Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная логопедическая группа).

Елена Аносова
Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная логопедическая группа)

Тема недели «Домашние животные» .

Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал » (в обр. Дж. Родари) . Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. потребление предложного пад. сущ.): Образование сложных прилагательных. Развивать умение образовывать сложные имена прилагательные (длинноногий, согласовывать слова в предложениях, употреблять в речи простые предлоги. Формировать навык чтения. Обогащать и расширять словарь по теме. Формировать речевое дыхание, развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование.

Картинка «Скотный двор» (или «Деревня» , буквы.

Ход занятия.

I Организационный момент.

1. Время года, месяц, день недели.

2. «Назови семью» (домашние животные : папа, мама, детеныш, детеныши) .

3. Картинка «скотный двор» (или «деревня» ).

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по деревне.

II Основная часть.

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

По деревне мы шагаем, (пальцы «шагают» )

Видим будки и сараи. (руки – крест – накрест : одна ладонь

закрывает глаз, вторая – ухо, меняем)

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударять по коленям

ребром ладоней, два раза – кулаками)

Животных мы хотим найти. (одна рука – ребро,

другая - кулак и наоборот)

Дети по очереди называют домашних животных.

Педагог проводит игры на развитие грамматических категорий.

Игра «Кто где живет» .

Корова живет (в коровнике, телята-, свинья-, собака-овца- и т. д.

Игра «Подбери признак» .

У жеребенка длинные ноги, значит он (длинноногий) . У кролика короткий хвост, значит он… (короткохвостый) . У собаки длинная шерсть, значит она. (длинношерстная) . У осла длинные уши, значит он… (длинноухий) .

Упражнение на развитие речевого дыхания «Нюхаем воздух» .

И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены вдоль тела. При поворотах головы влево – вправо делается короткий резкий вдох («собака нюхает воздух» ) и произвольный выдох. Вначале выполняется на 4 счета в 2-3 подхода, затем количество раз увеличивается. Темп – 60 вздохов в минуту. Пауза между дозами 2-3 секунды.

Сегодня я познакомлю вас с очень умной итальянской сказкой «Как осел петь перестал » в обработке Джанни Родари.

Педагог читает новую сказку .

В давние времена осел , как рассказывает сказка , пел получше тенора.

Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил :

Кто из вас самый красивый?

Я, йя! – сразу же закричал осел .

Хорошо, ты самый красивый.

А кто же самый сильный?

Я, йя! – закричал осел раньше , чем остальные звери успели открыть рты.

Ладно, - сказал лев . – А кто здесь самый глупый?

Я, йя, йя! – второпях заревел осел , испугавшись, как бы его не опередили .

Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос. И с тех пор он только и умеет реветь :

Я, йя, йя!

Вам понравилась сказка ? Это действительно сказка , а может рассказ ? Нет, это сказка , в ней много чудес.

Кто из вас, как и я, считает, что это очень умная и поучительная сказка ? (Ответы детей.)

Доказать можете? (Ответы.)

Педагог следит за правильностью речи детей.

А как вы понимаете слово поучительная (история?

Послушайте сказку еще раз и постарайтесь ее запомнить. Потом мы будем ее пересказывать .

Читает второй раз, проводит беседу по содержанию.

Давайте вспомним, что хотел выяснить у зверей лев? (Кто самый красивый,

самый сильный, и самый глупый.)

И что случилось? (Ответы.) Жаль, конечно, что осёл потерял свой красивый голос и с тех пор все ослы во всех странах мира ревут : «Иа! Иа! Иа!»

Как люди зовут тех, кто ведёт себя подобно ослу из сказки ?

Давайте представим эту историю так, как будто мы в театре.

Педагог выбирает ребенка на роль осла, и ребенок назначает льва. Воспитатель рассказывает сказку за автора .

Упражнение на координацию речи с движением.

(Ослик делает зарядку)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Мы присядем 10 раз,

Мышцы не болят у нас.

10 раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте выполняем.

Молодцы! А теперь расскажем эту историю так : один начинает, второй и третий продолжает, а четвертый заканчивает. Тот, кто начинает пересказ , объявляет название сказки и ее автора .

Педагог обращает внимание на то, что первый ребенок, начавший пересказ , обязательно должен сказать название рассказа и его автора .

Кто хочет рассказать весь рассказ один ? Не забывайте объявлять название рассказа и его автора .

Всем рассказам воспитатель дает оценку.

