Басни, притчи. Самые смешные басни Притча о целеустремлённой лягушке

Притча - короткий, поучительный рассказ, в котором всегда присутствует мораль. Воспитательный процесс в учреждениях образованиях невозможно представить без притчи о труде. При помощи небольшого поучительного рассказа у ребенка можно вызвать желание работать, быть ответственным, исполнительным и честным. Для многих известных педагогов притчи о труде и трудолюбии стали основным инструментом в воспитании подрастающего поколения. Например, В. Сухомлинский, Макаренко каждый раз делали акцент на необходимости поучительных рассказов, из которых дети сделают выводы, выберут ту модель поведения, которая будет для них правильной.

Воспитывать, научать детей нужно ненавязчиво, не делая определенного акцента на плохом и хорошем. Анализируя услышанное от взрослого, школьник должен самостоятельно сделать выводы, назвать те положительные стороны героев, которым он будет в своей жизни следовать.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль . Действующими лицами обычно выступают животные , растения , вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Сказка - один из жанров фольклора , либо литературы . Эпическое , преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Притчи, басни и сказки о труде - это прекрасный вариант для воспитания своего ребенка. Их нужно рассказывать в ненавязчивой форме дома, учить и акцентировать внимание на ошибках. Именно такое восприятие ребенком воспитательных моментов позволит самостоятельно сделать свои выводы, выбрать для себя модель дальнейшего поведения. При помощи притчи о труде можно не только научить ребенка трудиться и отвечать за свои поступки, но и дать ему правила хорошего тона, умение говорить и действовать только при помощи слова.

Б асня « Кто важнее?»

Порою трудно доказать:

Какой же труд всего важнее?

А чтобы эту мысль понять,

Сложу я басенку скорее.

Раз в летний, солнечный денек

Собрались жители лесные.

Усевшись чинно на лужок,

Твердили речи расписные.

Ценю профессию врача,-

сказала хитрая Лисица,

Он ставит на ноги леча

И добротою не скупится.

Да, врач здоровье бережет

И нам, конечно, жизнь спасает,-

Тут Волк вступился в разговор,-

А вот учитель поучает.

Ведь без наук не можем мы

Стать знаменитыми врачами.

Поэтому признать должны,

Что славен мир учителями!!!

Согласен, знания нужны,-

Промолвил Зайчик очень скромно,-

Но все-таки признать должны

Мы в жизни важными законы.

Юрист- вот кто важнее всех,

Во всём он следует порядку,

По жизни ждет его успех,

А это все ведет к достатку.

Тут Ёжик,слушая сей спор,

Спешил развеять все догадки.

Он потревожил разговор

И начал сразу по порядку:

Ценю юристов я, врачей,

Учителям за всё спасибо.

А как же труд простых людей?!

Их забывать несправедливо.

Кто кормит всех изо дня в день,

Кто пашет, сеет, убирает?

Кому так чуждо слово лень,

И кто усталости не знает?

Да, это повар и маляр,

И штукатур, и плотник.

Никто их труд не измерял,

И будто не в цене работник.

Неправда! Этот труд в цене!

И я скажу вам, не лукавя,

В любом столетье на земле

Рабочий труд вовеки славен!

Мораль сей басни такова:

Цени профессии рабочих,

Хоть не прельщает этот труд,

Но он важнее всяких прочих!!!

Басня о трех подружках, которые мечтали о профессиях, в том числе о профессии УЧИТЕЛЯ.

Сидели три подружки в песочнике одном,

Лепили все куличики и спорили о том,

Что скоро станут взрослыми, что скоро подрастут -

Уйдут они из садика, поступят в институт -

Придется выбирать им вскорь кем быть они хотят,

Им о профессии всерьез задуматься велят.

Хочу моделью стать скорей, - тут говорит одна, -

Я буду радовать людей, и маму, и отца.

А я быть поваром хочу, - кричит другая ей. -

Побольше испеку сластей и позову гостей…

И будем кушать торты мы и колой запивать.

Ах, побыстрее б подрасти и поваром бы стать!

А третья, руки потерев и отряхнув песок,

Сказала: как бы сделать так, чтоб всем жилось хорошо?

Чтоб был мир на планете, чтоб чаще улыбались дети,

Пожалуй, хочу я учителем стать,

Я буду учить всех и буду мечтать

Что в мире и здравии будем все жить,

И Родину нашу всем сердцем любить.

Хоть профессия учителя очень скромна,

Но учит ценить мир и дружбу она.

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?» -
«В том, - отвечал сосед, - Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье».

Мораль басни «Трудолюбивый медведь»

Секрет любого мастерства - терпенье, усидчивость, долгая и старательная работа.

Басня «Орёл и Пчела» (И.Крылов)

Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой:
Ему и то уж силы придаёт,
Что подвигов его свидетель целый свет.
Но сколь и тот почтён, кто, в низости сокрытый,
За все труды, за весь потерянный покой
Ни славою, ни почестьми не льстится
И мыслью оживлён одной:
Что к пользе общей он трудится.
Увидя, как Пчела хлопочет вкруг цветка,
Сказал Орёл однажды ей с презреньем:
«Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
Вас в улье тысячи всё лето лепят сот:
Да кто же после разберёт
И отличит твои работы?
Я, право, не пойму охоты:
Трудиться целый век и что ж иметь в виду?
Безвестной умереть со всеми наряду!
Какая разница меж нами!
Когда, расширяся шумящими крылами,
Ношуся я под облаками,
То всюду рассеваю страх.
Не смеют от земли пернатые подняться,
Не дремлют пастухи при тучных их стадах;
Ни лани быстрые не смеют на полях,
Меня завидя, показаться».
Пчела ответствует: «Тебе хвала и честь!
Да продлит над тобой Зевес свои щедроты!
А я, родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть».

Басня «Смешная фамилия» (С.Михалков)

Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин!
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов
Умишко комариный.
Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится,
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков - лисицей!
А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится как рак,
А все вперед стремится!
Плевков фамилию сменил,
Жемчужиным назвался,
Но в основном - ослом он был,

Ослом он и остался!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!

Басня «Слон-живописец» (С.Михалков)

Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщен!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут?

Ценители пришли. Картину Слон открыл.
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
«Ну, что же, - начал Крокодил,
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу...»
«Что Нила нет, в том нет большой беды!
Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?»
«Позвольте! - удивился Крот.
Есть кое-что важней, чем лед!
Забыл художник огород».
«Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья,
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, свиней,
Должны быть желуди на ней».
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже - мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть...)
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: «Ералаш!»

Мой друг! Не будь таким Слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.

Басня «Завидное упорство» (С.Михалков)

Хозяйка в кладовушке, на окне,
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было,
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!
Два малых лягушонка в тот же час —
Бултых в кувшин, не закрывая глаз,
И ну барахтаться в сметане!.. И понятно,
Что им из кувшина не выбраться обратно, —
Напрасно лапками они по стенкам бьют:
Чем больше бьют, тем больше устают…
И вот уже один, решив, что всё равно
Самим не вылезти, спасенья не дождаться,
Пуская пузыри, пошёл на дно…
Но был второй во всём упорней братца —
Барахтаясь во тьме что было сил,
Он из сметаны за ночь масло сбил
И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету…

Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл,
Я в шутку посвящаю басню эту!

Басня «Муха и пчела» (С.Михалков)

Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала -
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала...

«Летим со мной! - так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая. -
Я угощу тебя! Там - в доме, на столе -
Такие сладости остались после чая!

На скатерти - варенье, в блюдцах - мед.
И все - за так! Все даром лезет в рот!» -
«Нет! Это не по мне!» - ответила Пчела.
«Тогда валяй трудись!» - лентяйка прожужжала.

И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала...

Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

Басня «Когда везёт» (С.Михалков)

Всех по дороге обгоняя,
Неслась машина легковая.
И тот, кто за рулём сидел,
На всех людей, пешком идущих
И на колёсах отстающих,
С пренебрежением глядел.
Но с ним в пути беда случилась:
Машина вдруг остановилась!
И тот, кто за рулём сидел,
Теперь уж на людей идущих
И даже на волах ползущих
С печальной завистью глядел.
Он над мотором неисправным
Капот бесцельно поднимал, —
По существу и в самом главном
Он ничего не понимал…

Тот, кто без знаний и уменья
Стремится вырваться вперёд,
Не так ли полон самомненья
В тот миг, когда ему… везёт?!

Басня «Портной на лаврах» (С.Михалков)

Жил-был мужской портной — хороший мастер,
«Собаку съел» он по портновской части,
И это было видно по тому,
Что каждый, кто хотел принарядиться,
Мечтал попасть на очередь к нему:
Так трудно было мастера добиться.
И в самом деле,
Портной не портил зря сукно —
Отлично на заказчиках сидели
Что пиджаки, что брюки — все равно!
Сезон сменял сезон — так проходили годы.
Наш знатный мастер жил да жил,
Все шил да шил.
Росла о нем молва — росли его доходы…
Но вдруг
Все стали подмечать вокруг,
Что у портного изменилась хватка
И, невзирая на размер задатка,
Известным мастером пошитое пальто
Уже не то!
Обужена спина. Не там, где надо, складка.
Морщит подкладка.
Неладно вшиты рукава…
Другая разнеслась по городу молва,
А там узнали все, ушам своим не веря:
Кроят и шьют теперь в портновской
подмастерья!
А мастер, задавая важный тон,
Лишь помогает выбирать фасон.
Сам больше не кроит, не шьет, не мерит он,
Он лишь визирует готовые изделья
И даже запил от безделья…
Свой опыт растеряв в теченье ряда лет,
Портной в конце концов совсем сошел на нет.
И отказались от него клиенты…

Да! К месту здесь сказать: иным идут во вред
Излишние аплодисменты!

Басня «Белые перчатки» (С.Михалков)

Раздобыл где-то молодой ленивый Грач пару белых перчаток. Кое-как натянул их на лапки и задрал клюв:

— Вот я какой!..

Полетели утром птицы на работу: жучков, паучков и мошек в лесах и на полях собирать. Грач дома остался.

— Летим с нами! — кричали птицы, пролетая мимо.

— Летите, летите! — отвечал им Грач. — Разве вы не видите, что я в белых перчатках? Не могу же я их замарать!

Наработались птицы в лесах и на полях, сами досыта наелись, прилетели домой птенцов кормить.

— А мне? — крикнул Грач. — Накормите меня! Я голодный! Весь день ничего не ел!

— Как же ты будешь есть в белых перчатках? Ты их запачкаешь!

— А вы мне прямо в рот кладите — я буду жевать!

— Ну нет! — отвечали птицы. — Ты уже давно не птенчик! Ты уже носишь белые перчатки!

Разлетелись птицы по своим гнёздам, перед сном песни пропели и легли спать. А Соловей-соловушка, так тот даже ночью пел — так славно он потрудился за день.

Только Грач да старый Филин не спали. Филин мышей ловил, а Грач в гнезде ворочался. Ворочался, ворочался, а потом взял и съел одну белую перчатку. Голод — не тётка!

Петя и птичка

Однажды бабушка решила прогуляться с внуком Петей по весеннему лесу. Прогулка должна была быть приятной, от весенней природы всем хотелось получить максимум удовольствия. Собираясь в лес, бабушка взяла с собой небольшую корзинку с водой и едой. Когда выходили из дому, бабушка предложила нести эту корзину Пете. Вскоре эта ноша ему стала невыносимой, он ее то ставил, то тянул. В конечном итоге бабушка забрала корзину и понесла сама.

Придя в лес, бабушка с Петей разложились на поляне и стали готовить бутерброды. Птички пели песни, солнышко светило и согревало своими лучами. На одном из деревьев Петя заметил птичку, которая вила гнездо. Наблюдая за ней, он увидел, что эта птичка постоянно летает и носит по 1 волосинке для своего гнезда.

Он долго наблюдал, как птичка летала туда и обратно, в конечном итоге спросил у бабушки: "Неужели такая маленькая птичка совершает тысячи полетов ради своего уютного гнезда?". На что она ответила: «Совершает, ведь она трудолюбивая».

Покушав и отдохнув, Петя встал и забрал корзину, чтобы принести ее самостоятельно к своему дому.

Лоза и хозяин (притча Леонардо до Винчи)

Весной крестьянин бережно и трепетно ухаживал за своим виноградом, он постоянно его окучивал, подвязывал, ставил прочные подпорки, давая ему вольно разрастаться. Видя такую щедрую заботу и любовь, виноградная лоза отплатила прекрасным урожаем виноградных кистей. Они были сочными, ароматными, большими и вкусными.

Собрав весь урожай, крестьянин решил, что ему необходимы не только гроздья, но и хворост на растопку. Он выкопал все подпорки, обрезал виноград до самого основания, надеясь, что весной еще раз одарит его любовью. Но весной чуда не случилось.

Неухоженный, обрезанный виноград замерз, а крестьянин остался без урожая.

Ворона и заяц

Бежит по лесу заяц, видит - ворона сидит на дереве. Подойдя поближе, он спрашивает: - Можно ли целый день сидеть и ничего не делать? На что ворона ответила, что можно. Сел заяц рядом и сидит, смотрит - волк бежит. Увидел он зайца, подошел и без проблем съел его. Ворона посмотрела с ветки на это и сказала: - Сидеть и ничего не делать можно каждому, но никто не знает, когда и кто его съест!

К кому идет удача (Кавказская притча)

После того, как Творец создал мир, дошло дело до Удачи.

— Куда пойдёшь? — спрашивает её.

— Пойду, найду самого ленивого и с ним останусь, — ответила та.

— Как же так? Ведь на свете столько достойных тружеников, а ты к ленивому?

Удача молвила в ответ:

— Трудолюбивый меня сам найдёт.

Сшей себе сапоги! (Притча про Насреддина)

Как-то Насреддин проходил по базару. Лавочник, торговавший всякой всячиной, схватил его за рукав халата и чуть не силой потащил в свою лавку, расхваливая товар и восхищаясь его дешевизной.

— Купи что-нибудь! Я должен хоть что-нибудь тебе продать, прохожий! Если ты ничего не купишь, я останусь зимой без сапог и помру от болезни!

Насреддин смерил его внимательным взглядом и убедился, что торговец хитрит.

— Нет у тебя сапог, говоришь?

— Истинная правда, почтенный!

— А гвозди у тебя есть?

— Вот они, почтенный!

— А кожа найдётся?

— Да, посмотри, вот лучшая в мире кожа!

— А краска есть?

— Вот она — все цвета на выбор!

— Слушай, а почему бы тебе просто не сшить пару сапог?

Кто не работает…(Болгарская притча)

Когда сваты приехали за невестой, её мать стала наказывать им:

— Берегите её. Она у меня одна-единственная, к тяжёлой работе не приученная. Не давайте ей метлу, не заставляйте двор мести, а то чего доброго пыль запорошит ей глаза. Не посылайте за водою, плечики у неё слабые, не справиться ей с полными вёдрами. Положите ей под голову пуховую подушечку, она у меня привыкла на мягком спать.

Старые сваты переглянулись, но ничего не сказали.

— Обещайте, что никогда слова дурного ей не скажете. Не привыкла она бранные слова слушать.

— Будь спокойна — в нашем доме ругаться не принято, — ответил старый сват и сел в повозку. Рядом с ним пристроилась свекровь, сзади сели жених с невестой, и отправились они в свою деревню. Деревня эта была далеко, поэтому ехать пришлось весь день. Приехали они только к вечеру, и ещё не успели в дом войти, а свекровь засучила рукава, замесила тесто для пирога, заколола петуха, сварила его, сходила в погреб и нацедила вина из бочки. А девушка на лавке, скрестив руки, и думала: «Ах, какая расторопная у меня свекровь, совсем как моя матушка. Славно мы будем здесь жить».

