Мониторинг по детству в соответствии с фгос. Введение

Образец «Аналитической справки» педагогической диагностики

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № ... ... (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий .
По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:

Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:

Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» - у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Приложение 1

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
... И.Ф. детей
По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
... И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
...И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
... И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
... И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

Таблица. Приложение 2.

«Оформление результатов мониторингапримернойосновной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»

Из опыта работы Паньковой М.В.,

старшего воспитателя

МБДОУ д/с №17 «Салют» г. Белгорода

В соответствии с«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» о дной из важнейших задач, связанных с реализацией примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», является задача изучения педагогом возможностей и успешности освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника.

В связи с этим авторами программы разработан научно-педагогический инструментарий мониторинга развития и воспитания ребенка в образовательном процессе, включенный в пособие «Мониторинг в детском саду».

При этом отмечается, что залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.

Образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Мониторинг предполагает:

· постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;

· изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

· компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Оптимальным режимом организации системы мониторинга признано включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы - характеристика достижений ребенка 6 лет).

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, пе-дагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка.

Основная диагностика решает задачу выявления фактического состояния диагностируемого объекта, его специфических особенностей и тенденций развития (прогноз развития). Основной метод проведения данной диагностики - метод включенного наблюдения, дополненный рядом других методов.

На основе этой диагностики воспитателями в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

Первый этап - предварительный, предположительный диагноз - требует преимущественного использования метода наблюдения. Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.) дает возможность увидеть общую картину эмо-ционально-психологического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.

Второй этап - уточняющий диагноз - опирается на дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятель-ности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и роди-телей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты.

Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну-две недели.

Третий этап - окончательный диагноз - заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией. Преимущественно используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.

Результатом совместного обсуждения будет заполненная диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка.

Такие диагностические карты были разработаны нами в полном соответствии с содержанием,представленным авторами в пособии «Мониторинг в детском саду». Так же нами был использован опыт работы педагогов детских садов г. Белгорода по заполнению диагностических карт, разработанных в 2008-2009 гг. В них отражены основные компоненты, обобщаемые специалистами по итогам проведенной диагностики.

При этом учитывается возможность более глубокого обследования детей, находящихся на сопровождении ПМПк ДОУ, воспитанников редко посещающих ДОУи т.п. Протоколы такого индивидуального обследованияпредставленыавторами пособия «Мониторинг в детском саду» и не требуют дополнительной доработки. А вот обобщенные материалы по воспитанникам отдельных возрастных групп мы предлагаем фиксировать в разработанных нами таблицах. (Приложение №1, №2, №3, №4)

Цвет, отражающий уровень проявления исследованного показателя, можно выбирать произвольно, мы предлагаем выбрать следующие цвета:

«красный» - показатель проявляется ярко, это - достижение ребенка;

«зеленый» - показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном проявлении;

«синий» - показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.

Горизонтальные ячейки диагностической карты помогают «увидеть» общую ситуацию развития конкретного ребенка. Вертикаль-ные ячейки отражают картину группы в целом.

По результатам педагогической диагностики проводится проектирование педагогического процесса.

Заполнение таблиц, отражающих степень освоения детьми образовательных областей (соответствующих разделов программы «Детство»), позволит, в конечном итоге, при коллегиальном обсуждении всеми педагогами, взаимодействующими с детьми данной группы, определить сформированность интегративных качеств у дошкольников в соответствии с критериями, определёнными программой «Детство» для каждой возрастной группы. (Приложение №5)

Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют на процесс развития ребенка.

Диагностическая карта отражает также общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.

Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы с детьми.

Остановимся более подробно на технологии заполнения данных карт.

Наиболее своеобразным является заполнение таблиц по итогам обследования физического развития детей. Если в детском саду работает инструктор по физической культуре, то при проведении данной диагностики он параллельно фиксирует результат тестирования физических качеств дошкольников (на основе выполнения ими контрольных упражнений, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме) и одновременно оценивает качество выполнения данных заданий (при этом оценка результатов фиксируется по пятибалльной системе, изложенной авторами «Мониторинга в детском саду»).Интерпретация данных результатов заносится в 2 разные таблицы. При этом результаты соотносятся с таблицей «Возрастно-половыепоказатели развития двигательных качеств детей дошкольного возраста». Уровень их определяется как: норма – «средний», выше нормы – «высокий», ниже нормы – «низкий».

