Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева. «Есть в осени первоначальной» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – разбор, история создания, жанр Анализ есть в осени первоначальной

Цель:

1 .Познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»;

научить анализировать стихотворение, воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворения и картины;

2.Содействовать развитию речи учащихся, памяти, мышления, развитию эмоционального отношения к

произведениям искусства;

3.Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан учителем нач. классов Зариповой Н.М. (I кв. кат.)

Тема: Ф.И. Тютчев « Есть в осени первоначальной».

Цель:

1 .Познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»; научить анализировать стихотворение, воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворения и картины;

2.Содействовать развитию речи учащихся, памяти, мышления, развитию

эмоционального отношения к произведениям искусства;

3.Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Оборудование : запись шума дождя, запись произведения Свиридова « Осень»,портрет Ф.И.Тютчева, выставка детских рисунков об осени, репродукция картины Левитана «Золотая осень».

Ход урока:

I. Орг. Момент.

Н.Постановка цели урока. Проверка домашнего задания.

Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

В небо взметнулись верхушки сосен.

Бродит уныло за окнами... (Дети: «Осень!»)

(Звучит шум дождя.)

А как вы узнаёте осень? (Дети перечисляют приметы осени)

А кто может предположить, с какой целью люди читают стихи? (Чтобы получить

удовольствие, почувствовать настроение, узнать что- нибудь новое)

Сейчас, чтобы проникнуться настроением осени, мы послушаем стихи об осени, которые

вы подготовили.

III. Работа с картиной.

Молодцы, мне очень понравились ваши стихи об осени. Особое настроение создавали и рисунки, которые вы нарисовали.

А я тоже пришла не с пустыми руками. Я принесла вам картину Левитана. - Рассмотрите картину. Какое время года изображено на картине? Действительно, картина так и называется «Золотая осень». -Задайте мне вопросы по картине, которые начинаются со слов: Какая? Какой? Какое? Какие?

Перед вами на листочках описание этой картины. Прочитайте его.

Золотая осень.

Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что тёмная густо- голубая вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно- голубой.

Найдите слова и словосочетания, обозначающие осенние цвета.

1У.Физминутка (дыхательная).

V. Знакомство со стихотворением.

Мы с вами слушали в начале урока стихи об осени современных поэтов. А сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева (на доске его портрет)

Он жил почти 200 лет назад. Фёдор Иванович получил хорошее домашнее образование. Он знал много иностранных языков и более 20 лет был блестящим переводчиком: сначала в Германии, а потом в Италии. Живя так долго за границей, он конечно- же скучал по своей Родине, по её природе. Иностранцы считали нашу природу некрасивой, скучной, а Ф.И.Тютчев был с ними не согласен.

Не поймёт и не заметит

Гордый взгляд иноплеменный,

Что сквозит и гордо светит

В наготе своей смиренной. Сам Ф.И.Тютчев сумел увидеть в «скудной» природе самую высокую поэзию. Внимательно прочитав стихотворение, мы с вами станем духовно богаче, мы словно проникнем к поэту в душу, увидим осень его глазами.

(Звучит музыка Свиридова «Осень».Учитель сам читает стихотворение.)

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё- простор везде,-Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Кому понравилось стихотворение?

О какой поре осени рассказывает поэт?

Какие картины осени вы представили? Открываем учебники на стр. 68.

Задание: обратите внимание на слова, значение которых вам не понятно.

VI. Физминутка (Дует ветер нам в лицо).

VII. Бeceдa с выборочным чтением и словесным рисованием.

Чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам и мы более глубоко могли

понять мысли и чувства поэта, давайте выясним значения слов и выражений, которые вы не

знаете.

Прочитайте ещё раз 1-е четверостишие.(паровозиком)

Как относится поэт к осени? Подтвердите своё мнение словами из стихотворения.,

О каком дне можно сказать «хрустальный»? (Прозрачный, безоблачный, чистое небо, может быть хрупкие веточки или листочки, до которых нельзя дотронуться - упадут, разобьются...) - Что значит «лучезарны вечера»? (Всё сияет в лучах заходящего солнца.)

Почему стоит многоточие? (Наверно поэт ещё что- нибудь хочет сказать об осени, о

любимом времени года.)

Как называется в народе эта короткая пора? (Бабье лето.)

Чтение 2 и 3 четверостишия. (2 стр.- мальчики, 2 стр.- девочки)

Какую картину рисует нам Тютчев в следующих строчках

Знаете ли вы что такое серп? (картинка)

Что значит на праздной борозде?

Найдите в стихотворении олицетворения, («серп гулял» , «на праздной борозде», т.е. она

работала, а теперь отдыхает, « отдыхающее поле».)

Какое настроение, какие ощущения передаёт поэт?(Дети пользуются словарём настроений: радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревога, умиротворение, и поясняют свой выбор.)

Только ли эти чувства?

VIII. Физминутка. (релаксация для глаз).

1Х.Чтение цепочкой (подготовка к выразительному чтению).

X. Выразительное чтение.

XI. Итоги урока.

Какое стихотворение мы сегодня прочитали?

Какое настроение хотел нам передать автор?

Понравилось ли стихотворение? Хотели бы вы ещё познакомиться с творчеством

Ф.И.Тютчева? ХП. Дом. задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Открытый урок

во 2 классе

Фёдор Иванович Тютчев признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6‑го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Полный текст стихотворения Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Август 1857 г.

