Как и каким показан иван иванович рассказчик. Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности

Вопросы и задания к рассказу "Человек в футляре"

Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности.

Как он относится к своему рассказу.

Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила.

Каким показан Беликов? Почему о нем говорят "человек в футляре".

Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли.

Как и почему Беликов терроризировал город.

Почему Беликов умер? Как понять фразу: "Хоронить таких людей... большое удовольствие".

Вопросы и задания к рассказу "Крыжовник"

Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик.

Почему он не может заснуть, о чем задумался.

В чем смысл слов рассказчика: "Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!"

Какова роль описаний природы в рассказе.

Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.

С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: "Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе".

В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели.

Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл.

Вопросы и задания к рассказу "О любви"

Как и каким показан герой-рассказчик.

В чем дисгармоничность жизни Алехина.

В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи.

Заполнить таблицу по рассказу «Ионыч»

Практическое занятие № 19.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишнёвый сад»

Вопросы для обсуждения

1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?

3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни.

4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).

5. Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы.

6. "Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение - правда безусловная и честная", - писал Чехов. Какую же "безусловную и честную" правду мог увидеть Чехов в конце XIX века. Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.

7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в "Вишневом саде"? Что олицетворяет Фирс? А Яша.

8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина.

9. Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев.

10. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену.

11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе.

12. А что же главное? Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.

Практическое занятие № 20.

А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

В начале урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:
- Это трилогия о «футлярных людях».
- В ней есть и автор, и рассказчик.
- Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.
- Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове («Человек в футляре»). Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский - о своем брате («Крыжовник»). Помещик Алехин - о себе, о своей любви («О любви»).
- В рассказах дается обобщенная картина жизни.
Вопросы и задания к рассказу «Человек в футляре»
1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
2. Как он относится к своему рассказу?
3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?
- Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?
5. Как и почему Беликов терроризировал город?
6. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»?
- За что осуждает автор Буркина?
Вопросы и задания к рассказу «Крыжовник»
1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?
3. Как в этом рассказе появляется автор?
4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?
5. Какова роль описаний природы в рассказе?
6. Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.
7. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?
8. В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?
9. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?
Вопросы и задания к рассказу «О любви»
1. Как и каким показан герой-рассказчик?
2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?
4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
Итог урока. Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник - учителем, общественный деятель - ветеринарным врачом.

Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» - эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX в., ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.
Рассказ написан в 1898 г. и связан с проблемами развития капитализма в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, его самоценность становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
На уроке учащиеся выясняют причины деградации Дмитрия Ионовича Старцева.
В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути героя, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Работа с текстом должна привести учащихся к следующим выводам.
Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев - интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности - Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев - приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.
Итоговые вопросы и задания
1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев - неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)
2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?
3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?
4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)
5. Почему на рубеже 1880-1890 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?
Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки - это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».
Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».
Рассказ Чехова «Ионыч» интересно сопоставить с рассказом Шукшина «Шире шаг, маэстро!», между которыми почти 100 лет.
Вопросы для обсуждения
- Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает?
- Кто виноват в судьбе героев?
- Какой из рассказов ироничнее? Почему?
- Путь Старцева - это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова?
Итог урока. Проблема духовного оскудения - вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч... Солодовников... Кто дальше?

Особенности драматургии А. П. Чехова.

Разговор со школьниками о «Вишневом саде» нужно предварить уроком о специфике драматургии Чехова. Современная писателю публика не приняла многих его пьес. Они отличались от традиционной драматургии рубежа веков, но не были слабыми, так как позднее с блеском вошли в репертуар многих театров. Они не были заумными или примитивными, а отличались необычностью, непривычностью для театральных зрителей. В них как бы определялось два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый смысл, действие и раздумье. Первый план соответствовал чертам драмы вообще, а во втором угадывался сам автор. Активное присутствие автора - отличительная черта чеховской драматургии. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь в текст. Интересной может быть работа по сопоставлению двух редакций пьесы Чехова «О вреде табака».

1886 г.

1903 г.

Герой - Маркел Иванович Нюхин, муж своей жены, отец девяти незамужних дочерей, желающий их пристроить. Добрый, болтливый, смешной, подчиненный жене. Он стремится казаться ученым. Лекция «О вреде чаизма и кофеизма для организма». Отношения с женой в эпизоде с блинами: она отдает их со словами: «Съешь эти блины сам, Маркеша». Смешные занятия Нюхина в пансионе. При чтении лекции приступ астмы. В итоге: герой вызывает легкое сочувствие, более он смешон. Он - добрый болтун. Здесь - только «верхний слой» Герой - Иван Иванович Нюхин, муж своей жены: в старом поношенном фраке. Ключевые слова его речи - «мне решительно все равно». Он говорит о себе: «Я решительно не профессор и чужд ученых степеней». Лекция «О вреде некоторых насекомых» («У нас даже в рояле клопы»). При чтении лекции - «подмигиваю правым глазом». Отношения с женой: у нее кое-что припрятано, у него нет ничего. В эпизоде с блинами жена говорит: «Ешь эти блины сам, чучело!» Занятия в пансионе, унижающие человека, - «вывожу клопов, прогуливаю женину собачку». Герой испытывает каждодневное унижение, он растоптан, но понимает все: «Я несчастлив, я обратился в дурака, в ничтожество». Он вызывает не смех, а грусть и обиду за человека, т. к. забит жизнью, потерял в себе человека. Это - «внутренний слой»

Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему: «Остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть». Герой Нюхин вряд ли способен на такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании человеку.
Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию особенно психологичной. Критик В. Я. Лакшин считает, что особенности психологизма драматургии Чехова проявляются:
1. В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.
2. В иллюзии течения жизни, которое создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, - психологическая детализация.
3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами и т. п.
4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.
5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.
6. В отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц.
7. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.
8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.
9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.
10. В отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за сценой - внутренний динамизм.
11. Во внешней и внутренней сути героев.
12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.
Итог урока. Своеобразие чеховской драматургии в самом авторе, потому что его пьесы наполнены авторским присутствием. Для этой цели и используются все перечисленные выше приемы.

