Псалтирь и каноны, чтомые по усопшим. Псалтырь по усопшим Какая кафизма читается по усопшим

Для каждого верующего христианина чтение Псалтири по усопшим — это дань памяти тем, кто покинул этот мир. Согласно традиции Псалтырь читают непрерывно над телом усопшего с момента его смерти и до погребения.

Псалтырь — это книга, входящая в состав Священного Писания. Насчитывают всего 150 псалмов. Большинство из них написаны библейским остальные принадлежат перу других древних израильских правителей.

Что такое кафизма?

Сама Псалтырь разделена на двадцать глав или кафизм. Кафизмы представляют собранные воедино несколько псалмов (обычно три-четыре), разделенных тремя «Славами». Другими словами, прочтя к примеру, два псалма, чтец встречает в тексте слово «Слава». Это означает, что в данном месте следует произнести: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», затем последовательно читаются другие молитвы и в конце произносится «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Известный Владыка Афанасий считал, что во время чтения Псалтыри по покойному, после каждой «Славы» и «Ныне» следует произносить специальную заупокойную молитву и класть пять земных поклонов. До и после чтения Псалтыри по усопшим необходимо читать заупокойный Канон.

Разделенную Псалтырь на кафизмы читать намного проще, и само чтение книги может длиться всего пять часов. Псалтырь по усопшим желательно читать непрерывно, особенно перед погребением. Это могут совершать близкие люди усопшего, те, кто в состоянии это делать.

В самом тексте чувствуется надежда человека на Божие милосердие. Вдумчивое чтение и слушание Псалтыри утешает близких людей и родственником скончавшегося.

Не только разрешается, но и приветствуется читать Псалтырь по усопшим до 40 дней. Зачастую практикуется чтение Псалтыри сорок дней до даты смерти, а затем чтение повторяется еще сорок дней. В итоге проходит восемьдесят дней.

Семнадцатая кафизма

Эта книга уже давно вошла в число Богослужебных книг, так как почти половина текста службы Всенощного бдения и Литургии состоит из ее отрывков. Псалтырь по усопшим можно читать и сидя, но не лежа. Святые отцы считают, что молитвы, произносимые без утруждения тела, не приносят достойных плодов. Лишь больным и немощным людям разрешается читать лежа Псалтырь, Евангелие, и так далее.

Люди, далекие от церкви, но желающие в дальнейшем стать настоящими верующими, зачастую спрашивают: какой Псалтырь читают по усопшим дома? Действительно, бывает так, что священнослужители благословляют читать не весь Псалтырь, а одну его кафизму. Это семнадцатая кафизма. Ее выбрали, так как содержание Божественного текста больше всего подходит для выражения чувств самого усопшего.

Семнадцатая кафизма является не только самой длинной из всех, но и самой красивой. На чтеца возглавляется трудная и почетная ответственность помянуть покойного, потрудиться за него перед Богом, отчего Псалтырь, читаемый по усопшим, приносит и душе того, кто ее читает, огромную пользу.

Как появилась традиция поминать усопших?

История, после которой появилась традиция поминать усопших записана в Ветхом Завете, во второй книге Маккавеев. После того, как Авраам проявил глубокую преданность Богу, Всевышний обещал еврейскому народу, что они выйдут победителями во всех войнах, даже если численность врагов будет превышать в несколько раз, но только в том случае, если будут хранить Его Завет.

Действительно, пока народ хранил Божественный завет, написанный на скрижалях, никто не мог победить его в битве. Однако ветхозаветный военачальник Иуда однажды потерпел сокрушительное поражение на поле битве. Такое произошло впервые и оставшиеся бойцы во главе с военачальником были в недоумении, понимая, что Всевышний отказался от Своего слова. Встревоженные воины решили осмотреть тела погибших друзей, чтобы отправить родным и близким часть их одежды. На некоторых они обнаружили языческие амулеты и другие знаки поклонения идолам. Это открыло им глаза на гнев Божий.

Иуда собрал оставшихся в живых воинов, и они все встали на молитву, предварительно поблагодарив Создателя за то, что Он не скрыл от них правду. В обращении к Богу благочестивые воины просили прощения за погибших братьев, отступивших от Его завета. Господь принял их молитву и высоко оценил поступок Иуды.

Есть еще несколько ветхозаветных историй, в которых древние люди проявляли заботу об усопших.

Почему следует читать именно Псалтырь?

Еще до того, как Господь Иисус Христос явил себя людям и до появления Нового Завета, ветхозаветные благочестивые люди читали Псалтырь. Царь Давид, написавший ее, был человек смиренный с кротким сердцем, что в те жестокие времена было необычно.

Через свои псалмы или, говоря современным языком, песни, он показывал высшие качества человека, освященные Святым Духом. Сборник псалмов, читаемый за душу усопшего, ограждает ее от преследуемых злых духов.

Как читать Псалтырь?

Обычно ее читают на что вызывает некоторое недоумение и неудобство. Чтец может до конца не понимать значение слов и выражений. На этот счет существуют два мнения.

Другое мнение — это вдумчивое чтение псалмов, с выпиской непонятных слов и с переводом на русский язык.

Конечно же, сознательное чтение стоит в приоритете, но и первый вариант приемлем. При желании разыскать пояснения к сборнику псалмов можно как в Интернете, так и в книгах, посвященных этой теме, которых много в церковных лавках.

Полезно изучать Священное Писание, как новозаветное, так и ветхозаветное. Пятидесятый псалом, чаще других используемый во время Богослужения, имеет свое пояснение, которое можно найти во Второй Книге Царств. Этот покаянный псалом Давид писал в тяжелом сокрушении, поэтому его полезно знать наизусть для покаяния души.

Если Псалтырь читается перед гробом усопшего, то чтецу следует стоять в ногах с горящей свечкой. Во время чтения слова Писания необходимо произносить с благоговением, так как скороговорка небрежно произносимые слова — это оскорбление и священному обряду и Слову Божиему.

Полное собрание и описание: молитва об усопших до 40 дней читать дома для духовной жизни верующего человека.

Молитвы об усопших считаются важным церковным ритуалом, помогающим душе умершего обрести покой. Какую читать молитву по усопшему до 40 дней каждый день, чтение какой молитвы за упокой души до 1 года за родителей, родственников, мужей, жён, следует выбрать, чтобы правильно помянуть новопреставленного (недавно отошедшего в мир иной) близкого человека, давно умершего отца, мать?