Краткий анализ стиха «Есть в осени первоначальной» Ф.И. Тютчев

Вариант 1

Поэзия изображает картины русской природы. Стихотворение “Есть в осени первоначальной…” было написано в одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. В этом произведении запечатлён замечательный осенний пейзаж.

Стихотворение является образцом художественного стиля поэта. Здесь Фёдор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит красивая осень. Одиночество и чувство утраты, спокойствие и немая радость царят в душе поэта. Изображая то, что открывается взгляду поэта, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

Произведение богато эпитетами: ” в осени первоначальной”, “дивная пора”, “день хрустальный”, лучезарны вечера”, “бодрый серп”, “паутины тонкий волос”, “праздная борозда”, “чистая и тёплая лазурь”, “отдыхающее поле”.

Эпитеты позволяют глубже раскрыть пейзаж. Автор вкладывает глубокий смысл в короткие строки:

И лучезарны вечера…

Эпитеты позволяют читателю самостоятельно домыслить эти образы, представить осенний пейзаж. Такое может быть, когда солнце светит ярко, но ласково, спокойно, а вечером на небе появляются яркие оранжевые и жёлтые облака.

Вместе с тем эпитеты служат для передачи авторского отношения и чувств. Автор грустит о той поре, когда “бодрый серп гулял”. Теперь ему становится тоскливо оттого, что “паутины тонкий волос блестит на праздной борозде”.

Это произведение является ярким образцом творчества русского поэта. Любовь к родине, изображение красоты русской природы - основные мотивы творчества Фёдора Ивановича Тютчева.

Вариант 2

Пейзажной лирике Тютчева Федора Ивановича стоит приделить большое внимание. Это непросто описание природы, это целый момент жизни пережитый, описанный и наполнен смыслом. Невозможно читать стихотворение автора и не представлять ту красу, о которой идет речь. Большого внимания требует стихотворение «Есть в осени первоначальной…», потому как автор не любил осень и считал ее, символизирующей смерть живой природы.

Но не восхищаться ее красой он также не мог. Поэтому 22 августа 1857 года возвращаясь с дочерью в Москву, он был поражен красотой окружающей природы и сделал черновик данного стихотворения. Относят его уже к более зрелой лирике поэта.

Период, описанный в стихотворении, еще не совсем наступившая осень, а последние теплые деньки, называемые в народе «бабьим летом». Автор использует много красивых эпитетов, делая тем самым стихотворение сказочным и запоминающимся. День в него приобретает хрустальный цвет, а вечера стаю лучезарными. Также видна взаимосвязь человека и природ. Появляется образ поля, где гулял серп и падал колос.

Стихотворение состоит из трех строф, написанных разностопным ямбом. Рифмовка в первых двух строфах используется перекрестная, а в последней - опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются, создавая музыкальное звучание, а использование длинных и коротких строк показывает недолговечность и непостоянство природы.

Федор Тютчев всегда показывал, что осень наводит на него угнетение и тоску. Она напоминает о том, что все в жизни имеет свой финал и человеческая жизнь не исключение. А в более зрелом возрасте такие вещи ощущаются сильнее, поэтому унылый осенний период автор старался проводить за границей, так он спасался от увядающего русского пейзажа. Но предшествие осени и теплые последние деньки очень любил.

Вариант 3

«Есть в осени первоначальной…» было написано Тютчевым в 1957 году в середине творческого пути автора. Вдохновило автора окружающая природа, в один из дней он возвращался домой с дочерью и был поражен картиной вокруг.

Стихотворение пронизано лиризмом и тонким описанием пейзажа начала осени. Ведь эта пора по-особенному волшебна, автор показал некую грань между уходом лета и появлением нового времени года.

Главную роль в описании принимают эпитеты, автор называет эту пору “дивной”, показывая этим не только красоту осени, но и необыкновенность дней. Одной из характерных особенностей творчества Тютчева было объединение человека и природы, особенно видно это в стихотворении благодаря образу поля и метомимий.

Третья строфа повествует о том, что всё живое чувствует приближение зимы. Для поэта осень была как зрелость человека, мудрость. Это стихотворение несет легкий осенний воздух, некую печать и нежную грусть.

Произведение состоит из трех строф, Тютчев использовал перекрестную рифмовку и музыкальный ритм. Среди художественных средств не только эпитеты играют главную роль, еще есть сравнения, метафоры, олицетворения и антитезы.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Тема

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал это время года. навевала тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения - осенняя природа. Но свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема - размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.

Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.

Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3‑х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.

Жанр

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев - поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и . Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем - опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:

Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».

Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.

Метонимию, точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Вариант 2

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф. И. Тютчева - одна из самых прекрасных, поэтичных, мелодичных и совершенных по степени художественного дарования элегий.

Жанр, в котором доминирует определенная фи­лософская направленность, мотив прощания, ухода, сохране­ния чистоты души. Ф. И. Тютчев использует образы природы для выражения сложного мира человеческой души. При этом в его художественном мире проявляется пристрастие именно к пограничным состояниям души и природы.

