Почему тамара умирает в поэме демон. Cочинение «Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон

Тема урока.

Поэма Лермонтова «Демон». Романтический пафос гордого одиночества и трагедия человеческой личности.

Образ Демона в поэме и творчестве Врубеля.

1,2 Вступ. Слово. Тема, цели.

3Эпиграф.

4 Лермонтов и Кавказ.

5Акварели.

Работа над 1 частью поэмы.

Слайд №6. Печальный демон, дух изгнанья… (чтение 1-3 строф).

Дома вы прочитали эту поэму. Что же означает слово «демон»? Как вы его понимаете?

Встречались ли вы с подобными образами в творчестве других писателей?

Как вы думаете, чем притягателен этот образ?

Печальный демон, дух изгнанья… - эта строфа, написанная рукой 15-летнего юноши, первая строка поэмы, сохранилась во всех 8-ми редакциях поэмы без изменения. Почему

Вслушайтесь в её звучание. (Назовите аллитерацию, ассонанс?)

Какой образ Демона рисует строка?

Каким вы представляете Демона?

Есть ли в поэме портрет Демона или хотя бы наброски его внешности? Почему? Ведь Лермонтов – художник?

7. Спустя более чем полвека после создания поэмы к образу Демона обратился художник М.Врубель.

Какие, на ваш взгляд, черты Демона привлекли художника? Похож ли Демон Врубеля на героя поэмы Лермонтова или на Библейского падшего ангела?

Знаете ли вы Библейскую легенду о падшем ангеле?

Насколько близок герой Лермонтова Библейскому падшему ангелу?

Расскажите о прошлом и настоящем Демона: за что он изгнан из рая, в чём суть его конфликта с Богом?

Слайд№8. Каким предстаёт перед нами Демон по отношению к Богу, другим ангелам, людям, природе?

Как он воспринимает землю и людей? (Презирает)

Может быть, в этом первооснова трагедии – в непомерной гордыне, в изначально презрительном отношении ко всему сущему.

Слайд№9. Начало I части - экспозиция – знакомит нас с главным героем. Демон, кружа высоко над миром, в своём полёте спускается всё ниже, и всё зримее становится природа, приметы, реалии земной жизни. И в поэме появляется Человек. Это Тамара.

Прочитайте строфы, в которых поэт рисует её пленительный образ. Какое место они занимают в композиции поэмы (завязка). Почему? VII – IX – I части.

Итак, перед нами героиня. Чем она близка Демону и чем отличается от него? (Её красота идеальна и необычна для земли, она ангел, но земной, она рождена на свободе, но обречена стать рабыней по закону Творца. Её чистота земная, грешная.)

В самой природе человека заложена противоречивость, способность сомневаться, жажда и поиск яркого, небывалого счастья.

Какое впечатление производит на Демона Тамара? К чему его побуждает? (Он любит, он мечтает добиться любви любой ценой, в нём сильна жажда обладанья).

Как погиб жених Тамары? Кто виноват?

Прочитайте строфы XIII -XIV (I части). Каким поэтическим чувством они проникнуты? Как в них выражено отношение Лермонтова к Демону?

Образ Демона своей сложностью, загадочностью волновал многих талантливых художников.

В конце XIX века композитор А.Рубинштейн создал оперу «Демон». Послушайте Романс Демона. Какими чувствами он охвачен? Насколько они сильны? Понравилось ли вам исполнение? Таким ли вы представляли Демона, читая поэму?

Работа над II частью поэмы.

Слайд№10. Итак, жизнь, судьба испытывает героев любовью. Как изменились, полюбив, Тамара и Демон? (Он хочет любить, но понимает, что погубит Тамару, должен уйти, но не уходит.

I – III гл. О чём мечтает Тамара? Каким она видит и слышит Демона? Почему она уходит в монастырь? Что тревожит её? Почему ей плохо в монастыре?

VII -VIII гл. Какие чувства испытывает Демон перед кельей Тамары? Произошло ли, было ли возможно его возрождение? Почему? Почему он плачет?

Выводы. Любовь к Демону пробудила душу Тамары, поселила в ней сомнение, смятение. Тамара восстаёт против земных законов, начинается жизнь её души, но в ней появляется страх перед неизвестным, перед Демоном. Тень Демона легла на душу Тамары.

Слайд№11. Начинается подлинная борьба за душу Тамары. В чём смысл этой борьбы?

Каким вам представляется Демон влюблённый?

Прочитайте диалог Ангел – Демон (IX гл. I части). Эгоизм, индивидуализм Демона.

Обратите внимание на то, какие эпитеты рисуют образ Демона. Кому они принадлежат? Как относится к Демону Тамара? Автор?