Поужинали они и улеглись спать. Пролетела ночь. На утро старый свёкор поднялся ни свет, ни заря и разбудил всех.

— Вставайте! — крикнул он. — В поле собирайтесь.

— А что мы будем там делать? — протёрла сонные глаза девушка и сладко зевнула.

— Кукурузу окучивать.

— Мотыгой? — спросила маменькина дочка.

— Конечно, мотыгой, — ответил свёкор.

— Я не пойду Мотыга тяжёлая, а мне нельзя поднимать тяжести.

— Ладно, — сказал отец. — Пусть она останется, уберёт в доме и приготовит ужин. И здесь нужен человек.

Пошли все в поле, а молодуха осталась дома. До полудня нежилась она в постели, пока не проголодалась. Встала маменькина дочка и давай в горшки заглядывать, но ничего не нашла.

— Ничего мне не оставили, забыли про меня, — подумала она, потянулась и пошла в сад полюбоваться цветами.

Маленькие пчёлы проворно перелетали с цветка на цветок.

— И чего это они так спешат! — подумала девушка и неторопливо отправилась к ближайшей черешне.

Там она легла под дерево, сорвала несколько черешен, чтобы хоть немного утолить голод, и уснула. Так прошёл весь день.

Вечером трое работников вернулись с поля уставшие и голодные. Огляделись они, а в доме не убрано, вёдра пустые, очаг погас, куры уселись на насест голодными.

Свекровь поставила на место мотыгу и первым делом принесла из колодца полные вёдра воды. Потом разожгла огонь, положила картошку в чугунок, замесила хлеб и на скорую руку приготовила ужин. Девушка смотрела на неё, сидя на лавке и лишь болтала ногами.

Когда ужин был готов, свекровь позвал всех к столу.

Девушка уселась первой. Свёкор взял хлеб и разломил его на три части. Одну часть дал жене, другую — сыну, а третью оставил себе.

— А невестке? — подивилась свекровь.

— Она не голодная. Кто не работает, тот есть не хочет.

Девушка закусила губу, обидевшись, встала из-за стола, пошла в свою комнату и расплакалась. Всю ночь не могла уснуть — так ей хотелось есть.

На следующий день повторилось тоже самое. Трое тружеников пошли на огород, а молодая опять не захотела идти с ними.

— Солнце сильно печёт, — сказала она, — лицо у меня почернеет.

И снова её оставили дома. И на этот раз маменькина дочка ни к чему не притронулась. Нашла под миской чёрствую горбушку, оставленную для собаки, съела её и опять пролежала до вечера в саду. А цветы завяли, потому что лень ей было сходить за водой чтобы полить их.

Поздно вечером уставшие работники вернулись домой. Свекровь нахмурилась, но замесила хлеб, а когда сели за стол, свёкор снова разделил хлеб на три части. Девушке снова ничего не досталось.

— Ты почему не даёшь невестке хлеба? — спросила свекровь.

— Потому что тот, кто не работает, тот не ест! — ответил свёкор.

Всю ночь голодная ворочалась с боку на бок и всё думала. Задремала лишь на заре. Как только пропели третьи петухи, она вскочила, поискала глазами свекровь и мужа, но уже никого не было, потому что все ушли в поле ещё затемно. Тогда девушка засучила рукава, забегала, принесла из колодца воды, развела огонь, сварила ужин, замесила тесто в квашне, испекла хлеб. Управившись с домашней работой, она взяла прялку и села прясть на крылечке. Вечером усталые работники увидели, как постаралась для них невестка. Девушка накрыла на стол, подала старому свёкру хлеб и с тревогой стала ждать, как он поступит. А свёкор взял хлеб и разломил его на четыре части. Самый большой кусок подал невестке:

— Ешь, дитя, ты заслужила этот хлеб, потому что сегодня поработала, как следует.

Ленивая принцесса (Сербская притча)

У одного короля была красавица дочь, но с ленцой: никогда ничего не делала, да и не умела делать, целый день сидела перед зеркалом и любовалась собой.

Пришла пора выдавать её замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он её и замуж выдаст. Время шло, а за королевну никто не сватался. Послал король приближённых искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны.

И вот встретился им как-то парень — пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Пришёл он к королю, а тот ему и рассказал всё по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привёл он королевну домой.

На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин, а сын спросил:

— Кто сегодня работал, мать?

— Я и ты, — ответила она.

— Ну, кто работал, тот и есть может.

Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день всё так же было.

На третий королевна сказала свекрови:

— Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.

Та велела ей наколоть дров.

Вечером когда сели за ужин, парень снова спросил:

— Кто сегодня работал, мать?

— Мы трое: я, ты и королевна.

— Ну, кто работал, тот и есть может. И все трое поужинали. Так, понемногу, королевна научилась работать.

Через три года приехал король проведать дочку, увидел — работала она дружно со свекровью. Обрадовался и сказал:

— Как, и ты научилась работать?

— А как же, — ответила королевна, — у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, пойди-ка наколи дров.

Мокрые полотенца (Притча неизвестного происхождения)

Спустя несколько дней после свадьбы невестка наведалась в дом своих родителей. Мать спросила у неё:

— Как ты живёшь в доме свекрови, привыкла ли, по душе ли там жить?

— Всё хорошо, только одно мне не нравится и не по душе: полотенца у них всегда мокрые.

— Это потому, доченька, что ты всегда встаёшь в доме позже всех. Чтобы вытираться сухим полотенцем, надо вставать с постели рано утром, раньше всех, — ответила мать.

Плоды своего труда

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему - корова, ну а самому младшему - топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд - работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

Основное правило достижения цели

К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков:

Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить твоё дело, - сказали они.

Я могу научить вас стрельбе из лука! - ответил Мастер. - Рассказать все тайны и премудрости этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самыми лучшим стрелком и по- настоящему успешным человеком.

Чтобы выбрать кого-то к себе в ученики, Мастер предложил пройти всем троим небольшое испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого новичка.

Что ты видишь перед собой? - спросил Мастер.

Я вижу дерево, на котором висит мишень.

Что ещё? - спросил Мастер

Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы.

Хорошо, - сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. - А ты что видишь перед собой?

Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, - ответил второй новичок.

Хорошо! - ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. - А что видишь ты?

Я вижу перед собой мишень! - ответил он.

Хорошо, - сказал Мастер, - что ещё?

Больше ничего! Самое главное - это мишень, я вижу только её!

Молодец! - сказал Мастер. - Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои ученики.

Когда есть цель, всё остальное не имеет значения.

Притча о целеустремлённой лягушке

Собрались несколько лягушек и разговорились.

Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! - проквакала одна лягушка.

А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, - мечтательно проквакала вторая лягушка.

А вам-то что с этого? - огрызнулась большая жаба. - Всё равно вам туда никогда не добраться!

Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? - сказала лягушка-мечтатель и добавила, - давайте докажем этой вредной жабе, что мы сможем переехать в горы!

Давайте! Давайте! Переедем в большой чистый пруд! - заквакали все лягушки на разные голоса.

Так они все стали собираться к переезду. А старая жаба рассказала всем жителям болота о «глупой затеи лягушек».

И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:

Куда вы, лягушки, это же НЕВОЗМОЖНО! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!

Но лягушки не послушали, и двинулись в путь. Несколько дней они шли, многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото.

Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи. И так их компания становилась всё меньше. И только одна лягушка не свернула с пути. Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.

Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других?

Оказалось, что эта лягушка просто была ГЛУХАЯ!

Она не слышала, что это НЕВОЗМОЖНО! Не слышала, как её отговаривали, именно поэтому именно она легко добралась до своей цели!

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Так слоника не продашь

Встретились два друга. Один другому рассказывает:

— Недавно купили слоника. Теперь жизнь — просто чудо: он такой милый, детей на спине катает, хоботом клумбы поливает, по хозяйству помогает, жене нравится, дети в восторге…

— Продай, — загорелся второй.

— Нет, не могу. Он уже как член семьи.

— Ну пожалуйста, — уговаривал второй.

— Ну забирай!