Итоговая оценка качества выполненияопределяется как среднее арифметическое и соотносится соответственно:

до 2,5 – как «низкий уровень»

от 2,5 до 4,5 – как «средний уровень»,

выше 4,5 – как «высокий уровень».

В таблицах результатов учитывается возможность фиксирования динамики результатов к концу года, если их соотнесение с уровнем не изменяется, а сами показатели изменились в лучшую, либо в худшую сторону. Это возможно зафиксировать в специальной колонкелюбым удобным обозначением (например, «+», «-» или «^», «v»). При этом мы посчитали необходимым учет соматической «физкультурной группы» детей (основной, подготовительной,специальной).

Формируя таблицы оценки качества, мы разработали 2 варианта – более подробный для определения дальнейшей работы педагогами и обобщенный - для включения в итоговые материалы (для старшего воспитателя)

По итогам заполнениядиагностических карт коллегиально заполняется д иагностическая карта мониторинга качеств развития детей каждой возрастной группы. Промежуточные критерии для каждой возрастной группысоотнесены с описаниями интегративных качеств, представленными в конце описания каждого возрастного периода (возрастной группы). Итоговые- с описанными в пособии «Мониторинг в детском саду». Оценку интегративных качеств мы предлагаем производить по принципу «сформировано», «не сформировано».

Для обобщения материалов по детскому саду старшим воспитателем нами разработана сводная таблица (Приложение №6), позволяющая отследить многоаспектность и комплексность проведенной диагностики и мониторинга в целом.

Апробация заполнения данных диагностических карт в 9 детских садах города Белгорода показала возможность их дальнейшего использования.

Нами представлены следующие таблицы:

Литература:

1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО « ИЗ-ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 С.

2. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: «ИЗ-ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010,- 592 с.

Высокий уровень: точно употребляет слова, обозначающие предметы, действия, признаки. Владеет системой обследовательских действий при определении признаков предмета. Использует в речи слова, обозначающие обследовательские действия, тонкую дифференциацию цвета, размера. Умеет объединять в группы на основе существенных признаков, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.

Средний уровень: употребляет слова, обозначающие предметы, действия, но допускает ошибки в обозначении признаков предметов.

Использует и называет некоторые обследовательские действия при анализе предмета. Дифференцирует и называет близкие размеры предметов (самый большой, поменьше, маленький, самый маленький). В речи отсутствуют слова, обозначающие тонкую дифференциацию цвета. Объединяет предметы в группы, пользуется обобщающими словами-понятиями, но ошибается в определении существенных признаков родового понятия.

Низкий уровень: затрудняется в точном соотнесении слова с предметом, в определении признаков предметов. Не знает и не называет обследовательские действия. Дифференцирует размеры предметов, но в речи отсутствуют прилагательные сравнительной и превосходной степени. Также отсутствуют слова, обозначающие оттенки цвета. Допускает ошибки в группировке предметов, затрудняется в использовании слов, обозначающих родовые понятия, не выделяет существенные признаки предметов.

Высокий уровень : правильно называет детёнышей животных, употребляет несклоняемые существительные; владеет способами словообразования притяжательных прилагательных и существительных; составляет сложноподчинённые предложения.

Средний уровень: допускает некоторые ошибки в образовании детёнышей животных, несклоняемых существительных. Допускает ошибки в словообразовании; затрудняется в составлении сложноподчинённого предложения.

Низкий уровень : неверно называет большинство детёнышей животных (ребёнок коровы), неправильно использует большинство несклоняемых существительных; не владеет способом словообразования притяжательных прилагательных, допускает много ошибок в образовании существительных.

Высокий уровень: правильно определяет место звука вначале, середине и конце слова. Легко находит близкие по звучанию слова. Умеет использовать указанные средства интонационной выразительности.

