История понятия "информация". Историческая информатика Историческая информация

1 Основные понятия и краткая история информатики

1.1 Основные понятия информатики

В широком смысле информатика - наука о вычислениях, хранении и обработке информации, включающая дисциплины, относящиеся к компьютерным технологиям. Она аналогична англоязычным терминам computer science (компьютерные науки) в США или computing science (вычислительная наука) в Великобритании.

Основные термины, используемые в области информатики, регламентированы Межгосударственным стандартом ГОСТ ИСО/ МЭК 2382-99 «Информационные технологии. Словарь. Часть 1. Основные термины. Введен в действие 2000-07-01».

Ниже приводится краткий перечень изложенных в стандарте определений.

Информация (в обработке информации) - знание о таких объектах, как факты, события, явления, предметы, процессы, представления, включающие понятия, которые в определенном контексте имеют конкретный смысл.

Информация характеризуется следующими свойствами:

1) достоверностью;

2) актуальностью;

3) полнотой;

4) стоимостью;

5) объемом;

6) способом представления.

Данные - информация, представленная в формализованном виде, пригодном для ее передачи, интерпретации и обработки.

Текст - форма представления данных в виде символов, знаков, слов, фраз, блоков, предложений, таблиц и других знаковых средств, предназначенных для передачи смысла, интерпретация которых базируется исключительно на знании читающим естественного или искусственного языков.

Обработка информации - выполнение системой действий над информацией.

Обработка автоматическая данных - выполнение системой действий над данными: арифметические или логические операции над данными, объединение или сортировка данных, трансляция или компилирование программ или действия над текстом, такие как редактирование, сортировка, объединение, хранение, поиск, воспроизведение на экране или печать.

Аппаратные средства (аппаратное обеспечение) - все или часть физических компонентов системы обработки информации. Например, компьютеры, периферийные устройства.

Программные средства (программное обеспечение) - все или часть программ,

процедур, правил и относящаяся к ним документация системы обработки данных. Программно-аппаратное средство - упорядоченная совокупность команд и связанных

с ним данных, хранимая таким образом, что она функционально независима от основной памяти, обычно в постоянном запоминающем устройстве.

Память (запоминающее устройство) - функциональное устройство, в которое данные могут быть помещены, в котором они могут храниться и из которого могут быть извлечены.

Автоматический - относящийся к процессу или оборудованию, которые при определенных условиях функционируют без вмешательства человека.

Компьютерный центр (центр обработки данных) - средства, включающие персонал, аппаратные и программные средства, организованные для предоставления услуг по обработке информации.

Система обработки данных (компьютерная система) - один или более компьютеров, периферийное оборудование и программные средства, обеспечивающие обработку данных.

Система обработки информации - одна или более систем обработки данных и устройств, таких как офисное или коммуникационное оборудование, которые обеспечивают обработку информации.

Информационная система - система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими как люди, технические и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информацию.

Функциональная схема - схема системы, в которой основные части или функции представлены блоками, соединенными линиями, показывающими отношение между блоками.

к функциям, физическим взаимодействиям, обмену сигналами и другими, им свойственными характеристиками.

Обмен данными - перенос данных между функциональными устройствами в соответствии с набором правил управления перемещением данных и согласования обмена.

Функциональное устройство - элемент аппаратно-программного или программного и аппаратного средства, предназначенный для выполнения определенной задачи.

Виртуальный - определение функционального устройства, которое кажется реальным, но функции которого выполняются другими средствами.

Носитель данных - материальный объект, в который или на который данные могут быть записаны и с которого они могут быть считаны.

Устройство обработки - Функциональное устройство, состоящее из одного и более

процессоров и их внутренней памяти.

Компьютер - Функциональное устройство, которое может выполнять сложные вычисления, включающие большое количество арифметических и логических операций, без участия человека.

Цифровой компьютер - компьютер, управляемый программами, хранящимися во внутренней памяти, который может использовать общую память для всех или части программ, а также для всех или части данных, необходимых для выполнения программ; выполнять программы, написанные или указанные пользователем; совершать заданные пользователем манипуляции над дискретными данными, представленными в виде цифр, включая арифметические и логические операции: и выполнять программы, которые модифицируются в процессе исполнения.

1.2 Краткая история развития информационных технологий

История развития средств информационных технологий тесно связана с развитием науки. В развитии информационных технологий выделяют три направления:

1) совершенствование аппаратной части;

2) развитие теории информатизации, алгоритмизации и программирование;

3) построение информационного пространства средствами телекоммуникаций.

1.2.1 Развитие аппаратной части

Еще в древности создавались механические устройства, облегчающие выполнение численных расчетов: всевозможные варианты механических счѐт. В конце средних веков были созданы механические вычислительные машины - арифмометры. Все эти устройства условно называют механическими компьютерами нулевого поколения. Длительность этого этапа - от Древнего Египта до середины XX века. При этом использовались механические устройства для автоматизации вычислительных операций: сеты, механические арифмометры и логарифмические линейки.

Рисунок 1.1– Действующая модель механического компьютера Чарльза Бэббиджа

Однако создание полноценных программируемых вычислительных машин стало возможно только с развитием средств радиоэлектроники, математики и теории информации.

Рисунок 1.2 – Механические устройства: арифмометр и логарифмическая линейка История совершенствования аппаратной части условно подразделяют на 5 этапов: Первый этап связан с использованием для элементной базы электронных ламп и

реле. Компьютеры этого этапа предназначались для выполнения научных расчетов, как правило в военной области.

Рисунок 1.3 – Электронная лампа и электрическое реле Перед Второй мировой войной появились и использовались в научных расчетах

механические и электрические аналоговые компьютеры. В частности на аналоговых компьютерах моделировались физические явления значениями электрического напряжения и тока. Первые цифровые компьютеры или электронно-вычислительные машины (ЭВМ) появились в годы второй мировой войны.

Первый действующий прототип компьютера Z1 создал немец Конрад Цузе (нем. Konrad Zuse) в 1938 году. Это был двоичный механический вычислитель с электрическим приводом и ограниченной возможностью программирования при помощи клавиатуры. Результат вычислений в десятичной системе отображался на ламповой панели. Следующий компьютер Цузе Z2 реализован на телефонных реле, считывал инструкции с перфорированной 35миллиметровой киноплѐнки. В 1941 году Цузе создаѐт первый действовавший программируемый компьютер Z3, использовавшийся для проектирования крыла самолѐта. Z1, Z2 и Z3, были уничтожены в ходе бомбѐжек Берлина в 1944 году).

Рисунок 1.4 - Компьютер Z1 и реконструкция компьютера Z3

В 1943 году компания International Business Machines (IBM) создала по заказу военно-морского флота США первый компьютер. Его сконструировали ученые Гарвардского

университета под руководством Говарда Айкена и назвали "Марк-1". Он был построен на основе гарвардской архитектуры с использованием электромеханических реле, программа вводилась с перфоленты. Компьютер имел размеры 2 м в высоту и 15 м в длину.

