Тема жизни и смерти - одна из центральных в поэзии символистов. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением? («Мы теперь уходим понемногу…») (Есенин С


Внутренний мир лирического героя предстаёт читателю разнообразным, в нём можно выделить несколько аспектов. Рассуждая о смерти и подводя итоги жизни, С. Есенин первым делом вспоминает природу, землю; именно прощаясь с «берёзовыми чащами» и родной землёй автор «не в силах скрыть тоски», именно природа занимает наибольшее место во внутреннем мире лирического героя.

Любовь к женщинам также занимает немалую роль в жизни лирического героя; он рад тому, что за жизнь ему приходилось любить.

Ещё одним составляющим внутреннего мира лирического героя является любовь к животным, автор заявляет, что в течение жизни бережно относился к животным:

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Тема жизни и смерти звучит в стихотворении А.С. Пушкина «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Пушкинское стихотворение созвучно с есенинским в том, что оба поэта исполнены любви к жизни. Однако если Есенин подводит итоги своей жизни и думает о скорой смерти, то Пушкин, наоборот, не желает смиряться с её неизбежностью: «Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;». Также мы можем заметить, что Пушкин смотрит в будущее, надеется, что светлые и прекрасные моменты ещё будут в его жизни, в то время как Есенин рассуждает о том, что будет после смерти.

Данную тему также поднимает в своём стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов. Лирический герой этого поэта считает, что его поколение, как и он сам, не умеет жить, наслаждаясь жизнью. В отличие от позиции Есенина, Лермонтов утверждает, что жизнь скучна, что люди не умеют жить искренне: «И ненавидим мы, и любим мы случайно». В отношении к смерти поэты солидарны: оба лирических героя не боятся смерти и относятся к ней со спокойствием.

Обновлено: 2018-08-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А.Есенина? В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чём они перекликаются с есенинским стихотворением?

Н. П. САБЛИНА*

Санкт-Петербургская государственная консерватория

"ЖИЗНЬ ЖИТЕЛЬСТВУЕТ": ТЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ У РУССКИХ ПОЭТОВ1

Отношение к смерти - показатель состояния духа народа и каждого отдельного человека, показатель нравственного здоровья, жизненной крепости и оптимизма, настроения жить и творить. Поэтому художественно-мистическое осмысление явления "смерть" - одна из самых важных тем русской литературы. Эта тема, как никакая другая, ярко высвечивает пасхальный, воскресенски радостный настрой русского народа как его главное ментальное состояние со времени принятия крещения, как глубокую осмысленную веру в бессмертие души, надежду и упование на милость Божию кающимся грешникам и блаженную жизнь за гробом; в то же время деятельную любовь к земной жизни, с одной стороны, и устремленность к любви вечной, свету небесному - с другой; мужество народа и его выдающихся представителей жить и выбирать жизненный путь по евангельскому учению; бесстрашие перед потерей Ыдо1 ("жизнь тела", пер. с греч.) и прикрепленность к "н"Ид ("жизнь души", пер. с греч.) .

Поэтический лик (греч. %оро$) стихопевцев, посвятивших свои стихотворения смерти, многоголосен и гармоничен: ни одна мысль, ни один образ, присущие русской литературе XVIII века, не были отвергнуты и не были утрачены, но подхвачены и затем развиты, в том числе и в

* Саблина Н. П., 2005

1 Проблемным названием к рассуждению поставлены слова из заключительной части "Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слова огласительнаго во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения", читаемого на пасхальной утрене: "Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков, аминь".

И будем мы в сияющем эфире

Плыть и лететь.

Ведь лишь одно и важно в этом мире -

Любовь и смерть2.

Обращает на себя внимание, что тема смерти не разделяет поэтов. Любой поэт может оставить неповторимые строки, отразившие глубокое движение духа, которые затем узнают и примут многие:

Все перед смертью говорят стихами,

Стихами наивысшей простоты...

(Иеромонах Роман Матюшин,

Каждая культурно-историческая эпоха и личность автора оставили свой яркий след в поэтической симфонии стихов о смерти.

Век XVIII отличается прямыми переложениями песнопений по усопшим, риторичностью и назидательностью в стиле классицизма. Например, переложение стихир самогласных, поемых при погребении, "Плачу и рыдаю", "Зряще мя безгласна"

А. П. Сумароковым:

Непреминуемой повержена судьбою, Безгласна зря меня лежаща пред собою Восплачите о мне, знакомые, друзья... Плачу и рыдаю Рвуся и страдаю,

Только лишь воспомню смерти час.

Также у Г. С. Сковороды:

Видя жития сего горе, Кипящим, как Чермное море, Вихрем скорбей, напастей, бед.

Эпиграфом к переложению взята первая строка ирмоса шестой песни Канона шестого гласа "Житейское море3, воздвизаемое зря. и проч." Ср. также позднее переложение песнопений Панихиды в поэме А. К. Толстого "Иоанн Дамаскин":

2 Егорова Т. Наш падший мир. // Догорает Господнее лето. СПб., 1998. С. 10.

3 За рамками статьи оставляем рассмотрение образности "Житейского моря"

Иду в незнаемый я путь Иду меж страха и надежды.4

XIX век расцвета русской классической литературы представил на тему смерти и бессмертия шедевры лирики.

Век мучительного духовного разлома - ХХ - в целом не поколебал пасхального духа русской поэзии. И в стихах поэтов советского периода тема смерти не решалась мрачно и безнадежно, хотя замещение архетипического образа происходило, приглушая прежние свет и радость5.

Вечность, бессмертие души, а следовательно, и загробная жизнь - понятия человеческого духа, следовательно, понятия общечеловеческие и находятся в теснейшей связи с вероучением всех народов, всех времен и мест, на какой бы степени нравственного и умственного развития человек ни находился6.

Но только христиане имеют ясное и твердое исповедание бессмертия, так как до озарения человечества светом Христовой веры бессмертие представлялось смутным и неясным".

4 Ср. Тропарь третий пятого гласа Панихиды: "В путь узкий хождшии прискорбный..."

5 Несмотря на декларированное бессмертие специфического характера ("Ленин - жив!"), о чем см. подробнее в статье И. А. Есаулова "Пасхальный архетип русской литературы и структура романа «Доктор Живаго»" (Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 2001. С. 488), формула "герои - живы", на наш взгляд, не просто декларация, а святое переживание. Ведь советский период - это не только время искоренения веры, насильственного насаждения безбожия, опустошения души, но также и героическое время сопротивления и смертельной борьбы за русскость, родную землю, духовные ценности. Поэтому в стихах советских поэтов, воспевающих подвиги героев, евангельски положивших жизнь "за други своя", искренне утверждается их бессмертие. См., например: "И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - / Живые с мертвыми: для славы мертвых нет" ("А вы, мои друзья последнего призыва!" из цикла "Ветер войны" А. Ахматовой); также: ".будто светит звездой с обелиска / Неумершее сердце героя. / Тот. / Никогда не уходит из жизни, / даже если в бою погибает! ("Сердце героя" Н. Рубцова); "И он упал. / Чтоб навсегда уже стоять в строю / Бессмертия борцов за справедливость" ("Памяти Н. С. Гумилева" М. Дудина) и многие другие.

6 Монах Митрофан Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти. М., 2000. С. 207-208.

7 Прозревание судьбы человека за гробом дано откровением Св. Духа в пророчествах Ветхого Завета (Книга Иова, Псалтирь). Пророк Давид называет смерть лишь тенью: "Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла" (Пс. 22:5); пророчествует о

различии посмертного состояния души праведника и грешника: "Честна пред Господем смерть преподобных Его" (Пс. 115:6); "Смерть грешников люта", (Пс. 33:22); предупреждает о необходимости покаяния при жизни: "Во аде же кто исповестся Тебе?" (Пс. 6:6). См. также псалмы: 1, 7, 9, 11, 33, 36, 40, 48, 54, 62, 67, 68, 128, 138, 140.

Вера в загробную жизнь есть догмат Православия:

Чаю Воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь

(12-й, заключительный стих "Символа веры").

Видимая смерть, смерть физического тела воспринимается христианским сознанием как наказание за грех, как праведный Божий Суд:

Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну проходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! - в бессмертие Твое.

(Г. Р. Державин. Ода "Бог")

Особенно философски-пространно и образно-ярко рассуждает поэт в "Бессмертии души", заключая произведение следующим образом:

О, нет! - бессмертие прямое - В едином Боге вечно жить. Покой и щастие прямое В Его блаженном свете чтить. О радость! О восторг любезный! Сияй, надежда, луч лия! Да на краю воскликну бездны Жив Бог! - жива душа моя. В этой обобщающей строфе собраны почти все те

главные словокорни, которые в многообразии метафорики определяют пасхальную тональность стихов о смерти всей русской поэзии: бессмертие - вечная жизнь в

Боге - покой - блаженство - свет - радость8.