Душа человека, его мысли, стремления ярче и глубже раскрываются в исповеди – в знаменитом монологе Демона. Чтение по ролям гл. X части II .

Как в монологе раскрывается трагически противоречивый характер Демон? Каково главное противоречие его характера? (Стремление к добру и невозможность его обрести.)

Какими художественными средствами Лермонтов выражает эмоциональное напряжение и внутреннюю противоречивость души Демона? (антитезы, повторы).

Как вы думаете, любил ли Демон Тамару, понимал ли её? В чём причина её гибели? (Злоба Демона внушает ей ужас, разрушает гармонию её души).

Вы заметили, мы уже давно говорим о Демоне как о человеке, способном испытывать вполне земные чувства. Вот умирает любимая. Кто же скорбит по ней? Где развязка трагедии?

Слайд№12.

    Тамара в гробу.

    Демон и Ангел.

    Демон одинокий.

В развязке Демон подвергается суду Тамары, Ангела и Автора. За что и кто судит Демона?

Слайд№13-14.

Слайд№15-16.

1) Ангел (и Бог) за сомнения.

2) Тамара – за ужас, внушаемый им.

Итак, Демон побеждённый или поверженный? Какова позиция Лермонтова?

Демон – образ таинственный, сложный и притягательный и для поэта, и для его современников. Чем?

Что значила для творчества Лермонтова эта поэма?

Белинский, глубже многих понявший Лермонтова, выразил отношение к поэме передовой части русского общества. Как он оценил значение образа Демона? В чём, по мнению Белинского, привлекательность образа Демона?

Современные исследователи поэмы не могут договориться по многим аспектам анализа поэмы. Суть споров сводится к вопросу: образ Демона – это его апофеоз, прославление демонизма или его преодоление, развенчание?

Слайд№17. Как вы сами относитесь к героям поэмы?

Какими представляете

1) Ангела (наиболее статичен, уверен в своей непогрешимости, не сомневается ни в чём, он свысока относится и к Тамаре как к грешному существу, прощает её за падение – любовь к Демону)

2) Тамару (символ красоты, но в жестоком мире её судьба трагична, она беззащитна)

3) Демона (стремится ли Демон к добру? Что мешает ему, кроме Ангела и Бога? Какой мир отвергает Демон – 2- монолог Демона из X главы II части. Что вам напоминает этот мир?

4) Бога (Каково его отношение к Демону? За что он обрёк Демона на вечное зло)

Так в поэме соединяются философский, исторический и психологический аспекты анализа.

Кто же победил: Ангел или Демон?

В чём смысл поэмы? Не в том ли, что путь к счастью труден, противоречив, что бывают эпохи, когда думающий человек просто не может быть вполне счастлив. Или в том, что сомнение, поиск – это закономерное, естественное состояние человеческой души, стремящейся к счастью?

Привлекателен ли для вас образ Демона? Чем? Какие мысли, чувства вызвала поэма, над чем заставила задуматься?

Слайд№18.

  • И мир в неведенье спокойном
  • Я на челе, тебя достойном,
  • Ни ненавидеть, ни любить.
  • Слезой раскаянья сотру
  • Следы небесного огня
  • и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра. Тамара лишь просит Демона дать «клятву роковую» («Клянися мне… от злых стяжаний Отречься ныне дай обет»). Следующая затем знаменитая клятва Демона, выдержанная в «восточном» стиле и чрезвычайно напряженная по интонационному и ритмическому рисунку, отчетливо делится на две части. В первой Демон говорит искренне и горячо о себе, о том, что он решил отныне стать «добрым»:

  • И мыслит он, что жизни новой
  • Ничей уж не встревожит ум;
  • Отныне яд кровавой лести
  • Открывая Тамаре незнакомую ей ранее сложность мира, Демон увлекает ее на путь гордого презренья к человеческому миру. Возрождение Демона невозможно без внутреннего перерождения Тамары. Герой поэмы пытается достигнуть своих целей посредством отторжения героини от объективных этических ценностей, лишить ее кровных связей с миром. В этом противоречии – Демон несет Тамаре внутреннюю безграничную свободу духа и одновременно тягость бесцельной жизни, пережитой им самим, пытается взвалить на ее хрупкие плечи бремя индивидуализма и скепсиса – выразилась в конечном итоге злая природа демонического героя. Демон и ради собственного возрождения не может покинуть пределы назначенного пути. В страсти он остается таким же индивидуалистом, лишенным объективных этических ценностей, хотя и стремящимся познать их. Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя

  • Ни долговечной красоты,
  • Цельная натура Тамары становится ареной борьбы двух распавшихся и непримиримых начал – естественности, стихийной чувственной одухотворенности и абстрактного умозрения, пропитанного ядом безудержного и разъедающего скепсиса. Выход, найденный Тамарой, – уход от земного мира в монастырь – символизирует желание избежать внутренней противоречивости, но он порождает не менее драматическое распадение между телом и духом. Монастырь несет спасенье для души, но для тела – гроб («Пусть примет сумрачная келья, Как гроб, заранее меня…»).

    Сочинение

    Именно Демон, а не человек, мог «всю жизнь, века без разделения и наслаждаться и страдать». Демону были под стать нечеловеческие страдания: «Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений. Перед минутою одной Моих непризнанных мучений?» Именно Демону свойственно безграничное презрение или ненависть к окружающему

    * Где нет ни истинного счастья,
    * Ни долговечной красоты,
    * Где преступленья лишь да казни,
    * Где страсти мелкой только жить,
    * Где не умеют без боязни
    * Ни ненавидеть, ни любить

    Он обречен на полное одиночество в этом пошлом мире, и отсюда его опустошенность: ничто не могло возбудить «В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил». Однако Демон мечтает о возрождении, возможность которого кажется подчас реальной:

    * На мгновенье Неизъяснимое волненье
    * В себе почувствовал он вдруг.
    * Немой души его пустыню
    * Наполнил благодатный звук
    * И вновь постигнул он святыню
    * Любви, добра и красоты».
    * Но затем опять та же гордая замкнутость:
    * Когда ж он пред собой увидел
    * Все, что любил и ненавидел,
    * То шумно мимо промелькнул
    * И, взор пронзительный кидая,
    * Посла потерянного рая
    * Улыбкой горькой упрекнул…

    Типизированный Лермонтовым характер нашел свое наиболее законченное выражение в образе Демона, как он дан в шестой редакции поэмы. Тот же характер раскрывается и в лирических стихотворениях поэта, о которых Белинский писал: «В них… нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства»1.

    Ситуация Демон - Тамара напоминает ситуацию Арбенин - Нина. Но условно-романтическая трактовка Демона освобождает героя от ревности, от подозрения в измене, снижающих его величие. Близкие к этому отношения Печорина и Веры («Княгиня Литовская») точно так же мельчит обыденный мотив их разлуки и замужества Веры. Гибель Тамары - результат столкновения обыкновенного, но живого в своем душевном смятении человека с титанической натурой Демона. Злой дух торжествовал- он приобщил Тамару к своему миру. Об этом говорит облик лежащей в гробу Тамары:

    * Улыбка странная застыла,
    * Едва мелькнувши на устах;
    * Но темен, как сама могила,
    * Печальный смысл улыбки той:
    * Что с ней? Насмешка ль над судьбой,
    * Непобедимое ль сомненье?
    * Иль ‘к жизни хладное презренье?
    * Иль с небом гордая вражда?
    * Как знать? Для света навсегда
    * Утрачено ее значенье!

    Романтична поэма и по своей форме: построение ее подчинено задаче раскрыть внутренние переживания центрального героя, противопоставленного всему окружающему миру,- отсюда обилие монологов героя, патетически-декламационный слог, единый во всей поэме, одинаковый в речи автора и его любимого героя. От редакции к редакции романтизм поэмы не ослабевает, но, как это было в «Мцыри», по сравнению с предшествующими ей поэмами, редакция «Демона» 1838 года обнаруживает воздействие реалистической манеры лермонтовских произведений 1836-1837 годов: перенесение места действия на Кавказ, что ослабляет отвлеченность поэмы, обрисовка быта и использование преданий горцев, большая психологическая мотивированность характеров Демона и Тамары.

    Все это, однако, не выводит поэму за пределы романтизма. Но при неизменно романтическом характере поэмы во всех ее восьми редакциях образы Демона и Тамары подвергались существенным изменениям, пройдя в процессе переработок три важнейшие стадии. В редакциях 1829-1834 годов, т. е. в первых трех и в пятой (четвертую составляет лишь небольшой набросок, оставшийся незавершенным), Демон губит монахиню «от зависти и ненависти», ревнуя ее к ангелу, метя небу, пославшему его: «Красавице погибнуть надо, Ее не пощадит он вновь. Погибнет: прежняя любовь Не будет для нее оградой!» В шестой редакции мотив мести перестает играть сколько-нибудь существенную роль.

