Анализ стихотворения Тургенева «Голуби. Анализ стихотворения в прозе «Голуби» Тургенев И

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Творчество И.С.Тургенева «Голуби»

Материал из Saratov FIO wiki.

Предмет: литературное чтение

УМК: «Школа 2100»

Класс: 3

Учитель: Стрельникова Жанна Анатольевна

Тема: И.С.Тургенев «Голуби»

Цели и задачи урока:

1. Ввести учащихся в мир Творчества И.С.Тургенева на примере стихотворения в прозе «Голуби»

2. Познакомить со стихотворной прозой.

3. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста.

4. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания.

5. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроение автора, выявлять творческую индивидуальность поэта.

6. Развитие воображения.

7. Воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку.

Ход урока:

1.Организационный момент. Активизация внимания .

Проверьте свою готовность к уроку, пожелайте друг другу удачи.

2.Введение в тему урока.

Речевая разминка. У вас на парте лежат листочки. Прочитайте.

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал,

И перестал.

Ирина Токмакова

К какому жанру относится произведение? (стихотворение)

Прочитайте, изменяя темп и тон, чтобы передать ритм идущего дождя.

Какой это дождь? (быстрый, непродолжительный, летний)

3. Тема урока и цели.

Молодцы! Вы говорите прозой, но говорите о красивом. Ведь вы же не поэты. Мы начали урок со стихотворения И.Токмаковой о дожде. Но мы не умеем так красиво говорить, образно, понятно выражать свои мысли, но учиться мы этому должны у мастеров художественного слова, поэтах. Главное, что мы чувствуем эту красоту, и мне кажется, что на сегодняшнем уроке у нас это должно получиться.

Природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов – словом. А кто наш гость – Иван Сергеевич Тургенев.

Иван Сергеевич Тургенев – «взрослый» писатель. (фото) Он родился в 1818 году. Отец писателя был гусарским офицером. Мать – из богатой помещичьей семьи. Ранее детство писателя прошло в родительском поместье. Потом семья переехала в Москву, где Иван сначала учился в частной школе, а потом с домашними учителями. В 15 лет он стал студентом словесного отделения Московского университета, через год перешёл в университет в Петербург, а обучение закончил за границей. Тургенев – прекрасный мастер литературного пейзажа, страстно любящий русскую природу.

А нам надо подумать почему же авторы учебника включили его произведение в свою книгу.

5. Работа с текстом до чтения.

Как называется произведение?

Посмотрите на текст. Какое по жанру мы будем читать произведение? Какое оно по объёму? (проза, небольшое)

Прочитайте пояснение в скобках после названия. Что вас удивило?

Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением. (проблемный вопрос)

Такое по жанру произведение мы встречаем впервые. «Голуби» - стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит.

Что же в прозе есть от стихотворений? (в стихах непременно есть: рифма, ритм, интонация, настроение)

4. Работа с текстом во время чтения по смысловым частям. Работа над лексикой.

а) дети читают текст про себя

О чём текст?

Какое время лета описывает автор?

Какие картины представляли во время чтения?

Есть ли сходство со стихотворением? В чём оно по-вашему? (нет рифмы, но есть ритм, смена настроения, изменчивость интонации)

б) чтение по абзацам

1-й и 2-й абзац

Какой вид открылся?

С чем он сравнивает ржаное поле?

Какие краски мы видим?

При чтении надо передать просторы, ширь полей (чтение плавное, распевное)

Казалось бы, спокойное море должно радовать, тревога закрадывается? Почему?

Какой здесь темп чтения? (медленный, певучий)

3-й абзац

Что указывало на явное приближение грозы?

- «Грузная громада» - это какая? (небо прогнулось под тяжестью, огромная, неподъёмная туча)

Какой была туча? (она не двигалась, лежала, что-то ждала)

4-й абзац

Многоточие. О чём оно говорит? (затишье, пауза)

Как вы понимаете «всё изнывало под зловещим блеском солнечных лучей»?

Страх перед стихией очень велик. Все попрятались.

А кто пытался противостоять грозе? (лист лопуха, он одинокий, но смелый)

5-й абзац

Что такое межа? (Межа – граница между участками земли, она не вспахана)

Что особенно пахнет перед грозой?

К кому рассказчик обращается с просьбой? С кем сравнивает автор грозу? («золотая змейка»)

С какими интонациями обращается автор? (просьба, нетерпение, мольба)

6-й – 8-й абзацы

Какая картина предстала?

Что испытывает рассказчик при виде голубя?

Что происходит с птицей? Разве можно потонуть за лесом? Что это значит? (быстро исчез)

9-й – 10-й абзацы

Исчезла ли надежда на спасение?

