Бодлер годы жизни. Шарль бодлер между "восторгом жизни" и "ужасом жизни"

Французский поэт и критик, один из писателей 19 в., определивших развитие современной поэзии. Родился 9 апреля 1821 в Париже.
Школьные годы Бодлера были ничем не примечательны и завершились конфузом: его изгнали из лицея Людовика Великого за мелкий проступок и приставили к нему репетитора, или опекуна. В 1839 Бодлер сдал экзамен на степень бакалавра. Поступив в Национальную школу Хартий, он погрузился в студенческую жизнь Латинского квартала, где наделал долгов. Встревоженная его расточительством семья терпела его в студентах два года. Отчим оплатил его долги, после чего его послали на два года в Индию. Побитый штормом корабль добрался только до острова Маврикий, где Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию, и в начале 1841 он был уже в Париже.
Через два месяца после возвращения, достигнув совершеннолетия, Бодлер вступил во владение наследством, которое составляло примерно 75 тысяч франков. В 1844 семья с ужасом обнаружила, что он растратил половину капитала. Для распоряжения оставшимися деньгами был приставлен назначенный судом советник. Вероятно, в том же году он познакомился с мулаткой Жанной Дюваль, работавшей статисткой в маленьких парижских театрах. Она стала первой из трех известных любовниц Бодлера и прославилась как Черная Венера, вдохновив его на создание лучшего из трех циклов Цветов зла (Les Fleurs du mal, 18 5 7). Около 1847 Бодлер познакомился с Мари Дебрен, второй своей любовницей. Как и Жанна Дюваль, она была актрисой. Их разрыв в 1859 ознаменовался созданием прекраснейшего стихотворения Мадонна (вошло во второе издание Цветов зла, 1861). С точки зрения славы, а не хронологии, второе место среди подруг Бодлера принадлежит Аполлонии Сабатье, вдохновившей его на цикл Белая Венера.
В 1846 или 1847 Бодлер познакомился с некоторыми рассказами Э.По во французском переводе. После краткого увлечения политикой в 1848 и участия в баррикадных боях на стороне восставших Бодлер в течение следующих семи лет переводил рассказы По и публиковал эссе о писателях и художниках, завоевав репутацию самого тонкого критика своей эпохи.
Два тома эссеистики Бодлера – Романтическое искусство (L"Art romantique, опубл. 1868) и Эстетические редкости (Curiosit s esth tiques) – включают статьи о литературе и искусстве, написанные по случаю, с целью добыть денег на пропитание или отделаться от очередного кредитора. Столь же неровные, как и его стихи, они превосходят лучшие образцы своего времени благодаря гениальным прозрениям и умению проникнуть в самую суть проблемы, что обнаруживается в оценках романтизма и критических замечаниях о творчестве Гюго и Бальзака. С точки зрения психологии, большой интерес представляют дневниковые записи, опубликованные в книгах Рвота (Fus es) и Обнаженное сердце (Mon Coeur mis nu); подобно критическим статьям и поразительно длинному рассказу Фангарло (La Fangarlo), они в высшей степени способствуют пониманию его творчества.
В апреле 1857 скоропостижно умер его отчим. Через два месяца вышло первое издание Цветов зла, и Бодлера привлекли к суду как автора безнравственного сочинения. Согласно приговору, он должен был изъять шесть стихотворений и уплатить штраф в триста франков, позднее сокращенный до пятидесяти. При всем его презрении к буржуа Бодлер был потрясен вердиктом и попытался реабилитировать себя, выставив свою кандидатуру во Французскую Академию; позднее, по совету Ш.О.Сент-Бёва, он отказался от участия в конкурсе.
Цветы зла – не просто сборник стихотворений, но цельное поэтическое произведение, которое во втором издании было разделено на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. Первая и самая длинная глава, Сплин и Идеал (Spleen et Id al), показывает поэта, раздираемого противоборствующими силами, которые либо увлекают его на дно, либо возносят на небеса. Это было предвестием циклов об искусстве и любви, но сама глава завершается безрассудным погружением в болото тоски, или «сплина». Во второй главе, Парижские картины (Tableaux Parisiens), поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами среди удручающего равнодушия современного города. В третьей главе, Вино (Le Vin), он пытается найти забвение в вине и наркотиках. Четвертая глава, Цветы зла (Fleurs du mal) – это цикл искушений, бесчисленных грехов, перед которыми он не устоял. В пятой главе, Мятеж (R volte), брошен яростный вызов судьбе. Последняя глава, Смерть (La Mort), означает конец странствия. Движение сюжета отражается в составляющих книгу «главах», в образующих «главы» различных циклах и, наконец, в отдельных стихотворениях, которые, подобно всему сборнику в целом, часто тоже заключают в себе некий цикл. Символом освобождения предстает море, занимающее столь важное место в поэзии Бодлера; одновременно это символ бесконечного, изнурительного кружения, которое не может дать покоя и отдохновения.
Цветы зла оказали огромное влияние на развитие современной поэзии. Французские последователи Бодлера – Ст.Малларме, А.Рембо, Т.Корбьер, Ж.Лафорг и др. – начинали с откровенных подражаний его манере. Сильное влияние Бодлера можно обнаружить в творчестве Р.М.Рильке, Г.фон Гофмансталя и Р.Демеля (Германия); Р.Дарио (Латинская Америка); А.К.Суинберна и А.Саймонса (Англия); Х.Крейна (США).
Второе издание Цветов зла появилось в 1861. Шесть осужденных стихотворений были изъяты, но среди заменивших их сочинений оказалось несколько шедевров. В течение какого-то времени Бодлер лелеял мечту переселиться в Бельгию, где не было цензуры. Он надеялся опубликовать там свой сборник без купюр, заработать денег лекциями и найти временное убежище от кредиторов. Со всех точек зрения эта поездка оказалась бедствием. Издательские планы Бодлера рухнули, лекции окончились провалом, бельгийцы обманули его при выплате гонорара. В апреле 1865 в иезуитской церкви Сен-Лу в Намюре с ним случился удар. Частично парализованный, он лишился речи. Его перевезли в Париж и поместили в частную лечебницу, где он скончался 31 августа 1867.