Тютчевские эле­гии, мелодичные пейзажные зарисовки - один из способов преодолеть жизненное одиночество. Поэт неоднократно жало­вался на некие «припадки тоски», которые порождало, веро­ятнее всего, ощущение конечности бытия.

Известно, что Федор Иванович не считал себя профессио­нальным поэтом. Его лирические откровения - чаще всего импровизации, зарисовки, сделанные по мотивам живых впе­чатлений. Поэт порой сам ощущал их незавершенность, не­достатки и огрехи. Однако именно благодаря этим качествам они и становятся столь запоминающимися и реалистичными. Необработанный слиток золота порой ценнее и важнее юве­лирно отточенной подделки.

В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф. И. Тютчева - подчеркивание вертикальных координат ху­дожественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу.

Первая строфа в этой связи представляет собой неболь­шую экспозицию. С осенью всегда в поэзии связан мотив за­вершения определенного жизненного цикла природы: весной все расцветает, летом - благоухает, а осенью природа гото­вится к зимнему сну. Ф. И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период - первоначальный.

Именно в это время при­рода стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет «хрусталь­ный» в полной мере характеризует хрупкость и кратковремен­ность этого периода. В последней строфе «И лучезарны вече­ра» Ф. И. Тютчев подчеркивает мотив света.

Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчи­вается сбор урожая: «Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все». Интересен ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной детали: «Лишь паутины тонкий волос Бле­стит на праздной борозде».

Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности. Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь свет­лую печаль. Однако хрупкая красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться: «И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле».

Таким образом, природа у Ф. И. Тютчева выполняет функ­цию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек способен познать ощущение вечности.

Вариант 3

История создания. Произведение “Есть в осени первоначальной…” (1857 г.) Ф. И. Тютчев написал во время возвращения из имения в Москву. Потрясенный великолепным пейзажем поэт почувствовал прилив вдохновения и прямо в дороге перенес пришедшие на ум строки на бумагу. Произведение было впервые опубликовано в 1858 г.

Жанр стихотворения - пейзажная лирика.

Основная тема произведения - особый период в начале осени, т. н. “бабье лето”. Тютчев обратил внимание на особое состояние природы в этот непродолжительный период: “день… как бы хрустальный”. Мимолетное возвращение летнего тепла кажется необъяснимым явлением. Возникает ощущение, что это очарование может быть легко разрушено. Сельскохозяйственные работы уже закончены. Поля опустели. Ничто не нарушает разлитого в природе спокойствия и умиротворения.

Автор подмечает незначительную, но характерную деталь: “паутины тонкий волос… на праздной борозде”. Опустела не только земля, но и воздушные просторы. Птицы улетели на юг; больше не слышно их пения. Человеку предоставляется последняя возможность насладиться теплом. До “зимних бурь” еще далеко, но прекрасная пора “бабьего лета” сменится осенней непогодой и слякотью. Этот период является переходным. Природа словно застывает в хрупком состоянии.

Композиция стихотворения последовательная. Оно состоит из трех строф, представляющих собой три больших предложения.

Размер произведения - разностопный ямб. Рифмовка перекрестная (первая и вторая строфа) и опоясывающая (последняя строфа).

Выразительные средства. Красоту осеннего пейзажа подчеркивают эпитеты (“дивная”, “лучезарны”, “чистая и теплая”), сравнение (“как бы хрустальный”). Эпитеты “праздный” и “отдыхающее” намекают на закончивших свою работу крестьян. Ощущение незримого присутствия человека достигается с помощью олицетворений: “серп гулял”, “падал колос”.

Главная мысль произведения заключается в том, что человек составляет с природой единое целое. Городские жители давно утратили ощущение этого единства. Жизнь же простых крестьян полностью подчинена смене времен года. Весна - пробуждение природы и начало сельскохозяйственных работ. Лето - расцвет животного и растительного мира, самая горячая пора для земледельца.

Начало осени - “хрустальное” состояние природы, заслуженная возможность для человека отдохнуть. Эта “пауза” необходима для подготовки к суровой русской зиме. Немногие русские поэты (за исключением Пушкина) с такой теплотой и любовью относились к осени. Традиционно это время года ассоциируется с упадком жизненных сил, смертью, тоской и печалью. Произведение Тютчева, напротив, очень оптимистично. Поэт рад, что до зимы еще далеко. В наступлении осени он видит достижение природой особой гармонии и красоты.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Вариант 1

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году - оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты. Называя эту пору «дивной», Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.

Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.

Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь») празднует вместе с землей наступление осени.

Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял».

В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь»). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все») появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле»), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией.

Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.

Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.

Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности: метафорами (льется чистая и теплая лазурь), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный), олицетворениями (паутины тонкий волос), антитезой (серп гулял – пусто все). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха: серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос. Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.

Вариант 2

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью.

В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость – основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка.

Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера.» - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде».

В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека.

Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Тема стихотворения – состояние природы в первые дни осенней поры. Автор невероятно красиво и правдоподобно описывает то, как выглядит и как «ощущает» себя природа в «осени первоначальной».

Настроение стихотворения полностью умиротворённое, спокойное, полное тихих дум о будущем и, в то же время, не забывающее о настоящем, о ценности этого осеннего мига.

Произведение состоит из трёх четверостиший, каждое из которых является отдельной пейзажной зарисовкой, но свой истинный смысл, значение они обретают, только соединившись в одно целое.

