«…Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла…»С. Есенин

1 апреля исполняется 95 лет со дня рождения талантливого живописца, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, члена Союза художников СССР Льва Габышева .

Лев Михайлович родился 1 апреля 1923 г. в Якутске в семье известного олёкминского мецената, «якутского Третьякова» в области изобразительного искусства, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева . Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, живописном факультете Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова.

Творческая биография Л.М.Габышева началась в годы Великой Отечественной войны. Его сатирические плакаты, рисунки, карикатуры, агитплакаты на страницах газет «Кыым» и «Социалистическая Якутия» являлись орудием борьбы юного художника против фашизма. В 1944 г. состоялась первая персональная выставка работ Льва Габышева, где земляки узнали его и как автора пейзажной живописи.

Постепенно его занятия живописью начали сочетаться с искусствоведческими интересами. С 1952 по 1975 гг. становится директором Якутского республиканского музея изобразительных искусств, является активным организатором художественной жизни республики. При его содействии в 1962 году в собрание музея поступил безвозмездный дар – коллекция отца, профессора М.Ф.Габышева. Это собрание, в составе которого более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ веков, послужило основой для открытия Музея западноевропейского искусства в столице республики.

Лев Михайлович был пропагандистом изобразительного искусства, выступал в печати, на радио и телевидении. Ему принадлежит исследование о малоизвестных якутских косторезах XIX-начала XX веков; совместно с сотрудниками центральных художественно-реставрационных мастерских он установил авторство нескольких работ, благодаря чему возникновение живописи Якутии было отодвинуто на целое столетие назад.

Сегодня Национальный художественный музей – бесценная национальная сокровищница Республики Саха (Якутия), где имеются шедевры мирового и отечественного искусства. В этом огромная заслуга Льва Габышева, замечательного художника и подвижника музейного дела.

Среди известных работ Льва Михайловича вы могли видеть «Ленские дали», «Старая деревня на берегу Лены», «Осень в Юнкюре» и другие. В фондах Олекминского музея бережно хранятся картины «Таёжная краса», «Якутский всадник», «Портрет мужчины», в которых он передал любовь к родному краю и красоту якутской природы.

В скором времени работы Льва Михайловича и работы других якутских художников займут достойное место и будут представлены посетителям в новом здании Олёкминского музея истории земледелия.

Юлия ЕРКО ,

хранитель Олёкминского музея истории земледелия.

На фото: Л.М.Габышев; в кругу семьи; работы художника: портрет мужчины; Таёжная краса: Якутский всадник.

«Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла…» ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА (1895 -1925)

Самой главной темой в творчестве С. Есенина была тема Родины. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую» родину – село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Голубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…»

Стихи С. Есенина о природе пронизаны легкой грустью, какой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дымку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты («Там, где капустные грядки…» , «Выткался на озере алый свет зари…» , «Вот уж вечер. Роса…»). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки: О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Постепенно пределы «страны березового ситца» расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ранних стихах («Край любимый! Сердцу снятся…» , «Гой ты, Русь, моя родная…» , «Спит ковыль. Равнина дорогая…»), но «черную, потом пропахшую выть» , «деревню, потонувшую в ухабинах» .

Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и не всходят овсы» , старого деда, который, согнувши спину, «чистит вытоптанный ток» , деревенских парней-рекрутов. От идеализации природной, патриархальной Руси («Преображение» , «Сельский часослов») Есенин переходит к постижению России начала ХХ века.

После Октябрьской революции творчество Есенина характеризуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выражению, «с крестьянским уклоном» , ждал идиллического земного рая. В стихотворениях «Иорданская голубица» , «Небесный барабанщик» , в поэме «Иония» он говорит о том новом, что несет Родине революция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской: Небо – как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик.

Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России: В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, Куда несет нас рок событий.

В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению «железного гостя» , представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обусловили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов.

Поэт с грустью называет себя «последним поэтом деревни» . Он стремится преодолеть отъединенность от революционных преобразований, понять суть событий («Возвращение на Родину» , «Русь уходящая» , «Русь советская»). В послереволюционной поэзии Есенина усиливается импульс трагического. Он ощутим в неприятии «железного Миргорода» , обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с природой. Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории не возможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем крестьянской Руси, противоречивые, мучительные: Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальную Видеть бедную, нищую Русь.

Вся поэзия Есенина, по его словам, «жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» . Все годы Есенин оставался верен чувству, пропетому им в юношестве: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» .

