Дикая собака динго о чем рассказ. «Второстепенные герои произведения «Повесть о первой любви

Книга «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», по мнению многих читателей, - это произведение, написанное будто специально для юных девушек. Ее нужно читать в то время, когда хочется веселиться на перемене; когда приходится спорить с мамой по поводу того, какой длины должна быть юбка, чтобы не простудиться; когда все мысли и мечты связаны с первой любовью. Эта книга волнующая и захватывающая и в то же время очень милая, по-домашнему «уютная». Это история первой любви - светлого чувства, которое возникло на фоне злых интриг, сплетаемых одноклассниками, а также семейной драмы.

Завязка сюжета

Краткое содержание «Дикой собаки динго» Фраермана не передаст всей атмосферы, которая захватывает читателя с первых же страниц произведения. Главная героиня книги, школьница по имени Таня Сабанеева, покажется сначала похожей на всех девушек ее возраста. Ее жизнь такая же, как и у других советских пионерок. И единственное, что отличает ее от остальных, - это желание иметь собаку динго. Таня - дочь матери-одиночки, отец оставил семью, когда девочке исполнилось всего лишь восемь месяцев. Читая краткое содержание «Дикой собаки динго» Фраермана, сложно понять всю драматичность ситуации, сложившейся в жизни главных героев. Мать рассказывает дочке сказки о том, что отец живет сейчас в городе под названием Маросейка, но девочка не находит его на карте. Ничего плохого об отце мать не говорит, несмотря на ту трагедию, которая ее постигла.

Неожиданная новость

Когда Таня возвращается из детского лагеря, она обнаруживает письмо, которое было адресовано ее маме. В нем отец пишет, что планирует вернуться в город, однако теперь уже с новой семьей - женой и пасынком. Несмотря на противоречивые чувства, наполняющие ее, Таня все-таки приходит встречать отца на пристань. В порту она не может найти своего отца, и дарит букет цветов мальчику-инвалиду.

Впоследствии она узнает о том, что это и есть Коля, с которым теперь они являются родственниками. Она очень много размышляет о своих родителях, но при этом героиня называет отца на «вы». «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» - это книга о подростковых переживаниях, о той путанице чувств, которая может твориться в душе у молодого человека или девушки в столь нежном возрасте. События, описанные в книге, продолжают развиваться в школьном классе, где появляется Коля. В этом классе учится сама Таня, а также ее друг по имени Филька.

Новые чувства

И вот между сводными родственниками начинается соперничество за внимание родителя, причем чаще всего инициатором скандалов выступает именно Таня. Но постепенно девочка понимает, что начинает испытывать к Коле нежные чувства - она постоянно испытывает смущение в его присутствии, с нетерпением ждет его появления. Ее переживания становятся заметными - ими весьма недоволен ее товарищ Филька, относящийся к однокласснице с особой теплотой и не желающий ни с кем делить ее общество.

Характер главной героини

Те учащиеся, которым необходимо пересказать краткое содержание «Дикой собаки динго» Фраермана, должны помнить о том пути, который проходят главные герои книги. Он предстоит каждому подростку. дружба и предательство, необходимость сделать важный шаг и, наконец, повзрослеть. Такой путь ожидает каждого героя книги, однако в первую очередь речь идет о Тане Сабанеевой.

В действительности именно главную героиню Рувим Фраерман описал как «дикую собаку динго» - ведь она получила такое прозвище в классном коллективе за свою обособленность. С помощью ее переживаний, надежд и чаяний писатель описывает основные черты характера героини - умение сострадать, чувство собственного достоинства, способность к пониманию. Таня только с виду кажется простой школьницей. На самом деле она отличается от своих товарищей умением чувствовать прекрасное, изо всех сил стремится к правде, красоте, справедливости. Именно поэтому отзывы о «Дикой собаке динго» Фраермана - самые положительные. Ведь книга вызывает в читателе светлые чувства, заставляя сопереживать главной героине.

Взрослость не по годам

Таня всей душой сочувствует матери, продолжающей любить ушедшего отца; она старается понять, в чем же причина семейной драмы, и оказывается способной к здравым выводам, которые смог бы сделать не всякий взрослый на ее месте. Мечты Тани о неизведанных странах, о необычной собаке динго говорят о пылкой и поэтической натуре. Характер главной героини ярче всего раскрывается в ее нежных чувствах к Коле. Она всей душой отдается этой любви, однако все-таки не теряет себя, пытается осмыслить то, что с ней происходит.