– автор странного выражения «проклятые поэты». К таковым он относил прежде всего себя. В этот список также входили несколько одиозных авторов и, конечно, Бодлер. Последний оказал влияние на мировую литературу, в том числе и на становление представителей русского символизма. Творчество Шарля Бодлера было основано на контрастах. Жизнь его представляла собой мучения, бесплодные попытки найти баланс между иллюзорным поэтический миром и реальностью.

Детство и юность

Будущий поэт, критик и эссеист родился в 1821 году во французской столице. Ранний период в биографии автора «Цветов зла» был безоблачным. Когда Шарль появился на свет, отцу было уже за 60. Матери – 28. Каролина Аршанбо была бесприданницей. Однако замужество за немолодым и состоятельным человеком привлекло ее не только возможностью выбраться из нищеты. Франсуа Бодлер был обходителен, обладал аристократическими манерами и оригинальным складом ума.

Отец Шарля вышел из крестьян. Участвовал в революционных событиях. Эпоха открыла новые пути для представителей низших сословий. Франсуа Бодлер получил университетское образование. Работал в сенате, медленно, но верно поднимался по социальной лестнице.

Бодлер-старший часто водил сына по старинным достопримечательностям. Уже в раннем возрасте в мальчике пробудилась любовь к искусству. Отец умер, когда Шарль был еще ребенком. Первую психологическую травму поэт получил в детстве, со смертью отца. Он не только потерял близкого человека, но и познал муки ревности.


Мать вдовствовала всего год. На этот раз избранником Каролины стал 39-летний офицер, не смысливший ничего в литературе и искусстве. Это был человек сдержанный, дисциплинированный, образованный. Но ему не удалось найти подход к пасынку. Шарля отправили в Лион, в интернат при Королевском колледже.

Первые стихотворения Бодлера относятся к парижскому периоду. После выпуска из интерната он уехал в столицу, где продолжил образование. Ранние произведения наполнены чувством разочарованности, тоски. В 1841 году лирик закончил обучение. Отчим настаивал на юридической карьере. Однако Шарль уже тогда знал, что жизнь его будет связана с литературой. Родители убедили его отправиться в Индию, надеясь, что таким образом спасут юношу от «пагубного пути».

Литература

Вояж продолжался меньше года. Бодлер, так и не достигнув берегов Индии, побывал на острове Реюньон. Морские пейзажи оказали на молодого лирика сильные впечатления, а позже отразились в поэтическом творчестве.


В начале литературного пути Бодлер черпал вдохновение в событиях конца 40-х. Поэт не остался в стороне от нарастающего революционного движения. Наряду с рабочими сражался на баррикадах летом 1848 года, публиковал статьи в радикальной парижской газете. Позже он назовет это наваждением. А с годами начнет испытывать почти физическое отвращение к политике.

Первые стихотворения Шарль Бодлер напечатал 1843 году. Расцвет творческих сил пришелся на начало 50-х. Главным предметом изображения в поэтических произведениях стала бездуховность, столкновение идеалов с серой действительностью. В 1957 году вышел в свет сборник, вызвавший резонанс в обществе, «Цветы зла».


Действительность представлялась поэту хаотичной и бесформенной. В отличие от романтиков, которых тоже не устраивала реальность, Бодлер не тешил себя иллюзиями, не грезил сказочным миром. В человеческой душе он видел фрагмент гниющей реальности. В стихотворениях, вошедших в скандальный сборник, автор обнажил собственные пороки. Бодлер стал первым поэтом, выступившим с критикой не так в адрес общества, как в адрес самого себя.

«Гимн красоте», вошедший в знаменитый сборник, не воспевание прекрасного. Красоту в этом произведении автор представил притягательной, чарующей, но беспощадной. Этот контраст нашел отражение в композиции стихотворения. Главный элемент здесь – антитеза.


В «Благословлении» поэт говорит о страшном зле в этом мире – о скуке. Произведения из «Цветов зла» подверглись многочисленным истолкованиям. Многозначительный философский смысл стихотворений поэта-декадента – извечная тема литературных споров. Цензоры, современники Бодлера, сочли отдельные произведения откровенно непристойными. Читатели и критики встретили их с восторгом.

Спустя две недели после публикации сборника начался процесс против автора. Бодлера обвинили в богохульстве, нарушении нравственных норм. Поэт вынужден был оплатить штраф, который удалось сократить благодаря обращению к императрице. Среди стихов, вошедших в книгу, вызвавшую переполох в обществе: «Альбатрос», «Падаль», «Идеал», «Флакон», «Бездна», «Самообман».

Созданные им образы одновременно притягательные и отталкивающие. Цитата, демонстрирующая пессимистичность французского поэта, – «Человек должен низко пасть, чтоб поверить в счастье». Еще одна книга основоположника декаданса, изданная в 1957 году, – «Поэма в прозе». Но она уже не имела такого широкого успеха.

