Церковь аббатства клюни. Монастырь клюни

Клюни даже как-то язык не поворачивается назвать городом. Так, провинциальный районный центр, тихий и сонный, вся жизнь которого крутится на нескольких гектарах земли вокруг старинного, давно уже недействующего аббатства. Клюни давным-давно уже забыл о том, как оно было, когда это действительно было аббатство, причем с большой буквы. И никого уже не удивляют слегка растерянно-разочарованные взгляды паломников XXI века — туристов, которые видят перед собой лишь монументальные развалины. Хотя не нужно даже особо подключать воображение, чтоб поразиться габаритам этих развалин — на просторах, некогда бывших центральным нефом, сейчас вольготно разместилась городская площадь, а единственная действительно хорошо сохранившаяся его часть — южная башня — высотой с девятиэтажный дом.

26

Каждое слово, каждая фраза, каждый исторический факт никогда не существует сам по себе, и стоит только за него зацепиться, потянет за собой целую цепочку дальнейших связанных с ним исторических событий. История — это не линейная структура, а целый клубок или, если хотите — множество параллельных реальностей, которые мирно или не очень сосуществуют в едином отрезке времени, и возможно, даже на одной территории.

Готовясь к очередной поездке во Францию, на этот раз в Бургундию, я засела за изучение истории Клюнийского аббатства и очень быстро поняла, что она отнюдь не ограничивается рамками истории непосредственно монастыря и церкви в городе Клюни, как спрут, распустив щупальца своего влияния везде, где это было возможно. Да ведь даже сам город Клюни обязан своим появлением на свет этому аббатству… впрочем, это-то как раз история вполне рядовая. Как сейчас металлургические и нефтедобывающие предприятия — так же и в средние века аббатства, монастыри и крупные базилики были такими «градообразующими предприятиями». Во Франции даже существует понятие «Город собора» — не «Собор города», а именно так.

18

Созданное Гийомом I Благочестивым для отмаливания его собственных грехов, по этой же причине Клюнийское аббатство было освобождено от всех налогов, а заодно и от подчинения местному епископату — видимо, Гийом не хотел, чтоб монахи отвлекались на что-нибудь помимо спасения его бессмертной души. Тем более что грех-то за ним был, и видимо душу грыз изрядно — Гийом нагло экспроприировал владения и титул своего родственника, графа Пуатье Эбля Манцера. Возможно, скорее даже более чем вероятно, что грех был далеко не единственным, ведь власть — очень грязная игра, и чем выше ты взбираешься — тем большее количество трупов придется перешагнуть. А практика создания своих личных «карманных» монастырей в средневековой Европе уже существовала вовсю.

Но на деле монахи быстро избавились не только от епископского, но и от любого светского вмешательства в свои дела, объявив в своей подотчетности только напрямую Папе Римскому. Это был необыкновенно хитрый политический ход — Папа Римский же очень далеко… по тем временам — наверное, не один месяц пути, к тому же авторитет церковников был не просто велик — а непререкаем, так что вряд ли кому-нибудь бы даже в голову пришло задать им простой и незамысловатый вопрос — «А, собственно, с чего бы это?». И прошло совсем немного времени, как об аббатстве заговорили, что на землях франков от Бургундии до Нормандии оно превосходит своим могуществом даже сам Ватикан.

Клюнийский монашеский орден был не только самым могущественным религиозным образованием того времени — а речь сейчас идет о X веке — но и он еще пустил многочисленные споры, от него отпочковалось множество других монашеских орденов и общин, в частности Клерво — чей ревностный отпрыск, Бернард Клервоский, создал учение, которое определяло духовную и отчасти политическую жизнь Европы на протяжении последующих 500 лет.

5


Несмотря на то, что семена, брошенные Клюнийским аббатством, давали всходы еще очень и очень долго (как можно увидеть на примере того же Бернарда Клервоского), его собственная жизнь оказалась больше похожа на взрыв сверхновой. Начав свой стремительный взлет в конце X века, аббатство практически полностью зачахло уже в XIII веке. Причин тому было множество, но в первую очередь — падение нравов в самом монастыре (никому еще не удавалось, обладая практически неограниченной властью и свободой, распоряжаться ею только во благо) и связанный с этим финансовый кризис. К тому же в это время появились и возвысились новые ветви бенедиктинского ордена, оспаривающие автократию Клюни.

Ну, а после того, как в 1516 году французский король Франциск I, всего через год после своего воцарения, уже успешно захватил пол-Италии и здорово напугал этим папу Льва X, был принят Болонский Конкордат. Папа, хоть и оставался формально главой церкви, терял практически все рычаги управления религиозными организациями во Франции — король теперь сам назначал иерархов, церковные доходы тоже поступали напрямую во французскую казну.