А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда.

Начать урок можно с сообщения учителя об истории создания пьесы.
После пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 г. в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу».
«Ему чудилось, - вспоминает Станиславский, - раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги».
В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 г. читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, - и, конечно, неизвестно, от какой причины».
14 октября готовую пьесу отправили в Москву.
Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:
- это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе Родины;
- Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина - комические;
- сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 г. он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца - это тяга к будущему.
Вопросы для обсуждения
1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?
а) Чехов назвал «Вишневый сад» - комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер).
б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни. «Это не комедия, это трагедия... Я плакал, как женщина...» (К. С. Станиславский).
в) Есть мнения, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой - это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет... Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает трагикомических героев, ни трагикомических положений». Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность - недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комичностью владельцев сада и почти всех второстепенных персонажей.
2. Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани? Драматичен ли Лопахин?
3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни?
4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).
5. Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы.
6. «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение - правда безусловная и честная», - писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX в.? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.)
7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в «Вишневом саде»? Что олицетворяет Фирс? А Яша?
8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина?
9. Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев?
10. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену?
11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе?
12. А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.)
Для исследования системы образов-персонажей пьесы можно использовать групповую работу.
Группа 1. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишневого сада.

Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства. (Доброта, простота, честность, сочувствие к людям, непосредственность, любовь к природе, к своему «гнезду», к музыке и поверхностность переживаний, неспособность защитить дорогое им имение, неприспособленность к труду, беспорядочная доброта, эгоистичность. Это неплохие люди, но автор разоблачает их.)
- Расскажите о Раневской. Сравните, как о ней говорят Лопахин и Трофимов. Как ее характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, Трофимову? Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Как можно оценить доброту Раневской?
- Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?
Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах. Внешняя линия: обаятельная женщина, простая, непосредственная. Но во внешней (событийной) линии тоже не один план (например, любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть, и т. д.). Внутренняя (авторская) линия возникает при сопоставлении реплик, в контрасте между речью и поступками. Например:
«Любовь Андреевна . Шкафчик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой.
Гаев . А без тебя тут няня умерла.
Любовь Андреевна . (Садится и пьет кофе.) Да, царство небесное. Мне писали».
При сообщении о смерти няни Раневская пьет кофе, а Гаев сосет леденцы.
- Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи? Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?
- Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они их характеризуют?
- Почему они все успокоились после продажи вишневого сада?
- Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?
Выводы. Поместное дворянство - это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм - в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», - скажет о них Горький.
Группа 2. «Параллели» к хозяевам: Яша и Фирс.
Вопросы и задания для наблюдений
- Что олицетворяет Фирс? (Фирс - крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах... И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают».)
- Найдите смысловой подтекст в последнем монологе Фирса. (Последний монолог Фирса имеет две смысловые линии: «жизнь прошла» и «недотепа». Эти мысли и о хозяевах.)
- Чем отличается от Фирса Яша? Как он относится к окружающим? (Яша - слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к Родине).)
Группа 3. Лопахин - буржуазия, приходящая на смену дворянству.
Вопросы и задания для наблюдений
- Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов». Какие черты Лопахина привлекательны?
- Что автор говорит о прошлом Лопахина? Как характеризует его отношение к Раневской и к Гаеву?
- Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? В чем его противоречия? Какое качество в нем победит?
- Почему Лопахин не делает предложения Варе? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»?
- О каком будущем России он говорит?
- В чем своеобразие речи Лопахина?
Выводы. Смысл характера Лопахина - смена «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о Родине, о нескладной, несчастливой жизни - это голос самого автора.
Группа 4. «Молодое поколение»: Петя и Аня.
Вопросы и задания для наблюдений
- Какова роль этих персонажей в пьесе? Одинаково ли их рисует автор?
- Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?
- Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?
- В чем образ Пети сходен с образом Гаева?
- Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?
- Почему реплики Ани есть в конце каждого акта?
- Индивидуальное задание. Проследите, какую роль играет в пьесе образ времени. Почему Чехов все время по ходу пьесы напоминает зрителю о времени? Подтвердите свои мысли цитатами.
Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, - это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора говорят о его неуверенности, что такие, как Петя, смогут сделать будущее прекрасным. Воплощение веры писателя в будущее - это Аня. Автор изображает чистоту, непосредственность, цельность ее характера.
Итог уроков. Жанровое своеобразие, система персонажей помогают понять главный конфликт пьесы - между человеком и временем, которое неумолимо отбрасывает назад тех, кто не может жить настоящим, не думает о будущем.

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению.

Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретно (сад дворянской усадьбы) и обобщенно (символ Родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии - судьба вишневого сада, с ним связано все.
Вопросы и задания для наблюдений
1. Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы? I действие : «Вишневый сад ваш продается за долги»; II действие : «22 августа будет продаваться вишневый сад»; III действие : «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду»; IV действие : «Вдали стучат топором по дереву».
2. Какие чувства автора выражаются в этих ремарках?
3. Найдите описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? Как оно меняется? Декорация I действия : «Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник». Декорация II действия : «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад... Скоро сядет солнце». Декорация IV действия : «Слышно, как стучат топором по дереву». В финале : «Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
4. Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Подтвердите свои позиции текстом.
Раневская , Гаев : сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.
Раневская : «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
Гаев : «И в „Энциклопедическом словаре“ упоминается про этот сад» и др.
Фирс : сад - барское благополучие. «В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!»
Лопахин : сад - воспоминание о прошлом, дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости. Лопахин : «Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др.
Трофимов : вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...». «Вся Россия наш сад» - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.
Аня : сад - символ детства, сад - дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше». Сад - надежды на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
5. Каково авторское отношение к саду? (Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношения к Родине). В авторских ремарках : «прекрасный сад», «широкий простор», звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: «Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу и необычайную для сцены даль». «Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека».
6. Индивидуальное задание. Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже выведен майский сад. Сопоставьте образ сада в пьесе и в рассказе «Невеста». Чем образ Ани сходен с образом героини рассказа?
Выводы. Сад - это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое - это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее - это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым.
Итог урока. Пьеса «Вишневый сад» - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье - в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.
Для домашних сочинений школьникам могут быть предложены проблемные вопросы, помогающие в подготовке к ЕГЭ.

