Юрий качмазов скрывается от ареста. Юрий Качмазов «добегался Чем владеет юрий качмазов за границей

Besides being memorable, .com domains are unique: This is the one and only .com name of its kind. Other extensions usually just drive traffic to their .com counterparts. To learn more about premium .com domain valuations, watch the video below:

Turbocharge your Web site. Watch our video to learn how.

Improves Your Web Presence

Get noticed online with a great domain name

73% of all domains registered on the Web are .coms. The reason is simple: .com is the where most of Web traffic happens. Owning a premium .com gives you great benefits including better SEO, name recognition, and providing your site with a sense of authority.

Here"s What Others Are Saying

Since 2005, we"ve helped thousands of people get the perfect domain name
  • Good - Saeed Yousefzadeh, 6/14/2019
  • I trust hugedomains.com 100%. Their service is reliable, the staff is courteous, compassionate and kind. I was able to get my domain even after payment period expired and was most grateful for their support and assistance and giving me the chance to purchase the domain without paying additional charges. I would recommend them 100%! Thank you Huge Domains. - Avanelle Sahadeo, 6/13/2019
  • Great service - Vincent Miller, 6/12/2019
  • More

Качмазов Юрий Михайлович - известный бизнесмен, который имеет огромнейшее состояние и занимает одно из ста рейтинговых мест среди российских миллиардеров. Он известен и как предприниматель, который контролировал "АвтоВАЗ", "Волгомост" и другие подобные предприятия. Уже являясь гражданином Великобритании, с 2011 года в России был объявлен в федеральный розыск.

Детские годы

Родился Качмазов Юрий Михайлович в 1966 году в Сызрани Куйбышевской области. Его отец по национальности осетин. После окончания школьного образования служил в ВДВ.

Образование

После возвращения из армии Юрий Михайлович поступил в политехнический институт города Самары. Но вскоре взял академический отпуск, после которого уже в институт не вернулся. Существует версия, что однажды его застал на рынке, где он «катал колпачки», декан института, и в итоге студента потом исключили.

Начало карьеры в малом бизнесе

Бывший студент политехнического института Качмазов Юрий Михайлович, биография которого интересна и насыщена, еще в студенческие годы стал заниматься мелким бизнесом. Так, сначала он пытался заработать на самарском рынке «Энергетик» в игре «наперсток», а затем еще занимался скупкой и перепродажей золота и валюты.

Работа в Москве

Вскоре Качмазов Юрий Михайлович, фото которого есть в этой статье, уезжает вместе с тремя друзьями в столицу. Там он также продолжает играть на рынках в «наперстки», пытаясь заработать свои первые деньги и наживаясь на тех, кто азартен и попадается в его сети. Неизвестно, кто помогал ему в это время, но вскоре он опять вернулся в Самару за золотом, которое скупал, имея уже приличные деньги. Так, бизнесмен, имеющий огромное состояние, начинал с нуля.

Работа в "АвтоВАЗе"

Немного заработав в мелком бизнесе, Качмазов Юрий Михайлович решил перейти в "АвтоВАЗ", где занимался перепродажей автомобилей. Теперь начинающий бизнесмен брал автомобили на базе, которая располагалась на Заводском шоссе, как раз недалеко от Брали автомобили ВАЗ небольшими партиями у коммерсанта. Но в это же время шло постепенное внедрение в "АвтоВАЗ".

Фирма "СОК"

На основе перепродажи автомобилей вскоре было открыта и новая фирма, которая получила название "СОК". Для ее открытия был использован ипподром в Самаре, куда было доставлено небольшое имущество нескольких мелких бизнесменов. В это имущество входило несколько столов и два ксерокса.

Известно, что этот бизнес Качмазова поддерживали два генерала: Евгений Григорьев из налоговой полиции и Владимир Большаков из ФСБ. Так, в 1995 году генеральный директор компании "СОК" смог установить бартер между "АвтоВАЗом" и компанией "Пластик" города Сызрани. В результате этого в течение трех лет компания "СОК" смогла спокойно обеспечивать полный контроль над финансами и сферой сбыта в сызранской компании "Пластик" и частичный контроль над "АвтоВАЗом".

Во всем этом активно участвовал и Качмазов Юрий Михайлович, состояние которого в настоящее время огромно и позволяет ему находится в рейтинге самых богатых людей России. В 1998 году будущий известный бизнесмен становится еще и членом правления компания "РосЛада". В этом же году он становится еще и президентом совета директоров фирмы "СОК".

Начиная с 2000 года в течение четырех лет фирма "СОК" принимает активное участие в переделе сфер влияния в совершенно разных видах бизнеса. А вот уже с 2006 года Качмазов Юрий Михайлович и его партнеры активно участвуют в выборах. Это давало им возможность получать большое количество руководящих постов в самарской мэрии. Так, в 2006 году, после того как на выборах победил Виктор Тархов, которого поддерживала компания "СОК", у данной фирмы появилось семь руководящих постов.

Уже весной 2005 года Качмазов Юрий Михайлович позволил, чтобы фирма "СОК" распространила официальную информацию о том, кто входил в число собственников его группы. Как выяснилось, владельцами компании были различные топ-менеджеры, у которых было небольшое количество акций. А большая часть акций, семьдесят процентов, находилась во владении у Юрия Качмазова.

В это время Качмазов Юрий Михайлович, состояние которого очень велико, имел большое количество охранников. Примерно их цифра могла варьироваться от пяти человек до пятнадцати. Вся охрана преуспевающим бизнесменом была нанята в Сызрани. Сам бизнесмен Качмазов всегда передвигался лишь только на дорогих внедорожниках, причем всегда это должен был быть кортеж, у всех автомобилей номера были 010.