Средний уровень: допускает ошибки в определении места в слове (в середине слова). Находит близкие по звучанию односложные слова (дом - дым). при чтении стихов использует лишь отдельные средства интонационной выразительности.

Низкий уровень: не выделяет заданный звук в слове. Не находит близкие по звучанию слова. При чтении стихов испытывает затруднения в исполнении указанных средств интонационной выразительности.

Высокий уровень: свободно владеет звуковым анализом слов. Составляет более пяти слов из предложенных слогов. Самостоятельно слитно читает слова. Хорошо ориентируется в словарном составе предложения, самостоятельно составляет схему предложения.

Средний уровень: затрудняется в звуковом анализе: самостоятельно производит только анализ слов, состоящих из 3-4 звуков. Составляет два - три слова из рядом стоящих слогов. Слова читает медленно, по слогам, с помощью взрослого. Затрудняется в составлении схемы предложения.

Низкий уровень: допускает существенные ошибки при звуковом анализе слов. Не может самостоятельно составить слово из слогов. Читает отдельные слоги и простые односложные слова. Не умеет анализировать предложения.

Высокий уровень: пересказывает текст полностью, самостоятельно, эмоционально, используя авторские средства выразительности. Самостоятельно составляет описательные и сюжетные рассказы по картинкам и схемам. Соблюдает логику изложения, пользуется эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности.

Средний уровень: при пересказе сюжет рассказа передаёт схематично, слабо используя средства выразительности. С длительными паузами, но самостоятельно придумывает описательные и сюжетные рассказы. В сюжетном рассказе может допускать логические ошибки, пользуется лишь отдельными средствами выразительности.

Низкий уровень: затрудняется в самостоятельном пересказе, воспроизводит текст по вопросам взрослого. Описательные рассказы составляет из трёх- четырёх простых предложений. При составлении сюжетного рассказа затрудняется в установлении связей между элементами сюжета. Не использует средства выразительности.

Высокий уровень: самостоятельно и легко сочиняет оригинальную, образную. Ритмически организованную загадку. Чувствует и создаёт рифму. С удовольствием отгадывает загадки, знает и читает стихи. Имеет любимые литературные произведения. Называет трёх-четырёх писателей и поэтов. Различает основные литературные жанры.

Средний уровень: самостоятельно придумать загадку не может, но загадки знает и пытается их отгадать. Придумывает рифмы к словам. Стихи знает, но читает монотонно, невыразительно. Ярких литературных предпочтений нет. Называет одного-двух писателей и поэтов. Затрудняется в различении близких жанров: стихов и загадок, рассказов и сказок.

Низкий уровень : не проявляет интереса к творческим заданиям (сочинить загадку, придумать рифму, прочесть стихотворение). Не может сочинить загадку, отказывается их отгадывать. Не может прочесть ни одного стихотворения. Нет любимых произведений, не может назвать ни одного автора. Не различает жанры поэзии и прозы.

Как работать по программе «Детство»

МОНИТОРИНГ В ДЕТСКОМ САДУ

Научно-методическое пособие

Соответствует «Федеральным государственным требованиям

к структуре основной общеобразовательной программы

дошкольного образования»

Санкт-Петербург

ДЕТСТВО-ПРЕСС

ББК 74.100

Авторский коллектив: к. п. н., проф. Т.И.Бабаева, д. п.н., проф. А. Г. Гогобе-ридзе, д.п.н., проф. М.В. Крулехт, к.п.н.,проф. Н.А. Ноткина, к.п.н., проф.3. А. Михайлова; к. п. н., доц. О. В. Акулова, к. п. н., доц. Т. А. Березина, к. п. н., доц. А. М. Вербенец, к. п.н., доц. Т.Г.Гусарова, к. п.н., доц. Грядкина Т. С, к.п.н., доц. В. А.Деркунская, к. п.н., доц. Езопова С. А., к.п.н., доц. О. В. Солнцева, к. п. н., доц. О. Н. Сомкова, к. п. н., доц. М. Н. Полякова, х. п. н., доц. Л.С.Римашевская, к. п.н., асе. Р. И.Яфизова, ст. преп. НО. Ни-конова; к. п.н., асе. Л. В. Немченко; к. п.н., асе. О. В. Киреева, Т.А.Ивченко, А. Н. Харчевникова.

