«Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака. Повесть Бальзака «Гобсек», место в человеческой комедии, проблематика и система образов Повесть гобсек анализ

Оноре де Бальзак величайший французский писатель, который смог еще при жизни заслужить славу одного из самых талантливых прозаиков 19 века. Произведения писателя стали настоящим новаторством в литературной жизни Европы.

Бальзак стал первым автором, который отошел от субъективной оценки личности, воплощая в своих героях все недостатки и достоинства, которые были присущи обществу, а не отдельному человеку. Одним из самых известных произведений Бальзака, которые полюбились многим поколениям читателей, является повесть «Гобсек».

Краткое изложение и анализ

Начинается повесть из разговора, который ведется в салоне знатной парижской дамы виконтессы де Гранлье. Виконтесса не хочет отдавать свою единственную дочь замуж за обедневшего графа де Ресто. Ее гость, адвокат Дервиль, пытается переубедить даму, рассказывая ей историю о том, как именно ее будущий зять лишился своего богатства.

Главное действующее лицо в рассказе Дервиля ростовщик Гобсек, из-за алчности которого и пострадала семья де Ресто. Дервиль познакомился с Гобсеком, будучи помощником адвоката, они жили по соседству в одном из пансионов Парижа.

Ростовщик чуждался общения с людьми, так как полностью был поглощен заработком денег, которые и представляли его главный жизненный приоритет. Алчность Гобсека позволила ему к сорока годам накопить внушительный капитал.

Ростовщик открыто обманывал людей, предоставляя им деньги в долг под большие проценты, и наживался на их безвыходных жизненных ситуациях.

Несмотря на дружбу и тесное общение, в ряды обманутых должников попал и Дервиль. Молодому человеку удалось только через пять лет выплатить проценты, которые установил для него Гобсек.

С просьбой одолжить денег к Гобсеку обратился известный в Париже кутила и карточный игрок - граф де Трай. Ростовщик упорно отказывал ему, так как не был уверен в его платежной способности. На выручку де Траю пришла его возлюбленная, графиня де Ресто, которая предложила Гобсеку залог в качестве родового имения своего мужа.

Взявши расписку с графини, Гобсек предоставил ее любовнику нужную сумму денег. Однако через несколько дней к нему пришел муж самой графини, требуя вернуть расписку, которую незаконно дала его жена, обратно. Гобсек в свою очередь начинает шантажировать графа, требуя заплатить за возврат документа сумму, в несколько раз превышающую одолженную.

У графа де Ресто не оставалось другого выхода, как пойти на условия Гобсека и выкупить у него свое имение. Через несколько лет граф де Ресто умирает. Его супруга, помня о том, что после смерти графа все имущество семьи должно перейти в руки Гобсека, начинает искать завещание. Во время ее поисков в комнату входят Гобсек и Дервиль.

Испуганная графиня перепутала документы и бросила в огонь расписку Гобсека, в которой он отказывается от имущества графа. Таким образом, родовое имение перешло в руки ростовщика. Дервиль убеждал Гобсека отказаться от претензий на имение, пытаясь разжалобить его тем, что графиня и малолетний сын (младший граф де Ресто), остаются ни с чем. Однако наш ростовщик оставался непреклонен.

До последних своих дней Гобсек оставался жадным и жестоким, считая каждую копейку, он отказывал себе в самых необходимых вещах. Даже особняк семьи де Ресто ростовщик предпочитал сдавать в аренду, получая за это деньги.

Тяжелая тема… Как определить, где ценности выдуманные, где ценности настоящие? Что имеем в виду? Скажем, золото – мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой – ростовщик. Золото – ценность выдуманная, так как оно абсолютно не нужно человеку: его нельзя есть, оно не пригодно для изготовления топора или мотыги. Один философ, который ныне не в моде, предлагал из него делать унитазы. И хотя философ не в моде, делать эту полезную вещь из золота уже начали. Тем не менее – попробуйте без золота или его бумажных суррогатов прожить в мире. Деньги тоже не будешь есть, но и без них не будешь сытый. Итак, золото – это выдуманная или настоящая жизненная ценность?
Очевидно, имелось в виду, что я сразу буду говорить о возвышенных человеческих качествах. Например, верность и признательность. Но читаю о жизни графини де Ресто… Она предала мужа с Максимом, который ни кто иной, как альфонс. Ради этого подонка, она сделала почти нищим виконта де Ресто… В другой части “Человеческой комедии” мы узнаем, что она оставила на произвол судьбы старого отца, как только он отдал свое имущество дочуркам-наследницам. Давайте, в конце концов, решим, супружеская верность – настоящая ценность или нет? Добавим туда же материнские чувства… и дочерние!
И возвратимся к размышлениям о золоте, или деньгам. Вся история, изложенная в повести Бальзака, – это история поисков денег, их значение в жизни людей. По отношению к деньгам можно оценивать персонажей. Гобсек, например, ни кто иной, как жрец древнего языческого культа. Ему не нужны ни золотое одеяние, ни золотая тиара – у него и так до сих пор никем не превзойденная сила Золотого Теленка, он лишь раздает и собирает золото, которое накапливается у него тем больше, чем больше он его раздает. Клиентура Гобсека (а это, так сказать, свет Франции) является лишь баранами в жертвеннике, которые будут заколоты, когда последний клок золотой руды будет срезан с них ловкими руками Великого Жреца.
Тем не менее, все они молятся золоту, делая из него самую большую ценность, общий эквивалент всего, что только есть в их жизни. Рассказчик в повести – адвокат Дервиль. Хорошо сделал автор, что перевел ответственность за оценивание ситуации на героя. Если что не так, то о нем – пусть волк траву ест. Но…Имея дело с деньгами и ростовщиком, адвокат не может поверить, что все в мире упирается в деньги. Есть что-то такое, чего не купишь за золото или серебро. Профессиональная добросовестность Дервиля вне сомнений, люди радушно доверяют ему свои деньги и судьбы. Тем не менее… Смотря сейчас вокруг себя, я ставлю себе нехороший вопрос: может, золоту просто еще не дали настоящей цены? Правда, есть особые чувства, которые тяжело оценить деньгами. Например, любовь Фанни к Дервилю. Мы видим, как Анастази, влезая в новый долг, покупает себе еще немного любви Максима де Трая. Итак, купить можно? И дело только в цене?
Или автор умышленно ставит нас в ситуации, когда мы сами для себя должны решить, чего в своей жизни мы не продадим? Есть ли что-то такое, чего мы не продали бы за стеклянное ожерелье, как индейцы продали остров Манхеттен?
Романы и повести Бальзака охватывают все разнообразие тогдашней французской жизни. Выдуманные Бальзаком персонажи, ситуации, события оказывают впечатление чрезвычайно убедительной картины. Повесть “Гобсек” он посвятил барону Баршу де Пеноэн, своему давнему товарищу. Бальзак неслучайно писал о том, что “общество – настоящий историк, а он, писатель, только его секретарь”. Историю Гобсека рассказывает адвокат Дервиль. В центре повести – необыкновенный образ, представитель французской буржуазии, ростовщик Гобсек. Писатель описывает своего героя так: “Волосы у ростовщика были совсем прямые, всегда опрятно причесанные, с сильной сединой. Глазки, желтые, как у куницы, были почти без ресниц и боялись света. Острый нос, на кончике отмеченный оспой, вскидывался как буравчик, а губы были тонкие… Разговаривал он всегда тихим, кротким голосом и никогда не сердился”.
Гобсек – жестокий капиталист. Имея миллионы, Гобсек живет в заброшенной комнате. Он безжалостно эксплуатирует клиентов. Гобсек, как тот паук, заманивает людей к себе, а потом забирает у них все имущество. Жертвам потом тяжело выкупить свои вещи. Гобсек старый, но на всем экономит. После смерти Гобсека осталось много денег, испорченных продуктов и других ценностей. Комната была захламлена мебелью, серебряными изделиями, лампами, картинами, вазами, книгами, гравюрами… Серебро Гобсек не продал, так как отказался взять на себя затраты, связанные с доставкой. Он “впал в детство и показывал то непостижимое упорство, которое развивается у старых людей, одержимых сильной страстью, которая переживает их ум”.
За всю жизнь Гобсек так и не воспользовался накопленным богатством. Из-за таких, как Гобсек, ломаются судьбы многих людей. Эта повесть учит тому, что деньги – это не главное. Наибольшая ценность – твое доброе сердце.