Своеобразие чеховского стиля.

Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов - необычный писатель. Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А М. Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».
Урок может быть проведен в форме практикума. В указанных учителем рассказах необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.

Особенности стиля

Рассказы

1. В основе рассказа - определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место «Ну, публика!»,
«Злой мальчик»,
«Не в духе»
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату «Ну, публика!»,
«Не в духе»
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения «Хамелеон»
4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж - от лица героя. Объективность повествования, сдержанного внешне «Хамелеон»,
«Кухарка женится»
5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей «Хамелеон»
6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль «Ну, публика»,
«Хамелеон»,
«Лошадиная фамилия»
7. Индивидуализация речи героев. Речь - отражение характера «Хамелеон»,
«Лошадиная фамилия»
8. Большая роль детали «Хамелеон»,
«Ну, публика!»
9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности «Хамелеон»
10. Зрелый Чехов - отсутствие напряженного действия «Невеста»
11. Говорящие фамилии «Смерть чиновника», «Хамелеон»
12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне - смешно, внутренне - грустно «Хамелеон»,
«Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»
13. Малая форма и глубокое содержание «Смерть чиновника»
14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера «Кухарка женится», «Толстый и тонкий»
15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог «Не в духе»
16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда «Ну, публика!», «Смерть чиновника»
17. Три единства: места, времени, действия «Не в духе»
18. Зримость рассказов-сценок «Толстый и тонкий»

Урок может быть проведен и по одному рассказу, например «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть и какова их функция в рассказе.
Итог урока. Пожалуй, определение чеховского стиля укладывается во фразу «краткость - сестра таланта». Его небольшие рассказы и повести глубоки и многоплановы, даже самые маленькие. Все приемы направлены на то, чтобы читатель сам думал.

Уроки 166-167*.

Зачетная работа за второе полугодие

В контрольную работу за второе полугодие должны быть включены вопросы и задания по творчеству А. Островского, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Л. Толстого и Чехова, так как, согласно Стандарту литературного образования, произведения этих писателей изучаются и контролируются обязательно. В профильных гуманитарных классах дополнительно можно включить вопросы и задания по творчеству Лескова и Салтыкова-Щедрина.
Уровень А
1. Каким поэтам принадлежат эти строки? С какими фактами биографии поэтов они связаны? Что общего в этих цитатах?

2. Перечислите женские образы пьесы А. Н. Островского «Гроза». Кто из них относится к «хозяевам» «темного царства», а кто к его «жертвам»? Аргументируйте свою позицию.
3. Чей это диалог? Какие жизненные принципы героев он раскрывает?
- И вы полагаете... что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?
- По крайней мере, при правильном устройстве общества, совершенно будет равно, глуп человек или умен, зол или добр.
- Да, понимаю: у всех будет одна и та же селезенка.
- Именно так-с, сударыня.
4. О каких «принсипах» спорят Базаров и Павел Петрович Кирсанов в X главе романа «Отцы и дети»? Запишите выражения Базарова, которые подтверждают, что он нигилист.
5. Перечислите характерные детали портретов героев романа Достоевского «Преступление и наказание». Чьими глазами рисует автор портреты героев? Какова роль портрета в понимании характеров героев и романа в целом?
6. Объясните, чем сходны и чем различаются понятия «гипербола» и «гротеск».
7. Вспомните слова и выражения из рассказа А. П. Чехова «Ионыч», которые характеризуют семью Туркиных. Каково авторское отношение к ней?
8. Проанализируйте монолог Кулигина из пьесы Островского «Гроза» (действие III, явл. 3). Какие законы жизни города Калинова он отвергает? Докажите, что Кулигин лишь констатирует «жестокие нравы» города, а не является их активным обличителем.
9. Проанализируйте стихотворение Некрасова «О Муза! я у двери гроба...». Как в нем отразилась идейно-эстетическая позиция поэта?
10. Проанализируйте эпизод объяснения в любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского (т. 2, часть 3, гл. XXIII). Какими приемами пользуется в этом эпизоде автор, показывая душевное состояние героев?
Уровень Б
1. Каким поэтам принадлежат эти строки? С какими фактами биографии поэтов они связаны? Что общего в этих цитатах? Есть ли разница в настроении лирического героя каждого стихотворения?

2. Какие законы «темного царства» не принимает Катерина Кабанова? Запишите по памяти реплики героини, доказывающие ее свободолюбие.
3. Назовите имена, отчества и фамилии известных вам глуповских градоначальников. О каком произведении идет речь? Кто его автор?
4. Из какого произведения эти строки? Назовите его автора и особенности художественной формы.
«Едва увидел он массу воды, как в голове его уже утвердилась мысль, что у него будет свое собственное море. И так как за эту мысль никто не угрожал ему шпицрутенами, то он стал развивать ее дальше и дальше.»
Какова главная мысль этого произведения?
5. В каком произведении есть такие слова? Объясните смысл названия произведения. Как называется цикл, в который оно входит? Какова его главная мысль?
«Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку?»
6. Объясните, чем сходны и чем различаются понятия «деталь» и «символ». Приведите примеры из романа Тургенева «Отцы и дети».
7. Назовите основные черты романтизма и реализма. Приведите примеры романтических и реалистических произведений.
8. Определите проблематику и особенности жанра стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной...». Как в нем сочетаются эпос и лирика? Каково авторское отношение к рассказанной истории? Какие особенности формы помогают понять его содержание?
9. Проанализируйте сцену расстрела пленных французами из романа «Война и мир» (т. 4, ч. 1, гл. XI). Как в ней отразились гуманистические мысли автора?
10. Проанализируйте сцену объяснения Катерины и Бориса из пьесы Островского «Гроза» (действие V, явл. 3). Какими способами автор передает психологическое состояние каждого героя? Какова роль авторских ремарок?

