О доблестях блок анализ. Анализ стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” Блока

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Биокомбинатовская средняя общеобразовательная школа п.Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области Анализ стихотворения А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» Подготовила ученица 11 а класса Азимова Ирина п.БИОКОМБИНАТА, 2017г.

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи: . познакомиться со стихотворением «О доблестях, о подвигах, о славе» произвести его анализ (идейное содержание, художественные особенности; развивать навык анализа лирического текста; формировать умение работать в группе; развивать эстетический вкус; прививать любовь к русской поэзии;

3 слайд

Описание слайда:

О доблестях, о подвигах, о славе... О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Перед мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою... И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою... Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла... Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

4 слайд

Описание слайда:

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, открывшую ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них - “О доблестях, о подвигах, о славе...”.

5 слайд

Описание слайда:

Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.

6 слайд

Описание слайда:

Жанр стихотворения - любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад: И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою... Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

7 слайд

Описание слайда:

Не случайно поэт сравнивает героиню со своей молодостью, ведь разлука с любимой означает утрату прежнего идеала, юношеской романтической мечты. Героиня стихотворения названа «милой, нежной», а ее лицо прекрасным. Но этот идеальный образ контрастирует с несовершенным, дисгармоничным миром, с образом «горестной земли» и «проклятого роя» дней. «Страшный мир», воплощенный в образе «сырой ночи», оказывается сильнее героя и отнимает у него возлюбленную. Лирический герой настолько смиряется с потерей счастья, что решается на чудовищный поступок: Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

8 слайд

Описание слайда:

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома, единственной предметной детали, связанной с обликом героини. У Блока, как и в поэзии позднего средневековья, этот цвет символизирует измену, причем не столько измену в любви, сколько измену идеалам, а также крушение юношеской веры в счастливую мистическую жизнь духа, в мировую гармонию. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла...

9 слайд

Описание слайда:

Дни подобны ночи, жизнь кажется сном {“я крепко сплю”). В стихотворении встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “в сырую ночь”. Нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою...”, - подчеркивается в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Есть в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”.

Тема любви в творчестве Александра Блока занимает очень много места. Любовь поэт всегда воспринимал как органичное соединение радости и печали. Его идеал — женщина утонченная и возвышенная, гордая и доверчивая, прекрасная и нежная. Этот образ не находил земного воплощения. Поэт был сильно увлечён Любовью Дмитриевной Менделеевой. Ей он посвятил цикл «Стихи О Прекрасной Даме». Всё, что написано в нём, проникнуто жаждой «в земном увидеть неаемноез (В. Брюсов). Шесть лет посвящал Блок стихи этой женщине — до 1903 года, когда они обвенчались. На этом лирический дневник, обращённый к Прекрасной Даме, закончился, и в поэтический мир Блока вошли новые темы и образы. Сюжет стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе … » И образ его лирического героя автобиографичны — оно написано в тот период жизни, когда жена Блока ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому. Это стихотворение входит в цикл «Возмездие », в котором поэт предрекает скорый суд и расплату обществу, поработившему человека. Первая строчка стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе … » обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдёт о высоком гражданском долге. Но любовные переживания для лирического героя оказываются не менее важными. Безгранична горечь его утраты. А настроение произведения сразу определяет эпитет:
«на горестной земле».

По жанру стихотворение можно назвать любовным посланием. Лирический герой беседует со своей далёкой возлюбленной, которая ушла от него. Её портрет он воспринимает как живой, одухотворённый образ. Он разговаривает с ним так, будто любимая может услышать эти слова, осознать свою ошибку и вернуться. Глядя на портрет любимой женщины, лирический герой забывает не о своих горестях и бедах, а о доблестях, подвигах и славе — это говорит нам о том, чем полна его душа.

Во второй строфе центральным образом является «заветное кольцо » — традиционный символ верности. Уход возлюбленной вызывает отчаяние — лирический герой выбрасывает «заветное кольцо » , Ночь здесь символизирует тьму и неизвестность. Однако значение символа никогда не может быть исчерпано до конца, и в этом случае оно может быть воспринято шире: ночь — время разгула бесовских сил. Отчаяние и потеря смысла жизни описаны эпитетами (проклятый рой; сырая ночь). О том, как много значила для героя его избранница, говорит сравнение: «звал тебя, как молодость свою».

