Мир природы в повести ася. 

Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».

Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.

Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг.

«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.

Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя.

Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна.

Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини.

Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

    • Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
    • Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Т. Виныникова Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
    • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
    • Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, которые стали классикой. Повесть «Вешние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и поисков. В основу сюжеты положены отношения русского интеллигента, Дмитрия Санина, и юной красавицы-итальянки, Джеммы Розелли. Раскрывая на протяжении повествования характеры своих героев, Тургенев подводит […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
    • И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние […]
    • В 1852 году И.С.Тургенев написал повесть «Муму». Главный персонаж повести - Герасим. Он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. Такие персонажи встречаются в русских народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью. Для меня Герасим - это яркий и точный образ русского народа. С первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему русскому народу той эпохи. Всматриваясь […]
    • «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием. В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних […]
  • Ответ оставил Гость

    Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна.

    В раскрытие глубин духовного состояний любящего человека Тургеневу помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души» .

    Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающее за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать: романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.

    Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хот до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе.

    Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг: ? «огнистый» , потом ясный и алый; вино «заблестело таинственным блеском» , освещенные деревья имеют «праздничный и фантастический вид» и, наконец, «лунный столб» через реку, который разбивает герой.

    «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили» , – засвигала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.

    Продолжающиеся знакомство с Ганиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» . Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым и довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» . Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей…» . Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу.

    Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо» . Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда») , нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры.

    Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами. Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг. «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете. Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя. Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна. Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини. Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

    В первую очередь стоит отметить, что повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».
    Итак, вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.
    Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг.
    «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», - закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.
    Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя.
    На мой взгляд, прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна.
    Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини.
    Несомненно, лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

    Справочный материал для школьника:

    Тургенев Иван Сергеевич - известный русский писатель, поэт и переводчик. Входит в плеяду лучших писателей «Золотого века» русской литературы.
    Годы жизни: 1818-1883.

    Дворянское гнездо
    Накануне
    Отцы и дети
    Муму
    Постоялый двор
    Записки охотника (сборник рассказов)
    Фауст
    Затишье
    Поездка в Полесье
    Ася
    Первая любовь
    Холостяк.

    ## Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова‑Щедрина - глава «О корени происхождении глуповцев» ##

    В первую очередь стоит отметить, что «История одного города» - это величайшее сатирическое полотно‑роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. «История одного города» показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники - самодуры 70‑ых гг. отличались от дореформенных только тем, что грабили более современными, капиталистическими способами.
    Стоит заметить, что город Глупов - олицетворение самодержавной России, русского народа. Его правители воплощают в себе конкретные черты исторически достоверных, живых правителей, но черты эти доведены до «логического конца», гиперболизированы. Все жители Глупова - и градоначальники, и народ - живут в каком‑то кошмарном сне, где вполне объяснимо появление правителя с органчиком вместо головы, жестоких оловянных солдатиков вместо живых, идиота, мечтающего уничтожить все на земле, головотяпа, который ходил «комара восемь верст ловить» и т. п. Эти образы строятся так же, как и образы народной фантазии, но они страшнее, потому что реальнее. Чудовища глуповского мира порождены этим же миром, вскормлены его гнилой почвой. Поэтому сатирик не ограничивается в «Истории одного города» одним высмеиванием правителей города, он горько смеется и над рабским терпением народа.
    Очевиден тот факт, что глава «О корени происхождения глуповцев» должна была по замыслу писателя показать традицию появления любимого занятия градоначальников - сечения и взыскания недоимок.
    Первоначально глуповцы назывались головотяпами, потому что «имели привычку тяпать головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадается ─ об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают». Это «тяпание» уже достаточно говорит о душевных, прирожденных качествах головотяпов, развившихся в них независимо от князей. С горьким смехом М. Е. Салтыков‑Щедрин пишет, что «собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого‑нибудь порядка». «Началось с того, что Колгу толасном замесили, потом желемка на баню тащили, потом в кошеле кошу варили» и совершали другие бессмысленные дела, из‑за которых даже два глупых найденных князя не пожелали «володеть» головотяпами, назвав их глуповцами. Но никак не мог народ сам собой устроиться. Непременно нужен был князь, «который и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит!» Здесь сатирическому осмеянию подвергается «народ исторический», «выносящий на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п.», которому писатель, как он сам признавался, сочувствовать не мог.
    Добровольно отдались головотяпы в кабалу, «воздыхали неослабляючи, вопияли сильно», но «драма уже совершилась бесповоротно». И началось притеснение и обворование глуповцев, доведение их до бунтов, выгодных правителям. А «исторические времена» для Глупова начались с вопля: «Запорю!» Но несмотря на резко критическое отношение к народной пассивности, покорности и долготерпению, автор в «Истории одного города» в других главах рисует облик народа проникновенными красками, особенно ярко проявляется это в сценах народных бедствий.
    Стоит отметить, что в своем произведении автор не ограничивается показом картин произвола правителей и долготерпения народа, он раскрывает и процесс нарастания гнева угнетенных, убеждая читателей, что так дальше продолжаться не может: либо Россия прекратит свое существование, либо наступит такой перелом, который сметет с лица земли русской существующей государственный строй.