Рисунок 1.5 –компьютеры Mark-1 и Colossus

В Великобритании в декабре 1943 г создан британский компьютер Colossus - первое полностью электронное вычислительного устройство, предназначенного для расшифровки закодированных с помощью немецких машин Enigma секретных сообщений. Было построено десять «Колоссов», но все они были уничтожены после войны. В 1943 году было начато

кремниевых диодов, 1500 реле, 70000 резисторов и 10000 конденсаторов (около 6 м в высоту и 26 м в длину), имел производительность 5000 операций в секунду типа сложение и 360 типа умножения, стоивший 2.8 млн. долларов по ценам того времени. Потребляемая мощность - 150 кВт. Вычислительная мощность - 300 операций умножения или 5000 операций сложения в секунду. Вес - 27 тонн. Он был построен в по заказу армии США в Лаборатории баллистических исследований для расчѐтов таблиц стрельбы. Использовался для расчетов при создании водородной бомбы. Компьютер последний раз включался в 1955 году. "ЭНИАК" послужил прототипом для создания всех последующих компьютеров..

Разработка первой электронной серийной машины UNIVAC (Universal Automatic Computer) начата в 1947 г. Эккертом и Маучли, основавшими в декабре того же года фирму ECKERT-MAUCHLI. Первый образец компьютера UNIVAC-1 был запущен в эксплуатацию весной 1951 г для бюро переписи США. Работала она с тактовой частотой 2,25 МГц и содержала около 5000 электронных ламп. В 1952 г. IBM выпустила свой первый промышленный электронный компьютер IBM 701, который представлял собой синхронный компьютер параллельного действия, содержащую 4000 электронных ламп и 12000 германиевых диодов.

В 1949 году в городе Хюнфельде (ФРГ) Конрад Цузе создал компанию Zuse KG и в сентябре 1950 года закончил работу над компьютером Z4 (единственный работающий компьютером в континентальной Европе в те годы), который стал первым в мире проданным компьютером: опередив на пять месяцев Марк I и на десять UNIVAC. Компанией Цузе создавались компьютеры, название каждого из которых начиналось с буквы Z. Наиболее известны машины Z11, продававшийся предприятиям оптической промышленности и университетам, и Z22 - первый компьютер с памятью на магнитных носителях.

В 1945 году С.А. Лебедев создал первую в СССР электронную аналоговую вычислительную машину для решения систем обыкновенных дифференциальных уравнений, которые встречаются в задачах электротехники. С осени 1948 г. в Киеве С.А. Лебедев начал разработку Малой электронной счетной машины (МЭСМ). В 1950 году МЭСМ была смонтирована в двухэтажном здании бывшего монастыря в Феофании под Киевом.

Во второй половине 50-xx годов XX века в Минске под руководством Г.П. Лопато и В.В. Пржиялковского начались работы по созданию первых белорусских компьютеров семейства «Минск-1» на Заводе вычислительных машин в различных модификациях: «Минск- 1», «Минск-11», «Минск-12», «Минск-14». Средняя производительность машины составляла 2000 - 3000 операций в секунду.

В компьютерах первого поколения выявилось противоречие между высоким быстродействием центральных устройств и низкой скоростью работы и несовершенством внешних устройств. Первым носителем данных в компьютерах была перфокарта и перфорационные бумажные ленты или просто перфоленты. Запоминающие устройства реализовывались на ферритовых кольцах, нанизанных на проволочные матрицы.

Рисунок 1.6 – Носители данных компьютеров первого поколения: перфокарта и перфолента Второй этап развития компьютеров - замена в конструкции компьютера электронных

ламп на полупроводниковые приборы. Начался во второй половине 50-хх годов XX века. (23 декабря 1947 году в лабораториях компании Bell Labs, Уильям Шоклей, Уолтер Братэйн и Джон Бардин изобрели точечный биполярный транзисторный усилитель). Это позволило снизить массогабаритные, стоимостные и энергетические показатели компьютеров и улучшить их технические характеристики.

быстродействие 250 000 операций в секунду. В эти годы возник новый тип компьютеров, предназначенный для управления технологическими процессами и получивший название управляющая вычислительная машина (УВМ) – промышленные компьютеры. Особенностями этого класса компьютеров является работа в режиме реального масштаба времени. Компьютеры стали использоваться для централизованной обработки данных в финансовой сфере.

В 1956 году IBM были разработаны плавающие магнитные головки на воздушной

RAMAC. Последняя имела пакет, состоявший из 50 металлических дисков с магнитным покрытием, которые вращались со скоростью 12000 об/мин.

В 1963 году Даглас Энгельбарт изобрѐл компьютерную мышь - устройство ввода размерной информации.

4 июня 1966 года Роберт Деннард из IBM получил патент на однотранзисторную ячейку памяти (DRAM Dynamic Random Access Memory - динамическая память с произвольным доступом) и на базовую идею 3-транзисторной ячейки памяти, используемой для краткосрочного хранения информации в компьютере.

Рисунок 1.8 - Дисковый накопитель и первая компьютерная «мышь» Третий этап - использование при производстве компьютеров технологии

интегральных схем (ИС), изобретенных в 1958 году Джеком Килби из Texas Instruments и Робертом Нойсом из Fairchild Semiconductor независимо друг от друга. Начался во второй половине 60-ых годов XX века. При этом с ростом числа компьютеров возник вопрос их программной совместимости. Компьютеры третьего поколения имели не только улучшенные технико-экономические показатели, но и изготавливались с использованием

модульного принципа технических и программных средств. Компьютеры третьего поколения могли обрабатывать данные не только в виде чисел, но и в виде символов и строк текста.

Рисунок 1.9 - Интегральные микросхемы Началом эпохи компьютеров третьего поколения явился анонс 7 апреля 1964 г.

фирмой IBM универсальной вычислительной машины IBM System/360. Ее разработка обошлась в 5 млрд. долларов США в ценах того времени. Она явилась прототипом серии ЕС ЭВМ стран членов СЭВ, производство которых началось в 1972 г. При этом возникли разные классы компьютеров: малые ЭВМ, мини-ЭВМ, настольные ЭВМ, супер-ЭВМ. Класс управляющих вычислительных машин (УВМ), именуемых теперь промышленными компьютерами и контроллерами, развивался как самостоятельно, так и совместно с остальными компьютерами.

Рисунок 1.10 – Компьютер третьего поколения IBM System/360

Компания DEC создала первый коммерческий мини-компьютер PDP-1 (размером с автомобиль) с монитором и клавиатурой стоимостью 120 тысяч долларов. Фактически PDP-1 явился первой игровой платформой для компьютерной игры Star War, написанной студентом Массачусетского технологического института (МIT) Стивом Расселом.

Четвертый этап связан с разработкой технологии больших интегральных схем (БИС) и нового класса электронных процессоров – микропроцессоров. Первый микропроцессор разработан фирмой Intel i4004 15 ноября в 1971 года для калькуляторов японской фирмы Nippon Calculating Machine, Ltd и стоил 200 долларов США. Появилась возможность качественно улучшить технические характеристики компьютеров и резко снизить их стоимость. Во второй половине 70-х стали выпускаться компьютеры четвертого поколения.

