Проект по физике круговорот воды в природе. Проект исследовательской работы «Круговорот воды в природе

ЕЛЕНА КАЛУГА
Проект исследовательской работы «Круговорот воды в природе»

Введение

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека . Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы .

Экспериментально-исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка раннего возраста и основ культурного познания окружающего мира. Оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи . Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская , поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать , открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Одним из первых природных материалов , с которым он встречается в повседневной жизни, самым близким и доступным является вода. Она дает ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Наблюдая за играми малышей с водой, а также во время умывания, купания, мы увидели интерес детей к воде и убедилась в актуальности данной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений об основных свойствах воды , её состояниях и роли в жизни человека, животных, растений.

При организации и создании условий для экологического воспитания и образования необходимо, учитывая возраст детей, обеспечивать одновременно и доступность, и увлекательность познавательно-, а значит и столь важную мотивацию к проводимой работе . Детям особенно интересно заниматься чем-либо, когда они сами непосредственно совершают активные действия, исследуют , проводят опыты, организуют эксперименты, то есть «действуют» самостоятельно, хотя и под внимательным наблюдением и руководством педагога. Такие действия являются и доступными, и увлекательными для дошкольника.

Данный проект основывается на проведении многочисленных занимательных экспериментов и опытов, организации интересных наблюдений, чтении художественной литературы, рассматривании книг. Вопрос, побуждающий к познавательно-исследовательской и экспериментальной работе , подается в форме проблемной ситуации. Главная задача, которая таким образом «возникает» перед исследователями – понять , прояснить, почему взрослые настаивают на том, что воду следует беречь, расходовать экономно, не тратить зря – ведь ее так много, и в кране она льется, столько хочешь, и особенно на море ее видимо-невидимо. Детям кажется, что количество воды не ограничено . То есть основой проекта является вопрос-проблема :

"Почему взрослые говорят, что нужно беречь (экономить) воду, если ее так много повсюду - в кране она бежит и не кончается, а в море ее столько, что даже берегов не видно?"

Формирование у дошкольников элементарных экологических знаний и представлений через поисково-познавательную деятельность. Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы .

Проект исследовательской работы

«Круговорот воды в природе »

Подготовила : Калуга Елена Анатольевна

Цель проекта :

Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле : систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия : активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких, твердых, газообразных веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

Задачи :

Выяснить, что такое вода, какая бывает вода, откуда она берётся?

Узнать, зачем нужна вода, можно ли обойтись без неё? Почему вода имеет разные состояния?

Исследовать свойства воды опытным путём .

Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельность детей .

Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

Развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Найти сведения о воде в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

Проведение экспериментов и опытов с водой

С чего начались наши исследования ? Сначала мы изучили свойства и качества воды . Выяснили, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, растворяет соль, сахар, краски, подсолнечное масло и т. д.

Самым интересным для детей стало проведение эксперимента «Как движется вода» . Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской , познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы .

Обсуждение-беседа (актуализация знаний и представлений) :

1. Вопрос : Где мы можем наблюдать воду?

"В реке, в кране, в бутылках, в банке, в море, в чайнике, в аквариуме, в бассейне, в кастрюле, в луже, в небе. "

2. Вопрос : А где и для чего используется вода?

- «Для приготовления супов, и т. п.»

- «Для мытья посуды, полов»

- "Для того чтобы путешествовать по морю. "

А также : «Для питья, стирки, полива растений, умывания; вода нужна птицам, рыбам и т. д.»

Вывод : «Вода окружает нас повсюду, но и нужна она всегда и везде!»

3. Вопрос : Всю ли воду можно использовать для этого? «Какая вода бывает в природе

Вывод : «В морях и океанах вода соленая, в реках, озерах – пресная (несоленая) »

1. Опыт «Твердые и жидкие человечки»

Цель : Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду. Формирования действия превращения.

Проблема : почему снег и лед превращаются в воду?

2. Опыт : Конденсация

Цель : Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

Проблема : Как превратить пар в воду.

Описание :

Воспитатель : Ребята, сегодня мы послушаем сказку про Настеньку и Бабу-ягу, но сначала вспомним загадку :

Если сильный, сильный жар,

Из водички будет …. (пар) .

(нагреваем) .

Итак, однажды Настенька пошла летом в лес собирать грибы. Летом жарко, солнышко светит, не то что зимой - холодно и мороз. Шла Настенька по лесу собирала грибы, и захотелось ей попить водички, а воды -то в лесу нигде не видать. Вот зимой везде снег лежит, и если захочешь попить, то что можно сделать со снегом? Можно из снега воду получить?

Дети. Да! Снег растает и будет вода.

