Принятие негативных установок в свою жизнь. Выявляем индивидуальные негативные программы

Фрагмент из книги. Ковпак Д.В., "Как избавиться от тревоги и страха". Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 240 с.

В ходе жизни на относительно чистый лист, которым является наша психика при рождении, в огромном количестве записываются наши реакции на стимулы, и со временем превращают ее в исчерченный множеством письмен манускрипт.

И, как установил выдающийся грузинский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950), в нашей психике создается так называемая установка , или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации . Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие "установка" появилось позднее в работах Узнадзе.

Наше восприятие мира - не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином "установка". Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий - удивительное человеческое свойство. Во многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, по зрелом размышлении оказывается, что сработала наша определенная установка. Сведения, прошедшие эту мельницу искажающего восприятия, приобретают порой неузнаваемое обличье.

Понятие "установка" заняло в психологии важное место, потому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Состояние готовности, или установка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно, чем неподготовленный. Однако установка может сработать ошибочно и, вследствие этого, оказаться не соответствующей реальным обстоятельствам. В такой ситуации мы становимся заложниками своих установок.

Классическим примером, поясняющим понятие установки, является один из экспериментов, проведенных Дмитрием Николаевичем. Он заключался в следующем. Испытуемый получал ряд слов, написанных на латыни. В течение какого-то периода времени он читал их. Затем испытуемый получал ряд русских слов. Но продолжал читать их как латинские в течение некоторого времени. Например, вместо слова "топор" он читал "моноп". Анализируя опыт. Узнадзе пишет: "...В процессе чтения латинских слов у испытуемого активировалась соответствующая установка - установка читать по латыни, и, когда ему предлагают русское слово, то есть, слово на хорошо понятном ему ялыке, он читает его, как если бы оно было латинским. Только через некоторый промежуток времени испытуемый начнет замечать свою ошибку... Когда речь идет об установке, предполагается, что это определенное состояние, которое как бы предваряет решение за-дачи, как бы заранее включает в себя направление в котором задача должна быть разрешена..."

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия пли акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые представляют собой автоматические действия, вторые - автоматизированные действия, или навыки.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, зачастую в течение первого года жизни ребенка. Например, сосательные движения губ, мигание, хождение и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет важнейшее значение и жизни каждого человека. Он лежит в основе развития всех наших умений и способностей.

Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, перифериию и наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия оказываются в фокусе сознания; следующие попадают на периферию сознания; наконец, самые простые и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Вспомните, как вы осваивали компьютер (те, кто его уже одолел). Первое время на поиски нужной клавиши требовались, в лучшем случае, десятки секунд, если, не минута. И каждому действию предшествовала технологическая пауза: нужно было осмотреть всю клавиатуру, чтобы отыскать необходимую кнопку. А любая помеха была подобна катастрофе, потому что приводила к множесву ошибок. Звучащая музыка, шумы, чьи-то движения - ужасно раздражали. Но прошло время. Сейчас эти "первые шаги" в да-еком прошлом (примерно, на уровне мезозойской эры) кажутся чем-то нереальным. Трудно представить, что когда-то тратилась не одна минута для того, чтобы найти нужную клавишу и нажать ее. Сейчас нет размышлений над тем, "когда какую клавишу нажимать", а продолжительность пауз резко сократилась. Все делается автоматически: пальцы будто обрели зрение - сами отыскивают нужную кнопку и нажимают ее. И, работая, можно вслушиваться в звуки музыки, отвлекаться на какие-нибудь посторонние темы, пить кофе, жевать бутерброд, не опасаясь за результат, потому что сложился четкий, так называемый, динамический стереотип: действия отработаны и контролируются бессознательно.

Неосознаваемость установок, с одной стороны, облегчает нашу жизнь "разгружая голову" от регулярных рутинных дел, с другой - может значительно осложнить жизнь при ошибочном включении установок неподходящих или ставших, в силу изменившихся обстоятельств, непригодными. Ошибочные или неадекватно используемые установки и будут причиной нашего неприятного удивления, вызванного собственным поведением, поражающим своей необоснованностью и неуправляемостью.

Одним из примеров определяющего действия установки на жизнь человека является удивительная эффективность колдовства в колыбельных цивилизациях. Западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пустыне, и толпящиеся вокруг него аборигены находятся, несмотря на пространственную близость, в совершенно разных мирах. Австралийские колдуны-аборигены носят с собой кости гигантских ящериц, играющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приговор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменников, у того молниеносно развивается состояние, соответствующее тяжелейшей депрессии. Но не от действия косточек, разумеется, а от безграничной веры в могущество колдуна. Дело в том, что, узнав о напущенном проклятье, несчастный не может даже представить другой вариант развития событий, кроме своей неизбежной смерти от воздействия колдуна. В его психике была сформирована установка, диктующая близкую гибель. В организме человека, который уверен в том, что умрет в любом случае, стремительно проходят все стадии стресса, замедляются процессы жизнедеятельности и развивается истощение. Вот описание действия такой "команды смерти":

Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из европейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь выйдет. Европеец просто не поймет значительности происходящего - он увидит перед собой невысокого голого человека, машущего звериной костью и бормочущего какие-то слова. Будь это иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром! Австралийский абориген, попавший на сеанс Анатолия Михайловича Кашпировского, с его "установкой на добро", вряд ли бы осознал значительность ситуации - скорее всего, он просто увидел бы хмурого человека в европейском костюме, бубнящего какие-то слова и пристально исподлобья глядящего в зал. Иначе Кашпировский давно смог бы стать главным шаманом австралийских аборигенов.

