйство глаз и половодье чувств.

Чтобы придать стихотворению впечатляющую взволнованность и доверительность как бы беседы с читателем, кроме риторических обращений, автор использует и риторические вопросы:

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

В четвёртой строфе появляется самый значительный образ стихотворения: «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне» . Очевидно, эпитет «розовый» несет символический смысл, ведь смотреть на мир сквозь розовые очки означает быть чересчур романтичным, не видеть очевидного. Возможно, автор хотел подчеркнуть, что прозрел, стал видеть только суровую реальность?

Вообще, как и многие другие философские произведения, это стихотворение носит исповедальный характер. Во много это достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами, в которых не нужно искать какого-то скрытого подтекста. И хотя герой прощается с уходящей молодостью, создается ощущение его ухода навсегда:

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

В этих строках вновь происходит своеобразное взаимопроникновение образов природы и человека. И непонятно, то ли герой «увядает» в расцвете лет, то ли листья на деревьях не могут вернуть себе прежнего состояния молодости и свежести. А обращение к сердцу, «тронутому холодком» , свидетельствует о разочарованиях героя, какие, очевидно, он уже испытал в своей недолгой жизни.

Последняя строфа просто потрясает своим откровением - она звучит как смиренное признание непреложных законов жизни:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Только умудренный жизненным опытом человек может с таким спокойствием принимать свой уход из этого мира. Откуда в молодом человеке, едва перешагнувшем порог своего 25-летия, такое христианское смирение, можно только догадываться. Сам Есенин утверждал, что «поэту необходимо чаще думать о смерти», чтобы «особенно остро чувствовать жизнь». Поэт, действительно, очень остро чувствовал жизнь, раз так спокойно рассуждал о смерти.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано С.А. Есениным в 1921 году. По свидетельству С.А. Толстой, поэт написал это стихотворение под влиянием лирического отступления из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!». Узнаваема у Есенина и реминисценция из пушкинского стихотворения «Осень» («пышное природы увяданье»). Жанр произведения – элегия, основная тема – прощание лирического героя с юностью, осознание им быстрого хода времени.

В основе построения стихотворения лежит антитеза. Прошлое противопоставлено у поэта настоящему, юность – зрелости. Начинается стихотворение с тройного отрицания («не жалею, не зову, не плачу»). Однако отрицаются здесь негативные эмоции. Во всяком случае, именно таким образом лирический герой вначале обозначает свои чувства.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

А вот далее он говорит о настоящем, и в его голосе появляются грустные ноты. Здесь уже звучит мотив прощания с юностью, мотив безвозвратно ушедшего времени, мотив неповторимости жизни, заданный вторым отрицанием:

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Во второй строфе лирический герой обращается к собственному сердцу. Трагическое звучание приобретает третье отрицание в речи лирического героя:

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Таким образом, настоящее и будущее здесь соотносятся с прошлым. И настоящее дается в негативном аспекте, подчеркнутом тремя отрицаниями.

В третьей строфе мы имеем кульминацию в развитии темы. Здесь присутствует обращение героя к «духу бродяжьему», к «утраченной свежести» юности:

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

В этом образе «утраченной свежести» сконцентрирован весь эмоциональный пафос стихотворения, передано единство человеческого и природного. Значение кульминации обретает и четвертая строфа, в которой лирический герой обращается к жизни:

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Образ розового коня здесь символичен. Это мечты лирического героя о прекрасном, о несбыточном идеале. Символика розового цвета у Есенина опирается здесь на устойчивые ассоциации – розовые мечты, грезы, флер, означающие способность к самообману. Но, кроме того, этот эпитет передает юношескую восторженность, романтичность. Одновременно образ розового коня отражает осознание лирическим героем иллюзорности жизни. В литературоведении этот образ трактуется и как образ Пегаса, символизирующего вдохновение, творчество. И глагол «проскакал» ассоциируется у нас с «упущенным временем, возможностью, счастьем», придавая элегии драматические ноты. Жизнь человека у Есенина соотнесена с природной: юность, весенний возраст, пролетает быстро и незаметно. И вот уже наступает осень – время зрелости, осмысления пережитого. Эти строчки напоминают нам и о стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Там также звучит мотив сна, однако сон этот противопоставлен жизни лирического героя:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой Есенина же признает диалектическое единство жизни и смерти. Именно об этом он говорит в финале элегии.

Последняя строфа представляет собой развязку в развитии темы. Лирический герой Есенина не вступает здесь в конфликт со временем, но примиряется с ним. И резкость антитезы «процвесть и умереть» сглаживается тремя утвердительными глаголами в финале:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Таким образом, от безысходности лирический герой Есенина переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью.

Элегия поэта, таким образом, включает в себя и традиционные для русской литературы аллегории («жизнь – путь» и «жизнь – сон»), и цветовую символику поэтов-символистов («белых яблонь дым» – олицетворение чистоты и невинности).

В основе композиции стихотворения, как мы уже отмечали выше, лежит принцип антитезы прошлого и настоящего, будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном развертывании темы, с кульминационным ее звучанием в строках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и развязкой в последней строфе. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовая «листьев медь») образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов (в отрицании негативных эмоций в начале («не жалею, не зову, не плачу») присутствует скрытое утверждение, перекликающееся с открытым утверждением в финале («Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть»).

Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Проскакал на розовом коне»).

Таким образом, произведение развивает традиционные для творчества Есенина темы и мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, жизни и смерти. Также очень значима здесь тема пути, странника. Те же самые мотивы пронизывают многие стихотворения поэта двадцатых годов («Этой грусти теперь не рассыпать», «Ты прохладой себя не мучай…», «Отговорила роща золотая»). Элегия «Не жалею, не зову, не плачу» – одно из лучших творений поэта.