За кем неслась гроза?

11-й абзац

Прочитайте какие глаголы он использует.

Облака из тёмно-синих превратились в рыжие. Почему? (свет молний их окрасил)

Какими запахами наполнен воздух во время грозы?

Темп чтения убыстряется.

12-й – 14-й абзацы

Где увидел рассказчик голубей?

Какими чувствами он охвачен, глядя на них? (нежность, умиление)

Голубиная дружба подобна лебединой.

Отчего голуби нахохлились?

Как важно чувствовать «крыло друга»?

Почему меняется настроение автора: вначале «тоскливое томление», а в конце «и мне хорошо…»?

5. Работа после чтения.

Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр. Можно ли сказать, что это лирическое произведение? (много чувств, смена настроения). К Паустовский говорил, что у настоящей прозы всегда свой ритм. Л.Н.Толстой говорил : «Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму».

Вот и получается, что проза Тургенева ещё является и поэзией – стихотворением в прозе.

Как вы думаете, у Тургенева одно ли такое стихотворение в прозе?

В литературе цикл – ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. У Тургенева несколько таких стихотворений.

6. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы говорили, что поэзия – это музыка слов. Действительно, благодаря приёму звукозапись мы полнее увидели, поняли настроение автор. - Удивительное произведение! А вам оно понравилось? Так давайте же попробуем, и мы при чтении передать настроение автора. Обратите внимание на темп, громкость, настроение.

Каждый из вас, конечно, будет выражать эти чувства по-своему, но разница между грустью, сочувствием, мечтательностью и суровостью должна быть выражена обязательно.

7. Обобщение. Итог.

Какое новое имя вы открыли для себя на уроке?

Что вы можете о нём можете сказать?

Какие открытия для себя сделали?

8. Домашнее задание.

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребрённым морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце ещё светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел — всё прямо, прямо... и потонул за лесом.

Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полётом два белых голубя.

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.

Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда.

Сочинение

Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.

Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?

Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.

Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь…

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении «развлечение», а в смысле «неразбериха».)

Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки…

Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: «…я один… один, как всегда». (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем — спрятавшимися под навесом крыши…

Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба — чувствуют каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…

При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда…), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом «Голуби».

Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения — светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом «но» (но под навесом крыши).

Разделы: Начальная школа

  • познакомить учащихся с творчеством И.С.Тургенева;
  • ввести понятие "стихотворение в прозе";
  • способствовать развитию навыка выразительного чтения, творческой способности к образным средствам языка; умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения;
  • создание условий для развития личности учащихся, обогащения словарного запаса, воспитание любви к русской природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тетради по чтению, детские рисунки на тему "Красное лето", картина Шишкина "Золотая рожь", иллюстрации летней природы.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков "Красное лето".

Звучит запись песни Е.Крылатого, Ю.Энтина "Песенка о лете"

Чтение образных выражений из ранее прочитанных произведений, которые поэты и писатели используют для описания летней природы.

"Брезжит свет", "сонные березки", "ярким перламутром", "шелковые косы", "зеленоватый рассвет", "росистая влага" и т.д.

Подберите образные выражения к рисункам о летней природе.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе.

Мы познакомимся с творчеством Ивана Тургенева. Знакомо вам имя автора?

Иван Тургенев - "взрослый" писатель. Он никогда не писал для детей. Почему же авторы учебника включили его произведения в свою книгу?

Прочитайте ребус и вы узнаете, как называется это произведение.

Изучение нового материала.

Речевая минутка.

Прочитайте, соблюдая знаки препинания.

Снится ночью пауку
Чудо юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это:(Птица)

Определение жанра произведения И.Тургенева "Голуби"

Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать? Какое оно по объему? (Проза, короткое произведение. Может быть рассказ)

Прочитайте пояснение после названия. Что вас удивило?

Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением? (Проблемный вопрос).

Такое по жанру произведение нам встречается впервые. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении? (Рифма. Ритм. Настроение. Интонация. Мелодия)

Первичное чтение произведения заранее подготовленными учащимися.

Что вы увидели, когда читали произведение? Какие картины представляли? Сумели ли почувствовать сходство со стихотворением? В чем оно по-вашему? (Отсутствие рифмы, но есть ритм, смена настроения, изменчивость интонации.)

Объясните значение слов и выражений.

(СЛАЙД 6, 7)

ФИЗМИНУТКА.

Игра "Прилетели птицы".

Сейчас отдохнем и поиграем в игру "Прилетели птицы". Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши один раз. Начинаем.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи:
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, куницы:
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки:
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы:
-Все вы молодцы!

