Анализ стихотворения «Я не люблю тебя» (М.Ю. Лермонтов)

Высоцкий — поэт и певец, о котором все услышали в конце семидесятых. Его творчество, несложные жизненные тексты, привлекли внимание общественности, а уже вначале восьмидесятых его песни пели все. Нет такого человека, кто не был бы знаком с творчеством Высоцкого и сегодня нам предстоит рассмотреть один из стихов В.С. Высоцкого Я не люблю.

Я не люблю Высоцкого — это произведение, где автор делится своим личным. Он прямолинейно говорит читателям, что именно ему не нравится, что он ненавидит и никогда не примет. Автор категоричен в высказываниях и не может молчать. Без красок, эпитетов, метафор, без каких-либо излишеств, Высоцкий высказывает свою позицию, позицию гражданина своей страны, при этом его не волнует то, будет ли принята его позиция другими или нет. Свою точку зрения он высказывает, применяя личное Я. Я звучит очень часто.

Что же именно не любит автор? И здесь мы видим нелюбовь к смертям и невзгодам, которые вламываются в жизнь и мешают творчеству. Высоцкий не любит цинизма, и ему очень не нравится, когда пытаются влезть в личную жизнь, читая через плечо письма. Не любит поэт сплетен, ему обидно, что слово честь забыто и с легкостью могут за глаза обсудить, клевещут и доносят. Видимо в этих рядках Высоцкий намекает на сталинские времена.

Читая Владимира Высоцкого Я не люблю, понимаешь, что автору чужды трусливость, он не принимает бессилие и насилие. Он не любит, когда издеваются над слабыми, когда невинных бьют и при этом Высоцкий не любит, когда лезут ему в душу и когда в нее плюют.

Заканчивает свой манифест Высоцкий громкими словами о переменах, которые ждут страну и их автор никогда не полюбит.

Стих Высоцкого Я не люблю — жизненный и поучительный, и если следовать принципам писателя, то и мы сохраним свои человеческие качества, оставаясь порядочными, справедливыми, честными.

Высоцкий Я не люблю слушать

Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” является частью “панаевского цикла”. Это любовное послание Некрасова к любимой женщине, с которой он в какой-то момент сильно поссорился. Краткий анализ “Я не люблю иронии твоей” по плану может стать частью урока литературы в 9 классе и помочь школьника лучше понять поэта как личность.

Краткий анализ

История создания – стихотворение “Я не люблю иронии твоей” создано в 1850 году (предположительно), а напечатано только пять лет спустя, в 1855-м в “Современнике”. Еще через год (в 1856-м) Некрасов включил его в поэтический сборник.

Тема стихотворения – угасание и охлаждение чувств как закономерный этап развития отношений между влюбленными.

Композиция – каждая строфа является частью описания печальной ситуации в отношениях, действие развивается последовательно.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – ямб и пиррихий, в каждой строфе используется своя рифмовка.

Метафоры – “горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.

Эпитеты “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.

Сравнение

История создания

Отношения Некрасова с Авдотьей Панаевой никогда не были легкими. Фактически пара жила гражданским браком с согласия мужа женщины, легкомысленного ловеласа Ивана Панаева. Роман между ними начался с 1846 году, а стихотворение “Я не люблю иронии твоей” написано в 1850 году – они будут вместе еще шестнадцать лет, но предчувствие конца уже тогда охватило Некрасова.

Впервые это стихотворение увидело свет в 1855 году – оно вышло в журнале “Современник”, которым поэт владел совместно с Иваном Панаевым. В 1856 году Некрасов выпустил поэтический сборник, в который было включено и это произведение.

Оно полностью отражает сущность неровных отношений влюбленных: несмотря на взаимное чувство, связь вне брака сильно тяготила их, а непростой характер Авдотьи становился катализатором для частых ссор. Одну из таких ситуаций Некрасов и описывает в стихотворной форме – отношения они всегда выясняли бурно, да и временные охлаждения отношений случались, но именно этот момент показал поэту, что их любовь когда-то закончится.

Тема

Главная тема стиха – ссора между влюбленными, когда их отношения развились до той стадии, что чувства постепенно начинают угасать, наступает охлаждение некогда кипящей страсти.

При этом Некрасов высказывает мысль о том, что только любовь может подарить человеку настоящий вкус к жизни, поэтому ее необходимо беречь и делать это особенно тщательно, когда появляются первые признаки угасания. Лирический герой высказывает эту мысль, обращаясь к своей возлюбленной, которая, очевидно, высказала в его адрес какое-то обидное замечание.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых высказывается своя мысль, но все они являются частью последовательно раскрывающейся идеи.