Через неделю снова встретились:

— Ну как, — поинтересовался первый.

— Всё плохо: ест много, гадит ещё больше, все клумбы вытоптал, дети напуганы, жена плачет…

— Да, — заключил первый, — с таким настроением ты слоника не продашь.

Притча о художниках

Однажды, странствуя по стране, Хинг Ши пришёл в один город, в котором в тот день собрались лучшие мастера живописи и устроили между собой соревнование на звание лучшего художника Китая.

Многие искусные мастера приняли участие в этом конкурсе, множество прекрасных картин представили они взору строгих судей. Конкурс уже подходил к завершению, когда судьи неожиданно оказались в замешательстве. Предстояло выбрать лучшую из двух оставшихся картин.

В смущеньи смотрели они на прекрасные полотна, перешёптывались между собой и искали в работах возможные ошибки. Но, как ни старались судьи, не было найдено ими ни единого изъяна, ни одной зацепки, которые решили бы исход конкурса.

Хинг Ши, наблюдая за происходящим, понял их затруднения и вышел из толпы, предлагая свою помощь.

Узнав в страннике известного мудреца, судьи с радостью согласились. Тогда Хинг Ши подошёл к художникам и сказал:

— Мастера, ваши картины прекрасны, но должен признать, я сам не вижу в них изъянов, как и судьи, поэтому я попрошу вас честно и справедливо оценить свои работы, а потом назвать мне их недостатки.

После долгого осмотра своей картины, первый художник откровенно признал:

— Учитель, как ни смотрю я на свою картину, не могу найти в ней изъянов. Второй художник стоял молча.

— Ты тоже не видишь изъянов, — спросил Хинг Ши.

— Нет, я просто не уверен с которого из них следует начать, — честно ответил смущённый художник.

— Ты победил в конкурсе, — сказал, улыбнувшись, Хинг Ши.

— Но почему, — воскликнул первый художник, — ведь даже я не нашёл ни одной ошибки в своей работе! Как мог у меня выиграть тот, кто нашёл их у себя во множестве?

— Мастер, не находящий в своих работах изъяна, достиг предела своего таланта. Мастер, замечающий изъяны там, где их не нашли другие, ещё может совершенствоваться. Как мог я присудить победу тому, кто завершив свой путь, достиг того же, что и тот, кто свой путь продолжает? — ответил Хинг Ши.

Притча о неразумном труде

Шел охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, тот долго и упорно пилил сваленное дерево. С лица его пот лился ручьем, а все тело было сильно напряжено. Охотник подошел поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом.

Да ваша пила совсем затупилась! - обратился охотник к дровосеку. - Почему бы вам её не заточить?

Что вы! - воскликнул дровосек, удивлённо посмотрев на прохожего. - У меня совершенно нет на это времени, мне нужно спилить еще 20 деревьев!

И дровосек снова принялся за работу.

Мораль : трудолюбие - это, конечно, хорошо, но не забывайте время от времени задаваться вопросом эффективности затрачиваемых усилий - быть может, небольшое вложение времени или средств позволит выполнять работу намного быстрее и качественнее.

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча о дворнике

Человек приходит устраиваться дворником в компанию «Microsoft». В отделе кадров ему задают вопросы, проводят тесты и наконец сообщают:

— Поздравляем, Вы приняты. Оставьте ваш e-mail - мы уведомим вас о графике работы.

— Вообще-то, у меня даже компьютера нет, - признаётся человек, - а e-mail и подавно.

— К сожалению, тогда мы не можем трудоустроить вас. Вас виртуально нет, а оперативная связь со всеми сотрудниками «Microsoft» по e-mail и согласование эффективной командной работы - ключевой вопрос в нашей компании.

Делать нечего, человек уходит и начинает размышлять, как можно заработать деньги на компьютер. В кармане - $30. Он покупает у фермера 10 кг яблок, выходит на оживлённую улицу и продаёт «вкусные и полезные эко-продукты». За несколько часов его стартовый капитал увеличивается вдвое, а через 6 часов - в 10 раз. Тут он понимает, что с такими темпами можно прожить и без работодателя.

Проходит время, человек покупает автомобиль, открывает сначала маленький ларёк, затем магазин, а через 5 лет он - владелец сети супермаркетов. И вот он приходит застраховать свой бизнес, а страховой агент просит его оставить свой e-mail для выгодных предложений. Наш бизнесмен, как и много лет назад, отвечает, что нет у него ни e-mail, ни компьютера.

Просто поразительно! - удивляется страховщик, - такой огромный бизнес - и даже нет личного компьютера! Чего бы вы добились, если бы он у вас был?!

На что бизнесмен отвечает:

Тогда я стал бы дворником компании «Microsoft».

Мораль : если у вас чего-то нет, может, вам это и не нужно?

Притча о том, что хорошую зарплату нужно заработать

Было у барина два работника. И одному он платил 5 рублей, а второму 5 копеек. Второй работник очень завидовал первому. И однажды спросил барина, почему он платит ему меньше, чем другому.

— Посмотри, вроде сено мимо дома везут, — сказал барин. — Узнай-ка, что там и как.

Работник вернулся.

— Да, барин, везут сено.

— А почем?

— Не знаю.

— Так пойди узнай.

Снова пришел работник.

— По 5 рублей.

— А сено что, не с Ивановских ли лугов?

— Не знаю.

— Так пойди узнай.

Снова вернулся работник.

— Да, барин, с Ивановских.

— А первого укоса или второго?

— Не знаю.

— Ну узнай.

Снова пришел работник.

— Первого укоса.

— А что, дешевле 5-ти рублей не отдают?

— Не знаю.

— Ну, узнай.

Возвращается работник, и тут в дом заходит другой работник.

— Барин, там сено везут. Первого укоса, с Ивановских лугов. Продают по 5 рублей, но я сторговался за четыре. Готовы разгружать.

— Ну, как, теперь ты понимаешь, почему другому работнику я плачу больше, чем тебе? — спросил барин.

Притча об умении концентрировать усилия

Трех фей позвали на крещение принца. Первая подарила малышу дар — встретить единственную любовь, с которой он будет счастлив. Вторая фея подарила ему много денег — чтобы он был свободным и мог заниматься всем, чем пожелает. Третья фея подарила ребенку неземную красоту. И тут появилась ведьма. Она была очень зла, что ее не пригласили на крестины. И тоже сделала «подарок». «Я дам тебе вот что, — сказала ведьма. Ты будешь талантлив в любой деятельности, чем бы ты ни решил заниматься».

Только спустя время, когда малыш подрос, все поняли, что это был не дар, а проклятие. Принц увлекался каждый день чем-то новым: то пел, то рисовал, то танцевал, то играл на музыкальных инструментах, то упражнялся в боевых искусствах… И у него ВСЕ получалось с блеском. И он так и не смог научиться чему-то по-настоящему хорошо и стать мастером в этом деле. Потому что каждый день в его жизни появлялось новое увлечение.

Притча о необходимости совершенствоваться

Однажды проводился чемпионат по рубке леса. В финал вышли канадец и норвежец. У них было несколько часов на то, чтобы определить сильнейшего. По принципу: кто больше дров нарубит, тот и победитель.

Пришло время старта. Лесорубы начали работать. Когда первый час подходил к концу, канадец с удивлением понял, что норвежец остановился. Норвежец целых 10 минут не рубил деревья, а канадец трудился без остановки.

И так было каждый час. Норвежец все время останавливался на 10 минут.

Когда время соревнования истекло, канадец был совершенно уверен в своей победе. Ведь он трудился без перерывов, а соперник столько времени потратил напрасно!

Как же он удивился, когда выяснилось, что норвежец сделал больше.

— Погоди, ну как же так… — сказал канадец. — Я ведь работал, не останавливаясь. Как же так получилось?

— В конце каждого часа, пока ты продолжал рубить деревья, я точил свой топор.

Современная притча

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Завещание (Русская народная сказка)

Жил-был мужик. Умирает у него отец и говорит:

— Ты, мой сын, живи так: чтобы ты никому не кланялся, а тебе бы все кланялись, и калачи бы ел с медом!