К слову сказать, сам феномен ритуалов Вуду или так называемой зомбификации легко объясним с научных позиций, в первую очередь, исходя из понятия "установки".

Установка - это общее название механизма, который руководит нашим поведением в частных ситуациях. Содержанием установки являются идеаторные. то есть мысленные процессы. Именно установка определяет готовность в одной ситуации отреагировать положительными эмоциями, а в другой - отрицательными. Установка выполняет задачу фильтрации и селекции поступающей информации. Она определяет устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности освобождает человека от необходимости сознательно принимать решение и произвольно контролировать деятельность Е стандартных ситуациях. Однако в некоторых случаях установка может служить фактором, провоцирующим стресс, снижающим качество жизни человека, обуславливая инертность ригидность деятельности и затрудняя адекватное приспособление к новым ситуациям.

Иррациональные стрессогенные установки

В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Ведь, как уже упоминалось, установка - это тенденция к определенной интерпретации и осмыслению происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, то есть качество жизни человека.

Чего больше в ваших установках - рационального или иррационального - зависит, конечно, от биологических факторов, но в большей степени от влияния психологической и социальной среды, в которой вы росли и развивались.

Однако практически каждому человеку дана возможность избавиться от сознательных и неосознанных когнитивных (мыслительных) ошибок и заблуждений путем формирования более рациональных воззрений и установок, разумного и адаптивного мышления. Но для того чтобы это сделать, необходимо понять, что именно мешает нам жить в гармонии с собой и миром. Надо "знать врага в лицо".

Решающим фактором для выживания организма является быстрая и точная переработка поступающей информации, на которую большое влияние оказывает систематическое предубеждение. Другими словами, .мышление людей зачастую тенденциозно и предвзято.

"Ум человека, - говорил Ф. Бэкон более трехсот лет назад, - уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".

У каждого человека в его мышлении имеется свое слабое место - "когнитивная уязвимость" - которая определяет его предрасположенность к психологическому стрессу.

Личность формируется схемами или, как говорят психологи -когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детсве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими: людьми, виртуальными образами -- такими, как герои книг и фильмов. Сознание формирует представления и концеп-ции - о себе, других, о том, как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и, в свою очередь, влияют на формирование убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть полезными, помогающими выживать и улучшать качество жизни, и вредными, способствующими напрасным переживаниям, проблемам и стрессам (адаптивными или дисфункциональными). Они являются устойчивыми структурами, которые становятся активными, когда их "включают" специфические стимулы, стрессоры и обстоятельства.

Вредные (дисфункциональные) схемы и установки отличаются от полезных (адаптивных) наличием так называемых когнитивных искажений. Когнитивные искажения - это систематические ошибки в мышлении.

Вредные иррациональные установки представляют собой жесткие мыслительно-эмоциональные связи. Согласно А. Эллису, они имеют характер предписания, требования, приказа и носят безусловный характер. В связи с этими особенностями иррациональные установки вступают в конфронтацию с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации и эмоциональным проблемам личности. Отсутствие реализации действий, предписанных иррациональными установками, приводит к продолжительным неадекватным эмоциям.

По мере развития каждый человек усваивает определенные правила; их можно обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. В сущности, из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ори-нтирующая индивидуума в реальности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и внутри психики проявляют себя в виде подспудных и автоматических мыслей. Автоматические мысли - это мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли "вникают между событием (или, как принято называть, стимулом) и эмоциональными и поведенческими реакциями индивида. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтверждения фактами).

Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: "Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!" Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило - "моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие".

Ребенок воспринимает иррациональные суждения и идеи, в отсутствие навыка критического анализа и достаточного опыта, как данность и истину.: Используя язык гештальт-терапии, ребенок интроецирует, "проглатывает" некие идеи, диктующие особый тип поведения.

В основе большей части эмоциональных проблем зачастую лежит одна или несколько центральных идей. Это тот краеугольный камень, который находится в основании большинства убеждений, мнений и поступков. Эти центральные установки могут служить глубинной причиной подавляющего большинства психологических проблем и неадекватных эмоциональных состояний.

К счастью, вследствие того, что когнитивные явления могут быть замечены при интроспекции (наблюдении за своими словесными мыслями и мыслительными образами), их характер и связи можно проверить в огромном множестве ситуаций и систематических экспериментов. Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или их исправить. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может организовать жизнь с более высокими уровнями самоосуществления и качества.

Когнитивно-поведенческий подход подводит понимание (и лечение) эмоциональных расстройств ближе к повседневному опыту человека. Например осознавая наличие у себя проблемы, связанной с неправильным пониманием, которое человек проявлял множество раз на протяжении жизни. Кроме того, каждый, без всякого сомнения, добивался в прошлом успеха в исправлении неправильных истолкований - либо добившись более точной, адекватной информации, либо осознав ошибочность своего понимания.