Воспитатель : Но это зимой везде снега много, а летом снега нет. И вот шла Настенька искала ручеек, из которого можно попить. Но ручейка нигде не было видно. И вот вдруг увидела она – стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга. «Здравствуйте, бабушка» , - сказала Настенька. «Здравствуй, здравствуй, Настенька, - ответила Баба-яга. – Что тебя привело в мою избушку?» Настенька сказала, что очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички. Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку – проверить умеет ли она отгадывать загадки. В избушке у Бабы-яги была большая печка. На печке стоял большой, большой котел с кипящей водой.

Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала : «Значит ты Настенька хочешь водички попить?» Ну хорошо я покажу тебе, где в лесу течет ручеек, и ты сможешь из него попить, только сначала посмотри сюда!

И показала Баба-яга большой котел с кипящей водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый, горячий пар – вода превращалась в пар. Вот посмотрите, ребята, как выходит пар из горячей воды . И вот Баба-яга говорит : «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над водой – пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя. Вот тебе стаканчик, а

загадка такая – попей из этого котла». Что же делать Настеньке? Вода же горячая! Как же ее пить? Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?

Дети : Нужно охладить воду.

«Значит пар нужно охладить!» - решила Настенька. Что же у нее есть холодное… Поискала она в своей корзиночке и нашла зеркальце. Потрогала Настенька зеркальце – оно холодное.

Пар –горячий, зеркало – холодное. Прислонила она зеркальце к выходящему из котла пару, подставила стаканчик, который дала ей Баба-яга, и вот что получилось :

Дети наблюдают превращение пара в капельки воды .

Вода превращается в пар, если мы ее (нагреваем) .

Воспитатель. «Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды ! Пар горячий – зеркало холодное, пар охлаждается и превращается в воду! Вот так по капельке набрала Настенька воды в стаканчик и разгадала загадку Бабы-яги.»

Вывод : что бы из пара получилась вода, его надо охладить.

Опыт 3. Тонут ли камни в воде?

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги , цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод : камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт 4. «Играем с красками»

Цель : познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании) ; развивать наблюдательность, сообразительность.

Вывод : капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт 5. «Мыло- фокусник»

Цель : познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом .

Опыт 6. «Разноцветные льдинки»

Цель : познакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; показать, как цветная вода превращается в цветной лед.

Следующим нашим шагом был выбор литературы по экспериментальной деятельности, создание совместно с детьми карточек по экспериментированию.

Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети наглядно увидели, для чего нужна вода, какая техника участвует в процессе очистки питьевой воды , познакомились с водоемами родного края. Ребята использовали знания о воде в

творческой игре «Цветок, распустившийся на воде» , фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о воде и ее путешествиях. Была разработана сказка «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора!» .

Дети принимали активное участие удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности .

Рассказ "Как люди речку обидели"

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде : и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать : загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Содействие воспитанию личности ребёнка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано-правильным отношением к природе , способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Заключительный этап

В настоящее время, как никогда, остро продолжает стоять вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу , не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет беречь воду для себя и окружающих нас.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому в проекте «Круговорот воды в природе » мы попробовали научить детей видеть, чувствовать, искать и находить новое в уже известном.

Художественная литература и наблюдения, опыты и эксперименты послужили средством в экологическом воспитании детей и способствовали формированию первых понятий о единстве человека и природы , помогли развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дали возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребёнке.

Подводя итоги работы , хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, птицами, работая с водой в группе , со снегом на улице, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания : дождь бывает разный, при повышении температуры тает снег, вода приобретает разную форму.

Так постепенно в процессе работы , мы постарались воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе , желание заботиться о ней.

Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе , интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

В ходе реализации проекта дети пришли к следующим выводам :

Вода полезная жидкость, которая имеет огромное значение для здоровья человека.

Вода - источник жизни, которые используется человеком в быту и на производстве, в сельском хозяйстве и медицине.

Список литературы

1. В. В. Щетина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом» . Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва 2011 г.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог» . Программа экологического воспитания в детском саду. Мозайка-синтез,2010 г.

3. С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» . Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Мозайка-синтез,2010 г.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Г. П. Тугушева А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Детство-Пресс, 2013.

6. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работником дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003

7. Алябьева Е. В. «Природа . Сказки и игры для детей» , Сфера, 2012

8. Журавлева В. Н., «Проектная деятельность старших дошкольников» , Учитель, 2011

9. Иванова А. И., «Естественно -научные наблюдения и эксперименты в детском саду» , Человек, 2010

10. Пашкевич Т. Д. «Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми : рекомендации, диагностические материалы, задачи и упражнения», Учитель. 2012

11. Интернет ресурсы.

частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 000 открытого

« Российские железные дороги»

« Приключения капельки Капитошки или круговорот воды в природе»

Подготовила воспитатель старшей группы:

Проект «Приключение капельки воды Капитошки или круговорот воды в природе».

Начинающий воспитатель.