Уроки 168-169.

Итоговые уроки. Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX в.

Уроки могут быть проведены в форме диспута, на котором предстоит обсудить нравственный смысл изученных в 10 классе произведений, попытаться вписать их в исторический и общечеловеческий контекст мировой литературы, выявить их современное звучание.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Что интересного и полезного вы узнали из курса русской литературы XIX в.?
2. Одинаково или по-разному воспринимали вечные нравственные ценности, отраженные в русской классической литературе, читатели XIX и XXI вв.?
3. В чем общность и разница в восприятии таких понятий, как честь, долг, любовь, благородство, гордость, достоинство, жизнь, смерть и др., нашими современниками и русскими писателями XIX в.?
4. В чем главные особенности русской классической литературы в показе человеческой жизни и человеческих отношений?
5. В чем общечеловеческая значимость проблем, вопросов, тем, поднятых литературой XIX в.?
6. Назовите творческие открытия русских писателей в области методов, жанров, стилевых особенностей литературного творчества.
7. Какие общие проблемы и художественные открытия объединяют русских и зарубежных писателей?
8. Дайте оценку произведениям, не входящим в школьный курс, которые вы прочитали в 10 классе. Что общего вы заметили в прочитанных вами произведениях современной русской и зарубежной литературы и русской классики?
9. Какие спектакли и фильмы, основанные на русской классике, вы видели? Дайте им оценку.
10. Чем знание русской классической литературы может помочь читателю, который не свяжет свою будущую профессию с гуманитарными дисциплинами?

Урок 170.

Итоги года и задание на лето.

На уроке учитель подведет итоги учебного года, обобщит свои мысли о положительной динамике в литературном развитии учащихся 10 класса, оценит лучшие исследовательские и другие работы учащихся (доклады, рефераты, сочинения, достижения на олимпиадах и ученических конференциях, успехи во внеклассной деятельности по литературе и др.).
На уроке возможно проведение викторины на знание русской литературы XIX в., творческие конкурсы (сочинительство, импровизации, стилизации, инсценировки, исполнение фрагментов из произведений русской классики и т. п.).
Учащимся следует дать рекомендации по развитию читательского кругозора, охарактеризовать книги, которые школьники к 11 классу должны прочитать обязательно, указать дополнительную литературу для самостоятельного чтения.
Желательно организовать консультации по составлению индивидуальных образовательных траекторий для школьников, желающих изучать литературу на профильном уровне.

Проблемные вопросы в формате ЕГЭ (С 3.1)

1. Почему Гончаров считает роль Чацкого «страдательной» и «победительной»? (По комедии Грибоедова «Горе от ума».)
2. Почему Грибоедов изображает поколение «отцов» в комедии «Горе от ума» сатирически?
3. Как отразился в лирике Пушкина мотив оценки поэтического труда?
4. В чем философский смысл образа дороги в лирике Пушкина?
5. Каковы черты конкретно-исторического и общечеловеческого в характерах Татьяны и Онегина? (По роману Пушкина «Евгений Онегин».)
6. Как образ автора в романе «Евгений Онегин» отражает личность Пушкина?
7. Какой смысл придает поэме Пушкина «Медный всадник» композиционный принцип зеркального изображения центральных образов?
8. В чем Петр Гринев является выразителем политических и исторических взглядов Пушкина? (По роману «Капитанская дочка».)
9. Какова эволюция темы «отцов и детей» в творчестве А. С. Пушкина?
10. Почему лирический герой поэзии Лермонтова страдает от одиночества и стремится к нему?
11. Как изменяется в лирике Лермонтова пушкинский образ поэта-пророка?
12. Можно ли считать отношение к религии в лирике Лермонтова противоречивым?
13. В чем нравственные победы женщин над Печориным? (По роману Лермонтова «Герой нашего времени».)
14. Можно ли считать мужские образы романа Лермонтова «Герой нашего времени» двойниками Печорина?
15. Удалось ли Гоголю показать в поэме «Мертвые души» «всю Русь»?
16. В чем уродливость чиновничьего города в изображении Гоголя? (По поэме «Мертвые души» и пьесе «Ревизор».)
17. Каков путь нравственного возрождения России в поэме Гоголя «Мертвые души»?
18. Какова роль искусства и религии в спасении человеческой души? (По 1-2 повестям Гоголя.)
19. Почему основным художественным приемом в «Петербургских повестях» Гоголя является гротеск?
20. Какой смысл имеет смена времен года в романе Гончарова «Обломов»?
21. Какова роль художественных деталей в понимании смысла романа Гончарова «Обломов»?
22. В чем противостояние России и Европы в романе Гончарова «Обломов»?
23. Можно ли назвать художественный мир Тютчева единством хаоса и космоса?
24. Почему Тютчев уверен, что «умом Россию не понять»?
25. Почему лирический герой Тютчева любит «убийственно»?
26. В каких чертах поэзии Фета выражается ее импрессионизм?
27. Почему Фет считает природу средством исцеления «скорбящей души»?
28. Какой изображается русская провинция накануне великой реформы? (По 1-2 пьесам А. Островского.)
29. В чем проявилось мастерство А. Островского в раскрытии души своих героинь? (На примере 1-2 пьес.)
30. Имеют ли столпы «темного царства» своих двойников в пьесе А. Островского «Гроза»?
31. Зачем нужны поиски любви героиням А. Островского? (По пьесам «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница».)
32. В чем двойственность авторского отношения к Базарову? (По роману Тургенева «Отцы и дети».)
33. Как взаимодействуют патриархальное и прогрессивное в романе Тургенева «Отцы и дети»?
34. В чем общность и различие четырех историй любви в романе Тургенева «Отцы и дети»?
35. Как проявляются пушкинские мотивы в лирике Некрасова?
36. В чем поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является протестом против духовного рабства?
37. Как помогают почувствовать образ времени народные приметы и обряды в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
38. Почему в сказках Салтыкова-Щедрина народ изображен сатирически?
39. Как проявляется конфликт народа и власти в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
40. Только ли сострадание вызывают образы обездоленных и униженных в романе Достоевского «Преступление и наказание»?
41. В чем особенности создания образов «право имеющих» в романе Достоевского «Преступление и наказание»?
42. Почему столкнулись правда Раскольникова и правда Сони? (По роману Достоевского «Преступление и наказание».)
43. В чем конфликт «отцов» и «детей» в романе Л. Толстого «Война и мир»?
44. Каковы приемы изображения жестокого лица войны в романе Л. Толстого «Война и мир»?
45. Почему далеки от народа императоры Наполеон и Александр I? (По роману Л. Толстого «Война и мир».)
46. Как решается в произведениях Л. Н. Толстого проблема духовного обновления человека? (На примере 1-2 произведений.)
47. Что дает сопротивление «пошлой жизни»? (По рассказам Чехова.)
48. Каков обобщенный образ врача в творчестве Чехова?
49. Каков путь России в будущее? (По пьесе Чехова «Вишневый сад».)
50. Какова роль образов-символов в пьесах Чехова?