Ниже приведен перечень наиболее часто встречающихся вредных иррациональных (дисфункциональных) установок. Для облегчения процесса их выявления, фиксации и уточнения (верификации) рекомендуем использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова, как высказанные, так и обнаруженные в ходе наблюдения за собой в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их при анализе выявляется в мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

Установка долженствования

Центральной идеей такой установки служит идея долга. Само слово "должен" является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова "должен" означает - только так и никак иначе. Поэтому слово "должен", "должны", "должно" и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких, практически исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание "человек, если он хочет выжить, должен дышать воздухом", поскольку физическая альтернатива отсутствует. Высказывание, наподобие: "Ты должен явиться в условленное место в 9.00" в реальности неточно, так как, на самом деле, скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто слова). Например: "Я хочу, чтобы ты пришел к 9.00", "Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для себя, явиться к 9.00". Казалось бы, какая разница как сказать или подумать? Но дело в том, что думая так регулярно и давая установке долженствования "зеленый свет", мы неизбежно подводим себя к появлению стресса, острого или хронического.

Установка долженствования проявляет себя в трех сферах. Первая - установка долженствования в отношении себя - то, что "я должен другим". Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса каждый раз, когда кто-то или что-то будет вам напоминать об этом долге и что-то или кто-то одновременно будет мешать вам его исполнить.

Обстоятельства часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. В этом случае человек попадает и созданную им же ошибку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже. Короче говоря, полный тупик, угрожающий к тому же "глобальными" неприятностями.

Вторая сфера установки долженствования долженствованне других. То есть, речь идет о том, что "мне должны другие люди": как они должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни, за всю историю человечества, не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем вело себя "подобающе". Даже у руководителей самого высокого ранга, даже у фараонов и жрецов, даже у самых одиозных тиранов (а эта установка - одна из причин того, что они стали тиранами) появлялись в поле видимости люди, которые поступали "не так, как они должны". И, естественно, что когда мы видим человека, который поступает не так как он якобы "должен по отношению ко мне", то уровень психоэмоционального возмущения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве претензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т.п.

Слова-маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т.п.), обязательно, во что бы то ни стало, "кровь из носу".

Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется гиперболизацией негативного характера явления или ситуации. Она отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так объективно, вне любой системы отсчета. Установка проявляет себя в высказываниях негативного характера, выраженных в самой крайней степени. Например: "Ужасно остаться одному на старости лет", "Будет катастрофой начать паниковать у всех на виду", "Лучше конец света, чем ляпнуть что-нибудь не то перед большим количеством людей".

В случае влияния установки катастрофизации, событие просто неприятное оценивается как нечто неотвратимое, чудовищное и ужасающее, разрушающее основные ценности человека раз и навсегда. Произошедшее событие оценивается как "вселенская катастрофа" и человек, оказавшийся в сфере влияния этого события, ощущает, что не в силах изменить что-либо в лучшую сторону. Например, допустив ряд ошибок и ожидая неминуемых претензий со стороны руководства, некий сотрудник начинает внутренний монолог, который даже может и не осознавать: "О, ужас! Hv все. это конец! Меня уволят! Это чудовищно! Что я буду делать! Это катастрофа!.." Понятно, что, размышляя подобным образом, человек начинает создавать массу отрицательных эмоций и вслед за ними появляется физический дискомфорт.

Но совершенно бессмысленно сознательно "накручивать" себя, угнетать и подавлять рассуждениями о случившемся, воспринимая его как вселенскую катастрофу. Конечно, увольнение - это неприятно. Но катастрофа ли это? Нет. Или это нечто угрожающее жизни, представляющее смертельную опасность? Также нет. Рационально ли уходить в трагические переживания, а не искать пути выхода из сложившихся обстоятельств?

Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

Установка предсказания негативного будущего

Тенденция верить своим конкретным ожиданиям, как сформулированным вербально, так и в качестве мысленных образов.

Вспомните одну известную сказку братьев Гримм. Она называется "Умная Эльза". В вольном пересказе она звучит следующим образом:

Однажды пошла жена (Эльза) в подвал за молоком (в оригинале - за пивом!) и пропала. Муж (Ганс) ждал-ждал, а жены все нет. И кушать (выпить) уже хочется, а она не приходит. Он забеспокоился: "Не случилось ли чего?". И отправился в подвал за ней. Спускается по ступенькам и видит: сидит его благоверная и рыдает горькими слезами. "Что случилось?" - воскликнул супруг. Л она в ответ: "Видишь, топор висит у лестницы?". Он: "Ну да, и что?" А она сильней слезами заливаться. "Да что произошло, скажи же, наконец!" - взмолился муж. Супруга и говорит: "Вот появится у нас ребенок и пойдет он, когда подрастет в подвал, а топор сорвется и убьет его насмерть! Вот ужас-то и горе горькое!" Муж, конечно, успокоил свою половину, не забыв ее назвать "умной" (в оригинале даже от души обрадовался: "Большего ума мне в хозяйстве и не надо"), проверил, прочно ли топор закреплен. Но настроение себе своими надуманными предположениями жена уже испортила. И сделала это совершенно напрасно. Теперь придется успокаиваться и восстанавливать душевное равновесие не одну пару часов...

Вот так, становясь пророками, а, вернее, псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но, на самом деле, выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем - не есть будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение необходимо проверять на истинность. И возможно это в некоторых случаях только опытным путем (методом "проб и ошибок"). Разумеется, сомнения нужны для того, чтобы отыскать истину и не ошибиться. Но иногда, становясь на пути, они блокируют движение и мешают достижению результата.

Слова-маркеры: что, если; а вдруг; а ведь может быть.

Установка максимализма

Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов (даже если никто не в состоянии их достичь), и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: "Любить - так королеву, украсть - так миллион!"

Мышление характеризуется позицией "все или ничего!" Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (от perfectio (лат.) - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: по максимуму, только на отлично/на пятерку, на 100% ("на все сто").

Установка дихотомического мышления

В дословном переводе на русский язык.по означает "рассечение на две части". Дихотомическое мышление проявляется в тенденции размещать жизненный опыт в одной из двух противоположных категорий, например: безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление под диктатом подобной установки можно охарактернзовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Происходит оценка понятий (которые в действптельности располагаются в континууме (в неразрывном взаимодействии), как антагонистов и в качестве взаимоисключающих вариантов.

Высказывание: "В этом мире ты или победитель или проигравший" - наглядно демонстрирует полярность излагаемых вариантов и их жесткую конфронтацию.

Слова-маркеры: или... - или... ("или да - или нет", "или пан, или пропал"), либо - либо... ("либо жив, либо мертв").

Установка персонализации

Проявляет себя как склонность связывать события исключительно со своей персоной, когда нет никаких оснований для такого вывода, а также интерпретировать большинство событий как касающиеся себя.

"Все на меня смотрят", "Наверняка эти двое сейчас оценивают меня" и т.п.

Слова-маркеры: местоимения - я, меня, мною, мне.

Установка сверхобобщения

Сверхобобщение относится к образцам формулирования общего правила на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо всей совокупности явлений. В результате возникает неоправданное обобщение на основании выборочной информации. Например: "Все мужики - свиньи", "Если не получилось сразу. то не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.

Слова-маркеры: все, никто, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным, как мысли, или даже созревшее решение о его увольнении. За этим может последовать бессонная ночь тягостных раздумий, и решение: "Я не дам ему получить удовольствия от глумления надо мной - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять с чего бы вдруг его не самый худший работник так резко и с явным раздражением хочет уволиться с работы.

Слова-маркеры: он(она/они) думает(ют).

Установка оценочная

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т.д. Оценивание проявляет свой иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется с характеристикой всей его личности.

Слова-маркеры: плохой, хороший, никчемный, глупый и т.п.

Установка антропоморфизма

Приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы.

Слова-маркеры: хочет, думает, считает, справедливо, честно и тому подобные высказывания, адресованные неодушевленным предметам.

Дмитрий Ковпак, "Как избавиться от тревоги и страха"

Негативные установки, влияют на нашу жизнь, очень глобально, а мы иногда, даже не можем отследить, эти негативные установки

В прошлой статье я писала о наличии негативный установок в нашем подсознании, и том что, с установками можно работать, и заменять их на позитивные.

Я хочу предложить вам один метод, который очень хорошо зарекомендовал себя в моей практике работы психолога.

Давайте сначала определимся с понятием «негативная установка», это выражение сейчас на слуху, и об них много говорят, и много на них сваливают.

Итак, негативная установка – это, программа, записанная в нашем подсознании в прошлом, возможно эффективная на тот момент, но совершенно не нужная и вредящая нам, в настоящее время.

Эти программы влияют на наше поведение в определенных ситуациях, и мы сознательно не отслеживаем все негативные последствия вызванные нашими поступками и считаем, что по-другому, быть и не может.

Во всех методиках по работе с негативными установками, первым пунктом стоит выявление этих самых установок.

В принципе, для человека, это самый сложный момент.

Во-первых, мы не знаем о том, что какие-то наши установки, являются негативными, мы к ним привыкли, одним словом, они наши, родные.

Во-вторых, мы не знаем о том, что мы можем вести себя по-другому, и естественно, не знаем, как именно.

Если, коротко, то мы не осознаем наличие этих установок у себя, и поэтому, ничего с ними не делаем.

Очень часто, знание о чем-то, помогает осознаванию, то есть помогает понять что-либо, сделать выводы, и в дальнейшем поступать по-другому. Итак, как нам выявить свои негативные установки мешающие нам?

Есть только один путь – это наблюдение за собой, наблюдение за своими эмоциональными реакциями, на какие-то поступки других людей.

Я хочу привести в примере, такую установку, которая возможно касается многих людей. Это отношение к родителям и с родителями, когда мы уже становимся взрослыми.

Очень часто, встречаются такие негативные установки:

  • Родители всегда правы
  • Я должен любить своих родителей
  • Я обязан или должен слушать (прислушиваться) своих родителей
  • Я не имею права злиться на родителей
  • Неприлично или нельзя, испытывать негативные чувства к своим родителям.
  • Нельзя повышать голос на родителей.

Я понимаю, что сейчас многие скажут, что уважение к родителям должно присутствовать в каждом человеке, ведь именно эти люди, дали нам жизнь.

И я полностью соглашусь с этим мнением, но бывают в жизни разные ситуации, когда родители своим воспитанием или поведением, могут испортить жизнь своему ребенку, невзирая на огромную любовь к нему.

И если, этот ребенок, не заявит о своих желаниях и правах, возможно, его жизнь будет искалечена.

Хочу привести такой пример, недавно на консультацию обратилась девушка, 23 года, с проблемой страха смерти, иногда возникают панические атаки, и откуда это все идет, она не знает.

В процессе терапии выяснилось, что с самого детства, при любой царапине или ссадине, ей говорилось, что надо быть очень осторожной, иначе у нее случиться столбняк, она окаменеет, и умрет.

Первое воспоминание об этом, было где-то в пять лет, и потом постоянно, страшилки о смерти, и что с ней может случится в жутчайших подробностях.

Это, о не совсем адекватном поведении и воспитании ребенка родителями. Я считаю, что в таких случаях человек должен противостоять давлению своих родителей, и добиваться своего.