Рисунок 1.11 - – Первый микропроцессор Intel 4004

В конце 70-х годов XX века начались разработки по созданию новых микросхем сверхбольшой степени интеграции (СБИС) для систем компьютеров, обрабатывающих не только алфавитно-цифровые, но и данные в виде звука и видеоизображений.

Компьютеры стали использовать для создания детерминированных систем обработки данных. Появление микропроцессоров привело к возникновению нового класса компьютеров, являющегося в настоящее время самым широко распространенным - персонального компьютера (ПК или ПЭВМ). Первый такой компьютер - Altair 8800 был разработан фирмой

Micro Instrumentation and Telemetry system (Альбукерк, США) в 1975 г.

Рисунок 1.12 – Первый персональный компьютер (ПК) Altair 8800

ПК принадлежит особая роль в массовом проникновении средств вычислительной техники в социальную сферу. Первый действительно серийный персональный компьютер Apple-II был произведен фирмой Apple Computer (США), основанной Стивом Возняком и Стивом Джобсом в 1977 году, и стоивший 1298 долларов. В СССР в середине 80-х годов XX века выпускался его аналог под названием "Агат". Компьютер обладал цветным монитором, дисководом (надежней и быстрей, чем ранее используемый кассетный магнитофон) и программным обеспечением, рассчитанным на простого пользователя.

Рисунок 1.13 – Первый серийный ПК Apple-II

Первый мобильный ПК NoteTaker (прообраз ноутбука) был создан в калифорнийском центре PARC в 1976 году. Он включал процессор с тактовой частотой 1 МГц, 128 Кб оперативной памяти, встроенный монохромный дисплей, привод гибких магнитных дисков (флоппи-драйв) и мышку. В качестве операционной системы использовалась версия

крышку, закрывавшую собой монитор и флоппи-дисковод. весил NoteTaker 22 кг и мог работать автономно (от батарей). Всего было выпущено около 10 прототипов.

Рисунок 1.14 – Первый прообраз ноутбука NoteTaker

В 1977 году в СССР разработан первый многопроцессорный комплекс "Эльбрус-1" (15 млн. операций в секунду), идеологом архитектуры которого был Борис Арташесович Бабаян.

В 1978 году Seiko Epson представила матричный принтер TX-80, установивший новый стандарт для недорогих высокопроизводительных печатающих устройств.

Массовое распространение получили ПК с 1981 года, когда был создан IBM PC 5150

на базе микропроцессора Intel 8088, стоивший 3000 долларов США - первый ПК этой серии, оснащенный программным системным обеспечением фирмы Microsoft. В 1981-1985 годах IBM продала более 1 млн. ПК, а рассчитывала изначально 250 тыс., которые раскупили за один первый месяц. Особенностью этого ПК явилось использование принципа открытой архитектуры. Благодаря этому множество фирм стали производить компьютеры данного типа, что резко снизило цены, и сделало доступными компьютеры не только фирмам, но и отдельным частным лицам. Для данного класса компьютеров были разработаны новые типы периферийных устройств, позволяющих использовать их в системе автоматизации делопроизводства, создания единых распределенных информационных вычислительных сетей, использовать ПК как средство связи.

В марте 1979 году в ходе мероприятия «Optical digital audio disc demo» в голландском Эйндховене, был представлен первый прототип оптический носитель прототип CD, получивший название Pinkeltje, должен был заменить на рынке популярные в то время музыкальные пластинки.

Рисунок 1.15 – Персональный компьютер IBM PC 5150

7 мая 1984 году Hewlett-Packard (США) выпустила первый лазерный принтер серии LaserJet производительностью 8 страниц в минуту с разрешением 300 точек на дюйм стоимостью $3500 и ценой печати страницы $0.041.

В 1982 году компания Hewlett-Packard выпустила первый карманный компьютер - органайзер HP-75 с однострочным жидкокристаллическим дисплеем, оперативной памятью объемом 16 Кб (плюс 48 Кб ROM). Конфигурацию дополняли достаточно большая клавиатура (без отдельного цифрового блока), а также считыватель для магнитных карт, гнездо расширения памяти и интерфейс HP-IL для подключения принтеров, внешних накопителей и т.п. Устройство было оснащено интерпретатором языка BASIC и текстовымй редактором.

Рисунок 1.16 - Первый карманный компьютер - органайзер HP-75

Пятый этап начался в конце 80-х и начале 90-х годов XX века и связан с технологическим совершенствованием всех компонентов компьютера и снижению стоимости, что позволило к созданию мобильных компьютеров и массовому внедрению компьютеров во все сферы жизнедеятельности человека: производство, обучение, медицина, финансы, коммуникации, отдых и развлечения. Появились в широкой продаже новые типы внешней памяти: CD-RW диски, карты памяти. Началось использование компьютерных сетей не только специалистами, но простыми пользователями.

Появились новые устройства ввода вывода на основе электронных микросхем флэшпамяти. В 1988 году Intel выпустила первую серийную микросхему флэш-памяти типа NOR объемом 256 Кбит, стоимостью 20 USD.

Компьютеры пятого поколения предназначены для простого пользователя, не имеющего специального образования.

В 2000 г. IBM создала суперкомпьютер серии RS/6000 SP - ASCI White (Accelerated Strategic Computing Initiative White Partnership), производительностью свыше 10 TFLOPS, пиковая производительность 12,3 TFLOPS. ASCI White представляет собой 512 компьютеров, соединенных вместе, площадью с две баскетбольные площадки. Компьютер разработан для Национальной лаборатории Лоуренса Ливермора Министерства энергетики США, для моделирования ядерных взрывов и контроля за хранящимся ядерным оружием.

1.2.2 История развития информационных технологий и программирования

С точки зрения развития информационной технологии в истории вычислительной техники выделяют четыре этапа.

Первый этап (40 - 60-е годы XX века) связан с большими ограничениями машинных ресурсов компьютеров 1 -го поколения, поэтому при составлении программ особая роль

переключателей, но это допустимо только для небольших программ.

Далее был разработан машинный язык (машинных кодов), с помощью которого стало возможно задавать команды, оперируя с ячейками памяти, полностью используя возможности машины. Однако его использование для большинства компьютеров было очень сложным, особенно при программировании ввода-вывода, да и разные процессора имеют отличия в наборе машинных команд. Это привело к появлению машинно-ориентированных языков - ассемблеров, которые используют мнемонические команды взамен машинных команд. Для упрощения и ускорения процесса кодирования вычислительных алгоритмов были созданы алгоритмические языки программирования АЛГОЛ, ФОРТРАН.

В компьютере UNIVAC-1103 впервые были применены программные прерывания. Сотрудники фирмы Remington-Rand использовали алгебраическую форму записи алгоритмов под названием ― Short Cocle‖. Офицер ВМФ США и руководитель группы программистов капитан (в дальнейшем единственная женщина в ВМФ США адмирал) Грейс Хоппер разработала первую программу компилятор в 1951 г. В 1957 году группа под руководством Д. Бэкуса завершила работу над первым языком программирования высокого уровня Fortran или ФОРТРАН (от словосочетания транслятор формул) .