    Пораженный красотой Тамары, при виде ее вновь постигнув «святыню любви, добра и красоты», Демон убирает со своего пути жениха Тамары и ангела и, добившись любви Тамары, тем самым губит ее. Торжество Демона в этой редакции заключается не в осуществленной мести, а в том, что и Тамаре стали доступны «к жизни хладное презренье» и «с небом гордая вражда». Последние две редакции не содержат мотива близости Тамары и Демона и снимают его торжество. При описании Тамары, лежащей в гробу, опущены приведенные выше стихи из шестой редакции, в том числе так понравившаяся Белинскому строчка: «Иль с небом гордая вражда», и об улыбке лежащей в гробу Тамары сказано совсем другое:

    * О многом грустном говорила
    * Она внимательным глазам:

    * В ней было хладное презренье
    * Души, готовой отцвести,
    * Последней мысли выраженье,
    * Земле беззвучное прости,
    * Напрасный отблеск жизни прежней,
    * Она была еще мертвей,
    * Еще для сердца безнадежней
    * Навек угаснувших очей.

    Уже в седьмой редакции появляется клятва Демона, пронизанная стремлением к примирению с небом. Торжество ангела в восьмой редакции приводит к полному поражению Демона. Рассказ о нем завершается прежде отсутствовавшими стихами:

    * И проклял Демон побежденный
    * Мечты безумные свои,
    * И вновь остался он, надменный,
    * Один, как прежде, во вселенной
    * Без упованья и любви!..

    Последние две редакции, таким образом, меняют общий смысл поэмы, резче подчеркивают несостоятельность Демона, привносят в произведение мотив примирения с действительностью. Это достигается даже ценой нарушения внутренней логики поэмы: слова. «Демон… вновь остался… без упованья» противоречат всему предшествующему тексту, где «упованье» является одной из важнейших черт его характера. Такие несоответствия, а главное противоречащее всему творчеству Лермонтова, в том числе и творчеству последних лет, ослабленное звучание последних двух редакций, свидетельствуют о том, что они являются результатом автоцепзуры.

    Другие сочинения по этому произведению

    Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» Анализ реалистической поэмы Лермонтова «Демон» Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон») Поэма «Демон» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю.Лермонтова ("Демон").

    Переделывал много раз. Уже во втором очерке поэмы он придал ей автобиографическое значение, связав свое творенье с любовью к Вареньке Лопухиной; в других очерках этой поэмы тоже отразилась история этой любви: в настроениях «Демона», то более мрачных, то более мягких, сказались колебания в чувствах Лермонтова к любимой девушке.

    Лермонтов. Демон. Аудиокнига

    В окончательной, шестой редакции поэмы, образ является наиболее смягченным; очевидно, этому способствовали элегические настроения Лермонтова в последний период его жизни и творчества.

    Демон назван «печальным»; он с грустью вспоминает те «лучшие дни», когда он «верил и любил», блистая красой в свите Творца. Тогда не знал он злобы и сомненья. Когда он отпал от Бога и сделался «духом зла», – это зло недолго доставляло ему радость, – тогда он стал «сеять зло без наслажденья», и скоро «зло наскучило ему». Полный отчаянья, чтобы заглушить сердечный ропот, он часто отдавался титанической борьбе с разъяренными стихиями:

    В борьбе с могучим ураганом
    Как часто, подымая прах,
    Одетый молньей и туманом,
    Я шумно мчался в облаках!

    – рассказывает он.

    Но и такое опьяненье стихийной борьбы ему не помогло, – он скоро пресытился своим одиноким и вечным существованием.

    Какое горькое томленье
    Всю жизнь, века без разделенья
    И наслаждаться, и страдать
    ……………………………
    Жить для себя, скучать собой
    И этой вечною борьбой
    Без торжества, без примиренья!
    Всегда жалеть – и не желать,
    Все знать, все чувствовать, все видеть, –
    Все против воли ненавидеть,
    Все безотрадно презирать!

    Эта тоска его так беспредельна, что он презирает не только людей, но даже самое природу, – «созданье Бога своего».

    В минуту глубокой печали увидел он Тамару. Она была необыкновенная красавица –

    С тех пор, как мир лишен был рая,
    Клянусь, красавица такая
    Под солнцем юга не цвела.

    Но у неё была и необыкновенная душа –

    Её душа была из тех,
    Которых жизнь – одно мгновенье
    Невыносимого мученья,
    Недосягаемых утех.

    Её душа была широкая и мятежная. Недаром Демон увидел в её очах «рай и ад»!.. Говоря о ней, он имел право сказать ангелу:

    Мы связаны судьбой одною,
    И ей, как мне, ты не судья!

    Ангел признал справедливость этих слов и без борьбы отступился от неё.