Для передачи всех чувств и мыслей автор использует различные художественные приёмы. Здесь присутствуют эпитеты: дивная пора, лучезарные вечера, бодрый серп, праздная борозда и др. Есть также олицетворения: день стоит, серп гулял, льётся лазурь. И ещё присутствуют метафоры: паутины тонкий волос, отдыхающее поле и др. Эти приёмы как нельзя лучше помогают поэту достичь тех живых впечатлений, которые он и хотел передать своим произведением.

Основная идея стихотворения – каждый момент, каждое время года должно быть нам драгоценно, нужно уметь видеть прекрасное в каждом дне, оставляя при этом в памяти прошлое и будущее.

Это стихотворение по-настоящему оставило во мне неизгладимое впечатление, поэт мастерски передал все чувства, краски, эмоции, которые очень близки и мне.

Вариант 3

Федор Иванович Тютчев – непревзойденный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского, Некрасова, Толстого, оставивший богатое творческое наследие. Смысл жизни для Тютчева в любви. Не только к женщине, но и природе, Родине, всему живому. его многогранна.

В ней можно выделить: философские, гражданские, пейзажные и любовные мотивы. Поэт восхищался природой родного края, тосковал о ней, когда работал и жил в Европе. Она находит глубокое отражение в его творчестве. Этот поэтический мир, воссозданный на основе личных впечатлений, настолько яркий и точный, что кажется, будто ты находился рядом с поэтом, когда тот любовался видами, описанными в тексте.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» появилось 22 августа 1857 года. В тот день поэт возвращался вместе с дочерью из поместья Овстуг в столицу. И был поражен окружавшим их пейзажем. Москва не могла похвастаться нетронутой, чистой, природной красотой. В большом городе не так заметны перемены в погоде. Истосковавшись по живописным просторам, восхищенный Федор Иванович тут же делает поэтический набросок в своем блокноте, который неизменно его сопровождал. Лирическая пейзажная зарисовка дарит нам картину самого начала осени.

Был конец августа, но уже чувствовались перемены в воздухе, погоде, деревья начинали одеваться в золото и медь. Лето отступило, но буквально на несколько шагов. Эту тонкую грань перехода от одного времени года к другому запечатлел поэт. Стихотворение пронизано лиризмом, острым чувством предвкушения чего-то нового. Федор Иванович с внимательностью, свойственной только творческим людям, отмечает, что описанный период очень короткий, его не каждый сможет уловить. Еще не запущен процесс увядания, подготовки к зиме и окружающий мир дарит самые яркие краски на прощание.

Природа Тютчева одухотворена, наполнена образами. Наделение погодных явлений жизнью, осознанной деятельностью свойственно многим писателям. Одним из первых принцип художественного параллелизма использовал . Автор знакомит нас с таинствами ранней осени. Даже самому поэту не хватает слов, чтобы отразить особенности увиденного времени и свой восторг. Он использует сравнение августовского дня с хрусталем. Он такой же прекрасный, в нем отражается весь мир, но в то же время хрупкий, мимолетный, его невозможно удержать, зафиксировать.

А вечера еще более великолепны, они «лучезарны». Еще не наступила календарная осень, но у природы свои законы. Уже не слышно пения птиц, собран урожай, поля отдыхают, немного тоскуя, что больше не востребованы. Серебрятся водоемы, над которыми встает туман по вечерам, он и придает им «лучезарность». Ушел летний зной, ночи теперь прохладны. А журавли, собравшись в клин, с протяжными криками подались в сторону южных краев. О близкой осени говорит также «паутины тонкий волос».

Воздух наполнен тишиной, покоем, кругом царит гармония. Природа замерла в тожественном ожидании, вот-вот наступит золотой сентябрь. Все понимают, что еще далеко до наступления снежных бурь, от этого еще приятнее, веселее на душе у людей, лесного зверья и других живых существ. В этом стихотворении нет унылого пейзажа, который мы можем встретить у Фета. Поэт избавляет нас от описания умирающей природы и унылой поры. До этого еще далеко.

Оголенные деревья, холодные дожди, ветер, срывающий последнюю листву – до всего этого еще есть время. Время, чтобы насладиться красотой, счастьем. Описанию способствуют средства художественной выразительности, подобранные поэтом. Сам Тютчев редко видел русскую осень. Данный период он чаще встречал в Европе. Поэтому для него увиденное было особенно ценным. Прочитанное стихотворение оставляет радость, умиротворение – эмоции, сходные с чувствами, испытанными самим автором.

Вариант 4

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.

В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи - это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.

Есть , Карамзина, Лермонтова, Бальмонта, Плещеева, но изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.

Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора.

Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.

Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко.

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года - осени.

“Хрустальный день” - это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться еще более чистыми и нежными.

Эта удивительно красивая “дивная” пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность “хрустального дня”. И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается “паутины тонкий волос”. Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью.

Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.

Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладиться его сиянием и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы.

“Лучезарный вечер” словно сияет разными красками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень. “Льется чистая и теплая лазурь”. Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете.

Именно таким предстает окружающий мир с наступлением ранней осени. В этом стихотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окружающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.

Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о “бодром серпе”. “Где бодрый серп гулял и падал колос”… Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.

Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.