Второй этап (середина 60 -х начало 80 -х годов XX века) связан с экономией человеческих ресурсов. При этом произошел переход от технологии эффективного использования программ к технологии эффективного программирования. При разработке систем программирования особая роль стала отводиться экономии человеческих ресурсов. Были созданы языки программирования высокого уровня. Они напоминают естественные языки, используя слова разговорного английского языка и математические символы. Однако этот язык становился трудно управляемым разработке больших программ. Решение этой проблемы пришло после изобретения технологии структурного программирования (англ. structured programming language). Ее суть заключается в возможности разбиения программы на составляющие элементы.

Также создавались функциональные (аппликативные) языки (Пример: Lisp - англ.

LISt Processing, 1958) и логические языки (пример: Prolog - англ. PROgramming in LOGic, 1972).

В 1964 году Джон Кемени и Томас Кюртц в колледже Dartmouth, разработали язык программирования BASIC (Beginners All-purpose Symbolic Instruction Code или Многоцелевой Язык Символьных Кодов Инструкций для Начинающих). Американская Ассоциация Стандартов принимает новый 7-битовый стандарт для обмена информации ASCII (American Standard Code for Information Interchange.)

Язык программирования Pascal создан в 1969 году Никлаусам Виртом для первоначального обучения программированию.

В 1 969 году в Bell Laboratories был создан первоначальный вариант текстов

операционной системы UNIX с использованиям языка программирования С.

В 1974 г . компанией Digital Research создана операционная система CP/M, ставшая базовой для ПК на базе 8 -разрядных микропроцессоров Intel 8080 и Zilog Z-80.

Никлаусом Виртом в 1977 году разработан язык программирования Modula, а 1978 году – его дальнейшее развитие Modula -2.

В 1978 году Сеймур Рубинштейн создал компанию MicroPro International , которая впустила один из первых качественных текстовых процессоров Word Master.

В 1980 году появились первые электронные таблицы VisiCalc Рея Оззи, которые позволили проводить расчеты простым пользователям без знания языка программирования.

В 1981 году создана операционная система MS-DOS 1.0 компании Microsoft для ПК серии IBM PC.

Третий этап (от начала 80-х годов до середины 90-х XX века) - формализации

знаний. До этого этапа с компьютером работали в основном только специалисты в области программирования, задачей которых и являлось программирование формализованных знаний. За 30 лет использования вычислительной техники заметная часть знаний, накопленных в области точных наук за последние 300 лет, оказалась записанной во внешней памяти компьютера. К концу 1983 года 90 процентов пользователей компьютеров уже не являлись профессиональными программистами.

Структурное программирование оказывалось несостоятельным тогда, когда программы достигали определенного объема и сложности. В конце 1970-х и начале 1980-х были разработаны принципы объектно-ориентированного программирования (ООП). Первым языком ООП явился SmallTalk. Далее были разработаны С++ и Object Pascal (Delphi). ООП позволяет оптимально организовывать программы, разбивая проблему на составные части, и работая с каждой по отдельности. Программа на объектно-ориентированном языке, решая некоторую задачу, по сути, описывает часть мира, относящуюся к этой задаче.

В 1984 году компания Westlake Data Corporation разработала первый файловый менеджер PathMinder многофункциональная оболочка для DOS.

В 1985 году вышла первая версия программы для верстки Aldus PageMaker.

В 1985 году фирмой SEA разработан первый архиватор ARC.

1986 году разработан файловый менеджер Norton Commander 1.0 для DOS компанией Peter Norton Computing (приобретенной впоследствии компанией Symantec).

В 1986 году Ларри Уолл разработал сценарный (скриптовый) язык Perl.

В октябре 1987 году создана первая версия электронной таблицы Microsoft Excel.

В декабре 1988 г. выпущена первая версия Word for Microsoft Windows.

В декабре 1989 года разработана первая версия программы Adobe Photoshop.

22 мая 1989 года вышла операционная среда Microsoft Windows 3.0, являющаяся не самостоятельной ОС, а лишь надстройкой над MS-DOS. В середина 1989 г. вышла первая версия популярного графического пакета CorelDRAW.

В 1990 г. Microsoft разработан язык программирования Visual Basic.

В сентябре 1991 года выпущена первая версия свободно распространяемой операционной системы Linux 0.01 финским студентом Линусом Торвальдсом (Linus Torvalds).

В 1992 году создан стандарт MPEG-1, который определял 3 уровня кодирования аудио данных (третий уровень соответствует наилучшему качеству).

В ноябре 1993 году вышла операционная среда Microsoft Windows for Workgroups

Осенью 1994 году вышла ОС IBM OS/2 Warp 3.0.

В конце 1994 году принят стандарт кодирования и упаковки видеоданных MPEG-2. Четвертый этап (начался с середины 90-х XX века) связан с тем, что компьютеры в

основном используются неквалифицированными пользователями, это привело к применению простых интуитивно-понятных интерфейсов. Компьютеры превратились из средства вычисления в средства телекоммуникации и средства развлечения.

24 августа 1995 года анонс ОС Microsoft Windows 95 с новым интуитивным интерфейсом. Тогда же вышел пакет офисных программ Microsoft Office 95.

В сентябре 1995 г. IBM анонсировала операционную систему OS/2 Warp Connect 4.0. Использование систем классического программирования для разработки современного интерфейса прикладных программ, стало требовать слишком много времени от разработчика на составления его описания. Что привело к созданию систем визуального программирования или систем ускоренной разработки (RAD-систем), которые автоматически генерировали часть кода программы, отвечающую за программный интерфейс с пользователем. В 1995 году Borland выпустила среду ускоренной разработки программприложений (RAD-систему) Borland Delphi 1.0 на основе языка программирования Object Pascal для среды Windows 3.11. В 1996 году появилась первая версия RAD-системы для

языка программирования C++ Borland С Builder.

В 1996 году Microsoft выпустила ОС Windows NT 4.0 с интерфейсом, аналогичным Windows 95 и поддержкой технологии автоматической настройки аппаратной части PnP.

В декабре 1999 года вышел офисный пакет Microsoft Office 97.

В июле 1998 года вышла ОС для ПК Microsoft Windows 98.

В декабре 1999 года анонсированы офисный пакет Microsoft Office 2000 и ОС нового поколения Microsoft Windows 2000, объединившая семейства ОС Windows 9x и

Каким образом люди передают социальную информацию, обмениваются её? Это происходит в первую очередь на уровне личного общения. Это происходит с помощью слов, жестов, мимики. Этот способ человеческого познания достаточно информативен, но у него есть свой существенный недостаток – личное общение ограничено во времени и пространстве.Человек научился создавать произведения, выражающие его цели и намерения и сумел понять, что эти произведения могут стать источниками информации.В результате люди накапливают повседневный опыт и передают его последующим поколениям. Для этого они кодируют ее в материальных объектах.

Источниковедение представляет собой метод познания реального мира. Объектом при этом являются созданные людьми культурные объекты – произведения, вещи, записи-документы.