Сочинение по литературе на тему: Проблема жизненных ценностей в произведении О Бальзака “Гобсек”

Другие сочинения:

  1. Гобсек – личность, судя по всему, отрицательная. Ростовщик, бывший корсар. Человек с каменным сердцем, играющий судьбами людей. Такими не рождаются – такими становятся. Человек рождается со всеми человеческими достоинствами и недостатками, и жизни теряет многие из них. В зависимости от Read More ......
  2. Повесть “Гобсек” есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей “Человеческой комедии”. Повесть “Гобсек” извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, “наглядная”. Она содержит в себе сконцентрированную характеристику скупости, и не только реалистически-бытовую, Read More ......
  3. Повесть “Гобсек”, написанную в 1830 году, можно считать изначальным зерном, из которого вырастает вся гигантская “Человеческая комедия” Бальзака. Образ Гобсека – один из ярких человеческих типов, встречающихся не только в творчестве Бальзака, но и в современной жизни. Одно из убеждений Read More ......
  4. Роман “Последний шуан, или Бретань в 1799 году” (в следующих изданиях Бальзак назвал его короче – “Шуаны”) вышел в свет в марте 1829 г. Это произведение Бальзак выпустил под своим настоящим именем. Он сумел передать в этом романе и воздух Read More ......
  5. “Человеческая комедия” Бальзака, в которую входит и повесть Гобсек”, до сих пор не утратила своей актуальности. Возможно, потому, что люди с тех пор мало изменились. Доброта, чуткость, преданность, чистота по-прежнему противостоят злу, зависти, жестокости, алчности. Если оставить в стороне экономические Read More ......
  6. Опыт убеждает, что очень непростым есть осмысления образа главного героя повести, так как, понять “Романтические и реалистические черты неоднозначного образа “философа и скряги” Гобсека” очень сложно. Объединение черт романтизма и реализма в “художественной системе” Бальзака вообще и в повести “Гобсек” Read More ......
  7. 1. Тема власти денег в мире и в душе человека. 2. Накопление и расточительство. 3. Нравственная деградация личности. Смерть ожидает тебя – так истрать, не жалея, богатства; Но не окончена жизнь: побереги-ка добро. Мудр только тот человек, кто, постигнув и Read More ......
  8. Образ бальзаковского героя из одноименной повести “Гобсек” раскрывает и анализирует один из персонажей повести адвокат Дервиль. Сказ ведется от его имени, чтобы читатель воспринимал образ Гобсека как типичное, обобщающее явление, которое не исчезло, к сожалению, и в XXI столетии. Перед Read More ......
Проблема жизненных ценностей в произведении О Бальзака “Гобсек”

Первый цикл и фундамент эпопеи - это "ЭТЮДЫ О НРАВАХ" -стратификация общества, данная через призму частной жизни современников. К ним относится основная часть написанных Бальзаком романов, причем он ввел для него шесть тематических разделов:

"Сцены частной жизни " ("Гобсек", "Полковник Шабер", "Отец Горио", "Брачный контракт", "Обедня безбожника" и др.);

"Сцены провинциальной жизни " ("Евгения Гранде", "Прославленный Годиссар", "Старая дева" и др.);"Сцены парижской жизни" ("История величия и падения Цезаря "?иротто", "Банкирский дом Нусингена", "Блеск и нищета куртизанок", "Тайны княгини де Кадиньян", "Кузина Бетта" и " Кузен Понс" и др.);"Сцены политической жизни " ("Эпизод эпохи террора", "Темное дело" и пр.);

"Сцены военной жизни" (Шуаны"); "Сцены деревенской жизни" ("Сельский врач". Сельский священник" и др.).

Второй цикл, в котором Бальзак хотел показать причины явлений, носит название "ФИЛОСОФСКИЕ ЭТЮДЫ" и включает: "Шагреневую кожу", "Элексир долголетия", "Неведомый шедевр", "Поиски абсолюта", "Драму на взморье", "Примиренного Мельмота" и др. произведения.

И наконец третий цикл - "АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ " ("Физиология брака", "Мелкие невзгоды супружеской жизни" и др.). В нем писатель пытается определить философские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества. Такова внешняя композиция эпопеи.

Уже один перечень вошедших в "Человеческую комедию" произведений говорит о грандиозности замысла автора. "Мое произведение, - писал Бальзак, - должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения,оно должно воплотить все социальные сдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер,мужской или женский,ни чьи-либо взгляды... не остались забытыми".

Повесть «Гобсек» не сразу обрела свой окончательный вид и место в «Человеческой комедии»; она принадлежит к произведениям, сама история создания которых проливает свет на формирование титанического бальзаковского замысла.

Вначале (в апреле 1830 года) она вышла под заголовком «Опасности беспутства» в первом томе «Сцен частной жизни». Первая глава этого произведения несколько раньше, в феврале 1830 года, была опубликована в виде очерка в журнале «Мода» и называлась «Ростовщик». В 1835 году повесть вошла в новое издание «Сцен парижской жизни» и была озаглавлена «Папаша Гобсек». И, наконец, в знаменательном 1842 году Бальзак включил ее в «Сцены частной жизни» первого издания «Человеческой комедии» под названием «Гобсек».

Первоначально повесть была разделена на главы: «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа». Это деление соответствует основным тематическим эпизодам, из которых состоит произведение: история ростовщика Гобсека, годы ученичества и начала карьеры стряпчего Дервиля, любовная драма Анастази де Ресто, которая во многом привела к преждевременной смерти ее мужа.