Полное наименование ДОУ

Частное дошкольное образовательное учреждение» детский сад № 000 «российские железные дороги».

Сроки реализации

Долгосрочный: 3 месяца (сентябрь - ноябрь 2016 г.)

Тип проекта

Образовательный. По методу информационно-исследовательский

Возраст детей

Актуальность

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживания за цветами, был сделан вывод в актуальности выбранной темы. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания и данный проект.

Цель проекта

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу;

Развивать наблюдательность, интерес к явлению круговорота воды в природ е, образность мышления;

Учить делать выводы, обогащать словарный запас.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;

Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Перспективный план

«Круговорот воды в природе, берегите воду»;

«Вода в жизни человека?»;

Вода - друг или враг;

Художественное творчество

Рисование «Сосульки на крыше нашего дома»;


Ручной труд

Аппликация « Чайник с паром»;

Снежная крепость на участке;

Коллаж «берегите воду»;

Аппликация «ободок капелька»


Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»,

«Кому, что нужно для работы на воде»,

«Водоплавающие птицы нашей области»

«Продолжи пословицу»

«Путешествие по Волге»

Подвижная игра «Капельки и тучки»

Овчинникова Юлия «Сказка про капельку путешественницу»

Потешка «Дождик»;

«Мойдодыр», «Федорино горе»,

С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»,

А. Барто «Девочка – чумазая»,

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»


Работа с родителями

Выпуск плакатов» круговорот воды в природе»

Проведение с экспериментами

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить», «Вода: жидкая – твердая – жидкая – парообразная».

Цветные фонарики из льда;

Проведение опытов

«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, запаха», «Вода жидкая

и может течь», «Вода может быть твердой»;

Опыты со снегом;

Опыты со льдом;

Продукты проекта

Презентация « Все о воде»;

Музей « вода-это жизнь»;


Пословицы и поговорки о воде.

Твердое состояние воды. Свойство снега и льда.

В твердом состоянии сохраняется форма и объем.

При пониженной температуре вещество замерзает и превращается в твердое тело.

Лед при определенных условиях может « течь».

На земле существуют огромные «ледяные реки».

Медленно стекающие с высоких гор.

Их называют ледниками.

Продуктивная деятельность с детьми.

Дружим с красками всегда.

Потому-то есть вода.

Нарисуем капельки, летящие с сосульки.

Сделаем фонарики на участке зимнем.

Стихи, загадки про твердое состояние воды.

На стёклах нарастает лёд,
Часы твердят: «Не трусь!»
Услышать, что ко мне идёт,
И мертвой я боюсь.

Как идола, молю я дверь;
«Не пропускай беду!»
Кто воет за стеной, как зверь,
Кт о прячется в саду?

Снежные постройки на нашем участке.

Снежную крепость построить решили,
Чтоб, как взаправду, в войну там играть.
Снег собирали, на санках возили,
Прочная вышла, должна устоять.

Жребий бросали, кто в крепости будет
Смело держаться, а кто нападать.
Криком УРА кто округу разбудит,
Кто-то внутри будет насмерть стоять.

Домик в деревне, теплая печка.
Звездное небо над самым крылечком.
Иней на окнах. Узоры как в сказке.
Щеки румяные - зимняя ласка.

Горка, горка ледяная! Лучше я игры не знаю,
Чем по горке ледяной Прокатиться мне зимой.

На санях лечу я. Ух! Аж захватывает дух!
А за мною на дощечке Вслед несется
Друг мой Петька.

Газообразное состояние воды (в виде пара).

Вода способна испаряться - переходить из жидкого

состояния в газообразное.

Начинается этот процесс уже при температуре 0 °С.

Но чем выше температура, тем испарение больше.

Наиболее интенсивно оно протекает

при температуре +100 °С (при кипении воды).

В природе вода испаря­ется с поверхности суши,

рек, озёр, морей и океанов.

Вследствие этого в воздухе образуются облака.

Когда вода теплее окружающего воздуха,

то можно заметить над водой туман.

Вода испаряется и превращается в пар

Пар-это газ, его не видно.

Он находится в воздухе вместе с другими газами.

В виде водяного пара(газа)

молекулы теряют между собой связь

и свободно перемещаются в воздухе.

Стихи загадки о газообразном состоянии воды в природе.

Из чего была корова?

Я видел сам!
Я видел сам!
Корова шла по небесам!
Вчера, даю вам слово,
Шла по небу корова!
Она была, она была
Белым-бела!
Белым-бела!
- А почему белым-бела?
Она из облака была!

А куда за окном всё пропало, Пока спал я на правом боку?
Может, улица просто сбежала? Или кто-то просыпал муку?

Водяное покрывало С неба сыростью упало.
Как молочный океан По земле плывет туман

Продуктивная деятельность детей.