Врача на помощь не зови – он не излечит от любви. Легко разбрасывает роза дары багряные свои. Я другу сердце открываю – оно горит, оно – в крови. Взойди, любимая, как солнце, все озари и обнови. Твоя любовь – ларец закрытый. Где спрятаны ключи твои? Отдай их мне без сожаленья, будь щедрой, бога не гневи. Не будь скупой, спаси Хафиза, смягчи страдания мои. (Хафиз. Газели)

Сергея Есенина до глубины души трогали стихи поэтов Востока. В газелях Хафиза земная любовь – это бесценный дар, величайшая ценность бытия. Он утверждает, что торжество любви – приговор силам зла, лжи и насилию. Его произведения отличает вера в лучшие качества человека – жажду добра и правды. Классическая поэзия средневековой Персии была очень популярна на рубеже XIX – XX столетий. Сергею Есенину хотелось своими глазами увидеть Шираз, пройти узкими улочками к могилам великих лириков Персии. Но он сумел осуществить только путешествие на Кавказ, куда отправился в 1920 году. Поэт доехал только до Тифлиса и возвратился в Москву.

Большими событиями в жизни Есенина были его поездки в закавказские республики. За последние два года жизни он бывал там трижды, каждый раз набираясь новых впечатлений и с радостью отдавая себя творческому труду. Первая поездка растянулась на целое полугодие. Выехав из Москвы в начале сентября 1924 года, Есенин до конца февраля 1925 года пробыл в Баку, Тифлисе, Батуми. Он много печатался в закавказских газетах «Заря Востока» и «Бакинский рабочий» , выпустил две книги стихов («Русь Советскую « - в Баку и «Страну Советскую» - в Тифлисе) и с необыкновенной продуктивностью работал. Это был период подъема, вдохновения, радостей и плодотворной работы.

В письмах из Батума в Москву поэт сообщал: «Работается и пишется мне дьявольски хорошо. До весны я могу и не приехать. Меня тянут в Сухум, Эривань, Трапезунд и Тегеран, потом опять в Баку» . И в другом письме: «Только одно во мне сейчас живет. Я чувствую себя просветленным, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия… Я скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко. Это просто потому, что я один и сосредоточен в себе. Говорят, я очень похорошел. Вероятно, оттого, что я что-то увидел и успокоился»

В Закавказье Есениным за шесть месяцев были написаны «Баллада о двадцати шести» , стихотворения «Памяти Брюсова» , «Письмо к женщине» , «Капитан земли» , «Русь уходящая» , «Русь бесприютная» , «Цветы» , «Воспоминание» , «Мой путь» и др. , начата работа над поэмой «анна Снегина» и циклом «Персидские мотивы» . Период с конца марта до конца мая 1925 года Есенин провел в Баку и Мардакьянах, он интенсивно сотрудничал в «Бакинском рабочем» , написал стихотворения «Заря окликает другую…» , «Письмо к сестре» , «Неуютная жидкая лунность…» , «Прощай, Баку!» . В тех же местах он провел последние дни июля и весь август, создал четыре новых стихотворения, написал памфлет «Дама с лорнетом» и закончил «Персидские мотивы» .

В «Персидских мотивах» значительно усилен метафорический и экзотический элемент. Объясняется это тем. Что Есенин здесь не стремился ни к полноте, ни к точности пейзажной картины: в Персии, в Багдаде, на Босфоре он не бывал и, работая над циклом своих стихотворений, во многом «примыслил» эти места. «Никогда я не был на Босфоре…»

Известная доля экзотической условности проглядывает и в синих цветах Тегерана, и в «свете вечернем шафранового края» , и в садах и в стенах Хороссана. Но все это, как бы увиденное самим поэтом, воссоздано с силой живого, непосредственного чувства. Воображение художника дает нам возможность погрузиться в романтический мир сказочной природы – мир осязаемый, видимый, ощутимый. Его отличие от всех «восточных миров» , встречавшихся в живописи, в поэзии, тот преломленный луч, который из волшебного Шираза, из босфорской дали проливает свет на неброскую, но и неповторимую красоту рязанских полей. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Видя в чужой стране то, что радует его душу, поэт готов это взять с собой, воспеть на своей отчизне: В Хороссане есть такие двери, Где обсыпан розами порог. Там живет задумчивая пери. В Хороссане есть такие двери, Но открыть те двери я не мог. У меня в руках довольно силы, В волосах есть золото и медь. Голос пери нежный и красивый. У меня в руках довольно силы, Но дверей не смог я отпереть. Ни к чему в любви моей отвага. И зачем? Кому мне песни петь? - Если стала неревнивой Шага, Коль дверей не смог я отпереть, Ни к чему в любви моей отвага. Мне пора обратно ехать в Русь. Персия! Тебя ли покидаю? Навсегда ль с тобою расстаюсь Из любви к родимому мне краю? Мне пора обратно ехать в Русь. До свиданья, пери, до свиданья, Пусть не смог я двери отпереть, Ты дала красивое страданье, Про тебя на родине мне петь. До свиданья, пери, до свиданья.