До 40 дней души усопших нуждаются в молитве. Молитвы об усопших, как правило, читают родственники дома или в храме, тексты молитв могут быть короткие, длинные, в дни поминовения подходят мольбы, произнесённые своими словами.

Первые 3 дня после смерти, согласно повествованию Святых Отцов, душа находится возле тела. После 3 дней душа новопреставленного умершего переходит из земной жизни в духовный мир, где каждой душе представляется возможность понести ответ за содеянные земные дела, ответить за совершённые грехи. На 40 день Божий Суд заканчивается, и душа перемещается в рай либо в ад. Первые 40 дней очень важны для душ усопших, молитвы особенно необходимы в эти дни.

Разгадамус считает познавательным. Самые важные для православных христиан – молитвы об усопших; читается православная молитва на Литургии в храме во время богослужения, в процессе поминальной Панихиды священниками. Дома, кроме молитвы, можно читать Псалтырь – это священная книга псалмов, которая читается коллективно, единолично в церкви либо в домашних условиях пред иконами. Псалтыри по усопшим можно читать на годовщину смерти родителей, мужа, жены, в любой другой день, правильно читать дома следует с горящей свечой либо лампадкой.

Как молиться в дни поминовения, какие молитвы за усопших должны иметь православные христиане? Предлагаем самые сильные православные молитвы поминовения, читать которые можно в Родительские поминальные субботы, после смерти родителей (отца, матери) до 40 дней либо умершей жены, мужа, родственника каждый день. После Христовой Пасхи, согласно церковному православному календарю, ежегодно православные христиане отмечают праздник Радоница или Родительский день (в 2017 году число – 25 апреля); надеемся, что доступные тексты, опубликованные в этой статье, будут использованы многими верующими в приближающийся день поминовения.

Молитва за упокой души усопшего

Молитва об усопших родителях

Молитва об усопшем до 40 дней

Молитва об усопших короткая

Больше всего верю в силу понятного текста. Читала сегодня краткую молитву она мне понравилась думаю души мамы и папы услышали меня.

Траурные темы затрагивать нужно обязательно чтобы не забывать о тех кто умер пусть давно но нуждается в нашей помощи - молитве за упокой!

Насколько я знаю каноны православия за новопреставленного в церкви в первую очередь заказывают панихиду чтобы господь помиловал его душу, молитва если она сильная помогает и умершему и родственникам оплакивающим близкого человека

стыдно сказать, даже и не знала, что есть специальные тексты за упокой, которые можно читать на кладбище и т.п. да и не обращала внимания никогда, чтобы кто-то на могилках молился?

Важно не где молиться за усопших (дома, на кладбище, в церкви) как это делать - осознанно или как некоторые читают текст на автомате заучив его не вникая в смысл.

после того как умерли родители молилась до 40 дней и после 40 дней со дня смерти. сначала умер отец через 3 месяца за ним мама. поняла из рассказа священника - за новопреставленного лучше читать в церкви во время панихиды, а дома само собой.

Душам умерших требуется молитва до 40 дней как новоприставленным так и после прохождения чистилища. Помнить и не забывать нужно про тех кто уже отошел в мир иной постоянно, они нашу заботу чувствуют - души имеется ввиду.

если я правильно поняла смысл текста молитвы ее можно читать об упокоении и помиловании души умершего человека?

Поминальные молитвы для этого и читаются, чтобы Господь помиловал душу новопреставленного и подарил ему Царствие Небесное.

Я для себя выбрала короткую молитву за усопших УПОКОЙ ГОСПОДИ. читаю ее на Радоницу, Родительские субботы в поминальные дни памяти со дня смерти или в день рождения родителей. Текст молитвы целенаправленный и доходчивый аж слезы наворачиваются когда читаешь.

Спрашивала в церкви сказали - поминать умершего можно в какой угодно день. Лучше чаще заказывать молебен особенно недавно усопших до 1 года.

Лучше всего регулярно заказывать молебен об усопших в церкви. Один раз в год прочитать молитву - недостаточно.

Кто-то говорит про один раз в год. Поминать усопших молитвой надо каждый раз, как приходите на кладбище, при чем ДВА раза: сначала сразу по приходу, потом перед уходом.

Не знала что за упокой молитва на кладбище читается два раза?! Буду знать - спасибо за подсказку.

Любое копирование материалов с Разгадамус.ру запрещено.

Новопреставленным называется умерший человек, с момента смерти которого прошло не более сорока дней. Согласно православному верованию, после смерти, в течение первых двух дней, душа находится на земле и посещает те места, где проходила земная жизнь человека. На третий день душа переносится в мир духовный. Православные молитвы родственников о новопреставленном помогают душе пройти воздушные мытарства. Господь способен по горячим и искренним молитвам близких простить грехи умершего. Освобождение от грехов делает возможным воскрешение души для вечной блаженной жизни.

День смерти. Что делать

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия.

Для чего нужна смерть тела?

Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели.

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные?

Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии.

Какие продукты можно положить на канун?

Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины.

Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно.

Зачем делаются поминки на 40 дней

А еще по одному народному поверью именно на 40 вой день поминок на целые сутки душа возвращается в родной дом, и уходит только после того как её проводят.

Иногда к такому приходу души даже тщательно готовились, стелили с вечера постель белой простыней и накрывали одеялом.

Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней

Молитвы написаны в основном на старославянском. Их большое множество. В зависимости от того, в чем причина смерти и кто умер. Существует молитва и для тех, кто умер и не успел принять крещение. Среди них есть молитва Богородице о новопреставленном. Она мать Господа, и молитва к ней может помочь смягчить Небесного Царя. Найти ее можно практически в любом молитвослове. Цель поминального обеда – вспомнить умершего человека, помолиться за упокой его души, оказать психологическую поддержку нуждающимся, поблагодарить людей за участие и помощь. Нельзя устраивать обед с целью поразить приглашенных дорогими и изысканными блюдами, похвастаться обилием яств или накормить до отвала. Главное - не пища, а объединение в горе и поддержка тех, кому тяжело.

Не стоит воспринимать поминки как застолье.

Посещение могилы умершего человека – обязательная часть поминального ритуала. С собой нужно взять цветы и свечу. На кладбище принято нести парное количество цветов, четные числа – символ жизни и смерти. Возложение цветов - самый лучший способ выказать уважение умершему.

Придя, следует зажечь свечу и помолиться об успокоении души, потом просто можно постоять, помолчать, вспоминая хорошие моменты из жизни усопшего человека.

На кладбище не устраивают шумных разговоров и обсуждений, все должно проходить в атмосфере спокойствия и умиротворения.

Молитва об усопшем до 40 дней

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Помощь себе и близкому

Молитвы о новопреставленном является высшим видом подвижничества. Плоды коего узнаются только на страшном суде. Когда люди что-то просят у Господа, то получают желаемое. За это они благодарят Господа. Если произносить их с чистым сердцем и благими намерениями, то многие грехи человека уже умершего простятся. Гнев Царя Небесного сменится на милость.

Молитва о новопреставленном является исполнением главной двуединой заповеди. Она говорит о любви к Богу и ближнему. Любить ближнего не значит просто помогать ему в мирской жизни. Это значит помочь ему тогда, когда от него уже ничего не зависит. Он пришел к Господу, и душа запятнана грехами.

Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.

Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. Очищались» также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.

За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальные тризнысуществовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.

Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность. Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.

Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями.

Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании.

На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.

За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.

Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).

Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.

В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков.

Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких. Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.

При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву. Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.

Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству.

Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.

Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.

Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.

После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца.

На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы «не призвать покойного с кладбища» по народному поверью.

Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода.

Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок.

Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам.

В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении.

Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение. В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе.

Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств. Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим.

Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней

Рождение человека приносит семье большую радость. К сожалению, в книге жизни уже отмечена дата смерти. Только от человека зависит, как и с чем он придет к этому дню. Как он проживет отведенный ему период.

День смерти. Что делать

При наступлении дня смерти Господь призывает к себе раба своего. Тело теряет способность двигаться, сердце останавливается. После чего тело находится в гробу, а душа продолжает жить. Теперь начинается ее путь в другую, вечную, жизнь. Путь нелегок и тернист.

По словам Святых отцов, три дня душа витает над землей. Она скорбит о разлучении с телом. Вместе с душой грустят и родственники усопшего. Ведь непросто поверить, что близкого человека больше нет рядом. Вспоминают все хорошее, связанное с ним, и клянут судьбу, что она распорядилась именно так.

На самом деле стоит переживать не только об этом. Гораздо больше нужно печалиться о том, что будет с душой усопшего. Где она найдет упокоение. Ведь прожить жизнь не всем удается достойно. Но даже при ведении добропорядочного образа жизни существует множество грехов, которые не пускают душу в рай. Они откладываются на протяжении всей жизни человека.

Помощь близкому

Люди исповедуются в течение жизни и перед смертью. Но вспомнить абсолютно все свои грехи просто невозможно. Они могут быть либо совсем мелкими – о них можно забыть. Либо совершены настолько давно, что припомнить их весьма проблематично. Перед смертью не всегда можно исповедоваться.

В такой ситуации стоит уповать только на помощь родственников. Они должны молиться о душе покойного. Сразу после ухода близкого в мир иной необходимо прочесть «Молитву по отходе души». Она напечатана на первой странице псалтыря и есть в молитвословах.

Текст молитвы несложен. Она может помочь и в случае, если человек мучается в агонии и смерть никак не может прийти к нему. Прочитав молитву, можно ослабить муки, и Господь быстрее призовет его к себе.

Читать псалтырь

После этого рекомендуется читать псалтырь далее. Совершая молитвы о новопреставленном до 3 дней, необходимо читать от одной до нескольких кафизм в день. Количество зависит от сил молящегося. Прочитав псалтырь до конца, следует начать сначала.

Некоторые родственники доверяют чтение псалтыря посторонним людям. Они просто оплачивают их услуги и считают, что дело выполнено. Но на самом деле Святые отцы и Церковь в один голос говорят о том, что молитва является более душевной, если ее читает родственник. Он вкладывает в нее всю свою душу. Все свои страдания об умершем.

Молитва к Богородице

Молитвы написаны в основном на старославянском. Поэтому они сложны не только в произношении, но и в понимании. В таком случае невозможно произносить слова молитв искренне. Для этого многие молитвословы предлагают молитвы о новопреставленном на русском языке.

Их большое множество. В зависимости от того, в чем причина смерти и кто умер. Существует молитва и для тех, кто умер и не успел принять крещение. Среди них есть молитва Богородице о новопреставленном. Она мать Господа, и молитва к ней может помочь смягчить Небесного Царя. Найти ее можно практически в любом молитвослове.

Странствия души

По истечении трех дней душа предстает перед Господом. Это происходит после отпевания в церкви и погребения тела. Стоит напомнить о том, что отпевать в церкви могут не всех. Под запретом отпевания:

Душа поклоняется Богу, и он дает ей возможность 6 дней любоваться тем, как веселятся в раю. Как там проводят время святые. Если душа грешна, то ее терзают горести и обиды за неверно прожитую жизнь. Совершая молитвы о новопреставленном рабе Божьем, не стоит забывать об этом. Смягчить страдания помогут ежедневные обращения к Богу родных и близких. Необходимо искренне читать молитвы и креститься.

На 9 день душа предстает перед Господом. Господь отправляет ее в ад. Там она наблюдает за муками грешников. Видит, как страдают души тех, кто прожил жизнь праздно. В нелюбви к Господу. Молитвы о новопреставленном помогут вымолить прощение перед Господом и облегчить страдания души.

На сороковой день душа предстает перед Господом, и в это время определяется место ее пребывания. Поэтому молитва об усопшем до 40 дней важна. Усердное моление может смягчить Господа. Его милость может помочь душе попасть в рай или, находясь в аду, терпеть меньшие муки.

Никто, кроме нас

Читать молитвы о новопреставленном можно дома или в храме. После смерти близкого необходимо отправиться в храм. Подать записочку об упокоении души новопреставленного раба Божьего. Нелишним будет заказать сорокоуст об упокоении и неусыпаемый молебен. После возвращения их храма зажигают свечи и ставят их в соль. Ставят воду и кладут кусок хлеба. Главное – не забыть поставить образ Спасителя. Перед ним совершаются все молитвенные чтения.

Заказать сорокоуст можно в любом храме. Если поминание будет носить длительный характер, то лучше заказать его в монастыре. Ведь там службы идут каждый день и в течение суток. По христианскому обычаю тело рекомендуется хоронить, а не кремировать. Гримирование считается особой вынужденной мерой.

Молитва об усопшем до 40 дней является особым видом милости. Она связывает человека и Господа, как пуповина ребенка с матерью. Даже самый страшный грешник, находясь в мирской жизни, может что-то изменить в ней. Стать праведником невозможно в один миг. Это тяжелый труд, и не всем он под силу. Но будучи живым можно изменить свою жизнь. После смерти уже ничего изменить нельзя. Все упование души ложится на плечи близких и родных. Она просит их помочь. Просит вымолить лучшую участь у Господа.

Помощь себе и близкому

Молитвы о новопреставленном является высшим видом подвижничества. Плоды коего узнаются только на страшном суде. Когда люди что-то просят у Господа, то получают желаемое. За это они благодарят Господа. Восхваляют его. Молитвы о новопреставленных, конечно же, доходят до слуха Господа, но при этом их результат будет известен только на страшном суде. Придя на него, душа человека узнает о том, насколько они были эффективны. Если произносить их с чистым сердцем и благими намерениями, то многие грехи человека уже умершего простятся. Гнев Царя Небесного сменится на милость. И тогда на страшном суде умерший поклонится в ноги своему другу или родственнику и скажет ему спасибо за это.

Молитва о новопреставленном является исполнением главной двуединой заповеди. Она говорит о любви к Богу и ближнему. Любить ближнего не значит просто помогать ему в мирской жизни. Это значит помочь ему тогда, когда от него уже ничего не зависит. Он пришел к Господу, и душа запятнана грехами. Помочь убелить ее и смягчить гнев Господа помогут молитвы близких людей.

Моления на 40 день

Именно на сороковой день душа перестает витать над бездной. Ее участь наконец определяется. В этот день близким усопшего тяжелее всего. Незаживающая рана в душе кровоточит, а вера в лучшее будущее никак не приходит. Поможет облегчить душевные страдания молитва на 40 дней.

В храме стоит попросить Господа забрать душу усопшего, а душе близкого подарить покой. Перед этим поставить свечки за упокой души. Затем, перекрестившись и взяв с собой три свечи, можно отправиться домой. Там зажигаются эти свечи и, глядя на них, произносится молитва на 40 дней к Господу (ее можно найти в молитвослове).

На протяжении сорока дней стоит не только молиться дома, но и посещать храм. Если умерший крещеный, то его можно упоминать в записках, которые подаются в храме. Если же нет, то молиться за него можно только самостоятельно. И неважно где – дома или в храме.

Кроме молитв, в храм можно принести продукты и подать. Это будет считаться милостыней и пойдет за помин души. Священнослужители помянут его за трапезой. Только обязательно нужно сказать имя раба Божьего.

Траур стоит носить не менее 40 дней. Если возникает внутренняя необходимость, делать это можно и долее.

После это душевные страдания немного утихнут и появятся силы жить дальше. В будущее уже без покойного, но такова жизнь. И она продолжается несмотря ни на что. Главное, верить в лучшее, и тогда боль утихнет быстрее.

О поминовении усопших по уставу православной церкви Епископ Афанасий (Сахаров)

ЧТЕНИЕ ПСАЛТИРИ ЗА УМЕРШИХ

ЧТЕНИЕ ПСАЛТИРИ ЗА УМЕРШИХ

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности. У нас псалтирь читается при гробе усопших мирян. В некоторых местах есть специально чтецы, которые или приглашаются в дом умершего для непрерывного чтения псалтири, например, в течение 40 дней, или даже целого года, или у себя в доме читают псалтирь по просьбе сродников усопшего. Во многих православных обителях совершается так называемое “неусыпное” деннонощное чтение о живых и усопших. При таком чтении псалтири, кроме обычных тропарей и молитв по каждой кафизме, присоединяется еще на каждой славе особая молитва, за которой поминаются имена усопших.

Чтение боговдохновенных псалмов Давида вообще должно быть частным занятием православных христиан. Ни кие же бо иныя книги такое Бога славят, якоже псалтирь… она… и за весь мир Бога молит . Устав Церковный назначает прочитывать за богослужением кроме многочисленных псалмов, входящих в состав основных частей богослужения, и всю псалтирь подряд в одну седмицу, а в Великом Посте даже и два раза в седмицу. Чтение псалтири в память усопших несомненно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия и как свидетельствующее о любви к ним и память о них их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело. Поэтому заслуживает всякого поощрения существующий во многих местах обычай просить священнослужителей, в монастыре, или лиц, специально этим занимающихся, - почитать псалтирь в память усопших, причем эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых. Но гораздо превосходнее чтение псалтири самими поминающими. Тогда получается многосугубая польза. Для поминаемых это будет еще более утешительно, ибо свидетельствует о большей степени любви и усердия к ним их живых собратий, которые сами ЛИЧНО хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет не только как жертва за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец, сами читающие псалтирь получат от слова Божия и великое утешение и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и сами чаше всего не присутствуя даже при нем. А милостыня может и должна быть подаваема самостоятельно, независимо от чтения псалтири и ценность ее в этом последнем случае будет, конечно, выше, ибо не будет соединена с возложением обязательного труда на приемлющего, а будет подана по заповеди Спасителя туне и потому будет принята Господом как милостыня сугубая. В наших богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке чтения псалтири по усопшем. В псалтири следованной печатаются псалмы все подряд с подразделением на кафисмы и славы без всяких добавлений. Это для богослужебного их употребления. После всех псалмов помещаются особые тропари и молитвы по каждой кафисме. Это для келейного чтения. В особо издаваемых псалтирях эти тропари и молитвы помещаются наряду после каждой кафисмы. Если чтение псалтири о живых и умерших, или о тех и других вместе соединяется с обычным ежедневным келейным чтением псалтири, тогда по первой и второй славе на каждой кафисме могут быть присоединяемы моления о живых и усопших или об одних последних, а по каждой кафисме обычные тропари и молитвы. Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего, причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Молитвы перед чтением Псалтири Так часто наша душа немирна, и просто не может воспринять Слово, которое предлагает нам Бог для назидания. Поэтому мы всегда советуем читать предначинательные молитвы для того, чтобы прийти в состояние, в котором мы можем слышать Его.Мы

Чтение Псалтири с поминовением живых и усопших 1-я Слава:Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?ньАллиулу?иа, аллилу?иа, аллилу?иа, сла?ва Тебе?, Бо?же. (Трижды с поклонами)Го?споди, поми?луй. (Трижды)Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и

Чтение Псалтири по усопшему 1-я и 2-я Славы:Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?ньАллиулу?иа, аллилу?иа, аллилу?иа, сла?ва Тебе?, Бо?же. (Трижды с поклонами)Го?споди, поми?луй. (Трижды)Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и при?сно и во

Чтение Псалтири в различных случаях Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисием.Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного

"Во Псалтири десятоструннем пою Тебе" (Пс. 143, 9) "Во Псалтири десятоструннем пою Тебе" - так сказано в псалме царя и пророка Давида. Что это значит? Всякое изречение Священного Писания имеет, кроме исторического смысла, другой, внутренний, глубокий смысл. Так и эти слова,

Мысли при чтении Псалтири Пс. 1. Описывается благоуспешность во всем и блаженство людей благочестивых и бедствие нечестивых. Благочестивый человек как древо плодовитое при потоке вод, а нечестивые - как прах, возметаемый ветром с земли.Пс. 2. Пророчество о Мессии.Пс. 4, ст.

Продолжение чтения из Псалтири Пс.77. Как дивен Бог в делах Своих! Вот Он (ст. 13 и далее) разверзает море и проводит сынов Своих по суху: представи воды яко мех: волны поднимались и опускались, и между тем как стена огусте оба полы вода (подобие меха). Наставляет их облаком во

479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов Милость Божия буди с вами! Замедлил я ответом вам. Прошу извинить. Спрашиваете, как поминать умерших в

В чем заключается польза от чтения Псалтири? иеромонах Иов (Гумеров)Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными

Значение Псалтири для Богослужений В Псалтири есть много размышлений, обращений к своей душе, много наставлений и слов утешения. Поэтому неудивительно исключительно широкое применение Псалтири при молитве. Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится

6. Свечница в храме отказалась принять прошение о сорокоусте по усопшем - крещеном, но неверующем и невоцерковленном, сказав, что о таком человеке нельзя подавать на сорокоуст и можно лишь заказать чтение о нем Псалтири. Права ли она? К сожалению, мы имеем здесь дело с той

Чин 12 псалмов и пения Псалтири На основе этих правил появляется в памятниках IX и следующих веков особый «Чин 12 псалмов» , а также приспособление Псалтири к келейному употреблению чрез прибавление к кафисмам особых последований из покаянных тропарей и молитв.

Молитвы перед началом чтения Псалтири Разумно да будет, како подобает особь пети ПсалтирьАще иерей, глаголет:Благослове?н Бог наш, всегда?, ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в.Аще ли ни, глаголи умиленно: Моли?твами святы?х оте?ц на?ших, Го?споди Иису?се Христе? Бо?же наш, поми?луй

О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно. Он приказал ежедневно читать Псалтирь в церкви двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, и читать

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сборник псалмов — самая популярная книга у православных верующих людей. Дети на Руси учились не по букварю, а по Псалтыри. Авторство приписывают царю Давиду, он сам слагал тексты и исполнял под музыкальный инструмент. Псалом за упокой души усопшего — это песнь покаяния.

Неизвестно откуда пришел обычай читать псалмы по усопшим, но по преданию у гроба Божьей Матери апостолы читали псалмы. Считается, что такая молитва помогает не только покойнику, но и скорбящему родственнику. Так человек успокаивается в горе потери близких людей и отвлекается от жизненной суеты. У первых христиан не было молитвенника, но был псалтырь.

Значение священных текстов:

  • полету души на небеса мешают злые демоны, которые хотят завладеть и властвовать над ней, а псалтырь является эффективным средством помочь душе в путешествии;
  • псалмы это выражение высших человеческих качеств души;
  • до Нового Завета Псалтырь был тем сборником, который позволял очистить человека от злых демонов;
  • святые тексты позволяют защитить душу покойника и духовно поддержать скорбящего человека об утрате.

Как читать псалом 118 по усопшему

Псалом 118 занимает особое место среди святых текстов и является самым длинным. Текст состоит из двадцати двух частей и восьми строк, которые начинаются с еврейского алфавита «альфа» «бета» и дальше. Чтение псалма облегчает пребывание умершего в ином мире. Каждый человек совершает много грехов на земле, а после окончания земной жизни уже не может ничего изменить.

Слова текста возносят душу на небеса и дарят большую радость. Кафизмы на церковно-славянском языке трудно читать, можно выбрать текст на русском языке и читать в любое время дома.

Текст разделен на три части, которые следуют перед 73 и 131 строфами. В этих местах читается славословие и особенная молитва с именем умершего человека. Читают этот текст на утренней и вечерней службе, он входит в погребение и отпевание. Со специальными хвалебными славословиями читается в Великую Субботу.

Текст 118 псалма об усопшем:

1 Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

2 Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

3 Они не делают беззакония, ходят путями Его.

4 Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

5 О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

6 Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

7 я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

8 Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

9 Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

10 Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих.

11 В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

12 Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

13 Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

14 На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

15 О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

16 Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.

17 Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое.

18 Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

19 Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.

20 Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время.

21 Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.

22 Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои.

23 Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих.

24 Откровения Твои — утешение мое, [и уставы Твои] — советники мои.

25 Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему.

26 Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим.

27 Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих.

28 Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему.

29 Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне.

30 Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои.

31 Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня.

32 Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое.

33 Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.

34 Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем.

35 Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

36 Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

37 Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем.

38 Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою.

39 Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи.

40 Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею.

41 Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему,-

42 и я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое.

43 Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои

44 и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки;

45 буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих;

46 буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;

47 буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил;

48 руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих.

49 Вспомни слово [Твое] к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать:

50 это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

51 Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего.

52 Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался.

53 Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой.

54 Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих.

55 Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.

56 Он стал моим, ибо повеления Твои храню.

57 Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои.

58 Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему.

59 Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим.

60 Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои.

61 Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.

62 В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои.

63 Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои.

64 Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим.

65 Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему.

66 Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую.

67 Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

68 Благ и благодетелен Ты, [Господи]; научи меня уставам Твоим.

69 Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.

70 Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

71 Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.

72 Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра.

73 Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.

74 Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются, что я уповаю на слово Твое.

75 Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня.

76 Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему.

77 Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой — утешение мое.

78 Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих.

79 Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои.

80 Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился.

81 Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое.

82 Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?

83 Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл.

84 Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?

85 Яму вырыли мне годые, вопреки закону Твоему.

86 Все заповеди Твои — истина; несправедливо преследуют меня: помоги мне;

87 едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих.

88 По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих.

89 На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах;

90 истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит.

91 По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе.

92 Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем.

93 Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня.

94 Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих.

95 Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.

96 Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

97 Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

98 Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

99 Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

100 Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

101 От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;

102 от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.

103 Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

104 Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

105 Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.

106 Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню.

107 Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему.

108 Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня.

109 Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю.

110 Нечестивые поставили для меня сеть, но я не уклонился от повелений Твоих.

111 Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего.

112 Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца.

113 Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.

114 Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю.

115 Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего.

116 Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей;

117 поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно.

118 Всех, отступающих от уставов Твоих, Ты низлагаешь, ибо ухищрения их — ложь.

119 Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли; потому я возлюбил откровения Твои.

120 Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь.

121 Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.

122 Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые.

123 Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей.

124 Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня.

125 Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои.

126 Время Господу действовать: закон Твой разорили.

127 А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого.

128 Все повеления Твои — все признаю’ справедливыми; всякий путь лжи ненавижу.

129 Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя.

130 Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.

131 Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду.

132 Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое.

133 Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию;

134 избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои;

135 осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим.

136 Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего.

137 Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои.

138 Откровения Твои, которые Ты заповедал,- правда и совершенная истина.

139 Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.

140 Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его.

141 Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю.

142 Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина.

143 Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое.

144 Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить.

145 Взываю всем сердцем [моим]: услышь меня, Господи,- и сохраню уставы Твои.

146 Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои.

147 Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю.

148 Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое.

150 Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего.

151 Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои — истина.

152 Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки.

153 Воззри на бедствие мое и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего.

154 Вступись в дело мое и защити меня; по слову Твоему оживи меня.

155 Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут.

156 Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня.

157 Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь.

158 Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего.

159 Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня.

160 Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей.

161 Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего.

162 Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль.

163 Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю.

164 Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей.

165 Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.

166 Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю.

167 Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко.

168 Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою.

169 Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня.

170 Да придет моление мое пред лице Твое; по слову Твоему избавь меня.

171 Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.

172 Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны.

173 Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал.

174 Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое.

175 Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне.

176 Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

Какие псалмы читают по усопшему

Умерший человек в православной вере до одного года называется новопреставленный. Определилось несколько традиций поминать новопреставленных:

  • чтение Псалтыря со специальной молитвой каждый день;
  • Сорокоуст, читаемый в церкви;
  • панихиды 3, 9, 40 день;
  • лития на могиле умершего в дни всеобщего поминовения;
  • поминальные обеды и пожертвования.

Православная церковь делит путь души в загробный мир на три периода:

  • три дня душа пребывает рядом с телом;
  • с третьего по девятый день ангелы возносят ее на небеса и дают видеть райскую жизнь;
  • с девятого по сороковой день душа испытывает мытарства за совершенные и нераскаявшиеся грехи на земле;
  • на сороковой день решается, где будет находиться душа до часа Страшного Суда.

Третий день погребения, после обряда устраивается поминальная трапеза. На девятый день заказывается панихида в церкви. До сорокового дня читается псалтырь, затем его чтение прекращается.

Когда тело покойного находится в доме, родственники по очереди читают псалтырь или приглашают опытного чтеца. Читать можно сидя, но вставать при словах «Слава» и «Аллилуйя». Псалтырь состоит из двадцати частей, после каждой делается три поклона и возносится короткая молитва.

Для чтения устанавливается подставка и свечка у головы умершего. В день погребения родственники договариваются о чтении псалмов по усопшему до 40 дней дома.

Поминальные духоборские псалмы

Духоборы — представители направления христианства, сложившегося в России во второй половине восемнадцатого столетия. Идея духоборов состоит в том, что в любом человеке присутствует Господь. Они не приветствуют обряды и таинства, священных служителей и отшельничество и создали свой тип богослужения ритуал поклонения, который в прошлом проходил в соответствии с православным календарем и был основным правилом молитв каждую неделю. В сокращенном виде ритуал мог входить в погребение при расставании с покойником в месте захоронения.

До переселения в Ростовский регион духоборы жили в Джавахети Грузия, где ритуал поклонения осуществляли в молитвенном доме, после стали проводить в жилых домах.

Псалмы это особенный жанр духоборских обычаев. К псалмам духоборы относят тексты, связанные с такими источниками, как Псалтырь, Деяния святых апостолов, Послания апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова.

Духоборцы создали певческое направление, в котором можно выделить три части. Это псалмы, стишки и песни. Уникальность песенного пения состоит в совмещении стилей фольклорных культур. Некоторые тексты только читают, другие поют с закрытым ртом и продолжительным распеванием слов. Каждый текст заводит запевала, и такое пение похоже на казачье.

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы услышите чтение 118 текста Псалтыри:

Порядок чтения Псалтири по усопшим

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.), Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Затем продолжается чтение псалмов кафизмы. По окончании кафизмы читается):

Трисвятое Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Молитва ко Пресвятой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (трижды); Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

(находящиеся в начале “Последования по исходе души”)

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его. Господи, помилуй (40 раз)

(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы).

Новости

Чтение псалтири об усопших

В Православной Церкви существует добрый обычай чтения Псалтири в память об усопшем. Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых – так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы. По окончании кафизмы читается:

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.

Надейся на Господа всем сердцем твоим,

и не полагайся на разум твой.

Псалтирь, псалом 3, 5

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Псалтырь состоит из ста пятидесяти обращенных к Богу молитвенных песнопений. В древности большая часть этих песнопений исполнялась в храме под аккомпанемент струнного инструмента наподобие арфы. Он назывался псалтирь. От него эти песнопения получили название псалмов. Самый знаменитый автор этих молитв царь Давид. Ему принадлежит большинство псалмов, поэтому собрание их называют еще Псалтирью Давида.

Все книги, вошедшие в канон Священного Писания Ветхого Завета, почитаются как богодухновенные, то есть написанные благочестивыми мужами под руководством Святого Духа и полезны для чтения. Но книга псалмов достойна особого почитания, ибо она, по словам святителя Афанасия Великого «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания». Она чудесно соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминания закона, данного Богом, и историю народа Божьего, и пророчества о Мессии и его Царстве, и таинственные указания на Троичность Бога, тайна бытия Которого была до времени сокрыта от ветхозаветного человека.

Псалмы, пророчествующие об обещанном Спасителе, поражают точностью и ясностью своих откровений. «…Пронзили руки мои и ноги мои…Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» – звучит в псалме, написанном за тысячу лет до Крестной смерти Христа. «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» – читаем мы в Евангелии.

Но самое главное и самое ценное, что в ней описаны и изображены движения человеческой души, рвущейся к Богу. Оковы греха, словно камень, тянут ко дну человека, во мрак ада, но он, превозмогая эту тяжесть, устремляется к горним вершинам, навстречу божественному свету.

Дух Святой устами авторов псалмов сказал все, что переживает наше сердце в разные моменты жизни, сказал так, как не могли бы сказать мы. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», – говорит святитель Афанасий.

Псалтырь можно уподобить зеркалу, в котором человек познает самого себя, познает движения души своей. Псалмы, судя по тому, чем страдает душа человека, учат его, как должно действовать, чтобы уврачевать свою немощь.

Тот, кто уповает на Бога и живет, соблюдая Его заповеди, пребудет во веки, обретет спасение и блаженство уже в земной жизни. Это одно из важнейших духовных завещаний Псалтыри, которое помогает человеку пережить самые тяжелые минуты своей жизни.

Не удивительно, что любимой книгой древних христиан была Псалтырь. Они сопровождали всю свою жизнь псалмопением, воодушевляя себя этим на подвиги благочестия. Псалом был на устах и у идущего на смерть мученика, и у удалившегося от мира пустынника. Да и в повседневной жизни христиане не оставляли Псалтыри. «Земледелец, – пишет блаженный Иероним, идя за плугом поет «Аллилуйя»; покрытый потом жнец поет псалмы, и виноградарь, срезая кривым ножом виноградные ветви, поет из Давида».

В древней Церкви существовал обычай заучивать все псалмы наизусть, так любили и почитали эту книгу. Уже во времена апостольские Псалтырь получила особенно широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы.

Как уже было сказано, в древности, в ветхозаветной Церкви во время богослужения и молитвы использовались музыкальные инструменты: ударные – кимвалы, духовые – трубы и струнные – псалтирь. Но в Православной Церкви инструментальной музыки нет, не слышен голос рукотворных инструментов. В православном храме звучит только голос человека – этого Боготворного инструмента, обновленного Духом Святым и приносящего Богу «песнь новую». Его голосовые связки – самые приятные струны для Божьего слуха, его язык – самый лучший кимвал. Когда человек поет или читает псалмы, то он становится таинственной арфой, к струнам которой прикасаются искусные персты Святого Духа. И этот человек может вместе с царем Давидом воскликнуть Богу: «сколь сладки гортани моей словеса Твоя. Паче меда устам моим.»

© 2017 Русская Православная Церковь Крефельд

О молитве за умерших. Чтение Псалтыри до сорокового дня

Предав тело усопшего земле, Церковь не оставляет без попечения его души. Высшей и полезнейшей формой ходатайства об усопшем считается святая Литургия:

Много бо верным душам пособие, еже за сих даяти маломощным и еже за души их попове и диакони молятся и службы часто творят, т.е. божественную литургию. Св. Иоанн Златоуст, сл. 76

Благочестивые христиане обыкновенно просят творить за усопшего св. Литургию в течение 40 дней со дня кончины (Сорокоуст). Основанием для этого сорокадневного поминовения служит образное изображение судьбы души человеческой после смерти в церковном сказании о мытарствах. По этому сказанию душа в течение сорока дней «восходит» к престолу Божию, проходя так называемые «мытарства», где испытывается в грехах своих, а в 40 день является на суд Божий.

Немомненно, великим делом для каждого христианина является чтение Псалтыри.

Ни кияже бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь душеполезна есть: ово Бога славит со ангелы вкупе, и превозносит, и воспевает велиим гласом, и ангелы подражает, овогда бесы кленет и прогоняет, и велик плач и язвы творит: за цари и князи, и за весь мир Бога молит…

Иоанн Златоуст говорит, что христианину не следует ни при каких обстоятельствах оставлять пение псалмов:

Уне есть солнцу престати от течения своего нежели оставити Псалтырь: вельми бо есть полезно…

Чтение Псалтыри по умершим

Обычай чтения Псалтыри по умершим восходит к глубокой древности. Чтение Псалтыри, несомненно, приносит христианам, закончившим земное бытие, великое утешение, и свидетельствует о любви и памяти. В старину чтения Псалтыри по умершим считалось обязательным. В одних случаях родственники усопшего сами читали Псалтырь. В других - нанимали людей, читавших Псалтырь по преставившемуся сорок дней, год и даже более. В свою очередь родственники предоставляли читающим Псалтырь по отошедшему ко Господу жилье и пищу, а порой и денежную плату. Женщин, читавших Псалтырь по усопшему, называли канононицами. Таковые молитвенницы часто упоминаются в знаменитом романе А. Мельникова (Печерского) «В лесах и на горах», посвященном жизни и быту заволжских старообрядцев.

В предисловии к канону за единоумершаго говорится:

Духовныи мой отче и господине, (имя рек). Сотвори со мною Бога ради последнюю любовь и милость сицеву. Помилуй мя Бога ради, пой за мя сей канон, на третины, на девятины, на четыредесятины, аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли и больши того благоволиши пропети канон сей за мя, то большую ми пользу сотвориши, и сам большую мзду приимеши от Бога, рекшаго, в ню же меру мерите, возмерится вам, и паки помилуяи помилован будет, и ты отче господине, Бога ради помилуй мою душу грешную, помолися о ней ко Господу, и Господь Бог наш возмерит тебе за сие, и помилует тя самого, яко милостива…

В этом слове христианин, закончивший свою земную жизнь, просит своего духовного отца «сотворить последнюю любовь», просит о молитве, ибо только она и требуется ему теперь. Однако не только умершему такая молитва полезна, не меньшую пользу она приносит и для души молящегося, так как это великое доброе дело. И при каждой возможности следует христианину молиться за своих родственников, уже отошедших ко Господу.