    Тамара и Демон. Художник М. Врубель, 1890

    Тамара принадлежала к типу тонко организованных натур –

    Творец из лучшего эфира
    Соткал живые струны –

    – её души

    Она не была создана для мира, «я мир был создан» не для неё! Словом, она – под стать Демону, в котором тоже нет грубости, духовный облик которого тоже отличается изяществом и тонкостью.

    Красота Тамары и телесная, и духовная поразила Демона:

    …он опять постиг святыню
    И мир добра и красоты.

    – и в сердце его мелькнул «призрак возрожденья». И тогда он стал неотступно преследовать Тамару:

    И взор его с такой любовью,
    Так грустно на нее смотрел,
    Как будто он о ней жалел.

    Он стоял перед ней «с челом развенчанным» –

    Он от неё спасенья ждал,
    Любить и веровать не смея!
    Он так смотрел, он так молил,
    Он, мнилось, так несчастлив был!..

    Перед ней он испытывает смущенье, даже страх; глядя на неё, он впервые узнает и любовь, и слезы.

    Состояние души его в это время делается довольно смутным –

    Он был похож на вечер ясный,
    Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

    Такое «серединное» положение между добром и злом, – небом и землей – знакомо было самому поэту.

    Божественно-чистый лик Тамары склоняет Демона к добру, к свету; он входит к ней в келью, «любить готовый, с душой, открытой для добра». Он ей клянется:

    Хочу я с небом примириться,
    Хочу любить, хочу молиться,
    Хочу я веровать добру!

    Демон верит, что «добру и небесам» Тамара могла бы возвратить его одним своим словом. Но чувство старинной злобы закипает в сердце Демона всякий раз, когда он видит, что на душу его избранницы предъявляют права и другие. Когда между ним и Тамарой становится «посланник Небес», – Демон преисполняется ненавистью к Богу; тогда пробуждается в его сердце мрачная страсть, исчезает ясный рой светлых мечтаний, и власть свою над духом мятежным в его душе опять являют «века вражды, века страданий»...

    Да едва ли было возможно полное примирение Демона с Богом Он говорит Тамаре, что она может вернуть его к «добру», но из дальнейших слов его видно, что «добром» он называет только «отречение от зла», – он не хочет бороться с Богом, но служить Богу и людям тоже не станет, – оттого он зовет Тамару прочь от мира: он предлагает ей –

    Без сожаленья, без участья
    Смотреть на землю...
    Где нет ни истинного счастья,
    Ни долговечной красоты,
    Где преступленья лишь да казни,
    Где страсти мелкой только жить.

    Переродиться нравственно Демон не может, – он не может всего себя «высветлить любовью», так как на дне его старинной раны гнездится старая злоба. Он любит для себя, и холодное презрение его к людям не сменяется в его сердце любовью к ним.

    Демон. Художник М. Врубель, 1890

    Тамара умирает, и душу её ангел уносит на небо, – Демон не владел этой душой, так как –

    Ценой жестокой искупила
    Она сомнения свои;
    Она страдала и любила,
    И рай открылся для любви.

    Таким образом, она прощена за то, что страдала, страдания очистили её душу. Отдаваясь своей греховной любви, она верила, что этим спасет Демона. И это самоотвержение спасло ее самое. Тамару возвысило ее падение, – как Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании » Достоевского .

    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои,
    И вновь остался он надменный,
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви!

    Поэма Лермонтова богата описаниями кавказской природы и быта горцев (двор Гудала, жизнь Тамары).

    Автобиографическое значение её определяется: 1) эпиграфом:

    Прими мой дар, моя Мадонна...
    С тех пор, как мне явилась ты,
    Моя любовь мне оборона
    От гордых дум и суеты , –

    и 2) посвящением В. А. Б. (Бахметевой – фамилия В. А. Лопухиной замужем).Ее поэт называет «забывчивым, но незабвенным другом»; с болезненной тоской он ее спрашивает, поймет ли она, как много в эту поэму вложено той «тоски», которая томила его «бедный ум» «столько лет».

    Если первая редакция поэмы носит на себе сильные следы литературных влияний Байрона («Каин», образ Люцифера), Виньи («Элоа»), Ламартина («Падение ангела»), то в окончательно переработанном виде произведение Лермонтова значительно отошло от чуждых влияний. Лишь в некоторых чертах героя остались черты, навеянные извне, не объясненные из содержания самой поэты и не нужные для развития её содержания. Так, например, Демон называет себя «царем познанья и свободы», «богом рабов своих земных», – все сделается это понятным для читателя только тогда, когда он ознакомится с произведениями Байрона и Виньи.

    План - конспект

    Открытого интегрированного урока

    литературы и изобразительного искусства

    в 10 классе МОУ

    «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области».