Краткое содержание «Дикой собаки динго» Фраермана не сможет передать всех нюансов, описанных в книге. Поначалу Таня постоянно ревновала отца к Коле, она все время скандалила с новоиспеченным «родственником». Несмотря на то что Коля старался все-таки подружиться со сводной сестрой (например, при помощи рассказов Горького), это приводит лишь к одним ссорам. Одноклассница по имени Женя даже предполагает, что Таня влюблена в сводного брата.

Буран

Ближе к наступлению Нового года чувства, которые испытывают главные герои «Дикой собаки динго» Фраермана, постепенно трансформируются. Таня понимает, что любит Колю. Филька, влюбленный в Таню, очень тяжело переживает это и после окончания танцев решается на интригу. Он сообщает Тане, что Коля с Женей отправляются завтра на каток. А Коле говорит, что планирует завтра отправиться с Таней на спектакль. На следующий день Таня идет на каток, однако, когда там появляются Коля и Женя, решает забыть мальчика. Но по дороге погода портится, начинается буран, и она решает предупредить товарищей. Жене удается быстро убежать, а Коля падает и не может идти.

Дальнейшее развитие сюжета

Таня бросается во двор к Фильке и берет у него собачью упряжку, подаренную Фильке отцом. Таня тянет Колю, но буря становится все сильнее. К счастью, по дороге им попадаются пограничники, которые и спасают жизнь детей. Далее Рувим Фраерман описывает, как у Коли были отморожены щеки и уши. Таня и Филька часто навещают товарища. Однако когда снова начинается учеба, между одноклассниками ползет слух, что Таня специально затащила Колю в буран, чтобы погубить его. Таню исключают из пионерской организации. Девушка очень тяжело это переживает, но скоро все узнают, как обстояли дела в действительности.

Концовка

В конце концов, Таня решается откровенно поговорить с мамой о своих проблемах. Они решают уехать из города. Главная героиня говорит об этом решении Фильке и планирует также следующим утром поставить в известность Колю. Из ревности Филька все рассказывает отцу Коли и Тани. Отец появляется на месте их встречи как раз в ту минуту, когда Таня признается Коле в своих чувствах. После этого девочка уходит, чтобы попрощаться с Филькой, и уезжает.

История создания книги

История создания «Дикой собаки динго», по мнению исследователей творчества Фраермана, берет свое начало во времена пребывания писателя на Дальнем Востоке, где он видел немало примеров истинно рыцарского отношения мальчиков-тунгусов к русским девочкам. Сюжет книги вызревал в уме писателя в течение нескольких лет. Когда, наконец, писатель был готов к созданию произведения, он уединился от всех в рязанской деревне Солотче. Супруга Фраермана вспоминала о том, что книга была готова уже через месяц. В настоящее время это произведение очень популярно среди подростков и молодых людей, и это неудивительно, ведь в ней обсуждаются темы, которые будут актуальны во все времена.

Автор читательского дневника

Подгорная Ольга Александровна

Электронный читательский дневник

Информация о книге

Название и автор книги Главные герои Сюжет Мое мнение Дата чтения Количество страниц
Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви Рувим Фраерман Таня Сабанеева, Коля, Филька Действие происходит в дальневосточном посёлке, где живут Таня Сабанеева и нанайский подросток Филька. Однажды в эти же края из Москвы приезжает отец девочки с новой семьёй - женой Надеждой Петровной и её племянником Колей.

Отношения Тани с отцом и его приёмным сыном выстраиваются сложно. Смятение Тани не ускользает ни от учительницы, ни от преданного Фильки. Один из самых драматичных эпизодов повести связан с бураном. Пытаясь помочь Коле, который растянул себе мышцу на катке, Таня усаживает товарища в нарты, запряжённые собаками. Внезапно стая увидела на дороге лошадь, рванула за ней и исчезла. Дети остались одни среди метели. Девочка, не теряя присутствия духа, поддерживала Колю до тех пор, пока не появились пограничники на лыжах. В конце повести герои расстаются. Танина мама решает уехать из посёлка, и это известие с болью воспринимается и Колей, и Филькой.

Мне понравилась эта книга. Это полная света, прозрачная поэма о любви между девочкой и мальчиком. Такая повесть могла быть написана только хорошим психологом. Поэтичность этой вещи такова, что описание самых реальных вещей сопровождается ощущением сказочности сентябрь 1994 г. 224 с.

Иллюстрация обложки книги

Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. – М.: Искатель, 1984. – 224 с.