Символично, что герой вспоминает свою возлюбленную перед аналоем. Аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и священные книги. Перед аналоем в храме проводится обряд венчания. Этот образ использован автором, чтобы показать, как дороги его лирическому герою клятвы вечной любви и верности. Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни. Теперь его терзают вино и страсть, и это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на неё, которая сжигает и опустошает его душу. В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями — символистами, топит своё отчаяние в вине. Но главной темой его стихов всё же осталась любовь. Однако та женщина, которой поэт посвящает свои стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая искусительница и разрушительница. Эта страсть сжигает поэта, и он не может вырваться из-под её власти. В последней строфе стихотворения мы видим, что лирическому герою удаётся принять зрелое решение:
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Первая строка последней строфы: «Уж не мечтать о нежности, о славе … » — завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. Блок включает в стихотворение свой любимый
синий цвет — «синий плащ», который, по словам Марины Цветаевой, был до тоски любим всей Россией. В искусстве позднего Средневековья синий цвет обозначал измену, о чем, безусловно, было хорошо известно поэту.

В стихотворении есть повторы и рефрены: простая оправа; синий плащ; сырая ночь — каждая из этих важных для поэта деталей повторяется дважды. Размер стихотворения — пятистопный ямб. Рифма перекрёстная.

В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных и животрепещущих тем. Однако в более позднем периоде она уступила место разочарованию и тоске по утраченным идеалам. Подобное настроение поэта особенно остро чувствуется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…», вошедшим в цикл «Возмездие». Приводим краткий анализ «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие».

Тема стихотворения – Разочарование в любви.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр - Любовное послание.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры - «когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».

Эпитеты - «горестная», «сырая», «проклятый».

Олицетворения «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».

Инверсия «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Архаизмы - «гордыня», «аналой».

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей почти семь сотен лирических стихотворений, написанных с большой любовью.

Неудивительно, что серьезным ударом для Блока стала измена любимой женщины, с которой он к тому времени обвенчался. Любовь Дмитриевна покинула поэта ради его близкого друга, поэта Андрея Белого. Уход супруги, которую он с таким трепетом боготворил все это время, опустошила Александра Александровича. Утратив иллюзии и былые идеалы, он был морально уничтожен, и долго не мог оправиться после предательства. Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась к супругу, но былого чувства он уже не испытывал к ней.

Глубокое эмоциональное потрясение стало причиной создания цикла «Возмездие». Однако, несмотря на красноречивое название, в нем автор не пытался расквитаться с изменницей за причиненную душевную боль. В цикл вошло и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутое душевными терзаниями и изнеможением поэта.

Тема

Главная тема произведения - разочарование в любви. Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В попытке избавиться от душевных терзаний, лирический герой пускается во все тяжкие. Однако ни вино, ни другие женщины не в состоянии залатать ту брешь, которую оставил после себя уход любимой. Все стихотворение пронизано унынием, тоской и горьким послевкусием измены.

Герой видит смысл жизни лишь в любви, и никакие земные радости не способны заменить прелести жизни духовной. Однако сильная любовь не проявляется в полумерах - она либо окрыляет и возносит до небес, либо полностью уничтожает.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию, в которой первая строфа повторяет последнюю, но при этом противопоставляется ей. Данный прием является причиной замыкания произведения в некий безысходный круг. Лирический герой наполнен горечью и отчаянием, он подавлен утратой своей мечты и былых идеалов.

Однако он все же страстно мечтает вернуть любовь, и этим желанием пронизано все стихотворение, что подчеркивается синтаксическим параллелизмом и двойной анафорой.

Жанр

Стих написан в жанре любовного послания. Лирический герой обращается к любимой женщине, покинувшей его. Он страстно мечтает вернуть ее, а вместе с ней – то сильное чувство, которое он некогда испытывал.

Предательство возлюбленной глубоко ранит героя, утратившего смысл жизни. Дни без любви летят «проклятым роем», и ничто не предвещает душевного покоя.

Стихотворный размер - пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Для придания большей выразительности автор использовал в своем произведении много символов, среди которых встречается и традиционная христианская символика . Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой - символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща - измену.

При помощи ярких эпитетов (« горестная», «проклятый »), олицетворений (« летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою ») и метафор (« ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо ») поэт описывал переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивал с безвозвратно ушедшей молодостью (« И звал тебя, как молодость свою »).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 37.