Поскольку произведения люди создают целенаправленно, то в этих произведениях отражаются и эти цели, и способы их достижения, и те возможности, которыми люди располагали в то или иное время, в тех или иных условиях. Поэтому изучая произведения, можно многое узнать о людях, которые их создали, и данный способ познания человечество широко использует.

Вопрос 45. Понятие источника, виды источников.

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события

Исторических источников очень много, поэтому они подвергаются классификации. Единой классификации нет, поскольку всякая классификация условна, да и спорна. Могут иметь место различные принципы, лежащие в основе той или иной классификации.

Поэтому существует несколько видов классификации. Например, исторические источники делятся на намеренные и ненамеренные . К ненамеренным источникам относится то, что человек создавал с целью обеспечить себя всем необходимым для жизни. Намеренные источники создаются с иной целью – заявить о себе, оставить след в истории.

По другой классификации источники подразделяются на материальные (созданные руками человека) и духовные . В то же время крупный русский историк А.С. Лаппо-Данилевский утверждал, что все источники, в том числе и материальные, являются «продуктами человеческой психики» 2 .

Существуют и другие классификации исторических источников: их объединяют по периодам создания, по видам (письменные источники, мемуары, материалы средств массовой информации и т.д.), по разным направлениям исторической науки (по политической, экономической истории, по истории культуры и пр.).

Рассмотрим наиболее общую классификацию исторических источников.

1. Письменные источники :


  • печатные материалы

  • рукописи - на бересте, пергаменте, бумаге (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы, письма, дневники, воспоминания)

  • эпиграфические памятники – надписи на камне, металле и т.п.

  • граффити – тексты, нацарапанные на стенах зданий, посуде

2. Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, одежда, монеты, медали, оружие, архитектурные сооружения и т.п.)

3. Изобразительные (картины, фрески, мозаика, иллюстрации)

4. Фольклорные (памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы, поговорки, анекдоты и т.п.)

5. Лингвистические (географические названия, личные имена)

6. Кинофонофотодокументы (кинодокументы, фотографии, фонические записи)

Поиск исторических источников – важнейшая составляющая труда исследователя. Но одних только источников для адекватного воссоздания истории недостаточно. Необходимо еще умение работать с историческими источниками, умение их анализировать.

Давно уже прошло то время, когда все свидетельства источника принимали за чистую монету. Современная историческая наука исходит из аксиомы, что показания любого источника требуют тщательной проверки. Это относится и к нарративным источникам (т.е. рассказам свидетелей и очевидцев) и к документам, которые занимают важное место в исследованиях.

Вопрос 46. Проблема достоверности информации

Исследовательская практика представляет собой бесконечное движение ко всё более полному и глубокому познанию исторической действительности. Источник, если он даже является частью какого-то факта, не даёт нам представления о факте в целом. Ни один источник не может быть отождествлён с исторической действительностью. Поэтому, говоря о достоверности источника, мы говорим о степени соответствия, информации, заложенной в нём, отображаемому явлению. Само понятие "достоверность", предполагает, таким образом, не абсолютное (100%) соответствие, а относительное.

Если этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа автора источника, использование наряду с логическими категориями познавательного процесса таких категорий как здравый смысл, интуиция, симпатия, сопереживание, то, в свою очередь, на этапе анализа содержания превалируют логические суждения и доказательства, сопоставление данных, анализ их согласованности друг с другом. Такой подход помогает решить сложные вопросы объективности гуманитарного познания.

Исследователь может установить только степень соответствия факту-событию, но не их тождество. На основании источника исследователь лишь реконструирует, моделирует факт (объект) - вербально или с помощью других средств. И если сам по себе объект системен, то это ещё не говорит о системности наших знаний о нём. Общегуманитарный метод источниковедения позволяет в данном случае определить степень приближения к познанию реальной действительности прошлого. Помогают в этом также категории как полнота и точность.

Полнота источника - это отображение в источнике определяющих характеристик, существенных черт изучаемого объекта, особенностей явления, главного содержания событий. Иначе говоря, если на основании источника мы можем составить определенное представление о реальном факте прошлого, мы можем говорить о полноте источника. Кроме того, в исторических источниках мы довольно часто встречаем отображение огромного количества мелких факторов, деталей. Они не дают возможности составить впечатление об изучаемом явлении, событии, факте. Но их присутствие позволяет конкретизировать наше знание. В этом случае мы можем говорить о точности информации исторического источника, т. е. о том, в какой степени переданы в нем отдельные детали.

Полнота - характеристика качественная, она не находится в прямой зависимости от объема информации. Две страницы текста, маленький этюд (зарисовка) могут дать большее представление о происходившем, нежели увесистый том рукописи, огромная картина и т.д.

Точность, наоборот, количественная характеристика: степень отражения в источнике отдельных деталей описываемого факта. Она существенно зависит от объема информации. Поэтому очень тесной (как сказали бы математики, прямо пропорциональной) связи между точностью и полнотой не существует. Обилие информации, перечисление деталей, наоборот, может затруднить восприятие и понимание информации источника. Вместе с тем, на определенном этапе количество деталей позволяет существенно уточнить основное содержание событий (переход количества в качество). Точно так как уточнение различных фрагментов отдельной картины способствует созданию представления о ней в целом.

Следующим моментом является уточнение происхождения информации: имеем ли мы дело с информацией, основанной на личном наблюдении, или же эта информация заимствована. Естественно, мы интуитивно доверяем больше той информации, которую можем сами наблюдать ("Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - не в этом ли магический эффект кинохроники). Об этом факте знали и авторы источников. Поэтому первейшим условием является уточнение свидетельства о личном наблюдении, даже если это автор пытается доказать. Знание условий возникновения (места, времени, обстоятельств) и психологических характеристик творца источника позволяет на этом этапе существенно скорректировать его утверждения.

Главным в критике достоверности источника является определение в анализируемом источнике внутренних противоречий или противоречий с сообщениями других источников и причин этих противоречий. В ходе сопоставления источников у исследователя не всегда есть возможность использовать в качестве критерия те из них, достоверность которых сомнения не вызывает. Вследствие этого часто приходится прибегать к перекрестной проверке. При расхождениях возникает необходимость решать вопрос, какой из источников считать более достоверным. При этом необходимо руководствоваться результатами критики источников.

Вопрос 47. Методика работы с источником

Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

· Источник дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

· Письменный источник передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.

Интерпретацию проводят с целью установить (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. От интерпретации исследователь переходит к анализу его содержанию. Для него становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователя человека другого времени. Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, и обосновывает свою позицию.

По мнению Марка Блока, сами по себе источники ничего не говорят. Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию. Блок приводит в качестве примера жития святых эпохи раннего Средневековья. Эти источники как правило не содержат достоверных сведений о самих святых, зато они проливают свет на образ жизни и мышления своих авторов .