Научный редактор: доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе. Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Т. А. Барышева, доктор педагогических наук, профессор И. Э. Куликовская, Бабаева Т. И., Гогоберид­зе А. Г., Михайлова 3. А. и др.

М74 Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: «ИЗ-

ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 592 с. + цв. вклейка.

5ВN 978-5-89814-660-3

Методическое пособие подготовлено коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена. Впервые представлен инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных об­ластей программы «Детство». Материалы подготовлены в соответствии с «Фе­деральными государственными требованиям к структуре основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования». Результаты мониторинга помогут воспитателям, реализующим программу «Детство», определить акту­альные задачи воспитания и обучения каждого ребенка, организовать педаго­гическое сопровождение.

Книга также будет полезна педагогам при организации опытно-экспери­ментальной работы в детском саду, преподавателям и студентам дошкольных отделений вузов, родителям детей дошкольного возраста.

ББК 74.100

© Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г.,

Михайлова 3. А. и др., 2011 © Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ]5ВN 978-5-89814-660-3 «ДЕТСТВО-ПРЕСС*, 2011

Введение

Федеральная образовательная программа дошкольного образова­ния «Детство» создана коллективом авторов - преподавателей кафед­ры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена в 1990 году. В 2000 году, после десяти лет апробации в дошкольных учреждениях РФ, программа «Детство» была рекомендована Министерством обра­зования РФ, получила статус федеральной комплексной программы дошкольного образования (учитывая особенности ступени дошколь­ного образования, отсутствие ФГОС дошкольного образования, про­грамма «Детство» является, по сути, документом, гарантирующим ка­чество дошкольного образования).

К 2008 году программа «Детство» имеет 3 редакции и 5 переизда­ний (общий тираж более 25000 экземпляров), что подчеркивает ее востребованность на рынке образования.

Уникальность программы «Детство» заключается в том, что впе­рвые в истории отечественного дошкольного образования программу разработал коллектив кафедры учебного университета под руководст­вом доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой В.И.Логиновой. Это единственная в стране программа дошкольного образования, созданная учеными, готовящими будущих педагогов. Традиционно все существующие программы для детских садов разра­батывались коллективами авторов научно-исследовательских институ­тов и центров.

Новизна программы определяется тем, что впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Авторы предусмотрели для органического вхождения ре­бенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и му­зыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математи­кой, игрой и трудом. Девиз программы «Чувствовать - Познавать - Творить» определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целост­ность и единую направленность. Содержательная связь между разны­ми разделами программы позволяет педагогу интегрировать образова­тельное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития дошкольников, обеспечивающий единый процесс социали­зации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Сегодня образовательная программа «Детство» - один из широко востребованных документов, в соответствии с которым работают в России дошкольные образовательные учреждения разных типов, видов и категорий. По данным Института стратегических исследований в образовании РАО, (2008 год), программа «Детство» занимает второе место в стране по популярности. По ней работают около 50% до­школьных образовательных учреждений Российской Федерации.

Идеи программы постоянно обновляются и развиваются. Автор­ским коллективом разрабатываются инновационные педагогические технологии реализации ее содержания с учетом особенностей совре­менных дошкольников. Библиотеку программы «Детство» составляют сегодня около 70 пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение.

На современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс, включающий: ^ комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7 лет;

    методическое обеспечение программы;

    методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».

Одной из важнейших задач, связанных с реализацией программы «Детство», является задача изучения педагогом возможностей и успеш­ности освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника.

В связи с этим разработка научно-педагогического инструмента­рия мониторинга развития и воспитания ребенка в образовательном процессе - сложная, но чрезвычайно актуальная проблема, которую авторы программы пытаются решить на страницах данного пособия.