Это стихотворение о любви и жестком предательстве, измене и тяжёлом расставании. Это трагичное стихотворение, оно навевает тоску - любовь потеряна, прошлое безвозвратно ушло и его больше не вернуть, только воспоминания оставили свой шлейф в душе героя. В самом начале мы видим такой приём, как градация (О доблестях, о подвигах, о славе), присутствует символ утраченной любви - "бросил в ночь заветное кольцо". Множество метафор, к примеру, "летели дни", что ещё раз напоминает о быстротечности времени и молниеносности любви. Идёт сравнение ушедшей любви с молодостью, которая тоже остаётся в прошлом, и вернуть её невозможно. Автор использует такие приёмы, как антитеза и параллелизм, чтобы указать на контраст и противоположность явлений.

Тоска в сердце героя противоположна поступкам возлюбленной, и это звучит очень печально. Важный момент - это передача цветовой гаммы. Ведь синий для Блока всегда был таинственным и загадочным цветом, символизирующим нечто высокое, неземное. Это кольцевая композиция, в конце которой герой прощается со столь милым его сердцу образом, оставляя навсегда его в памяти.

Обновлено: 2017-10-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

«О доблестях, о подвигах, о славе…» Александр Блок

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Любовная лирика Александра Блока весьма спорна и противоречива. До сих пор исследователи творчества поэта пытаются разобраться в сложных взаимоотношениях автора с супругой Любовью Менделеевой, которая являлась музой Блока. Тем не менее, их брак не был счастливым, и через несколько лет после замужества Менделеева ушла к поэту Александру Белому. Потом вернулась, раскаявшись в совершенной ошибке, и – вновь завела новый роман, от которого родила сына. Сам Блок в этот период тоже пережил несколько романтических увлечений. Супруги могли месяцами не видеть друг друга, так как Любовь Менделеева была актрисой и часто уезжала на гастроли. Но они по-прежнему оставались друзьями по настоянию поэта, который считал, что духовная близость гораздо важнее физической.

Тем не менее, Блок очень тяжело переживал проблемы в семейной жизни. И в 1908 году, когда Любовь Менделеева сошлась с Александром Белым, написал свое знаменитое стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором рассказал о своих переживаниях. И признался в том, что сумел побороть в себе болезненную страсть к женщине, по воле судьбы сыгравшей роковую роль в судьбе поэта .

Стоит отметить, что будущие супруги были знакомы с детства, так как их семьи дружили. Однако когда спустя годы они встретились, то с трудом узнали друг друга. Блок влюбился без памяти в 16-летнюю красавицу, мечтавшую стать актрисой. Она же ответила на его ухаживания полным равнодушием. Блок к тому моменту увлекался мистикой и искал тайные знаки судьбы в любом стечении обстоятельств. И вот однажды, будучи студентом и начинающим поэтом, он встретил Менделееву на улице, посчитав, что это – не случайное совпадение. Блок не только убедил себя в том, что любит эту женщину, но и заразил саму Менделееву непоколебимой верой в то, что им суждено быть вместе. В 1903 году пара обвенчалась, но по-настоящему мужем и женой они стали лишь спустя год, так как поэт отказывался омрачать идеальный, по его мнению, духовный союз, плотскими утехами.

Действительно, многие очевидцы вспоминали, что в жизни Блок относился к Менделеевой не как к жене, а как к музе. И, вспоминая расставание с ней, написал в своем стихотворении, что «слезы лил, но ты не снизошла». Символом любви к Менделеевой для поэта стало «лицо в простой оправе» - портрет жены, который после свадьбы всегда стоял на столе поэта . И это тоже было своеобразным символом, которому Блок придавал особое значение. Он был убежден, то именно этот портрет помогает ему в творчестве, не обращая при этом никакого внимания на жену, которая могла стоять у него за спиной. В результате поэт констатирует неизбежное: «Ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь из дому ты ушла».

Примечательно, что Любовь Менделеева являлась для поэта не только символом духовной чистоты, но и ассоциировалась у него с молодостью. Поэтому автор отмечает, что ее уход ознаменовал окончание беззаботной юности. «Уж не мечтать о нежности, о славе, все миновалось, молодость прошла?», - вопрошает Блок. И сам себе отвечает, что это действительно так . Женщина, которую поэт боготворил, унесла с собой не только ощущение легкости и беззаботности, присущее молодости, но и вдохновение. Однако Блок все же сумел справиться со своими чувствами, поэтому написал: «Твое лицо в простой оправе своей рукой убрал я со стола».

Поэт даже не мог предположить, что судьба навсегда связала его с этой женщиной. Она уходила и возвращалась. Блок даже согласился признать ее сына собственным ребенком, но при этом сам заводил романы на стороне. Однако до самой смерти считал, что Любовь Менделеева - это «святое место души».