Историк культуры Владимир Библер считал, что вместе с созданным когда-то руками человека историческим источником из прошлого в наше время попадает «фрагмент прошедшей действительности» . После позитивной идентификации источника исследователь начинает заниматься реконструктивной работой: сопоставлением с уже известными источниками, мысленной достройкой, заполнением лакун, исправлением искажений и очисткой от более поздних напластований и субъективных интерпретаций. Главным для историка является определить, действительно ли описанное в источнике или донесенное им событие - факт, и что этот факт действительно был или происходил. В результате, историк расширяет попавший в наше время фрагмент прошедшей действительности и как бы увеличивает его «историческую площадь», более полно реконструрирует сам источник, углубляет его истолкование и понимание, а в итоге - увеличивает историческое знание:

Расшифровывая исторический факт, мы включаем в современную действительность фрагменты действительности прошедшей и тем самым раскрываем историзм современности. Мы сами развиваемся как культурные субъекты, т. е. субъекты, прожившие долгую историческую жизнь (100, 300, 1000 лет).Мы действуем как исторически памятливые субъекты .

Несмотря на то, что правая часть надписи не сохранилась, попытки расшифровать грамоту оказались успешными. Оказывается, что нужно было читать ее по вертикали, приставляя к букве верхней строчки - букву нижней, а затем начинать все сначала, и так до последней буквы. Часть недостающих букв была восстановлена по смыслу. Непонятная надпись была шуткой новгородского школяра, написавшего: «Невежа писа не дума каза, а хто се цита...» - «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает...» . В результате работы с куском бересты исследователь не только расшифровал надпись, но и получил представления о характере людей и культуре того времени. Он также генерировал новое знание о древнерусской культуре и о психологии людей исследуемой эпохи, или, словами Библера, расширил площадь фрагмента прошлого:

В нашем времени теперь присутствует (в качестве факта) именно такая, действительно осмысленная берестяная грамота. Присутствует и актуально существует кусок быта XII в. вместе с характерным грубоватым юмором, розыгрышем, «обрывком» взаимоотношений .

Для успешной работы с историческими источниками требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и широкий культурный кругозор.

Вопрос 48 Критика источника

Любой источник содержит в себе информацию, содержания. Исследователь смотрит два аспекта – полнота источника и его достоверность. Под первым понимается информативная ёмкость, т.е. исследователь смотрит, о чём пишет автор источника, что он хотел сказать, что написал, о чём автор знал, но не написал, есть явная информация и есть скрытая информация. Полнота источника изучается путём сравнения с другими источниками, посвящённых этому же событию. Имеется ли в нём уникальная информация. После этого, исследователь переходит к изучению достоверности источника. Он выявляет, насколько написание фактов соответствует реальным историческим событиям. Это апофеоз критики. Существуют два приёма выявления правды:

1. Сравнительный приём: интересующий нас источник сравнивается с другими источниками. Мы должны учитывать, что при сравнении мы не должны требовать от источников абсолютного совпадения в описании. Можно ожидать некого подобия. Разные виды источников по-разному описывают одни и те же события.

2. Логический приём: делится на два подвида: изучение с т. зр. формальной логики, изучение с т. зр. реальной логики.

Внешняя критика – включает в себя анализ внешних признаков имеющегося материала, с целью установления его вероятного происхождения и подлинности.Письменный источник необходимо подвергнуть изучению на предмет вероятного авторства, времени и места создания, а также бумаги, почерка, языка, проверить наличие поправок и вставок…

Затем, начинается следующий этап: внутренняя критика . Здесь, работа ведется уже не с формой, а с содержанием. Поэтому, процедуры внутренней критики более актуальны для авторских источников Причем, анализируется, как содержание текста, так и личность автора (в случае, если ее удалось установить). Кто был автор? Интересы какой группы он мог отстаивать? С какой целью был создан этот текст? На какую аудиторию он был рассчитан? Как информация этого текста соотносится с другими источниками? Количество подобных вопросов может исчисляться десятками... И лишь часть информации, выдержавшая все этапы критики, и сравнение с параллельными источниками – может считаться относительно достоверной, и лишь в том случае, если выяснится, что у автора не было явных оснований искажать правду.

Вопрос 49 Критика и атрибуция источника

Исследователь должен определить и понять тот смысл, который вкладывал в данное произведение создатель источника. Но прежде необходимо установить имя автора источника. Знание имени автора или составителя источника позволяет точнее установить место, время и обстоятельства возникновения источника, социальную среду, в которой он возник. Масштаб личности создателя произведения, степень завершенности произведения, цель его создания - все эти параметры определяют совокупность информации, которую можно почерпнуть из него. "Увидеть и понять автора произведения - значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир, то есть другой субъект", - писал М.М. Бахтин.Таким образом, как при датировке, локализации, так и при атрибуции решаются две взаимосвязанные задачи:

Прямые указания на автора. Важным основанием для установления тождества личности является прямое указание собственного имени человека или антротопонима.В личном имени в древний период нашей истории различали каноническое (крестное, монашеское или схимническое) и неканоническое имя. В результате, как отмечает Э.М. Загорульский, - временами складывается представление, что действуют разные князья, в то время как на самом деле это одна и та же личность.

Выявление авторских особенностей довольно часто осуществлялось путем фиксации внешних деталей авторского стиля, присущих тому или иному человеку, и, в частности, любимых слов, терминов, а также фразеологических оборотов и выражений (авторского стиля).

Широкое распространение при установлении авторства получила теория стилей, значительный вклад в разработку которой внес В.В. Виноградов. Согласно системе В. В. Виноградова определяющими показателями общности стиля являются лексические и фразеологические признаки, а затем грамматические. При этом необходимо учитывать опасность принять социально-групповое или жанровое за индивидуальное.

Использование такого подхода довольно часто осложняется тем, что довольно часто автор подражает, являясь обычными компилятором. Кризис традиционных методов атрибуции привел к тому, что в 1960-1970-е гг. постепенно стало нарастать число исследователей, разрабатывавших новые математико-статистические методы установления авторства Использование компьютерной техники способствовало количественному росту таких исследований и расширению их географии. следует отметить работу по формализации текстов, проводимую коллективом исследователей МГУ (Л.В. Милов; Л.И. Бородкин и др.). В формализованном тексте выявлялись парные встречаемости (то есть соседства) тех или иных классов (форм).

Внешняя критика – включает в себя анализ внешних признаков имеющегося материала, с целью установления его вероятного происхождения и подлинности. авторства, времени и места создания, а также бумаги, почерка, языка, проверить наличие поправок и вставок…

внутренняя критика . Здесь, работа ведется уже не с формой, а с содержанием. Поэтому, процедуры внутренней критики более актуальны для авторских источников. Причем, анализируется, как содержание текста, так и личность автора (в случае, если ее удалось установить). Кто был автор? Интересы какой группы он мог отстаивать? С какой целью был создан этот текст? На какую аудиторию он был рассчитан? Как информация этого текста соотносится с другими источниками?

Порой глянешь по сторонам и кажется, что современного мира вне IT не существует. Однако есть области человеческой жизни, очень слабо затронутые компьютеризацией. Одна из таких областей - история. И как наука, и как учебный курс. Конечно, работа за компьютером едва ли когда-то заменит историкам ковыряние в архивах. Но уж изучать историю по нарисованным в учебнике статическим картам, а порядок событий выстраивать, тщательно выписывая на бумажку даты в порядке возрастания - это точно прошлый век. Однако инструментов для наглядного изучения истории не так-то много и найти их очень непросто.