с прикладными элементами

(крупа) с добавлением образа пара

сделанного из ваты.

Работа с родителями.

Плакат « Круговорот воды в природе»

(сделанные родителями с детьми).

Экспериментирование с детьми в домашних условиях.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО - НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» п. Ханымей
629877, РОССИЯ, ЯНАО, Пуровский район, пос. Ханымей, ул. Нефтяников д.17 (тел/факс)41-4-38, е-mail –

Проект
«Круговорот воды в природе»
(в старшей группе детского сада)

Подготовила:
воспитатель
Смирнова И.М.

п. Ханымей, май 2014г

Название проекта: «Круговорот воды в природе»
Проблема: изучить круговорот воды в природе.
Цель: расширить представления детей о круговороте воды в природе.
Задачи: исследовать круговорот воды в природе (объяснить этапы круговорота воды в природе; закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой; воспитывать бережное отношение к водоемам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе.
Основные шаги по реализации проекта:
определение проблемы проекта
постановка цели проекта
разработка плана достижения цели
привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
сбор, накопление материала
включение в план проекта занятий, игр, исследовательской деятельности детей и др.
домашние задания для самостоятельного выполнении (чтение художественной литературы, изобразительная деятельность; заучивание стихотворений; опыты и эксперименты с участием родителей
презентация проекта (показ слайдов на компьютере, музыкальный праздник «Путешествие капельки»)
Описание продукта, полученного в результате проекта:
стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить существующие в мире связи и отношения и вникнуть в них; интерес к новым источникам информации; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
формирование знаний детей о цикле круговорота воды в природе;
систематизация знаний детей о переходе воды из одного физического состояния в другое; получение наслаждения от красоты природы; развитие фантазии и творческих способностей.
Вид проекта: исследовательский (долгосрочный)
Состав участников: дети подготовительной группы; педагоги-специалисты; воспитатель; родители.
Межпредметные связи:

Название раздела
программы
Содержание
Задачи

«Добро пожаловать в экологию»
(Воронкевич О.А;
занятие №4;стр. 198)

Беседа «Речка, реченька, река»
1.Диалог педагога с детьми (на ковре) на тему «Откуда начинается река, где её начало?»
2.Игра «Назови речку ласково»
3.Дети составляют рассказ о своей речке, в которой купались летом.

1.Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках.
2.Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.
3.Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения.
4.Расширять и активизировать словарь детей.

(занятие №3;стр.212)
в разделе «Декабрь»

Беседа о снеге
1.Загадки о снеге.
2.Игра «Что мы знаем о снеге»
3.Рассматривание снежинок.
4.Игра-эксперимент «Снег в банке» (в ролях банки и снега дети). Снег в банке находится в разных температурных условиях (улица, группа).

1.Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.
2.Развивать у детей творческое воображение.
3.Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», снежная крупа», «снежные хлопья»

(занятие №3;стр.231)
в разделе «Февраль»
Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой»
1.В гостях Незнайка. Дети рассказывают Незнайке всё что знают о зиме.
2.Д/и «Зимние игры»
1.Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состоянии неживой природы.
2.Развивать познавательную активность детей: учить устанавливать причинно-следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.

(занятие №1;стр.241)
в разделе «Апрель»
Развлечение.
Экологическая сказка «Ручеек»
1.Дети под музыку читают стихи о весне. Приметы весны.
2.Игра-моделирование «Повесь на дерево признаки весны»
3.Исполнение песни о весне.
1.Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.
2.Развивать познавательные способности детей.
3.Учить бережному отношению к живой и неживой природе.

«Я и мир» Мосалова Л.Л.
(стр.44)

Занятие «В природе всё взаимосвязано»
1.Рассматривание картинок с видами природы.
2.Дети составляют рассказы по картинкам.
3.Дети рассматривают знаки, запрещающие, что -то делать на природе.
4.Дети показывают фото отдыха всей семьей на природе.

1.Закрепить понятие о бережном отношении к природе.
2.Уточнить и расширить представления о том, что портит окружающую среду.
3.Воспитывать желание посильно восстанавливать окружающую природу.

Познавательное развитие в старшей группе
Волчкова В.Н.; Степанова Н.В.
(занятие №2;стр.158)
Занятие «Невидимка-воздух»
1.Опытно-эксперементальная деятельность.
Переворачивается стакан вверх дном и медленно опускается в банку с водой. Стакан не наполняется водой. Воздух не пускает воду в стакан.
2.Свойства воздуха.
3.Значение воздуха.
1.Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни всего живого.