«Парижский сплин» – сборник, увидевший свет в 1960 году. В книгу вошли стихотворения в прозе («Толпы», «Старый паяц», «Чужеземец», «Игрушка бедняка»). «Мое обнаженное сердце» – собрание дневниковых записей. Обе книги поэт не завершил. Болезнь, неудачи в личной жизни лишили его последних сил.


Бодлер – первый литератор, уделивший в своём творчестве внимание воздействию гашиша на сознание человека. В конце 40-х он посещал клуб, участники которого активно принимали запрещенные сегодня препараты. Сам же употреблял гашиш всего несколько раз в жизни. Теофиль Готье утверждал, что сомнительное счастье гашишиста у Бодлера вызывало отвращение. Правда, в начале 50-х поэт распробовал опиум. Но от этого пристрастия ему удалось избавиться.

Об опыте применения психотропных препаратов он написал несколько статей, вошедших в книгу «Искусственный рай». Эссе о вине и гашише было написано в 1951 году. Спустя семь лет Бодлер посвятил воздействию наркотического средства еще одно произведение. Он полагал, что на сознание человека препарат оказывает интересное действие. Однако его применение несовместимо с творческой деятельностью. Иного мнения он придерживался относительно вина. Поэт утверждал, что алкоголь делает человека открытым, одухотворенным, счастливым.

Личная жизнь

В биографии Шарля Бодлера неизменно упоминается имя Жанны Дюваль. Актриса стала музой французского поэта. Он посвятил ей множество произведений: «Шевелюра», «Балкон», «Танцующая змея». Обворожительная креолка вдохновила его и на создание стихотворения «Падаль» из сборника «Цветы зла». Они познакомились в начале 40-х, но семья Бодлера не приняла Жанну. Мать сделала всё, дабы разлучить их. Однажды поэт-декадент даже предпринял попытку суицида.


Бодлер не расставался с Дюваль до конца жизни. Он человеком был расточительным, ввязывался в сомнительные проекты. Родственники выплачивали ему ежемесячно сумму, которая быстро иссякала. Большую часть жизни Бодлер провел в нищете. К тому же, как и Жанна, страдал сифилисом.

Смерть

В середине 60-х Шарль Бодлер покинул Париж. Последние годы своей жизни провел в Бельгии. Состояние ухудшалось, болезнь стремительно разрушала тело больного. Однажды на улице он потерял сознание. В апреле 1866 года Бодлера госпитализировали, но вскоре перевезли в гостиницу. Разум автора «Цветов зла» постепенно угасал. Поэт перестал вставать с постели, не произносил ни слова.

В 1867 году Бодлера поместили в лечебницу для душевнобольных. 31 августа он скончался. Могила великого французского поэта находится на легендарном парижском кладбище, ставшем последним пристанищем для знаменитейших французов, – в Монпарнасе.

Библиография

  • 1847 - «Фанфарло».
  • 1857 - «Цветы зла».
  • 1857 - «Поэмы в прозе»
  • 1860 - «Парижский сплин»
  • 1860 - «Искусственный рай»
  • 1864 - «Мое обнаженное сердце»

Цитаты

«Обожаю девок и ненавижу философствующих дам».
«Женщина противоположна денди. А значит, она отвратительна».
«Довод в пользу Бога. Ничто не существует бесцельно».
«Суеверие – вместилище всяческих истин».
«Робеспьера ценят только за то, что он произнес несколько красивых фраз».

Бодлер, Шарль-Пьер один из самых известных поэтов Франции 19-го века. Это определение не способно отразить и сотой доли того, что в действительности вмещает в себя такое явление, как Шарль Бодлер. Человек неоднозначный, буквально сотканный из противоречий. Неоднозначна и противоречива оценка его жизненного, да и творческого пути. Его отношение к себе, душевная неустроенность и борьба с собственными пороками, позволили большинству его биографов назвать его первым из «проклятых поэтов».

Лучше понять Бодлера поможет его биография. Родился он в 1821 году 9 апреля в Париже. Его отец, человек достаточно просвещенный и состоятельный, неплохой художник, на момент рождения сына служил в Сенате управляющим делами. Разница в возрасте между ним и супругой составляла более 30-ти лет. Позже эта разница в возрасте родителей будет не раз осуждаться Шарлем, а их брак назван «патологическим и несуразным». В этих словах кроется не столько отношение к своим родителям, сколько ранняя смерть отца и последующая жизнь с отчимом. Уже в шестилетнем возрасте он теряет отца, и через полгода мать во второй раз выходит замуж за французского офицера, который вскоре делает прекрасную карьеру. Становится генералом, а впоследствии послом в Испании и сенатором.

В 1832 году отчим перевозит семью в Леон, где и начинается путь к знаниям маленького Шарля. Он поселяется в пансионе и начинает обучение в местном королевском колледже. Три года учебы в колледже проходят быстро, и в 1836 году семья возвращается в Париж. В эти годы отношения Шарля с отчимом, и ранее не безоблачные, портятся окончательно. Именно отчим, по его мнению, мешает ему быть рядом с матерью, позже именно он становится преградой на пути к поэзии.