    Справочный материал для школьника:

    Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - выдающийся русский писатель
    Годы жизни: 1826-1889.
    Наиболее известные труды и произведения:
    Господа Головлевы
    История одного города
    Пошехонская старина
    Убежище Монрепо
    Годовщина
    Добрая душа
    Испорченные дети
    Соседи
    Чижиково горе

    Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса. В главе «От издателя» автор особенно настаивает на подлинности «Летописца» и предлагает читателю «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах».
    «Летописец» открывается «Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца». Архивариус видит задачу летописца в том, чтобы «быть изобразителем» «трогательного соответствия» — власти, «в меру дерзающей», и народа, «в меру благодарящего». История, таким образом, представляет собой историю правления различных градоначальников.
    В начале приводится глава доисторическая «О корени происхождения глуповцев», где повествуется о том, как древний народ головотяпов победил соседние племена моржеедов, лукоедов, кособрюхих и т.д. Но, не зная, что делать, чтобы был порядок, головотяпы пошли искать себе князя. Не к одному князю обращались они, но даже самые глупые князья не хотели «володеть глупыми» и, поучив жезлом, отпускали их с честию. Тогда призвали головотяпы вора-новотора, который помог им найти князя. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя вора-новотора. Самих же головотяпов назвал князь «глуповцами», отсюда и пошло название города.
    Глуповцы были народом покорным, но новотору нужны были бунты, чтобы их усмирять. Но вскоре он до того проворовался, что князь «послал неверному рабу петлю». Но новотор «и тут увернулся: […] не выждав петли, зарезался огурцом».
    Присылал князь и ещё правителей — одоевца, орловца, калязинца, — но все они оказались сущие воры. Тогда князь «…прибых собственною персоною в Глупов и возопи: „Запорю!“. С этими словами начались исторические времена».
    Далее идёт «Опись градоначальникам в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным», после чего подробно приводятся биографии «замечательнейших градоначальников».

    Лекция, реферат. Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Содержание
    История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
    Образы животных в баснях И. А. Крылова
    История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
    «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Маша Миронова – воплощение русского национального характера
    Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)
    Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?
    Почему не удался побег Мцыри?
    Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение
    Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    Хлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие III, явление VI)
    Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)
    Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    «Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни
    «Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)
    Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
    Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася»
    Кто виноват в страданиях героини? По рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
    Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
    Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
    Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
    Осень в лирике русских поэтов по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
    Весна в лирике русских поэтов по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»
    Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»
    Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш»
    Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»
    Челкаш и Гаврила по рассказу М. Горького «Челкаш»
    «Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока
    Стихотворение А. А. Блока «Россия»
    Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина
    Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина
    Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»
    Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 1 й вариант
    Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 2-й вариант
    Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 1-й вариант
    Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 2-й вариант
    Проблема Честь и долг в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Фольклорные традиции в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова Щедрина - глава «О корени происхождении глуповцев»