Горький М.
Гоголь Н. В. Мертвые души // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1949. - Т. 5. - С. 127.
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1954. - С. 223.
См.: Письмо В. М. Соболевского А. П. Чехову. 1904 г.
Гоголь Н. В. Мертвые души // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1949. - Т. 5. - С. 249.
Горький М. Цит. по: М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Выступления. - М., 1951.

Сочинение

Рассказ «Крыжовник» входит в «маленькую трилогию» А. П. Чехова, которая посвящена «футлярным людям». У каждого из героев — Беликова, Николая Ивановича Чимши-Гималайского, Алёхина — свой футляр. Им они закрываются от противоречий окружающего мира.

Случай из жизни своего брата рассказывает помещику Алехину и учителю Буркину ветеринарный врач Иван Иванович. В начале рассказа дается его портрет: «освещенный луной у входа в сарай сидел высокий худощавый старик с длинными усами».

Рассказ начинается с поэтического описания природы, утреннего дождя. Голоса рассказчиков и автора при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам: «И оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если встать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползающую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

Такое значительное место пейзажу в рассказе уделено неслучайно. Земля широка и удивительна, однако человек своими мелкими целями, пустым существованием не соответствует ее величию. Перед нами разворачивается «обыкновенная» история духовного обнищания человека. С девятнадцати лет Николай Иванович Чимша-Гималайский работал маленьким чиновником, переписывал бумаги. Оба брата выросли на воле, в деревне. Младший из них отличался «кротким, добрым» нравом. Может, именно поэтому он так тосковал по просторам. Постепенно его тоска выросла в манию покупки небольшого имения на берегу реки или озера. Он мечтал, что будет есть щи на свежем воздухе, целыми часами сидеть у забора и глядеть на поле. Лишь в этих мещанских, ничтожных мечтах он находил единственное утешение.

В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги. Фактически герой свел ее в могилу, уморив голодом.

Наследство позволило Чимше-Гималайскому купить долгожданное имение с крыжовником. Николай Иванович даже не задумывался о том, что он виновен в смерти человека. «Деньги, как водка, делают человека чудаком», — говорит Иван Иванович. В этой связи ему вспомнилось два страшных, трагических случая. В городе жил купец, который съел с медом все свои деньги, выигрышные билеты, чтобы они никому не достались. Барышник на вокзале обеспокоен лишь тем, что в сапоге его отрезанной ноги осталось двадцать пять рублей.

Эти отдельные случаи свидетельствуют о потере человеком собственного достоинства. Жизнь людей утратила свою значимость. На первый план выдвигаются корыстные интересы, деньги, жадность. Эта страшная болезнь поразила душу Николая Ивановича, обратила ее в камень. Он приобрел себе собственность, но она оказалась не такой, какой он представлял себе в мечтах. Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было. По обе стороны его земли находились два завода, «кирпичный и костопальный». Но Николай Иванович не обращал внимания на грязную среду. Он посадил двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком.

Свое приобретение герой торжественно назвал в свою честь — «Гималайское тож». На рассказчика эта усадьба произвела неприятное впечатление. Везде канавы, заборы. Невозможно было проехать.

Чехов использует точные бытовые и психологические детали. Ивана Ивановича встретила «рыжая собака, похожая на свинью». Ей было лень даже залаять. Из кухни вышла голоногая «толстая, голоногая кухарка, тоже похожая на свинью». Наконец, сам барин «располнел, обрюзг, — того и гляди хрюкнет в одеяло».

Главный герой обрисован гротескно. Он уже мало напоминает человека. Брат рассказывает о своей жизни. В день именин он служил в деревне молебен, потом ставил мужикам полведра водки. На этом его благодеяния заканчивались. «Ах, эти ужасные полведра!- восклицает рассказчик Иван Иванович. — Сегодня толстый помещик тащит мужиков на потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги».

Если раньше его брат и не смел выразить свое мнение, то теперь он бросается словами направо и налево, рассуждает о телесных наказаниях, образовании. Автор прав: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

Чимша-Гималайский стал считать себя коренным дворянином, хвастался этим. В довершение всего этого величия-ничтожества он дает попробовать выращенный им крыжовник. С «торжеством ребенка» герой с жадностью ел ягоды и повторял: «Как вкусно!». А на самом деле этот крыжовник был вязким, кислым. Оказывается, А. С. Пушкин прав: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». К этому выводу приходит рассказчик. Но этот случай важен для него не просто как момент жизни, занятная история. Это мера понимания героем действительности.