Если вы хотите узнать, какие есть интерактивные исторические карты, где стоит посмотреть на представление событий в форме таймлайнов и как делать сложные запросы к википедии типа «все государственные деятели, работавшие в Европе в 1725 году» - читайте дальше.

С чего все началось: на летней школе мы взялись делать интерактивную карту исторических событий на базе википедии. Я не даю прямую ссылку на проект, поскольку проект очень сырой (над ним работала команда из 4 прекрасных десятиклассников, но много ли успеешь за 3 недели), а еще потому что сервер имеет обыкновение «падать» и без хабраэффекта.
Нам хотелось на карте отобразить события, происходившие в разные исторические эпохи - и это отчасти получилось: у нас есть карта битв с их описаниями. На тот момент, когда мы занимались этим проектом, мы знали лишь про пару интерактивных исторических атласов, и ни один из них не показывал на карте события.

Я полагаю, что этих карт так мало потому что все сталкиваются с теми же проблемами, что и мы: исторические данные не структурированы. Нет машиночитаемых баз данных, откуда можно выгрузить информацию о важных исторических событиях. Историки, если и заводят базы данных, описывают в них, как правило, лишь свою узкую предметную область - типа карты укреплений Римской империи. Это может быть интересно и полезно историкам, но вряд ли простые люди могут извлечь из такой карты для себя много пользы. Вторая проблема - полное отсутствие данных про границы стран в исторической перспективе. Вы можете найти сотни атласов древних эпох, но координаты границ вам придется переносить с атласов вручную. Третья проблема - отсутствие каких-либо стандартов описания исторических данных. Даже нормального формата описания даты не существует, стандартные типы данных и форматы ломаются о годы до нашей эры. Что уж говорить про разные календари или неточно определенные даты?..

Проблемы недостатка машиночитаемых исторических данных еще ждут своего решения (мы работаем над этим, присоединяйтесь, работы на всех хватит). Но все же некоторые проекты по своему справляются с этим…

Как гласит народная мудрость: «После того, как вы сломали прибор, изучите инструкцию». Уже после того как мы сделали свою карту, мне удалось найти несколько других проектов с интерактивными картами и другими способами визуализировать историю и добывать исторические данные. Но на то, чтобы откопать эти ресурсы в недрах интернета мне понадобилась какое-то совершенно неприличное количество времени, поэтому я решил собрать всё, что нашел, в одном месте.

Первая категория - интерактивные исторические карты . Это не карты моей мечты, но вполне рабочие продукты. Их довольно много (и я не перечисляю тут еще совсем узкоспециализированные), но действительно хороших среди них всего пара, увы. Отдельно печалит, что среди них нет локализованных проектов, а значит по ним тяжело учить русскоязычных школьников.

  • Самая няшная карта, да еще и имеющая очень широкие возможностями для визуализации - это Chronas . Она сложновата для того, чтобы изучить её самостоятельно, поэтому посмотрите видео-ролик про её возможности. Это красиво и сильно. На карте отмечены исторические события разных типов со вспомогательной информацией, что позволяет знакомиться с историей, не отрываясь от карты.

    Информация на карте добыта в том числе из википедии и викиданных. Исторически карта неточна, о чем сообщают многие пользователи, знакомые с историей Китая. Но в проекте присутствуют зачатки вики-редактирования карт, так что когда-нибудь ошибки будут исправлены.

    Из вводного видео можно также узнать об довольно широких возможностях визуализации статистической информации (типа населенности, исповедуемых религий итп) о разных эпохах. Не все из этих визуализаций просты и наглядны, но сама возможность так делать - это здорово.

  • Есть карта Running Reality с весьма подробной разметкой территорий. Проект хочет описать историю вплоть до истории улиц и для этого позволяет вики-редактирование карты (как я понимаю, не в веб-версии). У них довольно бедная визуализация исторических данных, зато очень грамотная модель данных, которая позволяет описывать альтернативные ветки истории (что полезно, когда у историков существует несколько гипотез, того, «как всё было на самом деле»). Они пишут, что веб-карта сильно моложе и урезана в возможностях по сравнению со standalone, а standalone версию я не тестировал (не запустилась). Впрочем, она так же бесплатна, как и веб. Если у вас получится её запустить, пишите ваши отзывы в комментариях.
  • Карту geacron я нашел давным-давно. Она нарисована историками по источникам и атласам, а значит, вероятно, что она точнее других отражает историю. Но интерактивности этой карте серьезно не хватает. Помимо режима карты, на сайте есть timeline по исторически значимым периодам. Уныло, зато приоритезировано настоящими историками. Одна из проблем предыдущих карт заключается в том, что там важные события и проходные идут на равных. Geacron этого, вроде, избегает за счет ручного курирования данных.
  • Карта Spacetime с поиском событий по категориям. Не зажигательная, но сделанная неплохо (а уж на фоне близкого к нулю количества подобных карт...) И это снова википедия и викидата.
  • Проприетарный атлас CENTENNIA без веб-версии. Мне кажется, что, в видео-роликах типа «1000 лет европейской истории за пять минут» обычно используется эта карта.
  • Timemaps - довольно слабенький клон geacron-а, но кому-то может быть удобнее.
  • upd: История урбанизации - анимированная карта, на которой показываются времена возникновения городов.
  • upd: World population history - карта численности населения во времени. Также на ней указываются всякие вещи типа ожидаемой продолжительности жизни, уровня парниковых газов итп. Отмечены некоторые важные вехи в истории человечества
  • upd2: Wordology - набор очень простеньких интерактивных карт по разным периодам истории. Вероятно, ручная работа. Детализация минимальна, интерактивность тоже не блещет.
Вторая к категория - разное. Это интересные околоисторические проекты, которые я нашел по пути.
  • Исторические таймлайны на Histropedia . Я не очень люблю такой стиль представления данных, как ось времени, но а) за неимением лучших средств визуализации, можно и ими пользоваться, б) эти таймлайны действительно хорошо сделаны и удобны, в) эти таймлайны можно редактировать, а также создавать собственные, г) можно создавать таймлайны не руками, а запросом к викиданным, д) довольно много таймлайнов уже сделано за вас, и их приятно изучать.
  • Wikijourney - карта с геотэгированными вики-статьями про эти места. Предполагается, что она используется для достопримечательностей, но в википедии есть статьи чуть ли не о каждой улице Москвы и о каждой станции метрополитена - так что я вижу вокруг себя довольно бытовой список «достопримечательностей». На вышеупомянутом Chronoas"е , кстати, на карте тоже есть фотки, каким-то образом отнесенные к месту-времени. Отнесение ко времени, впрочем, довольно условное: сколько этому фотографированию лет?..
  • Инструменты визуализации данных гуманитарных исследований. Последние полвека существует наука «Digital humanities» - компьютерные методы гуманитарных исследований. Я бы сказал, что эта наука еле теплится, судя по тому, как мало сделано до сих пор… но тем не менее. Так вот, для историков, филологов, археологов и прочих специалистов разработано некоторое количество инструментов визуализации. Большей частью это визуализации всяких связей между объектами. В графе, на карте, в облаке тэгов, во временной перспективе итд.
    Например, Стэнфорд разработал ряд подобных инструментов (я несколько раз натыкался на упоминание их инструмента Palladio , видимо это главный их инструмент).
    Также есть проект NodeGoat - они хорошо заточены под визуализацию linked data (см. ниже). Вот, скажем, их карта битв на основе данных из wikidata и dbpedia. Карта смотрится здорово, хотя путешествовать по ссылкам на привязанные объекты не слишком удобно. Кстати, если кликнуть, например, на точку с событиями, «случившимися» в самом центре России, вы увидите общую проблему всех карт, сделанных путем парсинга информации: неправильное отнесение события к месту и времени.
Третья категория - моя любимая; за ней будущее, определенно. Linked data .
Размеченные графы знаний или семантические сети, вот это вот всё. Мощнейшая технология для составления сложных поисковых запросов. Она развивается уже давно, но в народ не вышла до сих пор. Основной причиной тому сложность использования и, особенно, сложность изучения: материалов мало, и почти все материалы рассчитаны на программистов. Я составил небольшую подборку хороших и доступных учебных материалов , которые позволят простому человеку освоить этот инструмент за пару часов. Это не быстро, зато за это время ваш «google-fu» усилится в разы.