Собственники компании "СОК" долгое время скрывались за многочисленными фирмами, которые образовывались в разных городах. Например, в Сызрани, Самаре, Ижевске, Москве и даже на Виргинских островах.

Закат бизнеса Юрия Качмазова

В 2005 году на известном "АвтоВАЗе" неожиданно сменилась власть. Произошло это из- за того, что председатель совета директоров ушел в отставку. На смену директора Владимира Кадинникова пришли люди из Рособоронэкспорта, которые сразу же стали убирать неугодных людей, которые стояли у власти "АвтоВАЗа". Среди них оказался и Качмазов Юрий Михайлович, семья которого далека от бизнеса и общественной жизни. С этого момента начинается закат успешной бизнес-империи Качмазова.

Новый совет директоров известного "АвтоВАЗа" довольно жестко отодвинул от власти компанию "СОК", а все топ-менеджеры, которые были подчинены Юрию Михайловичу, были немедленно уволены. После этого сразу прекращены были и поставки на "РосЛаду" всех комплектов для машин. Часть контрактов с компанией Качмазова "СОК" была расторгнута, и фирма в течение последующих нескольких лет потеряла практически все свои активы в автомобильном бизнесе.

Качмазов Юрий Михайлович возвращается в 2008 году, но только уже в Южной Осетии, где его фирма "СОК" пыталась наладить свой бизнес. Началось все с того, что друг бизнесмена Качмазова президент республики, взял на руководящие должности в своем государстве топ-менеджеров из фирмы Юрия Михайловича. Для фирмы "СОК" в этом новом государстве были интересны те проекты, которые были связаны либо с ремонтом автомобильных дорог, либо со строительством аэропорта, либо с ремонтом

Известно, что Качмазов Юрий Михайлович, розыск которого продолжается и в настоящее время, даже задумывал построить себе большой дом в Южной Осетии, так как его отец был выходцем из этой страны. Но свою деятельность фирма Качмазова так в Южной Осетии и не развернула, так как этого не допустили московские власти.

Состояние бизнесмена Качмазова

В 2007 году Качмазов Юрий Михайлович, дети которого известны общественности, но не появляются на публике, в рейтинге российского журнала "Форбс" занял девяносто третье место, так как на тот момент он имел состояние, оценивающееся в семьсот миллионов долларов. В 2010 году" по оценке уже другого журнала - "Финанс", занял сто двадцать шестое место в рейтинге самых богатых бизнесменов России. Состояние Юрия Михайловича на тот момент составляло 26,5 миллиардов рублей.

Кроме этого, Качмазов Юрий Михайлович, дочь которого избегает любого общения с прессой, в 2009 году владел и большим количеством активов, среди которых были доли в "Волгомосте", "Мост-Ивесте", "Осваре", "Самарских автомобилях" и других компаниях, которые приносили существенный доход. В 2009-2010 гг. успешному бизнесмену принадлежал лишь только один процент акций "АвтоВАЗа".

Но вскоре поспешно Юрий Михайлович начинает избавляться от всех своих активов. Постепенно были проданы доходные активы "ИжАвто", "Пластик" и другие. А в 2001 году бизнесмен Качмазов продает даже свой самый крупнейший актив компании "Волгомост".

Но в эти годы коммерсант Юрий Качмазов избавлялся не только от активов различных компаний, но и от личного имущества. Прежде всего, он продал свою роскошную яхту, которая стала знаменитой из-за своей длины. Длина ее составляла тридцать восемь метров. Роскошная яхта "Смайл" была построена в 2004 году самой известной компанией, которая занимается строительством таких яхт. Ширина ее - 6,8 метров. Дизайн этого судна был специально разработан голливудскими специалистами. "Смайл" поражал всех гостей роскошью как в отделке, так и в интерьере. Вся мебель на этой яхте и все аксессуары изготовлены итальянскими мастерами.

Был продан со временем Юрием Михайловичем и многочисленный автопарк. В 2010 году коммерсант Юрий Качмазов продал и свою роскошную виллу, которая находится в окрестностях города Самары. Здание виллы было полностью остеклено, имела она огромную внутреннюю стоянку. На территории виллы есть даже собственная газовая котельная.

Следствие

В начале декабря 2005 года в офисе компании "СОК", который находился в столице, была проведена выемка документов. Причиной этого послужили два уголовных дела, которые были возбуждены в процессе проверки на "АвтоВАЗе". Первое уголовное дело было возбуждено по факту хищения денег. Второе уголовное дело было заведено в связи с тем, что "АвтоВАЗом" вовремя не были уплачены налоги, и этот долг достиг уже 230 миллионов рублей.

Все эти уголовные дела привели к тому, что бизнесмен Качмазов отказался от своих активов в "АвтоВАЗе". Вытеснение компании "СОК" привело к тому, что она потеряла свои успешные и доходные позиции и в Поволжье. В 2009 году Сергей Степашин, председатель Счетной палаты, предложил проверить и законность продажи 75 процентов акций компании "ИжАвто" фирме "СОК". В результате такого разбирательства завод остановился, и долги его вскоре достигли 300 миллионов рублей.