    Предварительный просмотр:

    «РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ ПО ПОВЕСТИ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ»

    Луканина Марина Юрьевна

    учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 8 г.Томска

    Швейцарский философ Анри Алигель не без основания считал, что пейзаж в искусстве представляет собой, прежде всего, состояние души художника. Бывают произведения, подчас даже не самые масштабные в наследии того или иного классика, в которых, однако, раскрываются многие идейные и творческие особенности писателя, звучат его любимые мысли, его восприятие обстоятельств и героев в них.

    И.С.Тургенев был убеждён в том, что человек связан с природой «тысячью неразрывных нитей: он сын её». Об этом он позже скажет в рецензии на «Записки ружейного охотника» С.Т.Аксакова, но это убеждение возникает в самом начале поэтической деятельности - приобщение к жизни природы связывалось у него со стремлением к душевному равновесию. Писатель ратовал за «настоящие, тёплые и живые описания», в которых мельчайшие оттенки пейзажа подчинялись бы общему тону изображения, поэтому Тургенева привлекает природа уравновешенная, умиротворённая, кроткая, а не её стихийные, хаотические проявления, но, сколько скрытого драматизма содержат его пейзажные зарисовки - средство раскрытия характера персонажа. Повесть «Ася» стала таким произведением, в котором «история души человеческой», история любви дана через призму пейзажа. Являясь частью сюжетного строения, пейзаж играет здесь важную роль и в описании обстоятельств, происходящих в повести, кроме того, как и в поэзии, помогает понять внутренний мир Аси и господина Н.Н., выполняет функцию психологического параллелизма, и именно через описание пейзажа Тургенев передаст душевное и эмоциональное состояние главных героев.

    Если у Ф.М.Достоевского пейзаж - это фон, на котором разворачиваются события, дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц, то у Тургенева это, наряду с Асей и господином Н.Н., один из героев повести, другое «я» автора, помогающее понять и охарактеризовать внутренний мир, развитие души, характер персонажа. Писатель справедливо отмечал: «… везде видишь автора вместо природы; а человек только и силён тогда, когда он на неё опирается». Это замечание Тургенева - художника принципиально: не замещать природу собою, не уподоблять себе, а на неё опираться в поисках и обретении творческих сил.

    В «Асе» формируется такого рода воззрение на природу, которое было бы «согласно с её истинным смыслом», а для этого нужно - «отделиться от самого себя и вдуматься в явления природы». Безусловно «живое наблюдение природы» - труднейший путь постижения её законов и единственно возможный для художника слова.

    В начале повествования господин Н.Н. отделяет мир природы от мира людей, для него гораздо понятнее многообразие лиц: «… лица живые, человеческие лица – речи людей, их движения, смех – вот без чего я обойтись не мог», а вот природа для него непонятна, и на её красоту или таинственность он не может откликнуться, не может быть гармоничным ей. Примечательно и то, что герой не воспринимает окружающую красоту природы как единое целое, он не видит себя в ней – это красноречивая характеристика внутреннего содержания господина Н.Н., он явно не романтик, скорее, прагматичное и рациональное ему ближе.

    Несмотря на скромность и непритязательность рейнского пейзажа, он величав и таинственен именно в своей простоте, хотя в толковании природы у Тургенева, множество отголосков народного понимания стихийных сил её, в которых нет «ничего ухищрённого и мудрёного». Пока только луна одиноко освещает и город, и господина Н.Н. Именно её свет в ночном небе отражается в спокойных водах Рейна. Не являясь частью природного мира, главный герой, тем не менее, любит смотреть на великую реку, а в будущем – в водной глади отразятся все перипетии его судьбы и любви. Не случайно упоминание о бумажном кораблике, который запускают местные ребятишки в большое плавание. Это символ любви господина Н.Н. и Аси, о которой пока ещё не говорится ничего, но предчувствие чего-то огромного и настоящего уже витает совсем близко.