    Учитель русского языка и литературы Спивак Е.П.

    Учитель изобразительного искусства Шахбазова Е.П.

    2010 – 2011 учебный год

    Тема: ЗА ЧТО НАКАЗАН ДЕМОН?

    (Аналитическое чтение поэмы М. Ю. Лермонтова)

    И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..

    М. Ю. Лермонтов. «Демон»

    Цель:
    Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
    Задачи:
    обучение интерпретации поэтического текста;

    развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;

    воспитание нравственно- духовных ценностей.
    Оборудование:
    портреты М.Ю Лермонтова и М.А.Врубеля;

    иллюстрации картин М.А. Врубеля «Демон сидящий», «Демон поверженный»;

    текст поэмы «Демон»;

    аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий».

    I. Слово учителя литературы.

    Образ Демона, отвергнувшего из гордости власть Бога, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь. В 1829 году поэт пишет стихотворение «Мой Демон», в котором восхищается всеобщим бунтом и одновременно осознает трагизм своего героя. Пятнадцатилетним юношей Лермонтов задумывает поэму, начинавшуюся так:

    Печальный демон, дух изгнанья, ^

    Блуждал под сводом голубым,

    И лучших дней воспоминанья

    Чредой теснились перед ним.

    Работая над этой поэмой всю жизнь, поэт только в шестой редакции переводит действие на Кавказ. Здесь Лермонтов слышал старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем пре красную грузинку Нино, жившую в бедной сакле на берегу Арагви у подножья отвесных гор. Хотела ли девушка подняться на гору - тропинка незаметно выравнивалась под ее ножкой. Искала ли она цветы - Гуда приберегал для нее самые лучшие. Когда в 15 лет Нино стала необыкновенной красавицей, Гуда захотел ради нее сделаться с м е р т н ы м. Но девушка полюбила не его, древнего духа, а юного соседа Сосико. Этот юноша славился в ауле силой, ловкостью. Не в силах терпеть муки ревности, Гуда накануне свадьбы засыпал саклю влюбленных снежной лавиной и навсегда разлучил их.

    7.Какое утешение сулит Демон рыдающей Тамаре?

    8.Как отозвались в Тамаре песни Демона? Почему ее «душа рвала свои оковы»? Как вы понимаете сравнения: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..»?

    Материал к анализу I части поэмы. Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона, который блуждал «в пустыне мира без приюта», «ничтожной властвуя землей», где он «сеял зло без наслажденья». И так как ни в ком и нигде на грешной земле не встречал сопротивленья, поэтому «зло наскучило ему». И даже необычная природа Кавказа с мрачными крепостями, призрачными храмами, снежными горами, вздымающимися к небу, первоначально его оставляет спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе, который восхищен дикой красотой, необузданностью природы Кавказа:

    Под ним Казбек, как грань алмаза,

    Снегами вечными сиял,

    И, глубоко внизу чернея,

    Как трещина, жилище змея,

    Вился излучистый Дарьял,

    И Терек, прыгая, как львица

    С косматой гривой на хребте,

    Ревел - и горный зверь и птица,

    Кружась в лазурной высоте,

    Глаголу вод его внимали...

    И дик, и чуден был вокруг

    Весь Божий мир...

    Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно-величава, а добра и человечна. Однако ни развесистые чинары, ни кущи роз, ни песни красавиц «не возбудили в груди изгнанника новых чувств»: «И все, что перед собою он видел, / Он презирал иль ненавидел». И вдруг Демон видит танцующую Тамару:

    В последний раз она плясала. Увы! заутра ожидала Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне, И незнакомая семья.

    Впервые Демон почувствовал «неизъяснимое волненье» и в нем пробудились «мечты о прежнем счастье».

    Он слов коварных искушенья Найти в уме своем не мог...

    Демон не может найти слов искушенья? Да что же это такое? А это любовь. Демон полюбил Тамару, и душа его готова была возродиться. А что же «жених нетерпеливый», который спешил на брачный пир. Отважный князь летит к Тамаре, минуя часовню, где всегда приносил «усердную молитву». И как только «презрел удалой жених обычай прадедов своих», смерть от «злой пули осетина» настигает его. Виновен ли Демон в смерти жениха Тамары ? Вряд ли. Видя, как танцует Тамара, Демон преображается:

    И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!..

    Эти строки поставлены прямо перед событиями, приведшими к смерти Синодала. Демон, в котором оживает сердце, лишен зла, жажды мести, в нем нет ревности к жениху. Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: / Он в мыслях, под ночною тьмою, / Уста невесты целовал». Но это его внутренний демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминание о том, что та молитва, которой (торопясь насладиться поцелуями невесты) пренебрег Синодал, сберегла путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины-мусульмане оказались смелее:

    Недолго продолжался бой: Бежали робкие грузины! -вероятно, бросив своего господина.


    Вопросы ко II части поэмы.

    1. Почему Тамара уходит в монастырь? Ведь она даже вдовой еще не стала.

    2.Почему даже в келье образ Демона «сиял... тихо, как звезда»?

    3. Что поразило Тамару в Демоне?


    1. Почему Демон не решается войти в обитель, из его «померкших глаз слеза тяжелая катится»?

    2. Почему Ангел признает право Демона владеть сердцем Тамары?

    3. Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары?

    4. Почему «улыбка странная застыла» на устах мертвой Тамары, а смерть ее похожа на сон?

    5. Зачем рассказана история одного из праотцов Гудала, построившего церковь, где хоронят Тамару? v
    9. Почему грешную Тамару Ангел несет в рай?

    Материал к анализу II части поэмы.

    Зачем Тамара просит отца отдать ее в монастырь? Она не обет безбрачия избирает, она не по жениху скорбит, она боится Демона, но боится не как темную силу. В ней зарождается ответное сильное чувство, которому нет сил противостоять:
    Меня терзает дух лукавый

    Неотразимою мечтой...

    Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще:

    Пусть примет сумрачная келья,

    Как гроб, заранее меня...

    Но и под сводом сумрачного храма, куда отец ее отвез, «знакомый образ иногда скользил без звука и следа... сиял он тихо, как звезда; / Манил и звал он... но - куда?..» Так куда звал Демон Тамару? Тамаре, сузившей свою жизнь до мрачной кельи, Демон хочет подарить весь мир, подарить ей не только красоты мироздания, но и вечность:

    Тебя я, вольный сын эфира,

    Возьму в надзвездные края;

    И будешь ты царицей мира,

    Подруга первая моя...

    В ранних редакциях «Демона» герой, слушая чарующую игру монахини на лютне, сопротивлялся чувству:

    Окован сладостной игрою, Стоял злой дух. Ему любить Не должно сердца допустить...

    В окончательной редакции любовь Демона к Тамаре искренна. Она не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия. Демон взволнован ее совершенной красотой, искренностью, он любит и обещает ей рай всезнанья, рай свободы:

    Я опущусь на дно морское,

    Я полечу за облака,

    Я дам тебе все, все земное –

    Люби меня!..
    Но какую цену за это должна заплатить Тамара? Цена этой свободы и любви - отказ от всего земного как ничтожного и жалкого:

    Без сожаленья, без участья

    Смотреть на землю станешь ты,

    Где нет ни истинного счастья,

    Ни долговечной красоты...

    И, несмотря на это, Тамара ждет Демона и томится в ожидании неизвестного. И Демон долго не смел «святыню мирного приюта нарушить». И не потому что не мог, мог (он на земле всесилен), а потому что любил настолько, что боялся причинить Тамаре (может и невольно) боль, он даже был готов «оставить умысел жестокий», но тут Тамара в своей келье запела. Это была песнь любви, ангельская, неземная, и из «померкших глаз»


    Демона в первый раз «слеза тяжелая катится», нечеловеческая
    слеза, и хочет он в страхе удалиться - и не может, «его крыло не
    шевелится».

    И входит он, любить готовый,

    С душой, открытой для добра,

    И мыслит он, что в жизни новой

    Пришла желанная пора.

    Преодолев все сомненья, Демон готов любить и возродиться к новой жизни. В его любовь поверил даже Ангел , явившийся защитить Тамару от посещений Демона:

    Дух беспокойный, дух порочный,

    Кто звал тебя во тьме ночной?

    Твоих поклонников здесь нет...

    Есть, Тамара песнею своей зовет Демона, и тот оскорблен неспособностью Ангела понять не преступные, а благие намерения «духа изгнанья». И потому ответ Демона так гневен и дерзок. Посланец Неба, не веря в преображение Демона, возвращает его к прежней роли, заставляет говорить на языке войны:


    Она моя! - сказал он грозно, -

    Оставь ее, она моя!

    Явился ты защитник поздно,

    И ей, как мне, ты не судья.

    На сердце, полное гордыни,

    Я наложил печать мою;

    Здесь больше нет твоей святыни,

    Здесь я владею и люблю! Ангел верит в завоевание зла и потому неохотно и огорченно удаляется, оставив Тамару Демону. У Неба не хватило веры в добро в душе Тамары и возможности его в Демоне, а потому разразилась катастрофа:

    Смертельный яд его лобзанья

    Мгновенно в грудь ее проник.

    Мучительный ужасный крик

    Ночное возмутил молчанье.

    Вряд ли можно предположить, что Демон намеренно губит Тамару. Вторая встреча Демона с Ангелом, уже после смерти Тамары, свидетельствует об ошибке Неба. Тамара оказалась способной любить Демона и заботиться о спасении души. Лицо мертвой Тамары - свидетельство этой любви к Демону: Ценой жестокой искупила

    Она сомнения свои...

    Она страдала и любила -

    И рай открылся для любви! -говорит о Тамаре Ангел и потому «грешная душа» ее омыта слезами Ангела. Увидев, что душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения, прижалась к груди Ангела, Демон принадлежит уже не любви, а злобе. Ангел недаром называет его «мрачным духом сомненья». Преображение Демона стало невозможным. Демон побежден сомненьем в любви:

    И вновь остался он надменный,

    Один, как прежде, во вселенной

    Без упованья и любви!..

    За что же наказан Демон? За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что, презирая мир людей «грешной» земли, сам оказался не выше, не лучше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира при гибели мечты.


    Слово учителя ИЗО

    Поэт и художник используют разные изобразительные средства, создавая образ Демона. В живописи есть свои изобразительные средства.

    Почему нам представляется, что Демон Врубеля печален и задумчив? Что в фигуре Демона говорит об этом?

    (Он сидит устало. Его плечи опущены, бессильно сложены руки... Делаем вывод, что “печаль и задумчивость” выражены в позе персонажа.)

    Выбор позы персонажа является композиционным приёмом в живописи. Оказывается, “позу Демона” использовали и другие художники для выражения настроения задумчивости, печали, грусти, скорби.

    (Ребята вспоминают, что Демон уже в начале поэмы был печален, потому что он уже не ангел, он печалится о прошедших счастливых днях , когда он блистал, как “чистый херувим”.

    . Сложной натурой представлял своего героя Врубель. Художник говорил, что Демона не понимают: “«Демона» путают с чёртом или дьяволом, тогда как «чёрт» по-гречески значит «рогатый», «дьявол» - «клеветник», а «демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа...”

    Демон заключает в себе черты и положительные и отрицательные. Демон - сложная, противоречивая натура.

    Какие средства использовал поэт, чтобы показать противоречие в натуре своего героя?

    Оказывается, антитезой пользовался и художник, только в живописи этот приём называется иначе - приём контраста. Попробуйте найти в картине противоречия.

    (Вместе с ребятами выясняем, что у Демона тёмное лицо и светлое тело, Демону тесно в картине, хотя он один в пустом пространстве. У него очень сильное молодое тело с безвольно опущенными руками... “Демон сидит в самом бездейственном состоянии, но мускулы его напряжены так, будто он действует” (Н.Петрова). Противоречие обнаруживается между мёртвыми каменными цветами и живым телом героя.)

    Какие чувства может вызвать этот печальный красивый юноша на фоне мёртвого пейзажа?

    (Жалость, сострадание.)

    Другая знаменитая иллюстрация Врубеля к поэме называется «Демон поверженный» . (Показ слайда «Демон поверженный».)

    Мы видим, какие страшные перемены произошли с нашим героем: фигура Демона уменьшилась, плетьми стали некогда могучие руки. Всю маленькую фигуру, кажется, вот-вот поглотит тьма. На картине «Демон сидящий» у Демона не было крыльев, а теперь о них напоминают сказочные перья, окружающие фигуру.

    III. Эпилог.

    А какова роль эпилога? Нужен ли он вообще после сурового приговора Демону, после победы Добра над Злом?

    Эпилог поэмы грустен и полон сознания необходимого примирения с законом жизни: человеческое существование временно, быстротечно, а природа вечна. От замка Гудала остались лишь развалины:

    И не напомнит ничего

    О славном имени Гудала,

    О милой дочери его!

    Лишь «церковь на крутой вершине», слившаяся с природой, сторожит «семью могильных плит»:

    И вечный ропот человека Их вечный мир не возмутит.

    «Вечный ропот человека» как гордое его желание встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. И при всем своем сочувствии этому мятежному желанию, автор поэмы вынужден признать его неосуществимость. Божий мир могущественнее мира человека. И не об этом ли «Кавказское» А. А. Ахматовой:

    Здесь Пушкина изгнанье началось

    И Лермонтова кончилось изгнанье.

    Здесь горных трав легко благоуханье.

    И только раз мне видеть удалось

    У озера, в густой тени чинары,

    В тот предвечерний и жестокий час –

    Сияние неутоленных глаз

    Бессмертного любовника Тамары.