Гобсек - ростовщик, который заработал на своем деле миллионы. Это одинокий человек, который, однако, сознательно не стремится общества. Гобсек берет чрезвычайно высокие ей проценты со своих клиентов, пользуясь их затруднительным положением, фактически разоряя их. Он не верит в человеческую честность, порядочность, в любовь и дружбу. Это характеризует Гобсека как черствого и бессердечного человека, и характеризует общественную ситуацию. Это была эпоха уныния в лучших человеческих отношениях, построенных на доверии и уважении. Мир и общество воображались многим тогдашним французам как большой механизм, имя которым деньги и власть. Интересно, что образы повести «Гобсек» не являются одноплановыми. Ведь не были однозначными современники Бальзака: много кто из них имел аналитический ум, умел мыслить самостоятельно, был непересекающейся личностью. Тем не менее большой механизм, машина, которой руководит золото, было запущено, и она часто перетирала в своих горнах судьбы людей или и судьбы целых семей.

В своей повести Бальзак протестует против такого устройситва общества и государства. Писатель справедливо считает его ошибочным, неестественным, нездоровым. Изображая хищных до денег людей, Бальзак подчеркивает, что на таких отношениях нельзя строить ни отношения с людьми, ни социум, ни государство. Создавая реалистические образы, Оноре де Бальзак утверждает идею возражения ненормального устройства общества, которое порождает таких, как Гобсек, и идею денег и власти, которые, безусловно, должны отступать перед ценностями человечества - любовью, порядочностью, благородством.

23. «мысль народная» в романе – эпопее «Война и мир» Толстого

Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этого роман.

Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков, - он даже разрабатывает план убийства Наполеона; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было “стыдно и гадко”; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже для Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе.

Под словом «народ» Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года). К бунтарским настроениям Тихона в мирное время Толстой относится с осуждением.

Толстой верно оценил характер и цели Отечественной войны 1812 года, глубоко понял и решающую роль народа, защищающего в войне свою Родину от иноземных захватчиков, отвергнув казенные оценки войны 1812 года как войны двух императоров – Александра и Наполеона. На страницах романа и, особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне Толстой столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Толстой славит «дубину народной войны», прославляет народ, поднявший ее на врага. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если «решилась Расея», он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вложил огромные средства в формирование полка, который взял на свое обеспечение, а сам остался в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

24. роман Тургенева «Отцы и дети», конфликт поколений

В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.

В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке “новых людей” - разночинцев - образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа “Отцы и дети”, в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.

Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.

Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.

Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “...без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.

Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, - ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.

Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров - маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.

Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.

Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.

25. золя – основатель натурализма. Анализ его романа

(от лат. natura – природа), литературное направление, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. Натурализм исследовал человека и его жизнь в обществе, стремясь показать её с максимальной реалистичностью и уделяя особое внимание взаимодействию человека и той среды, в которой он существует. Название этого направления связано с идеей о подобии общества и природы: писатель может изучить общество так же, как учёный-естествоиспытатель изучает природу, может открыть законы, установить связи. Представители натурализма считали, что природа человека обусловлена средой, обществом, окружением. Одна из основных задач – привлечь внимание общества к тому, в каких ужасных условиях живут простые люди, показать, как эти условия ломают их психику и делают их жизнь невыносимо тяжёлой. Писатели старались максимально приблизить произведение к документальной форме: они отказывались от выведения морали, философских рассуждений в пользу изображения жизни «под диктовку» реальности. Это позволило литературе 19 в. расширить круг тем и мотивов, показать новые пласты действительности. Основателем натурализма был Э. Золя (автор цикла романов «Ругон-Маккары», куда входили: «Чрево Парижа», «Жерминаль», «Земля», «Западня», «Нана» и др., всего 20 романов). Золя в своих произведениях показывал жизнь людей из низов (напр., роман «Жерминаль» изображает жизнь шахтёров) или применял ту же описательную документалистскую методику, чтобы показать безнравственность и бездуховность высшего общества («Нана»). Вокруг Золя в 1870-е гг. сложилась натуралистическая школа, куда входили Э. де Гонкур (автор романов «Жермини Лассерте», «Актриса» и др., написанных совместно с братом Ж. де Гонкуром), Г. де Мопассан («Жизнь», «Милый друг»), Ж. К. Гюисманс («Там, внизу», «Наоборот», «По течению»), А. Доде («Набоб»). Э. Золя разработал теорию натурализма, изложенную в сборниках «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и др. В кон. 1880-х гг. натуралистическая школа распалась. Представители натурализма стали появляться и в других странах – А. Хольц и Г. Гауптман в Германии, Х. Гарленд и С. Крейн в США. В Италии появилось аналогичное движение в литературе – веризм. В России термин «натурализм» не был употребителен, хотя сходные тенденции к максимально реалистичному описанию действительности проявлялись в творчестве представителей натуральной школы.

«Жерминаль» - уникальная книга в творчестве Золя и во всей французской литературе XIX века. В ней впервые с громадной художественной силой изображено столкновение труда и капитала как двух враждебных общественных классов, затронут тот конфликт, которому, по прозорливому замечанию Золя, предстояло стать «главным вопросом XX века». С необычайной для его времени смелостью Золя положил в основу сюжета не семейные коллизии или деловую карьеру героя, а эпизод классовой борьбы пролетариата - историю стачки. Открытие этой темы было величайшей заслугой Золя как писателя. В «Жерминале» он поднялся над своими натуралистическими схемами и, опередив литературных современников, создал эпическое полотно народной жизни и народного возмущения, исполненное высокой правды, гуманности и суровой поэзии.

Действие «Жерминаля» отнесено к 1865 году и основано, как всегда у Золя, на тщательном изучении документов. Но он не ставил себе задачу написать исторический роман. Как и в других книгах «Ругон-Маккаров», он проецировал прошлое на современность и обратно, выверял и освещал одно другим, жертвуя исторической точностью ради широты художественного обобщения. В «Жерминале» документы 1860-х годов соединены с фактами, относящимися к рабочему движению 1880-х годов, когда создавался роман, и это усиливало его актуальность.

В романе Золя «Жерминаль» (цикл «Ругон-Маккары», 1885) среда накладывает отпечаток на внешний облик героев. Работа в шахтах делает их бледными, низкорослыми, малокровными, с белёсыми волосами и въевшейся в кожу угольной пылью.

26. творчество французских поэтов-символистов

К началу же 80-х гг. ХIX века во французской культуре назрел самый настоящий бунт против позитивизма с его привязанностью ко всему “посюстороннему”, к “вещам”, с его казуальным детерминизмом и насмешливо-подозрительным отношением к таким понятиям как “идеал”, “абсолют”, “душа”, “бесконечность”, “невыразимость” и уж тем более “символ” или “соответствия”, эти бунтари вскоре оформились в течение, которое получило название «символизм». Символисты остро переживали чувство неудовлетворенности миром, мучились ощущением того, что перед ними – превратная реальность, что подлинностью обладает какая-то другая действительность, пусть и неявленная, но зато отвечающая сокровенным упованиями “души”. Они стремились прорваться сквозь “покров” повседневности к некой трансцендентной сущности бытия и в мистифицированной форме пытались выразить протест против торжества мещанства, против позитивизма и натурализма. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.