Об авторе книги

Рувим Исаевич Фраерман (1891 - 1972) - советский детский писатель. Родился в Могилеве в бедной еврейской семье. Там он провел детство и окончил реальное училище. Еще в школе полюбил литературу, писал стихи, печатал их. В 1916 г. окончил Харьковский технологический институт. В 1917 г. отправился на Дальний Восток. Был рыбаком, чертежником, бухгалтером, учителем. В годы гражданской войны в составе партизанского отряда сражался с японскими интервентами. В 1921 г. приехал в Москву. В 1924 г. здесь была издана первая повесть Фраермана «Васька-гиляк». В ней рассказывается о гражданской войне и становлении Советской власти на Дальнем Востоке. Вслед за ней выходят и другие книги – «Вторая весна» (1932) – первое произведение писателя для детей, «Никичен» (1934), «Шпион» (1937), «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» (1939) – самая известная повесть писателя. В годы Великой Отечественной войны Фраерман вступает в ряды народного ополчения, участвует в боях, работает в армейской газете. Послевоенное творчество Фраермана обращено, в основном, к детям и подросткам.

О книге

История создания книги Вначале книгу не приняли, зато потом она медленно, но верно стала превращаться в классику. И действительно, раз прочитав «Дикую собаку динго», навсегда запоминаешь и девочку Таню, и мальчика Фильку, и атмосферу романтики, которая будет в этом мире всегда. Эта повесть признана по праву лучшей книгой Фраермана и переведена на многие языки народов бывшего СССР и мира - в Швейцарии, Австрии, Западной Германии.

"Есть книги, – писала М. Прилежаева, – которые, с детства и юности войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе, вызывают раздумье, радуют". Именно такой стала для многих поколений читателей книга Рувима Исаевича Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви". Изданная в 1939 году – она вызвала бурную дискуссию в печати; экранизированная в 1962 году режиссёром Ю. Карасиком – привлекла ещё более пристальное внимание: на двух международных кинофестивалях фильм был отмечен премиями; сыгранная в радиопостановке прославленными актёрами, прославленная известной песней Александры Пахмутовой – она вскоре прочно вошла в школьную программу по дальневосточной литературе.

Создавал повесть Р. И. Фраерман в деревне Солотча Рязанской области, а вот местом действия своего произведения сделал Дальний Восток, который покорил его ещё с молодых лет. Он признавался: "Я узнал и полюбил всем сердцем и величественную красоту этого края, и его бедные <…> народы. Особенно я полюбил тунгусов, этих веселых, неутомимых охотников, которые в нужде и бедствиях сумели сохранить в чистоте свою душу, любили тайгу, знали ее законы и вечные законы дружбы человека с человеком.

Там-то я наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками, примеры истинного рыцарства и преданности в дружбе и любви. Там я нашел своего Фильку".

Филька, Таня Сабанеева, Коля, их одноклассники и родители, живущие в небольшом дальневосточном городке, – вот герои произведения Фраермана. Обычные люди. Да и сюжет повести прост: девочке предстоит встреча с отцом, который когда-то оставил семью, её ждут нелёгкие отношения с новой семьёй отца, которого она любит и ненавидит одновременно…

Но почему же так притягательна эта повесть о первой любви? "Гармоничная, созданная как будто на одном дыхании, – отмечает Е. Путилова, – словно поэма в прозе, повесть невелика по своему объему. Но сколько вмещает она событий, судеб, сколько перемен с героями происходит на ее страницах, сколько важных открытий! Повесть эта далеко не безмятежна, и сила книги Фраермана, ее непреходящее очарование, может быть, и заключаются в том, что автор, поверив в своего читателя, смело и открыто показал, как дорого дается человеку любовь, какими подчас оборачивается муками, сомнениями, горестями, страданиями. И вместе с тем, как растет душа человека в этой любви". А по мнению Константина Паустовского, Рувим Исаевич Фраерман "не столько прозаик, сколько поэт. Это определяет многое как в его жизни, гак и в творчестве. Сила воздействия Фраермана и заключена главным образом в этом его поэтическом видении мира, в том, что жизнь предстает перед нами на страницах его книг в своей прекрасной сущности. Фраерман <…> предпочитает писать для юношества, а не для взрослых. Непосредственное юношеское сердце ему ближе, чем умудренное опытом сердце взрослого человека".

Мир детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями открывает перед нами писатель. И в первую очередь это относится к Тане Сабанеевой, главной героине повести Р. И. Фраермана, с которой мы знакомимся в идиллической обстановке первозданной природы: девочка неподвижно сидит на камне, река обдаёт её шумом; её глаза опущены вниз, но "взгляд их, утомлённый блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осенённые лесом, стояли над самой рекой.

Воздух ещё был светел, и небо, стеснённое горами, казалось среди них равниной, чуть озарённой закатом. <…> Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес.

Она вошла в него смело.

Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за её спиной, и перед ней открылась тишина".

Автор сначала не называет даже имени своей героини: так хочется ему, как мне кажется, сохранить ту гармонию, в которой находится девочка в этот момент: имя здесь не важно – важна гармония между Человеком и Природой. Но нет, к сожалению, этой гармонии в душе школьницы. Мысли, тревожные, беспокойные, не дают Тане покоя. Она всё время размышляет, мечтает, силится "представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежит река". Ей хочется увидеть другие страны, иной мир ("Охота к перемене мест" ей овладела).

Но почему же так хочется девочке убежать отсюда, почему не привлекают её сейчас ни этот знакомый ей с первых дней жизни воздух, ни это небо, ни этот лес?

Она одинока. И в этом её несчастье: "пусто было вокруг <…> Девочка осталась одна"; "в лагере меня никто не ждёт" ; "Одни, значит, мы с тобой остались. Мы завсегда одни <…> она одна знала, как эта свобода тяготила её.

В чём же причина её одиночества? У девочки есть дом, мама (правда, она всё время на работе в больнице), друг Филька, нянька, кошка Казак с котятами, собака Тигр, утка, ирисы под окном… Целый мир. Но всё это не заменит отца, которого Таня не знает совсем и который живёт далеко-далеко (всё равно, что в Алжире или Тунисе).

Поднимая проблему неполных семей, автор заставляет задуматься над многими вопросами. Легко ли дети переживают разрыв родителей? Что они чувствуют? Как наладить отношения в такой семье? Как не воспитать ненависть к ушедшему из семьи родителю? Но Р. И. Фраерман не даёт прямых ответов, он не морализирует. Для него ясно одно: дети в таких семьях рано взрослеют.

Вот и героиня, Таня Сабанеева, не по годам серьёзно размышляет о жизни. Даже нянька подмечает: "Думная ты уж очень<…>думаешь много". И погружаясь в анализ жизненной ситуации, девочка убеждает себя, что она не должна любить этого человека, хотя мать никогда не говорила о нём плохо. А известие о приезде отца, да ещё и с Надеждой Петровной и Колей, который будет учиться с ней в одном классе, надолго лишает Таню покоя. Но сама того не желая, девочка ждёт отца (одето нарядное платье, сорваны ирисы и саранки, которые он так любит), пытается сама себя обмануть, объясняя причины своего поведения в смоделированной беседе с матерью. И даже на пристани, вглядываясь в прохожих, она корит себя за то, что поддалась "невольному желанию сердца, которое теперь так стучит и не знает, что ему делать: просто умереть или стучать ещё сильнее?"

Сложно делать первый шаг к ребёнку, которого не видел почти пятнадцать лет, полковнику Сабанееву, но ещё сложнее его дочери. Обида, ненависть заполняют её мысли, а сердце тянется к родному человеку. Стена отчуждения, выросшая между ними за долгие годы разлуки, не может быть так быстро разрушена, поэтому обеды у отца по воскресеньям становятся для Тани тяжёлым испытанием: "Таня входила в дом, а собака оставалась у двери. Как часто Тане хотелось, чтобы она осталась у двери, а собака вошла в дом! <…> сердце Тани против воли переполнялось недоверием через край" .

Но в то же время всё привлекало её тут. Даже племянник Надежды Петровны Коля, о котором Таня думает чаще, чем ей хотелось бы, и который становится объектом её злорадства, агрессии, гнева. Их противостояние (а на конфликт идёт только Таня) тяжким грузом давит на сердце Фильки, этого верного Санчо Панса, готового сделать для своего друга всё, что в его силах. Единственное, чего не может Филька, – это понять Таню и помочь ей справиться со своими переживаниями, тревогами, эмоциями.

Со временем Таня Сабанеева многое начинает осознавать, её “глаза открываются”, та внутренняя напряжённая работа (и в этом она похожа на героиню Л.Толстого, Наташу Ростову) приносит свои плоды: школьница понимает, что мама до сих пор любит отца, что никто не будет ей таким верным другом, как Филька, что рядом со счастьем часто соседствует боль и страдание, что спасённый ею в буран Коля ей очень дорог – она его любит. Но главный вывод, который делает юная героиня, помогает ей преодолеть грусть расставания с Филькой, Колей, родным городом, детством: “Всё не может пройти” , просто так исчезнуть, не может быть забыта “их дружба и всё то, что так обогатило их жизнь навсегда” . И процесс этот, такой важный для поиска духовной гармонии Таней Сабанеевой, автор показывает через её внутренние монологи, которые становятся своеобразной "диалектикой души" юной героини: "Что ж это" – подумала Таня. – Ведь это он обо мне говорит. Неужели же все, и даже Филька, так жестоки, что ни на минуту не дают мне забыть того, что всеми силами я стараюсь не помнить!"