В Париже Шарля отдают в Лицей Людовика и опять в пансион, который в Париже славился своей строгостью, что, по мнению семьи, должно было пойти на пользу молодому Бодлеру, не отличавшемуся дисциплинированностью и прилежностью. Уже в эти годы, под влиянием Сен-Бева, он начинает сочинять на латыни. Это были первые пробы пера, но именно здесь в стенах лицея возникла тяга к стихотворчеству, к сочинительству. В 1839 году за конфликт с руководством его исключают из лицея, но вскоре позволят сдать экзамены на бакалавра. Два последующих года он слушает лекции в Сорбонне и одновременно сводит знакомство со многими знаменитыми поэтами и художниками тех лет. Тогда же происходит сближение с Парижской богемой. Именно в этот короткий промежуток времени он наделал долги, пристрастился к наркотикам и заразился сифилисом, что в последствие, через четверть века и стало причиной его смерти.

По окончанию учебы, мнения семьи и молодого бакалавра снова разделяются. Отчим с матерью видят его будущее в служении отечеству и готовят его в послы, но Шарль объявляет, что желает посвятить себя поэзии. Недолго думая и желая раз и навсегда разорвать порочные связи пасынка, генерал отправляет его на службу в Индию, откуда благополучно сбегает менее чем через год. Несмотря не то, что на карьере посла был поставлен крест, путешествие не прошло даром. Встреча с огромным количеством людей, тропические пейзажи, штормы, в одном из которых корабль Шарля потерпел крушение, отложились вы его голове и в дальнейшем не раз использовались в творчестве поэта. Они послужили основой тех красочных картин, которые он в избытке создавал в своих величайших творениях.

По возвращению в Париж, он отмечает свое совершеннолетие и получает право наследовать отцовское состояние, и одновременно приступает к литературному труду. На первых порах это обзор культурной жизни Парижа, небольшие статьи в литературных журналах. В это же время он знакомится с В. Гюго, Оноре де Бальзаком, П. Дюпоном. Все это не могло не повлиять на него как на поэта. Но в это же время он вновь приобщается к богемной жизни. Именно в это время он снова возвращается к наркотикам, ведет беспорядочный образ жизни. Вскоре от солидного наследства остается лишь половина, и семья решает установить опеку над ним. Не выдержав подобного унижения, он конфликтует с семьей и даже предпринимает попытку самоубийства. Отстранение от денег создает целый ряд проблем с кредиторами.

Популярность приходит к нему внезапно. Написав очень талантливое эссе о художественном салоне в Париже, он моментально прослыл ценителем высокого искусства и в одночасье стал одним из авторитетнейших литературоведов своего времени. И его первые стихи появляются в это же время. Так «Сонет даме креолке» опубликованный в журнале «Художник» приносит ему известность. Критики считают сонет, написанный еще в период путешествия в Индию, посвящением Жанне. До наших дней неизвестно ничего конкретного об этой девушке. Все сведения о ней противоречивы. Но в том, что она была единственной настоящей любовью поэта, сходятся все. Познакомился он с ней в 1842 году и, по заверению некоторых современников, ей тогда едва исполнилось 15 лет. Она была мулаткой, но не очень темной. С невероятной шевелюрой, огромными глазами и высокого роста. Их отношения нельзя оценивать однозначно, но для Бодлера она, безусловно, была его, музой и любовь к ней он пронес через всю жизнь. Примерно в 30-ти летнем возрасте ее разбил паралич и с этих пор ко всем финансовым проблемам Шарля прибавляются расходы на лечение и оплату сиделок. Во время очередной попытки суицида он завещает ей все свое состояние.

Революцию 1848 года Шарль Бодлер встретил на баррикадах вместе с народом и той частью интеллигенции, которая разделила гнев народа и его надежды на светлое будущее. Сотрудничая в республиканской прессе, он всеми способами, сопротивлялся власти Луи Бонапарта. Когда иллюзии исчезли и, стало ясно, что надежды не сбылись, он впал в депрессию и навсегда отошел от политики, но мятежность и бунтарский дух прошли красной нитью через все его творчество. В конце сороковых начале пятидесятых, произошло окончательное становление его как поэта. Изданный в это время сборник «Цветы зла» соединил в себе надежды на торжества идеалов и крушение этих надежд. В этой книге он обращается к религии, но его мистицизм и свободное трактовка церковных канонов, вызвали гнев католической церкви и привели к проблемам с изданием сборника.

На протяжении всей жизни поэт находится под впечатлением таланта Эдгара По. Страстный интерес к его творчеству он сохранил на всю жизнь. Бодлер перевел практически все его произведения. Немало статей и эссе посвящено творчеству писателя. А в 1852 году он публикует объемный очерк, который позже стал предисловием к переводному изданию рассказов американского писателя. В этом же очерке он поднимает вопрос о месте писателя в современном ему обществе, о принципах отвечающих новому времени. Это время в творчестве поэта характерно созданием новых поэтических образов, наполненных не только материальной составляющей, но и движением духа, внутренней борьбой. Создаваемые им образы противоречивы, их души разрывает целая гамма эмоций. Невозможность соединить черноту реального мира и мир прекрасного и невозможность «извлечь красоту из зла», к чему всю жизнь стремился Бодлер, приносит ему горькое разочарование.