Умер отец. А этот мужик живет год — прожил сто рублей: никому не кланялся и все калачи ел с медом. Живет другой — прожил другую сотню. На третий год прожил третью сотню. И думает: «Что же это? Сотни у меня не прибавляются, а все убавляются!» Приходит, рассказывает дяде. Дядя ему и сказал:

— Эх, ты! Выезжай-ко ты раньше всех на пашню, никому и не будешь кланяться, а тебе все будут кланяться. А приезжай домой поздно, тебе калач-то будет казаться с медом.

Кошка и сторожевой пёс (Афганская народная сказка)

Было или не было, повстречались однажды кошка и сторожевой пёс.

Пёс целый день гонял по лугам, помогая пастуху охранять стадо, а вечером с превеликим аппетитом съедал всё, что оставлял ему хозяин, а потом засыпал крепким сном.

Кошка спросила пса:

Объясни, друг мой, как же это так: жизнь твоя полна забот и тревог, а ешь ты со вкусом и спишь с удовольствием? А я живу в тепле и ласке, не зная забот, но нет у меня ни спокойного сна, ни вкуса к еде.

Пёс ответил кошке:

Потрудись, побегай - а уж тогда пообедай. Хорошо поработай - и поспишь с охотой.

Два плуга (К.Д.Ушинский)

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Кто работает, тот и ест (Албанская народная сказка)

В одном доме хозяин имел обыкновение каждый вечер спрашивать жену, что сделал каждый из домочадцев за день. После этого он делил ужин и испечённый к вечеру хлеб по справедливости - сколько работал, столько еды и получай.

Пришло время хозяину женить своего сына, а тот захотел взять в жёны девушку хорошую и добрую, но страшную лентяйку. Хозяина дома предупреждали, чтобы он на порог не пускал бездельницу-невестку, но старик сказал:

Ничего, я сделаю так, что она сама и по доброй воле будет работать не хуже нас.

Сыграли свадьбу, и молодые зажили с родителями жениха. Каждый вечер хозяин дома выслушивал рассказ жены о том, кто что за день сделал, и делил хлеб и ужин по справедливости. День за днём невестка уходила спать голодная. А потом взялась за ум и стала работать не хуже остальных.

Отправилась она как-то в лес за хворостом и, возвращаясь обратно с охапкой за спиной, повстречала на дороге своих братьев, которые шли навестить её. Она обрадовалась, завидев их, поздоровалась, но сразу же с беспокойством предупредила:

Если вы собрались ко мне в дом, то возьмите в руки по несколько поленьев или по охапке хвороста, потому что свёкор куска хлеба вам не даст на ужин, если вы сегодня не работали.

Не беспокойся, дорогая сестра, - ответили ей, рассмеявшись братья. - Нас твой свёкор не оставит без ужина, потому что мы гости, а вот что тебя сделало такой труженницей, хотелось бы знать? Видно, кусок хлеба научил работать даже такую лентяйку, какой была ты.

Чудный день

Некогда жили два брата. У каждого из них было много детей. Братья были благочестивы и трудолюбивы. Они приучали к трудолюбию и своих детей, и вся семья была счастлива и богата. Раз один из братьев призвал к себе своих племянников и сказал им:

— Брат мой, а ваш отец, знает такой день, в который можно навсегда обогатиться, если усердно потрудишься, и потом жить без труда. Я и сам испытал это на себе, но теперь забыл, какой именно это день, поэтому идите к вашему отцу, он точнее скажет вам об этом.

Это сказано было потому, что дети, надеясь на отцовское богатство, стали проявлять некоторую беспечность в своей жизни. Они с радостью пошли к отцу и сказали:

— Отец, укажи нам тот день, в который мы могли бы, потрудившись, счастливо жить потом без труда.

Отец, поняв в чем дело, отвечал:

— Я сам, дети, забыл этот день; но идите и потрудитесь год. В это время, может быть, вы и сами узнаете о чудном дне, дающем беспечальное житие.

Дети трудились весь год, но чудодейственного дня не заметили. Отец воздал им должное за труды и сказал:

— Вы вот что сделайте: разделите теперь год на четыре времени: весну, осень, зиму и лето. Трудитесь, и вы найдете тот день.

Дети поступили согласно наставлению отца, но желанного дня опять не обрели. Отец по окончании года дал уже такой совет:

— Разделите год на двенадцать месяцев и опять трудитесь, и найдете этот день.

Они продолжали добросовестно трудиться, но и на этот раз счастливого дня не нашли. В конце концов, они сказали отцу:

— И опять указанного тобою дня мы не нашли. Но, работая, мы приобрели себе средства к жизни и более трудиться уже не станем, напрасно ища таинственного дня. Отец отвечал:

— Да, милые дети, усердным и неустанным трудом вы действительно много приобрели для себя, поэтому теперь можете жить спокойно. Но если бы вы стали еще несколько лет так же трудиться, то вашего богатства хватило бы и вам, и детям вашим, и тем, которые не по своей, может быть, вине впали в великую нужду. Итак, вы обрели желанный день.

Дети поняли своего отца и сказали:

—Да, мы поняли все и благодарим тебя за мудрое отеческое наставление.

Труд – основа основ, начало начал, сила из сил. Трудиться хлопотно, тяжело, но всё в жизни даётся трудом. О труде можно хитрое словесное кружево плести, можно и сказку рассказать.

«Как труд человека меняет»
Автор сказки: Ирис Ревю

Совсем разленился Митрофан. А соседям жалуется:
— Приболел, всякие хвори начали цепляться.

Народ уж поля пшеницей засевать начал, а Митрофан всё охает.

И вот однажды постучался к Митрофану главный работник по имени Труд Иванович, и строго спрашивает:

— Отвечай, Митрофан, по добру по здорову, почему не начинаешь сев?

— Приболел немного.

— А знаешь ли ты, Митрофан, что от лени человек болеет, а от труда здоровеет? – спросил его Труд Иванович.

Поднялся Митрофан, подпоясался, да и пошёл в поле. А там все трудятся. И Труд Иванович здесь же. Кому подмигнёт, кого пожурит, но всем помогает.

И Митрофану помог, когда тот работать начал. Обрадовался Труд Иванович, что Митрофан лениться перестал. Правильно, не век же парню на печи сидеть.

А Митрофан, поработав, совсем другим стал: щеки порозовели, глаза горят. Куда только хвори подевались? Убежали, наверно, в царство Лени-матушки.

Да, не зря молвится пословица: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет».

Вопросы к сказке «Как труд человека меняет»

Почему Митрофан не приступал к севу?

Кто отправил Митрофана в поле?

Изменил ли труд Митрофана?

Кто помог Митрофану в работе?

Должны ли люди помогать друг другу в работе?

Почему человек от лени болеет, а от труда здоровеет?

Какие ещё пословицы о труде ты знаешь?

(басня в стихах)

Жил в лесу медведь богатый,
Не любил махать лопатой.
Чтоб колодец вырыть, он
Нанял волка и ворон.
Три часа они трудились,
От работы утомились,
До водицы не дорыв,
Объявили перерыв.
А медведь рычит: «Лентяи,
Недотепы, разгильдяи!
Толку нет от вас ничуть!
Не за отдых я плачу!» –
И прогнал их без оплаты.
После нанят был сохатый.
Говорит ему медведь:
«Чур! Без дела не сидеть!»
Лось полдня копал-трудился,
От работы утомился,
До водицы не дорыв,
Объявил он перерыв.
А медведь ревет: «Бездельник!
Прочь пошел обратно в ельник!
Я тут шуток не шучу,
Не за лень тебе плачу!»
Лось ушел. Пришла лисица,
Тоже хочет подрядиться.
Дал лопату ей медведь:
«Чур! Без дела не сидеть!»
Та копнула лишь два раза,
И вода забила сразу.
Стал медведь хвалить ее:
«Ты – спасение мое!
От ворон, лося и волка
Никакого нету толку!»
Заплатил он ей сполна,
Хоть копала не она.