Иван Иванович меняет после встречи с братом свое отношение к жизни, делает глубокие обобщения: «Как, в сущности, много счастливых людей! Какая это подавляющая сила!» Страшно не желание приобрести свое имение, а самодовольство, замкнутость в этой усадьбе. Пока его брат наслаждается своим безмерным счастьем, кругом «бедность невозможная, темнота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем, во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился».

Люди привыкли к полному бесправию и равнодушию: «Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами». По мысли Чехова, один человек не может быть счастлив один среди общих бед и страданий, на трех аршинах земли: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

«Так жить нельзя!» — к такому важному итогу приходит Иван Иванович. Эту мысль поддерживает автор. Он рассказывает случай с братом, надеясь убедить слушателей в том, что «тишина» опасна. Мыслящего человека недостойна успокоенность, удовлетворенность эгоистическим счастьем, невмешательство в ход общественной жизни. Иван Иванович стремится вызвать у своих слушателей беспокойство, жажду справедливости. «Сколько можно смотреть на огромный ров?» — спрашивает слушателей Иван Иванович. Пора менять жизнь, думать не только о насущном, но и о будущем.

Автор окружает рассказ героя различными описаниями широкого простора и скучной, неуютной обыденности, описанием комфортной гостиницы в усадьбе Алехина. От этих контрастов тянутся нити к дисгармонии всей современной жизни, тяготением человека к прекрасному и его узким представлением о свободе и счастье: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!.. Делайте добро». Эти слова можно было бы сделать главным девизом любого достойного человека.

Произведения Антона Павловича Чехова – это панорамная картина человеческих нравов, пороков и доблестей, недостатков и достоинств.

Прозаик был по-бальзаковски плодовит, пытался разглядеть и описать все мельчайшие черточки на коже человеческой натуры. Только, в отличие от французского предшественника, Чехов облекал свои наблюдения в короткую форму рассказа.

За 25 лет автор создал около 9 сотен произведений, включая более габаритные пьесы и повести. Особый исследовательский интерес вызывает рассказ «Крыжовник». Он входит в так называемую «Маленькую трилогию», лейтмотивом которой является тема «жизни в футляре», или просто «футлярность».

Большой замысел «Маленькой трилогии»

В 1998 году в восьмом номере журнала «Русская мысль» появилось два коротеньких рассказа Чехова «Крыжовник» и «О любви». Им предшествовал «Человек в футляре», напечатанный на страницах той же «Русской мысли».

Произведения воспринимались целостно даже без глубокого погружения в смысл хотя бы потому, что у них были смежные герои. Это три приятеля – врач-ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель Буркин и помещик Алехин. От истории к истории каждый из персонажей выступает в роли повествователя. Так, Буркин рассказывает об удивительной судьбе учителя Беликова из его родного городка («Человек в футляре»), Чимша-Гималайский повествует о брате-помещике («Крыжовник»), Алехин ностальгирует о романтической истории, произошедшей с ним самим («О любви»).

На самом деле Антон Павлович никакой трилогии не писал. Произведения объединили в цикл и назвали «Маленькой трилогией» уже исследователи его творчества. Тогда, в 90-е, замысел Чехова был намного масштабней.

Он хотел создать роман в рассказах, объединенных общими темами и героями. Было даже готово техническое название – «Рассказы из жизни моих друзей». Однако масштабного произведения не вышло. Сперва помешала работать болезнь, потом пропал энтузиазм. Писалось постно, невкусно, вспоминает сам Чехов, «точно на шестой неделе поста».

От великого замысла читателю осталось только три небольших рассказа, которые, однако, вошли в число лучших произведений русского классика и стали программными. Надо сказать, что их объединяет нечто большее, чем смежные персонажи. Все три истории связаны общей философией «футлярной жизни».

История чиновника, который мечтал стать барином

Рождению замысла «Крыжовника» послужил рассказ известного юриста, приятеля Чехова, Анатолия Федоровича Кони. Он как-то поведал историю о петербургском чиновнике, который долгое время копил деньги на очень дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Наконец, мундир был сшит, но подобающего случая надеть его не представилось.

Всю зиму вещь протомилась в шкафу, и золотые вышивки потускнели от нафталина. Мундир потерял свой первоначальный лоск. Спустя полгода его хозяин скончался и, по злой насмешке судьбы, его похоронили в том самом мундире, на который он так долго копил и который не надел при жизни.

Чехова очень тронула эта история, и вот он уже делает первые черновые наброски. В них петербургский чиновник превращается в служащего казенной палаты, который всю жизнь копит на поместье с прудом и кустами крыжовника.

В качестве рассказчика выступает ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. Возвращаясь с охоты со своим приятелем учителем Буркиным, он попадает под дождь. Друзья решают переждать непогоду в усадьбе Алехина, которая находится неподалеку. Выкупавшись и устроившись поудобнее в гостиной, мужчины начинают вести неспешную беседу. Тут-то Иван Иванович и рассказывает о своем родном брате Николае Ивановиче, который на склоне лет сделался помещиком.

Детство братьев Чимша-Гималаевских прошло в дворянском поместье. Однако после смерти отца имение забрали за долги. О размеренной барской жизни пришлось забыть. Иван Иванович выучился на врача, Николай Иванович стал служащим казенной палаты. Несмотря на это брат Николай, не покинул мечты обзавестись собственным имением с прудом, в котором будут плавать уточки, и садом, засаженным кустами крыжовника.

Мечта так завладела Николаем Ивановичем, что он жил впроголодь, ходил в обносках, отказывал себе во всех радостях жизни и все копил, копил, копил. Женился поздно и только по той причины, что у его избранницы (совершенно некрасивой стареющей вдовы) имелся кое-какой капитал.