Современниками Бодлера были Г.Берлиоз, Г. Флобер, И. Тэн. Перечитывая их рассказы, дневники, очерки встречаешь те же эмоции и настроения, которые находишь в стихах Бодлера. Но в своих стихах он говорит об этом более пронзительно. В них он вложил всю собственную боль, депрессию - вечную спутницу красоты, свое разочарование жизнью из-за невозможности найти «красоту, в которой бы отсутствовали горе и несчастье». Наблюдая окружающую действительность и пропуская ее через собственное сердце, он приходит к созерцанию красоты странной и даже шокирующей. Это и понуждает его отводить столько места в поэзии образам ужасным, отвратительным. На страницах его поэм встречаются образы отталкивающие, вызывающие брезгливость.

В период с 1857 по 1867 год, он публикуется в журналах. Особого интереса заслуживает сборник под названием «Парижский сплин» куда вошли его стихотворения в прозе. В этих стихах он анализирует свое отношение к наркотикам, к собственной борьбе с этим злом. Он рассуждает о воздействии дурмана на разум художника и человека. Пройдя лично все круги «искусственного рая», он отказывается от употребления наркотиков, но, к сожалению, ненадолго. Во время своего путешествия в Бельгию он снова срывается и находит утешения в наркотических грезах. Весной 1865 года с ним случается удар. Он частично парализован, не может двигаться, у него нарушена речь, но его решают перевести в Париж, где он вскоре и скончался.

Творчество поэта пришлось на перелом двух эпох, когда Европа прощалась с романтизмом и стояла на пороге символизма, сюрреализма и импрессионизма. И именно Шарль Бодлер, со своими противоречиями и сомнениями, всем своим творчеством способствовал дальнейшему расцвету европейской поэзии.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Бодлера Шарля представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Биография

БОДЛЕР, ШАРЛЬ-ПЬЕР (Baudelaire Charles-Pierre) (1821−1867), крупнейший французский поэт 19 в.