Но вернемся к установкам, если вы сможете отследить, что вы ведете себя совершенно по другому со своими родителями, чем с посторонними людьми, и это поведение вредит вам, или вы испытываете негативные эмоции, тогда, вероятно, у вас сложилась определенная схема поведения, срабатывающая только с родителями.

И еще, хочу сказать такую вещь, вы имеете полное право как личность, злиться на своих родителей и испытывать любые чувства, ведь это ваши чувства, и вам никто не может запретить это делать.

Ведь чаще всего мы злимся на поведение в какой-то ситуации, а не на человека в целом, это очень важный момент.

Ну, вот вы, допустим, выявили свои негативные установки. Обязательно надо выписать все на листок бумаги,

Есть несколько вариантов исправления этих негативных установок или схем поведения.

  • Вы можете сами переписать схемы своего поведения и реакцию в определенных ситуациях, как вам хотелось бы.

Переписываем: Я отвечаю уверенно своей матери, даже, если она повышает на меня голос.

  • Если вы сможете вспомнить, в связи, с какими событиями или ситуациями, у вас образовалась, та или иная установка, или схема поведения, тогда, вам нужно в своем воображении, вернуться туда, в то время, и как бы, переписать это событие как вам выгодно, это своеобразная фантазия.
    Вы должны очень подробно представить тот момент, и постараться почувствовать другую эмоциональную реакцию на то событие (положительную, уверенную), возможно вам, там в прошлом даже придется что-то изменить.
    Для вашего подсознания это будет реальное событие, а не фантазия. Это упражнение можно проделывать несколько раз, пока вы не заметите в своем поведении изменения.

Самое главное в работе с негативными установками, это наблюдение за собой, за своими эмоциями и чувствами. Очень часто мы их просто не отслеживаем, и живем на автомате.

Замечали ли вы, как внутренние страхи не позволяют двигаться вам вперед? И зачастую они даже не имеют под собой реальных поводов для страха. Хотите ли вы поменять работу или отправиться в отпуск – червь сомнений тут как тут: «Тебе вечно не везет», «От добра добра не ищут». Откуда исходит этот надоедливый голос? Кто посеял это зерно сомнений в ваше сознание? И как бороться с такими препятствиями?

Если вы уже давно задаетесь этими вопросами, мы хотим вас поздравить - это первый шаг к тому, чтобы избавиться от негативных установок.

Негативные установки - это мощная сила, которая управляет нами, не позволяет реализовать свой потенциал и жить полноценной счастливой жизнью. Они располагают человека к тому, чтобы одинаково реагировать и действовать в повторяющихся жизненных ситуациях. И с каждым годом такой багаж ошибок и неудач, который мы тащим внутри себя, растет и крепнет, пополняясь все новым негативным опытом.

Формированию негативных установок в детстве способствуют ошибки в воспитании. Многие родители склонны критиковать детей при помощи обобщающих суждений, например, «ты такой растяпа», «ты ешь как хрюшка», «ты постоянно опаздываешь», «ты ни на что не годен» и др.

Все эти обидные слова формируются в подсознательные убеждения, которые отрицают любую возможность успеха и программируют на соответствующие модели поведения. Но все эти негативные установки - лишь одежда, из которой вы уже давно выросли. Теперь ваша очередь выбирать для себя то, что вам подходит.

Для того чтобы ступить на путь освобождения от этих внутренних препятствий, для начала следует понять, какими бывают негативные установки, и выявить их в себе. Рассмотрим самые популярные убеждения, которые часто становятся камнем преткновения на пути к счастью.

Негативная установка №1: я недостаточно хорош

В детстве нас учат, что только хорошим мальчикам и девочкам Дед Мороз приносит подарки. Но что значит понятие «хороший»? Разумеется, послушный, то есть тот, кто исполняет чужие требования, кого можно обуздать.

И вот мы вырастаем во взрослых мужчин и женщин, но почему-то продолжаем нести груз послушания. В результате мы выполняем чужие установки и предписания, тяжело вздыхая и гневаясь на жизнь. Выбираем неподходящий ВУЗ, следом за ним нелюбимую работу, затем торопимся обзавестись семьей и вскоре передаем по наследству обет послушания своим детям.

Остановитесь и подумайте: а чего хотите вы? Уберите все «но» и «если» и представьте ту жизнь, которая приносила бы вам радость. Вы заметите, что эта жизнь уходит далеко за пределы той схемы, что навязывают нам родители, учителя, друзья и СМИ.

И потому нам сразу становится неуютно воплощать такие мечты: большинство не поддерживает нас в таких начинаниях, а значит, мы становимся «непослушными» и милости сказочного Деда Мороза нам больше не видать.

Человек хочет оставить надоевшую работу и отправиться в годичное путешествие на отложенные деньги, но вокруг все уговаривают его не рисковать, устрашают кризисом, сложностями переезда. Многих риск неудачи отвращает от пути к достижению заветных целей. И тогда человек ломается.

Он снова возвращается на безопасный маршрут, который одобряет большинство людей, он снова становится послушным и получает свои регулярные «подарки»: кредит с минимальной ставкой, ежемесячную зарплату, стабильность. Не попадайтесь в ловушку одобрения, ищите свой путь и совершайте такие поступки, которые вас оживляют: вселяют в вас уверенность, пробуждают силу воли, заставляют ваши глаза сиять.

Негативная установка №2: мне не везет

Побеждайте свои страхи через активные действия. Помните: судьба — это любимая отговорка тех, кто всю жизнь перекладывает ответственность на чужие плечи («Я родился под несчастливой звездой», «В детстве меня часто дразнили, поэтому я не уверен в себе» и т.д).