Чтение : аы, оы, иы, эы, уы, осы.

Педагог подводит итоги : что мы пересказывали ? (Сказку .) Как называется сказка . Кто автор? Спрашивает, понравились ли детям их сказки , что понравилось на занятии? Что не понравилось?

Цель. Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

Предварительная работа. Попросить музыкального руководителя рассказать детям о том, что у мужчин-певцов разные голоса – бас, баритон, тенор, и подтвердить рассказ музыкальными фрагментами.

Ход занятия

«Сегодня я познакомлю вас с очень умной итальянской сказкой „Как осел петь перестал“ в обработке Джанни Родари. Мы знаем его сказку „Волшебный барабан“», – начинает занятие воспитатель.

Педагог читает или рассказывает новую сказку.

В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.

Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:

– Кто из вас самый красивый?

– Я, йя! – сразу же закричал осел.

– Хорошо, ты самый красивый.

– А кто же самый сильный?

– Я, йя! – закричал осел раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.

– Ладно, – сказал лев. – А кто здесь самый глупый?

– Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.

Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос. И с тех пор он только и умеет реветь:

– Я, йя, йя!

«Кто из вас, как и я, считает, что это очень умная и поучительная сказка? – продолжает разговор воспитатель. – Доказать можете?

(Следит за правильностью речи.) А как вы понимаете слово поучительная (история)?

Давайте вспомним, что хотел выяснить у зверей лев? (Кто самый красивый, самый сильный и самый глупый.) И что случилось? Жаль, конечно, что осел потерял свой красивый голос и с тех пор все ослы во всех странах мира ревут: „Иа! Иа! Иа!“

А как люди зовут тех, кто ведет себя подобно ослу из сказки?»

Воспитатель читает сказку еще раз. Затем предлагает пересказать ее в лицах. Педагог выбирает ребенка на роль осла, а «осел» назначает льва. Воспитатель рассказывает сказку за автора.



Потом пересказ повторяется с новыми исполнителями.

Занятие 7. Работа с сюжетной картиной

Цель. Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

Ход занятия

Педагог предлагает вниманию детей любую картину из серий, предназначенных для работы по развитию речи в детском саду. Спрашивает, о чем картина и как ее озаглавить. При этом он напоминает, что название картины должно отражать ее содержание и по возможности оно должно быть кратким.

Воспитатель заслушивает ответы детей и предлагает им выбрать самое удачное название. Если необходимо, дает свой вариант названия.

«Представьте, что вам предстоит составить рассказ по этой картине, – продолжает разговор педагог. – С чего вы начнете? Помните о том, что первая фраза может очень украсить рассказ».

Выслушивает ответы детей и при необходимости предлагает свою вступительную фразу.

Далее педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они учились составлять план рассказа по картине. Интересуется, что это такое, и предлагает составить план рассказа. Затем оценивает предложенные варианты (3–4 ответа).

«Вступление есть, план есть. Остается завершить рассказ оценкой картины в целом. У кого какие варианты?»

Педагог предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ по картине. Затем интересуется у ребенка, легко ли ему было рассказывать.

Воспитатель объясняет детям, что, руководствуясь планом, можно избежать повторов и ненужных в рассказе слов, например, таких: «а потом», «а еще», «и вот».

«Итак, чему мы сегодня учились?» – спрашивает педагог.

В конце занятия предлагает поиграть в игру «Я задумала предмет».

Воспитатель загадывает предмет, а дети, пытаясь отгадать его, задают наводящие вопросы, например: «Живой? Неодушевленный? В помещении? На улице? Большой? Тяжелый? Сделан из…»

Если останется время, педагог может предложить детям угадать другой задуманный им предмет.

Занятие 8. Беседа о А. Пушкине

Цель. Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

Ход занятия

Педагог читает детям 2–3 фрагмента из произведений А.Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье…» (из стихотворения «Осень»), «Буря мглою небо кроет…» (из стихотворения «Зимний вечер»), «У лукоморья дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила»). Затем спрашивает у детей, не знают ли они автора этих поэтических строк. И уточняет: «Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?»

Воспитатель рассказывает детям о великом русском поэте: «В нашей стране нет человека, который не читал бы произведения Пушкина. Многие из вас уже слышали сказки о попе и его работнике Балде, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о Руслане и Людмиле. Эти сказки вы услышите еще не раз, так как их часто читают по радио, спектакли по ним ставят в театрах. По произведениям Александра Сергеевича Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочитать эти чудесные сказки».