Родился в Париже 9 апреля 1821. Сын Жозефа-Франсуа Бодлера (1759−1827), управляющего делами Сената, и Каролины Аршенбо-Дюфэ (1793−1871). Отец умер, когда сыну шел седьмой год. Его воспитывал отчим - офицер французской армии Жак Опик (1789−1857), сделавший впоследствии блестящую военную (генерал), дипломатическую (посол в Мадриде) и политическую (сенатор) карьеру. В 1832 семья переехала в Лион. В 1833 Шарль поступил в лионский Королевский коллеж; жил в пансионе. По возвращении семьи в Париж в 1836 продолжил образование в Лицее Людовика Великого; снова помещен в пансион, суровый режим которого отчим считал необходимым для воспитания непокорного пасынка. В 1837 написал свое первое стихотворение Несовместимость (Incompatibilit). В апреле 1839 исключен из Лицея за отказ выдать товарища, но уже в августе сдал экзамены на бакалавра. В 1839-1841 слушал лекции по праву в Сорбонне. Сблизился с парижской богемой. В июне 1841 отправлен родителями, желавшими оторвать его от этой среды, в морское путешествие в Индию, однако в сентябре прервал плавание и несколько месяцев прожил на о. Маврикий. В феврале 1842 вернулся в Париж. В апреле 1842, по достижении совершеннолетия, унаследовал отцовское состояние в 75 тыс. франков. C 1843 начал сотрудничать в литературных журналах, в первую очередь как автор обзоров и рецензий о культурной жизни Парижа. Познакомился с ведущими писателями и поэтами Франции Оноре де Бальзаком, Жераром де Нервалем, Теофилем Готье, Сент-Бёвом, Виктором Гюго и Пьером Дюпоном. Богемный образ жизни и страсть к коллекционированию живописи вовлекли его в огромные траты. За два года промотал треть отцовского состояния; в июле 1844 по решению семейного совета над ним была установлена опека. Остро переживал унижение; в июне 1845 совершил попытку самоубийства, в конце 1845 окончательно порвал с отчимом. В том же году состоялся его первый литературный дебют: в журнале Художник (Artiste) был опубликован сонет Даме креолке (A une dame crole), сочиненный еще в период его пребывания на о. Маврикий. Тогда же он заявил о себе как о тонком ценителе живописи, написав эссе о художественном салоне 1845; с этого времени стал одним из ведущих литературных и художественных критиков своего времени. В 1846 вступил в Общество литераторов; в январе 1847 опубликовал в издаваемом Обществом Бюллетене свою первую поэму в прозе Фанфарло (La Fanfarlo). Значительно расширил круг своих знакомств: помимо поэтов и писателей, в него вошли художники (Делакруа, Курбе, Домье, Мане), известный фотограф Надар и будущий издатель его поэтических сборников Пулэ-Маласси. Во время Февральской революции 1848 сражался на баррикадах против королевских войск. В дни государственного переворота Наполеона III (декабрь 1851) участвовал в уличных боях. В 1850-е активно пропагандировал во Франции творчество Эдгара По (переводы, исследования). 25 июня 1857 Пулэ-Маласси выпустил его поэтический сборник Цветы Зла (Freurs du Mal), вызвавший громкий скандал. По решению властей тираж был арестован. 21 августа 1857 «за оскорбление общественной морали» был приговорен трибуналом департамента Сена к штрафу в 300 франков и к запрету шести наиболее «безнравственных» поэм. В то же время Виктор Гюго горячо приветствовал «могучий талант» Бодлера. В конце мая 1860 было опубликовано собрание кратких художественно-философских эссе Искусственный рай (Paradis artificiels). В феврале 1861 вышло второе издание Цветов Зла, последнее при жизни поэта, в состав которого были включены тридцать пять новых стихотворений; оно удостоилось восторженного отзыва А. Ч. Суинберна. Однако попытка осуществить третье издание Цветов зла натолкнулась на отказ ведущих издательских домов Леви, Гарнье и Этцеля. В ноябре 1861 выдвинул свою кандидатуру во Французскую академию, но уже в январе 1862 снял ее, посчитав свой поступок недостойным поэта. В феврале 1864 журнал Фигаро (Figaro) опубликовал шесть поэм в прозе под заглавием Парижский сплин (Spleen de Paris). Спасаясь от кредиторов, в апреле 1864 у.е.хал в Брюссель, надеясь заработать чтением лекций о Делакруа, Готье и Искусственном рае, однако не имел успеха у бельгийской аудитории. Тяжело болел; в 1865 у него обнаружились явные симптомы паралича речи. После сердечного приступа в марте 1866 мать увезла его в Париж и поместила в больницу доктора Дюваля. 31 августа 1867 после долгой агонии скончался на ее руках. Похоронен 2 сентября на кладбище Монпарнасс в Париже. В последний путь его провожала лишь небольшая группа друзей (П.Верлен, Т. де Банвиль). В 1868 издательский дом Леви, приобретший у Пулэ-Маласси права на публикацию произведений Бодлера, выпустил третье издание Цветов Зла, дополненное его последними стихотворениями, и сборник статей об искусстве Эстетические редкости (Curioosit esthtiques), в 1869 - собрание литературных эссе Романтическое искусство (Art romantique) и Маленькие поэмы в прозе (Petits pomes en prose), а затем сделанные им переводы Эдгара По. Цветы зла Бодлера были реабилитированы только спустя восемьдесят два года после смерти поэта: Уголовная палата Кассационного суда 31 мая 1949 отменила приговор трибунала департамента Сена от 21 августа 1857. Бодлера называют «последним романтиком». Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу - основное содержание его произведений. Однако он существенно отличается от своих предшественников и современников. Его главная книга - Цветы зла - представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер бесстрашно погружается в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования (смерть, ночные кошмары, унижающая нищета, запретная любовь, опьянение и пр.). Он не приемлет существующий порядок вещей и посягает даже на его основу - Бога, безразличного к страданиям людей; Бодлер желает разрушить этот порядок и ниспровергнуть установленные от века ценности (Отречение Св. Петра, Авель и Каин). Восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе (Литания Сатане). В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. Поэт - тот же изгой, «прклятый», «сосланный с небес на землю» (Альбатрос), чья участь особо драматична, ибо ему дан дар познания и прозрения. Предназначение искусства он видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине (Маяки). Бодлер открывает для поэзии не только новые области (а вместе с ними и «запретные» пласты языка), но и новый эстетический принцип: изображение «жестокой реальности» («atroce ralit») в совершенной поэтической форме; он стремится «извлечь красоту из Зла» («extraire la beaut du Mal»). Его поэзию отличают скульптурная отделанность каждой поэмы, точность и емкость слова и образа, строгость рифмы, величавость и звучность стиха. Его излюбленная форма - сонет, ограниченные размеры которого позволяют максимально насыщать текст мыслью и передать «красоту обработанного металла». Заглавие сборника Цветы зла предельно емко отражает смысл его творчества. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем - отрицательной действительности и мира прекрасного - говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения Бодлера. Бодлеру принадлежат также два прозаических сборника. В Искусственном рае он исследует проблему воздействия на человека возбуждающих средств - вина, гашиша и опиума; произнося хвалу вину, он в то же время осуждает использование наркотических возбудителей; художник, от природы одаренный поэтическим воображением, не нуждается в искусственном генерировании образов. Маленькие поэмы в прозе - экспериментальная книга, включающая как переводы на прозаический язык стихотворных текстов, так и оригинальные поэмы в прозе. В стремлении установить более интимное общение между поэтом и читателем Бодлер размывает «условные» просодические барьеры, расширяя тем самым поэтический инструментарий. Теоретические взгляды Бодлера представлены в Эстетических редкостях и Романтическом искусстве. Исследуя творчество близких ему по духу художников и писателей, в первую очередь Эжена Делакруа и Эдгара По, он формулирует свое понимание романтизма как «искусства современности», т. е. «самого актуального выражение прекрасного», характеризующегося «глубиной, духовностью и стремлением к бесконечному» («intimite, spiritualite, aspiration vers infini»); романтизм - не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования» («manire de sentir»). В истории французской литературы творчество Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии (символизм, импрессионизм, сюрреализм).

ШАРЛЬ-ПЬЕР БОДЛЕР (Baudelaire Charles-Pierre) (1821−1867), очень известный французский поэт XIX в. Родился 9 апреля 1821 в Париже. Сын управляющего делами Сената, Жозефа-Франсуа Бодлера (1759−1827) и Каролины Аршенбо-Дюфэ (1793−1871). Когда ему было 6 лет, умер его отец. Воспитанием Бодлера занимался отчим - офицер французской армии Жак Опик (1789−1857), который со временем сумел сделать себе блестящую карьеру, был генералом, послом в Мадриде и сенатором. В 1832 году они всей семьей переехали в Лион.

В 1833 г. Шарль начал учебу в лионском Королевском колледже и стал жить в пансионе. Когда в 1836 году они вернулись в Париж, он продолжил свою учебу в Лицее Людовика Великого. Жить его снова поместили в пансион с очень суровым режимом, но отчим считал такой шаг просто необходимым для пасынка.