Анализ произведения И.Тургенева "Голуби".

(СЛАЙД 8) (первый абзац)

Какой вид открылся перед рассказчиком? С чем он сравнивает ржаное поле? Почему? (Демонстрация картины Шишкина "Золотая рожь")

Какие краски он использует? Постарайтесь передать при чтении просторы, ширь полей. Как это сделать? (Чтение плавное, нараспев)

(СЛАЙД 9) (второй абзац)

Прочитайте второй абзац.

Казалось бы, спокойное море должно радовать, но тревога закрадывается, почему? Автор употребляет глагол "назрела". Какой смысл он вложил в это слово?

В каких словах слышна мелодия? ("Назревала гроза великая"). Обратите внимание на порядок слов. Как мы бы сказали? А здесь слова переставлены. Когда используют такой прием? (В песнях. Слышим мелодию).

Какой темп выбираем для чтения? (Медленный, певучий)

(Читаем по учебнику третий абзац)

Что указывало на явное приближение грозы? "Грузная громада" это какая?

Прочитайте описание тучи.

Какой была туча? (Она не двигалась, чего-то ждала, лежала.)

(Читаем по учебнику четвертый абзац.)

Многоточие. О чем оно говорит? (Затишье. Долгая пауза)

Природа изнывала под зловещим блеском последних солнечных лучей . Попробуйте это объяснить. Какую картину вы представляете?

Страх перед стихией столь велик, что даже самые неприхотливые предпочли спрятаться. Как это подчеркивает автор? (Попрятались даже воробьи)

Кто пытался противостоять грозе? Может ли он сражать с непогодой? (Он одинокий, потому слаб. Но он смельчак. Читать будем громко отрывисто.)

(Читаем по учебнику пятый абзац.)

К кому обращается рассказчик с просьбой? Какой прием использует автор для описания грозы?

"Золотая змейка" - какая красивая метафора. А ведь именно такой мы видим молнию во время грозы.

"Дрогни, гром!" - подай сигнал к началу грозы великой, к наступлению злой тучи.

Проследите за глаголами в последнем предложении. Автор показывает динамику продвижения грозы. Ритм. Действия идут одно за другим.

С какими интонациями обращается рассказчик к силам природы? (С нетерпением, просьбой и даже мольбой.)

(Читаем по учебнику шестой абзац.)

Так хочется, чтобы природа отозвалась на мольбу Человека, но:

(Читаем по учебнику седьмой абзац.)

Как вы понимаете выражение "ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок:"? (Очень похож.)

Попробуйте представить себе эту картину. Что должен был испытывать рассказчик при виде голубя? Как изменится тон повествования? Темп? Что означает знак препинания - точка с запятой? (Восхищение охватило автора. Тон мягче, теплее. Темп ускорен.)

А что это за голубь, по-вашему? Откуда он? Как он оказался один среди грозы?

(Читаем по учебнику восьмой абзац.)

Что произошло с птицей? Тургенев как и вначале, "верен морю": голубь не исчез, не пропал, а "потонул".

(Читаем по учебнику девятый абзац.)

Что мы чувствуем в первом предложении, исчезла надежда? Снова разочарование.

И что же вновь меняется? (Радость нарастает. Она сменяется восторгом.)

(Читаем по учебнику десятый абзац.)

Расставьте логические ударения. Как необходимо прочитать это предложение? Какую силу голоса выберем? (Читаем громко)

Словно вдогонку за голубем понеслась гроза. Или она выждала, пока голуби окажутся вне опасности?

(Читаем по учебнику одиннадцатый абзац.)

Подчеркните глаголы. Каждый из них при чтении необходимо выделить. Какие меткие слова позволяют увидеть это буйство стихии? Найдите эпитеты, сравнения в описании стихии.

Почувствуйте ритм происходящего. Выберите нужный темп. Каким будет ваше чтение? (Темп убыстряется:)

(Читаем по учебнику двенадцатый абзац.)

Многоточие в последнем предложении предыдущего абзаца: О чем оно говорит? (Смена интонации. Длительная пауза)

Где увидел рассказчик голубей, которых наблюдал перед грозой?

Каким чувством он охвачен, глядя на них? Почему? (Нежность. Умиление. Благодарность.)

Голубиная дружба подобна лебединой, подобна человеческой, настоящей дружбе. Попробуйте читать, передавая эти чувства.

(Читаем по учебнику тринадцатый абзац.)

Отчего голуби нахохлились?

Наверное, можно продолжить после многоточия "крыло друга". А как можно сказать про людей? (Плечо друга)

Как это важно в жизни, чувствовать руку друга, его плечо.