Когда же стало известно о новой сделке, то выяснилось, что все-таки контрольный пакет акций данного завода был заложен в Сбербанке. Герман Геф, глава банка, сделал все необходимое для того, чтобы привлечь виновных к ответу. Сбербанк обратился в генеральную прокуратуру в 2010 году. После этого сразу же было заведено уголовное дело по факту преднамеренного банкротства компании "ИжАвто". Следственный комитет вскоре объявил главу фирмы "СОК" в преднамеренном банкротстве и в выводе активов, общая сумма которых составила 6,7 миллиардов рублей.

В 2010 году Юрий Качмазов покинул Россию, а уже в феврале следующего года он был объявлен в федеральный розыск. В апреле 2011 года коммерсант Качмазов был объявлен и в международный розыск. Суд все-таки состоялся, и его осудили заочно.

Политическая карьера

Успешный коммерсант Юрий Качмазов активно участвовал и в политике. В 2006 году он как представитель компании "СОК" подписал трехсторонне соглашение между известной партией "Единая Россия" и правительством Самарской области о реализации образовательного проекта. Юрий Михайлович оказывал активную поддержку и в выборах мэров Сызрани и Самары.

Семья

Юрий Качмазов женат на Илоне Качмазовой, которая до 2001 года являлась президентом благотворительного фонда компании, которой руководил ее муж. В этом браке родилось четверо детей. А в 2010 году вся семья покинула Россию.

Декабрь 2005 года в Тольятти 
выдался теплым, 22-го южный ветер нагнал густые, низкие облака. В этот серый день несколько десятков омоновцев захватили АвтоВАЗ — на каждом из 24 этажей высотки заводоуправления было по бойцу, на всех проходных рабочих обыскивали металлоискателями. Накануне ночью в Самаре и Тольятти были задержаны руководители местных силовых ведомств.

Декабрьское вооруженное собрание акционеров, как назвали его сотрудники завода, стало поворотной точкой в истории АвтоВАЗа. Фактически контролировавшую завод группу «СОК» Юрия Качмазова оттеснили менеджеры путинского призыва из «Ростехнологий».

Качмазов — владелец региональной бизнес-империи с выручкой $2 млрд, участник «Золотой сотни» Forbes — потерял все и бежал в Объединенные Арабские Эмираты. Он отказался от интервью для этой статьи, заметив при этом, что постарается никогда не возвращаться в Россию. Как бизнесмену сложной судьбы удалось подмять под себя флагманское предприятие советского и российского автопрома?

Рыночные 
преобразования

В конце 1980-х под Самарой рядом с железнодорожной станцией Энергетик возник стихийный рынок. Продавали все: одежду, бытовую технику, запчасти к «жигулям». Тут же крутились мелкие местные бандиты. Качмазов, бывший студент самарского Политеха, отслуживший в десантных войсках, пришел сюда в поисках заработка. Поначалу он оказался в бригаде наперсточников: катая шарик, предлагал зевакам угадать, под каким из трех стаканов тот находится.

На «Энергетике», как рассказали Forbes несколько очевидцев тех событий, Качмазов сколотил костяк будущей группы «СОК».

В начале 1990-х баснословную прибыль приносила перепродажа новых автомобилей. Неудивительно, что Качмазов и его бригада быстро переориентировались на этот нехитрый бизнес. «Продавая в день 10 автомобилей, ты мог заработать еще на три», — вспоминает руководитель холдинга RBE Андрей Шокин, который торговал в то время с Качмазовым на соседних площадках в Самаре, на улице Антонова-Овсеенко. «На первых порах Качмазов был скромным автодилером, таких было около 500. Приезжал в Тольятти, забирал партию машин и вез в Самару продавать», — вспоминает тольяттинский предприниматель. Тогда о дилерских центрах никто и не думал. Площадка с машинами была огорожена проволочным забором. Деньги считали в деревянных будках сторожей. Впрочем, довольно быстро Качмазов накопил капитал, чтобы открыть свой первый автосалон, и не где-нибудь, а на Самарском ипподроме в центре города. В середине 1990-х бега здесь уже не проводили, ипподром стал одним из стихийных рынков, где можно было купить и автомобили. Офис Качмазова располагался в небольшой комнате в административном здании, а машины продавались с круга, где когда-то бегали лошади. Бетонная арка в форме лошадиной подковы, символ ипподрома, стала частью логотипа созданной в 1994 году компании «СОК» — на счастье. Это был первый серьезный успех.

Примерно тогда же Качмазов познакомился с Анваром Абдуразаковым, которого «Самарское обозрение» именует «авторитетным предпринимателем». Анвар свел его с одним из тольяттинских королей преступного мира Владимиром Вдовиным по кличке Напарник. Сейчас никто толком и не помнит, как появилось название «СОК» и что оно означает, то ли «Самарский объединенный капитал» (общак группировки Качмазова и Напарника), то ли «Спорт, Образование, Культура» — именно такая расшифровка нравилась самому Качмазову.

История криминальных войн за контроль над сбытом АвтоВАЗа изобилует поворотами; много было и убийств, жертвами которых становились бандиты, силовики, сотрудники завода и журналисты. «В бандитских разборках и войнах за завод в Тольятти погибло более 500 человек. Подтверждение тому — целая аллея на местном кладбище», — рассказывает гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов. (Он передал свои комментарии для этой статьи через пресс-секретаря.) Если вкратце, то после 1992 года контроль над половиной отгружаемых с завода автомобилей отошел, по сведениям журналистов «Коммерсантъ — Среднее Поволжье», волговской преступной группировке. Когда в конце 1992 года ее главаря Александра Маслова убили, группировка распалась. Одним осколком руководил Дмитрий Рузляев (кличка Дима Большой), а вторым — Вдовин, знакомый Качмазова.