Шарль Бодлер (1821 - 1867)

Главным трудом Бодлера считается сборник стихотворений «Цветы Зла». «Цветы зла» были динамитной бомбой, упавшей в буржуазное общество Второй империи. Цветы и зло, несовместимые в природе, соединились у Бодлера в причудливом сплетении реальных и фантастических образов. Гневные интонации, тоска и горечь перемежались с несбыточными надеждами и мечтаниями.

Поэт выделил в книге несколько разделов, центральный из которых получил название «Сплин и идеал». Английское слово «splееп» в данном контексте звучит как меланхолия, тоска по исчезнувшей красоте, а еще шире - как мировая скорбь. Именно она открывает -"тот, путь к эгоизму, порокам, лицемерию.

«Идеал» же обозначал у Бодлера не только эстетическую категорию, но и поэзию, творчество, которое противостоит сплину.

Стихотворение «Маяки», в котором Бодлер давал оценку великим художникам прошлого, прямо указывало на то, что искусство призвано выражать и передавать из века в век все великие ценности, отражать явления духа, свидетельствующие о достоинстве человека.

И свидетельства, Боже, нет высшего в мире,

Что достоинство смертного мы отстоим,

Чем прибой, что в веках нарастает все шире,

Разбиваясь об Вечность пред ликом Твоим.

Картины, изображенные в стихах поэта, потрясают силой страсти. Порой пред ним предстают кошмарные видения, от которых невозможно освободиться, его терзает ненависть, разлитый в обществе эгоизм, иссушающий сердце.

Участь поэта, по Бодлеру, печальна и трагична именно в силу его миссии на земле. Это ощущение явственно передано в концовке одного из самых известных его стихотворений «Альбатрос»:

Так, Поэт, ты паришь под грозой, в урагане,

Недоступный для стрел, непокорный судьбе,

Но ходить по земле среди свиста и брани

Исполинские крылья мешают тебе.

На пути к достижению идеала у поэта множество преград. Это и характер искусства нового времени, и необходимость ради заработка продавать свой талант, внутренняя опустошенность, разочарование жизнью. У больной Музы родятся и болезненные цветы.

Бодлер и его пессимистическая поэзия были порождением эпохи, когда нищета и подавленность одних, испорченность и развращенность других классов достигают своего апогея, а между тем над этою бездною "зла", из которой несутся одуряющие запахи его ужасных "цветов", не светит уже маяк надежды. Неудавшаяся революция 1848 года и последовавший за нею государственный переворот 2 декабря погасили этот светоч и водворили над Францией и над всей Европой удушливый мрак тоски и отчаяния. Его пессимизм успел сделать значительный шаг вперед: скорбный взор поэта видит идеал уже в каком-то неопределенном туманном отдалении, на высоте, почти недоступной человеку...

Отсюда те безотрадные картины, которые Бодлер дает нам в своих "Цветах зла". Рисуя разврат и пороки буржуазии, грязь и нищету рабочих классов, он не находит у своей лиры ни одного утешительного звука, ни одного светлого тона. В больших городах зло и страдание жизни наиболее концентрируются.

Артюр Рембо - гениальный поэт, символист, человек совершенно необычной и по-своему трагической судьбы. Из 37 лет он творил всего несколько юношеских лет. Не случайно В. Гюго назвал его «ребенок Шекспир». Небольшое по объему поэтическое наследие Рембо, столь неожиданное, яркое, оказало мощное воздействие на развитие французской поэзии XX в.

Ранние стихи он создавал под влиянием романтизма, в духе своего кумира Гюго. В 16-летнем возрасте Рембо совершил свой «побег» в Париж, где стал свидетелем Парижской коммуны. Героика революционной борьбы не оставила равнодушным романтически настроенного юношу (стихотворения «Военный гимн Парижа», «Руки Жанн-Мари» и др.). Рембо никогда не был политически ангажированным поэтом, но зрелище оправившихся от шока столь ненавистных ему буржуа, мещан вызывало у него отвращение («Парижская оргия, или Париж заселяется вновь»), равно как и ханжество «добропорядочного» общества («Бедняки в храме»). Он эпатировал буржуа в стихах, нарочито натуралистических («Искательница вшей»).

После 1871г., когда поэт достиг 17-летнего возраста, в его творчестве начался новый этап. Его прежние стихи, сильные, яркие, но все же традиционные по форме, сменились абсолютно новыми, неожиданными, Он сформулировал в письме к Полю Валери (1871) совершенно оригинальную теорию «ясновидения»: «Первое, с чем должен ознакомиться человек, желающий стать поэтом, это с самим собой. Он исследует свой внутренний мир, внимательно изучая его но всех деталях. Овладев этим знанием, он должен всячески расширять его пределы... Я говорю, что надо быть ясновидцем, стать ясновидцем. Поэт становится ясновидцем в результате долгого и обдуманного расстройства всех своих чувств. Он старается испытать па себе все яды и составляет себе из них квинтэссенцию. Это непередаваемая мука, перенести которую можно лишь при высочайшем напряжении всей веры и с нечеловеческим усилием, мука, делающая его страдальцем из страдальцев, преступником из преступников, отверженцем из отверженцев, но вместе с тем мудрецом из мудрецов».

Теория «ясновидения» получила дальнейшее развитие в книге очерков и размышлений Рембо «Озарение» (1872- 1873). Это один из главнейших документов французского символизма.

Рембо полагал себя художником, приверженным к той политической методологии, которая одушевляет стихи А.Ламартина, В. Гюго и Ш. Бодлера. Но при этом он делал новый шаг. Он полагал, что поэт достигает ясновидения бессонницей, прибегая, если надо, к алкоголю и наркотикам. Он стремился выразить невыразимое, проникнуть в то, что называл «алхимией слова».

Реализацией теории «ясновидения» стали два знаменитых произведения Рембо: «Пьяный корабль» и «Гласные».

Его творческий взлет длился очень недолго, примерно два года. Он успел написать изумительный цикл «Последние стихотворения» («Добрые мысли утром», «Вечность», «Апрель тому причина» и др.), а также небольшой написанный прозой фрагмент названный «Пора в аду». Это воспоминания и размышления о детстве, поэзии, жизни.

Затем наступил тяжелый кризис. Судьбе Рембо нет аналогов в мировой поэзии. Не достигнув 20-летия, гениальный поэт перестал творить. Трагическую роль в его судьбе сыграла встреча с Верленом, их тяжелые отношения. В дальнейшем Рембо менял профессии: то на короткое время возвращался в Шарлевиль, то объявлялся на Кипре, в Северной Африке, работал в коммерческих фирмах, торговал оружием.

Биографы с трудом и не до конца могут проследить жизнь Рембо. В то время как во Франции его известность росла, он почти не помнил, что когда-то писал стихи. Весной 1891 г. он тяжело заболел, вернулся на родину, где за ним ухаживала сестра Исабель, единственный близкий ему человек. Рембо ампутировали ногу. В ноябре 1891 г. поэт умер в Марселе.