Будучи мастером создания психологически верных человеческих характеров, "глубокого поэтического проникновения в духовный мир своих героев" , автор почти никогда не описывает душевное состояние персонажей, не комментирует их переживания. Р. Фраерман предпочитает оставаться “за кадром”, стремится оставить нас, читателей, наедине со своими выводами, особое внимание уделяя, по мнению В. Николаева, "точному описанию внешних проявлений душевного состояния героев - позе, движению, жесту, мимике, блеску глаз, всему, за чем можно разглядеть очень сложную и скрытую от внешнего взора борьбу чувств, бурную смену переживаний, напряженную работу мысли. И тут писатель особое значение придает тональности повествования, музыкальному строю авторской речи, ее синтаксическому соответствию состояния и облика данного героя, общей атмосфере описываемого эпизода. Произведения Р. Фраермана, если так можно выразиться, всегда превосходно оркестрованы. Используя разнообразные мелодические оттенки, он при этом умеет их подчинить общему строю, не позволит себе нарушить единство основного мотива, господствующей мелодии" .

Так например, в эпизоде "На рыбалке" (глава 8) мы наблюдаем такую картину: "Таня со злорадством молчала. Но и её озябшая фигурка с открытой головой, тонкими волосами, от влаги завивавшимися в кольца, будто говорила: "Вот посмотрите, какой он, этот Коля, есть" . Автор проводит параллель между внутренним состоянием героини и состоянием природы: девочка пропитана неприязнью к Коле, а это утро наполнено влагой, туманами и холодом. Ведь даже элементарные слова вежливости, слетающие из уст Коли, вызывают у неё вспышку гнева: "Таня задрожала от гнева.

- "Простите, пожалуйста"! – повторила она несколько раз. – Какая вежливость! Ты бы лучше не задерживал нас. Из-за тебя мы прозевали клёв" .

А прекрасное описание бурана, созданное с помощью выразительных эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор?! Эта музыка стихии! Ветер, снег, звуки бури – звучание настоящего оркестра: "А метель уже занимала дорогу. Она шла стеной, как ливень, поглощая свет и звеня, как гром меж скал. <…> Высокие волны снега катились ей [Тане] навстречу – преграждали путь. Она взбиралась на них и снова опускалась и всё шла и шла вперёд, плечами расталкивая густой, непрерывно движущийся воздух, при каждом шаге отчаянно цеплявшийся за одежду подобно колючкам ползучих трав. Он был тёмен, полон снега, и ничего сквозь него не было видно. <…> всё исчезло, скрылось в этой белой мгле" .

Как не вспомнить тут "Буран" С.Т. Аксакова или описание метели в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"!?

Как ни странно, но произведение Рувима Фраермана, созданное зимой 1938 года, когда основным литературным методом в стране был провозглашённый ещё на первом съезде писателей социалистический реализм, не похоже на другие произведения этого периода (оно скорее ближе к классике русский литературы девятнадцатого века). Автор не делает ни одного из героев отрицательным, плохим. А на мучающий Таню вопрос, кто же виноват, что всё так случилось, отвечает её мама: "…люди живут вместе, пока любят друг друга, а когда не любят, они не живут вместе – они расходятся. Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена" . От других же произведений писателя о Дальнем Востоке “Дикая собака динго…” отличается тем, что мировоззрению “естественного” человека, эвенкийского мальчика, противопоставлено сознание Сабанеевой Тани, смятённое целым рядом внезапно возникших психологических проблем, которые связаны с непростыми семейными отношениями, терзаниями первой любви, “трудным возрастом”.

Примечания

  1. Прилежаева М. Поэтический и нежный талант. // Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Хабаровск, 1988. С. 5.
  2. Фраерман Р. …Или повесть о первой любви.// Фраерман Р.И.. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Хабаровск, 1988. С. 127.
  3. Путилова Е. Воспитание чувств. // Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Кузнецова А.А. Честное комсомольское. Повести. Иркутск, 1987. С. 281.
  4. http.//www.paustovskiy.niv.ru
  5. Фраерман Р.И Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Хабаровск, 1988. С. 10–11.
  6. Там же. С. 10.
  7. Там же. С. 11.
  8. Там же. С. 20.
  9. Там же. С. 26.
  10. Там же. С. 32.
  11. Там же. С. 43.
  12. Там же. С. 124.
  13. Путилова Е. Воспитание чувств. // Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Кузнецова А.А. Честное комсомольское. Повести. Иркутск, 1987. С. 284.
  14. Фраерман Р.И Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Хабаровск, 1988. С. 36.
  15. Николаев В. И. Путник, шагающий рядом: Очерк творчества Р. Фраермана. М.,1974. С. 131.
  16. Там же.
  17. Фраерман Р.И Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Хабаровск, 1988. С. 46.
  18. Там же. С. 47.
  19. Там же. С. 97–98.
  20. Там же. С. 112.

Список использованной литературы

  1. Фраерман Р.И Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Хабаровск: Кн. изд-во, 1988.
  2. Николаев В. И. Путник, шагающий рядом: Очерк творчества Р. Фраермана. М.: Дет. литература. 1974, 175 с.
  3. Писатели нашего детства. 100 имён: Биографический словарь в 3-х ч. Ч 3. М.: Либерия, 2000. Стр. 464–468.
  4. Прилежаева М. Поэтический и нежный талант. // Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Хабаровск: Кн. изд-во, 1988. стр. 5–10.
  5. Путилова Е. Воспитание чувств. // Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Кузнецова А.А. Честное комсомольское. Повести: Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1987, стр. 279–287.
  6. Русские писатели XX века: Биографический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия. Рандеву-А.М., 2000, стр. 719–720.
  7. Фраерман Р. …Или повесть о первой любви.// Фраерман Р.И.. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. Хабаровск: Кн. изд-во, 1988. Cтр. 125–127.
  8. Фраерман Р. Связь времён: Автобиография.// Вслух про себя. М.: Дет. лит., 1973. Стр. 267–275.
  9. Яковлев Ю. Послесловие. // Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. М.: Дет. лит., 1973. Стр. 345–349.

Исследовательская работа на тему: «Дружба детей в повести “ Дикая собака динго или повесть о первой любви ”? »

Глава I . Слово о писателе. Цель: рассказать о писателе. Рувим Исаевич Фраерман родился в бедной еврейской семье. В 1915 году окончил реальное училище. С 1916 года у чился в Харьковском технологическом институте. Позже работал счетоводом, рыбаком чертёжником и учителем. Писатель участвовал в Гражданской войне на Дальнем востоке. Был редактором газеты «Ленинский коммунист » в Якутске.

Р.Фраерман - участник Великой Отечественной войны: боец 22-го полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, военный корреспондент на З ападном фронте. В январе 1942 года тяжело ранен в бою, в мае был демобилизован. В своей жизни был знаком с Константином Паустовским и Аркадием Гайдаром.

Глава II . Повесть “ Дикая собака Динго ” Цель: познакомить с повестью и высказать своё мнение о ней. В повести говорится про девочку Таню Сабанееву, которая дружит с одноклассником Филькой, тайно в нее влюбленным.

Девочка живет с мамой, у нее есть друзья, собака Тигр и кошка Казак с котятами, но она чувствует себя одинокой. Ее одиночество в том, что у нее нет отца. Никто не может заменить его. Она любит его и ненавидит одновременно, потому что он есть и его нет. Узнав о приезде отца она волнуется и готовится к встрече с ним: одевает нарядное платье и делает букет для него. И все равно, на пристани, вглядываясь в прохожих, она корит себя за то, что «поддалась невольному желанию сердца, которое теперь так стучит и не знает, что ему делать: просто умереть или стучать ещё сильнее?"

И Тане, и ее папе сложно наладить новые отношения: они не виделись 15 лет. Но Тане сложнее: она любит, ненавидит, боится своего папу и тянется к нему. Мне кажется, что поэтому ей было так трудно обедать с отцом по воскресеньям: "Таня входила в дом, а собака оставалась у двери. Как часто Тане хотелось, чтобы она осталась у двери, а собака вошла в дом!"

Девочка сильно меняется, и это отражается на отношениях к друзьям - Фильке и Коле. «Придёт ли он?» Гости есть, а Коли нет. «А ведь совсем недавно сколько горьких и сладких чувств толпилось в её сердце при одной только мысли об отце: что с ней? Она все время думает о Коле.» Филька тяжело переживает Танину влюблённость, так как сам влюблён в неё . Ревность – неприятное чувство, которое постигло Фильку. Он пытается бороться с ревностью, но это очень сложно для него. Часто, это чувство портит отношения с друзьями. Дети борются с этими проблемами, и в попытках преодолеть их п роявляется первое чувство, и настоящая дружба, и сочувствие.