В 1837 г. Шарль написал первое стихотворение под названием "Несовместимость" (Incompatibilit). В апреле 1839 г. Бодлера исключили из лицея, потому что он отказался выдать своего товарища, но уже в конце лета сдал все экзамены на бакалавра. В 1839-1841 гг. прослушал курс лекций по праву в Сорбонне. В июне 1841 родители отправили его в морское путешествие в Индию, но уже в сентябре он прервал свое плавание на несколько месяцев и стал жить на о. Маврикий. В Париж Шарль вернулся в феврале 1842 г. Когда в апреле 1842, он достиг совершеннолетия, то унаследовал состояние своего отца - 75 тыс. франков.

В 1843 начал сотрудничество с литературными журналами, главным образом как автор рецензий и обзоров культурной жизни Парижа. Тяга к коллекционированию живописи и богемный образ жизни вовлекли его в очень большие затраты. Всего лишь за 2 года он потратил 1/3 часть отцовского наследства. В июне 1844 года на семейном совете был решено приставить к нему опеку, что очень унизило его, и в июле 1844 Бодлер совершил попытку самоубийства. В этом же году он порвал с отчимом.

В 1845 году в журнале Художник (Artiste), опубликован сонет "Даме креолке" (A une dame crole), что стало для него дебютом. В то же время он сумел заявить о себе как о тонком ценителе живописи, когда в 1845 г. написал эссе о художественном салоне.

Во французской литературе его творчество оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно сумело завершить прежнюю романтическую традицию и одновременно с этим дало мощный импульс развитию французской поэзии (символизм, сюрреализм, импрессионизм).

Шарль Бодлер - знаменитый критик, поэт и классик французской литературы. Участник Революции 1848 года. Считается предшественником французского символизма. В этой статье вам будет представлена его краткая биография. Итак, приступим.

Детство

Шарль Бодлер, биография которого известна всем любителям родился в Париже в 1821 году. В будущем он будет называть брак собственных родителей «несуразным, старческим и патологическим». Ведь отец был старше матери на целых тридцать лет. Франсуа Бодлер рисовал картины и с детства прививал сыну любовь к искусству. Он часто ходил с Шарлем в различные галереи и музеи, а также знакомил его с коллегами-художниками. Франсуа скончался, когда мальчику едва минуло шесть лет. Через год мать Шарля вновь вышла замуж. Её избранником стал генерал Олик, с которым у будущего поэта сразу не сложились отношения. Второй брак матери нарушил Шарля. У него развивался классический Из-за этого будущий поэт совершил в юности множество шокирующих для общества поступков.

Учёба

В возрасте 11 лет Шарль Бодлер, биография которого есть сейчас во многих литературных энциклопедиях, переехал вместе с семьёй в Лион. Там его определили в пансион, а после - в Королевский колледж. В 1836 году семья вернулась обратно в Париж, и Шарль поступил в лицей Позже мальчика выгнали оттуда за проступок. В 1839 он шокировал родителей заявлением о том, что хочет посвятить свою жизнь литературе. Тем не менее Шарль всё же поступил в школу Хартий, но появлялся там очень редко. Будущего поэта больше всего влекла студенческая жизнь Латинского квартала. Именно там он наделал кучу долгов и получил наркотическую зависимость. Но самым щедрым «подарком» Латинского квартала стал сифилис. Именно от него Бодлер и умрёт спустя четверть века.

Путешествие

Видя, как сын «катится» по наклонной, родители решили взять ситуацию в свои руки. Индия - вот куда по наставлению отчима должен был отправиться на корабле Шарль Бодлер. Плавание продлилось всего два месяца, так как судно попало в шторм, доехав лишь до острова Маврикий. Там поэт попросил капитана отправить его обратно во Францию. Всё же короткое путешествие оказало определённое влияние на творчество Бодлера. В его будущих произведениях будут прослеживаться морские запахи, звуки и тропические пейзажи. В 1842 году Шарль Бодлер, биография которого была насыщена разными событиями, достиг совершеннолетия и обрёл право на владение наследством. Полученные 75 тысяч франков позволили молодому человеку вести беззаботную жизнь светского денди. Спустя два года половина наследства была растрачена, и мать в судебном порядке установила опеку над оставшимися финансами.

Участие в революции

Бодлера глубоко оскорбило её поведение. Он рассматривал поступок матери, как посягательство на собственную свободу. Ограничение в деньгах отрицательно повлияло на его жизнь. Шарлю нечем было заплатить кредиторам, которые будут преследовать поэта до конца дней. Всё это усилило бунтарские настроения молодого человека. В 1848 году поэт Шарль Бодлер проникся духом Февральской революции и принял участие в баррикадных боях. Его мнение по данному вопросу изменил декабрьский переворот 1851 года. Молодой человек почувствовал к политике отвращение и полностью потерял к ней интерес.

Творчество

Литературная деятельность поэта началась с написания критических статей о французских живописцах (Делакруа и Давиде). Первое опубликованное сочинение Шарля называлось «Салон 1845 года». Огромное влияние на молодого поэта оказали произведения Эдгара По. Шарль Бодлер, книги которого ещё не издавались, писал о нём критические статьи. Также он переводил сочинения По. Причём интерес к творчеству этого автора Бодлер сохранил до конца жизни. С 1857 по 1867 год в периодической печати вышло довольно много стихотворений в прозе, написанных Шарлем. Уже после его смерти их собрали в единый цикл «Парижский сплин» и опубликовали в 1869 году.