Да, обстоятельства действительно имеют значение, особенно для тех, кто бездействует. Не давайте суеверным страхам парализовать себя. Когда вы находитесь в непрерывном движении, вы всегда готовы действовать и находить решения. Просто не останавливайтесь.

Негативная установка №3: меня не поддерживают - значит, я делаю что-то не так

Мысли о том, что нас никто не понимает, что окружающие настроены против нас, способны причинить сильную боль. Разбудите в себе борца.

Если вы уверены в собственных целях, не обращайте внимания на то, что говорят другие. Помните, всех гениев поначалу называли безумцами.

Негативная установка №4: есть люди, которые делают что-то лучше меня

И это правда. Нашу планету населяет более 7 миллиардов человек - так с кем именно вы собираетесь себя сравнивать?

Ответьте на главный вопрос: почему вы хотите быть лучше всех? Чтобы мама вас похвалила или чтобы друзья завидовали?

Когда вы найдете истинную причину этой установки, вы увидите, что она не имеет ничего общего с вами, она навязана вам извне, и ее безболезненно можно отбросить.

Случается, что человеку долгое время не удается что-то сделать, особенно это касается творческой реализации и грандиозных планов, таких как создание своего бизнеса, написание книги или сценария и т.д. Неудачи приводят человека в тупик под названием: «Почему я решил, что у меня получится? Чем я лучше других?»

В корне этой проблемы лежит неверная предпосылка, что мы должны сравнивать себя с другими людьми. На самом же деле мы должны сравнивать себя только с самим собой в прошлом: «Чего я добился за последний год? Чему я научился за последнюю неделю?» Совершенствование всегда приносит радость.

Негативная установка №5: страх будущего

А вдруг все, что вы делаете и к чему стремитесь, в один прекрасный день исчезнет, и вы останетесь ни с чем? Что, если случится что-то такое, что сделает ваше счастье невозможным, а все ваши усилия напрасными?

Жить в страхе неизвестного — значит не оставить для себя выбора. Да, жизнь очень непредсказуема, но никто не гарантирует, что, выбрав более легкий путь, вы так же не столкнетесь с чем-то, что может навсегда разрушить самое важное, что у вас есть.

Одним из самых сильных качеств всех успешных людей является то, что они не боятся потерять все и начать сначала. Жизнь - это процесс, а не конечный результат.

Вопрос только в том, о чем вы станете вспоминать, когда достигнете уже преклонного возраста. О том, что вы пытались изо всех сил и у вас не получилось, или вы будете терзаться мыслью, что так и не попробовали сделать что-то действительно удивительное? Подумайте об этом.

Как избавиться от негативных установок

Избавиться от негативных установок можно посредством постоянного движения к своей мечте, а также благодаря тщательному и честному самоанализу. И это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Первое и самое важное, что следует сделать, - это принять и простить себя за все недостатки и, без лишней скромности, не упустить из виду свои достоинства. Возьмите лист бумаги, разделите его пополам и напишите честно о своих положительных и отрицательных качествах.

После того как работа будет выполнена, подумайте, а нет ли у ваших недостатков обратной стороны? Возможно, вы слишком строги к себе. Может, за жадностью скрывается экономность, а за подозрительностью рациональность? Отыщите теневую сторону и у ваших плюсов и поймите для себя, что вы - целостная и уникальная личность, готовая к яркой и интересной жизни.

1) Будь лучшим!
Данная программа дает установку быть первым всегда и во всем. Когда человек находится под ее управлением, он постоянно сравнивает себя с кем-то, а свою жизнь – с жизнью чужой. Чего бы ни достиг такой человек, ему это кажется мало. Он всегда будет стремиться кого-то перегнать. Человека ничего не радует. Вся его жизнь проходит в соревновании с кем-то и за что-то. У него всегда есть очередная цель. Но с каждым достижением приходит все большее разочарование. И в итоге человека ожидает постоянная тоска неудовлетворенность. Ведь всю жизнь он гнался за достижением чужих целей. И потерял радость своей жизни.
Что, прежде всего, нужно делать при наличии такой программы? Понять, что ты сам по себе достаточно хорош!

2) Сначала думай о Родине, а потом о себе!
Очень распространенный тезис времен социализма. Не будь эгоистом и все свои силы и энергию вкладывай во имя чего-то или кого-то. В малом это проявляется, когда родители стремятся все отдать своим великовозрастным детям. Или когда женщина забывает себя, лелея мужа. Самое интересное, что такие люди часто делают то, о чем их никто не просит. Они стремятся помочь там, где вовсе не нуждаются в их услугах. Мало того, что на себя не остается сил и времени. Но еще приходит разочарование, потому что не оценили и не поблагодарили. В результате – депрессия и злость.
Что, прежде всего, нужно делать при наличии такой программы? Ценить себя, свои потребности и чаяния. И жить самому, а не решать чужие проблемы.

3) Будь сильным!
Раньше всех мальчиков учили, что себя надо сдерживать, – “Сильные люди не плачут”. Теперь времена изменились и в моде “сильные” женщины, которые просто убеждены, что иначе никак нельзя. Самое интересное, что, согласно закону Притяжения, эти люди всегда попадают в ситуации, где им, действительно, приходится быть сильным. А потом у них возникает ощущение, что всю жизнь они несут тяжелый крест. Но им нельзя проявлять слабость, нельзя просить помощи. А организм, увы, не железный, вот и возникают проблемы с нервами и здоровьем.
Что, прежде всего, нужно делать при наличии такой программы? Открыть себя миру и позволить другим помочь тебе.