Эти деньги Николай Иванович кладет в банк и продолжает вести аскетичный образ жизни. За несколько лет он уморил супругу голодом и постоянными лишениями. Смерть жены Николая Ивановича особо не трогает, ведь у него огромная радость – он, наконец, скопил достаточно денег на поместье! Кимча-Гималаевский покупает землю с домом в Чумборокловой Пустоши и гордо делает приписку к названию «Гималайское тож».

Спустя несколько лет Иван Иванович навещает брата. «Гималайское тож» производит на него удручающее впечатление: вместо чистого пруда желтая речка, вокруг смог из-за действующих неподалеку заводов, везде котлованы, канавы, заборы, какие-то несуразно высаженные елки.

Во дворе его встречает толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка. Брата Иван Иванович сперва не узнает. Из скромного чиновника тот превратился в типичного барина. Толстый, ленивый, самодовольный, он дни напролет занимается тяжбами с вышеуказанными заводами, обходами своих владений и блаженной праздностью.

Наконец, к столу подают первый урожай крыжовника. Ягоды кислые, невкусные, но Николай Иванович этого не замечает. Он счастлив, его мечта сбылась. И даже ночью он встает из постели, чтобы съесть ягодку-другую своего обожаемого, долгожданного крыжовника.

«Футлярная» жизнь Николая Ивановича

История Николая Ивановича Чимши-Гималайского является примером так называемого «футлярного» образа жизни. Это жизнь, скованная правилами, нормами, условностями, не принимающая ничего нового, заплесневелая, нафталинная. Развитию и прогрессу в ней противопоставляется застой и регресс.

У каждого свой футляр. Вот Николай Иванович большую часть жизни был скован собственной мечтой. Он корпел на однообразной неинтересной работе, терпел материальные лишения, женился без любви. Все для того, чтобы в будущем купить поместье.

По сути его мечта не была гнусной. Николай Иванович не жаждал несметных богатств, не грезил быть властелином мира – только дом, земля, пруд, спокойная помещичья жизнь, которую у него, по нелепой прихоти судьбы, отняли в юные годы. Ах, да! Еще кусты крыжовника – такая-себе маленькая прихоть, идущая в довесок к идиллической картинке, нарисованной молодым Николаем Ивановичем.

Чехов осуждает не саму мечту чиновника Чимши-Гималайского, а мелкочинный, отвратный путь к идеалу. В результате просто не могло получиться ничего стоящего. А потому, став барином, Николай Иванович надевает на себя новый футляр. Он запирается в своем уродливом поместье и начинает вести бессмысленное существование.

Новый помещик никак не улучшает окружающую местность, лишь городит глухие заборы от внешнего мира. Его не интересуют аграрные инновации, благополучие и просвещение крестьян. Взаимодействие барина с местными сводится к взбучкам за провинности да небольшими алкогольными презентами по праздникам. И даже крыжовник вырастает невкусный как символ того, что дело всей жизни Николая Ивановича оказалось бесполезным.

Самое страшное – «футлярные люди» настолько плотно закрылись в своих убежищах, что не могут объективно оценить действительность. И Николай Иванович счастлив, всецело и слепо.

В следующей статье мы рассмотрим одно из самых известных произведений А.П. Чехова . Это короткий, но очень глубокий рассказ.

Предлагаем вам ознакомиться с Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают что нужно делать, и убеждают в этом других.

Слово автора

Ранний Чехов рассказывал свои истории, словно шутя. Он всегда стоял в стороне от своих героев, предоставляя читателю полную свободу для анализа и умозаключений. Поздняя проза – это горькая ирония. Проблематика произведений остро задевает писателя, он больше не может быть сторонним наблюдателем. Однако свою точку зрения автор высказывает очень деликатно, не обращаясь к нарочитому назиданию.

В «Крыжовнике» авторскими устами заговорил Иван Иванович Чимша-Гималаевский, брат помещика из Чумборокловой Пустоши. Он осуждает образ жизни брата, считает его гибельным не только для конкретного человека, но и для всей нации.

Себялюбивость как порок
Человеческая жизнь не может сводиться к трем аршинам земли, собственному эгоистичному счастью. Нельзя существовать в своем уютном футляре, нужно расширять горизонты, думать о будущем. Целеустремленность хороша, но цель должна быть стоящей.

Эмоциональная речь Ивана Ивановича, увы, не произвела впечатления на слушающих. Буркин, далекий от подобного образа мыслей, засобирался спать. Алехин слушал вполуха, поскольку говорилось не о сене, крупе или дегте. Да и сам Иван Иванович печально прибавляет, что перемены – дело молодых, а он слишком стар. Перед сном ветеринарному врачу остается только помолиться о судьбе «нас грешных».

Такой финал не случаен. Чехов с горечью осознает, что Россия еще очень далека от кардинальных перемен, она кишит людьми в футлярах разного образца. К концу рассказа дождь так и не утихает, он продолжает стучать в окна всю ночь. Но когда-то, по негласному закону природы, непременно выглянет солнце.

Кроме художественного таланта,
изумляет во всех этих рассказах знание жизни,
глубокое проникновение в человеческую душу.

Иван Бунин

Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов – необычный писатель. Говоря об особенностях стиля писателя, необходимо подчеркнуть, что:

1.​ В основе его рассказов – определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя.

2.​ Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату.

3.​ Большая роль детали.

4.​ Говорящие фамилии.

5.​ Малая форма и глубокое содержание.

7.​ Богатый диапазон лексики.

8.​ Индивидуализация речи героев.

Во второй половине 80-х годов Чехов входит в большую литературу. Юмор все чаще соседствует с лиризмом, психологическим анализом. Анекдотические образы-маски уступают место индивидуальным характерам. В рассказах Чехова все чаще появляются серьезные и печальные темы, возникают вопросы о смысле жизни, о счастье, о свободе, познании истины.