В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

В стихотворении Тютчева тонко замечена осенняя красочность, на начальном этапе. Его особая манера выражать чувства в лирических строках, раскрывать образ яркой красочности, уникальных нарядов осени. Вместе с поэтом, мы восхищаемся первозданной красотой окружающей нас живой и неживой природы родных просторов. И совместно с красавицей - осенью прощаемся с последними тёплыми днями, навевающими грустную боль в груди.

Этот период очень мал, но тем более дорог нам, мы наслаждаемся каждой минутой, каждым мгновением подаренным нам природой. Наслаждаемся спокойной тишиной, пёстрыми разнообразными пятнами в ковре, лёгких "накидках" различных кустарников и деревьев. Дни хрупки и сравнимы с драгоценным «хрусталём». За ним следуют длинные, тяжёлые дни зимы, голодные и суровые дни. Наполненные последними радостными мгновениями в природе, радующие глаз незабываемые тёплые деньки.

Наступает окончание работ на полях. В окружающей обстановке царит спокойствие и необыкновенная лёгкость. Но, в нашей душе уже давят грустное предчувствие приближающихся долгих морозных дней. Напоминающее, что нужно подготовиться к зиме.

После жаркого, знойного лета, особенно тонко мы замечаем нежный тёплый ветерок и лёгкое прикосновение последнего тепла. И в этот момент мы получаем от окружающей природы последний подарок - тонкую красочность и удивительные яркие, словно смешанные на палитре расцветки убранства деревьев, ковров из различных цветов и расцветок листьев, богатого, сочного, полезного урожая.

В эти моменты человеческая душа и природная сливаются в едином трепете бытия последних «лучезарных» периодов.

Итак, начало осени – сентябрь, богатейший и прекраснейший по всей нашей земле. Многие поэты, художники, писатели наслаждаются и передают всю прекрасную композицию осеннего убранства.

Анализ стихотворения Есть в осени первоначальной... Тютчева

Талантливый мастер пейзажной лирики Ф. И. Тютчев мастерски описал бабье лета в своём произведении «Есть в осени первоначальной…». Стихотворение написано по пути домой из родового имения в Москву-22 августа 1857 года. Поэт не любил осень, для него она была порой увядания и началом близкого конца. Тем не менее, первые, чуть заметные признаки наступления холодов, вызывали в нем лёгкую светлую тоску и наводили на размышления.

По сути, произведение состоит из трёх длинных предложений и повтор многоточий вызывает нежную, возвышенную меланхолию. Необычайный музыкальный ритм стихотворения достигнут путём использования перекрёстной и опоясывающей рифмовки. Двусложная стопа с ударением на втором слоге, поочерёдное использование мужской и женской рифмы и разная длина строк помогают воссоздать атмосферу небрежной недосказанности. Описывая чудесную картину русской природы, Тютчев использует множество средств и приёмов для достижения большей выразительности. Метафоры и сравнения, использованные поэтом, прекрасно передают гармонию окружающей природы с действиями человека:

Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Русский поэт смог передать читателю ощущение прямого присутствия, наполненное чувством полной гармонии и единения с природой. В то же время всё произведение наводит на размышления и заставляет задуматься о коротком периоде буйной красоты перед началом увядания. Называя раннюю осень «дивной», поэт намекает на неповторимую загадочность и магнетизм этой поры. Применение эпитета «хрустальный» к первому вечернему похолоданию, создаёт ощущение хрупкости и первозданной чистоты. «Чистая и тёплая лазурь» раннего осеннего неба даёт возможность взять паузу природе и человеку, чтобы отдохнуть от праведных трудов. Выражение «…далеко ещё до первых зимних бурь» только усиливает общее эмоциональное состояние от прочитанного.

Каждое из произведений Тютчева, описывающее красоту окружающей природы, тут же окунает читателя в атмосферу слияния с миром. Рождает глубинное чувство единства и неразрывной связи с местом, где он родился и вырос. Создаёт чувство полной гармонии и покоя. При знакомстве с произведением невольно встают вопросы о том, что: Насколько же тонкий и чувствующий поэт Ф. И. Тютчев? Какие мысли рождает у него созерцание родного края? Какие эмоции помогают ему так мастерски передавать читателю своё восприятие мира, понимание таких неуловимых простому взгляду граней?

5, 6, 9 класс

Анализ стихотворения Есть в осени первоначальной… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мои читатели Гумилева

    Когда человек чувствует, что совсем скоро расстанется с жизнью, начинает задумываться над тем, как он прожил жизнь и что сделал для себя, а также и для других хорошего, а чего сделал плохого.

  • Анализ стихотворения Свобода Некрасова

    Каждый результат творческой деятельности Н. А. Некрасова подтверждает участие автора в общественных событиях ХIХ века. Он не мог оставаться равнодушным к переживаниям народа, связанным с отменой крепостного права. Автор всегда разделял народные страдания

  • Анализ стихотворения Бунина Родина 7 класс

    После Октябрьской революции многие писатели оставались в родной стране - России, но не Бунин. Он решил покинуть страну, потому что в его глазах Россия изменилась, а принять новшества для него было делом невозможным.

