Главная мысль автора рассказа кладовая. "Кладовая солнца" (Пришвин): анализ произведения

Уже сам подзаголовок повести "Кладовая солнца (сказка-быль)" заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. "Сказка-быль" создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев - Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей - не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище "Мужичок в мешочке".

Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть "Кладовая солнца" в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже "приземлённые" приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как "их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне".

Пришвин в произведении "Кладовая солнца" показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: "А какие это были умные детишки! ... не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы". Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он "в доме главный", тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает "такое прекрасное равенство".

Характеры героев проявляются и в том, как они собираются "за клюквой". Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о "палестинке", о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту "неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква" - и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой...

Пришвин замечательно умеет описывать природу. В "Кладовой солнца" природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом "настроена" на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, "Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали". Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.

Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет - отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет "ужасным несчастьем" в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше "маленького Антипыча", которого она спасла от гибели в болоте.

Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, "Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань". Мальчик, "почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением", но опоздал и "почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь" трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

Если Митраша ушел с "тропы человеческой" из-за самонадеянности, то Настю увела с неё... неосознанная жадность - девочка шла и шла себе "за клюквой", да и не заметила, как оказалась там, где "люди не ходят". Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.

Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он "отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал..." - для Травки он стал ее хозяином: "С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею..." В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином - он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого - то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые "на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень... И трудно сказать, на кого больше глядели - на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком"...

Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в "Кладовой солнца", читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.

Сочинение

Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя с Митрашей подарили эвакуированным из Ленинграда детям. Как и в других произведениях Пришвина, в «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит.

Внешняя канва сюжета не исчерпывает философских идей Пришвина, переданных в предельно обобщенной форме сказки, составляющей второй план произведения. Обращение писателя в 40-е годы к жанру сказки было не случайно. Победа советского народа над фашизмом укрепила убежденность художника в том, что самые смелые сказочные идеи осуществимы. И писатель стремится создать «современную правдивую сказку», главной идеей которой, по емкому определению В. Д. Пришвиной, становится «победа высокого человеческого начала в жестокой природе»1. Форма сказки с ее предельным обобщением, выходом в общечеловеческие законы морали помогает писателю расширить художественное время своего повествования, включив в него и прошлое и будущее.

«Кладовая солнца» - это не только образное определение торфа, аккумулировавшего в себе тепло солнца и ждущего вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию. «Кладовая солнца» - это в первую очередь символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих, деятельности, материализованной в повести в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и Травки2. Люди, по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждали человечность.

В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. «Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах».

Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается ‘характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки. Характерно, что «в споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу», а там вели к счастливой палестинке- цели похода героев повести.

Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности (великолепна сцена, когда лось не признал в грязной ползающей дейбч’ке человека и принял ее за животное и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла - волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась «золотая уточка» Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках.

Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что «большая человеческая правда… есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее «Кладовой солнца»: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

* Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет…
* Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.
* И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода».

Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении - в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся проницательному взгляду художника.

В этом мире царит культ Человека - творца и преобразователя жизни. «По Вашим книгам, Михаил Михайлович,- писал М. Горький в статье о Пришвине,- очень хорошо видишь, что Вы человеку - друг… Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»… Ваш человек очень земной и в хорошем ладу с землею».

Художественный мир Пришвина так же невозможен без поэзии, как невозможен он без юмора. Добрая улыбка над человеком, над животным создает атмосферу радости, смягчает драматизм жизни, укрепляет уверенность в могуществе человечества.

М. М. Пришвин - выдающийся знаток языка, художник слова, «охотник за словом». В уже упоминавшейся статье М. Горького о Пришвине есть и такое признание: «Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете». Речь Пришвина - это сплав народной лексики («путик», «падун», «Берендеи», «кощеева цепь», «осударева дорога», «охота за счастьем» и т. д.) с языковой культурой революционной интеллигенции России конца XIX - начала XX века. И вместе с тем столь прихотливое сочетание стилевых и ритмических пластов никогда не лишало индивидуальности произведений художника. Книги Пришвина, в которых слышится его неторопливая, чуть насмешливая речь, пронизанная поэзией жизни, правды и человечности, наполненная символически-философскими обобщениями,- явление в русской литературе неповторимое, рождающее в душе читателя «источник радости» - качество, необходимое творцу.