4) Спеши!
Такое впечатление, что 99,9% всех людей живут по этой программе. Вариации разные:
a) Делай хоть что-нибудь, только не сиди на месте.
b) Торопись, главное сделать быстро.
c) У меня жесткий дедлайн.
У этой программы есть тонкая грань. С одной стороны, необходимо действовать, чтобы двигаться вперед. С другой – часто за спешкой и действием во что бы то ни стало теряется смысл самого движения и его направление. Как говорится, “надо торопиться медленно”.
Спешка ни к чему хорошему не приводит. Возникает лихорадочное состояние, человек постоянно возбужден, к вечеру не чувствует ног от усталости. Но при этом он все равно ничего не успевает. Постепенно у него начинает развиваться чувство вины и неудовлетворения собой. И как следствие – возникают проблемы со здоровьем.
Что, прежде всего, нужно делать при наличии такой программы? Научиться брать паузу и медитировать.

5) Нельзя ошибиться!
Эта установка появляется в детстве, когда ребенка ругают за любую ошибку. Во взрослом возрасте это перерастает в сложность принятия решений.
Человек не может себе позволить ошибиться. Ибо внутри его все еще остается страх, что за любую ошибку его будут ругать.
Поэтому изо всех сил он старается не допустить ошибки. Но поскольку он не Господь Бог и не может просчитать все варианты, то так или иначе ошибочные решения будут. Опять-таки, сталкиваясь с ошибкой, он впадает в самоистязание, самоунижение и ненужные переживания.
Что, прежде всего, нужно делать при наличии такой программы? Признать за собой право на ошибку.

— Негативные психологические установки или что мы на самом деле говорим своим детям.

Хотите классический список разрушительных психологических установок? На язык этих подсознательных установок психологи перевели весь тот шум и крик, который мы выливаем в беззащитные детские уши. На языке подсознания таких директив всего-то пять, но зато каких!

Негативная психологическая установка первая: «Не живи!»
1) Мне такая девочка не нужна,
2) Как я от Вас устала,
3) Если бы не ты и твой папа, я бы в кино снималась, в главной роли, обнажённая…

Негативная психологическая установка вторая: «Не делай!»
Послушайте себя, 95% того, что Вы говорите своему ребёнку, начинается и заканчивается запретами на любую деятельность! «Не бегай!», «Не прыгай!», «Не стой!», «Не стучи!»… Ребёнок получает главную информацию: «Чтобы ты ни сделал, всё будет плохо. Ты — растяпа».

Негативная психологическая установка третья: «Не верь!»
Не верь мужчинам, не верь женщинам, не верь подругам, не верь друзьям, не верь компаньонам, не верь никому вообще. Единственный человек, который тебя любит — это твоя одинокая, старая, больная и никому не нужная мамочка, которая тебе всю свою жизнь отдала. В общем, сигнал, который получает ребёнок сводится к анекдотическому: «Как страшно жить!..».

Негативная психологическая установка четвёртая: «Не будь ребёнком!»
Такую директиву получают старшие дети, когда у них появляются младшие братья и сёстры. Однако изредка её могут услышать и единственные дети в семье. Директива эта означает только одно. Психологически незрелые родители как бы говорят своему ребёнку: «Дети тут — это мы (я). Мы родили тебя, чтобы ты нас поддерживал и опекал. Ты — наша нянька, приступай к своим обязанностям!».

Негативная психологическая установка пятая: «Не взрослей!»
Такую директиву получают младшие или единственные дети в семье, дети-отдушины своих родителей. Тяжело быть отдушиной… Обычно такие дети никогда не создают свою семью, а если создают, то ненадолго.

Психологи утверждают, что все родители, независимо от интеллекта и отношения к своим чадам, бессознательно проговаривают эти пять установок.

А избавиться от этих установок очень просто: нужно написать их крупным шрифтом на подходящих листиках бумаги и со вкусом сжечь каждую бумажку на чистом пламени горящей свечи. А затем написать установки, прямо противоположные тому, что когда-то внушили нам родители, как и все люди — далёкие от психологического совершенства.

— Снятие негативных убеждений.

Снятие негативных убеждений невозможно без изменения мышления и перестраивания его на оптимистичный лад. На сегодняшний день огромное влияние получают идеи, позволяющие качественно управлять своим подсознанием.

Хотя, это не просто идеи, а целые школы, практики и эффективные методики. Все они созданы для того, чтобы люди понимали факт отсутствия блоков и рамок, рождающихся только их больным подсознанием.

Программы, в которых отсутствует конструктив, способны быстро разрушить гармоничное течение энергии, что неэффективно используется для борьбы с комплексами, страхами и внутренними конфликтами с собой.

Мы впитываем аффирмации отца и матери, общества и чужих мнений, а затем тратим всю жизнь на то, что бы бороться с ними. Думаю, пришло время избавиться от недоброжелательного и негативного влияния!

1) Скажите «Нет» плохим сценариям!
Огромное количество людей не разделяет термин «реализм» и «негатив» по отношению к миру. Запомните, если вы искренне верите в то, что любое начинание обречено на провал, то это будет читаться в вашем поведении, а особенно в речи! Поэтому, как только вы заметили первые сигналы происшествия, полностью меняйте негативный подход к жизни, иначе неудача - неизбежна!