Технологию семантических сетей берут на вооружение все крупные поисковые и информационные системы. В частности, сейчас многие учатся переводить естественный язык в формализованные запросы такому графу. Наверняка следственные органы и разведывательные службы пользуются этим (учитывая, что один из самых популярных графов знаний делается по CIA Factbook). Можно придумать миллион способов использовать эту технологию в любой аналитической работе: для государства, для бизнеса, для науки и даже для планирования домашнего хозяйства.

Может через несколько лет поисковые системы и научатся расшифровывать часть ваших вопросов на естественном языке и отвечать на них. Но вы сами можете воспользоваться всей мощью этого инструмента уже сейчас и получить куда большую гибкость, чем вам даст любой поисковик. Итак, учебные материалы:

  • Есть отличнейший туториал «Using SPARQL to access Linked Open Data» (на сайте The Programming Historian) о том, что такое linked data, и зачем они нужны. Я считаю, что каждый образованный человек должен выучить основы SPARQL, так же как каждый человек должен уметь гуглить. Это буквально про то, как строить сложные и мощные поисковые запросы (см. примеры ниже). Пусть вы не будете пользоваться этим каждый день, но когда придёт очередная задача по поиску и анализу информации, требующая месяца ручной работы, вы будете знать, как этого избежать.

    Скажу честно, несмотря на хорошую подачу, материал всё равно довольно сложный: формат данных RDF, онтологии и язык запросов SPARQL. Пока я не нашел эту статью, я мог только восхищаться тому, как круто люди им пользуются, но вообще не понимал как это заставить работать. The Programming Historian дает сложный материал на очень понятных примерах и показывает, как этим пользоваться.

    Их сайт , кстати, небезынтересен уже своим названием. Они учат историков пользоваться вычислительными инструментами и программированием для исследований. Потому что капелька программирования любую работу делает проще.

  • Хороший вводный видеоурок на 15 минут о том, как делать запросы к викиданным, а затем визуализировать их в histropedia. Чисто практическое занятие, после которого вам будет понятно, какие кнопочки тыкать, чтобы составить свой запрос и посмотреть результат в удобоваримом виде. Рекомендую после туториала посмотреть это видео и затем приступить к практике.
  • Примеры запросов, чтобы проникнуться мощью инструмента. Не стесняйтесь нажать «Run». В окошке запроса можно мышкой наводить на идентификаторы - во всплывающей подсказке вам покажут, что скрывается за загадочными wdt:P31 и wd:Q12136. Итак: запрос, возвращающий всех женщин-мэров крупных городов или. Эти проекты ставят своей целью сделать источники связанных машиночитаемых данных, постоянно пополняемые сообществом. Еще есть всякие более консервативные источники данных, поддерживаемые музеями - про коллекции объектов искусства и археологии, словари географических названий и биографий, биологические онтологии. И наверняка еще много чего другого. Гуглить по словам «SPARQL endpoint».
Надеюсь, что эта запись поможет не только вам утолить свое любопытство, и увлечь ваших знакомых школьников наглядностью истории, но и пробудит вашу фантазию на тему новых инструментов и баз исторических данных. Работы в области исторической информатики - непаханное поле. Присоединяйтесь, господа!

Историческое прошлое познается с помощью различных средств информации, имеющих о нём какие-то сведения. Эти сведения содержат в себе объекты, которые вследствие соприкосновения или взаимодействия с другими объектами несут в себе те или иные следы этого соприкосновения или взаимодействия. Историческая информация, содержащаяся в подобных объектах, существует объективно, но она может быть извлечена из них только после соответствующей обработки субъектом-исследователем. Эта обработка включает в себя ряд исследовательских процедур, и чем эти процедуры полнее и тщательнее, тем объективнее и многостороннее получаемое с их помощью историческое знание.

Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.

Все источники делятся на исторические остатки и исторические предания.

Исторические остатки: вещественные источники; из письменных – источники актового характера (документы, в которых в форме юридических норм зафиксированы государственные постановления, договоры, материалы делопроизводства и т. д.) В таких источниках историческая действительность сохранилась без интерпретации, искажения.

Исторические предания (традиции): повествовательные источники – исторические труды (летописи, хронографы, сказания), описания путешествий, письма, мемуары, дневники, материалы периодической печати, литературные произведения. Такие источники представляют историческое событие в том виде, как оно отразилось в сознании людей (не непосредственно, а опосредованно).

Другой вариант классификации исторических источников выглядит следующим образом:

Письменные источники

Вещественные источники

Этнографические источники (обряды и т. д.)

Устные источники

Лингвистические источники

Кино-фотодокументы

Фонодокументы (грампластинки, магнитофонные записи, и т. п.)

Следует обратить внимание, что источник легко может перейти из одной группы в другую.

Самая большая группа источников – письменные. Письменные документы делятся на:

Информационные

Научные, научно-популярные

Нормативные

Политико-идеологические

Публицистические

Статистические

Философские.

Огромное количество информации для историков содержат мифы. Пользование мифологией как средством для исследования истории и законов человеческого познания является относительно новой научной отраслью. Многие мифы возникли гораздо раньше, чем были записаны. До изобретения письменности они передавались от поколения к поколению в устной форме. Кроме того, представители одного народа, проживающие в различных областях, создавали различные модификации одних и тех же мифов. Всё это создаёт определённые трудности при работе с мифом как с источником, но и даёт больше возможностей для сравнения.

Большую роль в изучении жизни первобытных людей играет этнография, которая занимается изучением всех сторон культуры современных отсталых обществ и проецирует свои наблюдения и выводы на исторический процесс в первобытности.