Произведение по жанровой направленности является сказкой-былью и повествует о детях, оставшихся сиротами в военные годы, преодолевающих жизненные трудности.

Главными персонажами рассказа являются брат и сестра Настя и Митраша, вынужденные выживать самостоятельно, поскольку рано лишаются родителей.

Писатель дает подробное описание главных героев, представляя девочку Настю, старшую в семье, в образе ответственной и трудолюбивой малышки, отличающейся веснушчатым лицом, светлыми локонами, хрупкостью и острым умом. Девочка всегда помогает братишке и даже уступает ему в его капризах. Автор именует Настю золотой курочкой, имеющей высокие ножки, поскольку девочка встает до рассвета, выгоняет на пастбище коров и целый день хлопочет по хозяйству.

Митраша представляется как маленький мужичок в мешочке, поскольку имеет от отца некоторые ремесленные навыки и занимается мужской работой в доме, иногда продавая свои изделия либо обменивая на продукты.

Писатель подчеркивает разделение домашних обязанностей между детьми, демонстрируя сплоченность и дружбу родных людей.

Сюжетная линия рассказа развивается путем произошедшего с детьми события в момент их похода в лес за клюквой. Настя увлекается сбором ягод и не замечает отсутствие брата, который попадает в болото и не может самостоятельно выбраться из трясины. Помощь оказывает собака Травка, которая приводит сестру к брату. До этого момента Митраша не очень любит собаку, но после спасения становится для нее полноценным хозяином.

Однако приключения детей на этом не заканчиваются, поскольку впереди у них еще встреча с голодным волком. В этой ситуации Митраша проявляет себя как настоящий мужчина, не растерявшись выстрелив в зверя.

Отличительной особенностью рассказа является авторское описание окружающей природы, которая представляется в произведении самостоятельным персонажем, настроенным на жизнь детей.

В момент расставания Насти и Митраши на небе появляется серая туча, закрывая солнечные лучи, в сопровождении резкого ветра, завывающего и стонущего. Таким образом, природа предупреждает героев о предстоящем испытании.

Смысл произведения заключается в проявлении истинных человеческих чувств даже маленькими детьми, в душе которых много тепла, любви, чувства собственного достоинства, понимания природы и родственных отношений.

Вариант 2

Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей.

Главных героев автор описывает очень скрупулёзно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать как лучше и во всем ему помогала. Автор называет ее золотой курочкой на высоких ножках. На мой взгляд, Михаил Михайлович недаром дал такое прозвище Насте. На протяжении всего рассказа, он пишет о ней с уважением. Настя вставала до восхода солнца, выгоняла стадо коров на пастбище и, не ложась спать, занималась всеми делами по хозяйству до самой ночи.

Митрашу, брата главной героини, автор описывает как «маленького мужичка в мешочке». Он научился у отца некоторому ремеслу и занимался мужскими делами по хозяйству. Результат своего ремесла Митраша продавал или обменивал. Так и жили сироты, устраивая свой быт.

Автор рассказа очень точно делит обязанности по хозяйству между детьми. Оставшись одни, без родителей, Настя и Митраша занимаются бытовыми делами вместе. «Золотая курочка на высоких ножках и мужичок в мешочке» занимаются женскими и мужскими делами по хозяйству соответственно. Такое разделение труда между детьми и дает им, на мой взгляд, ту сплоченность и дружбу, которая должна быть между родными людьми.

Как-то раз дети решают идти за клюквой. В лесу они расходятся по разным тропам. Митраша попадает в болото и долго не может выбраться, а Настя увлекшись собиранием клюквы забывает про брата. Найти друг друга детям помогает собака лесника по кличке Травка.

Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца» потому, что в лесных болотах очень много торфа. Во времена Отечественной войны данное горючее было очень ценно, да и остается ценным по сей день.

По моему мнению, автор рассказа очень точно передал всю атмосферу, которая должна быть между детьми, которые остались без родителей. Пришвин показал братско-сестринскую любовь. Настя и Митраша всегда были вместе, жили в мире. Ведь они остались одни на целом свете, и роднее друг друга у них никого нет. Автор наглядно показывает в своем произведении, что может случиться, если брат и сестра не будут ладить друг с другом.

После прочтения рассказа «Кладовая солнца», каждый читатель задастся вопросом: как я отношусь к своей сестре или своему брату? Ведь роднее сестры или брата у человека никого нет. Они всегда должны быть вместе и помогать друг другу. А чтобы лучше понять, как следует относиться к родному человеку, стоит прочесть данный рассказ.

Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

  • Сочинение Что такое Мечта? (9, 11 класс. ОГЭ ЕГЭ)

    У каждого есть какое-либо желание. Оно у всех может быть разным, ведь мы все по-разному думаем, мыслим, индивидуально смотрим и формируем в себе те или иные взгляды на жизнь. Но несмотря на все эти различия

  • Если бы была возможность выбирать себе жилье самостоятельно, следует остановиться на просторном доме. В нем обязательно должна быть большая гостиная, чтобы вся семья могла собраться и поговорить хотя бы раз в неделю

  • Сочинение Любовь и предательство в повести Иуда Искариот Андреева

    Данное произведение написано с высоким психологическим пониманием человеческих поступков. Автор раскрывает сущность жизненного уклада всех героев, заглядывая в их души и срывает все маски с героев повести.


  • Тема урока: «Правда вековечной любви» в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

    Цели урока:

    На примере текста художественного произведения установить, что благородство и мудрость природы неотделимы от жизни человеческой.

    Выяснить смысл основной философской проблемы: «правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

    На примере текста художественного произведения показать его символику.

    Определить и сформулировать основную идею произведения.

    Тип урока. Урок-анализ литературного произведения. Форма – эвристическая беседа.

    Оборудование урока:

    Компьютерная презентация «Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

    П.И.Чайковский «Времена года» («Апрель»);

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Целеполагание.

    Слайд 1. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Нам с вами выпала честь ознакомиться с завещанием М.М.Пришвина, которое он оставил нам, читателям, в своем произведении. Послушайте выдержку из него:

    Слайд 2. «Содержание обыкновенной нашей сказки - это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи».

    Что надеялся оставить в наследство нам писатель?

    ^ Веру в победу добра над злом.

    Что помогает доброму началу одерживать победу над злым?

    Дружба, поддержка, помощь друзей, любовь.

    Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»?

    ^ Удалось, там добро победило зло, все закончилось благополучно.

    Но ведь в его, пришвинской, сказке нет ни Змея Горыныча, ни отважного Ивана-царевича. Как же нам понять, что добро победило? Чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам сегодня стать не просто читателями. Мы с вами превратимся в исследователей и юристов. Наша задача – обобщив все выводы предшествующего анализа, найти в произведении скрытое завещание нам, читателям и потомкам.

    Для этого нам придется потрудиться. Задача исследователя – найти это скрытое завещание. Задача юриста – сформулировать его и следить за его исполнением.

    Слайд 3. Подсказкой для нас станут слова писателя, взятые нами в качестве эпиграфа: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

    Слайд 4. Мы с вами прочитали произведение, разобрались в его структуре и поговорили о его героях. Всех их мы подвергнем сегодня строгому разбору, чтобы понять, кто же из них олицетворяет добро, а кто зло, состоялась ли победа доброго начала над злым, и в чем смысл этой победы. Это должно приблизить нас к разгадке пришвинской тайны.

    ^ III. Анализ произведения.

    1. - Кто же они, герои пришвинской сказки-были?

    Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, Серый помещик, зайчик...

    Слайд 5. - Почему мы включили в этот список растения, животных?