Машину Рузляева в 1998 году изрешетили пулями из автоматов, а в 2003 году оставшихся в живых членов банды судили. В итоге группировка Вдовина стала контролировать большую часть отгрузки машин с завода. Но этому предшествовала целая череда событий с участием Качмазова и его команды.

Согласно установленным квотам

Появление криминальных группировок на АвтоВАЗе, возможно, спровоцировало само руководство завода. К началу 1990-х разрушилась советская система продажи автомобилей через спецавтоцентры, которые не смогли работать с заводом на условиях предоплаты. В 1991 году завод собрал 678 000 «жигулей». Кому продавать машины? Расплачиваться наличными без проволочек были готовы только криминальные группировки. И новая система сбыта была создана, что называется, с ходу.

Все выпускаемые машины распределялись между заместителями генерального директора АвтоВАЗа, рассказывает Юрий Целиков, работавший в середине 1990-х директором тольяттинского автоцентра, принадлежавшего напрямую заводу. «Замов было одиннадцать, и у каждого из них — своя квота на реализацию автомобилей», — вспоминает Целиков. Топ-менеджеры завода передавали «свои» автомобили руководителям созданных вокруг завода компаний, которые в большинстве контролировались криминальными группировками. На лобовое стекло автомобиля, только что сошедшего с конвейера, наклеивали букву, например «Н» или «Ш». Она означала, чьей группировке — Напарника (Владимира Вдовина) или, например, Шамиля (по данным самарских СМИ, Шамиль Даниулов — главарь татарской преступной группировки) отгружаются на реализацию машины. Площадка автозавода была поделена на «клетки», на каждой из них стояли машины, закрепленные за группировками и их фирмами.

Представители фирм собирали заявки от перекупщиков и отгружали им машины. За каждый автомобиль брали сверху $50, вспоминает один из тогдашних перекупщиков. Бандиты выполняли функцию дилерских центров и службы маркетинга. Они могли заказать руководству завода партию машин определенного цвета и улучшенной комплектации.

«Заказывали модный тогда цвет «мокрый асфальт», — вспоминает Владимир Каданников, бывший гендиректор АвтоВАЗа, а сейчас председатель совета директоров тольяттинского Национального торгового банка. (Этот банк в 2011 году купил национализированный в кризис 2008 года банк «Глобэкс». И Каданников, продавший свой 70%-ный пакет, занимает теперь просторный, обставленный массивной мебелью кабинет на четвертом этаже центрального офиса «Глобэкса».)

Постепенно отношения с руководством АвтоВАЗа стал налаживать и Качмазов. «Его человек, Рустем Шиянов, ставший впоследствии вице-президентом «СОКа», терся около Владимира Нестерова, заместителя Каданникова по безопасности, а Юрий Амелин общался с отделом сбыта», — рассказывает один из свидетелей тех событий. Каданников называет Качмазова толковым, волевым бизнесменом, но о сути происходившего на заводе говорить не хочет.

Число бандитских группировок вокруг завода доходило до двух десятков. Перестрелки случались прямо у проходных. Так долго продолжаться не могло. Каданников написал более 200 писем в Генпрокуратуру и МВД с просьбой защитить предприятие, но помощи не дождался. Поэтому в появлении одной мощной силы были заинтересованы все: руководство завода, Качмазов и силовики.

К концу 1990-х в Тольятти происходило то же, что и по всей стране, — сращивание криминалитета с правоохранительными органами, которые вновь становились реальной силой, предлагая услуги по «крышеванию» бизнеса, пишет в своей книге «Силовое предпринимательство в России» декан факультета политических наук и социологии Европейского университета Вадим Волков.

Покровителями «СОКа» местные СМИ называли экс-руководителя ФСБ по Самарской области генерал-лейтенанта Владимира Большакова (после отставки стал почетным вице-президентом группы «СОК») и начальника областного управления Налоговой полиции генерала Евгения Григорьева, сын которого работал в группе «СОК».

Мощный союз Качмазова, правоохранительных органов и руководства АвтоВАЗа давал им возможность начать войну с криминальными конкурентами. Квоты для них были снижены. Серьезные проблемы решали бойцы Напарника. «В 1998 году застрели Диму Большого. Все сильно боялись», — вспоминает тольяттинский бизнесмен. Несколько месяцев ситуация была очень напряженная, говорят участники событий. Качмазов и его люди ходили с охраной из 40 автоматчиков, меняли машины и квартиры.

В 1998 году Межведомственная группа МВД, куда входили представители ГУБОПа, налоговой полиции, налоговой инспекции и бойцы московского СОБРа, провела на заводе операцию «Циклон» с целью очистить АвтоВАЗ от бандитов. Конкурентов стало меньше.

Важные детали

После того как группе «СОК» увеличили квоту на реализацию автомобилей, деньги к Качмазову потекли рекой. Но в отличие, например, от металлотрейдеров, прибравших в 1990-е к рукам металлургические заводы, стать акционером АвтоВАЗа группа «СОК» не смогла. В начале 1993 года по распоряжению Госкомимущества производственное объединение АвтоВАЗ было преобразовано в акционерное общество. Правление распорядилось передать 50% акций трудовому коллективу, еще 27,5% было продано на чековом аукционе, а 22,5% — на инвестконкурсе. Часть этих акций купили созданные самим АвтоВАЗом при участии Бориса Березовского фирмы AVVA и ЗАО «ЦО АФК». Впрочем, у группы «СОК», по сведениям «Ростехнологий», было несколько процентов акций АвтоВАЗа.