  • Анализ стихотворения Море и звёзды Фета

    Афанасий Фет имел непростые отношения с женой Марией Боткиной. Поэт всю жизнь любил Марию Лазич, а на Боткиной женился по расчету. В смерти Марии Лазич писатель обвинял себя

  • Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

    Василия Андреевича Жуковского известного русского автора и поэта уже давно отнесли к поэтам, которые смогли стать открывателями романтического стиля в поэзии российских произведений.

5-й класс

Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде) . В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле .

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется . Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит .

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

205 лет со дня рождения Федора Тютчева

10-й класс

Стихотворение Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной...»

Интегрированный урок литературы и русского языка

Цели:

– развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста;

– подготовка и написание сочинения-миниатюры на одну из предложенных тем;

– формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Ф.И. Тютчева;

– воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии.

ХОД УРОКА

1. Слово о поэте (рассказывает ученик).

Родился Ф.И. Тютчев в самом сердце России – в деревне Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в дворянской семье в 1803 году.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –

И лучезарны вечера…



Лишь паутины тонкий волос



На отдыхающее поле…

Август 1857 г.

После долгих лет жизни за границей семья Тютчевых поселилась в столице – Санкт-Петербурге. А летом домашние уезжали отдохнуть в деревню.

Дополнения учителя.

Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, было написано 22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых расходов. Впервые стихотворение было опубликовано в 1858 году в журнале «Русская беседа» и вошло в собрание стихотворений 1868 года.

Прослушаем стихотворение и постараемся представить нарисованную поэтом картину.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем или прослушивание его на аудиокассете.

3. Анализ стихотворения. (Беседа, лингвистический анализ стихотворения.)

Какую картину вы мысленно увидели?

О чем, по-вашему, стихотворение?

В стихотворении мы увидели картину ранней осени. Но, мне кажется, оно не только об этом. Как и всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие, те, которые не открываются читателю сразу, а требуют кропотливой, напряженной работы и усилий нашего ума, сердца и воображения одновременно.

В стихотворении нет заглавия, а значит, мы будем называть его по первой строчке – «Есть в осени первоначальной...».

Как вы думаете, а как мог бы Тютчев назвать это стихотворение? («Осень», «Ранняя осень», «Золотая осень».)

Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Как вы думаете, почему?

(Потому, наверное, что хотел рассказать не только об осени, но и еще о чем-то.)

При отсутствии заглавия, или, как его называют в науке, при нулевом заглавии, мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке – «Есть в осени первоначальной...». Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте, в сильной позиции, в строке стоит слово есть .

Что оно обозначает?

(Есть – значит «существует, бывает, имеется».)

К какой части речи относится слово есть?

(Это глагол. Он стоит в 3-м лице ед. числа, а его начальная форма – быть .)

Оно называет действие как временное или постоянное? То, что есть, существует, имеется постоянно, всегда, независимо ни от каких причин. И это короткое емкое слово сразу же дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.

На втором месте в строке – в осени .

Как вы понимаете значение слова осень?

(Это время года, которое наступает после лета.)

Ученые-лингвисты обратили внимание на то, что в языке есть такие слова, которые, кроме своего значения, могут вызывать у нас в сознании множество ассоциаций, сравнений, они способны как бы «будить» наше воображение. К таким словам относится и слово осень . Кроме времени года, оно еще обозначает пору, когда люди собирают урожай, когда тепло сменяется первыми холодами. А потому слово осень является обозначением, символом засыпающей в природе жизни. Ведь в это время все в природе готовится к долгому зимнему сну, покою.

Но в осени несколько этапов. Тютчев в первой же строчке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое называет этот этап, – первоначальная .

Как вы понимаете значение этого слова?

(«Первый», «начальный, новый», «ранний» – об осени.)

Значение «первый», «начальный», «новый», «ранний» мы, конечно, осознаем, так как слова синонимичны.

Почему же Тютчев выбрал для стихотворения именно слово первоначальный? Чем оно отличается от остальных слов? (Вся дальнейшая работа требует постоянного обращения к толковым словарям).

(В слове первоначальный два корня: перв- и -начал-. )

В этом слове два синонимичных корня, которые определяют раннюю осень дважды. Значит, автору было важно привлечь наше внимание именно к этой характеристике осени.

Такое длинное, или многосложное, в отличие от односложных, более торжественно.

«В стихах Тютчева такие “долгие” и торжественные слова помогают с самого начала переключить читательское восприятие “на высокую волну”, переводят его в необычное, непрозаическое измерение». (Маймин Е.А . Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М., 1976)

Для чего же поэту потребовалось «перевести» наше читательское восприятие в такое необычное измерение?

(Тютчеву хотелось, чтобы мы размышляли, а это длинное слово первоначальный усиливает размышление. Оно создает у читателей настроение раздумья.)

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт очень часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом есть одно или два многосложных, т.е. длинных, слова, и часто словом поэт словно бы старался украсить стихотворение.

(Очень медленно, неторопливо, раздумывая.)

Эта строка задает медленный, торжественный ритм всему стихотворению.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Вторая строка – Короткая, но дивная пора . Обратите внимание: два определения осени, а между ними коротенькое слово но.

Какой частью речи оно является?

(Но – это союз. В простом предложении союз может связывать однородные члены предложения и показывает разность, различие того, что они обозначают.)

Но противопоставляет значения двух слов друг другу.

Короткая, но дивная пора – это какая? Как вы понимаете смысл строки?