    Все они являются участниками событий, персонажами сказки. Многим даны имена.

    Олицетворение. Слайд 6.

    В произведениях какого жанра действуют наряду с людьми растения и животные?

    ^ В сказке.

    А что в произведении делает его былью?

    Указание на конкретное место действия, на историческое время. Слайд 7.

    Итак, природа в сказке-были не фон, а действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет она себя по отношению к людям, чем помогает, а чем, может быть, вредит им. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой. А увидеть апрельский лес нам поможет музыка П.И.Чайковского, иллюстрации, а также художественное описание природы М.Пришвина. Слайд 8. (Звучит пьеса «Апрель», на фоне музыки дети читают отрывки из «Кладовой солнца», описывающие природу).

    В своей повести Пришвин показывает не только гармонию, радость природы, но и ее борьбу за жизнь. В каких эпизодах это видно?

    ^ История ели и сосны, охота лисицы за зайцем.

    Слайд 9. - Как вы, ребята, думаете, почему ссору Насти и Митраши предваряет рассказ о сосне и ели?

    Природа неотделима от жизни человека. Она мудра. Между всем существующим на свете есть неразрывная, тесная связь. Именно об этом нам и хотел сказать М.Пришвин. Природа предупреждает детей.

    Какие еще эпизоды подтверждают эту мысль автора?

    ^ Ссору детей предваряет ссора тетерева-косача с вороном. Серая хмарь закрывает от людей солнце.

    Как настроены по отношению к людям эти персонажи? Какое начало они олицетворяют?

    А теперь давайте вернемся к детям. Где началась ссора между ними?

    ^ У Лежачего камня.

    Вспомните, в каких еще произведениях герои останавливаются возле большого камня?

    В сказках. На камне написано: направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь – смерть найдешь.

    2. - Верно. Возле такого камня у сказочных и былинных героев встает проблема выбора пути. Такая же проблема встала и перед нашими героями.

    Слайд 10. - По какой тропе пошла Настя?

    Девочка пошла по широкой, проторенной дорожке, где все люди ходят.

    Как это характеризует девочку?

    ^ Она благоразумна, осторожна, не хочет рисковать.

    Как ведет себя девочка на палестинке и кто является свидетелем этого?

    Попав на палестинку, Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и собирала клюкву, не поднимая головы. Ее охватила жадность. Она забыла даже о себе. Свидетелями этого стали лось и змея.

    Слайд 11. - Зачем Пришвин сравнивает Настю с лосем?

    Лось - огромное животное. Он довольствуется малым: собирает мох, кору деревьев, веточки. Маленькая девочка Настя хотела собрать как можно больше клюквы. Ее охватила жадность. Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности.

    Что еще мы видим на палестинке?

    ^ На палестинке был пень, а на нем лежала змея.

    Давайте сравним поведение Насти и образ жизни этого старого пня.

    Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим. Прием антитезы.

    Как вы думаете, случайно ли на пне оказывается именно змея?

    ^ Нет. Настя сама похожа на змею, на животное. В змее она увидела себя. Ей стало стыдно.

    Кто же помогает девочке осознать себя человеком?

    Лось, пень. Одним словом, природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением.

    В этом эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания. Слайд 12. Определим характеристики этих персонажей: доброе или злое начало они представляют?

    3. - А теперь давайте посмотрим, что же делает Митраша? По какой тропе он пошел? Слайд 13.

    По узкой тропе.

    Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Каким автор рисует мальчика?

    Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен.

    М.Пришвин называет его «маленьким человеком». Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом. И в то же время сожалеет о его упрямстве, которое завело Митрашу в Слепую Елань.

    Кто и что сопровождает Митрашу на его пути к Слепой Елани? Определите место этих персонажей в нашей таблице.

    Ворон, ждущий поживы, но в то же время предупреждающий об опасности; елочки-старушки, похожие на злых ведьм, но преграждающие путь в болото; трава белоус, указывающая тропу человеческую.

    Слайд 14. - Почему же Митраша угодил-таки в Слепую Елань?

    Он не увидел знаков природы и понадеялся на одного себя, проявил упрямство, не учел опыта другого человека.

    Кто спасает мальчика из болота?

    ^ Мальчика спасает Травка. Слайд 15.

    4. - Вспомните все, что мы знаем о Травке. Какое начало она представляет: доброе или злое?

    Это была собака Антипыча. Травка предана человеку, он для нее хозяин и друг.

    Что означает выражение писателя: «Теперь Травке нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя»?

    Оставшись одна, собака теперь принадлежала сама себе. Для себя она гоняла зайцев, искала себе пищу. Долгое время Травка жила для Антипыча, вместе с ним ходила на охоту, служила ему верой и правдой. Антипыч умер, но собака продолжает жить и охотиться для старика. Подмяв зайца, Травка терпеливо ждала, когда придет охотник и заберет добычу.

    На какие две группы Травка разделила всех людей?

    ^ Людей Травка разделила на 2 разряда: Антипыч и враг Антипыча.

    По какому принципу она делит людей на две группы? Что важно для Травки в человеке?

    Важна доброта, забота, щедрость. Тот, в ком Травка видит эти качества, - Антипычи. Остальные – враги Антипыча.

    Кто такие «Враги Антипыча», по мнению Травки?

    ^ Это злые, эгоистичные люди.

    Сразу ли собака узнала в Митраше Антипыча?

    Нет, не сразу. Только услышав свою кличку, собака перестала сомневаться, кто перед ней. Еще она увидела огонек в глазах мальчика, а до этого они были тусклыми, мертвыми.

    Почему собака ползет к Митраше с остановками?

    ^ Травка почувствовала неискренность в словах мальчика,

    подозревала что-то не совсем чистое в словах Антипыча.

    А почему же, сомневаясь, она не убежала, а продолжала ползти?

    ^ Травка надеялась, что это все же Антипыч, ей нужно было найти себе нового хозяина, служить кому-то.

    Что олицетворяет Травка в сказке-были? Символом чего она является?

    Травка – символ верности, преданности и заботы.

    5. Слайд 16. - Ребята, взгляните на иллюстрации разных художников к сказке-были, на которых изображен Антипыч и Травка. Слайд 17. А теперь посмотрите на портрет М.М.Пришвина. Что вы можете сказать об этих двух людях?

    ^ Они очень похожи. Антипыч похож на Пришвина.

    Как вы думаете, только лишь внешне Антипыч похож на Михаила Михайловича Пришвина? (можно вспомнить возраст писателя в годы его работы над произведением).

    ^ Не только. Пришвин такой же мудрый, как Антипыч.

    Можем ли мы предположить, что, как и Антипыч, Михаил Михайлович Пришвин знает какую-то правду, сокрытую пока от нас?

    Вот мы и подошли с вами к разгадке. Поняв правду Антипыча, мы сможем узнать и правду Пришвина, а значит, расшифровать его завещание, оставленное в произведении. Итак, исследователи, подведите итог. Назовите нам героев, которые олицетворяют в сказке добро.

    ^ Настя, Митраша, их родители, Антипыч, соседи, геологи, Травка, лось, пень, трава белоус, солнце.

    Скажите, кто из героев проявляет как хорошие качества, так и не очень?

    ^ Настя, Митраша, ель и сосна, Ворон и Ворониха, елочки-старушки.

    Кто в сказке-были является носителем злого начала, его олицетворением?

    Волк Серый Помещик, змея, Слепая Елань.

    Скажите пожалуйста, всегда ли злое начало в сказке призвано вредить людям?

    ^ Нет. Ворон – символ несчастья и одновременно мудрости, он предостерегает своим криком детей, но они не понимают этого предостережения. И елочки тоже.

    Какой вывод мы может сделать о природе?

    А какой вывод мы можем сделать о людях в повести? Все ли прислушиваются к природе, ценят и понимают ее?

    Нет. Антипыч понимал природу, Травка ее понимает. А Настя и Митраша нет. Группа геологов, в числе которых находится и рассказчик, тоже не сразу научилась ценить и понимать природу. Им помог Антипыч. Вывод: не все люди умеют ценить и понимать природу. Слайд 18.

    6. Слайд 19. - Почему образ Антипыча возникает на фоне природы?

    Природа - это чистота, гармония, красота. Такая же чистая и душа Антипыча. Он знает природу, заботится о ней.

    Скажите, жив или умер Антипыч?

    Почему именно к нему идут за советом люди?

    Антипыч много знает, у него большой жизненный опыт, он хранитель «правды».

    Что это за правда? Как определил ее в конце повести рассказчик? (стр.147, гл.11)

    ^ Правду эту он обещал «перешептать» перед смертью собаке. Это «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

    Слайд 20. - Посмотрите - «суровой борьбы». Борьбы против чего? Что может мешать любви?

    ^ Против зла, равнодушия, эгоизма.

    Что значит любовь в понимании Антипыча? В чем она проявляется?

    Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе.

    Мы проанализировали образы всех героев произведения. Кому из них предстоит познать правду Антипыча?

    ^ Насте и Митраше.

    Вспомните, какие отрицательные качества проявились в них на Блудовом болоте?

    Упрямство, самоуверенность, эгоизм, жадность.

    Эти качества могут помочь человеку любить?

    Что же предстоит сделать нашим героям, чтобы постигнуть правду Антипыча?

    Победить в себе эти качества.

    Итак, вывод таков: Слайд 21: чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная.

    Удалось ли Антипычу перешепнуть эту правду Травке?

    ^ Да. Травка любит людей, помогает им.

    Почему волк Серый помещик обречен на гибель?

    Волк злой, он думает только о себе, волк не умеет сочувствовать, никого не любит. Он не находит поддержки у природы.

    К чему призывает людей Антипыч, говоря им о правде?

    ^ Призывает искать ее самим.

    Что мешало нашим героям понять природу, ее знаки?

    Упрямство, самоуверенность, жадность. Они забыли в момент ссоры друг о друге.

    7. - Антипыч - это обычный человек, который когда-то жил и умер. Он добрый и мудрый, память о нем живет, и эта память помогает живым! А в мире природы есть такой персонаж, который тоже олицетворяет добро, делает все вокруг красивым, согревает и помогает всему живому. Что это?

    ^ Это солнце.

    Ребята, подумайте, есть ли общее в правде Антипыча и в значении, сущности солнца?

    Антипыч учил любить, заботиться друг о друге. Солнце тоже заботится обо всех, согревает всех и светит всем.

    Слайд 22. - Посмотрите на солнце! Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. «…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло».
    - А что такое «кладовая солнца»?

    ^ Кладовая солнца - это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего.

    Только ли полезными ископаемыми Блудова болота богаты эти места?

    Нет. Богата клюквой чудесная палестинка. Природа - тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живет благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли.

    А каков человек для природы? Какое место он занимает в ней?

    ^ Человек – вершина природы, он занимает главное место. Вся природа покорна человеку, она признает его главенство и силу.

    ^ Бережно, внимательно. Человек должен беречь природу.

    Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

    Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее. Слайд 23.

    Сказка-быль имеет символическое название. «Кладовая солнца» - это и богатство земли, и люди, и природа. Давайте соберем все сделанные сегодня исследователями выводы воедино Слайд 24:

    Природа помогает людям, учит их жизни.

    Природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.

    Но не все люди умеют ценить и понимать природу.

    Чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная.

    ^ Природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.

    Вспомните эпиграф нашего урока - « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Исходя из этого, уважаемые юристы, сформулируйте, пожалуйста, текст завещания Пришвина, которое он оставил в произведении нам, его читателям.

    «Природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться ее богатствами разумно. Учитесь любить, ценить и понимать природу. Для этого нужно сохранять в себе лучшие человеческие качества и бороться с дурными».

    IV. Слайд 25: Домашнее задание.

    На основе сделанных сегодня выводов, напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

    В чем был прав и в чем ошибался Митраша?

    «Не знавши броду, не лезь в воду».

    За что я благодарен М.М.Пришвину.

    Список используемой литературы:

    Тимрот А. Пришвин в Московском крае. - М., 1973.

    Мотяшов И. Михаил Пришвин // Детская литература. - 1968.

    Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. - М., 1988.

    М а р а н ц м а н В. Г., Ч и р к о в с к а я Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.

    В е р б и ц к и й А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.

    Книга Пришвина «Кладовая солнца» познакомит вас с интересным рассказом и его героями, а мы поможем вам познакомиться с Пришвином и его «Кладовой солнца» в кратком его содержании, чтобы знать смысл произведения и уметь отвечать на вопросы на уроке литературы.

    Пришвин Кладовая солнца

    Глава 1

    В селе, что расположилось недалеко от Блудова болота, брат с сестрой остаются сиротами. Мать умерла, а отца забрала война. Дети жили как раз по соседству от дома, где поселился рассказчик. Сироты были еще детьми, девочке лишь двенадцать лет, а мальчику и того десять. Когда родителей не стало, все хозяйство, а это и куры, и корова, и телка, и поросенок, и коза, легло на их небольшие детские плечи. Правда, соседи и дальние родственники пытались им помогать, но дети быстро приловчились и стали со всем добром справляться самостоятельно. Даже часто приходили на общественные работы. Сестра по хозяйству, брат занимался мужскими делами, а также бондарством.

    Глава 2

    Была ранняя весна и дети от людей услышали, что пора собирать клюкву, которая, кстати, вкуснее всего после зимы, хотя многие клюкву собирают поздней осенью. Вот Митраша и Настя собрались в путь за клюквой. Собрались идти на палестинку, о которой рассказывал отец. Именно там растет очень много ягод. Но место опасное. Несмотря на это, дети отправляются в дорогу, захватив с собой все необходимое, в том числе, еду и оружие.

    Глава 3

    Дети прошли приболотную местность по тропинке, которую проложили еще до них, По дороге они собирали первую попавшую им клюкву, а также слушали различные звуки, что издавали разные птицы, а также дети услышали вой. Как сказал Митраша, это выл одинокий волк. Выбирая путь, куда идти за клюквой, дети решают идти за стрелкой компаса, туда, куда никто не ходит, где их отец говорил, находится палестинка.

    Глава 4

    Дети пришли к Лежачему камню, где решили немного отдохнуть, и встретить солнечные лучи, которые бы их согрели, так как они немного замерзли. И вновь слушали птиц, а после решили идти. Митроша указывал на один путь, а Настя хотела идти всеми протоптанной тропинкой. В итоге каждый пошел своей дорогой.

    Глава 5

    Далее Пришвин в «Кладовой солнца» рассказывает о собаке Травке, которая теперь одиноко живет в лесу, как дикий зверь, добывая себе самостоятельно пропитание, хотя до этого жила с охотником-лесником Антипычем. С ним она и на охоту ходила, с ним и жила, а он всегда защищал ее от волков. Теперь собака сама и часто воет, особенно, когда слышит, как издают во время ветра, стон деревья. Этот вой собачий и слышит волк.

    Глава 6

    Как раз недалеко от сторожки у Сухой речки несколько лет назад расплодились волки. Крестьяне позвали волчью команду, чтобы те их убили. Истребители волков прибыли быстро, быстро сделали свое дело, выманив волчицу с волчатами и волка. Вот только волк сумел удрать. Это и был тот самый известный Серый помещик. За ним потом несколько раз охотились, но не получалось убить. Как раз в тот день, когда дети разошлись разными дорогами, волк вылез из своего логова. Голодный, худой. Он завыл. Далее в рассказе Пришвина «Кладовая солнца» автор призывает не верить волчьему вою. Это не жалостный вой, а опасный, злой.

    Глава 7

    Сухая речка огибала Блудово болото полукругом. С одной ее стороны выл волк, а с другой стороны – собака. Как раз на собачий вой и решил пойти волк, чтобы сожрать пса, но собака раньше перестала выть, поэтому волку не удалось ее поймать. Сама же собака отправилась на охоту и взяла след зайца, который направился к Слепой лани, куда пошел Митроша. Однако тут собака услышала запах картошки, что была в корзинке, и, поняв, что человек с картошкой направился в другую сторону, решает идти в сторону Насти.

    Глава 8

    Слепая елань – это как раз то место, где пласт торфа был молодой и тонкий, поэтому, места были не твердыми, а полужидкими. Станешь ногой и проваливаешься, да не знаешь, на какую глубину. Митраша же продолжал идти. Он шел по чьим-то следам, надеясь на то, что предыдущий человек выбрал правильный путь. Мальчик шел и тут ему захотелось сократить путь, причем, он увидел, что это возможно, ведь там росла трава-белоус, которая всегда растет у человеческой тропы, а значит, дорогу он выбрал верную. Он решает идти не проторенной дорогой. Но ошибся. Он попал в ту самую елань, где все погибали. Мальчика также засосало болото. Он стал звать Настю, которая где-то вдали уже звала Митрошу, вот только крик Митроши уносил ветер в другую сторону. Мальчик заплакал, чувствуя свою погибель.

    Глава 9

    Знакомясь с Пришвиным с его «Кладовой солнца», и продолжая рассказ, мы узнаем о дальнейших событиях. В то время, как Митраша шел краткой дорогой и опасной, Настя пошла по проверенной, собирая по пути клюкву. Дети не могли знать, что в итоге они все равно должны были встретиться. И, если бы Митроша не свернул с дорожки, и не провалился, то уже бы собирал клюкву, которая хорошо ценилась и за которой все гонялись. Вот только куда бы он собирал ягоду, непонятно. Настя же дошла до того самого места, где было много клюквы. Она и думать забыла о брате и только, когда увидела собаку, ту самую Травку, ей вспомнился брат и девочка крикнула его имя. Как раз этот крик и слышал мальчик. Настя же упала рядом с корзинкой и заплакала.

    Глава 10

    Собака находится рядом с Настей, а учуяв беду, начинает выть. Этот вой вновь слышен волку, который начинает бежать в сторону собаки. И тут Травка перестает выть, заметив зайца. Собака решает бежать за ним, а волк бежит за собакой.

    Глава 11

    Когда собака бежала за зайцем, то увидела человека в болоте, который ее позвал. Он назвал собаку Затравушкой. Именно так когда-то называл ее прежний хозяин. Собака стала подползать к мальчику ближе и тут Митроша ухватил ее за лапы. Испугавшись, собака дернулась и стала вырываться. Этим она и вытащила немного мальчика, который дальше смог вырваться из болота и доползти до тропинки. Когда Митроша выбрался, он позвал к себе собаку, чтобы обнять ее.

    Глава 12

    Когда мальчик был в безопасности, собака продолжила свой гон за зайцем, Митроша, понимая, что это его единственный ужин, прилег у можжевельника, чтобы в нужную минуту выстрелить. Вот только в это время к можжевельнику подобрался волк и был совсем близко к мальчику. Увидев волка, Митроша выстрелил. Волк сразу погиб. Выстрел же привлек Настю, которая и смогла отыскать Митрошу. Дети встретились. Собаке же удалось поймать зайца и принести брату с сестрой.

    Соседи тем временем кинулись и увидели, что детей давно нет, что они не ночевали дома. Все собрались на их поиски и тут, сестра с братом вышли из леса, а за ними бежала всем известная собака. Дети все рассказали жителям села, рассказали и о том, как Митроша застрелил волка. Многие не верили, пока не увидели труп волка. Так мальчик стал героем. Настя же долго себя корила за то, что бросила брата и за то, что с такой жадностью собирала ягоду, а когда провозили эвакуированных детей из Ленинграда, отдала им всю собранную клюкву.