В жизни так, увы, бывает,
Кто не сеял, пожинает,
А за честный тяжкий труд
Тунеядцами зовут.


Смотрите также:

Басни и притчи . Современные поучительные басни про людей и животных.

Как самому написать басню . Статья о том, как ребенку сочинить басню для урока литературы в школе.

Басня в стихах «Криница» . Басня Олеси Емельяновой о том, что нужно не стесняться просить о помощи, если в ней нуждаешься.

Детям про лису . Сказки, басни, песни, стихи, загадки, сценки, пьесы, сценарии и настольные игры про лисов, лис и лисят.

Детям про медведя . Сказки, басни, песни, стихи, загадки, сценки, пьесы, сценарии и настольные игры про медведей, медведиц и медвежат.

Стихи для детей про лису . Стихотворения-визитки для представления и защиты карнавального костюма лисы.

Сочинение

В баснях Крылова отчетливо проявился мужицкий демократизм, симпатии автора к народу-труженику. Поэт выступает обличителем пороков, смело бичует царей и их прислужников, изрекает истину, не боясь кары. А. А. Бестужев, отмечавший подвижничество писателей-сатириков, подчеркнул народность и национальную самобытность творчества Крылова: «…Самобытный, неподражаемый Крылов обновлял повременно и ум, и язык русский во всей их народности. Только у него были они свежи собственным румянцем, удалы собственными силами: Мужички его - природные русские мужички…» Он же справедливо утверждал: «И. Крылов возвел русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. …Его каждая басня - сатира, тем сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом простодушия». Бестужев считал, что Крылов говорил от имени народа, а сам народ говорил устами баснописца.

Баснописец воспевал труд, тружеников и высмеивал бесполезную трату сил, симуляцию работы в баснях «Обезьяна», «Туча», «Две Бочки», «Белка» и др. У пахаря-крестьянина пот катится градом, а с мартышки он льется рекой. Ее усилия суетны и бесполезны. Это симуляция работы. В басне «Две Бочки» бочка с вином плетется шажком, а пустая несется вскачь с громким стуком. Это же мы видим и в «Белке»:

* Посмотришь на дельца иного:
* Хлопочет, мечется, ему дивятся все,
* Он, кажется, из кожи рвется,
* Да только все вперед не поддается,
* Как Белка в колесе

Обличая видимость труда, поэт утверждал и воспевал подлинный, но незаметный труд («Листья и Корни»). Крылов утверждал, что человеческие добродетели немыслимы без трудового вклада индивидуума. И мерило здесь - степень пользы обществу, а не жажда наживы. Все это вместилось в небольшую басню «Обезьяна», в которой обрисован труд Мартышки из тщеславных побуждений. А тщеславие всегда было противопоказано труду и правде. Крылов - выразитель народной мудрости. В народе искони было презрительное отношение к бездельникам, тунеядцам и уважительное отношение к труду. В басне «Старик и трое Молодых» Старик степенно говорит бездельникам:

* Из детства я к трудам привык,
* А если от того, что делать начинаю,
* Не мне лишь одному я пользы ожидаю,
* То, признаюсь, За труд такой еще охотнее берусь.

Крестьянский труд Крылов поэтизировал и в других баснях. Проблеме соотношения личности и среды посвящена басня «Ручей». Пастух жалобно пел о своей тоске: любимый ягненок утонул в реке - в этой ненасытной прорве. Вот он бы, ручей, и курице зла не причинил. Но прошла туча, вздулся ручей, вышел из берегов и поглотил Пастуха со всем его стадом. И предельно ясна мораль:

* Как много ручейков текут так смирно, гладко
* И так журчат для сердца сладко,
* Лишь только оттого, что мало в них воды!

Личность целиком зависит от общества: им определяются ее поступки, поведение.

Проблема личности, ее активности в обществе лежит в основе басен «Фортуна в гостях» и «Охотник». В последней басне поэт выступает против свойственного человеку правила «еще успею», осуждает леность, пассивность, косность, нерасторопность. Мораль сформулирована так:

* …Коль дело есть, скорей его кончай,
* Иль после на себя ропщи - не на случай…

В «Фортуне в гостях» поэт порицает пассивность личности, стремление неудачи оправдать фортуной, невезением:

* На укоризну мы. Фортуне тороваты:

* Кто не в чинах, кто не богат,
* За все, про все ее бранят,
* А поглядишь, так сами виноваты.

Человек должен быть активной личностью, только при этом условии ОН может преуспевать в жизни, делах. Многие басни Крылова весьма злободневны и в наше время, помогают формировать у молодого поколения нравственно-этические качества. Цикл басен нравственно-философских - свидетельство мудрости баснописца, знания мм психологии человека. Они воспитывают скромность, товарищеское отношение друг к другу. Весьма интересен цикл басен о дружбе, товариществе, верности. Эта тема является вечной для всех литератур. Она начата Крыловым ранней басней «Два Голубя» (1809) и кончается «Двумя Мальчиками» (1843). В первой басне дана идиллическая картина: дружба вечна. Дружба помогает избавиться от житейских невзгод и потрясений. Иной тип дружбы поэт дает в басне «Собачья дружба» (1815). Здесь совсем противоположное говорится о дружбе: как только бросили кость, «С Пиладом мой Орест грызутся,- Лишь только клочья вверх летят…». Крылов уточняет мораль басни:

* Про нынешних друзей нельзя молвить,
* не греша, Что в дружбе все они едва ль не одиноки:
* Послушать - кажется, одна у них душа,
* А только кинь им кость, так что твои собаки
* В басне «Собака, Человек, Кошка и Сокол» поэт изображает подобие дружбы:
* Клялись делить они и радость и заботу,
* Друг другу помогать,
* Друг за друга стоять.
* И, если надо, друг за друга умирать.

Однако все обернулось по-другому: при первой же опасности - «Сокол на воздух, Кошка в лес». Только Собака высвободила Человека от объятий медведя, но верную Собаку он оставил в беде. Поэт делает вывод: «К стыду, из нас не всякий /’Сравнится в верности с собакой!» И вывод уточняется: «Как редки таковы друзья!»

Любопытно решается тема дружбы в басне «Лев, Серна и Лиса». В погоне за Серной Лев остановился перед пропастью, которую Серна перемахнула очень легко. «На эту пору друг его вблизи случился/’Друг этот был - Лиса». Она похвалила легкость и крепость Льва, который после этого прыгнул вслед за Серной, разбившись «до смерти». И далее раскрывается истинное лицо «друга»:

* А что ж его сердечный друг?
* Он по тихохонькую в овраг спустился
* И, видя, что уж Льву ни лести, ни услуг
* Не надо более, Он, на просторе и на воле,
* Справлять поминки другу стал,
* И в месяц до костей он друга оглодали

Вот она дружба! Правильнее назвать ее антидружбой. Здесь лицемерие, смыкающееся с предательством. Предательство, воплощающееся в философии индивидуализма, баснописец рисует в «Дереве». Само Деревцо, погубив всех окружающих, пало жертвой бурь и непогоды. А в басне «Мальчик и Червяк» обнажается предательство в законченной форме. Червяк попросил Мальчика поделить с ним яблоко, зная, что, подтачивая яблоко, он приносит вред крестьянину, который пустил его в сад. Подточенное яблоко упало, Мальчик съел его. А сползшего с дерева за своей добычей Червяка Мальчишка расплющил пятой.

С предательством Крылов связывал и холуйство, угодничество. В «Двух Собаках» баснописец описал дворнягу Барбоса, стерегущего хозяйский двор, мокнущего под дождем и получающего постоянные побои. А Жужу, кудрявая болонка, всегда в холе, ест и пьет на «серебре». И наивный Барбос не понимает, за что же ей такие привилегии. Она ему пояснила: «На задних лапках я хожу». Крылов обобщает: «Как счастье многие находят. Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!». Осуждение холопства, холуйства, прихлебательства будет впоследствии подхвачено всей русской литературой - Грибоедовым, Салтыковым-Щедриным, Чеховым.