Встречаясь с тем, с чем не может смириться душа – чадрой на лице персиянки, - он возвращается мыслью к родной стране и готов петь такое, что на Востоке не пел еще никто: «Свет вечерний шафранного края…»

Своеобразие цикла усиливают некоторые традиционные формы восточной поэзии, рефрены, повторы, а также обрамляющие строки в строфе: «Голубая родина Фирдуси…»

В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной, сказочной страны. Но цикл этот нельзя прочесть – а тем более понять, - если не слышать в нем биения сердца русского поэта, в экстазе своего мистифицированного путешествия восклицающего: «В Хороссане есть такие двери…»

Нельзя не ощутить всей прелести и своеобразия этого цикла, если не заметить и того, с какой тонкостью, душевностью и поэтичностью художник ввел в созданную им композицию мотивы русской природы.

Новые книги о великом поэте

Сегодня, 3 октября, день рождения Сергея Есенина. Дата на сей раз не круглая, но Есенин не из тех поэтов, что вспоминаются только к юбилеям. Как и Пушкин, он постоянно, всегда с каждым истинно любящим Россию. Вот и две новые книги о нём, которые сошлись нынче у меня на столе, я думаю, заинтересуют многих.

ПЕРВАЯ КНИГА вышла в известном московском издательстве "Алгоритм" и называется "Есенин в Константинове". Её составитель Т.И. Маршкова любовно подобрала есенинские строки, а также страницы воспоминаний и других материалов, посвященных поэту, которые так или иначе связаны с рязанской землей, где он родился и рос, куда с необыкновенной силой тянуло его потом до конца жизни.

Наверное, любой поэтический талант непременно берет что-то из впечатлений детских лет. Однако едва ли в ком еще эти первые впечатления встречи с окружающим миром определили столь многое и столь коренное, самое существенное, как в Есенине. "Пронзительно-жгучее чувство родины" - так это называет Татьяна Маршкова в своем предисловии, приводя вырвавшееся из глубины души признание самого Сергея Александровича:

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Действительно, чтобы лучше понять поэта, надо побывать на его родине. И, конечно, права составитель книги: "Здесь он увидел "костёр рябины красной", "полей малиновую ширь", "сад в голубых накрапах", "синь, упавшую в реку"... Приокский простор села Константиново - это его земля "с названьем кратким "Русь", "страна берёзового ситца", где родился он "с песнями в травном одеяле". Здесь - истоки его поэзии".

Книга "Есенин в Константинове" дает нам прекрасную возможность прикоснуться к этим истокам, а затем проследить, как трепетно жили они в сердце поэта до самых последних его дней. Замечательно помогают этому сёстры Есенина - Катя и Шура, его одноклассник и учитель, друзья детства и юности, односельчане, работники Музея заповедника С.А. Есенина в селе Константиново, который существует уже более сорока лет и куда не зарастает народная тропа.

Радостно отметить, что среди интереснейших страниц книги статья, принадлежащая перу нашего коллеги по "Правде" - увы, уже покойного - Сергея Петровича Кошечкина, одного из самых глубоких исследователей есенинского творчества. А вот выдающемуся работнику лесного хозяйства -и поэту!) Дмитрию Минаевичу Гиряеву, возглавлявшему в 50-е годы Криушинский лесхоз в есенинских местах, посчастливилось встретиться и беседовать с матерью Сергея Александровича.

Бесценно это документальное свидетельство, очень тепло написанное, о великом земляке и близких ему людях.

Будучи тоже рязанцем по рождению, я давно знаю, как по-особому дорог Есенин его землякам. И вторая книга, о которой хочу сказать, написана одним из них. "Есенинское эхо" - так талантливый поэт и публицист Александр Потапов озаглавил этот сборник, выпущенный рязанским издательством "Поверенный".

Он состоит из двух разделов. В первом - очерки, статьи, интервью о Есенине, а в следующем - стихи и песни о нём.

Предваряя этот раздел вступительным словом, С.П. Кошечкин назвал стихи Александра Потапова "достойным пополнением поэтической Есенинианы, начало которой положено еще при жизни великого лирика России". Присоединюсь к такой оценке: вошедшие в книгу стихи, ряд которых стал песнями, написаны поистине с благоговейной любовью, они искренни и сердечны.

Но, по-моему, еще более интересен раздел, где представлены размышления поэта - нашего современника о поэте классике. Временной охват этих трудов, согласно датам под ними, - с 1982 года -когда автор, студент Литературного института имени А.М. Горького, пишет свою работу о стилистике поэтического слова Сергея Есенина) до наших дней. То есть тема есенинская всецело занимает автора книги уже более четверти века.