Глава III . Выводы и ответы В начале мы задали вопрос: «На чем строится дружба детей?» Мне кажется, что повесть призвана показать читателю, что настоящая дружба строится на доброте и поддержке. Иногда не благодаря обстоятельствам, а вопреки им. И то, что Таня и ее мама уезжают из города, должно сохранить детскую дружбу, которая, может быть, окрепнет в разлуке. Уехать – это не значит избежать трудностей, это единственный способ избавиться от противоречий и внутренней борьбы юных героев.

Итак, я прочитал рассказ Р.И. Фраермана “ Дикая собака динго ” и постарался разобраться, как строятся дружеские отношения ребят..Конечно, бывают ссоры и обиды, радости и любовь, помощь другу в беде, а главное – взросление. Мне это произведение понравилось, оно о нас, школьниках, и легко читается. Другими словами, всё было просто и понятно, и при этом читать очень интересно. Мне не понравился только финал – грустный, да и Фильку жалко, хотелось бы более весёлого конца. Я советую прочитать всем это произведение, думаю, вам понравится! И может быть, вы сами захотите написать свой рассказ о школьной дружбе…

75 ЛЕТ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПОВЕСТИ «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, ИЛИ ПОВЕСТЬ
О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ» Г. 1939

Рувим Исаевич Фраерман - советский детский писатель. Родился в бедной еврейской семье. В 1915 окончил реальное училище. Учился в Харьковском технологическом институте (1916). Работал счетоводом, рыбаком, чертёжником, учителем. Участвовал в Гражданской войне на Дальнем Востоке (в партизанском отряде). Участник Великой Отечественной войны. В январе 1942 был тяжело ранен в бою, в мае демобилизован.

Был знаком с Константином Паустовским и Аркадием Гайдаром.
Более всего Фраерман известен читателю как автор повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939).
Вышедшая из печати в суровые для страны годы сталинских репрессий и предвоенного напряжения международной обстановки, она захватывала глубиной лирико-романтического тона в изображении свежести и чистоты первой любви, сложного мира «переходного возраста» - расставания с детством и вступления в мятежный мир юности. Привлекала авторская убежденность в непреходящей ценности простых и естественных человеческих чувств - привязанности к родному дому, семье, природе, верности в любви и дружбе, межнациональному сообществу.

История написания

Обычно Фраерман писал медленно, трудно, отшлифовывая каждую фразу. А вот «Дикую собаку Динго» он написал удивительно быстро - всего за один месяц. Это было в Солотче Рязанской области в декабре 1938 года. Стояли холодные, морозные дни. Рувим Исаевич работал с большим подъемом, делая короткие передышки на морозном воздухе.
Повесть получилась очень поэтическая, она была, как говорится, написана на «одном дыхании», хотя замысел книги вынашивался много лет. Повесть признана по праву лучшей книгой Фраермана, переведена на многие языки народов нашей страны и за рубежом - в Швейцарии, Австрии, Западной Германии. В парижском издании она названа «Первая любовь Тани». По книге был создан одноименный фильм, который на международном кинофестивале в Венеции в 1962 году был удостоен первой премии - «Золотого льва святого Марка».