27. новаторство интеллектуальной драмы Б.Шоу

«Новая драма» -- условное обозначение тех новаций, которые заявили о себе в европейском театре 1860-- 1890-х годов. Главным образом это социально-психологическая драматургия, в момент своего возникновения ориентировавшаяся на натурализм в прозе, на обсуждение в театре граждански значимых «злободневных» проблем. Однако, несмотря на всю важность натурализма и натуралистической литературной теории («Натурализм в театре» Э.Золя), а также попытки ряда натуралистов перенести свои романы на сцену, «новая драма» едва ли сводима к чему-то однозначному, так сказать, программному. Она оказалась чуткой к самым разным литературным веяниям и предложила свое, в данном случае специфически театральное, прочтение не только натурализма, но и импрессионизма, символизма, влиятельной на протяжении всего XIX в. линии романтической драматургии (к примеру, у Р. Роллана, Э. Ростана).

Б. Шоу, увидевший в Ибсене «великого критика идеализма», а в его пьесах -- прообраз своих собственных пьес-дискуссий, в статьях «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), «Драматург-реалист -- своим критикам» (1894), а также в многочисленных рецензиях, письмах и предисловиях к пьесам дал глубокий анализ идейно-художественного новаторства норвежского драматурга, сформулировав на его основе свое представление о творческих задачах, стоявших перед «новой драмой». Главная особенность «новой драмы», по мнению Шоу, заключается в том, что она решительно повернулась к современной жизни и стала обсуждать «проблемы, характеры и поступки, имеющие непосредственное значение для самой зрительской аудитории».

Ибсен изображал жизнь преимущественно в мрачных, трагических тонах. Шоу насмешлив даже там, где речь идет о вполне серьезном. Он отрицательно относится к трагедии и выступает против учения о катарсисе. По мнению Шоу, человек не должен мириться со страданием, лишающим его «способности открывать сущность жизни, пробуждать мысли, воспитывать чувства». Шоу высоко ценит комедию, называя ее «самым утонченным видом искусства». В творчестве Ибсена, по словам Шоу, она трансформируется в трагикомедию, «в еще более высокий, чем комедия, жанр». Комедия, по убеждению Шоу, отрицая страдание, воспитывает в зрителе разумное и трезвое отношение к окружающему миру.

Однако, предпочитая комедию трагедии, Шоу в своей художественной практике редко удерживается в границах одного комедийного жанра. Комическое в его пьесах легко уживается с трагическим, смешное -- с серьезными размышлениями о жизни.

Среди произведений, написанных в довоенный период, самой популярной пьесой Шоу стала комедия «Пигмалион» (1912). Ее заглавие напоминает о древнем мифе, согласно которому скуль-птор Пигмалион, изваявший статую Галатеи, влюбился в нее, и тогда богиня любви Афродита, внявшая мольбам отчаявшегося художника, оживила ее. Шоу дает свой, современный, вариант древнего мифа. Профессор фонетики Хиггинс заключает пари с полковником Пикерингом, что за несколько месяцев ему удастся обучить уличную торговку цветами правильной речи и сделать так, чтобы «она с успехом могла сойти за герцогиню». Но в атмосфере внимания и уважения к ее личности Элиза проявляет необыкновенные способности, ум, талант, чувство внутреннего достоинства. «Превращение» Элизы, по мысли Шоу, призвано опровергнуть утвердившееся мнение о том, что социальные барьеры непреодолимы. Они лишь препятствуют людям реализо-вать заложенные в них возможности. Шоу безгранично верит в культуру, знания, которые, по словам прозревшего Хиггинса, «уничтожают пропасть, отделяющую класс от класса и душу от души».

Насколько Шоу интересовала связь характера и общественного положения, особенно доказывает тот факт, что радикальную перестройку характера он сделал даже главной темой пьесы «Пигмалион».

Совершенно очевидно намерение, которое преследовал Шоу, назвав пьесу именем мифического царя. Имя Пигмалион должно напоминать о том, что Элиза Дулиттл была создана Альфредом Хиггинсом таким же образом, как Галатея Пигмалионом. Человек создается человеком -- таков урок этой, по собственному признанию Шоу, «интенсивно и сознательно дидактической» пьесы. Это тот самый урок, к которому призывал Брехт, требуя, чтобы «построение одной фигуры проводилось в зависимости от построения другой фигуры, ибо и в жизни мы взаимно формируем друг друга».

Среди литературных критиков бытует мнение, что пьесы Шоу, больше, чем пьесы других драматургов, пропагандируют определенные политические идеи. Учение об изменяемости человеческой природы и зависимости от классовой принадлежности есть не что иное, как учение о социальной детерминированности индивидуума. Пьеса «Пигмалион» является хорошим пособием, в котором рассматривается проблема детерминизма. Даже сам автор считал ее «выдающейся дидактической пьесой».

Главной проблемой, которую Шоу искусно решает в «Пигмалионе», стал вопрос «является ли человек изменяемым существом». Это положение в пьесе конкретизируется тем, что девушка из Ист Энда Лондона со всеми чертами характера уличного ребенка, превращается в женщину с чертами характера дамы высшего общества. Чтобы показать, как радикально можно изменить человека, Шоу выбрал переход из одной крайности в другую. Если такое радикальное изменение человека возможно в относительно короткое время, то зритель должен сказать себе, что тогда возможно и любое другое изменение человеческого существа.

Второй важный вопрос пьесы - насколько речь влияет на человеческую жизнь. Что дает человеку правильное произношение? Достаточно ли научится правильно говорить, чтобы изменить социальное положение? Вот что думает на этот счет профессор Хиггинс: «Но если бы вы знали, как это интересно -- взять человека и, научив его говорить иначе, чем он говорил, до сих пор, сделать из него совершенно другое, новое существо. Ведь это значит -- уничтожить пропасть, которая отделяет класс от класса и душу от души».

Шоу, быть может, первым осознал всесилие языка в обществе, его исключительную социальную роль, о которой косвенно в те же годы заговорил психоанализ. Именно Шоу сказал об этом в плакатно-назидательном, но от того не менее иронично-увлекательном “Пигмалионе”. Профессор Хиггинс, пусть и в своей узкой специальной сфере, но все же опередил структурализм и постструктурализм, которые во второй половине века сделают идеи “дискурса” и “тоталитарных языковых практик” своей центральной темой.

В «Пигмалионе» Шоу соединил две одинаково волнующие его темы: проблему социального неравенства и проблему классического английского языка. Но язык не является единственным выражением человеческого существа. Выход в свет на прием к миссис Хиггинс имеет единственный промах -- Элиза не знает, о чем говорят в обществе на этом языке.

Тема урока. Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»: проблематика произведения, социально-историческая обусловленность персонажей. Неоднозначность образа Гобсека.

Деньги – главный закон мира

Бальзак

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения, проблематикой и социально-исторической обусловленностью персонажей; исследовать основные приёмы и средства характеристики героев повести, раскрыть разрушительную силу «власти золота» на людей, на межличностные и общественные отношения, выяснить суть философии Гобсека, неоднозначности этого образа; развивать навыки идейно-художественного анализа произведения; содействовать формированию представлений об истинных жизненных ценностях.

Тип урока: содержательно-поисковый.

Форма урока: урок общения с элементами театрализации и дискуссии.

Методы работы: проблемная дискуссия, театрализация, комментированное чтение, составление опорного конспекта.