За это время, откликаясь на различные события, связанные с памятью о Есенине, и, конечно, на зов собственной души, Александр Потапов создал обширную панораму, где "всесветный рязанец", творчество и жизнь его рассматриваются в самых разных ракурсах и жанрах. От беседы с крупнейшим есениноведом Юрием Прокушевым до проникновенных исповедальных заметок, от рассказов о малоизвестных фактах есенинской биографии до отстаивания чести поэта, страстной статьи против искажения его образа и вопиющей пошлости в недавнем телесериале.

Автор не проходит и мимо таких спорных проблем, как отношение Есенина к религии, вопрос о самоубийстве или убийстве поэта. При всей неоднозначности ответов, которая подчас чувствуется в размышлениях А. Потапова, он вовлекает читателей в этот свой аналитический процесс, заставляет думать вместе с собой, и это хорошо.

"Книга цельная, - написал в напутственном слове к "Есенинскому эху" знаменитый русский поэт Валентин Сорокин. - Книга очень энергичная. Современная". Добавлю: стоило бы подумать о переиздании её в Москве, причем гораздо большим тиражом.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

С. Есенин

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины- ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее рустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны.

Свет луны, таинственный и длинный.

Плачут, вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза- "девушка", "невеста", она олицетворение всего чистого и красивого:

Я навек за туманы и росы

Полюбил и березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении "Русь" Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны.

Машет саваном пена с озер.

Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

Лишь к тебе я любовь берегу.

Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху - вот что теперь волнует его:

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь,

Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного "железного гостя".

Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин "разлюбил нищую Родину". Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся "стальной" Руси, потому что за ней будущее.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь.

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,- голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа - эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. "Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам",- справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.

В Рязанском государственном университете им С.Есенина 14-15 октября состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Новые технологии внедрения региональных исторических материалов в практику преподавания школьного и вузовского курсов истории России».
Предполагается участие в конференции не только ученых, преподавателей истории вузов и школ Рязани, но и представителей научного сообщества ряда российских городов и даже гостей из-за рубежа, в частности, из Германии. Ведь именно в этой стране в свое время перед историками стояла задача, сходная с нашей, — как изменить отношение общества к прошлому собственной страны, не поступаясь патриотическими чувствами.
Актуальность заявленной темы конференции не вызывает сомнений хотя бы потому, что в последнее время в российском государстве и обществе очевидна озабоченность уровнем преподавания отечественной истории как в школах, так и в высших учебных заведениях. Незнание молодым поколением прошлого России, своеобразный исторический нигилизм достигли своего апогея, подтверждений чему более чем достаточно.
Надо сказать, что наряду с обозначившимися в последние десятилетия проблемами интерпретации собственной истории происходит все-таки немало хорошего. Прежде всего, это касается устойчивого интереса к местной, собственной, даже семейной истории, обозначившегося в последнее время. Именно в последние 15-20 лет краеведческий компонент отечественной истории переживает своеобразный ренессанс: более доступными для краеведческой работы стали архивные фонды, активизировались местные музеи, в том числе и школьные, публикуется все больше книг и исследовательских материалов на тему истории родного края. Ситуация с изучением местной истории сильно напоминает начало
прошлого века. Тогда все хорошо начиналось активизацией краеведческой работы, но быстро завершилось предубеждением советской власти к краеведам. Советской стране была нужна новая, одна на всех история. Местные разночтения и акценты считались излишними и даже вредными.
Теперь все вернулось на круги своя. Историки — профессионалы и энтузиасты-краеведы по крупинкам собирают свидетельства прошлого, большей частью утраченные. Наполняют ими местные музеи и частные коллекции. Готовится рязанский учебник по регионоведению, краеведческий компонент все шире используется в школьных уроках преподавателями истории, которые именно таким образом спасают своих учеников от беспамятства.
В университете, где готовят профессиональных исследователей и учителей истории, также накоплен многолетний опыт научных исследований прошлого земли рязанской, подготовлено немало публикаций, диссертационных исследований на материалах
рязанских архивов и библиотек. Библиотеки, кстати, стали своеобразными центрами изучения местной истории, накопления знаний о ней. Не случайно участие в предстоящей конференции и Рязанской областной библиотеки имени Горького, хранилища и активного пропагандиста огромного массива знаний о прошлом региона.
Как соединить весь накопленный потенциал в один мощный созидательный поток, направленный к конкретной цели? Преподавать историю как предмет и при этом формировать один из элементов социального самосознания общества, передавать позитивные ценности от поколения к поколению, воспитывать позитивное отношение к своей стране и к себе.
Конференция, инициатором которой стала кафедра истории России РГУ под руководством профессора А.Ф. Агарева, начнет свою работу 14 октября в 10 часов утра в конференц-зале Рязанского государственного университета. Об итогах ее работы мы расскажем подробнее.
Ирина Сизова Рязанские ведомоти №192 (10.10.2008)