«Степь» (1888) – первое крупное произведение Чехова. «История одной поездки» (таков подзаголовок повести «Степь») во многом дана как бы глазами мальчика Егорушки, которого везут в город для поступления в гимназию. Он восторженно любуется неоглядными просторами степи. При этом впечатления ребенка нередко перемежаются лирическим «вмешательством» самого автора.

Повесть вобрала в себя размышления Чехова над неразрешенными вопросами жизни и смерти, над глубоко для него личной проблемой одиночества. Думы писателя о судьбе родины отразились в образе степи.

Своеобразной вехой в творчестве Чехова стал некролог великому путешественнику Пржевальскому, написанный и опубликованный в 1888 году. Через два года после этого события Чехов сам совершил с исследовательскими целями долгое и трудное по тем временам путешествие на остров Сахалин , где тщательно изучал жизнь каторжан и ссыльных. Для Чехова это был гражданский поступок. Большую часть Сибири он проехал в кибитке. Обострился его туберкулез.

Перед поездкой Чехов прочитал огромное количество литературы о географии острова, его истории. В книге «Остров Сахалин» (1893–1894) запечатлены местные нравы, фигуры начальников и надзирателей, которые «в обращении с низшими не признают ничего кроме кулаков, розог и извозчичьей брани» . Эта книга – единственный образец документальной прозы.

После увиденного на «каторжном острове» Чехов значительно резче и беспощаднее стал относиться ко многим явлениям российской действительности. Не случайно после поездки на Сахалин появляется очень жесткая повесть «Палата № 6» (1892) . В ней описываются порядки провинциальной больницы, во флигеле которой ютятся сумасшедшие, находящиеся в полной зависимости от сторожа Никиты. Возглавлявший больницу доктор Рагин был к этому позорно равнодушен, пока сам не угодил туда и не отведал никитинских побоев.

В 1892 году Антон Павлович приобрел имение Мелихово в Серпуховском уезде Тульской губернии, где и поселился.

Жизнь в мелиховской усадьбе отвечала давнему желанию, высказанному Чеховым в одном из писем: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа… Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни , хоть маленький кусочек…» Он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим. На мелиховских впечатлениях во многом основаны повести «из народной жизни», как их характеризовал сам автор, «Мужики» (1897) и «В овраге» (1900) .

Важная веха в творческой биографии А.П.Чехова связана с МХАТ ом. «Я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я наконец попал на такой чудесный остров, как Художественный театр», – написал Чехов однокашнику по гимназии, ставшему артистом этого театра, А.Л. Вишневскому.

Увлечение театром началось еще в гимназические годы, и впоследствии, когда Чехову случалось бывать в провинциальных театрах, он вспоминал таганрогскую галерку и юность.

Выступление учащегося с сообщением о МХАТе (индивидуальное задание)

«Знаменитый Московский художественный театр, основанный в 90-х гг. двумя любителями – актером-любителем Станиславским и литератором Немировичем-Данченко (оба были одарены необыкновенным сценическим талантом), завоевал известность еще до постановок чеховских пьес, но тем не менее театр этот поистине «нашел себя» и достиг художественного совершенства благодаря его пьесам, а им принес настоящую славу. “Чайка” стала символом театра – стилизованная чайка изображена на занавесе и программках».

Владимир Набоков

Обострившийся в 1897 году туберкулез вынудил Чехова покинуть Мелихово и поселиться в Ялте. В свое время, устав от напряженной ежедневной работы для газет и журналов, он мечтал писать «издалека, из щелочки». Теперь же ялтинская «щелочка» томила и угнетала Антона Павловича своей оторванностью, отделенностью от нараставших в стране событий. «Я как в изгнании… – жаловался он в письмах. – Чувствую, как мимо меня уходит жизнь и как я не вижу много такого, что как литератор должен бы видеть» .

Антон Павлович многим представлялся человеком аполитичным, чуждым злободневности. Между тем, как писал впоследствии А.И. Куприн, «он волновался, мучился и болел всем тем, чем болели лучшие русские люди» . Когда в угоду царю было аннулировано решение об избрании почетным членом Академии наук Максима Горького из-за его «политической неблагонадежности», Чехов, как и В.Г. Короленко, сам отказался от звания академика.

В начале русско-японской войны Антон Павлович надеялся, что ее вероятный неудачный исход поведет к долгожданным политическим переменам в России. Уже не имея никаких шансов на выздоровление, за несколько месяцев до смерти, Чехов намеревался ехать в действующую армию простым врачом.

По воспоминаниям В.И. Немировича-Данченко, на рубеже веков Чехов как-то сказал: «Я вижу, что нас ждут великие бедствия. России надо рассчитаться за все свое прошлое… В каких гигантских страданиях должна родиться новая Россия… Только не надо терять веры в свой народ, какой бы он ни был!» .

В июне 1904 года Чехов поехал в Баденвейлер, в немецкий Шварцвальд. Когда он прибыл в Германию, жить ему оставалось три недели. 2 июля 1904 года он умер вдали от своей семьи и друзей, среди чужих, в чужом городе.

Домашнее задание

«Человек в футляре»

1.​ Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
2.​ Как он относится к своему рассказу?
3.​ Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
4.​ Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?
5.​ Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?
6.​ Как и почему Беликов терроризировал город?
7.​ Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие» ?
8.​ За что осуждает автор Буркина?

«Крыжовник»

1.​ Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
2.​ Почему он не может заснуть, о чем задумался?
3.​ Как в этом рассказе появляется автор?
4.​ В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!» ?
5.​ Какова роль описаний природы в рассказ?
6.​ Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.
7.​ С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе» ?
8.​ В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?
9.​ Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?

«О любви»

1.​ Как и каким показан герой-рассказчик?
2.​ Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
3.​ В чем дисгармоничность жизни Алешина?
4.​ В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2008.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.