(Это время в осени особенное, потому что оно одновременно и удивительное по красоте, и очень короткое. А значит, очень дорогое каждому из нас.)

В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту дивную пору долго-долго. Каждый человек понимает это, потому ему хочется запомнить, запечатлеть эти дни в памяти. Он стремится как можно полнее вобрать в себя последнее, быстро уходящее тепло и последнюю красоту осенней природы.

Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Обратите внимание в третьей и четвертой строках на существительные: день и вечера .

В какой форме они употреблены?

(Существительное день стоит в форме единственного числа, а существительное вечера – во множественном числе.)

Может быть, поэт ошибся: ведь не только вечеров много, но и дней, значит, нужно было бы сказать дни ?

(Слово день в единственном числе, поэтому мы как бы видим отдельность, особенность каждого дня.

Форма единственного числа как бы укрупняет предмет, делает его особенным, выделяет из остальных.)

Вслушайтесь в строчку: ...день стоит как бы хрустальный . Какой художественный прием использует здесь автор? (Сравнение.)

Почему же как бы, а не как?

(С использованием как бы сравнение получается мягким. Вроде бы поэт его никому не навязывает, просто ему так кажется.)

И нам, читателям, это как бы словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать. День... как бы хрустальный – удивительное авторское сравнение. Хрусталь – это «род, сорт стекла».

Что же у них общего?

(День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее.)

(Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и четко слышен.)

(День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер и кончатся тишина, покой, безмятежность.)

Замечательно вы объяснили смысл сравнения день... как бы хрустальный.

Почему же вечера лучезарны?

(Это слово длинное и состоит из двух корней – -луч- и -зар-. )

С точки зрения образования слов это правильно. Когда-то давно действительно осознавались эти два корня. Но с точки зрения современного состояния русского языка это один корень -лучезар-. А что означает слово лучезарный?

(Светлый, ясный, теплый.)

Да. А форма множественного числа дает нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют один за другим, чтобы каждый из нас напоследок насладился ими.

Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что передает многоточие?

(Многоточие – важный знак для поэта, потому что в нем много смысла. Во-первых, эта картина – день... как бы хрустальный и лучезарны вечера – неописуемо прекрасна, и мы сами можем представить ее еще подробнее. Во-вторых, многоточие означает большую паузу между строфами, так как во второй строфе рассказывается уже о другом. Этот знак подготавливает нас к восприятию следующей мысли.)

Прочитайте первую строфу выразительно.

А теперь послушайте вторую строфу.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Что вы представили, слушая эту строфу?

(Поле, где кипит работа. Кипит потому, что серп назван словом бодрый, т.е. живой, активный, резвый.)

(И еще потому, что действие серпа – не жал, не работал, а – гулял. В этом слове – то, как он работал, – «легко, весело, играючи».)

Правильно. В этой строке повторяется употребление существительных серп, колос в единственном числе. Объясните это.

(Здесь поэт специально использует форму единственного числа, хотя мы понимаем, что действует много предметов. Мы еще и чувствуем «весомость, единичность» каждого важного для поэта предмета.)

Во второй строке намеренно рядом «собраны» слова, которые обозначают пространство.

Назовите и прокомментируйте их.

(Пусто и простор.)

Эти слова рисуют необозримое, не охватываемое глазом пространство. И усиливают впечатление необозримости следующие слова – все и везде .

Третья строка начинается со слова лишь . Объясните его значение.

(Лишь значит «только». Это частица, которая выделяет в тексте описание праздной борозды на фоне неоглядного простора. Это «паутины тонкий волос Блестит...».)

Что вы «видите» своим внутренним зрением?

(Очень длинные нити паутины. Они растягиваются от предмета к предмету очень далеко.)

Тютчев в этой строке – очень тонкий наблюдатель. Давайте подумаем, а как можно было бы об этом явлении написать по-другому.

(Паутинка, ниточка паутины.)

Но поэт выбрал паутины тонкий волос . Почему? Ведь в словах паутина и ниточка паутины уже есть указание на «тонкость» паутины. Значит, все дело в слове волос .

(Волосы есть у человека. И если поэт добавляет это слово в строчку, то тонкий волос паутины – получается как у человека. Значения слов тонкий волос паутины приводит нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но еще и о человеке. Здесь используется художественный прием – олицетворение.)

Эта фраза действительно очень важна для понимания всех смыслов стихотворения. Почему?

(Мы начинаем понимать, что стихотворение не только о природе, но и о людях, о человеке.)

Посмотрите внимательно на первую строфу и найдите в ней слово, которое словно «перекликается» с тонким волосом паутины.

(Это слово осень, ведь оно обозначает еще и позднюю пору человеческой жизни.)

Подумайте, о каком времени в жизни человека можно так сказать: весна жизни, лето жизни, осень жизни?

(О детстве, о юности, о зрелости, о старости.)

Каждый из нас прекрасно это понимает, а поэт только помогает по-новому ощутить вроде бы понятные и знакомые с детства слова.

Обратите внимание в четвертой строке на слова на праздной борозде. Как вы их понимаете?

(Праздная – значит «пустая». На ней никто не работает.)