Кумовство Крылов осмеивает в басне «Совет Мышей». Задумав себя прославить, Мыши решили создать Совет, в который надо включить только их - Мышей, у коих хвост «длиной во весь их рост». Ведь общепринято судить об уме «по платью или по бороде». Но в Совете оказалась крыса без хвоста, на что сразу обратил внимание молодой Мышонок, сказавший об этом седой Мыши. И услышал ответ:

* Молчи! все знаю я сама;
* Да эта крыса мне кума.

Самые смешные басни

СЧАСТЬЕ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!

Три девицы вечерком
Собрались к подруге в дом:
Полистали каталог,
Колу пили, коньячок.
Разомлели, размечтались,
Потихоньку разболтались…

Говорит одна девица:
- «Кабы встретила я принца,
Я б ему за все дела -
Пацанёнка родила!
Но сначала - шубу, тачку,
Ну, и на Рублёвке дачку!»

Ей подруга отвечала:
- «Точно с дуба ты упала!
Нынче принцы не в чести,
Надо «папика» пасти!

Чтоб «бобёр» был с сединой,
Холостой чтоб иль вдовой,
Чтобы банк держал солидный,
Чтобы вхож был в клуб элитный!

Если б мне попал такой
Закатила б пир горой!
Чтобы вечером жена,
А на утро уж вдова!»

Встала третия девица:
- «Так девчата, не годится!
И не будет в жизни проку
Без любви, а по расчёту!

Пусть не принц кровей элитных,
Да и не «бобёр» солидный!
Лишь бы верил и любил
И семьёю дорожил!»

Две подруги хохотали,
Третью дуррой называли.
Посидели, посмеялись…
Ну, и до поры расстались.

Минуло лет пять с тех пор,
Как прошёл тот разговор.
И по щучьему веленью
Иль судьбы благоволенью
Вновь подруги повстречались,
Ну, и поболтать остались.

Молвит первая девица:
- «Захотела, дура, принца!
Есть и шуба, есть и тачка,
Есть и на Рублёвке дачка.
Только я на дачке той
Словно в клеткой золотой!
Ни друзей и ни подруг,
Толпа охранников вокруг!
Маюсь скукой день-деньской
В этой клетке золотой!»

- «Да-а-а, - вторая отвечала,
- Кабы я когда-то знала,
Что страшней всего на свете
Быть за жизнь «бобра» в ответе!
Обещал мне горы злата
И подсунул два контракта,
По которым верь не верь
Голой вылечу за дверь!
И теперь хоть волком вой
Не дай Бог мне стать вдовой!»

Третья молвила девица:
- «Да, не сладко вам, сестрицы!
Мой Ванюша не такой -
Работящий и простой.
У людей в большем почёте,
Сын у нас растёт и доча.
В доме мы живём своём
И дела ведём вдвоём!

Вот он, лёгкий на помине
Вместе с доченькой с сыном.
Ну, подруги, мне пора!
Вам, ни пуха, ни пера!»

Мужу руку подала,
Сына с дочкой обняла,
Села в белый «Мерседес»,
Тут и сказочке конец!

Сказка - ложь, да в ней намёк,
Юным отпрыскам урок!
Вам напомним вновь и вновь:
СЧАСТЬЕ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!!!

Семейство львов без лишней суеты
Вопрос решило положительно, похоже.
В лесу с тех пор не видно нищеты
(И зайцев, кстати, не заметно тоже).

Вот встретились друзья на выходных.
Конечно же, стол яствами ломился.
Напитков было столько там спиртных,
От зависти бы Бахус удавился!
Хозяйка много ела и пила.
Гостям, не забывая, наливала,
Ну, и собачке, с барского стола
Объедки, то и дело, подавала.
О том и сём был между делом спор.
Смеялись, балагурили немало.
В весёлом ритме вёлся разговор,
Но, всё же, героине много стало.
В опочивальню удалилась прочь,
За ней и пуделиха испарилась.
Муж ейный ублажал друзей всю ночь
А по-утру картиночка явилась.
Когда, к рассвету, гости разошлись,
Он сонно захотел прильнуть к любимой,
И тут-то нечисть в койку и явись
Без надобности в том необходимой.
На месте прелюбезнейшей жены
Чернел с хвостом, копытами, рогами
Прескверный образ злого сатаны,
Низвергнутого в ад давно Богами.
К рубильнику рука и, яркий свет
Открыл глаза поддатому супругу.
Любимой на кровати вовсе нет,
Но на полу находит он подругу.
На коврике она собачьем спит,
А пуделиха на её кровати.
Пускай меня читатель уж простит,
Но кто из всех в тот вечер был поддатей?!!
Хозяин, ржа как мерин во хлеву,
В другую ложу звучно удалился.
А я же, всех читающих зову
К тому, чтоб над ошибками учился.
Мораль здесь примитивна и проста:
Ан, ежли славный праздник приключился,
Уж коль нектаром намочил уста,
Следи чтоб перебрав не посрамился

ВОЛК НА ДИЕТЕ

Голодный Волк сказал Волчице:
- Я так соскучился по птице.
Не откажусь и от барашка.
Так аппетитна его ляжка!
- Спокойно,- молвила Волчица,-
Иль ты забыл, что не годится,
Об этом знают даже дети,
Мечтать о мясе на диете?!
- Я, дорогая, тоже знаю,
Но с голодухи просто таю.
Перед глазами пелена.
Добыча часто не видна.
А если даже что-то видно,
Догнать не в силах. Вот обидно!
Здоровье бухнуло, как в Лету.
Придётся мне прервать диету.
Пускай высок холестерол,
Я всё же волк, а не осёл.
Прочти, читатель, басню эту,
Пред тем, как сядешь на диету!

СТРЕКОЗА И МУРАВЬИШКА

Попрыгунья Стрекоза
Свое дело туго знала:
Весь репертуар сплясала,
Позабыв про тормоза.

Ей знакомы разны стили,
Сами понимать должны,
Вмиг плясунью раскрутили
На афишах всей страны.

Нет в гастролях передышки,
Нет в помине прежних дней,
Пресловутый Муравьишка
Импресарио при ней.

И растет стрекозье племя,
Веселится от души.
Вот что значит в наше время
«Так поди же, попляши!»

ДВА БАТОНА КОЛБАСЫ (БАСНЯ)

Однажды два батона колбасы
Пред тем, как опуститься на весы,
Разговорились и довольно откровенно.
Батон российский вел себя надменно!
"Ты знаешь? - он сказал: ведь мой родитель-
Российский наш родной проиводитель,
Не то,что ты - рожден за рубежом,
Сияющий и пахнущий пижон!"
"Быть может я пижон- ответил в тон
Красивый импортный батон-
Но на себя теперь ты посмотри.
В тебе же русского нет ничего внутри:
Шпиг из Германии завезен был,
А мясо аж в Италии завод купил!
А чтобы в весе ощущалась бы прибавка,
В тебя засыпали испанскую добавку.
Лишь оболочка,вроде из России,
Все делает получше,покрасивей.
Но оболочка,как презерватив,
Который скроет всякий негатив.
А я вот импортный батон.
За рубежом произведен.
Зато по той уж рецептуре,
Где нет следов российской дури:
Без сои, заменителей сырья.
Поэтому гляжусь пижоном я".
-МОРАЛЬ-
Не важно, где рожден батон.
Полезным должен быть и вкусным он!
Не нужно пользоваться презервативом-
Ребенок должен быть здоровым и красивым!


НОВАЯ БАСНЯ О КОТЕ ВАСЬКЕ

Мышей в один прекрасный вечер,
(Прошу прощения за штамп)
Кот Васька пригласил на встречу
Движения "Коты - мышам!"

Кот Васька (нынешний Василий)
Представил созданный им блок...
(Его, как видно, мало били
За то, что сало уволок.)

Я с детства был с мышами дружен!-
Сказал он, облизав усы,
-Мой лозунг- всем мышам на ужин
Швейцарский, но бесплатный, сыр!