Так, в первой строфе лирический герой признает, что во взаимном чувстве уже нет прежнего огня, но он считает, что это не повод иронизировать, ведь любовь еще жива, а значит, ее можно сохранить.

Во второй строфе эта мысль развивается – и мужчина, и женщина хотят быть вместе, однако оба уже понимают, что неизбежной развязкой их истории станет угасание отношений.

Третья строфа показывает, что лирический герой перестал считать, что отношения все же могут быть продлены, он понимает, что конфликты и скандалы – это неизбежные знаки того, что холод разрыва уже совсем близко.

Жанр

Это произведение относится к жанру интимной лирики. Оно входит в то, что литературоведы называют “панаевским циклом”, в котором Некрасов обращается к теме чувств.

Кроме того, Некрасов применяет необычный и новаторский для своего времени прием в ритмическом рисунке стиха. Несмотря на то, что произведение написано ямбом, он очень часто срывается на пиррихий, что делает ритм похожим на дыхание взволнованного человека – рваным и неравномерным.

Эффект усиливается за счет рифмовки – кольцевая сменяется перекрестной, а в последней строфе перекрестная смешана со смежной. Такая неупорядоченность полностью отражает внутренний мятеж лирического героя.

Средства выразительности

Для того, чтобы передать чувства лирического героя, поэт использует разнообразные выразительные средства:

  • Метафоры – “ горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.
  • Эпитеты – “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.
  • Сравнение – чувства перед расставанием подобны осенней реке: самые бурные воды текут перед тем, как она замерзнет.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 17.

Цель образовательная: познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, опираясь на воспоминания его родных и близких; с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актёра; с многообразием тем его стихов и песен.

Цель развивающая: развивать речь, эмоционально-чувственную сферу.

Цель воспитательная: содействовать осмыслению истории, расширению и обогащению представлений школьников о современной действительности, о нравственных исканиях современника, готовить к выбору жизненного пути; подвести учащихся к размышлению о человеке в современном мире.

Оборудование: выставка книг, песни В.Высоцкого, фотографии.

Словарь.

Кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.
Стихи -песни, авторская песня (Творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора)
Бард – 1. У древних кельтов; певец-поэт;2. Поэт и музыкант,исполнитель собственных песен.// бардовый.Словарь С.И.Ожегова С.36
Бюрократизм – 1.Управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему. 2. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.// бюрократический, бюрократ.
Гражданственность – 2. Свойственный гражданину как сознательному члену общества. Гражданский долг. Иметь гражданское мужество.

Оборудование: портреты Высоцкого; фотографии; аудиозаписи песен; видеофрагменты; сборники стихотворений, ; компьютер; проектор; экран; компьютерные презентации; тексты песен; гитары.

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа.

ХОД УРОКА

1. Сообщается тема и цели урока

Слово учителя. Высоцкий говорил: “Это единственная страна - Россия, где поэзия на таком не то что высоком уровне - это само собой, - поэзия великая у нас, величайшая, лучшая поэзия. И мне кажется - не из-за того, что наши поэты были только большими стихотворцами, писали прекрасные стихи, - а из-за того, что они себя достойно вели в жизни - и по отношению к властям, и по отношению к друзьям, по отношению друг к другу и, конечно, к своему творчеству. И из-за этого поэзия всегда была как-то во главе литературы, хотя у нас литература великая, величайшая в мире…”

2. На доске записан эпиграф:

Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран.
Современники о Высоцком (к 50-летию со дня рождения)

Сформулирован проблемный вопрос: Что такое гражданственность? В чём проявляется гражданственность творчества Высоцкого?

3. Слово учителя:

– Сегодня у нас не совсем обычный урок, а, как заявлено в теме, творчество В.С.Высоцкого, чтение и анализ стихотворения «Я не люблю»,воспитать нравственные принципы на основе анализа песни-стиха.
И может быть знакомые слова, если нет, устно составим словосочетания и предложения. Данные слова необходимы для понимания урока.
Сегодняшний урок – урок-портрет Владимира Семёновича Высоцкого – поэта, певца, киноактёра, драматического актёра. При жизни его не очень-то баловали вниманием. И тем не менее именно при жизни он познал безбрежную славу. В Болгарии, где он выступал, крестьяне в знак благодарности подняли автобус, на котором он приехал. А спел-то им Высоцкий всего 4 песни – но как спел! Люди эти трудовые сразу же поняли, что перед ними такой же трудяга.
Секрет его популярности прежде всего в яркой гражданственности творчества Ведь гражданственность – это не костюм для трибуны, а человеческая сущность самого поэта, она сказывается во всём, что он делает и пишет. Никогда не бывает так, чтобы поэт сказал себе: дай-ка я сяду и напишу гражданское стихотворение. А если и делается так, то это не творчество, а подделка. Богатый опыт поэзии свидетельствует, что гражданственность – это проникновение в самую суть времени, а не количество откликов на те, или иные события. Поверхностный отклик уходит вместе с листком календаря или газеты. Настоящее гражданское стихотворение – это не отклик, а поступок. Иногда связанный с разными неприятностями. Высоцкий был широко известен, даже знаменит, как спорщик, который жил наперекор, пел вопреки. Не каждый сможет так.

4. Для полного восприятия творчества В.С.Высоцкого давайте спросим родных и близких

Булат Окуджава сказал: “Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести”. О каких горестях и радостях кричал Высоцкий? В чём заключается его гражданское кредо? Ответим его стихами.
“К песням В.Высоцкого можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа. Лучшие песни В. Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо”. (Роберт Рождественский).
Высоцкий, может быть, более, чем кто-либо другой, своим творчеством и своей такой типично российской короткой, но яркой жизнью очеловечил “ностальгию” многих поколений “по настоящему”, живя “по грудь во вранье”, сам он “не умел лгать”, “воплощал постоянное желание людей видеть рядом с собой правду”, каждый раз выходил к микрофону, как “к амбразуре”, шёл прямой, честной, бескомпромиссной дорогой, как канатоходец “без страховки”, бесстрашно “выходил из повиновения” бюрократов, прорывался “за красные флажки” и на фоне ложных лозунгов стучался в людские сердца, чтобы “не забыли” и “не потеряли” в каждодневной суете главное – честность, милосердие, любовь, верил: всё-таки “добро остаётся добром – в прошлом, будущем и настоящем!”

Из воспоминаний родных и близких

Иза Константиновна Высоцкая (Ангелина)

“Мне кажется, что он всегда точно знал, что он хочет и очень целеустремлённо к этому шёл. Теперь в этом громадный дефицит. И надёжность. Хотя, конечно, были и человеческие слабости, но тем не менее надёжность.”

Марина Влади (БалБуяна)

Из книги “Владимир, или Прерванный полёт”: “Среди множества писем, которые приходили к тебе, ты ревниво хранишь те, в которых мужчины и женщины пишут, что твои песни помогли им преодолеть какой-либо драматический момент в жизни. Я читала их. Тебе писали подводники, которым приходилось проводить много недель в морской глубине, затерянные в пурге альпинисты, сбившиеся с пути в степи шофёры, космонавты, испытывающие в звёздной пустоте благотворное воздействие твоих юмористических песен, молодые правонарушители, женщины, умеющие смеяться, несмотря на полную забот жизнь. Старики благодарили тебя за то, что ты смог так прекрасно понять и воспеть их души. Подающие надежды молодые артисты готовы взять с тебя пример и клянутся работать изо всех сил, чтобы сравняться или даже превзойти своего кумира. Пишут также солдаты после службы – их искренность и растерянность вызывают у тебя слёзы. Об этих письмах ты говорил, что они лучшие твои адвокаты на суде, который бесконечно устраивают тебе бюрократы”.
“В книге “Владимир, или Прерванный полёт” всё правда. Я написала только о том, что видела или слышала сама. Или о том, что мне рассказывал Володя. В книге нет ни одного эпизода, не связанного с нашей жизнью. Я очень хочу, чтобы люди в Советском Союзе знали: всё, что я пишу,- это правда”.
“Он играл Гамлета” (Высоцкий – драматический актёр).
Воспоминания отца.
Булат Окуджава сказал: “Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести”. О каких горестях и радостях кричал Высоцкий? В чём заключается его гражданское кредо?» послушаем его песню. (6)

5. Песня «Я не люблю»

1. Песня вам понравилась?
2. О чем поет Высоцкий?

6. Анализ стихотворения. Работа с новыми словами, приемами. Заполнения кластера, таблицы. (Приложения )

Возвращаемся к вопросу, сформулированному в начале урока: Что такое гражданственность? В чём проявляется гражданственность творчества Высоцкого?
Как много успел сделать один человек: более 800 песен и стихов, несколько поэм, около 30 ролей, сыгранных в кино. Из множества публикаций к 50-летию со дня рождения поэта меня поразили 2 фразы:

“Он умер от жизни”
и
“Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран”.

Хорошо, что и сегодня его любят те, кто чутко отзывается на фальшь и неискренность. Хорошо, что он так любим теми, кто был на фронте, - фронтовики знают цену и слову, и делу.
Он всю жизнь спешил. Друзья увещевали его: “ Володечка, куда тебя несёт, ты бы помедленнее”, а он лишь смеялся в ответ. И летел на своих привередливых конях, боясь потерять хотя бы мгновение, спешил сказать людям правду. Правду о самом себе, о своих современниках, о своём времени, о нашей истории. Он спешил и УСПЕЛ!
12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, словно он стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним – гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне «Кони привередливые»

После смерти поэта немало говорили о том, как рано оборвалась его жизнь, как много он мог бы ещё сделать…
Разговоры эти беспочвенны, и вовсе не потому, что человека всё равно не вернёшь. Просто Высоцкий сделал всё, что было предназначено ему судьбой. Он реализовал себя полностью. Он хотел быть и был. СТАЛ. СОСТОЯЛСЯ.

7. Рефлексия

Дать письменный ответ урок понравился? Что я узнал о Высоцком?

8. Домашнее задание: составить свое жизненное кредо или стихотворение «Я не люблю».

Литература:

  1. Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. – М.: “Деком”, 2004 г.
  2. Высоцкий В . Я не люблю. – М.: “Эксмо-пресс”, 1998 г.
  3. Демидова А . Владимир Высоцкий, каким я знаю и люблю. – М., 1989 г.
  4. Евтушенко Е. Медленная любовь. – М.: “Эксмо-пресс”, 1997 г.
  5. Окуджава Б. Стихотворения. – М.: “Эксмо”, 2006 г.

Владимир Высоцкий гениальный советский поэт, актер, певец. Имя этого человека стало символом целой эпохи. Его творчество перевернуло жизни миллионов и стало глотком свежего воздуха в условиях тяжелого периода застоя.

Нервность, которая присуща в стихотворениях Высоцкого, делает его настоящим бунтарем против жесткой системы, которой было сковано общество. Он подобно Владимиру Маяковскому смело говорит в глаза людям то, что меньше всего они хотят услышать: Высоцкий уличает их в трусости, невежестве, гнилости.

Несмотря на свою короткую жизнь, поэт успел сделать свой бесценный вклад в культуру и войти в сердца многих людей. Всенародная любовь к поэту будет жить еще долго. Ведь он писал о темах, которые останутся близкими и пришедшим поколениям. Высоцкий стал человеком легендой, настоящим борцом за свободу человеческого мировоззрения.

Однажды Владимир Семенович сказал, что мечтает прожить жизнь так, чтобы после его смерти, у людей было желание зажечь за него свечу. Этой мечте суждено было сбыться.

Стих Высоцкого «Мой Гамлет»

Десять лет Владимир Высоцкий играл на сцене тетра роль Гамлета. Хотя «играл» не совсем уместное слово. Высоцкий был самим Гамлетом. Литературный герой находил свою физическую оболочку в актере.

В середине семидесятых годов, Высоцкий создает стихотворение «Мой Гамлет». В произведении автор наводит очевидные для всех параллели собственной жизни с жизнью Гамлета. В весьма характерной для себя небрежной форме он рассказывает о тех страданиях, которые наполняют его душу, о том вечном выборе, стоящем перед каждым человеком.

Стих наполнен современными выражениями этим автор подчеркивает, что прежде всего говорит о себе, а не о Датском принце. Постепенно, стихотворение приобретает трагический смысл, так как лирический герой в какой-то момент нравственно упал, предал свои принципы.

Знаменитый гамлетовский вопрос поднимается в произведении как возможность выбора главного героя: подняться, или идти дальше либо же влиться в то низкое общество, которое его окружает. Стих стал своеобразным личным пророчеством для своего автора: лирический герой находит успокоение души только в смерти. Самого Высоцкого постигла такая же участь.

Анализ стихотворения «Я не люблю».

Произведение « Я не люблю» - настоящая ода государству и его верным гражданам. Однако не стоит заблуждаться, что речь идет о Советском союзе и его многомиллионном народе. В этом стихотворении автор преклоняется перед той родиной, которую создают свободомыслящие люди.

Высоцкий смело высказывает свою гражданскую позицию, несмотря на то, что она остро противоречит государственной идеологии. Автор учит людей не трусливо убегать от общественных проблем, а смело и с вызовом им противостоять. В своем стихотворении, Высоцкий ведет отчаянную борьбу с той страшной пучиной советской идеологии, которая неминуемо ведет к гибели нации.

Она превращает народ в покорное стадо, слепо идущее за авторитарными вождями. Автор чувствует скорые перемены и постепенно готовит общество к ним. Стих «Я не люблю» вызвал бурный протест со стороны власти и стал первопричиной официального запрета творчества Высоцкого.

Михаил Юрьевич Лермонтов — известный поэт и прозаик. Все его произведения наполнены живостью, все его персонажи многогранны и интересны. То же самое можно сказать и о его стихотворениях. Они полны эмоций, они разносторонни, они открывают внутренний мир творца. Его произведения входят в школьную программу, начиная со средней школы. Романы, стихи, рассказы Михаила Юрьевича читают и изучают не только в нашей стране, но и за рубежом.

В 1830-ом году поэт знакомится с Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний Михаил тут же влюбляется в нее. К сожалению, его возлюбленная не испытывала к нему никаких романтических чувств, даже более того, она дала ему такую характеристику:

Неуклюжий, косолапый мальчик с умными, выразительными глазами и язвительно-насмешливой улыбкой.

Спустя некоторое время им пришлось расстаться на целых четыре года. В 1831-ом году Михаил Лермонтов пишет данное стихотворение и посвящает его Екатерине. Он жестоко отомстил за свою поруганную любовь, когда расстроил помолвку девушки, убедив ее в том, что известный литератор, то есть он сам, все еще без ума от нее.

Жанр, направление и размер

Для творчества Лермонтова характерна многожанровость. Он пишет в абсолютно любых направлениях, умело соединяя в своих работах любовь к природе, умные и интересные рассуждения, которые не лишены душевной теплоты. Данное произведение как раз относится к любовной лирике поэта.

Написано «Я не люблю тебя» четырехстопным ямбом. Рифма перекрестная. Вообще, это не первый опыт Михаила Юрьевича в данной тематике. На тему любви за всю жизнь писатель написал около 160 стихотворений.

Образы и символы

Лирическим героем является сам писатель. Он сравнивает свое сердце и душу с храмом. Образ возлюбленной является божеством. Оно согревает храм своим сиянием.

Герой стихотворения страдает, ему тяжело, но в конце он признает, что, несмотря на все страдания, его душа и сердце по-прежнему остаются храмом для этого божества, а оно само всегда будет для него чем-то особенным.

Темы и настроение

Поэт затрагивает тему переживаний влюбленного человека. В этом небольшом стихотворении Михаил Юрьевич уместил все противоречивые мысли, которые возникают у мужчины, расставшегося с любимой. С одной стороны ему грустно, он вроде бы забыл о чувствах, но с другой стороны ему обидно и неприятно, что все закончилось тем, что он вынужден подавлять свою любовь.

Конечно же, основная тема – безответная любовь и последующая разлука, которая навсегда останется шрамом на сердце. Но лирический герой не может злиться и ненавидеть, он никогда не сбросит свой идол с пьедестала.

Это стихотворение похоже на прощальное письмо, в котором он говорит, что ему пришлось нелегко, но он справился и забыл свою любовь, ему пришлось переломить себя. Все закончилось, но послевкусие разбитого сердца все равно остается.

Идея

В этом стихотворении Михаил Лермонтов передает свои чувства. Он выплёскивает их в стихах, чтобы освободить свою душу и сердце от переживаний, очистить мысли от памяти о бывшей возлюбленной. Но все же она – все еще смысл его жизни, как бы он не хотел обратного. Такая страсть не исчезает, а просто таится в душе, как уснувший вулкан.

Поэт был весьма любвеобилен, что вполне характерно для творческих личностей (они нуждаются в музе). Но в его стихотворениях его любовь всегда печальна. Роман с Сушковой был довольно интересен, так как в нем Лермонтов сначала никак не мог добиться ее расположения, а потом жестоко обманул свою возлюбленную. Это стихотворение — лишь малая капля в любовной лирике, посвященной Сушковой. «Я не люблю тебя» можно назвать стихотворением, завершающим любовную эпопею автора, поэтому главная мысль – это озвучить последний аккорд мелодии страсти, которую творец ведет к концу.

Средства художественной выразительности

На первый взгляд, кажется, что стихотворение не имеет особых средств выразительности, но если разбирать более подробно, то можно найти метафоры: «образ жив, хотя бессилен»; олицетворение: «умчался сон»; эпитеты: «прежний сон», «кумир поверженный», «оставленный храм».

Также присутствует инверсия. За счет этого произведение имеет более интересное звучание. В целом, это стихотворение не большое, но автор настолько гармонично сочетает все слова, что оно сразу берет за душу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!