Заканчивая занятие, педагог читает отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказки о царе Салтане…» (по выбору детей).

Октябрь

Занятие 1. Лексико-грамматические упражнения

Цель. Активизировать речь детей.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц пришел на смену сентябрю.

«Осень, осенний, – говорит воспитатель. – А про что можно сказать осенний – осенняя – осеннее?»

Педагог оценивает ответы детей, хвалит за умение слушать задание и дает свои варианты: осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение и т. п.

«Осенью и люди, и звери делают запасы на зиму, – напоминает воспитатель.


Вышел ежик погулять
Да грибов насобирать.

Как думаете, какие грибы ему попались?

У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый) ».

Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Один – много»: «Цапля одна, а много… (цапель) , одна пачка сахара, а много… (пачек) , один носок, а много… (носков) , один чулок, а много… (чулок) , одно ухо, а много… (ушей) .

«А теперь помогите мне закончить предложения, – просит воспитатель:

– Если мы будем внимательны на занятиях по развитию речи, то…

– Чтобы хорошо учиться, надо…

– Мы растем здоровыми и сильными, так как…

– Когда мы вернемся с прогулки, то…»

Выслушав ответы детей, педагог повторяет полное предложение.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:


Напитки я испробовал различные,
Пил соки золотые полной чашей.
Они – не умаляю – преотличные,
Но меркнут по сравненью с простоквашей.
А. Смирнов

«А какие напитки вы предпочитаете? – спрашивает педагог. – Предпочитает – это значит… (выбирает из многих других, любит) ».

Занятие 2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».

Ход занятия

«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?

На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:


Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…

Красивое стихотворение? Звучное, изящное».

Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.

Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?»(Вечером, на вечерней зорьке.)

Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.)

Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует.

«Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом) ».

В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:
– Кто из вас самый красивый?
– Я, йя! – сразу же закричал осел.
– Хорошо, ты самый красивый.
– А кто же самый сильный?
– Я, йя! – закричал осел, раньше чем остальные звери успели раскрыть рты.
– Ладно,- сказал лев.- А кто здесь самый глупый?
– Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос.
С тех пор он только и умеет реветь:
– Я, йя, йя!

Сочинение по литературе на тему: Как осел петь перестал (Итальянская сказка)

Другие сочинения:

  1. Луций Характеристика литературного героя ЛУЦИЙ (лат. Lucius) – герой романа Л. Апулея “Метаморфозы” (II”Шв. н. э.). Поначалу роман имел только это название, но в Vв. Аврелий Августин назвал его “Осел” (“Asinus”). Позднее за романом закрепилось название “Золотой осел” (“Asinus aureus”), Read More ......
  2. Были когда-то в одном лесу времена, когда все звери служили своему царю – Льву, всячески его слушали, старались угодить, дабы не навлечь на себя немилость царскую. Боялись все звери Льва, ничего не скажешь. Впрочем, не очень уважали поданные своего главу, Read More ......
  3. Метаморфозы, или Золотой осел Герой романа Луций (случайно ли совпадение с именем автора?!) путешествует по Фессалии. В пути он слышит увлекательные и страшные истории о колдовских чарах, превращениях и прочих ведьмовских проделках. Луций прибывает в фессалийский город Гипату и останавливается Read More ......
  4. Волшебный мир сказки открыла для меня моя бабушка. Когда я был маленьким, бабушка часто читала и рассказывала мне сказки. Я увлекался мужественными героями этих произведений, необычными фантастическими событиями, а особенно мне нравился счастливый конец сказок. Я очень люблю сказку “Перчатка”. Read More ......
  5. На Земле существует множество народов, и все они не похожи друг на друга: у них разный цвет кожи, образ жизни, у каждого своя мифология. И хотя в мифах разных народов действуют свои, совершенно особенные боги и герои, их объединяет то, Read More ......
  6. Вы знаете, почему сова так сердито кричит по ночам: “Уух, уух!”? Если нет, мы вам расскажем. В былое время – то было не мое время, и не ваше время, да и ничье то время – в Англии водилось много всякой Read More ......
  7. Все эти народы и племена обладают великим сокровищем – устным народным творчеством. Причем для племен, которые живут на большом расстоянии друг от друга и вдали от городов, сказка и до сих пор заменяет литературу, а сказители почитаются так же, как Read More ......
  8. Сказка – замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не Read More ......
Как осел петь перестал (Итальянская сказка)