    Следующее утро молодого рассказчика, где господствует море солнечного света, шумного коммерша в саду и на улицах городка, наполненное весёлым шумом людей, «невинным кокетничаньем молодости» - всё это готовит появление той, чьим именем названа повесть.

    Анна – Ася – «благодатная», «подарок бога», «рождённая заново» - значение имён не случайно. В дальнейшем автор всегда миловидную и грациозную Анну будет называть Асей, возможно, скоро её новое рождение, но какое: счастливое или… Смысл названий и имён у Тургенева всегда значителен. Не любящий русских за границей господин Н.Н. знакомится и сходится близко именно с русскими: «Мы живём за городом, - продолжал Гагин, - в винограднике, в одиноком домишке, высоко. У нас славно, посмотрите». Лейтмотив виноградника, впервые возникающий в этом контексте, а дальше сопутствующая ему узкая крутая тропинка – олицетворение отдалённости от всех, одиночества, жизненных испытаний главной героини, которые вскоре коснутся и господина Н.Н. Впоследствии этот лейтмотив станет главным и будет проходить через всё повествование.

    Живописный контраст «алого тонкого света на зелёной лозе» зримо выделяет пока «холодное» сердце молодого рассказчика и буйную, живую, непосредственную в своей дикости Асю, получившую внешнюю атрибутику дворянки (шёлковое платье, проживание в господском доме, показное почтение слуг). Однако если говорить о психологии развития её души, то здесь девушка не была обделена. Мир природных сил и её чувств, эмоций всегда будут тесно соприкасаться. Ищущая, открытая для всего искреннего Ася найдёт отклик во всём окружающем её мире: «Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелёными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. (…) Внизу было хорошо, но наверху ещё лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и лёгкий он перекатывался волнами…» Господин Н.Н. словно вновь открывает для себя всё, что вокруг него, но «прозрачность», сияние, чистота и глубина уже есть в Асе, в её будущем чувстве, и перекаты волн – это подвижность и изменчивость мятущейся героини, это те характерные черты натуры, которые поначалу будут тайной для молодого рассказчика, а разгадка окажется очень простой.

    Вновь свет луны, освещающий и Рейн, и молодых людей, и жизненный путь, который для обоих не будет лёгким, свет, являющийся пророческим в судьбе Аси: «Я прыгнул в лодку и простился с новыми моими друзьями. Гагин обещал навестить меня на следующий день; я пожал его руку и протянул свою Асе; но она только посмотрела на меня и покачала головой. Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал вёсла в тёмную воду.

    Вы в лунный столб въехали, вы его разбили! – закричала мне Ася».

    Эта интересная и известная метафора, говорящая о будущей трагедии, о разбитой жизни и любви, является началом того «золотого моста через всю реку», который откроет душу и сердце господина Н.Н. для «пахучего воздуха», «свежести росы», « песен жаворонков», для всего того, чего раньше он не замечал. Пересечение героем реки – это предупреждение автора, наделённого богатым жизненным опытом, сам господин Н.Н., в силу возраста, ещё всего не понимает. Природа, живущая в унисон с Асей, теперь будет плавно вторгаться и в жизнь молодого рассказчика, мало того, но их общность осуществится и на уровне авторском, в том слое повествования, который равным образом принадлежит и рассказчику, и автору.