«Бартерная схема расчетов позволяла контролировать поставщиков. «СОК» мог искусственно создавать положение вне игры», — говорит Целиков. К 2004 году «СОК» взял под опеку 21 крупное предприятие («Димитровградский автоагрегатный завод», «Скопинский автоагрегатный завод» и пр.) — а это почти половина поставок комплектующих на АвтоВАЗ. На многих предприятиях группа поставила своих коммерческих директоров, директоров по сбыту, главных бухгалтеров. Несколько заводов не только фактически, но и формально перешло в собственность структур «СОКа», например «Автосвет» и «ОСВАР» (выпуск фар и фонарей) и «Мотор-Супер» (воздушные фильтры, детали двигателя).

С конца 1990-х «СОК» сам стремительно превращался в крупного автопроизводителя. В 1998 году команда Качмазова организовала на базе завода «Луч» производство автомобилей, в основном старых заднеприводных моделей ВАЗа, до 100 000 штук в год. Спрос на машины тогда превышал возможности тольяттинского гиганта. В 2000 году правительство Удмуртии передало в собственность «СОКу» 76% акций находившегося в кризисе завода «ИжАвто». «СОК» погасил долги завода (около 1 млрд рублей) и выплатил зарплату рабочим за 14 месяцев. Качмазов выходил на новый уровень: при поддержке министра промышленности Ильи Клебанова удалось договориться об организации на «ИжАвто» автосборочного производства марки KIA в России. Клебанов не стал давать комментарии для этой статьи.

В Самаре Качмазов был уже олигархом местного масштаба, контролировавшим разношерстный бизнес от строительства и установки окон до развлекательных центров и производства минеральной воды. В 2002 году выручка основных дивизионов группы (автосборка, автокомпоненты и строительство), по оценке Михаила Пака из компании «Атон», составила 28,4 млрд рублей, чистая прибыль — 676 млн рублей. Почти половину прибыли приносили поставки автокомпонентов на АвтоВАЗ.

В группе Качмазов ввел военную иерархию и установил железную дисциплину, вспоминают его бывшие менеджеры. На всех предприятиях управленцы «СОКа» первым делом меняли охрану. Воров и пьяниц жестко наказывали. Быть изгнанным из «СОКа» никому не хотелось: зарплата на всех предприятиях группы была как минимум вдвое выше средней в области. Руководитель среднего звена в Самаре в 1999 году получал 10 000 рублей, а средняя зарплата в городе тогда была 1500 рублей. Топ-менеджеры в 2000 году получали $1500-2000 — по меркам Самары огромные деньги. При этом Качмазов нанимал в компании группы «СОК» молодых управленцев, которые пытались внедрить на заводах технологию компании Toyota «точно в срок» — сократить время нахождения продукции на промежуточных складах.

Группа «СОК» даже создала фирменный стиль и выпустила сувенирную продукцию со своим логотипом. Сайт компании разрабатывала студия Артемия Лебедева. Не забывали и о социальной ответственности. На всех крупных предприятиях Качмазов распорядился сделать бесплатную столовую и спортзал. Он и сам постоянно обедал в общей столовой в главном самарском офисе «СОКа» на улице Мичурина. Тогда же начал увлекаться йогой, ездил практиковаться в Индию и открыл в местном кинотеатре «Современник» магазин эзотерической литературы, рассказывает о шефе бывший вице-президент группы.

Что конкуренты? 25 сентября 2002 года киллер расстрелял из гранатомета «Муха» джип Toyota Land Сruiser Юрия Гашимова, владельца холдинга одного из крупнейших самарских автодилеров «Самарские автомобили». Бизнесмен умер на месте. А через несколько дней половина компании Гашимова была продана группе «СОК». В Следственном комитете Самарской области сообщили, что в рамках этого дела руководители «СОКа» к ответственности не привлекались.

К 2003 году через дилерские центры «СОКа» продавалось около 15% выпускаемых заводом автомобилей (около 100 000 штук), говорит Целиков. Менеджеры «СОКа» сумели выстроить прозрачную дилерскую сеть — одноуровневую систему продаж с едиными стандартами для салонов.

Группа выбила себе на АвтоВАЗе льготные условия сотрудничества. Так, в 2004 году АвтоВАЗ обязался закупать определенный объем продукции только на заводах «СОКа». Тогда же был заключен договор о продаже запчастей на вторичном рынке исключительно через принадлежавший «СОКу» торговый дом «Соло». За разрыв эксклюзивного контракта завод должен был заплатить огромный штраф — 14 млрд рублей. Сотрудничество принесло определенную пользу и АвтоВАЗу: выросло качество комплектующих, на заводе стали меньше воровать.

При сотрудничестве с «СОКом» АвтоВАЗ продавал по 700 000 машин в год. Чистая прибыль завода в 2003 году составила 3 млрд рублей, в 2004-м — 4,5 млрд рублей.

Большие 
неприятности

2005 год должен был стать для Качмазова звездным. Он вплотную подобрался к мечте — стать одним из хозяев АвтоВАЗа. Его менеджеры с одобрения руководства завода должны были войти в совет директоров. При закольцованной структуре акционерного капитала (66% акций завода принадлежало его же дочерним компаниям) руководители предприятия были его фактическими собственниками. А своих людей — Юрия Амелина, Сергея Шабанова и Александра Наметкина — «СОК» направил на завод еще в 2000 году, и к 2003 году они заняли ключевые должности, взяв под контроль поставку запчастей и сбыт автомобилей.