Психоделические опыты

Герою этой статьи принадлежит самое внятное для того времени описание человека. Также существует гипотеза, что есть ряд произведений, которые, находясь под воздействием психотропных препаратов, написал Шарль Бодлер («Разрушение» и др.). Но она является неподтверждённой.

С 1844 по 1848 поэт был постоянным посетителем «Клуба гашишистов», основанного Жозефом-Жаком Моро. В основном Шарль употреблял давамеск. Другой член клуба - Теофиль Готье рассказывал, что Бодлер не принимал его на постоянной основе, а делал это лишь для экспериментальных целей. Да и сам гашиш был поэту отвратителен. Впоследствии Шарль пристрастился к опиуму, но в начале 50-х смог преодолеть эту пагубную привычку. Позже он создал цикл из трёх статей под названием «Искусственный рай», где подробно описал свои психоделические опыты.

Два произведения, которые сочинил Бодлер Шарль («Поэма о гашише», «Вино и гашиш»), были полностью посвящены каннабиноидам. Герой этой статьи считал интересным воздействие данных веществ на организм, но был против их приёма для стимуляции творческой деятельности. По мнению поэта, вино могло сделать человека общительным и счастливым. Наркотик же изолировал его. «Вино, скорее, превозносит волю, а гашиш просто её уничтожает» - именно так говорил Шарль Бодлер. Соответствия этим словам, можно отыскать в тематических статьях поэта. Хотя там он старался рассуждать максимально объективно, не впадая в морализаторство и не преувеличивая психотропные эффекты гашиша. Именно поэтому большая часть читателей доверяла сделанным им выводам.

Провозвестник символизма

«Цветы зла» - вот сборник стихов, благодаря которому прославился Шарль Бодлер («Гимн красоте» - одно из самых известных его произведений, которое туда входило). Он был издан в середине 1857 года. Против типографов, издателя и автора сразу возбудили уголовный процесс. Их обвиняли в кощунстве и непристойности. В итоге целых шесть произведений изъял из своего сборника Шарль Бодлер («Гимн красоте» не входил в их число), а также заплатил 300 франков штрафа. Убранные стихи будут опубликованы в Бельгии в 1866 году (во Франции цензуру на них снимут лишь к 1949 году). В 1861 году было опубликовано 2-е издание «Цветов зла», куда вошли тридцать новых произведений. Также Бодлер решил поменять содержание, разделив его на шесть глав. Теперь сборник превратился в своеобразную автобиографию поэта.

Самой длинной стала первая глава «Идеал и Сплин». В ней Бодлера «разрывают» противоборствующие мысли: с целью обрести внутреннюю гармонию, он молится и Сатане (животное начало) и Богу (духовное начало). Вторая глава «Парижские картины» переносит читатели на улицы столицы Франции, по которым Шарль бродит целые сутки напролёт, терзаясь своими бедами. В третьей главе Бодлер пытается успокоить себя с помощью наркотиков или вина. В четвёртой главе «Цветов зла» описываются бесчисленные грехи и искушения, перед которыми Шарль не смог устоять. В пятой главе поэт яростно бунтует против собственного удела. Последняя глава под названием «Смерть» - это конец странствий Бодлера. Описанное в ней море становится символом освобождения души.

Любовная лирика

Жанна Дюваль стала первой девушкой, для которой начал писать Шарль Бодлер. Стихи о любви посвящались ей регулярно. В 1852 году поэт временно расстался с этой роковой мулаткой, которая постоянно доводила его до самоубийства неверностью и злобными выходками. Новой музой Бодлера стала Апполония Сабатье, работавшая ранее натурщицей и дружившая со многими художниками. Её с поэтом связывали исключительно платонические отношения.

Болезнь

В 1865 году Шарль Бодлер, биография которого была представлена в этой статье, уехал в Бельгию. Жизнь там казалась скучной. Тем не менее поэт провёл в этой стране почти два с половиной года. Здоровье Шарля постоянно ухудшалось. Однажды он потерял сознание прямо в церкви и упал на каменные ступени.

В 1866 году поэт тяжело заболел. Свой недуг Шарль описывал врачу так: наступило удушье, путались мысли, возникало ощущение падения, кружилась и болела голова, проступал холодный пот, появилась апатия. О сифилисе по понятным причинам он не упоминал. Шли дни, и здоровье Шарля постепенно ухудшалось. В начале апреля его доставили в Брюссельскую больницу в тяжёлом состоянии. Но после приезда матери Бодлера перевезли в гостиницу. Поэт выглядел ужасно: отсутствующий взгляд, перекошенный рот, невозможность произносить слова. Болезнь быстро прогрессировала и доктора говорили, что должно произойти какое-то чудо, чтобы выздоровел Шарль Бодлер. Смерть поэта наступила в конце августа 1867 года.

  • В течение 17 лет Бодлер переводил на французский произведения Эдгара По. Шарль считал его своим духовным братом.
  • Поэт застал грандиозный период перестройки столицы Франции, инициатором которой был барон Осман.
  • В Париже поэт проживал примерно по 40 адресам.

Шарль Бодлер - цитаты

  • «Развлекаться не так скучно, как работать».
  • «И почему женщинам разрешают заходить в церковь? Интересно, о чём они говорят с Богом?».
  • «Жизнь можно сравнить с больницей, где каждый пациент пытается перебраться на более удобную кровать».
  • «Женщина является приглашением к счастью».
  • «Самая сложная работа - это та, которую никак не решаешься начать. Она становится для тебя кошмаром».