(Читаем по учебнику четырнадцатый абзац.)

А как рассказчик говорит о себе, о своем настроении? (С облегчением, последнее предложение с легкой грустью).

Работа после чтения текста.

Проза или поэзия?

Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр произведения. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Много чувств, смена настроения).

К.Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм.

Вот и получается, что проза Тургенева является ещё и поэзией - стихотворение в прозе.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ на с.14

Признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм; небольшое по объему, признак прозы - можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).

Почему оно называется "Голуби"?

Какие мысли вы прочитали между строк?

Выразительное чтение стихотворения в прозе "Голуби".

Цикл И.Тургенева.

Приведите примеры литературных циклов.

Тургенев - писатель и человек.

Какое новое писательское имя вы открыли сегодня на уроке для себя?

Что вы можете сказать о нем? Какой он по-вашему человек?

Итог урока.

Что можно сказать о языке произведения? (Он образный, много эпитетов (образное определение), сравнений, говорится о природе. Как о живом существе. Легко можно рисовать картины, читая текст).

Какие открытия вы сделали для себя на уроке?

Домашнее задание.

Составила: Макарова Татьяна Викторовна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г.Невельска Сахалинской области Тема: Иван Тургенев «Голуби»Цели : познакомить детей с творчеством Ивана Тургенева; ввести понятие «стихотворение в прозе»; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности к образным средствам языка; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения; воспитывать любовь к природе.Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, видеомонтаж с детскими рисунками о лете, репродукция картины Шишкина «Золотая рожь», схема «стихотворение», книги Тургенева.

Ход урока

I оргмомент. II Проверка д/з
    Что было задано на дом? (нарисовать рисунок о лете и подготовить устный рассказ) Просмотрите на доску, сколько прекрасных рисунков о лете нарисовали дети.
    Выставка рисунков «Красное лето» Показ видеомонтажа с детскими рисунками.
- вот как наши дети при помощи рисунков могут рассказать о лете. Каким они его видят и представляют. 3. но лето может быть не только таким теплым, веселым и беззаботным. Каким показывает лето Алексей Толстой в своем произведении «Детство Никиты. Глава «Стрелка барометра»». (заслушивание рассказов описание нескольких учеников)III Сообщение темы и цели урока.
    Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе.
Откройте страницу учебника 99. Как называется произведение и кто его автор.
    Знакомо ли вам имя автора? (слайд 1)
Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал специально для детей. Нам предстоит подумать почему авторы учебника включили это произведение в книгу.
    Вспомните, как называется раздел, который мы читаем? Можно ли предположить по названию и по иллюстрации, о чем мы будем сегодня читать? Расскажите.
Перед началом работы над текстом мы поработаем с таблицей Шульта, чтобы активизировать вашу мозговую деятельность и способность сконцентрировать ваше внимание. (работа по таблице и запись результата в дневник) IV изучение нового материала.
    Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение мы будем читать? Какое оно по объему? (Рассказ. Произведение короткое.) Прочитайте пояснение в скобках после названия. Что вас удивило? (ответы детей) Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» - стихотворение в прозе. Вспомните, что должно присутствовать в стихотворении.

рифма ритм

настроение стихотворение интонация мелодия

Первичное чтение. Звучит аудио запись.

    Какое время года описывает автор? Какие признаки стихотворения вы почувствовали, прослушивая это произведение? (настроение, интонацию, мелодия) В данном произведении присутствуют все признаки стихотворении, кроме рифмы. Поэтому такой вид произведений называется стихотворение в прозе, из-за отсутствия рифмы.

Физминутка

Игра "Прилетели птицы".

Сейчас отдохнем и поиграем в игру "Прилетели птицы". Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши один раз. Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(Дети встают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи:

(Дети встают)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы:

(Дети встают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Комары, кукушки:

(Дети встают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы:

Все вы молодцы!

Работа по тексту

Прочитайте первый абзац. Кто скрывается под местоимением «я»

Какой вид открылся перед рассказчиком? С чем он сравнивает ржаное поле? Почему? (Демонстрация картины Шишкина "Золотая рожь")

Какие краски он использует? Постарайтесь передать при чтении просторы, ширь полей. Как это сделать? (Чтение плавное, нараспев)

Прочитайте второй абзац.

Казалось бы, спокойное море должно радовать, но тревога закрадывается, почему? Автор употребляет глагол "назрела". Какой смысл он вложил в это слово?

В каких словах слышна мелодия? ("Назревала гроза великая"). Обратите внимание на порядок слов. Как мы бы сказали? А здесь слова переставлены. Когда используют такой прием? (В песнях. Слышим мелодию).