Ход урока

1. Создание проблемной ситуации (диалог учителя с учениками)

- Хотите ли вы, чтобы у вас было больше денег?

- А для полного счастья сколько денег хотели бы иметь?

Сейчас мы увидим несчастного человека, который имел много денег, но хотел их иметь больше и больше.

Звучит симфония №8 Шуберта, на фоне мелодии исполняется сцена из драмы А. Пушкина «Скупой рыцарь» - монолог Скупого рыцаря .

- Кто это? Вы узнали? А где мы ещё встречали подобные персонажи?

(Гарпагон в комедии «Скупой» Мольера, Плюшкин в поэме «Мёртвые души» Н. Гоголя. Ещё встретимся с образом старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание»)


2 . Вступительное слово учителя .

Сегодня мы познакомимся с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек». Несмотря на то, что она создана почти 200 лет назад, тематика её во многом созвучна нашему времени. Проблемы нравственного выбора, которые решают герои Бальзака, - проблемы сегодняшнего дня. Понять и оценить этот выбор – значит выработать свою точку зрения.

Кем быть? Каким быть? К чему стремиться? Что сделать смыслом своей жизни? Что принимать, а что отвергать? Над этими вопросами мы будем размышлять на сегодняшнем уроке, анализируя повесть «Гобсек», в которой речь идёт о власти денег над людьми. Главному герою принадлежат слова, которые составляют сущность ХIХ века.

« В золоте сосредоточены все силы человечества. А что касается нравов, - человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна».

Главная проблема произведения – влияние «золотого мешка» на внутренний мир человека – актуальна и сегодня. Ведь мы, как когда-то герои Бальзака, живём в эпоху накопления капитала. Поэтому нам полезно внимательно присмотреться к персонажу, главной и единственной страстью которого стала нажива, и к тем героям, которые его окружают.

3. Выступления учащихся с индивидуальными карточками - информаторами.

1 карточка - информатор. История написания повести.

- Почему Бальзак остановился именно на таком варианте названия?

Бальзак пишет о своём герое: « По удивительной прихоти судьбы … старика звали Гобсек (живоглот)». Гобсек действительно поглощает многие человеческие жизни, как паук плетёт сети вокруг жертвы. Он хищник и делает свои тёмные дела для личного обогащения.

4. Беседа учителя с учениками по содержанию повести, работа над образом Гобсека.

2 карточка - информатор. Внешность Гобсека.

- Если бы вы рисовали портрет Гобсека, каким тонам отдали бы предпочтение? Какой бы фон выбрали для картины?

Создание схемы-определения Гобсека метафорами из авторского текста.

Докажите, что одна из метафор самая удачная

- Соответствует ли портрет Гобсека его сущности? Какова она, по вашему мнению?

Гобсек верит в безграничную силу и власть золота. « Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. То, что в Париже считается пороком, за Азарскими островами признаётся необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны … всяческие наши нравственные правила и убеждения – пустые слова… Вот поживите с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это … золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так уж лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Таким образом, Гобсек утверждает, что в мире нет абсолютных ценностей и истин. У разных народов своя мораль, свои законы, своё понятие о нравственности.

И лишь золото является абсолютной истиной и ценностью во всех странах и во все времена. Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.


- Что мы узнаём о прошлом Гобсека? Найдите в тексте доказательства больших испытаний, выпавших на долю Гобсека.

«Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лица хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью».

Перед посещением Гобсека Максимом де Трай ростовщик готовит пистолеты, говоря:

«…я уверен в своей меткости, потому мне случалось и на тигра ходить и на палубе корабля драться в абордажной схватке не на живот, а на смерть…»

В разговоре Дервиля с графом де Ресто стряпчий так говорит о прошлом Гобсека: «Я ничего не знаю о его прошлом. Возможно, он был корсаром; возможно, блуждал по всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами; но я глубоко уверен, что ни одна душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как он».

Обращение к картине Теодора Жерико «Плот «Медузы» - 1818-1819

Если вы внимательно читали произведение, серьёзно продумывали данные на дом вопросы, то сразу почувствуете внутреннюю связь между картиной Теодора Жерико «Плот «Медузы» и повестью, ибо Гобсек не родился ростовщиком. Когда-то он был рыцарем наживы. Возможно, он был корсаром.

- Какие нравственные уроки, идеалы вынес Гобсек из своей бурной молодости и авантюрной зрелости? По каким правилам он живёт? Какова его жизненная философия?

Гобсек – продукт своего времени, истинное порождение буржуазного мира. Он живёт по законам этого мира, принимает установленные правила игры и честно (!) их выполняет. Не случайно Дервиль в разговоре с графом де Ресто прямо говорит о Гобсеке: «…вне этих дел он человек самой щепетильной честности во всём Париже».

Гобсек кажется безжалостным, но если он хотя бы раз окажется великодушным, то разорится. Не случайно Гобсек навсегда запомнил, как однажды «пощадил одну женщину» и «доверился ей», а она здорово его «общипала». Гобсек – скептик и материалист, он много пережил, поэтому не верит в незыблемость общечеловеческих ценностей, для него не существует ни религии, ни морали. Возможно, он сам об этом сожалеет, когда «с умилением» отмечает, что белошвейка Фани «…во что-то верила». А он ни во что не верит. Поэтому герой сам создаёт своё учение, где главная истина – золото. А по уровню власти он почти сравнял себя с Богом. Не случайно, Гобсек говорит: «У меня взор, как у господа бога: я читаю в сердцах».

Не любит роскоши; живёт рационально; стремится быть незаметным. Сохраняет чувство внутренней свободы, но ценой утраты высокого человеческого содержания. Научился подавлять природные чувства и желания. Презрение к богачам сделало Гобсека непоколебимым, бесстрастным, жестоким.

5. Инсценировка по повести (Чтобы лучше понять сущность главного героя, обратимся к страницам повести)

Действующие лица: Дервиль, Гобсек, графиня Анастези де Ресто, Фанни Мальво

- Как себя проявляет Гобсек в этих ситуациях? Определите своё отношение к Гобсеку.

Первое впечатление от образа Гобсека резко негативное. Это связано с его профессией (ростовщика) и определяющей чертой характера (скупость). Бальзак обличает духовное оскуднение героя, стремление разбогатеть за счёт слабостей и несчастий других людей. Нет в этом образе ни одной положительной черты, поэтому ни автор, ни читатели не испытывают к нему никакого сочувствия.

Учитель. Таким, на первый взгляд, кажется Гобсек. Но его образ гораздо глубже.

Попробуем это понять, создав таблицу «противоречий» поведения и характера Гобсека.

Неоднозначность образа Гобсека

Гобсек богатый человек.

(всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатств)

Влачит жалкое существование.

Боится афишировать своё богатство (не поднял золотой)

Мизантроп.

Ненавидит всю свою родню.

Поддерживает дружеские отношения с Дервилем

Сосредоточил в своих руках власть над миром («…я владею миром, не утомляя себя»)

При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи

Герой, лишённый каких бы то ни было человеческих чувств: «человек – автомат»;

Великодушный человек: испытал «чувство жалости» при виде надвигающейся нищеты, грозящей графине де Ресто; Гобсек «почти умилился», увидев комнату белошвейки Фанни

«Дикарь» (испытал «злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками» после приобретения бриллиантов графини).

Образованный человек: знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве (не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера – одного из самых образованных людей своего времени)

Ростовщик.

«Гобсек – человек честный»

В нём живут

«скряга и философ» он «старик и ребёнок»

«подлое существо и возвышенное» «старый младенец»

Итак, Гобсек – сложная и противоречивая личность.

- Как использовал Гобсек свои лучшие качества? Может, он кого-то спас? Кому-то помог? Или принёс счастье, радость окружающим? Кто победил в душе Гобсека?

У Гобсека всё подчинено одной страсти – деньгам. Победили тёмные силы его натуры. В финале повести видим, как он окончательно деградирует. С его смертью всё идёт прахом. Богатство Гобсека не принесло счастья ни ему, ни другим, жизнь прошла напрасно.

Чтение сцены смерти Гобсека

«Он приподнялся на постели; его лицо чётко, как бронзовое , вырисовалось на белой подушке. Протянув иссохшие руки, он вцепился костлявыми руками в одеяло, будто хотел за него удержаться, взглянул на камин, такой же холодный, как его металлический взгляд, и умер в полном сознании, явив своей привратнице, инвалиду… образ настороженного внимания, подобно старцам древнего Рима, которых Летьер изобразил позади консулов на своей картине «Смерть детей Брута».

Молодцом рассчитался, старый сквалыга! – по-солдатски отчеканил инвалид».

Разрушительная власть золота на внутренний мир человека, на человеческие чувства и пристрастия. Одновременно писатель акцентирует, что бедняк может иметь благородство, добродетели, душевную чистоту.

6. Слово учителя.

Великий реалист Бальзак показал все социальные слои господствующей верхушки.

Анастези де Ресто – красивая, умная женщина – стала интриганкой, сожгла ценные бумаги , оставила детей без наследства.

Максим де Трай – любовник Анастези, эгоист, подлый человек. Живёт ради своего удовольствия.

- Может ли человек противостоять власти денег?

Ответ автора – да. Доказательством этого являются образы Дервиля и Фани Мальво. Они сохранили человеческое достоинство, честность, благородство. Дервиль помог детям графа де Ресто сохранить наследство и женился на Фанни).

Неужели всё сводится к деньгам? – этот вопрос звучит в конце повести. Что об этом думаете вы? Давайте проверим домашнее задание и послушаем сочинения-рассуждения на эту тему.

Учащиеся читают творческие работы

7. Итоговое слово учителя.

Вопрос этот сложный, и решается он каждым по-разному:

Все дни посвятить разврату, развлечениям, как Анастези и Максим;

Потерять рассудок над сундуками с золотом, как случилось со Скупым рыцарем Пушкина.

Лучше быть жертвой, чем мучителем;

Лучше давать деньги, чем добывать их нечестно;

Лучше умереть без денег, оставшись достойным человеком, чем погибнуть за них.

8. Выставление оценок за урок.

9. Домашнее задание.

2). Подготовить цитаты к теме «Художественные особенности повести О. де Бальзака «Гобсек».

Тема урока. Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»: проблематика произведения, социально-историческая обусловленность персонажей. Неоднозначность образа Гобсека.

Деньги – главный закон мира

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения, проблематикой и социально-исторической обусловленностью персонажей; исследовать основные приёмы и средства характеристики героев повести, раскрыть разрушительную силу «власти золота» на людей, на межличностные и общественные отношения, выяснить суть философии Гобсека, неоднозначности этого образа; развивать навыки идейно-художественного анализа произведения; содействовать формированию представлений об истинных жизненных ценностях.

Тип урока: содержательно-поисковый.

Форма урока: урок общения с элементами театрализации и дискуссии.

Методы работы: проблемная дискуссия, театрализация, комментированное чтение, составление опорного конспекта.

Ход урока

1. Создание проблемной ситуации (диалог учителя с учениками)

Хотите ли вы, чтобы у вас было больше денег?

А для полного счастья сколько денег хотели бы иметь?

Сейчас мы увидим несчастного человека, который имел много денег, но хотел их иметь больше и больше.

Звучит симфония №8 Шуберта, на фоне мелодии исполняется сцена из драмы А. Пушкина «Скупой рыцарь» - монолог Скупого рыцаря.

Кто это? Вы узнали? А где мы ещё встречали подобные персонажи?

(Гарпагон в комедии «Скупой» Мольера, Плюшкин в поэме «Мёртвые души» Н. Гоголя. Ещё встретимся с образом старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание»)


2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек». Несмотря на то, что она создана почти 200 лет назад, тематика её во многом созвучна нашему времени. Проблемы нравственного выбора, которые решают герои Бальзака, - проблемы сегодняшнего дня. Понять и оценить этот выбор – значит выработать свою точку зрения.

Кем быть? Каким быть? К чему стремиться? Что сделать смыслом своей жизни? Что принимать, а что отвергать? Над этими вопросами мы будем размышлять на сегодняшнем уроке, анализируя повесть «Гобсек», в которой речь идёт о власти денег над людьми. Главному герою принадлежат слова, которые составляют сущность ХIХ века.

« В золоте сосредоточены все силы человечества. А что касается нравов, - человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна».

Главная проблема произведения – влияние «золотого мешка» на внутренний мир человека – актуальна и сегодня. Ведь мы, как когда-то герои Бальзака, живём в эпоху накопления капитала. Поэтому нам полезно внимательно присмотреться к персонажу, главной и единственной страстью которого стала нажива, и к тем героям, которые его окружают.

3. Выступления учащихся с индивидуальными карточками - информаторами.

1 карточка - информатор. История написания повести.

Почему Бальзак остановился именно на таком варианте названия?

Бальзак пишет о своём герое: « По удивительной прихоти судьбы … старика звали Гобсек (живоглот)». Гобсек действительно поглощает многие человеческие жизни, как паук плетёт сети вокруг жертвы. Он хищник и делает свои тёмные дела для личного обогащения.

4. Беседа учителя с учениками по содержанию повести, работа над образом Гобсека.

2 карточка - информатор. Внешность Гобсека.

Если бы вы рисовали портрет Гобсека, каким тонам отдали бы предпочтение? Какой бы фон выбрали для картины?

Создание схемы-определения Гобсека метафорами из авторского текста.

Докажите, что одна из метафор самая удачная

Соответствует ли портрет Гобсека его сущности? Какова она, по вашему мнению?

Гобсек верит в безграничную силу и власть золота. « Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. То, что в Париже считается пороком, за Азарскими островами признаётся необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны … всяческие наши нравственные правила и убеждения – пустые слова… Вот поживите с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это … золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так уж лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Таким образом, Гобсек утверждает, что в мире нет абсолютных ценностей и истин. У разных народов своя мораль, свои законы, своё понятие о нравственности.

И лишь золото является абсолютной истиной и ценностью во всех странах и во все времена. Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.


Что мы узнаём о прошлом Гобсека? Найдите в тексте доказательства больших испытаний, выпавших на долю Гобсека.

«Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лица хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью».

Перед посещением Гобсека Максимом де Трай ростовщик готовит пистолеты, говоря:

«…я уверен в своей меткости, потому мне случалось и на тигра ходить и на палубе корабля драться в абордажной схватке не на живот, а на смерть…»

В разговоре Дервиля с графом де Ресто стряпчий так говорит о прошлом Гобсека: «Я ничего не знаю о его прошлом. Возможно, он был корсаром; возможно, блуждал по всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами; но я глубоко уверен, что ни одна душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как он».

Обращение к картине Теодора Жерико «Плот «Медузы» - 1818-1819

Если вы внимательно читали произведение, серьёзно продумывали данные на дом вопросы, то сразу почувствуете внутреннюю связь между картиной Теодора Жерико «Плот «Медузы» и повестью, ибо Гобсек не родился ростовщиком. Когда-то он был рыцарем наживы. Возможно, он был корсаром.

Какие нравственные уроки, идеалы вынес Гобсек из своей бурной молодости и зрелости? По каким правилам он живёт? Какова его жизненная философия?

Гобсек – продукт своего времени, истинное порождение мира. Он живёт по законам этого мира, принимает установленные правила игры и честно (!) их выполняет. Не случайно Дервиль в разговоре с графом де Ресто прямо говорит о Гобсеке: «…вне этих дел он человек самой щепетильной честности во всём Париже».

Гобсек кажется безжалостным, но если он хотя бы раз окажется великодушным, то разорится. Не случайно Гобсек навсегда запомнил, как однажды «пощадил одну женщину» и «доверился ей», а она здорово его «общипала». Гобсек – скептик и материалист, он много пережил, поэтому не верит в незыблемость общечеловеческих ценностей, для него не существует ни религии, ни морали. Возможно, он сам об этом сожалеет, когда «с умилением» отмечает, что белошвейка Фани «…во что-то верила». А он ни во что не верит. Поэтому герой сам создаёт своё учение, где главная истина – золото. А по уровню власти он почти сравнял себя с Богом. Не случайно, Гобсек говорит: «У меня взор, как у господа бога: я читаю в сердцах».

Не любит роскоши; живёт рационально; стремится быть незаметным. Сохраняет чувство внутренней свободы, но ценой утраты высокого человеческого содержания. Научился подавлять природные чувства и желания. Презрение к богачам сделало Гобсека непоколебимым, бесстрастным, жестоким.

5. Инсценировка по повести (Чтобы лучше понять сущность главного героя, обратимся к страницам повести)

Действующие лица: Дервиль, Гобсек, графиня Анастези де Ресто, Фанни Мальво

Как себя проявляет Гобсек в этих ситуациях? Определите своё отношение к Гобсеку.

Первое впечатление от образа Гобсека резко негативное. Это связано с его профессией (ростовщика) и определяющей чертой характера (скупость). Бальзак обличает духовное оскуднение героя, стремление разбогатеть за счёт слабостей и несчастий других людей. Нет в этом образе ни одной положительной черты, поэтому ни автор, ни читатели не испытывают к нему никакого сочувствия.

Учитель. Таким, на первый взгляд, кажется Гобсек. Но его образ гораздо глубже.

Попробуем это понять, создав таблицу «противоречий» поведения и характера Гобсека.

Неоднозначность образа Гобсека

Гобсек богатый человек.

(всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатств)

Влачит жалкое существование.

Боится афишировать своё богатство (не поднял золотой)

Мизантроп.

Ненавидит всю свою родню.

Поддерживает дружеские отношения с Дервилем

Сосредоточил в своих руках власть над миром («…я владею миром, не утомляя себя»)

При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи

Герой, лишённый каких бы то ни было человеческих чувств: «человек – автомат»;

«человек – »; «золотой истукан».

Великодушный человек: испытал «чувство жалости» при виде надвигающейся нищеты, грозящей графине де Ресто; Гобсек «почти умилился», увидев комнату белошвейки Фанни

«Дикарь» (испытал «злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками» после приобретения бриллиантов графини).

Образованный человек: знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве (не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера – одного из самых образованных людей своего времени)

Ростовщик.

«Гобсек – человек честный»

В нём живут

«скряга и философ» он «старик и ребёнок»

«подлое существо и возвышенное» «старый младенец»


Итак, Гобсек – сложная и противоречивая личность.

Как использовал Гобсек свои лучшие качества? Может, он кого-то спас? Кому-то помог? Или принёс счастье, радость окружающим? Кто победил в душе Гобсека?

У Гобсека всё подчинено одной страсти – деньгам. Победили тёмные силы его натуры. В финале повести видим, как он окончательно деградирует. С его смертью всё идёт прахом. Богатство Гобсека не принесло счастья ни ему, ни другим, жизнь прошла напрасно.

Чтение сцены смерти Гобсека

«Он приподнялся на постели; его лицо чётко, как , вырисовалось на белой подушке. Протянув иссохшие руки, он вцепился костлявыми руками в одеяло, будто хотел за него удержаться, взглянул на камин, такой же холодный, как его металлический взгляд, и умер в полном сознании, явив своей привратнице, инвалиду… образ настороженного внимания, подобно старцам древнего Рима, которых Летьер изобразил позади консулов на своей картине «Смерть детей Брута».

Молодцом рассчитался, старый сквалыга! – по-солдатски отчеканил инвалид».

Разрушительная власть золота на внутренний мир человека, на человеческие чувства и пристрастия. Одновременно писатель акцентирует, что бедняк может иметь благородство, добродетели, душевную чистоту.

6. Слово учителя.

Великий реалист Бальзак показал все социальные слои господствующей верхушки.

Анастези де Ресто – красивая, умная женщина – стала интриганкой, сожгла , оставила детей без наследства.

Максим де Трай – любовник Анастези, эгоист, подлый человек. Живёт ради своего удовольствия.

Может ли человек противостоять власти денег?

Ответ автора – да. Доказательством этого являются образы Дервиля и Фани Мальво. Они сохранили человеческое достоинство, честность, благородство. Дервиль помог детям графа де Ресто сохранить наследство и женился на Фанни).

Неужели всё сводится к деньгам? – этот вопрос звучит в конце повести. Что об этом думаете вы? Давайте проверим домашнее задание и послушаем сочинения-рассуждения на эту тему.

Учащиеся читают творческие работы

7. Итоговое слово учителя.

Вопрос этот сложный, и решается он каждым по-разному:

Идти дорогой и наживы, как Гобсек;

Все дни посвятить разврату, развлечениям, как Анастези и Максим;

Потерять рассудок над сундуками с золотом, как случилось со Скупым рыцарем Пушкина.

В мы будем изучать роман «Преступление и наказание», в котором писатель пришёл к важному выводу:

Лучше быть жертвой, чем мучителем;

Лучше давать деньги, чем добывать их нечестно;

Лучше умереть без денег, оставшись достойным человеком, чем погибнуть за них.

8. Выставление оценок за урок.

2). Подготовить цитаты к теме «Художественные особенности повести О. де Бальзака «Гобсек».