В детском лагере в Сибири отдыхали друзья с детства и одноклассники Таня Сабанеева и Филька и теперь они возвращаются домой. Девочку дома встречают старая собака Тигр и старая нянька (мать на работе, а отец не живёт с ними с тех пор, как Тане исполнилось 8 месяцев). Девочка мечтает о дикой австралийской собаке Динго, впоследствии дети так её и прозовут за обособленность от коллектива.
Филька делится с Таней своим счастьем - ему отец-охотник подарил лаек. Тема отцовства: Филька гордится своим отцом, Таня сообщает другу, что её отец живёт на Маросейке - мальчик раскрывает карту и долго ищет остров с таким названием, но не находит и говорит об этом Тане, которая расплакавшись убегает. Таня ненавидит отца и агрессивно реагирует на эти разговоры с Филькой.
Однажды Таня нашла под подушкой матери письмо, в котором отец сообщает о переезде его новой семьи (жена Надежда Петровна и её племянник Коля - приёмный сын Таниного отца) в их город. Девочку переполняет чувство ревности и ненависти к тем, которые украли у неё отца. Мать пытается настроить Таню положительно по отношению к отцу.
В то утро, когда должен был приехать отец, девочка сорвала цветы и пошла в порт его встречать, но не найдя его среди приехавших дарит цветы больному мальчику на носилках (она ещё не знает, что это и есть Коля).
Начинается учёба, Таня пытается обо всем забыть, но это у неё не получается. Филька пытается поднять ей настроение (слово товарищ на доске пишет с Ь и объясняет это тем, что это глагол второго лица).
Таня лежит с мамой на грядке. Ей хорошо. Она впервые задумалась не только о себе, но и о матери. У ворот полковник - отец. Тяжёлая встреча (спустя 14 лет). Таня обращается к отцу на «Вы».
Коля попадает в тот же класс, что и Таня и садится с Филькой. Коля попал в новый для него, незнакомый мир. Ему очень тяжело.
Таня с Колей постоянно ссорятся, причём по Таниной инициативе, идёт борьба за внимание отца. Коля умный, любящий сын, он относится к Тане с иронией и насмешкой.
Коля рассказывает о встрече с Горьким в Крыму. Таня принципиально не слушает, это выливается в конфликт.
Женя (одноклассница) решает, что Таня влюблена в Колю. Филька мстит за это Жене и вместо липучки (смола) угощает её мышонком. Маленький мышонок лежит один на снегу - Таня его согревает.
В город приехал писатель. Дети решают, кто будет дарить ему цветы Таня или Женя. Выбрали Таню, она гордится такой честью («пожать знаменитому писателю руку»). Таня развернула чернильницу и облила руку, её заметил Коля. Эта сцена демонстрирует, что отношения между врагами стали теплее. Ещё некоторое время спустя Коля предложил Тане танцевать с ней на ёлке.
Новый год. Приготовления. «Придёт ли он?» Гости, а Коли нет. «А ведь совсем недавно сколько горьких и сладких чувств толпилось в её сердце при одной только мысли об отце: Что с ней? Она все время думает о Коле». Филька тяжело переживает Танину влюблённость, так как сам влюблён в Таню. Коля подарил ей аквариум с золотой рыбкой, а Таня попросила эту рыбку зажарить.
Танцы. Интрига: Филька сообщает Тане, что Коля завтра идёт с Женей на каток, а Коле говорит, что они завтра пойдут с Таней на спектакль в школу. Филька ревнует, но пытается это скрыть. Таня идёт на каток, но прячет коньки, так как встречает Колю с Женей. Таня решает забыть Колю и идёт в школу на спектакль. Резко начинается буран. Таня бежит на каток, чтобы предупредить ребят. Женя испугалась и быстро ушла домой. Коля упал на ногу и не может идти. Таня бежит к Фильке домой, садится в собачью упряжку. Она бесстрашна и решительна. Собаки вдруг перестали её слушаться, тогда девочка бросила им на растерзание любимого Тигра (это была очень большая жертва). Коля и Таня упали с нарты, но, несмотря на страх, продолжают бороться за жизнь. Буран усиливается. Таня, рискуя жизнью, тянет Колю на нарте. Филька предупредил пограничников и те вышли на поиски детей, среди них был и их отец.
Каникулы. Таня и Филька навещают Колю, который отморозил себе щеки и уши.
Школа. Слухи о том, что Таня хотела погубить Колю, затащив его на каток. Все против Тани, кроме Фильки. Ставится вопрос об исключении Тани из пионеров. Девочка прячется и плачет в пионерской комнате, потом засыпает. Её нашли. Все узнают от Коли правду.
Таня, проснувшись, возвращается домой. Разговаривают с матерью о доверии, о жизни. Таня понимает, что мать до сих пор любит отца, мать предлагает уехать.
Встреча с Филькой, он узнает, что Таня собирается встретиться с Колей на рассвете. Филька из ревности рассказывает об этом их отцу.
Лес. Объяснение Коли в любви. Приходит отец. Таня уходит. Прощание с Филькой. Уходит. Конец повести.

Цитаты из книги
Хорошо, если у тебя справа друзья. Хорошо если они и слева. Хорошо, если они и там и тут.
Русское слово, прихотливое, непокорное, великолепное и волшебное, - величайшее средство сближения людей.
- Думная ты уж очень.
– Это что же значит? – спросила Таня. – Умная?
– Да не умная, а думаешь много, отчего и подуравей выходишь.
… люди живут вместе, пока любят друг друга, а когда не любят, они не живут вместе – они расходятся. Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена.
Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. Глаза ее были опущены вниз. Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где крутые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой.
Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своем воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. Ей хотелось увидеть иные страны, иной мир, например австралийскую собаку динго. Потом ей хотелось еще быть пилотом и при этом немного петь.
Как часто застает она ее в последнее время и печальной и рассеянной, и все же каждый шаг ее исполнен красоты. Может быть, в самом деле, любовь скользнула своим тихим дыханием по ее лицу.