В современном русском языке это слово обозначает «свободный от дел, занятий, проводящий время в праздности, безделье». Значение «никем и ничем не занятый, не заполненный, пустой, порожний» признается устаревшим. А в XIX веке это было едва ли не основное значение слова. В определении праздный выступали и такие оттенки значения, как «чуждый забот и тревог, погруженный в покой».

Л.Н. Толстой, восхищенный стихотворением Ф.И. Тютчева, особо выделил именно эту фразу. А об эпитете праздная писатель заметил: «Здесь это слово праздной как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем этим словом сразу сказано, что работы окончены, все убрали, и получается полное впечатление».

(Первую строку в быстром темпе, энергично, а вторую, третью и четвертую – медленно, задумчиво.)

И от этих слов мы сами испытываем чувство покоя, безмятежности, тепла. Это стихотворение дает нам возможность поразмышлять о вечном.

В последней строке стихотворения слова, которые находятся в сильной позиции, а потому очень важны для поэта, – отдыхающее поле.

О каком поле можно так сказать?

(На котором уже не ведутся никакие работы. А раньше его касались руки человека, поэтому поле здесь – земля очеловеченная (серп, колос, борозда), одухотворенная. К тому же поле – это часть земли, которую охватывает взор наблюдателя, мыслителя.)

Мы внимательно прочитали все стихотворение.

Как вы теперь ответите на вопрос, о чем оно?

(В стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре ранней осени, но и об «осеннем» времени в жизни любого человека.)

(Тютчев написал о том, что в нашей жизни всегда есть время покоя, хотя потом может прийти и время «бурь». Это неизбежно. Но человек должен принимать это смиренно, мудро, спокойно.)

Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

4. Предлагаются на выбор две темы сочинений-миниатюр:

1) Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева.

2) «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома.

Образцы письменных работ учеников 10-го класса

1. Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Тютчев – мастер стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. В произведениях Тютчева природа не представлена как фон, она одушевлена, чувствует.

У стихотворения нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Стихотворение повествует об осенней поре, которая наступает не только в природе, но и в душе человека.

Автор использует такие художественные средства как сравнение (весь день стоит как бы хрустальный...), олицетворение (где бодрый серп гулял). Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа. Предложения с многоточиями говорят о незаконченности мысли поэта. Автор заставляет читателя задуматься, поразмышлять.

При чтении стихотворения представляется осенний солнечный день ранней осени. Середина бабьего лета.

Осень, как известно, время сбора урожая. В стихотворении Тютчев показывает поля, где еще недавно кипела работа:

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде...
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

(Александра Чепель)

2. «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома. (По стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)

Осень. Какое же прекрасное это время года! Природа начинает готовиться ко сну, но это не мешает ей быть прекрасной. Небо становится голубым-голубым. Даже летом не всегда можно увидеть такое чистое и красивое небо. А солнце... Оно светит так ярко и жизнерадостно, словно хочет подарить нам все самое лучшее перед тем, как скрыться за серыми тучами предстоящих холодных, дождливых и пасмурных дней. Несмотря на то, что деревья сбрасывают свои наряды, а листья лежат уже на земле, образуя пестрый ковер, природа становится еще прекрасней.

Как приятно наблюдать эту картину из окна своего родного дома или прогуливаясь по осеннему лесу. Легко и приятно становится на душе от этой картины. Но в то же время и грустно оттого, что стоят последние теплые деньки, а потом наступят холодные серые дни осени и придет суровая (судя по приметам) зима.

«Бабье лето» (как называют в народе этот период осени) – это одно яркое мгновение среди тусклых осенних дней. И печально, что среди людской суеты многие порой не замечают этой красоты. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое дает человеку природа, оставляют в душе неизгладимое впечатление, какой-то след, какие-то ассоциации. Именно на это и хотел обратить наше внимание замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.

(Анастасия Заплаткина)

3. «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома. (По стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»).

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора», – писал Ф.И. Тютчев. «Но что же такого дивного в этом времени года?» – спросите вы. Действительно, что может быть прекрасного в том, что птицы улетают на юг, что не слышно птичьего пения, как это бывает весной, в том, что на улице слякоть и грязь, в том, что постоянно идут дожди и дуют холодные ветры. Но есть осенью такой период, который называется «бабье лето». Это всего десять дней или чуть больше. Именно об этом осеннем промежутке и пишет в своем стихотворении Ф.И. Тютчев.

Попробуйте проснуться ранним осенним утром и посмотреть в окно! Вы увидите, как лучи еще недавно проснувшегося солнца таинственно и не спеша скользят по верхушкам деревьев. В воздухе кружится хоровод из листьев. Листья, словно разноцветное конфетти, медленно опускаются на землю, образуя мягкий ковер. А взглянув на светло-голубое небо, вы почувствуете поистине умиротворение и спокойствие. Но, к сожалению, такие прекрасные деньки бывают осенью недолго. Чаще всего погода бывает пасмурной. Но и это не беда! Затопите печь и прислушайтесь к тому, как весело потрескивают горящие поленья, как капли дождя стучатся в окно.

Для меня осень – это время, когда можно хоть немного забыть о жизненных трудностях и помечтать о будущем.

И все же не стоит осенью засиживаться дома: лучше одеться потеплее и пойти в лес, пособирать грибы, понаблюдать за тем, как животные готовятся к наступлению суровой зимы. Осень – это удивительное время года.

(Луиза Кабирова)

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.