Торжественно даю вам слово,-
Тут снова облизнулся он,
- Что о запрете мышеловок
Я буду продвигать закон.

Пищали мышки: -Васька - душка!
Какие у него глаза!-
Отдав ему единодушно
Симпатию и голоса.

Под бурные аплодисменты
Кот Васька заявил, что рад
ИМЕТЬ такой интеллигентный
И преданный электорат,

Подумав: -И к тому же вкусный!-
Уехал с мышкой молодой...

С моралью этой басни грустной
Сам разберись, читатель мой!

БАСНЯ О ГРЕКЕ

Однажды очень мудрый грек,
построив наскоро пирогу,
сказал, что в мире нету рек
в которых не бывает броду.
Сказал и на воду спустил
своё не хитрое строенье,
налёг на вёсла, что есть сил,
стараясь справиться с теченьем.

Быстрина пройдена, пред ним
речная тишь - косая отмель,
вдруг видит чудо: не налим,
не линь, не лещ, не сом, не окунь.
Шесть лап, усы, клешни и хвост,
ну точно гусеничный трак,
а взглянет, так проймёт понос
и задам пятится, как рак.
«Ты кто?» - спросил наш храбрый грек.
«А ну ответь мене скорее,
прошёл я очень много рек,
но не видал ни чё страшнее».
Молчит как рыба, лишь хвостом
песок тихонько загребает.
Наш грек хотел его веслом,
потом подумал: вдруг сломает!
И мимо тоже не пройдёшь,
так можно трусом показаться,
и даже самый дохлый ёрш
над греком будет надсмехаться.

И вот уж грека пятерню
под мутною водою скрыло,
ему б за хвост, так нет, в клешню…
Над речкой эхо долго выло!!!

У этой басни мысль один:
ты в реку не ползи руками,
а вдруг там рыба-крокодил
или того страшней - пиранья!

ВОЛК И ВОЛЧЬЯ РАБОТА (БАСНЯ)

В один запущенный лесок
С чащобой и болотом
Пришел устраиваться волк
На волчию работу.

Смолой закрасив седину,
И сбрызнув шерсть нектаром,
Заходит серый к кабану,
Начальнику по кадрам.

И сразу к делу, мол, зубов
Покудова хватает,
Трудиться, видите ль, готов
Конкретно, в волчьей стае.

Кабан аж хрюкнул, будто ждал
Иного заявленья.
- Да вы же волк, а не шакал? -
Сопит он с возмущеньем.

Какой еще к чертям шакал?-
Опешил соискатель.
- Ну вот, считай, что не попал
Ты в наш лесок, приятель.

Кабан о пень почухал зад,
Прищурился лукаво:
- У нас волков заполнен штат
Бригадою шакалов.

В лесу шакалы?.. Вот те раз, -
Волк мямлит в явном трансе. -
А может, это… есть у вас
Другие из вакансий?

Я мог бы в точности, как лис,
Мышей ловить и птичек.
Кабан смеется:
- Ой, окстись!
У нас уж нет лисичек.

Заместо них в лесу живут
Приезжие гиены.
Не то, что лисы, пашут тут
Безропотно в три смены.

Так я и в зайцы бы пошел.
Пускай меня научат. -
Лепечет волк. - Оно-позор,
Но коль уж выпал случай…

Кабан хохочет:
-Вах, умру!
Ты, видно, нализался!
У нас давно уж кенгуру
Тут скачут вместо зайцев.

Так что ж мне, вовсе помереть?
Воскликнул волк в отчаяньи.
- А ну-ка, где сидит медведь,
Топтыгин, ваш начальник?!

Медве-е-едь! - прохрюкал, как напев,
Кабан. - Ну, ты и цаца.
Забыли слово даже. Лев
У нас теперь на царстве.

Так я куда попал, кабан?-
Волк молит взглядом тусклым.
Кабан в ответ:
- Завел шайтан
Тебя в лесочек русский.

Но только здесь у нас теперь
Большие изменения -
Иная фауна и зверь
По новому мышлению.

У нас и в речке нет бобра.
Зато там бегемоты,
Кулик, в свой клюв воды набрав,
Фламингам сдал болото.

Да я, скажу тебе, и сам
Удаву грею кресло.
Так что, давай. Адью. Салам.
Ищи другое место.

ТОПТЫГИН И КОСОЛАПАЯ

Дружно веселье вздымается,
Сыпя по пуще интригу!
Свадьба всем лесом гуляется, -
Женится нынче Топтыгин.
Жёнушку славную цапая
За бок, медведь, шаловливо,
Гладит её нежно лапою, -
Неотразимую диву.

Рады лесные все жители, -
Счастье пришло в их заказник!
Только нашлись попустители,
Дёгтя привнёсшие в праздник.
Ропот пошёл тихой сапою:
"Гляньте, супруга то будет
Явственно чуть косолапая!
По хромоте её судя..."

После медового месяца
Нет утешенье Топтыжке!
Ходит всё. Думает. Бесится!
Близко воспринял всё слишком.
Быть ли иначе, коль капают
Лоси, лисицы и волки:
"Взял ты зачем косолапую?
Что, не нашлось мягче холки?"

Запил Топтыгин. Терзается.
Есть ли ущербность супруги?
Вроде по дому старается,
Как и в семейном досуге.
Вяжет, стирает и стряпает.
Нет и в интиме претензий.
Но, всё равно, косолапая, -
Если в таёжном брать цензе...

Ну а насмешками брезговавать
Не собираются звери!
Коли уж зайцы нетрезвые
Про Косолапую щерят.
"Что же доселе смиренно я
Им позволял оскорбленья?" -
Думал Топтыжка, презренные
Чувства меняя на мщенье...
Новый погост есть в заказнике.
Нычне - одна там могила.
Кто произнёс на том празднике
"О косолапости милой"?

И инвалидов прибавилось.
Нет у них лапок частично.
Мишкина честь позабавилась,
Пусть не совсем и этично.

Что Косолапой касается, -
Стала она "миссис леса".
Ею теперь восхищаются.
Пишет о ней часто пресса.

Нет ни морали в истории,
Нет в ней иной подоплёки.
Есть лишь пока моратории
Хаянья на и упрёки!

ЯЙЦО

Снесла Пеструшечка яйцо
Огромное, так в шесть кило
Сенсация! Впервые в мире!
Такого не было в помине
Корреспонденты, журналисты
Из-за границы публицисты
И Гиннесс с книгою своей
Желает сделать запись в ней.
В курятник все они спешат
И просят интервью им дать
Готовы камера тетрадь:
-Скажите нам, Пеструшка мать
Как с Петухом вы так смогли
Яйцо гигантское снести?
-Секрет, -им Кура говорит,
И томно эдак в даль глядит.
-Планируете что вы дальше?
-Ах, шли б вы все отсель подальше.
А поодаль Петух стоит
И взглядом он на всех косит.
Корреспонденты все к нему
Вопросы сыпят петуху
-Скажите, как вы так смогли
Яйцо гигантское снести?
-Секрет,-сквозь зубы он цедит
И злостно очень в даль глядит.
-Какие планы на перёд?
-Мечта покоя не даёт,
Мне б каратэ уроки взять,
Чтоб Страусу по морде дать.

НА ЗАРЕ ТЫ ЕЁ НЕ БУДИ

Один петух нашёл прекрасную работу:
Он нанялся в курятнике служить,
Под утро кукарекать что-то
И вовремя народ будить.
Однако жизнь полна трагедий.
И вскоре в доме у соседей
Стал молодой петух кричать кукареку.
Обидно это стало старику.
И начал кукарекать он пораньше,
Пока сосед ещё дремал.
Но тот недолго ждал реванша
И ещё раньше закричал...
Ночь становилась всё короче.
Они так рано стали петь,
Что это пение терпеть
Хозяевам не стало мочи.
В конце концов от петуха
Остались только потроха,
Но даже их сожрала кошка.

Морали здесь - весьма немножко:
Знать нужно всем, что жизненный успех
Не в том, чтоб кукарекать раньше всех.