Следует сказать, что до истечения 40 дней с момента преставления христианина, нужно молиться Псалтырь вкупе с молебным последованием за умершего человека. В старообрядческой традиции такое последование называется «Канон за единоумершаго (ую)». Он состоит из 9-ти песен, но 2-ая песнь обыкновенно отсутствует. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первый стих песни) и тропарей (следующие за ирмосом стихи песни).

Схема чтения Псалтыри за умершаго до сорокового дня (Сорокоуст)

Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти поклоны кладет только старший, а именно - тот, кто замолитвует ).

Запев Исусу: (поклон в пояс ).

Затем читается тропарь, глас, 8 «Иже глубинами мудрости…»

Слава, и ныне. Богородичен «Тебе град и пристанище имамы…»

Затем читаются все 20 кафизм Псалтыри, перед каждой кафизмой читают «Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс ). В каждой кафизме три «Славы» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь») , а по каждой «Славе» читается «Аллилуия. » (трижды, с поклонами в пояс ), затем читается за умершаго тропарь трижды с поклонами (имя рек ), (поклон ). (поклон ). Вечныя муки избави (поклон ). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон ). И душам нашим полезная сотвори (поклон )».

Схема чтения канона за единоумершаго (-ую)

«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон )

По 3-й песни читается седален, глас 5-й «Покой Спасе…»

По 6-й песни читается кондак, глас 8 –й «Со святыми покой…» . Икос «Ты искони един еси безсмертен…» .

По 9-й песни канона читается «Достойно есть…» (поклон земной ). Трисвятое, и по отче наш. Молитва Исусова.

«Именем Господним благослови Отче».

Запев «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс )

Отпуст «Господи Исусе Христе Сыне Божии…»

«Рабу (е) Божию (ей) преставльшемуся (йся) (имя рек), о нем (ей) же и поминание творим: вечная память, вечная память, вечная память».

Потом молятся за умершего тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек ), (поклон ). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон ). Вечныя муки избави (поклон ). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон ). И душам нашим полезная сотвори (поклон )».

Статьи

Спецпроекты

«Русская вера»

Как читать псалтырь по усопшим

  • Как читать псалтырь по усопшим
  • Как молиться за усопших на пасхальной неделе
  • Как одеть усопшего

Псалтырь – книга, входящая в корпус Священного Писания Ветхого Завета. В ней находятся 150 псалмов (отсюда и соответственное название), являющихся молитвословиями Господу. Автором псалтыри считают царя Давида, однако некоторые молитвословия были составлены и другими правителями древнего Израиля.

Псалтырь получила широкое распространение для употребления еще в апостольские времена. На Руси издревле эта ветхозаветная книга использовалась в качестве молитвословий как на богослужении, так и в домашней молитве. В настоящее время богослужения Церкви так же включают в себя молитвословия из псалтыри.

В православной культуре существует благочестивая традиция совершать чтение псалтыри по усопшим, в память о них. Вся ветхозаветная книга делится на двадцать кафисм, полное ее прочтение может занять до пяти часов времени, поэтому молитва об умершем при помощи этой книги являет собой особый труд живых людей в память об усопшем. Чтение псалтыри совершается как по мирянам, так и по диаконам и монахам. Осуществлять чтение может любой благочестивый христианин.

Принято вычитывать псалтырь перед погребением умершего. Желательно, чтобы молитвословия длились непрерывно, однако за неимением таковой возможности можно читать хотя бы по несколько кафисм в день или же сменять чтецов. В молитвословии псалтыри прослеживается надежда человека на милосердие Божие, священные тексты утешают близких и родственников умершего человека.

Псалтырь можно читать на протяжении сорока дней после смерти, особое внимание при этом уделяется дням поминовений: девятому и сороковому. Кроме того, псалтырь по усопшим можно читать на годовщины смерти или же в любой другой день, ведь молитвословия ко Господу о прощении грехов умерших могут возносится христианином в любое время.

Порядок чтения псалтыри по усопшим прост. В молитвословах перед чтением псалтыри положены специальные предначинательные молитвы, после которых читается “Приидите поклонимся” и текст кафисмы. Все кафисмы делятся на три “Славы”. Особенностью чтения псалтыри по усопшим является добавление специальной заупокойной молитвы на каждом “славнике”. Таким образом, когда в тексте кафисмы чтец видит надписание “Слава”, нужно читать следующим образом:

После этого продолжается чтение псалмов из кафисмы. Существует практика по которой после заупокойной молитвы произносится богородичное молитвословие “Богородице Дево, радуйся”. На последней третьей “Славе” произносится только “Слава” “И ныне”, троекратное “Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия слава Тебе, Боже” и молитва об усопшем. После этого читается трисвятое по Отче наш, специальные тропари, написаныые по окончании кафисмы, а также определенная молитва.

Начало каждой новой кафисмы вновь сопровождается чтением “Приидите поклонимся”:

По окончании чтения псалтыри или нескольких кафисм положены специальные молитвы, публикуемые в молитвослове “по прочтении Псалтыри или нескольких кафисм”.

Стоит особо отметить, что если у человека нет возможности вычитывать псалтырь по усопшим полностью, следует потрудится хотя бы в чтении 17-й кафисмы, так как именно эта часть псалтыри читается на заупокойном богослужении (употребляется во время молитвословия поминовения усопших).

Положение молящегося при чтении псалтыри должно быть стоячим. Остальные люди во время молитвословия могут сидеть, если испытывают физическую немощь.

Если псалтырь читается перед гробом умершего, то чтец стоит перед ногами покойного. При чтении псалтыри принято возжигать свечи или лампаду перед иконами. Во время чтения псалтыри необходимо полностью сосредоточиться на молитве и обращаться ко Господу со смирением, благоговением и благочестивым вниманием к священным текстам.