8 В. А. Жуковский размышляет о вознаграждении бессмертием за смиренное несение тяжкого креста земной жизни: "Хранимы Промысла невидимой рукой: / Он с жизнью нас мирит бессмертья воздаяньем!" (Стихи, вырезанные на гробе А. Ф. С-ой, 1808). Н. Ф. Щербина утешает, глядя на внешнюю смерть: "Но не грусти, что червь тебя изгложет / В ничтожестве и прахе, человек!.. / Что было раз, того не быть не может, / Что создано, то создано навек" ("И здесь, и там, и далее гробница...", 23 мая 1846). С. И. Кольцов видит в вере в бессмертие облегчение земным страданиям: "И сладко мне в часы страданья / Припоминать порой в тиши / Загробное существованье / Неумирающей души" ("Кладбище", 1852). Он же рассуждает о бессмертии духа: "Отрадно мне думать, / Что дух мой бессмертный / Есть вечный наследник / Бесплотного царства" ("Вечность", 1854). В. Я. Брюсов пишет о бессмертии как одной из четырех сладких отрад, наряду с сознанием жить, творить строфы поэзии, быть любимым: "Радость последняя - радость предчувствий, / Знать, что за смертью есть мир бытия" ("Отрады", 28 апр. 1900); Манефа Чокой об устремлении души к вечности, призыва архангельского мира, где "трепет крыльев серебристый", о чудесной тайне будущей жизни. "Эта жажда - зов бессмертья! Эти муки не случайны" ("За рубежом юности", 1917).

Главное слово, которым можно определить отношение к смерти русского народа, - это совоскресение во всем богатстве движения от Страстной Седмицы к Пасхе. Господь Иисус Христос, "Первенец мертвых бысть", явился первым воскресшим. В Пасхальном тропаре больше число слов указывает на смерть (4), чем на жизнь (2):

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Мертвые, смерть, гроб и воскресение - вот все его

понятия. Но ведь это одно понятие, взятое с разной стороны. Это все синонимы одного слова, и весь тропарь собственно одно слово9.

В службах православной церкви по усопшим, обращенных к главному Лицу - Христу Спасителю, священник неоднократно повторяет:

Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих.

Здесь покой (упокоение через смерть), живот (жизнь вечная) и воскресение (переход от смерти к жизни), как и в Пасхальном тропаре, сплавляются в одно смысловое целое, в гиперслово, утверждающее жизнь бесконечную, жизнь будущего века.

Преодоление смерти, растворение смерти жизнью, совоскрешение первыми ощутили жены-мироносицы:

И мироносицы бежали Поведать чудо из чудес:

9 Скабалланович М. Объяснение важнейших пасхальных песнопений с указанием связи между ними // Пастырское чтение. 1915. Март. С. 15.

Что нет Его, чтобы искали! Сказал "Воскресну" и воскрес!

Бегут. молчат. признать не смеют, Что смерти нет, что - будет час, Их гробы тоже опустеют, Пожаром неба осветясь!

(К. Случевский. "Воскрес")10 Напомним себе о воскресении как центральном событии мировой истории: "Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития начало." (Из канона Пасхи). Переживание светоносного

Воскресения, попрание смерти смертью и совоскресение - одно из самых глубоких в русской лирике:

Но смерть была смертью. А ночь над холмом Светилась каким-то нездешним огнем, И разбежавшиеся ученики Дышать не могли от стыда и тоски.

А после... Прозрачную тень увидал Один. Будто имя свое услыхал Другой... И почти уж две тысячи лет Стоит над землею немеркнущий свет.

(Г. В. Адамович. "Но смерть была смертью")

В стихах русских поэтов слышатся Евангелие, церковные гимны, то сокровенно, то прямо. Так, М. Лохвицкая ставит в заключение своего стихотворения "В скорби моей" слова святителя Иоанна Златоуста из "Слова огласительного": "Где твое, смерте, жало?"

Молча пройду я сквозь холод и тьму, Радость и боль равнодушно приму. В смерти иное прозрев бытие, Смерти скажу я: "Где жало твое?"

В стихах русских поэтов о смерти представлено богатейшее метафорико-символическое поле света. Напомним, что и Господь, Свет Светов, воскрес в день, приравниваемый к первому дню творения, когда был сотворен свет. Сам этимон (первосмысл корня слова "воскресение",

10 Ср. его же стихотворение "Выложен гроб лоскутками" о похоронах старушки, которую в гробе, как в дубовом коконе, "На зиму сносят в дупло", с уверенностью в светоносном воскресении ее: "Всякий идущий за гробом / Молча лелеет мечту - Сказано: встанет старушка / Вся и в огнях и в свету".

ключевого ментального славянского слова, значит "весенний солнцеворот", "возвращение солнца, света".

Светоносна служба Пасхи: "Воскресения день, просветимся людие" (Ирмос 1-й песни Канона)11. Светит свет и в Панихиде, где "праведницы сияют яко светила" (Тропари по Непорочных).

Живописно пасхальное лексико-символическое поле света в стихах русских поэтов. Так, видим пасхальные блистания света в стихотворении Г. Р. Державина "Бессмертие души": "...вечен дух... быстрее молнии текущий"; "душа жива. как жив и свет"; "краску солнечных лучей"; "огнь из праха в том родится"; "как серный прах прикосновеньем вмиг возгарается огня" "при возблещущей заре" и др.

Особенно нежны и ясны образы света в эпитафиях младенцам или стихах о ранней смерти юных дев, отроков12.

Мощные, яркие, космические образы света пульсируют в стихотворениях М. Волошина. В книге "Путями Каина" поэт рассматривает трагедию материальной культуры как движение от жизни к смерти, тогда как опытом христианского духа он видит иной порядок: от смерти к воскресению. Огонь есть жизнь И в каждой точке мира Дыхание, биенье и горенье. Не жизнь и смерть, но смерть и воскресение - Творящий ритм мятежного огня.

("Чтобы не дать материи изникнуть")13

11 См. также в других песнях Канона: в неприступном свете Воскресения Христа блистающася; "из гроба красное правды нам возсия Солнце"; "сия спасительная нощь, и светозарная"; "безлетный Свет из гроба плотски на возсия" и многие другие.

12 См., например, стихотворение К. Батюшкова "Надпись для

гробницы дочери Малышевой", его же: "Надпись на гробе пастушки"; эпитафии Н. М. Карамзина; "Видение" А. И. Готовцевой;

"На смерть девы" Н. С. Тепловой; "Жалость к младенцам" архиепископа Иоанна Сан-Францисского и многие другие.

13 См. у него же: "И плоть моя - росток огня", "И человек сознал себя огнем, / Заклепанный в темнице тесной плоти" (2 января 1923, Коктебель); "Так страшно, свободно и просто / Мне выявлен смысл бытия / И скрытое в семени "я" / .. .везде... / Я слышу поющее пламя" (авг. 1912, Коктебель).

Настроения радости, блаженства, веселия, ликования, надежды и веры во встречу с любимыми там, на небе, выражены в неповторимых поэтических переживаниях: "Сбылося все; я в стороне свиданья" (В. А. Жуковский. "Голос с того света". 1815); "Блаженством там сияющие лики" (А. К. Толстой. "В стране лучей, незримых нашим взорам", авг. или сент. 1856); "Ваш сын, теперь жилец небесный / И славу Бога созерцает, / И гимны райские поет." (И. С. Никитин. С. В. Чистяковой, 25 апр. 1854).

Замечательно стихотворение А. Блока о летящей радости за гробом:

Хоронил я тебя и, тоскуя, Я растил на могиле цветы, Но в лазури, звеня и ликуя, Трепетала, блаженная, ты.

Похоронные слезы напрасны - Ты трепещешь, смеешься, жива! И растут на могиле прекрасной Не цветы - огневые слова.

("Хоронил я тебя.", июнь. 1902)

Перекликается с ним светлое стихотворение И. А. Бунина "Свет незакатный", написанное 24 ноября 1917 года, пронизанное радостью простора:

Там, в полях, на погосте, В роще старых берез,

Не могилы, не кости - Царство радостных грез.

На стихотворении "Светлая заутреня в старости" А. Солодовникова14 лежит печать новой атеистической эпохи: мрачный пейзаж:

По небу темному волокнами Несутся тучи.

одиночество, состояние блудного сына вне храма:

Блудный сын, У храма я стою под окнами В большой толпе, как перст, один.

14 А. А. Солодовников (1893-1978). Рукописный сборник стихов "Слава Богу за все" (М., 1969).

Пространство храма, показывая соборное единство церкви земной и небесной, определяется символическим словом там (ср. в церковных текстах ТАМО, мыслимое как метафизическая сфера):

Там свет, заутреня пасхальная; Там пир, там Отчий дом родной Для всех, кому дорога дальняя, И кто закончил путь земной15.

От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос

Бог нас преведе, победную поющыя (Ирмос 1-й песни

Канона Пасхи).

Переход туда, в Отечество Небесное и нахождение там порождают неповторимые образы в русской лирике: "Душа-орлица

15 Отход от пасхального архетипа, приведший русских к пространству "вне храма" в ХХ веке, намечается уже и в

благополучном веке XIX. Так, сомнения в бессмертии видим у К. Фофанова, который определяет смерть лишь как забвение жизни, что за гробом - лишь яма ("Что наша вечность?"). Земные образы тления, умирания в природе заслоняют видение бессмертия, вызывают чувство тоски:

Следом роща послала стенанья, И во всем безнадежность желания: "Только б жить, дольше жить, вечно жить".

(И. Анненский. "Желание жить") В стихах советских поэтов видны мучительные размышления над утраченной верой в бессмертие, тоска по ней: О видения детских лет, Где казалось, что смерти нет!.. Нынче сосны шумят в бору - Все о том, что и я умру.

(А. Жигулин. "Стих Ирине", 1976) Драматичен апокалипсис М. Дудина: И вот тоскует смертная душа, Куда - сама не ведая - спеша".

(Из сборника "Дорогой крови по дороге к Богу" СПб., 1995) Теряется смысл бытия, т. к. неверие в загробную жизнь, потеря страха смерти приводит к появлению поколения, которому "все можно":

И стали мы низки и гадки Пред оком собственной души.

(Из архивов Оптиной Пустыни, "Не страшно умереть!..") Но вновь воцерковляющийся народ-скиталец возвращается в Церковь, вспоминая о Суде и Страхе Божием (См. переложение 72-го псалма о памяти смертной и наказании грешникам убиенным иеромонахом Василием "Содрогнулось вчера было сердце мое").

снова родину узрит" (В. Бенедиктов. "Жизнь и смерть", 1836); "Ее же на родину из чужи проводили" (В. Жуковский. "Плачь о себе", 1838); "Я знаю, что мой рай там. в Божией вышине" (А. Голенищев-Кутузов. "В тиши раздумия"); "И мира нового покоен, примирен, / Я буду вечным гражданином" (А. Фет. "Кричат перепела."); "Мы никуда теперь уйти не можем, / Как только в этот чуть холодный Сад" (архиепископ Иоанн Сан-Францисский).

Переход "туда" чаще выражается через перелет, переплыв (из житейского моря). Прекрасными образами птиц или, метонимически, крыльев, буквально переполнены вся русская поэзия: "Несытым некаким летаю" (Г. Р. Державин. Ода "Бог"), "Горними тихо летела душа небесами (В. Жуковский) и многие другие16.

Душе усвояется образ птицы: ласточки, голубя, снегиря, воробья, совы, соловья, лебедя:

О как ты рвешься в путь крылатый, Безумная душа моя, Из самой солнечной палаты В больнице светлой бытия!

Поверь же соловьям и совам, Терпи, самообман любя, - Смерть громыхнет тугим засовом в вечность выпустит тебя.

Архетипический образ "пещеры" и "жемчужины" преломляется в богатейшем спектре образов: как гроб-"темница" не удерживает "жемчужину"-Христа, так и тело человека - "темница" не удерживает его бессмертную душу.

Самым таинственным образом "пещеры"17, имеющей плодом "жемчужину", является образ червя18. "Червь" стал образом-символом совоскресения и преобразования человека после смерти:

16 См. также: "Ангел" и "Моя судьба" Ф. Глинки, "Проблеск" Ф. Тютчева, "Крылья" М. Лохвицкой, "На монастырском кладбище" И. Бунина и др.

17 Аверинцев С. С. [Вступ. ст.] // Многоценная жемчужина. М., 1994. С. 48-55

18 "Червь" в мистическом смысле - это и Христос, прогрызший

зло мира; разоривший ад, став приманкой для него (См. толкование 21-го псалма, стиха "Азъ есмь червь, а не человек").

Как червь, оставя паутину И в бабочке взяв новый вид, В лазурну воздуха равнину На крыльях блещущих летит, В прекрасном веселясь убранстве, С цветов садится на цветы: Так и душа в небес пространстве Не будешь ли бессмертна ты?

(Г. Р. Державин. "Бессмертие души")19

Совсем иной "перелет" в стихах советской эпохи:

Мы в глубь космических загадок Летим, как ведьма на метле, Чтобы на звездах беспорядок Устроить, как и на земле.

(А. Солодовников. "Атомный век")

Смерть - великая тайна; смерть есть и смерти нет:

Есть - проклятье, боль, уныние, забвенье, Разлука страшная, но смерти - нет.

(П. С. Соловьева. "Тайна смерти")

Одни поэты риторически вопрошают: "Что ты?" -

Смерть есть тайна, жизнь - загадка: Где ж решенье? цель? конец? (А. Н. Майков. "Смерть есть тайна.", 1889)

Другие отвечают: "Это - нечто, это что-то".

Я была на краю чего-то,

Чему верного нет названья.

А я уже стою на подступах к чему-то.

(Анна Ахматова. "Смерть", 1942. Дюрмень)

Смерть как великое и сокровенное таинство словесно-образно выражается в антиномиях, породивших богатейшую лирику философских размышлений.

Антиномии, связанные со смертью, многообразны. Назовем основные. Смерть - пасхальная радость совоскресения, смерть - скорбь и горе. Смерть безобразна - смерть прекрасна и величественна:

19 См. также: "К несчастному" В. Капниста; "Вечное" Н. Гумилева ("Благословлю я золотую дорогу к солнцу от червя"); "Смерть поэта" А. Ахматовой ("Он поведал мне, что перед ним / Вьется путь золотой и крылатый").

Видали ль вы преображенный лик Жильца земли в священный миг кончины.

(В. Г. Бенедиктов. "Переход", 1853)

Смерть - жизнь вечная и смерть - смерть вечная, начинающаяся при жизни. Смерть - сон, успение, покой; смерть - пробуждение, бодрствование в новой жизни. Смерть - гроб ("пещера"), смерть - широта бесконечная. Смерть - разлука вечная,

смерть - соединение, союз в вечности.

Смерть в христианской поэзии - не просто событие, таинство, действие, но также и действующее существо, лицо. Здесь мы видим не олицетворение или древний языческий антропоморфизм, а ту грань умонепостигаемости вещи или явления, за которой что и кто уже не различаются. Тогда пара Смерть и смерть подобна парам Путь и путь, Истина и истина, Свет и свет.

Краски образа Смерти в русской поэзии, в отличие от мрачного западно-европейского барокко, светлы, лучисты, величественны, хотя напряженность антиномии "Смерть - ангел Бога, освобождающий от уз земной плоти" и "Смерть - казнящий палач" сохраняются в

огромном корпусе стихов русских поэтов20.

Интересное решение образа смерти находим у Сергея Клычкова в стихотворении "Уставши от дневных хлопот" (1923-1926). Оно построено как восходящий период с анафорическими "Как хорошо", перечисляющими вехи "дневного" (т. е. земного) жизненного делания человека: заповеданный труд на земле до пота ("Как хорошо полой рубашки / Смахнуть трудолюбивый пот."), воспитание детей ("Как хорошо, когда в семье, / Где сын жених, а дочь невеста."). Композиция напоминает первую главу книги "Бытия" с оценкой каждого дня творения "яко добро" (в Синодальном переводе "что это хорошо"). И тогда, в упокоение от трудов, как и Господь почил в субботу после шести дней творения, встреча со смертью, пожинающей духовно зрелый плод, становится естественной:

20 Яркий антропоморфический образ Смерти с косою и другими орудиями казни, восходящий к глубокой древности, встречаем в "Мытарствах преподобной Феодоры": "И вот пришла Смерть, рыкая, как лев, видом очень страшная, человеческого подобия, но без тела, составленная из одних нагих костей человеческих. Она принесла орудия к мучению: мечи, стрелы, копья, серпы, пилы, секиры, удицы и другие неведомые" (См.: Епископ Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., 1991. С. 104-105).

Тогда, избыв судьбу, как все, Не в диво встретить смерть под вечер, Как жницу в молодом овсе С серпом, закинутом на плечи.

В заключение скажем еще об одном новом аллегорическом образе Смерти - живая Смерть.

О, Господи! Ужели доживу С живою Смертью наяву свидаться? В безумии хватаюсь за траву! О, травы, травы - нам не удержаться!

Несет меня - душа кричит без слов! А как же Храм? Рванулся что есть силы. Стоит мой Храм. Стоит без куполов. Живая Смерть, дай околеть, помилуй!

Но ты бежишь, бушуешь за спиной. О, Боже Правый! Отыми виденье! Все, что угодно сотвори со мной, Но сохрани Свой Дом от сокрушенья.

Однако из Апокалипсиса известно также, что смерть, сделав свою работу, упразднится:

И отымет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому (21:4).

Заключим наше рассуждение тем, что, несмотря на потрясения ХХ века, измученный народ стоически сохраняет верность Христовой Пасхе в своем поведении и поэтической культуре. Стихотворением Александра Александровича Солодовникова (рукописный сборник, до 1978 года) "На Пасхе" подверждается, что в эпоху безбожия народ не забыл Христа, который "есть Воскресение, Живот и Покой усопших рабов Его", наших сродников, и шел на кладбища при порушенных церквях.

Хоть он теперь не богомолен, Наш заблудившийся народ, И звон умолкших колоколен Его к молитве не зовет, Но голос сердца изначальный

В его душе еще звучит

И в светлый день первопасхальный "Христос Воскресе" говорит. Тогда, покорный древним силам, В распах кладбищенских ворот Идет народ к родным могилам, Идет, идет, идет, идет. Тот голос сердца не заглушишь!

Возрождающаяся духовная поэзия нового времени воссоздает и преумножает духовный потенциал русской классической поэзии.

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!
Без них мы жить умеем,

писал юный поэт в стихотворении «Пирующие студенты», 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года «Кривцову»:

Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.
Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: «Пока живется нам, живи!..» В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет «Мое завещание друзьям», 1815 год. Откуда мысли о смерти

Возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
«Здесь дремлет юноша — мудрец,
Питомец нег и Аполлона».
Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию «Памятника», и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди «мчащихся» и «вьющихся туч» и «бесов», чтобы их «жалобный плач» не «надрывал сердце», чтобы «злобный гений» и его «язвительные речи» не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что «над отечеством свободы просвещенной» взойдет «прекрасная заря». В результате этого Пушкин пишет стихотворение «Телега жизни»:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против «седого ямщика», так будет и в стихотворении «Пора, мой друг, пора», 1834 год.
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить…
И глядь — как раз умрем.
Уже в 1828 году Пушкин пишет: «Дар напрасный, дар случайный…». Теперь жизнь — это не только «тяжелое бремя», а напрасный дар «враждебной власти». Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его «сердце пусто», «празден ум». Замечательно, что жизнь дарована ему «враждебным» духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
В этом же году Пушкин создал «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе — цвести.
Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть «милого предела». И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?..
Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит «могучий, поздний возраст» «младого, незнакомого племени», но он воскреснет из небытия, когда, «с приятельской беседы возвращаясь» «веселых и приятных мыслей полн», потомок поэта о нем «вспомнит», — так Пушкин писал в стихотворении «Вновь я посетил», 1835 год.
Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В «Памятнике» поэт предрекает себе бессмертие в веках:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, «наполненной гуманизмом», возвышающей человека.

  1. «Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль» — так сказал о Жуковском Пушкин. Он считал себя учеником Жуковского,...
  2. Жизненный путь человека бывает разным — долгим и коротким, счастливым и не очень, наполненным событиями и спокойным, как воды озера....
  3. Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в...
  4. «Неподкупный голос мой был эхо русского народа», — так сказал о своей поэзии А. С. Пушкин. Вопрос о назначении искусства,...
  5. Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин...
  6. Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживаний Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии...
  7. Творчество А. С. Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин...
  8. Тема свободы в лирике Пушкина («К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня», «Узник», «Памятник») Я гимны прежние пою… А. С. Пушкин. Орион. В...
  9. Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и...
  10. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина;...
  11. Пушкин… Когда произносишь это имя, перед тобой возникают бессмертные образы его произведений — Евгения Онегина и Татьяны Лариной, Маши Мироновой...
  12. Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта...
  13. Александр Сергеевич Пушкин — классик русской литературы, основоположник русского реализма и литературного языка — большое место в своем творчестве уделял...
  14. Пушкин!.. Когда думаешь об этом замечательном поэте, вспоминаешь его великолепные стихи о любви и дружбе, чести и Родине, возникают образы...
  15. Тема жизни и смерти была одной из главенствующих в творчестве И. Бунина. Писатель по-разному раскрывал эту тему, но каждый раз...
  16. Лев Николаевич Толстой как писатель-реалист и как создатель ‘ романа-эпопеи, то есть романа о жизни целого народа, показывает эту жизнь...
  17. В. Г. Белинский писал, что чувства любви и дружбы явились непосредственным источником «счастья и горя», составлявших мироощущение Пушкина. Неотъемлемой частью...
  18. Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья,...
  19. В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, «тайном...

Многие русские поэты задумывались в своих произведениях над проблемой жизни и смерти. Например, А.С. Пушкин («Брожу ли я вдоль улиц шумных…») и А.А. Ахматова («Приморский сонет»). Сопоставим эти произведения со стихотворением С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…».

Обоснованием для сопоставления Пушкинского стихотворения со стихотворением Есенина служит то, что лирические герои стихотворений являются отражениями авторов, а то, что оба поэта воспринимают смерть как нечто неизбежное, однако относятся к ней различно.

Так, А.С. Пушкин пишет о смерти: «Мы все сойдем под вечны своды». То есть поэт осознает естественность и неминуемость смерти. Так же и Есенин согласен с пушкинским убеждением, о чем и свидетельствует первая строка стихотворения: «Мы теперь уходим понемногу». Но отношение лирических героев к смерти отличается друг от друга. «Может быть, и скоро мне в дорогу/Бренные пожитки собирать», - пишет Есенин, ничуть не боящийся приближающегося конца. Стихотворение поэта проникнуто спокойствием, и лирический герой задумывается не о том, что финал судьбы совсем близок, а о том, как он прожил свою жизнь:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Пушкинский же герой боится смерти, желает отдалить гибель как можно дальше: «Но ближе к милому пределу/ Мне все б хотелось почивать». В стихотворении поэт использует эпитеты «забвенный», «охладелый», «бесчувственный», что и свидетельствует о мрачной атмосфере произведения и нежелании автора принять смерть.

Отражением автора является и лирический герой ранее упомянутого стихотворения А. А. Ахматовой. Обоснованием для сопоставления это стихотворения со стихотворением С.А. Есенина служит то, что оба поэта относятся к смерти без страха и трагизма. Так, Ахматова заменяет слово «смерть» романтичной метафорой «голос вечности». «Там», утверждает поэтесса, «среди стволов еще светлее». Такая эмоциональная окраска стихотворение передает истинное отношение Ахматовой к смерти. Есенин так же убежден, что «там» царит «тишь и благодать». И потому лирический герой стихотворения не стремится отдалять смерть, он лишь смиренно прощается с миром, подводя итоги своей жизни.

Таким образом, и С.А. Есенин, и А.С. Пушкин, и А.А. Ахматова рассуждали над темой жизни и смерти, и все названные поэты едины в одном – смерть, в их понимании, вполне естественна.

Обновлено: 2019-01-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­ри­ки зву­чит тема жизни и смер­ти и в чем они пе­ре­кли­ка­ют­ся с есе­нин­ским стихотворением?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

Укажите клас­си­че­ский жанр лирики, черты ко­то­ро­го при­сут­ству­ют в есе­нин­ском сти­хо­тво­ре­нии (грустное фи­ло­соф­ское раз­мыш­ле­ние о смыс­ле бытия).

Пояснение.

Такой жанр на­зы­ва­ет­ся элегией. Эле­гия - ли­ри­че­ское стихотворение, пе­ре­да­ю­щее глу­бо­ко личные, ин­тим­ные пе­ре­жи­ва­ния человека, про­ник­ну­тые на­стро­е­ни­ем грусти.

Много дум я в ти­ши­не продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрю­мой

Счаст­лив тем, что я дышал и жил.

Лирический герой раз­мыш­ля­ет о про­шлом так, будто его жизнь уже по­до­шла к концу. Ему груст­но и тоскливо, но само то, что он «дышал и жил» на­пол­ня­ет его душу счастьем.

Ответ: элегия.

Ответ: Элегия

В сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на осины, за­гля­дев­ши­е­ся в «розовую водь», на­де­ле­ны че­ло­ве­че­ски­ми свойствами. Ука­жи­те на­зва­ние этого приема.

Пояснение.

Олицетворение - изоб­ра­же­ние не­оду­шев­лен­ных пред­ме­тов как одушевленных, при ко­то­ром они на­де­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ: даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать.

Осины гля­деть в ро­зо­вую водь не могут.

Ответ: олицетворение.

Ответ: Олицетворение

В чет­вер­той стро­фе сти­хо­тво­ре­ния смеж­ные стро­ки имеют оди­на­ко­вое начало:

Много дум я в ти­ши­не продумал, Много

песен про себя сложил,

Как на­зы­ва­ет­ся эта сти­ли­сти­че­ская фигура?

Пояснение.

Данная сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра на­зы­ва­ет­ся ана­фо­рой или единоначатием. Единоначатие, или ана­фо­ра - одна из сти­ли­сти­че­ских фигур: обо­рот по­э­ти­че­ской речи, со­сто­я­щий в по­вто­ре­нии со­зву­чий от­дель­ных слов или оди­на­ко­вых син­так­си­че­ских по­стро­е­ний в на­ча­ле сти­хо­твор­ных строк и строф или от­дель­ных фраз в про­за­и­че­ском ху­до­же­ствен­ном произведении.

Много дум я в ти­ши­не продумал,

Много песен про себя сложил,

Повторяется слово много .

Ответ: анафора.

Ответ: Анафора|единоначатие

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, слу­жа­щее сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («на земле угрюмой »)?

Пояснение.

Эпитет - художественно-образное определение, под­чер­ки­ва­ю­щее наи­бо­лее су­ще­ствен­ный в дан­ном кон­тек­сте при­знак пред­ме­та или явления; при­ме­ня­ет­ся для того, чтобы вы­звать у чи­та­те­ля зри­мый образ человека, вещи, при­ро­ды и т. п.

Ответ: эпитет.

Ответ: Эпитет

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Мы те­перь ухо­дим понемногу...» (ответ дайте в име­ни­тель­ном па­де­же без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение.

Данное сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но раз­ме­ром «хорей».

Хорей - двух­слож­ный сти­хо­твор­ный раз­мер с уда­ре­ни­ем на пер­вом слоге.

МНОго ПЕсен ПРО сеБЯ слоЖИЛ.

Ответ: хорей.

Ответ: Хорей

Каким пред­ста­ет внут­рен­ний мир ли­ри­че­ско­го героя в сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есенина?

Пояснение.

Стихотворение «Мы те­перь ухо­дим по­не­мно­гу» - мо­но­лог поэта, ко­то­рый делится сво­и­ми самыми со­кро­вен­ны­ми думами и чувствами. Ос­нов­ная интонация сти­хо­тво­ре­ния исповедальная, доверительная, грустная, про­щаль­ная и в то же время бла­го­дар­ная за сча­стье жить на этой земле. Жизнь быстротечна, мо­ло­дость безвозвратно ухо­дит – об этом поэт жалеет. Но в сти­хо­тво­ре­нии звучат и жиз­не­утвер­жда­ю­щие ноты: ему до­ве­лось испытать жизнь с ее ра­до­стя­ми и го­ре­стя­ми – и это прекрасно.

И на этой на земле угрю­мой

Счаст­лив тем, что я дышал и жил. -

говорит поэт, и эти слова вы­зы­ва­ют светлое чувство.

Пояснение.

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» автор размышляет о неотвратимости смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, думая о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе - цвести.

Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека - бессмертие каждого в его внуках и правнуках - в его потомстве.

Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. В стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Проанализировав стихотворения Пушкина, Лермонтова и Есенина, нельзя не заметить их очень похожего отношения к проблеме жизни и смерти.