2) Сделайте ставку на позитив!
Старайтесь замечать приятные бонусы и подарки судьбы вместо того, чтобы искать повод сказать «А, вот! Все пошло не так, а значит, мой невеселый настрой оправдался!» Больше улыбайтесь, заряжайтесь на позитив и во чтобы то ни стало, верьте только в хорошее истечение дел. Иначе быть не может.

3) Визуализируйте.
Создайте карту желаний, окружая себя конкретными и четкими руководствами к действию. К тому же, делая то, что вам нравится, вы рискуете максимально преуспеть, насладившись процессом.

Вас может заинтересовать статья « «

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео:

Обрести финансовую независимость мечтают многие, но для этого вам необходимо пересмотреть свои убеждения, проанализировать свои взгляды на деньги и исключить негативные установки и неверие в собственные силы.

Причиной финансовых трудностей могут быть негативные программы, сформировавшиеся в раннем детстве из-за случайных фраз взрослых, засевших в подкорке головного мозга и мешающих реализовать потенциал сегодня. Избавляться от них необходимо как можно скорее, чтобы не упустить собственную финансовую удачу .

Негативные финансовые установки

1. Деньги тяжело заработать, и для этого необходимо прикладывать неимоверные усилия. С одной стороны, это так, однако без труда ни один человек не сможет обеспечить себе достойного будущего. Пересмотрите свои взгляды на труд и выберите дело, которое будет приносить вам не только доход, но и радость. Реализация своего потенциала может принести множество позитивных моментов.

2. Деньги — это большое зло. Это в корне неверное утверждение. Деньги не могут быть злыми или добрыми. Все дело в людях, которые их зарабатывают. Чтобы быть богатым, совершенно не обязательно становиться злым и неблагодарным. Деньги не могут изменить человеческого характера, но могут поспособствовать увеличению негативных черт. Боритесь с ними, растите в себе позитивные качества.

3. Деньги можно заработать только нечестным путем. Еще одно заблуждение, которое не дает вам возможности сосредоточиться на собственном благополучии. Заработать деньги можно разными путями, в том числе и с помощью любимого хобби . Отточите мастерство, и вы сможете неплохо заработать на любимом деле. У каждого человека есть таланты. Нужен лишь стимул для их развития и совершенствования, которому, как известно, нет предела.

4. Экономия приведет к богатству в старости. Эта негативная установка никогда не позволит вам разбогатеть. Более того, такое видение богатства делает вас несчастным и не позволяет наслаждаться жизнью. Эта установка является отголоском генетической нищеты , с которой необходимо бороться.

5. Покупка дешевых вещей позволит мне сэкономить и накопить денежные средства. Многие дешевые вещи имеют очень малый период эксплуатации, и вам придется постоянно тратить новые средства для починки поломок или приобретения новых предметов. Таким образом вы будете терять жизненную энергетику на негативные эмоции , что станет плачевным для вашего желания разбогатеть.

6. Жалобы на тяжелую судьбу и бездействие в ожидании очередного удара тоже являются негативной установкой. Вы никогда не продвинетесь вперед, если не будете прилагать усилий. Ошибки на пути к богатству неизбежны, но их стоит использовать для закалки характера, вынести из них ценный опыт и продолжить следование к заветной мечте.

7. Обвинять себя в транжирстве тоже не стоит. Так вы программируете себя на заведомый провал. Начните планировать свои траты, используйте доступные способы привлечения удачи и не позволяйте себе поддаваться унынию . Хорошее настроение и бодрость духа придадут вам сил для нового жизненного этапа.

8. Перестаньте думать о том, что вы не достойны лучшей заработной платы и не справитесь с иным видом деятельности , позволяющим вам зарабатывать на порядок больше. Начните посещать курсы повышения квалификации, используйте свободное время для развития профессиональных навыков или смены профессии. Возможно, вы просто находитесь не на своем месте, и это мешает вам развиваться как личности и первоклассному специалисту.

9. Если вы постоянно утверждаете себе, что у вас нет денег на какие-либо приобретения , вы блокируете позитивные мысли. Такая установка способна вовлечь вас в замкнутый круг негативных мыслей и заставить прекратить поиски новых источников заработка. Пересмотрите свои предпочтения: возможно, то, что вы хотите приобрести, на данном этапе не так и важно.

10. Чтобы стать богатым, важен статус и дорогие вещи. Вовсе нет. Для того чтобы начать путь к богатству, вам не нужны дорогостоящие приобретения, украшения и одежда. Вам важна лишь мотивация и установка на успех в предпринимаемых действиях. Не столь важно, какая на вас обувь и насколько дорог ваш телефон. Финансовая независимость начинается с малого, и судьба благосклонна лишь к тем, кто отважно борется за свое собственное счастье, не останавливаясь на достигнутом и не придумывая своему бездействию новых оправданий.

Начните визуализировать свою мечту , повторяйте себе, что вы сможете добиться поставленной цели. Ели вы будете жалеть себя и жаловаться на свое печальное положение, то не сможете сделать самый важный, первый шаг к преодолению себя.

Разбогатеть мгновенно у вас вряд ли получится, но есть множество способов, которые помогут вам раскрыть свои способности и настроиться на успех. Используйте проверенные ритуалы, привлекающие финансовое благополучие , и каждый день посвящайте саморазвитию. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

27.06.2017 02:02

Достичь внутренней гармонии необходимо каждому человеку. Это важное условие для того, чтобы добиться успеха и...