(занятие №3;стр.159)

Занятие «Волшебница вода»
1.Работа с глобусом (рассматривание модели земли и знакомство с Арктикой и Антарктидой).
2.Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости»
3.Загадки о воде.
4.Опыт. Вода в трёх стаканах. Её сравнение.
5.Правила пользования водой.
1.Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями(дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах.
И.Л.Саво
(стр.39)
1.Опытно-эксперементальная деятельность «Измерение снегомером глубины снега»
2.П/и «Ходят капельки по кругу»
3.Чтение Н.Рыжовой о воде.
4.Чтение Б. Пластова «Сказка о каплях»
5.Экскурсии на водоем.
1.Освоить представления о некоторых факторах среды (свет, вода и ее изменчивость; вода и ее переход в различные состояния).

Занятия по развитию речи.
О.С. Ушакова
(занятие №13;стр.58)
Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»
1.Чтение рассказа.
Обсуждение.
2.Игра в снежки (имитация)
3.Игра «Лето-зима»

(занятие №14;стр.61)
Составление рассказа по картине «Река замерзла»
1.Составление рассказа на тему «Река замерзла»
2.Объяснение значения слова «замерзла»
1.Повторить и обобщить свойства воды.
2.Воспитывать безопасное поведение на реках, озерах, водоемах.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Н.В. Нищева
(стр.64)
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
1.Разучивание гимнастики.
2.Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Сказки-пересказки.
Т.А.Куликовская
(стр.65)

Игра-эстафета «Полезный зонтик»
1.Разучивание игры.
1.Вызвать у детей позитивное настроение.

Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности.
Т.Г. Казакова
(стр.116)

Занятие «Весенний дождь»
1.Развивать у детей интерес к окружающему, учить передавать явление природы доступными изобразительными средствами, ритмичными линиями рисовать веселый дождик.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: посещение библиотеки, поиск информации в методическом кабинете, помощь родителей в поисковой деятельности.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Создание условий для проведения опытов и экспериментов: приобретение пластмассовых стаканов и ложек; ватмана, бумаги для черчения, картона, фломастеров и пр.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап
Содержание
деятельности

Педагог
дети

Поисковый
1.Формулирует проблему «Изучение круговорота воды в природе»

1.Вхождение в проблему

Февраль

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию «Путешествие капельки» (сказка)

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Формулирует задачи
3.Принимают задачи
Февраль

Практический
1.Помогает спланировать деятельность

2.Организовывает деятельность (занятия, игры, опыты и эксперименты)
2.Объединяются в рабочие группы
Март

Контрольно-аналитический
1.Направляет и контролирует осуществление проекта
1.Формируют приобретенные знания, умения и навыки
Апрель

Презентационный
1.Подготовка к презентации
1.Продукт деятельности готовят к презентации
Май-июнь

Формы
Название формы
работы
Сроки

Занятия
«Путешествие капельки воды»

«Удивительные превращения капельки воды»
Март

«Как люди речку обидели»
Апрель

«Круговорот воды в природе»
Май

«Вода в жизни растений»
Июнь

Наблюдения
Наблюдения за снежинками

Наблюдения за испарением воды (дома)
Март

Наблюдение за превращением воды в лед (дома)
Март

Наблюдение за паром
Апрель

Наблюдение за кипением чайника (дома)
Май, июнь

Экспериментирование
Опыт№1.Таяние снежинки на руке.
Февраль

Опыт№2. Испарение воды в теплом и прохладном месте (дома)
Март

Опыт№3. Превращение воды в пар
Апрель

Опыт№4.Превращение снежинки в воду
Май

Опыт№5.Превращение льда в воду (дома)
Июнь

Экскурсии
1.На участке д/с
Февраль, март, апрель

Май, июнь

3.На детских
площадках поселка
Май, июнь

Работа с родителями
Привлечение родителей к работе по проекту (ознакомить с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы.

Групповое обсуждение
Беседы по экологическим сказкам, рассказам. Выводы в ходе опытов и экспериментов.
Февраль, март, апрель, май, июнь

Февраль
1.Занятие «Путешествие капельки воды» (сказка сопровождающаяся иллюстрациями).
Цель: объяснить этапы круговорота воды в природе, закрепить понятие об облаках, тучах, значении солнышка во всех состояниях воды.
2.Наблюдение за снежинками.
Цель: учить детей наблюдать за таким явлением природы, как снежинки; рассматривать узоры снежинок и сравнивать их; объяснить детям, что лучше снежинки рассматривать на тёмном фоне (на рукавичке, рукаве пальто и т.д.); развивать внимательность, познавательность, любознательность; сделать вывод: все ли снежинки одинаковые?
3.Экспериментирование: Опыт№1. «Таяние снежинки на руке и превращение её в воду».
Цель: поймать снежинку на рукавичку и подышать на неё; понаблюдать, что происходит со снежинкой и во что она превратилась; сделать вывод: почему это произошло? (от тепла снежинка превращается в капельку воды)

5. Работа с родителями: привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы по проектной деятельности.
6. Групповое обсуждение: беседы по экологическим сказкам, рассказам; выводы в ходе опытов и экспериментов.
7.ИЗО-деятельность «Дорисуй снежинки».
Цель: продолжать учить детей симметрично дорисовывать элементы рисунка; развивать воображение и внимание; закрепить знания детей о том, что узоры снежинок разные.

