Картины к сказке руслан и людмила. Иллюстрации и поэма пушкина "руслан и людмила"

Москва, издание А.И. Мамонтова, 1899. , 46, с. с ил. В издательской тканевом переплете, с золотым тиснением на передней крышке. Другой вариант издательской обложки: она состоит из картона и бумаги поверх. 50,5х40,0 см. Текст поэмы заключен в тонкие графические орнаментальные рамки с золочением, издание украшено расписными зарисовками, стилизованными оригинальными заставками, виньетками и концовками, выполненными в цвете. Отпечатано издание на толстой "слоновой" бумаге высокого качества!

«Руслан и Людмила» - первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Она была написана поэтом в 1818-1820 годах после выхода им из Лицея. А.С. Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто; также, он вдохновлялся Вольтером и русскими литературными сказками. Поэма начала печататься в «Сыне отечества» весной 1820 года в отрывках. Первое отдельное издание вышло в мае 1820 года. С появления поэмы началась всероссийская слава А.С. Пушкина. В 1828 году А.С. Пушкин подготовил второе издание поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый «пролог» («У лукоморья дуб зелёный…»).


Настоящее издание роскошного большеформатного размера, богато иллюстрированного золочеными хромолитографиями работы известного архитектора и художника-модерниста Сергея Малютина (1859-1937), является юбилейным и было приурочено к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Издание сказки «Руслан и Людмила» оказалось для художника не очень удачной работой. Огромного формата, роскошное подарочное издание было украшено одинаковыми по размеру иллюстрациями, занимающими примерно треть полосы. От черного контура художник в этой книге отказался. Цветовая гамма стала мрачнее: сумеречные темно-синие, серые, зеленоватые оттенки, как и раньше обильно приправленные серебром и золотом. Эти цвета наглухо запечатывали небо почти во всех иллюстрациях, и делая его почти твердью, непроницаемой и глухой; смешивались в плотную густую массу, в которую, зачастую было трудно даже проникнуть фигурам героев, и они казались наложенными сверху, оказавшимися вне этого бурлящего цветового пространства. Исследователь творчества художника В. Пронин замечает, что по существу, Малютин «игнорирует всё, что есть в поэме смешного», следуя словам самого Пушкина, и показывая в иллюстрациях борьбу добра и зла. Сами же фигуры героев, где-то нарисованные более реалистично, в части иллюстраций вдруг приобретали театральность жестов и условную витиеватость модерна, порой с трудом помещаясь в выбранный художником формат иллюстраций. Текст поэмы был заключен в тонкие, графические орнаментальные рамки, мало связанные с иллюстрациями. «Русский стиль» С.В. Малютина весьма ярко проявился в иллюстрациях и к другим произведениям Пушкина: «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (1910), «О золотом петушке» (1913) и «Сказке о рыбаке и рыбке», но к сожалению эти работы так и не были выпущены.


















Две условные линии в иллюстрировании сказок Пушкина - жанровая и «сказочная», в действительности постоянно переплетались. Об этом говорят рисунки В.М. и А.М. Васнецовых, Н.В. Досекина и С.В. Малютина, опубликованные в известном трехтомнике П.П. Кончаловского, выпущенном в 1899 году в Москве к 100-летию со дня рождения поэта, а также остроумные акварели А.Ф. Афанасьева (автора популярных иллюстраций к «Коньку-Горбунку») к «Сказке о рыбаке и рыбке», изданной в том же году в Петербурге Товариществом Р. Голике и А. Вильборг.

Малютин, Сергей Васильевич - русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного русского модерна. Родился 22 сентября 1859 г. в Москве, в зажиточной семье фабриканта. Когда ему исполнилось три года, его родителей не стало, и он остался сиротой. Далее его детство проходило в Воронеже, куда его тетка взяла на воспитание, муж ее был простым чиновником. Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училише, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком в Воронеже. В конце 1870-х гг. в Воронеже состоялась выставка передвижников. На Сергея Васильевича эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы изменить своей нелюбимой работе и заняться рисованием. В 1880 году Малютин поехал по торговым делам в Москву, где вновь попал на выставку передвижников. Он был так потрясён увиденным, что вернувшись в Воронеж, сдал все дела - и уехал в Москву, решив стать художником. Несмотря на то, что он родился в этом городе, все там было ему незнакомо и интересно: образ жизни, люди, архитектура, контраст между центральными районами города и его пригородами. Чтобы выжить в большом городе, он устроился конторщиком, а затем чертёжником в управление Брестской железной дороги. Начал заниматься живопись самостоятельно, и лишь потом, когда появились небольшие деньги, стал посещать вечерние курсы при Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Долгое время этот целеустремлённый, но скромный и застенчивый молодой человек не решался идти сдавать вступительные экзамены в училище, а когда наконец набрался смелости - учебный год уже начался. «Придя в канцелярию,- вспоминал Малютин, - я встретил там преподавателей Евграфа Сорокина и Павла Десятова. «На каком основании мы сможем Вас принять? -спросили меня. - Ведь приём уже прекращён!» Но я, за неимением других доводов в мою пользу, выдвинул один, казавшийся мне неопровержимым: «У вас учится Сухов, мой приятель, - сказал я, - а я лучше его рисую!» Моё поведение, видимо, говорило больше слов, в нём сказывалось такое страстное желание учиться, что меня не отослали за глупый довод. А, напротив, продолжили разговор и захотели посмотреть принесённые с собой рисунки. После осмотра работ предложили нарисовать стоящую в фигурном классе статую Венеры Милосской, что я немедленно и начал. Через некоторое время, проходя в натурный класс к ученикам, подошёл Евграф Сорокин и, осмотрев мою работу, взял карандаш и написал на рисунке: «Принять». Так, в 1883 году Малютин был принят вольнослушателем в фигурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сначала он занимался платно, но потом, за успехи в учёбе, был от платы освобождён. Его учителями в фигурном классе были П.С. Сорокин и И.М. Прянишников, а в натурном классе - Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский.

К сожалению, конфликт молодого человека с Маковским на последнем курсе привёл к тому, что Малютин окончив училище с малой серебряной медалью (1888), получил диплом лишь неклассного художника (в 1890 году). Начался период самостоятельных исканий в живописи и - вечного поиска денег. В эти годы Малютин создал картины «Крестьянская девочка» (1890) и «По этапу» (1890)... Но какой только работой не приходилось заниматься художнику: он преподавал в московском Елизаветинском институте, рисовал ярлычки для баночек с помадой, писал акварели с золотой и серебряной краской. В 1896 году совместно с Коровиным создал панно для павильона Север на Нижегородской выставке для Саввы Мамонтов. Работал художником-декоратором в мамонтовской «Частной опере», оформляя оперы «Самсон и Дилила», «Садко»... Помимо этого, художник работал над большим историческим полотном на тему монголо-татарского нашествия. Эта работа на столько заинтересовала художника, что он начал серьёзно изучать русскую старину, ремёсла, утварь, вышивки, а увлёкшись декоративно-прикладными работой, сам начал создавать удивительные предметы быта и мебель, сначала для личного обихода своей семьи, а потом и на заказ. В этих предметах, являющихся одновременно и заработком художника и творчеством, органично сплавлялись друг с другом мотивы русского искусства и личной фантазии художника. В 1890-х гг. Малютин выполняет декорации для Нижегородской оперы Мамонтова С.И., а затем для Московской частной оперы. В конце этого же периода он выполняет иллюстрации к книгам А.С. Пушкина. В 1896 Малютин С.В. становится членом Московского товарищества художников.

Малоизвестный факт, что Сергей Малютин является одним из "отцов-создателей" знаменитого русского бренда - Русской матрешки. По инициативе крупного российского промышленника, мецената, покровителя и знатока искусств, Саввы Ивановича Мамонтова (1841 – 1918гг.) собралась группа видных русских художников: И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель и другие.

В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций русской игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, которых одевали в праздничные народные костюмы разных губерний (областей) России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. В конце 90-х годов XIX века по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане. Матрешка Малютина представляла собой круглолицую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках.

Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца. Идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла в подмосковную усадьбу Абрамцево с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного лысого старика, буддийского святого Фукурума с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник – монах. Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.



"Отцы" русской матрешки:

меценат Савва Мамонтов, художник

Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин

Работы С.В. Малютина в изобразительной пушкиниане занимают особое место. В конце 1890-х - начале 1900-х годов он проиллюстрировал «Руслана и Людмилу», «Песнь о вещем Олеге» и все сказки, за исключением «Сказки о попе и работнике его Балде» и «Сказки о медведихе». Иллюстрации Малютина родственны его жанровой живописи, в них подчеркнута народность сказочных персонажей, крестьянские черты приданы не только сватье бабе Бабарихе и ее дочерям, но и Салтану, боярам и прекрасной царевне Лебеди. Однако Малютин не ограничился бытовой трактовкой Пушкина. Сам метод создания им сказочного образа близок пушкинскому: поэт вдохновлялся фольклором, художник - народным искусством, образы Пушкина живут у него в блеске золота, в цветовой насыщенности акварелей и гуашей. Московский издатель А.И. Мамонтов, брат известного мецената, намеревался отметить столетнюю годовщину Пушкина серией книг с малютинскими иллюстрациями. Но его планы осуществились не полностью: в свет вышли только «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила». Первая, выпущенная в 1898 году в виде небольшой горизонтальной тетради, оказалась в числе тех немногочисленных изданий, с которыми мы связываем начало возрождения книжного искусства в России. Сам пушкинский текст побуждал к поискам новых композиционных решений книги. Желая передать динамизм сказки, где «ветер весело шумит, судно весело бежит», переходы от одного настроения к другому, Малютин помещает почти на каждой странице яркую живописную картинку и чередует обстоятельные иллюстрации с небольшими рисунками, разрывающими столбцы текста и акцентирующими внимание на какой-либо меткой детали. Он избегает подробных портретных характеристик (ведь их нет и у Пушкина), а характеризует героя через пластику движения, психологически верно найденный жест. В процессе подготовки к печати Малютин вносил в иллюстрации изменения: упрощал рисунок, вводил контур, локализовал цвет. Дело не только в требованиях полиграфии. Мастер эстетически осмысливал новые графические приемы. Яркий пример - «Флот царя Салтана». Белые облака и паруса обведены здесь жестким контуром, в плавный ритм изогнутых черных линий заковано море. Иллюстрация хорошо ложится на лист, украшает его. Но Малютин был непоследователен, и в большинстве иллюстраций, сохраняющих эскизность, живописное начало все же превалирует. Работа для издательства осталась в его творчестве кратковременным эпизодом. Однако это не лишает ее значительности. В то время, как композиции, подобные «Флоту царя Салтана», своей стилистикой непосредственно предшествовали мирискуснической графике, в частности иллюстрациям И.Я. Билибина, в построении книги в целом Малютин предвосхитил достижения советских художников и среди них таких иллюстраторов пушкинских сказок, как В.М. Конашевич и Т.А. Маврина. При этом, чтобы художник не создавал, книгу или предмет мебели, казалось, все его творения выходят из единого сказочного пространства, где «одни и те же сюжеты, детали быта и обстановки переходили со страниц книг в оформление спектакля, роспись теремков, балалаек или украшали созданную по его рисункам мебель». Например, так путешествовал с предмета на предмет сказочный конёк: то появляясь в декорациях к опере Римского-Корсакова «Руслан и Людмила», то возникая в концовке сказки Пушкина.
Издание сказки «Руслан и Людмила» оказалось для художника менее удачной работой. Огромного формата, роскошное подарочное издание было украшено одинаковыми по размеру иллюстрациями, занимающими примерно треть полосы. От черного контура художник в этой книге отказался. Цветовая гамма стала мрачнее: сумеречные темно-синие, серые, зеленоватые оттенки, как и раньше обильно приправленные серебром и золотом. Эти цвета наглухо запечатывали небо почти во всех иллюстрациях, и делая его почти твердью, непроницаемой и глухой; смешивались в плотную густую массу, в которую, зачастую было трудно даже проникнуть фигурам героев, и они казались наложенными сверху, оказавшимися вне этого бурлящего цветового пространства. Исследователь творчества художника В. Пронин замечает, что по существу, Малютин «игнорирует всё, что есть в поэме смешного», следуя словам самого Пушкина, и показывая в иллюстрациях борьбу добра и зла. Сами же фигуры героев, где-то нарисованные более реалистично, в части иллюстраций вдруг приобретали театральность жестов и условную витиеватость модерна, порой с трудом помещаясь в выбранный художником формат иллюстраций. Текст поэмы был заключен в тонкие, графические орнаментальные рамки, мало связанные с иллюстрациями. Художник делал иллюстрации и к другим произведениям Пушкина: «Сказке о золотом петушке», «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказке о рыбаке и рыбке», но к сожалению эти работы так и не были выпущены. (Оригиналы иллюстраций к этой книге были куплены княгиней Тенишевой, (которую художник нарисовал в виде своенравной царицы) и увезены из России. Сейчас их местонахождение не известно.)

Итак, в конце 1900-х - начале 1910-х годов Малютин вернулся к Пушкину и выполнил новые иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о мертвой царевне», и «Сказке о золотом петушке». Работая в данном случае не для издательства, он не связывал себя ни полиграфическими требованиями, ни задачами объективного отражения литературного произведения. В свободных живописных композициях Малютин создал вариации на темы Пушкина. Совершенно необычную трактовку приобрела у него сцена вручения Дадону золотого петушка. Звездочет предстает в ней не восточным мудрецом, а коварным царедворцем в европейском одеянии. В облике Дадона угадывается его былая мощь («Смолоду был грозен он...»). Спесивый, надменный царь воспринимается как олицетворение тупой силы. Но сатирическая направленность сказки не стала для Малютина главной. Иллюстрации к строкам, в которых описывается ленивое сонное царство («Петушок с высокой спицы...», «Царствуй, лежа на боку»), наполнены любованием патриархальностью, мирной тишиной. В следующих иллюстрациях нарастает настроение печали и тревоги. Лист «Дадоново войско» вдохновлен отрывком, в котором звучат эпические ноты. Ритм стиха, перечисление - «ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана» - создает картину утомительного передвижения по пустынной равнине. Излюбленная Малютиным высокая точка позволила передать безбрежность пространства земли и неба. Внизу на первом плане уходящее от зрителя в глубину войско. Второй план пуст. Только всадник на белом коне возвышается в центре пологого зеленого холма, призывая последовать за собой остальных. Рать уходит, она должна исчезнуть за холмом. Подвижная живописная масса войска как бы растекается и заполняет сферическую поверхность. Оставленная во многих местах незакрашенной серо-коричневая бумага объединяет общим тоном приглушенную многокрасочную гамму. Ее оживляют золотые отблески заката на небе и шлемах воинов. По лаконизму и завершенности, цельности цветового и композиционного решений эта работа тяготеет к картине и, несмотря на небольшие размеры, воспринимается как былинно-историческое полотно.

В 1900 г. Малютин Сергей Васильевич поселяется в Талашкино – усадьбе княгини М.К. Тенишевой. Княгиня проявляла огромный интерес к народным художественным ремеслам и всеми силами способствовала их возрождению. Сергей Васильевич руководил художественными мастерскими до 1903 г., по его эскизам резчики и столяры выполняли внутреннее и внешнее убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске (из всех построек сохранился лишь домик-библиотека «Теремок»). Известные художники Н.К. Рерих, К.А. Коровин, В.М. Васнецов, М.А. Врубель создавали эскизы для художественных изделий. Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчестве, избегая слепого технического копирования традиций народного искусства. Поэтому Малютин считается основателем оригинального русского модерна. Уже в конце своей жизни, пытаясь обобщить свои достижения, он превозносил роль декоративного искусства, ставя его на одну ступень с другими видами изобразительных искусств. Также в 1900 г. Малютин вошел в состав объединения художников «Мир искусства». На страницах журнала «Мир искусства» имя Сергея Васильевича не раз фигурировало, публику все больше интересовало творчество художника.

Субъективное восприятие Пушкина характерно для искусства конца XIX - начала XX века. «...Если бы сам автор увидал иллюстрации к своей поэме, то вовсе не было бы ценно его восклицание: «да, я именно так это понимал!», но крайне важно: «вот как вы это понимаете!» - писал С.П. Дягилев в статье, специально посвященной иллюстрированию Пушкина. В эту парадоксально заостренную мысль творческая практика внесла существенные коррективы. В поисках «своего Пушкина» поэты, литературные критики, художники открывали в его наследии аспекты, не замеченные их предшественниками. Так, Малютин чутко уловил грозную загадочность «Сказки о золотом петушке», ощущение трагической обреченности Дадонова царства. В последующие десятилетия изобразительная интерпретация сказок Пушкина, ставших достоянием детского чтения, окажется связанной прежде всего с изданиями, спектаклями, декоративными росписями, адресованными детям. Работы же Малютина и некоторых художников его поколения напоминают о возможности иной трактовки пушкинских образов. Сказки для поэта были особым миром, миром ясности и естественности человеческих отношений. Однако он чувствовал утопичность созданной им «обетованной земли», и завершающая цикл «Сказка о золотом петушке» по отношению к предыдущим звучит во многом пародийно. Художники конца XIX - начала XX века, противопоставив красоту народного творчества пошлости современной буржуазной цивилизации, искали в нем избавления от своего индивидуализма. «Сейчас я опять в Абрамцеве и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека...»,- писал в 1891 году М.А. Врубель. Но в его время гармония патриархальной жизни была еще более призрачной и недостижимой.

Врубель не стремился иллюстрировать Пушкина. В большей мере он шел от музыкальных образов Римского-Корсакова, смело переосмысливая их в самостоятельные, глубоко личные произведения. В 1900 году в Москве Товарищество русской оперы осуществило постановку «Сказки о царе Салтане», где в оформлении Врубеля предстал величественный образ белокаменной Руси. В связи с этой постановкой живописец выполнил в конце 1890-х - начале 1900-х годов несколько станковых и декоративных композиций на темы Пушкина и Римского-Корсакова («Гвидон», «Царевна-Лебедь», «Лебедь», «Тридцать три богатыря»). В «Царевне-Лебеди» Врубеля нет фольклорной простоты. Настроения, родственные А.А. Блоку, появляются здесь у живописца. Что-то тревожно-таинственное и хрупкое есть в фантастической серебристо-фиолетовой птице, которая, уплывая к манящему вечерними огнями далекому берегу, на мгновение повернула к зрителю свое лицо царевны. Но совсем лишить картину, как и другие работы художника на темы «Сказки о царе Салтане», пушкинского начала нельзя. Сюжетный, литературный мотив во многом определяет обаяние «Царевны-Лебеди». Созданный Пушкиным пленительный образ, пройдя через различные виды искусства - музыку, театр, обрел новую жизнь в замечательном полотне».

Врубель был рожден для изобразительного воплощения сказки. Перед ним не было тех преград, какие вставали перед художниками, пытавшимися воссоздать в живописи или графике фантастический мир средствами передвижнического бытового жанра или академического салонного искусства. Врубель обладал редкой способностью видеть волшебное в изменчивых формах реальной действительности. Так, пушкинскому словесному образу «в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря», он находит зрительный эквивалент в сильной экспрессивной живописи. Желто-розовые на солнце тела «витязей морских» теснятся на каменистой гряде, омываемой могучими волнами прибоя. Утесу подобна угловатая фигура дядьки Черномора. Богатыри так же естественны в морском пейзаже, как рыбы в воде, как чайки над зелено-голубыми валами, вскипающими розово-сиреневой пеной. Чудо возникает в самой стихии природы. С именем К.А. Коровина связана сценическая жизнь сказок Пушкина. В 1903 году он оформил постановку балета Л.Ф. Минкуса «Золотая рыбка» и впоследствии в отдельных композициях возвращался к этому сюжету. В 1909 году он выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок», а в 1913-м - к «Сказке о царе Салтане». Своим оптимизмом, фольклорной непосредственностью мироощущения, ликующей праздничностью сцен народной жизни Коровин оказался близок определенным граням дарования Пушкина. Иллюстрируя пушкинские сказки, как и произведения устного народного творчества, многие художники обратились к древнерусскому искусству. Его мотивам они подчинили поэтику и стилистику своих работ. Такова акварель А.П. Рябушкина «Гвидон отправляется на охоту», датированная 1899 годом. Высокой одухотворенности, не-обыкновенной лаконичности, певучей ритмичности линий и чистоты цвета мастер достиг, проникшись духом иконописи, опираясь на ее живописно-графический строй.

Как и в предшествующее время, в конце XIX - начале XX века создавалось множество произведений, поверхностно трактующих сказки Пушкина, но именно в этот период впервые появились замечательные листы и полотна, давшие их яркое индивидуальное прочтение. Тогда же начались поиски пространственного выражения литературного произведения средствами искусства книги, устремленные в будущее. Они были продолжены в советское время на новых этапах развития искусства, новых этапах изобразительной интерпретации творчества Пушкина.

Первый Фестиваль рисунков всех ребзиков открыт! Будем рады принять тебя в ряды настоящих детских художников!

Для участия в фестивале детских рисунков тебе необходимо прислать нам свою работу. Подойдёт любой сюжет: город, речка, самолёт, автомобиль или даже космос. Нарисуй то, что у тебя лучше всего получается или попробуй нарисовать то, что ещё никогда не рисовал.

Рисуй чем хочешь! Бери краски, карандаши, фломастеры или мелки, или всё сразу и приступай. Только делай всё аккуратно, старайся и не спеши. Спешка в этом деле ни к чему.

Когда рисунок будет готов, отсканируй его и сохрани в формате jpg. Не мельчи. Постарайся, чтобы размеры рисунка были побольше, не меньше 740 пикселей по ширине или по высоте. Если ты не умеешь сканировать сам, попроси взрослых помочь тебе. И пусть обязательно всё тебе объяснят и покажут, чтобы в следующий раз – всё сделать самому.

Если у тебя дома нет сканера - узнай у взрослых: возможно, он есть у них на работе. А ещё детский рисунок можно сфотографировать и скинуть фотку на компьютер. Помни, на твоей работе не должно быть копирайтов, адресов и логотипов других сайтов:(((Рисунок должен быть – оригинальным.

Мы очень рады всем работам!

Помни! При добавлении рисунка на сайт ты соглашаешься с условиями

День науки и творчества МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Чебоксары» КАФЕДРА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА» «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в живописи и музыке» Научный руководитель Петрова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Чебоксары» Чебоксары- 2012 Оглавление Введение…………….……………………………………………………3 «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в музыке……………………….4 «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в живописи ………………………7 Заключение………………………………………………………………..18 Литература……………………………………………………………….19 Цель работы - рассмотреть, как темы и образы поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина воплощаются в музыкальных произведениях и произведениях живописи. Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать арии из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». 2. Рассмотреть фронтиспис И.А. Иванова, палехское искусство Котоухиной А.А., репродукции Сомова К.А., И.Я. Билибина. 3. Определить роль данных произведений искусства в понимании произведения. В ходе нашей исследовательской работы мы использовали метод анализа и сравнения. «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в музыке Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти поэта. В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы. В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни.. Опера «Руслан и Людмила» в 5 актах (8 картинах). Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге. Либретто В. Ширкова и М. Глинки Действующие лица Светозар, великий князь Киевский (бас) Людмила, дочь его (сопрано) Руслан, киевский князь, жених Людмилы (баритон) Ратмир, князь хазарский (контральто) Фарлаф, князь варяжский (бас) Горислава, пленница Ратмира (сопрано) Финн, добрый волшебник (тенор) Наина, злая волшебница (меццо-сопрано) Баян, певец (тенор) Черномор, злой волшебник (без речей) Голова его брата (хор) Б Действие происходит в Киеве и сказочных краях во времена Киевской Руси.ояре, народ, девы волшебного замка, рабы Черномора. Основной конфликт — столкновение сил добра и зла — отражен в музыке оперы благодаря противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина). Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия . Мы проанализируем фрагмент из арий и посмотрим, как композитор передает с помощью музыки характер героев. Итак ария Руслана. «Дай, Перун, булатный меч…» Благодаря такой музыкальной характеристике, мы можем сказать что герой полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен. Об этих чертах можно судить по маршевым интонациям, мажорному ладу. Но Глинка начинает арию с другой темы. Ария начинается с речитатива. (Слушают «О поле, кто тебя усеял…»). Сосредоточенность, сдержанность, твёрдость духа, обдуманность своих поступков- вот какие чувства Руслана передает эта музыка. Этой теме характерно былинное повествование. Ария передает размышления витязя о жизни и смерти. Горечь раздумий подчеркивается мрачной, суровой окраской сопровождения в медленном темпе в миноре. Тем не менее, это еще не полная характеристика Руслана. Глинка наделяет своего героя и другими качествами. Давайте послушаем, о чем нам расскажет следующий эпизод арии . (Фрагмент из арии «О, Людмила, Лель сулил мне радость»). Герой наделен нежными чувствами. Музыка звучит ласково, задушевно. Руслан вспоминает о своей возлюбленной. Музыка помогает понять настроение Руслана, его чувства. Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла. Черномор олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина. Коварный, злобный Черномор, Семейства нашего позор, Рожденный карлой, с бородою... ...Умен, как бес, и зол ужасно. Притом же, знай, к моей беде, В его чудесной бороде Таится сила роковая... Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин. Теперь проследим, как характеризует Черномора сам композитор. Музыка звучит грозно, резко, отрывисто. Раздался шум; озарена Мгновенным блеском мгла ночная, Мгновенно дверь отварена; Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идет Попарно, чинно, сколь возможно, Седую бороду несет; И входит с важностью за нею, Подъяв величественно шею, Горбатый карлик из дверей: Его-то голове обритой, Высоким колпаком покрытой, Принадлежала борода Мы представляем Черномора уродливым, маленьким, коварным, жестоким. Это образ зла. Для характеристики образа Черномора М.И. Глинка выбирает жанр марша, в котором заметны резкие акценты, угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков. Все это создают гротескный образ злого чародея. С помощью музыки композитор способен не только характеризовать героев, но и показывать, как развиваются события, а также передавать настроение. В качестве доказательства проанализируем первый акт. Он впечатляет широтой и монументальностью музыкального воплощения. Акт включает ряд номеров. Песня Баяна «Дела давно минувших дней», сопровождаемая переборами арф, имитирующих гусли, выдержана в мерном ритме, полна величественного спокойствия. Лирический характер имеет вторая песня Баяна «Есть пустынный край». Интродукция (вступление) завершается мощным заздравным хором «Светлому князю и здравье и слава». Каватина (песнь) Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой» — развитая сцена с хором — отражает различные настроения девушки, шаловливо-грациозной, но способной и на большое искреннее чувство. Хор «Лель таинственный, упоительный», воскрешает дух древних языческих песен. Сцена похищения начинается резкими аккордами оркестра; музыка принимает фантастический, сумрачный колорит, который сохраняется и в каноне «Какое чудное мгновенье», передающем состояние оцепенения, охватившее всех. Венчает акт квартет с хором «О витязи, скорей во чисто поле», полный мужественной решимости . «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в живописи Первая печатная иллюстрация к произведениям Пушкина - это картинка к "Руслану и Людмиле", фронтиспис поэмы. Фронтиспи́с— рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на чётной полосе. Фронтиспис первого издания создан И. А. Ивановым по композиции президента петербургской Академии художеств А. Н. Оленина. " «В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени продаётся с превосходною картинкой, кого мне за неё благодарить?" - писал Пушкин 4 декабря 1820 года Н.И. Гнедичу. Фронтиспис к «Руслану и Людмиле» - это комбинация из пяти рисунков, изображающих основные сцены поэмы и представляющих ее главных героев. Бои Руслана с Головой, Великого князя, пробуждающего Людмилу ото сна, встречу старца-финна с колдуньей Наиной, битву Руслана с карлом Черномором. Сравним изображение боя Руслана с Головой с отрывком из поэмы. А. С. Пушкин с иронией описывает сказочную Голову. Она морщится, зевает и чихает. Поэт использует гротеск и гиперболу, чтобы показать, какая большая голова, с которой придется сражаться главному герою. «Объехал голову кругом, И стал пред носом молчаливо; Щекотит ноздри копием, И, сморщась, голова зевнула, Глаза открыла и чихнула»… Поднялся вихорь, степь дрогнула, Взвилася пыль; с ресниц, с усов, С бровей слетела стая сов; Проснулись рощи молчаливы, Чихнуло эхо — конь ретивый Заржал, запрыгал, отлетел, Едва сам витязь усидел. Или гипербола в описании гибели головы. И в щеку тяжкой рукавицей С размаха голову разит; И степь ударом огласилась; Кругом росистая трава Кровавой пеной обагрилась, Иван Андреевич Иванов также в фрагменте фронтисписа ярко раскрывает масштабность сказочного персонажа. Голова, только что проснувшаяся, с надутыми щеками выглядит смешно и нелепо по сравнению с решительным и отважным Русланом, поднявшим меч и готовым пронзить противника. А. С. Пушкин в изображении Руслана в этой героической схватке использует сравнение. Как ястреб, богатырь летит С подъятой, грозною десницей И в щеку тяжкой рукавицей С размаха голову разит; Рассмотрим также битву Руслана с карлом Черномором. Рассмотрим картину, которую создал В.М. Васнецов, «Баян». Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа - Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли. Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Данная картина напоминает нам Баяна из оперы Глинки. Его песня «Дела давно минувших дней», сопровождается переборами арф, имитирующих гусли, выдержана в мерном ритме, полна величественного спокойствия. Вспомним описание Баяна у Пушкина… Схожее описание мы встречаем в первой песне поэмы. Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей веселый круг; Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть, и Руслана, И Лелем свитый им венец. Особого внимания заслуживают Палехское искусство. Автор данных палехов «Русланы и Людмилы». Котухина Анна Александровна . 1972 г. Владимир выдает дочь замуж. Радость за молодых одолевает Владимира. Он произносит тост за молодых, высоко поднимая одну руку со стаканом вверх, другую держа на груди. Руслан и Людмила держатся за руку. Любовь и нежность мы читаем в их жестах и лицах. Сравним: «В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал». Три молодца, изображенные рядом со столом опечалены. Один тоскливо поник головою, другой держится за меч, третий смотрит недоверчиво и завистливо. Все потому, что они тоже хотели жениться на Людмиле. То же мы находим и в поэме. Не слышат вещего Баяна; Потупили смущенный взгляд: То три соперника Руслана; В душе несчастные таят Любви и ненависти яд. Один — Рогдай, воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей; Другой — Фарлаф, крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей; Последний, полный страстной думы, Младой хазарский хан Ратмир: Все трое бледны и угрюмы, И пир веселый им не в пир. На палехе «Людмила в замке Черномора» главная героиня изображается грустной, опечаленной. Она склонила голову и поднеся руку к щеке, быть может, вытирает слезы. Ее не радует экзотическая природа вокруг. Волшебства роскошь ей постыла, Ей грустен неги светлый вид; Куда, сама не зная, бродит, Волшебный сад кругом обходит, Свободу горьким дав слезам, И взоры мрачные возводит К неумолимым небесам. Котухина А.А. четко обрисовывает все детали сада, показывает всю его красоту и богатство.Здесь и аллеи пальм, и лес лавровый, и кедровые вершины, и пение китайского соловья, и водопады, и ручейки в тени лесной, и ветки роз. Людмила расположена в центре, и ничего ее не радует. Пушкин использует при его описании мифологических персонажей и даже исторических лиц. В саду. Пленительный предел: Прекраснее садов Армиды И тех, которыми владел Царь Соломон иль князь Тавриды. Например, сады Армиды - Сады, для постройки и украшения которых Армида истощила всю магию. Армида - волшебница. Соломон -третий еврейский царь. В описаниях упоминается, что его дворец имел четыре богато украшенных внутренних двора и сады, в которых росли пальма, кипарис, орех, гранат, виноград и другие плодовые растения, а также цветы. Там разводили павлинов, голубей и других птиц, для которых устраивали красивые птичники. В садах Соломона были также бассейны с рыбами. И, мнится, живы; Фидий сам, Питомец Феба и Паллады, Любуясь ими, наконец, Свой очарованный резец Из рук бы выронил с досады. Фидий- древнегреческий скульптор и архитектор. Феб- эпитет Аполлона, бога скусства. Паллада - эпитет Афины, покровительница ремесел, защитница городов. Таким образом, А. С. Пушкин подчеркивает красоту и исключительность сада Черномора, что мы находим и на палехе Котоухиной А.А. Следующий палех - битва Черномора с головой. Здесь мы видим ту же решительность Руслана, что и на фронтисписе И.А. Иванова. И Сразу вспоминаем строки: "Но витязь знаменитый, Услыша грубые слова, Воскликнул с важностью сердитой: "Молчи, пустая голова! Слыхал я истину, бывало: Хоть лоб широк, да мозгу мало!» Нелепо и смешно выглядит голова. Она ничего не предпринимает, лишь недоверчиво смотрит, будто настораживаясь Руслана. На палехе «Бой Руслана с Черномором» центральное место занимает Руслан. Величественный и мужественный в одной руке он держит меч, в другой - бороду злодея. На Руслана преданно смотрит конь, Черномор изображен жалким и беспомощным. Природа вокруг оживлена, леса колышутся, синие облака на черном небе беспорядочно бегут, словно волнуясь за Руслана. Темная атмосфера, царящая на полотне, придает картине предчувствие ужаса, навивает страх за главного героя. Вот как описывает это сражение А. С. Пушкин: Руслан, не говоря ни слова, С коня долой, к нему спешит, Поймал, за бороду хватает, Волшебник силится, кряхтит И вдруг с Русланом улетает... Действия Руслана характеризуются следующими глаголами: спешит, держится. Эпитеты Руслана - гордый, рука его упорная, что подчеркивает мощь и силу. «Руслан за бороду злодея Упорной держится рукой». Злодей - силится, кряхтит, висит. Его эпитеты - волшебник, злодей, вор. Природа Пушкина «мрачные леса», «дикие горы», «бездна морская»- дикая природа подчеркивает напряженность сражения, заставляет нас читателей взволноваться. Рассмотрим картину Сомова Константина Андреевича (1869-1939). Людмила в саду Черномора. Художник изображает Людмилу в том же восточном саду Черномора. На лице Людмилы мы читаем испуг и страх.Нам становится жалко Людмилу, мы переживаем за нее, как и на палехе Людмила в замке Черномора». Кругом зеленая листва, все пространсво картины занято злодеями, слуги Черномора окружили ее. Людмиле некуда бежать, негде спрятаться, словно защищаясь, она подняла руки и закрыла лицо. Иван Яковлевич Билибин (1876 - 1942) - выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства. Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чернобелого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент. «Руслан и голова». 1918. Билибин написал двух персонажей, отважных и смелых. Руслан хорошо снабжен оружием, в кальчуге, с копьем он восседает на коне, решительно держа на колени. Конь такой же смелый, как и Руслан. Голова, не смотря на свой размер, не поражает нас силой и мужеством. И глядя на смелого и решительно настроенного Руслана, мы уверены, что он одержит победу. И не испытываем такого волнения за героя, как то, что чувствовали, глядя на палех. Главная тема этой картины - решительность и героизм главного героя. Полет Черномора тоже подчеркивает силу и отвагу Руслана. Поймал, за бороду хватает, Волшебник силится, кряхтит И вдруг с Русланом улетает... Черномор испуганно смотрит на своего противника. Но здесь он изображен не таким беспомощным, как на рассмотренном нами палехе. Билибин И. Я. заставляет нас поволноваться за героя. . В ходе нашей исследовательской работы мы пришли к следующим выводам: 1. Произведения живописи и музыка используют разные средства выражения. Живопись - краски, музыка - звуки. Так, в опере М. И. Глинки характеристика героев передается через вокальные партии. Вокальные партии положительных героев насыщены песенностью. Отрицательные персонажи лишены вокальной характеристики (Черномор). Для характеристики образа Черномора М.И. Глинка выбирает жанр марша, в котором заметны резкие акценты, угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков. Все это создают гротескный образ злого чародея. Живопись характеризует героев через цвета, жесты, позы. Так, три молодца, изображенные рядом со столом на палехе «Руслан и Людмила», опечалены. Один тоскливо поник головою, другой держится за меч, третий смотрит недоверчиво и завистливо. 2. Произведения живописи и музыка ярко передают темы, раскрываемые в поэме. Главная тема рассмотренных нами картин решительность и героизм главного героя, верность любви, высмеивание злодейства, борьба за справедливость. 3. Таким образом, произведения живописи, музыки играют важную роль в понимании произведения. Литература 1. Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952, с. 290—95. 2. Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2003. 3. Рапацкая Л. А. История русской музыки от Древней Руси до "серебряного века". Учебник для вузов. [Текст] : Учебник для вузов / Л.А.Рапацкая. - Москва: Владос, 2001. 4. Солонин П. Н. Здравствуй, Палех! Лирические этюды о мастерах русских лаков из маленького посёлка срединной России. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1974. — 168 с.

Иллюстрация к поэме А.С Пушкина "Руслан и Людмила" в смешанной технике для младших школьников. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс с пошаговым фото: Колдун несет богатыря...

Творческое издательство Киностудия «Лукоморье»


Автор: Дарина Пронина 10 лет, обучающаяся «Детской художественной школы имени А.А.Большакова»
Педагог: Наталья Александровна Ермакова, преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А.А.Большакова».

Здравствуйте, дорогие гости! Приглашаем вас отправиться в страну, где живут сказки Пушкина. Мы хотим рассказать,и показать как создавалась иллюстрация к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила":

Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;

Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую, но очень яркую жизнь и написал много замечательных произведений.Он написал семь сказок и много стихотворений. поэм, романов в стихах. Творчество А. С. Пушкина поистине объемно и бесценно, о нем знает каждый человек в нашей стране и за рубежом, и его называют великим русским поэтом.

Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл
В страну, где с чудесами,
Встречаемся мы с вами.
Да! Пушкин учит нас любить,
Дружить, природой любоваться,
И как же им не восторгаться?

Описание: работу можно выполнить с детьми 7-10 лет. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, педагогам и воспитателям, родителям.

Назначение: данная работа предназначена для издания онлайн-книги по мотивам Пушкинских сказок.

Цель: создание иллюстрации к отрывку из поэмы А.С Пушкина "Лукоморье"

Задачи:
-познакомить детей с работой художника-иллюстратора и разновидностью жанра;
-совершенствовать навыки комбинирования различных материалов и техник;
-воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.
Краткая справка:
Иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.
Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация), отображении пошаговых инструкций в технической документации (техническая).
В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах и постерах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.
В мире визуальных искусств и художественной критики иллюстраторов ценят обычно больше по сравнению с графическими дизайнерами, но меньше, чем художников. Однако, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, иллюстрации стали весьма популярным и доходным видом визуального искусства.
Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле. Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной (Материал из Википедии).