План тихой смены власти на заводе сорвал вице-президент АвтоВАЗа Михаил Москалев, который опасался, что люди Качмазова его уволят. Сейчас он работает директором спорткомплекса «Олимпийский» в Москве, а летом 2005 года Москалев срочно прилетел в столицу и через посредников донес до чиновников намерения Качмазова. Каданникова тут же вызвали на разговор в администрацию президента, и вскоре он уволился. «Скажем так: я ушел практически добровольно», — неохотно вспоминает бывший гендиректор АвтоВАЗа. По одной из версий, Каданников сам просил Кремль избавить его от криминала, по другой — сдался под прессингом руководства страны.

И вместо «СОКа» владельцем АвтоВАЗа стала госкорпорация «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Команду разобраться с бандитами давал лично Путин, рассказывает источник в госкорпорации. Время было подходящее — после «дела ЮКОСа» передел собственности принял большие масштабы, а самым жестоким и опасным рейдером стало государство, отмечается в исследовании «Центра политических технологий». В конце 2005 года, по данным «Тройки Диалог», государству принадлежал только 1% акций завода. И Качмазов представить себе не мог, что госкомпания будет действовать его же методами. «Борьба шла с бандитами, хозяйничавшими не только на заводе, но и в регионе. Мнение о рейдерском захвате предприятия является надуманным», — возражает Чемезов.

Силовая операция прошла идеально. Ранним декабрьским утром в город прибыли несколько сотен омоновцев из других областей. «У нас не было времени выяснять, кто и как связан с криминалитетом, поэтому использовались силы МВД из других регионов», — рассказывает гендиректор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов. После этого была заменена охрана на АвтоВАЗе. «Их спрашивали: вы против кого тут собираетесь воевать?» — вспоминает Каданников. Омоновцы и сами не знали. Город сдался без боя, отмечает Юрий Целиков, который был очевидцем этих событий.

Руководителям дочерних компаний — держателей пакетов акций автогиганта — было указано проголосовать за вхождение в совет директоров АвтоВАЗа шести представителей государства. Среди них были глава Роспрома Борис Алешин, заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» (сейчас «Ростехнологии») Владимир Артяков и директор департамента этой компании Игорь Есиповский. «Почти все мои вице-президенты написали заявления об отставке», — рассказывает Каданников.

«СОК» — это была раковая опухоль региона, которую надо было удалить», — полагает сотрудник «Ростехнологий». Чемезов рассказывает, что бандиты не собирались сдаваться без боя: они проводили тренировки мотоциклистов, которые должны были установить на крышах служебных машин «москвичей» магнитные бомбы. Именно поэтому были закуплены бронированные автомобили для новых руководителей завода.

Государство мгновенно выкинуло «СОК» с АвтоВАЗа. На менеджеров группы, работавших на заводе, были заведены уголовные дела, в ее офисах прошли обыски. После того как все сотрудники «СОКа», работавшие на АвтоВАЗе, в один день написали заявление «по собственному желанию», уголовные дела были закрыты. А привлеченная государством в качестве подрядчика инвесткомпания «Тройка Диалог» занялась приведением в порядок структуры акционерного капитала: «дочки» АвтоВАЗа были присоединены к заводу и ликвидированы, принадлежащие им акции материнской компании погашены. «Перекрестное владение акциями АвтоВАЗа делало завод слишком зависимым от конкретных менеджеров. Это понижало инвестиционную привлекательность АвтоВАЗа как с точки зрения предоставления предприятию долгового финансирования, так и с точки зрения вхождения стратегического инвестора в капитал компании... Никакой частный инвестор не решил бы эти проблемы», — считает Чемезов. На выкуп пакетов акций «дочек» у миноритариев было потрачено около $270 млн. Причем 10% акций завода были выкуплены у Бориса Березовского.

До 2005 года Качмазов был серым кардиналом и одной из главных фигур в Самарской области. В одночасье все рухнуло. Ему жестко указали на место, вынуждая играть по навязанным правилам. Без уплаты штрафных санкций был расторгнут договор между АвтоВАЗом и торговым домом «Соло» на эксклюзивную поставку запчастей на вторичный рынок. Через несколько дней АвтоВАЗ разорвал (также без уплаты штрафных санкций) договор, который фиксировал объем закупок автокомпонентов у предприятий «СОКа».

Побег

Качмазов, обладавший феноменальным чутьем, так и не понял, что на завод пришла сила, которая его сомнет. К тому же он начал совершать ошибки и опаздывать с принятием решений. В 2006 году он ввязался в войну с мэром Самары Георгием Лиманским. На его место Качмазов хотел посадить своего человека, вице-президента «СОКа» Виталия Ильина. Не вышло. В 2007 году Качмазов получил «черную метку»: на первом же заседании только что избранной Губернской думы в присутствии губернатора и прокурора области депутат Дмитрий Сивиркин заявил, что Качмазов угрожал ему убийством.

Ситуация обострялась. В начале 2008 года «СОК» вынужден был начать переговоры о продаже АвтоВАЗу завода «ИжАвто». «ИжАвто» рассматривался нами только в тесной интеграции с АвтоВАЗом», — говорит бывший топ-менеджер группы. Сначала стороны вроде бы договорились, завод был оценен в $480 млн. Вскоре разразился экономический кризис, и, вместо того чтобы согласиться продать «ИжАвто» уже за $350 млн, Качмазов вдруг прервал переговоры.

Весной 2009 года «ИжАвто» остановил конвейер — стоимость машинокомплектов, поставляемых корейской KIA, выросла вместе с курсом доллара на 30%. По итогам 2008 года завод получил убыток почти в 1 млрд рублей. 5000 сотрудников завода были отправлены в вынужденные отпуска. В Ижевске, где 5% трудоспособного населения трудится на «ИжАвто», это грозило социальным взрывом. Завод обратился за финансовой помощью к правительству, попросил 2 млрд рублей. Но тут вмешался АвтоВАЗ, сделавший заявление, что уже почти купил «ИжАвто» и самостоятельно решит все проблемы.

Качмазов, опасаясь, что вообще лишится «ИжАвто», стремительно провел сомнительную сделку. Он передал компаниям бывшего гендиректора завода Михаила Добындо 75% акций предприятия, забрал с «ИжАвто» автомобили стоимостью 6,7 млрд рублей и продал их через свои салоны. Планировалось, что Добындо должен был отдать акции «ИжАвто» АвтоВАЗу, но завод отказался заключить сделку на таких условиях. Оставшись без самых ликвидных активов, «ИжАвто» подал заявление о банкротстве. А основной кредитор — Сбербанк — подал заявление в прокуратуру на топ-менеджеров «СОКа», обвинив их в преднамеренном банкротстве предприятия.

«Группа «СОК» на «ИжАвто» просто вывела активы мошенническим способом, бросили 5500 человек и выбросили акции. Конечно же, мы не простим этих людей, будем делать все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности», — сказал в 2009 году президент Сбербанка Герман Греф. Топ-менеджеры группы — Качмазов, Андрей Фролов и Амелин были объявлены в федеральный розыск. Точка невозврата была пройдена.

После прихода на АвтоВАЗ «Ростехнологий» «СОК» был обречен. И дело не только в амбициях Качмазова. Была сомнительной сама модель бизнеса, завязанного на одного потребителя. В истории уже случалось нечто подобное, говорит Роберт Шаус, партнер Bain & Company Russia. Компания Delphi, производившая автокомпоненты преимущественно для General Motors, в 2005 году обанкротилась и была распродана по частям.

Именно это произошло с «СОКом». «В 2009 году поздно было думать о переориентации бизнеса. Была одна стратегия: продать хоть что-то за какие-нибудь деньги», — рассказывает бывший менеджер группы. Автокомпонентный бизнес купил подконтрольный «Ростехнологиям» холдинг «Объединенные автомобильные технологии». Сумма сделки могла составить около $40-60 млн, предполагает Михаил Пак из «Атона». Часть строительных активов «СОКа» досталась Аркадию и Борису Ротенбергам.

Что с АвтоВАЗом? В кризис 2008-2009 годов задолженность предприятия перед поставщиками выросла до 33 млрд рублей, и правительству пришлось выделить 25 млрд рублей для спасения автогиганта. В августе 2009 года завод остановил конвейер. После этого президент АвтоВАЗа Борис Алешин покинул свой пост и ему на смену пришел советник гендиректора «Ростехнологий» Игорь Комаров. Он взялся реализовывать антикризисную программу, в основу которой было положено сокращение издержек, в частности, затрат на персонал. В сентябре 2009-го завод объявил о поэтапном сокращении 27 600 сотрудников.

В 2010 году продажи автомобилей выросли с 350 000 до 550 000 штук. Этому способствовала программа утилизации старых машин, которая позволяла покупателю «жигулей» получить скидку на новый автомобиль в размере 50 000 рублей. В 2011 году завод реализовал 578 000 машин, выручка составила 174 млрд рублей (рост на 27,6%), а прибыль — 3,1 млрд рублей (рост на 25,6%).

Партнером «Ростехнологий» еще в 2008 году стал альянс Renault-Nissan, купивший за $1 млрд 25% акций. В начале мая 2012 года было объявлено, что Renault-Nissan станет владельцем контрольного пакета АвтоВАЗа через совместное предприятие, где у Renault-Nissan будет 67% акций, у «Ростехнологий» — 33%. «Автомобили, произведенные в альянсе с Renault-Nissan, к 2016 году могут занять до 40% российского рынка (1,6 млн автомобилей в год)», — прогнозирует Чемезов. В 2011 году их доля составляла от 31% до 33%.

Гигант российского автопрома практически стал частью международного альянса. В руках предпринимателей, начинавших бизнес на самарском рынке «Энергетик», он остаться и не мог.

Как сообщила «ВК» 26 апреля, Тверской районный суд Москвы по ходатайству Следственного комитета МВД принял решение о заключении под стражу главы группы компаний «СОК» Юрия Качмазова и двух ее топ-менеджеров. Заочный арест руководителей до недавнего времени крупнейшего холдинга губернии вызвал в регионе большой резонанс. Впрочем, комментируя этот факт, эксперты напоминают, что группа компаний уже фактически прекратила свое существование в прежнем качестве.