Март
1.Занятие «Удивительные превращения капельки воды».
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой.
2.Наблюдение за испарением воды (дома).
Цель: учить детей наблюдать за процессом испарения воды; дать знания о том, что вода испаряется со всех водоёмов, даже совсем маленьких; сделать вывод: «Что такое испарение?»
Наблюдение за превращением воды в лёд. (В домашних условиях)
Цель: ознакомить родителей с проведением данного опыта; уточнить у детей, где в домашних условиях можно встретить лёд; учить детей наблюдать за процессом превращения воды в лёд;
сделать вывод: «Во что превратилась вода на холоде?»
3.Экспериментирование Опыт №2. «Испарение воды в теплом и прохладном месте». (В домашних условиях)
Цель: учить детей с помощью обычной тряпочки экспериментировать с водой в разных условиях (в теплом и прохладном месте); объяснить детям, что в тряпочке находятся капельки воды, которые испаряются или превращаются в пар.
4. Экскурсии на участке детского сада.
5. Работа с родителями привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы по проектной деятельности.
6. Групповое обсуждение беседы по проведенным опытам и экспериментам; выводы в ходе опытов и экспериментов.
7.Художественное слово: разучивание стихотворения «Туман».

Апрель
1.Занятие «Как люди речку обидели».
Цель: показать, к чему приводят необдуманные действия человека; воспитывать бережное отношение к водоёмам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе.
2.Наблюдение за паром.
Цель: учить детей наблюдать за кипящим чайником или кастрюлей совместно со своими родителями; воспитывать осторожность и аккуратность.
3.Экспериментирование: Опыт№2.Превращение воды в пар.
Цель: ознакомить родителей с экспериментом; предупредить детей о том, что в кипящем чайнике (кастрюле) пар очень горячий и опасный; сделать вывод: «Как вода превращается в пар?»
4. Экскурсии на участке детского сада.
5. Работа с родителями: беседы по проектной деятельности; подведение итогов, по результатам проведённых совместно с детьми опытов.
6. Групповое обсуждение: беседы с детьми на тему «К чему приводят необдуманные поступки людей по отношению к природе»; привести в пример свои случаи из жизни связанные с природой.
7.Игровая деятельность: «Выбери слово обозначающее воду». «Выбери лишнее слово».

Май
1.Занятие «Круговорот воды в природе».
Цель: познакомить детей с понятием «Круговорот воды в природе» с помощью рассказа «Замкнутый круг»; учить детей приводить свои примеры о круговороте воды; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и фантазию.


4. Экскурсии в парк.
5. Работа с родителями по подготовке к презентации по проекту.
6. Групповое обсуждение: беседы по проведённым опытам и наблюдениям.
7. Художественное слово: заучивание детьми стихотворений к презентации «Праздник воды».

Июнь
1.Занятие «Почему надо беречь воду?».
Цель: познакомить детей с процессом очистки и обеззараживания воды до её употребления; ознакомить с различными факторами загрязнения воды (строительство ткацких фабрик, поселение людей у воды и т.д.); воспитывать бережное отношение к воде.
2.Наблюдение за разным состоянием воды.
Цель: закрепить с детьми знания о том, что вода имеет разное состояние (парообразное, жидкое, твердое); воспитывать бережное отношение к воде.
3.Экспериментирование: «Превращение воды в разное состояние».
Цель: дать детям знания в процессе экспериментирования, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. (Примеры опытов приведены выше).
4. Экскурсии в парк
5. Работа с родителями подготовка к презентации «Праздник воды»
6. Групповое обсуждение: беседы по теме бережного отношения к воде; по проведённым опытам и наблюдениям.
7. Презентация: «Праздник воды»

Перспективный план
по проекту
на тему "Круговорот воды в природе"Arial BlackхђЗаголовок 1хђЗаголовок 2хђЗаголовок 315

МБОУ СОШ п. Стан-Шелокша Познавательно – исследовательский проект «Круговорот воды в природе» Автор: ученица 3 класса Макшакова Анна Руководитель: Золотова Мария Юрьевна Консультанты: Вирясова Надежда Толстова Оксана 2013 год

Выбор темы Сегодня на уроке окружаещего мира мы говорили о круговороте воды в природе, а дома я случайно увидела мультфильм «Капитошка». Мне стало интересно откуда он получился? И как путешествует? Я решила исследовать эту проблему и узнать больше о круговороте воды

Цели и задачи. Цели: Понять как происходит круговорот воды в природе; Узнать о свойствах воды. Задачи: Иметь представление о процессах, происходящих с водой в природе; Сформировать единую картину круговорота воды в природе.