    Дикая яблоня, крапива, акация – вот мир, окружающий Асю, понятный ей, частью которого она является; показателен и символ любви – ветка гераниума, брошенная из окна, словно возвращает нас в рыцарские времена; яркая, сочная сила чувства, которая со временем высохнет в буквальном смысле, но останется горьким напоминанием о той любви, которая встречается «раз в тысячу лет». Авторский взгляд оказывается гораздо глубже, герой-рассказчик выйдет к пониманию метафорической стороны событий только к финалу повести. Именно эта любовь всколыхнула душу господина Н.Н., и тот вдруг почувствовал «степной запах родины», увидел «грядку конопли» - и сразу возникла буря эмоций и мыслей в этом доселе весьма уравновешенном человеке: «Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле». И сразу же рождается риторический вопрос: «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне, между чужими?» - ответ на него нам понятен благодаря Асе, кроме того, это отправная точка его любви к героине. А ведь это и мысли самого И.С.Тургенева. Время создания повести – 1857 год, готовится реформа 1861 года, время непростых споров, мнений, тревог. Писатель не может оставаться в стороне и вводит в повесть биографию Аси, дочери крепостной, и всё это на фоне великолепной реки, воздуха, пропитанного лунным сиянием, звуками вальса, любовью. Повесть наполнена психологическими деталями, которые точны и кратки по форме, но содержат глубинную характеристику героев, а потому для автора есть возможность такого повествования о них, которое Н.Г.Чернышевский назовёт «тайной психологией», примечательно и то, что лучшие пейзажи повести связаны с душевными переживаниями и движениями героев, наполнены их внутренней жизнью: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края» или «Вдали по Рейну бежал пароход. Мы принялись глядеть на него. (…) – Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг,- продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?» Продолжение этих мыслей встретим у И.А.Бунина в «Чистом понедельнике».

    Десятая глава – своеобразный Рубикон для молодого рассказчика, он открыт для любви, он желает её появления, и это чувство «всеобъемлющих желаний» вновь подчёркивают спокойные воды Рейна, звёздное небо, «шёпот ветра», и герой наблюдает за рекой, а уже плывёт в лодке вниз по течению, плывёт к чему-то долгожданному и, наверное, трагическому: «… тревога росла во мне самом».

    Связь законов равновесия в природе с законами равновесия в произведении удивительна. Как есть свои изгибы, изломы, неожиданности, свои «вдруг» в природе, так они есть и в повести: переправа через Рейн, и первое и последнее любовное свидание закончилось традиционно – господин Н.Н. посчитал женитьбу на семнадцатилетней девочке, «с её нравом», глупостью, а «уж свататься в такую пору» (имеется в виду поздний вечер) – прямое нарушение светских условностей; « нужно дождаться следующего дня». Но следующий день не стал днём счастья, о котором, казалось, пел накануне соловей. Теперь уже любящий господин Н.Н. потерял свою любовь навсегда, открыв простую истину: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

    Сразу же после публикации повесть стала центром внимания критиков. Н.Г.Чернышевский причислил Н.Н. к «лишним людям», обвинив в нравственной и общественной несостоятельности, П.А. Анненков, наоборот, увидел в подобном «слабом человеке» носителя основ нравственности и гуманности. Однако, оба критика заметили в тургеневском герое некоторую человеческую неполноту, слабость, безволие, не позволившие ему удержать любовь и стать счастливым.

    Предпринятый анализ повести, рассматривающий роль пейзажа в раскрытии характера героя, позволяет глубоко понять структуру, а через неё и смысл произведения. Наше современное отношение к природе дополнено опытом сложных размышлений и творческих постижений И.С.Тургенева, одним из первых проникшего в диалектику трагедии и гармонии взаимосвязей человека и природы.

    Литература:

    1. Тургенев И.С. «Ася», Москва, «Детская литература» 1980.
    2. Куприн А.И. «Гранатовый браслет», Новосибирск, «Западно-сибирское книжное издательство», 1985.
    3. Чернышевский Н.Г. «Русский человек на rendez-vouz. Размышления по прочтении повести Тургенева «Ася». «Атеней» 1858.

    Анненков П.В. «О литературном типе слабого человека (По поводу рассказа г-на Тургенева «Ася». «Атеней» 1858.