Какой темп выбираем для чтения? (Медленный, певучий)

(Читаем по учебнику третий абзац)

Что указывало на явное приближение грозы? "Грузная громада" это какая?

Прочитайте описание тучи.

Какой была туча? (Она не двигалась, чего-то ждала, лежала.)

(Читаем по учебнику четвертый абзац.)

Многоточие. О чем оно говорит? (Затишье. Долгая пауза)

Природа изнывала под зловещим блеском последних солнечных лучей. Попробуйте это объяснить. Какую картину вы представляете?

Страх перед стихией столь велик, что даже самые неприхотливые предпочли спрятаться. Как это подчеркивает автор? (Попрятались даже воробьи)

Кто пытался противостоять грозе? Может ли он сражать с непогодой? (Он одинокий, потому слаб. Но он смельчак. Читать будем громко отрывисто.)

(Читаем по учебнику пятый абзац.)

К кому обращается рассказчик с просьбой? Какой прием использует автор для описания грозы?

"Золотая змейка" - какая красивая метафора. А ведь именно такой мы видим молнию во время грозы.

"Дрогни, гром!" - подай сигнал к началу грозы великой, к наступлению злой тучи.

Проследите за глаголами в последнем предложении. Автор показывает динамику продвижения грозы. Ритм. Действия идут одно за другим.

С какими интонациями обращается рассказчик к силам природы? (С нетерпением, просьбой и даже мольбой.)

(Читаем по учебнику шестой абзац.)

Так хочется, чтобы природа отозвалась на мольбу Человека, но:

(Читаем по учебнику седьмой абзац.)

Как вы понимаете выражение "ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок:"? (Очень похож.)

Попробуйте представить себе эту картину. Что должен был испытывать рассказчик при виде голубя? Как изменится тон повествования? Темп? Что означает знак препинания - точка с запятой? (Восхищение охватило автора. Тон мягче, теплее. Темп ускорен.)

(Читаем по учебнику восьмой абзац.)

Что произошло с птицей? Тургенев как и вначале, "верен морю": голубь не исчез, не пропал, а "потонул".

(Читаем по учебнику девятый абзац.)

Что мы чувствуем в первом предложении, исчезла надежда? Снова разочарование.

И что же вновь меняется? (Радость нарастает. Она сменяется восторгом.)

(Читаем по учебнику десятый абзац.)

Словно вдогонку за голубем понеслась гроза. Или она выждала, пока голуби окажутся вне опасности?

(Читаем по учебнику одиннадцатый абзац.)

Почувствуйте ритм происходящего. Выберите нужный темп. Каким будет ваше чтение? (Темп убыстряется:)

(Читаем по учебнику двенадцатый абзац.)

Многоточие в последнем предложении предыдущего абзаца: О чем оно говорит? (Смена интонации. Длительная пауза)

Где увидел рассказчик голубей, которых наблюдал перед грозой?

Каким чувством он охвачен, глядя на них? Почему? (Нежность. Умиление. Благодарность.)

Голубиная дружба подобна лебединой, подобна человеческой, настоящей дружбе. Попробуйте читать, передавая эти чувства.

(Читаем по учебнику тринадцатый абзац.)

Отчего голуби нахохлились?

Наверное, можно продолжить после многоточия "крыло друга". А как можно сказать про людей? (Плечо друга)

Как это важно в жизни, чувствовать руку друга, его плечо.

(Читаем по учебнику четырнадцатый абзац.)

А как рассказчик говорит о себе, о своем настроении? (С облегчением, последнее предложение с легкой грустью).

Работа после чтения текста.

Проза или поэзия?

Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр произведения. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Много чувств, смена настроения).

К.Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм.

Вот и получается, что проза Тургенева является ещё и поэзией - стихотворение в проз

Признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм; небольшое по объему, признак прозы - можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).

Почему оно называется "Голуби"?

Какие мысли вы прочитали между строк?

Выразительное чтение стихотворения в прозе "Голуби".

Цикл И.Тургенева.

В литературе цикл - ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. Например, Э.Успенский цикл сказочных повестей о Дяде Федоре и его друзьях.

Приведите примеры литературных циклов.

Тургенев - писатель и человек.

Какое новое писательское имя вы открыли сегодня на уроке для себя?

Что вы можете сказать о нем? Какой он по-вашему человек?

Итог урока.

Что можно сказать о языке произведения? (Он образный, много эпитетов (образное определение), сравнений, говорится о природе. Как о живом существе. Легко можно рисовать картины, читая текст).

Какие открытия вы сделали для себя на уроке?

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок.