Презентация на тему "«Страшный мир» в поэзии А.А. Блока"

Слайд 1

Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «На железной дороге»
Тема «страшного мира» в лирике Александра Блока

Слайд 2

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912
«Ночь, улица, фонарь, аптека...»

Слайд 3

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» было написано 10 октября 1912 года, входит в цикл «Пляски смерти». Оно является одним из самых безнадёжных и трагических произведений Блока. Поэт глубоко переживал из-за отсутствия творческого начала, дисгармонии окружающей жизни, что побудило его назвать свой сборник «Страшный мир».

Слайд 4

Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, на его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности: "Бессмысленный и тусклый свет" "Все будет так. Исхода нет"
Каким настроением проникнуто стихотворение?

Слайд 5

Первое слово –ночь дает нам сразу же время действия и задает характер освещения. Слово улица призвано обозначить собственно «сцену»: городское пространство, ограниченное домами. Фонарь оказывается единственным источником света (а вовсе не традиционная для лирики луна). Единственный освещенный объект – это аптека, еще один, и очень специфический, признак городского пейзажа.

Слайд 6

Стихотворение воспроизводит действительность. Образ мрачной улицы – это философская метафора трагичности жизни. Свет лишается своего ореола. Нет свободы движения, а только имитация. Даже смерть не может преодолеть унылого однообразия. Жизнь представляет собой череду повторяющихся событий, которые бессмысленны и скучны. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция, те же слова расположены в другой последовательности
Какова основная мысль стихотворения?

Слайд 7

Все стихотворение представляет собой развернутую метафору: путь, дорога жизни-печальная, нескончаемая, безнадежная. Эпитеты: «бессмысленный и тусклый свет» «ледяная рябь канала» - страх, холод, смерть Гипербола: «умрешь - начнешь опять сначала»
Какие поэтические приёмы использует поэт?

Слайд 8

Композиция этого стихотворения - зеркальная т.к.в начале и в конце стиха одинаковые строчки "ночь, улица, фонарь, аптека..." и "Аптека, улица, фонарь..."все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется: "И повторится все как встарь..." и "Умрешь-начнешь опять сначала..."
Какова композиция стихотворения?

Слайд 9

Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом. Три ярких глаза набегающих – Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон... Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.
«На железной дороге»
Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом... Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул - и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... Да что - давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов... Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - все больно. 14 июня 1910

Слайд 10

Символично название. Вспомним, что "железнодорожно-трамвайной" смертью погибают в русской литературе Анна Каренина, не в "своем" трамвае, то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай". Перечень можно было бы продолжить... В авторском примечании к этому стихотворению Блок свидетельствует: "Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса". Однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки "бессознательного подражания".
Прокомментируйте смысл названия. Как оно преломляется в композиции стихотворения?

Слайд 11

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая. Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.
Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия?
1 строфа

Слайд 12

Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье: В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом...
Каким представляете образ героини?
Шла спокойно, "чинно", но сколько, наверное, было в этом сдержанного напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма. Все это говорит о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина переживаний, постоянство чувств. Как на свидание, приходит она на платформу: "Нежней румянец, круче локон..." Приходит задолго до назначенного часа ("всю обойдя платформу длинную...").
2-3 строфы

Слайд 13

А вагоны "шли привычной линией", равнодушно и устало "подрагивали и скрипели". В вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела до одинокой молодой женщины на платформе. В первом и втором классах ("желтые и синие") были холодно немногословны, отгородившись броней равнодушия от остального мира. Ну, а в "зеленых" (вагоны III класса), не тая чувств и не стесняясь, "плакали и пели":
Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом...
4-5 строфы


Задание по группам: 1гр.- «Фабрика», «С мирным счастьем покончены счеты…». 1гр.- «Фабрика», «С мирным счастьем покончены счеты…». 2 гр.- «Сытые», «Как тяжело ходить среди людей…». 2 гр.- «Сытые», «Как тяжело ходить среди людей…». 3 гр.- «Петр», « Город в красные пределы…». 3 гр.- «Петр», « Город в красные пределы…». 4 гр.- «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « Миры летят, года летят…». 4 гр.- «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « Миры летят, года летят…». Прочитай стихотворения, составь реестр цитат, сделай аналитический комментарий. Прочитай стихотворения, составь реестр цитат, сделай аналитический комментарий.









« Великие художники русские - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой – погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет. Они знали свет. Каждый из них, как весь народ, выносивший их под сердцем, скрежетал зубами во мраке, отчаянье, часто злобе. Но они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». « Великие художники русские - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой – погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет. Они знали свет. Каждый из них, как весь народ, выносивший их под сердцем, скрежетал зубами во мраке, отчаянье, часто злобе. Но они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». А. Блок





Домашнее задание: 1) Перечитать стихотворения Блока о «страшном мире», одно из них выучить наизусть. 1) Перечитать стихотворения Блока о «страшном мире», одно из них выучить наизусть. 2) Написать развернутый ответ на вопрос: «Как жить, чтобы 21 век не был страшным?» 2) Написать развернутый ответ на вопрос: «Как жить, чтобы 21 век не был страшным?» 3) Сделать устный обзор цикла «Родина». 3) Сделать устный обзор цикла «Родина».

Слайд 2

Цель:показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов.Анализировать стихотворение «Незнакомка»

Слайд 3

Как жить без Нее, без высокого идеала Истины, Добра и Красоты?

  • Слайд 4

    Ты в поля отошла без возврата. Да святится Имя Твое! Снова красные копья заката Протянули ко мне острие. Лишь к Твоей золотой свирели В черный день устами прильну. Если все мольбы отзвенели, Угнетенный, в поле усну. Ты пройдешь в золотой порфире - Уж не мне глаза разомкнуть. Дай вздохнуть в этом сонном мире, Целовать излучённый путь... О, исторгни ржавую душу! Со святыми меня упокой, Ты, Держащая море и сушу Неподвижно тонкой Рукой! 16 апреля 1905

    Слайд 5

    Цикл «Город»

  • Слайд 6

    Облик города

  • Слайд 7

    Окна во двор

    Одна мне осталась надежда:Смотреться в колодезь двора.Светает. Белеет одеждаВ рассеянном свете утра.Я слышу - старинные речиПроснулись глубоко на дне.Вон теплятся желтые свечи,Забытые в чьем-то окне.Голодная кошка прижаласьУ жолоба утренних крыш.Заплакать - одно мне осталось,И слушать, как мирно ты спишь. Ты спишь, а на улице тихо,И я умираю с тоски,И злое, голодное ЛихоУпорно стучится в виски... Эй, малый, взгляни мне в оконце!..Да нет, не заглянешь - пройдешь...Совсем я на зимнее солнце,На глупое солнце похож.

    Слайд 8

    Физкультминутка

  • Слайд 9

    «Незнакомка»

  • Слайд 10

    Новый идеал?

  • Слайд 11

    Домашнее задание

    Письменно проанализировать стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (в чем своеобразие композиции стихотворения? Какое представление поэта о жизни она символизирует? Являются ли детали городского пейзажа символическими? Каково понимание жизни и смерти в стихотворении?)или «О доблестях, о подвигах, о славе…» (О каком лирическом событии говорится в стихотворении? Какими предстают лирические герой и героиня? Сравните это стихотворение с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». В чем сходство и различие раскрытия темы любви в произведениях Блока и Пушкина?)(на выбор). Прочитать цикл «На поле Куликовом»

    Посмотреть все слайды

    этапом творчества поэта. Блок затрагивает здесь проблему города, его бездуховности, тему социальных противоречий. Стихия, губительные страсти овладевают человеком. В стихотворениях, посвященных теме «страшного мира», ощущается опыт личной судьбы Блока. Постепенно углублялся трагический тон произведений. Герой словно вбирал в свою душу трагические диссонансы, уродливые изменения окружающего мира. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено здесь до предела. Поэтому цикл открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

    К МУЗЕ Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. И такая влекущая сила, Что готов я твердить за молвой, Будто ангелов ты низводила, Соблазняя своей красотой... И когда ты смеешься над верой, Над тобой загорается вдруг Тот неяркий, пурпурово-серый И когда-то мной виденный круг. Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда. Мудрено про тебя говорят: Для иных ты - и Муза, и чудо. Для меня ты - мученье и ад. Я не знаю, зачем на рассвете, В час, когда уже не было сил, Не погиб я, но лик твой заметил И твоих утешений просил? Я хотел, чтоб мы были врагами, Так за что ж подарила мне ты Луг с цветами и твердь со звездами - Всё проклятье своей красоты? И коварнее северной ночи, И хмельней золотого аи, И любови цыганской короче Были страшные ласки твои... И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада - Эта горькая страсть, как полынь!

    Тема «страшного мира» является основной в третьем томе
    стихотворений А.Блока, выраженной в одноименном цикле. Но эту тему
    можно назвать сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует
    и в первом, и во втором томе его стихотворений. Часто мотивы
    «страшного мира» трактуют как обличение буржуазного общества, но
    это не совсем верно. По Блоку, это лишь внешняя, видимая сторона
    «страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта:
    человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное
    влияние.

    «К Музе»
    Есть в напевах твоих сокровенных
    Роковая о гибели весть.
    Есть проклятье заветов священных,
    Поругание счастия есть.
    Тема «страшного мира» тесно
    связана у Блока с проблемой
    города, его бездуховности, с
    проблемой социальных
    противоречий. Поэт показывает,
    что в городе человеком
    овладевают стихия, губительные
    страсти. Внутреннее
    столкновение чистоты и красоты
    с последующим «поруганием»
    всех заветов доведено в цикле
    «Страшный мир» до предела.
    Поэтому он открывается
    огненными строками «К Музе»,
    совмещающими в себе
    несовместимое: чудо и ад,
    «проклятье красоты» и
    «страшные ласки».
    И такая влекущая сила,
    Что готов я твердить за молвой,
    Будто ангелов ты низводила,
    Соблазняя своей красотой…
    И когда ты смеешься над верой,
    Над тобой загорается вдруг
    Тот неяркий, пурпурово-серый
    И когда-то мной виденный круг.
    Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.
    Мудрено про тебя говорят:
    Для иных ты - и Муза, и чудо.
    Для меня ты - мученье и ад.
    Я не знаю, зачем на рассвете,
    В час, когда уже не было сил,
    Не погиб я, но лик твой заметил
    И твоих утешений просил?
    Я хотел, чтоб мы были врагами,
    Так за что ж подарила мне ты
    Луг с цветами и твердь со звездами -
    Всё проклятье своей красоты?
    И коварнее северной ночи,
    И хмельней золотого аи,
    И любови цыганской короче
    Были страшные ласки твои…
    И была роковая отрада
    В попираньи заветных святынь,
    И безумная сердцу услада -
    Эта горькая страсть, как полынь!

    В «страшном мире» гаснут все
    человеческие проявления, а поэт
    всем сердцем жаждет возрождения
    личности. Душа лирического героя
    трагически переживает состояние
    собственной греховности,
    безверия, опустошенности,
    смертельной усталости. В
    «страшном мире» отсутствуют
    естественность, здоровые
    человеческие чувства. Любви в
    этом мире нет, есть лишь «горькая
    страсть, как полынь», «низкая
    страсть» («Унижение», «На
    островах», «В ресторане», «Черная
    кровь»).

    Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («

    Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей
    души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим
    («Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»). Мотивы
    безысходности, рокового круговорота жизни звучат в стихотворениях
    «Миры летят. Года летят, Пустая…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
    Миры летят. Года летят. Пустая
    Вселенная глядит в нас мраком глаз.
    А ты, душа, усталая, глухая,
    О счастии твердишь, - который раз?
    Что счастие? Вечерние прохлады
    В темнеющем саду, в лесной глуши?
    Иль мрачные, порочные услады
    Вина, страстей, погибели души?
    Что счастие? Короткий миг и тесный,
    Забвенье, сон и отдых от забот...
    Очнешься - вновь безумный, неизвестный
    И за сердце хватающий полет...
    Вздохнул, глядишь - опасность миновала...
    Но в этот самый миг - опять толчок!
    Запущенный куда-то, как попало,
    Летит, жужжит, торопится волчок!
    И уцепясь за край скользящий, острый,
    И слушая всегда жужжащий звон, -
    Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
    Придуманных причин, пространств, времен...
    Когда ж конец? Назойливому звуку
    Не станет сил без отдыха внимать...
    Как страшно всё! Как дико! - Дай мне руку,
    Товарищ, друг! Забудемся опять.
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века Все будет так. Исхода нет.
    Умрешь - начнешь опять сначала
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь.

    Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в

    Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской
    цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации
    предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь
    символизирует однообразие и безумство мира.
    В соседнем доме окна жолты.
    По вечерам - по вечерам
    Скрипят задумчивые болты,
    Подходят люди к воротам.
    И глухо заперты ворота,
    А на стене - а на стене
    Недвижный кто-то, черный кто-то
    Людей считает в тишине.
    Я слышу всё с моей вершины:
    Он медным голосом зовет
    Согнуть измученные спины
    Внизу собравшийся народ.
    Они войдут и разбредутся,
    Навалят на спины кули.
    И в жолтых окнах засмеются,
    Что этих нищих провели.

    Даже поиски личного счастья
    лирический герой осознает как
    греховные. Ведь счастье в
    «страшном мире» чревато
    душевной черствостью, моральной
    глухотой.
    Одно из наиболее показательных
    стихотворений в этом плане –
    «Незнакомка»(1904-1908). Жанр
    этого произведения – рассказ в
    стихах. Сюжет – встреча в
    загородном ресторане. При этом
    все зримые образы материального
    мира у Блока обретают
    символический подтекст.

    Тему «страшного мира» в лирике Блока продолжают циклы
    «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают
    конкретные события и душевные потрясения самого поэта («О
    доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).
    Говоря «нет» темному настоящему, А.Блок убежден в том, что
    крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества
    «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не
    случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет
    ясный день».

    Таким образом, тема «страшного мира» является важным
    этапом творческого пути А.Блока. Эта тема отразила острые
    социальные противоречия того времени, глубокие философские
    противоречия эпохи.