Гипотеза исследования. Вода – основной источник жизни на земле.

Основные свойства воды. Не имеет цвета и запаха Безвкусная Текучая Прозрачная При нагревании и замерзании расширяется При охлаждении сжимается Хороший растворитель

Вода входит в состав любого организма. 2/3 вода 2/3 вода 4/5 вода

Состояние воды. жидкое газообразное твердое

Превращение воды. ЛЁД ВОДА ПАР

Процессы превращений. Испарение (из жидкого в газообразное) Конденсация (из газообразного в жидкое или твердое) Замерзание (из жидкого в твердое) Индевение (из газообразного в твердое) Возгонка (из твердого в газообразное)

Круговорот воды в природе.

Круговорот воды в природе. 1- Вода выпадает осадками(снег,дождь) с неба; 2- Впитывается в землю, и через корни растения так же впитывают воду; 3-С подземными водами попадает в океаны, реки, озера и другие водоемы; 4- Испаряется с поверхности водоемов; 5- Испаряется из растений; 6- От испарений образуются облака; После чего процесс повторяется.

Поиск информации. Учебник «Окружающий мир»; Мультфильм «Капитошка»; Интернет; Беседа со взрослыми; Собственные исследования.

Помощь учителя

Моделирование

Мои исследования. Мне очень захотелось понаблюдать за процессом круговорота воды. Но поскольку в природе он происходит довольно долго, я, посоветовавшись с консультантами решила упростить этот процесс и провести опыты.

Мой опыт. 1. Налила воды (дождь) и положила лёд (снег) в чайник (водоём).

Мой опыт. 2. Для ускорения процесса испарения поставила чайник на плиту и включила огонь.

Мой опыт. 3. Поднесла зеркало к носику чайника, когда тот закипел.

Мой опыт. 4.На зеркале образовались капли воды, которые впоследствии после охлаждения можно опять сбросить в чайник и повторить процесс.

Вывод. Вода постоянно совершает круговорот в природе. Она является основой для всех живых организмов, так как в этом процессе проходит через атмосферу, литосферу и гидросферу земли, при этом так же попадая в каждый живой организм.

Загадка. Я и туча, и туман, Я ручей, и океан, Я летаю и бегу И стеклянной быть могу. (ВОДА)

Рефлексия. Мне очень понравилось проводить опыт по созданию искусственного круговорота воды. Мне помогали руководитель и консультанты, которые давали советы. Поэтому выполнять работу было легко и весело.

Защита проекта

Список литературы. Голицын М.С. Энциклопедия. Я познаю мир. Сокровища земли. – М.: «Апрель», 2001. Жильцова Н. Большая энциклопедия для дошкольников. –М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 1999. Савина Л.А. Энциклопедия. Я познаю мир. – М.:»Апрель», 2005. Румянцева Л.А. Детская энциклопедия. –М.: РОСМЭН, 1994. Михайлов В.А. Энциклопедия. География в занимательных экспериментах. – М.: «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006.

светлана глухова
Экологический проект «Круговорот воды в природе»

Глухова Светлана Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории.

Регион, область, населенный пункт:

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Полное наименование ДОУ

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой петушок» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл

Сроки реализации

Среднесрочный: 2 месяца (январь-март 2015 г.)

Тип проекта

Образовательный. По методу информационно-исследовательский

Возраст детей

Актуальность

Важным положением ФГОС являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания и данный проект.

Цель проекта

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Задачи

Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу;

Развивать наблюдательность, интерес к явлению круговорота воды в природе, образность мышления;

Учить делать выводы, обогащать словарный запас.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;

Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Методологическая база проекта

1. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / авт-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013;

2. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова [и др. ]. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015;

3. Сборник методик по экологическому просвещению: сост. О. В. Уткина / Йошкар-Ола, 2006;

4. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2015;

5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009;

6. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно. – М. : Линка-Пресс, 2004;

7. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2008;

8. Рыжова Н. А. Волшебница вода //Дошкольное образование. – 2004. - №11,12.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Подбор иллюстраций, фотографий с изображением различных природных явлений. Цель: поднять творческую активность детей, вызвать интерес детей к происходящему - январь 2015.

Сбор информации, анализ методической литературы, книг по теме проекта. Цель: информирование родителей, детей и педагогов, определение уровня знаний - январь 2015.

Изготовление дидактических пособий, картотеки опытов и экспериментов. Цель: накопление информации и материала по проекту, пополнение предметно-развивающей среды группы - январь 2015.

Основной этап

Беседа «Что такое облака и какие они бывают». Цель: выяснить знания детей об облаках, тумане, росе, дожде, снеге - январь 2015.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных природных явлений. Цель: уточнить знания детей о том, что вода в окружающей среде бывает разной, создание альбома «Природные явления» - январь 2015.

Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Цель: закрепить знания детей об испарении воды - январь 2015.

Чтение стихотворения Е. Инкона «Сказочка о капельке». Цель: рассказать о круговороте воды в природе - январь 2015.

Рисование «Где живет вода» Цель: учить детей передавать разнообразные состояния воды, создание альбома «Где живет вода» - январь 2015.

Наблюдения в группе за мокрой одеждой и мокрым полом. Цель: дать представление об испарении воды, создание альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.

Рисование мелками «Разговорчивый родник». Цель: развивать творчество, самостоятельность, пополнение знаний о состояниях воды - февраль 2015.

Наблюдение на прогулке за мокрой одеждой. Цель: закрепить представление об испарении воды зимой, заполнение альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.

Рисование «Облачный город». Цель: учить детей передавать формы и размеры облаков, создание книжки «Облачный город» - февраль 2015.

Просмотр мультфильма «Капитошка». Цель: создать у детей радостное настроение - февраль 2015.

Подвижные игры на прогулке «Солнышко и дождик», «Через ручеек». Цель: развивать двигательную активность, самостоятельную организацию подвижных игр - февраль 2015.

Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развивать поисковую деятельность, ведение альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.

Чтение стихов, пословиц, поговорок; загадывание загадок о природных явлениях. Цель: развивать логическое мышление, воображение, создание альбома «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о природных явлениях» - февраль 2015.

Игры с водой. Цель: развивать самостоятельность в освоении окружающего мира, развитие тактильно-кинестетической чувствительности - февраль 2015.

Просмотр развивающего мультфильма «Спроси у Альберта. Круговорот воды в природе» - февраль 2015.

Изготовление атрибутов для подвижной игры «Ходят капельки по кругу». Цель: развивать творчество, воображение атрибуты для подвижной игры - март 2015.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе, формирование двигательных умений и навыков - март 2015.

Дидактическая игра «Где спряталась снежинка?». Цель: закрепить знания детей о том, где и в каком виде существует вода, использование картинок о природных явлениях - март 2015.

Познавательные опыты «Вода испаряется», «Круговорот воды в природе». Цель: стимулировать поисковую активность детей, создание модели естественно-научного явления - март 2015.

Завершающий этап

Изготовление книжек-малышек «Приключения капельки». Цель: развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды - март 2015.

Выставка для родителей и детей с использованием альбомов, поделок, материалов, сделанных детьми и родителями по теме «Круговорот воды в природе». Цель: повысить уровень информированности родителей о деятельности ДОУ - март 2015.

Презентация проекта «Круговорот воды в природе» на КМО воспитателей. Цель: повысить уровень информирован-ности воспитателей о деятельности ДОУ, обмен опытом - март 2015.

Результативность

Дети: имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.

Воспитатель: составлена картотека опытов о свойствах воды; конспекты беседы, занятий, наблюдений.

Родители: имеют представления о содержании проекта, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации проекта.

Модель трех вопросов

1. Что дети знают?

На небе бывают облака, и из них идет дождь (Диана)

Зимой падает снег (Юля)

Мокрая одежда высыхает на батарее или на балконе (Семен)

При поливе растений вода уходит в землю, растения пьют ее (Настя)

После дождя лужи высыхают (Тимур)

Летом во время дождя бывает радуга (Сережа)

Снег в тепле тает (Никита)

2. Что дети хотят узнать?

Почему вода в облаках никогда не кончается? (Тимур)

Почему море заполняется, а через край не льется? (Алеша)

Куда девается вода после дождя? (Кристина)

Куда исчезает вода из мокрой одежды? (Настя)

Почему мокрый пол становится сухим? (Денис)

Что такое облака и из чего они состоят? (Юля)

Какие облака самые большие? (Семен)

Почему облака двигаются по небу? (Сережа)

3. Где найти ответы?

Поискать с родителями в Интернете

Посмотреть мультфильмы

Посмотреть кинопередачи

Провести опыты и эксперименты

Организовать наблюдение

МОНИТОРИНГ

знаний детей по теме «Круговорот воды в природе»

1. Что такое вода? 2,1; 2,9

2. Где встречается вода? 1,9; 2,4

3. Всегда ли вода одинаковая? 1,5; 2,8

4. Что такое пар? 1,5; 2,8

5. Когда снег превращается в воду? 2,0; 2,9

6. Что такое ветер? 1,6; 2,7

7. Куда деваются лужи? 1,9; 3,0

8. Почему мокрый пол становится сухим? 1,6; 3,0

9. Почему идет дождь? 1,8; 2,8

Методика оценки:

3 балла – высокий уровень – ребенок отвечает полно, без помощи взрослого;

2 балла – средний уровень – ребенок отвечает с небольшими затруднениями;

1 балл – низкий уровень – ребенок не может ответить.