Художник-иллюстратор оформляет печатные издания. Это может быть разработка дизайна книги, журнала или создание серий тематических иллюстраций к литературному произведению, статье. Помимо того что иллюстратор должен быть самым настоящим художником - владеть техникой рисования, работать с помощью разных художественных материалов, создавать неповторимые изображения с присущими чертами авторского стиля, - иллюстратор должен быть еще и хорошим читателем и переводчиком: он должен переложить словесный замысел автора на язык визуального искусства. Так что иллюстратор - больше чем художник, он соавтор поэта и писателя. Современные художники-иллюстраторы должны уметь рисовать с помощью графических компьютерных программ.

Нам понадобятся материалы:
-лист бумаги(формат А3)
-карандаш простой, кисти, стека, чёрный фломастер
-пластилин
-гуашь
-стаканчик для воды

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с предварительного наброска карандашом, строим композицию. Начинаем рисовать колдуна с его головы и бороды, рисуем удлинённый треугольник(борода) и закругляем его со стороны головы. Прорисовываем лицо, добавляем волосы по бокам головы, у колдуна будет лысина.


Затем приступаем к прорисовке туловища, основой служит удлинённая прямоугольная форма от линии плеча.


Сразу добавляем линии и детали костюма.




Добавляем в композицию сову, неотъемлемого спутника колдунов и ведьм. И приступаем к лепке, работаем в технике пластилиновой живописи, небольшие кусочки пластилина примазываем к поверхности бумаги.


Сове добавляем яркое оперение. Дальше работаем над костюмом колдуна, у него будут чёрные брюки и плащ.


Добавляем седую бороду и волосы, работаем стекой.


Вторая часть работы над иллюстрацией будет с красками, рисуем окружающий героя пейзаж.



Облака рисуем по мокрому фону неба, что помогает изобразить их более реальными. Прорисовываем ёлочки.


Колдун - в русских поверьях, чаще, опытный старец, умеющий колдовать, накладывать чары, общающийся с потусторонним миром и существами. Владеет тайными магическими знаниями и техниками, Колдуны встречающиеся в деревнях не столь часто, как знахарки и ведьмы, воспринимаются крестьянами как старшие, «сильные» чародеи. Иногда колдуна представляют грозным, злым или страшным, уродливым стариком, однако им может быть обычный по виду человек, крестьянин, наделенный способностями к чародейству.


В нашей композиции не хватает только богатыря,а кто же они такие богатыри?

Богатыри - персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.
Илья Муромец - самый известный и святой богатырь, в то же время, самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из 11 былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются. Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.
По народным преданиям, в муромских лесах после крещения Руси скрывался верховный жрец Перуна - Богомил. Стал он предводителем разбойников, губившим людей своим громким свистом - Соловьем - разбойником. Убил же его по народным преданиям русский богатырь - Илья Муромский, Но былинный богатырь Илья - это преподобный чудотворец, преподобномученик Илия Муромский Киево-Печерский, мощи которого почивают в Киево-Печерском монастыре.


Начинаем лепку богатыря с головы, работа трудоёмкая, так как наш персонаж будет в длину чуть меньше трёх сантиметров.


У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...

поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Родился 17 июля 1936 года в городе Грозном в семье художника. Народный художник РСФСР (1985), лауреат премии Ленинского комсомола (1970). Член Союза художников РСФСР с 1966 года. В 1952-1957 годах учился в Палехском художественном училище. Учителя - Ф.А.Каурцев, А.В.Котухин, М.И.Шемаров, Д.Н.Буторин, А.В.Борунов. В 1957-1989 годах работал в Палехских художественно-производственных мастерских. Был председателем месткома, ответственным секретарём организации Союза художников, секретарём партбюро. С 1993 года руководит творческой мастерской "Палешане". В 1977 году удостоен Большой Золотой медали международной выставки книги, в 1978 - награждён болгарским орденом Кирила и Мефодия I степени.

Занимался монументальной (Дворец искусств в Иванове (1986), Дворцы пионеров в Иванове и Махачкале, интернат в Анжеро-Судженске, пионерский лагерь в Мугрееве), театрально-декорационной живописью, вместе с женой, К.В.Кукулиевой, книжной иллюстрацией ("Садко" (1974), "Здравствуйте, братушки!" (1978, диплом им. Ивана Фёдорова), "Сын России" (1981), "Руслан и Людмила" (1983), "Жизнь Иисуса Христа в красках палеха" (1995)), пишет иконы. Тематика произведений: фольклор, революционная, современная, жаноровые сцены, религиозная. Участвовал в выставках с 1958 года.

Работы Б.Н.Кукулиева хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, Воронежском ОХМ, Ивановском ОХМ, ГИМ, ГМЭНР, ПГИАиХМЗ, Кашинском краеведческом музее, ХФ России.

Родилась 30 августа 1937 года в Палехе. Заслуженный художник РСФСР (1974), народный художник России (1999), лауреат Государственной премии РФ (1996). Член союза художников РСФСР с 1966 года. Потомственный живописец, внучка И.И.Зубкова. Жена Б.Н.Кукулиева. В 1952-1957 годах училась в Палехском художественном училище. Учителя - Ф.А.Каурцев, А.В.Котухин, М.И.Шемаров, Д.Н.Буторин, А.В.Борунов. С 1957 года работала в Палехских художественно-производственных мастерских. В 1975 году награждена дипломом первопечатника Ивана Фёдорова, в 1978 - болгарским орденом Кирила и Мефодия I степени. Удостоена Большой Золотой медали международной выставки книги (1977).

Занималась монументальной, театрально-декорационной живописью, ювелирными украшениями, вместе с мужем книжной иллюстрацией ("Садко" (1974), "Здравствуйте, братушки!" (1978), "Сын России" (1981), "Руслан и Людмила" (1983)), иконами. Тематика произведений: фольклор, история, литература, пейзаж, жаноровые сцены. Участница выставок с 1958 года.