Долгое разбирательство
«Дело Качмазова» продолжает развиваться по стандартному и, увы, зачастую нерезультативному сценарию. За выдвижением обвинений топ-менеджерам «СОКа» последовало их объявление в розыск внутри России, а теперь - международный розыск и заочное заключение под стражу. Столичный суд в понедельник выдал разрешение на арест Юрия Качмазова, Андрея Фролова и Юрия Амелина. Однако осуществить задержание обвиняемых будет непросто: их местонахождение следствию неизвестно. По предположениям различных СМИ, владелец группы «СОК» может сейчас находиться в Лондоне или в Арабских Эмиратах, хотя его семья, согласно тем же источникам, остается в Самаре. Как показывает практика сходных дел (например, менеджеров «Волготанкера»), в подобных обстоятельствах следствию бывает сложно добиться экстрадиции обвиняемых на родину.
Напомним, что руководителей «СОКа» обвиняют в преднамеренном банкротстве Ижевского автомобильного завода. Арбитражный суд Удмуртии в 2009 году признал несостоятельность ОАО «ИжАвто» и ввел на автозаводе процедуру наблюдения. При этом были уволены около пяти тысяч работников предприятия.
В том же году Сбербанк РФ, который является держателем 8,25 млрд руб. из общего долга завода в 11,3 млрд руб., направил в Генпрокуратуру заявление о противозаконных действиях руководства компании «ИжАвто». Была организована проверка, которая выявила признаки преступлений при выводе активов ОАО. И 10 сентября 2009 г. в Ижевске было возбуждено уголовное дело по статье 196 УК РФ, но конкретные обвиняемые появились значительно позже.
Сегодня следствие называет доказанную сумму ущерба, причиненного акционерам и кредиторам ОАО«ИЖ-Авто», в размере 6,7 млрд рублей.
Подъем на олимп
Империя Юрия Качмазова ведет историю с 1994 года, когда группа «СОК» начинала свой бизнес с торговли автомобилями Lada. Впоследствии группа вышла на рынки коммерческой недвижимости, машиностроения, автокомпонентного производства, дорожного строительства и т.д.
Ключевым моментом для «СОКа» стало сотрудничество с «АвтоВАЗом». Занимаясь реализацией машин, группа Качмазова постепенно проникла в структуры управления заводом. И к середине 2000-х годов «соковцы» практически полностью контролировали сбыт тольяттинского автогиганта. К тому же холдинг подчинил себе десятки предприятий-поставщиков ВАЗа.
Затем группа открыла новое направление - выпуск автомобилей. В Сызрани на заводе «РосЛада» была запущена сборка вазовской «классики», а затем «девяток». В числе прочих автомобильных активов «СОКу» удалось заполучить удмуртский завод «ИжАвто».
Закат империи
Закат империи Юрия Качмазова начался в 2005 году, когда на «АвтоВАЗе» сменилась власть. Тогдашний председатель совета директоров автогиганта Владимир Каданников ушел в отставку, на смену ему пришла команда управленцев из «Рособоронэкспорта» (позднее - ГК «Ростехнологии»), которая начала масштабную «зачистку» города и завода от криминальных элементов.
«СОК» максимально быстро и жестко отодвинули от всех рычагов управления на ВАЗе. Топ-менеджеры завода, подконтрольные Качмазову, покинули вазовскую высотку. Поставки машинокомплектов на «РосЛаду» прекратились. Часть контрактов на поставки комплектующих с компаниями «СОКа» были расторгнуты. В результате за два-три года группа растеряла практически все автокомпонентные активы. Последним был завод «ИжАвто», однако и он потерял всякий смысл вне привязки к ВАЗу. Уже в 2005 году Качмазов попытался продать предприятие новым хозяевам тольяттинского автогиганта. Переговоры о продаже «ИжАвто» шли несколько лет, но так и не закончились сделкой. Теперь, кстати, удмуртский завод все же достанется тольяттинскому заводу. Только продаст его уже не «СОК», а Сбербанк, которому «ИжАвто» достался за долги.
В 2008 году финансовые показатели ижевского предприятия резко упали, а кризис доконал его окончательно. Перед этим «СОК» перекинул акции завода на топ-менеджеров, создав перекрестную схему владения предприятием (такая же была у ВАЗа до вмешательства «Рособоронэкспорта»).
«Сейчас группа «СОК», по сути, уже прекратила существование как мощный холдинг с несколькими направлениями бизнеса, - говорит директор консалтинговой компании «Бизнес Плюс» Иван Калинин. - Мы видим распродажу останков некогда могучей империи, а личные перспективы экс-владельцев и топ-менеджеров «СОКа» в России близки к нулю».
Качмазов умыл руки, но кредиторы завода, главным из которых был Сбербанк, не дали ему уйти спокойно. Герман Греф лично пообещал наказать тех, кто довел «ИжАвто» до банкротства.

Василий Секлетов, начальник филиала Национального центрального бюро Интерпола в Самарской области, подполковник милиции:
- Через наш филиал ежегодно направляется в Интерпол несколько материалов на лиц, подозреваемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, в том числе экономических. Объявить в международный розыск можно, когда федеральный не дал положительных результатов, или если есть основания полагать, что человек покинул пределы страны. Эти лица могут скрываться не только от органов предварительного следствия, но и от суда. Иногда они покидают Россию по поддельным документам и находятся в розыске сколь угодно долго, так как законодательство приостанавливает течение срока давности, пока человек находится в розыске.

Владимир Рахманов, адвокат:
- Президент Медведев считает, что нужно подходить щепетильно к аресту как мере пресечения при расследовании экономических преступлений. Виновность в экономических преступлениях вообще трудно доказывать, тем более такой состав, как преднамеренное банкротство. Я считаю, столь жесткая мера нелогична. И если такое решение принято, то, вероятно, арест Качмазова кому-то очень нужен.

Анна Мариасис, эксперт АНО «Центр судебных экспертиз»:
- В рамках федерального законодательства фиктивное и преднамеренное банкротство рассматривается в двух ракурсах - как административное правонарушение и уголовно наказуемое деяние. Статистика возбуждения уголовных дел по делам о преднамеренном банкротстве с точки зрения защиты интересов государства и третьих лиц - негативная.
Обвинительные приговоры по ст. 196 УК РФ носят единичный характер - только 5% от всех возбужденных уголовных дел по этим составам заканчивались вынесением обвинительного приговора.