9


И возвращаясь обратно в век тринадцатый — местным правителям, герцогам и графьям, такие сильные и независимые конкуренты тоже были совершенно ни к чему — кроме того, что они обладали реальной силой воздействия на народ, они еще и аккумулировали довольно приличные денежные средства, которые переправлялись (не в полном объеме конечно же, но все-таки!) в Рим. Щели, через которые утекали финансы, необходимо было заткнуть, а источники воздействия на неокрепшие людские умы — нейтрализовать. Поэтому светская власть сделала ставку на местный религиозный сепаратизм, подогреваемый как раз начинавшим формироваться «национальным чувством». История неоднократно показывала, что это — самый действенный метод, если нужно развалить что-то изнутри. Вообще еще Освальд Шпенглер в своем «Закате Европы» писал, что старательно культивируемая идея национальных государств — это то, что в конечном итоге погубит этот мир. И этот процесс во всей красе мы с вами сейчас можем наблюдать….

13


Идея совершенно не нова, а точнее даже стара, как этот мир — история Вавилонской башни насчитывает не одно тысячелетие, но людям почему-то больше всего на свете нравится противопоставлять себя всему вокруг. Но это так, как говорят в театре — «реплика в сторону». И хотя сейчас нашему взору предстают только печальные руины того, что тысячу лет назад было величайшим религиозным центром средневекового Запада — давайте постараемся максимально включить фантазию и представить себе, как это было…

3


Тем более что сейчас мы как раз и бродим по останкам того, как это было. У самого входа в музей, коим сейчас являются развалины монастыря, стоит макет — только он маленький и совершенно не репрезентативен. Намного лучше задрать голову под эти колоссальной высоты каменные своды… в мертвой тишине которых гулким эхом отдается каждый шаг. В Клюни есть что-то и от монументальности древнеримских развалин, и от скорбного молчания лиссабонского монастыря Карму — он точно так же напоминает выброшенный на берег скелет огромного кита…

16

11


Первая базилика появилась тут еще в 927 году при первом настоятеле аббате Берноне. Но рост влияния аббатства и его религиозных идей привел к тому, что храм быстро перестал устраивать отцов церкви — влияние должно быть зримым и ощутимым и выражаться во вполне себе материальных формах, иначе какой в нем толк. Базилику перестроили, но очень быстро решили что, видимо, маловато будет, и решили перестроить еще раз. В результате чего на свет и появился этот гигант, 187 метров длиной и 40 метров высотой. До сооружения в шестнадцатом веке нынешней базилики Святого Петра — самое крупное религиозное сооружение, можете себе вообразить??? И не в Риме, а тут, в Клюни…

Церковь в Клюни стала апофеозом романского стиля — вы, конечно же, знаете, что именно из романского стиля юго-востока Франции и выросла готика, и в Клюни как раз и начались эксперименты, предшествующие этому перерождению. В этой колоссальной по своим габаритам церкви для облегчения конструкции впервые была применена система стрельчатых сводов. Конечно, первый блин оказался комом — ведь древние строители строили, что называется, на глазок — у них еще не было ни опыта предков, ни компьютерного моделирования… Как обрушился первый купол Святой Софии в Константинополе — так же рухнул несколько лет спустя и первый вариант башни в Клюни.

Но средневековые строители урок усвоили — второй возведенный ими свод простоял до самой Великой французской революции, когда в разрушительном угаре был взорван центральный портал, а последующий за этим пожар не оставил много шансов и всей остальной постройке. Зато обломками прежней роскоши забили под завязку дворец Жана Бурбонского, построенный неподалеку в 15 веке — добавьте к этому некоторое количество древнеримских артефактов, найденных в округе, и вуаля, археологический музей готов!

8


8


3


Внутри огромной разрушенной базилики пусто, гулко и неуютно… Колоссальных размеров пространство давит своей молчаливой пустотой. Вы не сможете почувствовать это по фотографиям — да потому что даже объем этого сооружения, от каменных плит пола до перекрытия, банально не влезает в объектив. А ведь стоим мы сейчас всего лишь в трансепте, то есть в коротком «рукаве» храма… Про центральный неф я вам уже говорила, по его развалинам мы прошлись, пока шли ко входу в музей — опознать его сейчас, конечно, совершенно невозможно, но тем не менее это он и есть.

6


Лепнина, витражи фрески… конечно, когда-то и всего этого тут тоже было в избытке. Монахи-клюнийцы постарались, чтоб их церковь производила должное впечатление не только снаружи. За что и поплатились — на волне религиозных войн середины шестнадцатого века до Клюни добрались гугеноты и разграбили аббатство подчистую. Только не надо думать, что религиозные войны велись исключительно во славу торжества истинной веры…

13


10


Судьба аббатство после революции тоже была предсказуема — то, что уцелело, растащили на стройматериал крестьяне и жители города. Жалкие остатки того, что некогда было великим и грозным аббатством Клюни, подреставрировали в двадцатом веке — и то не столько подреставрировали, сколько просто законсервировали, потому что уж больно много тут было «достраивать до оригинала», боюсь, что даже неутомимый Виолле-ле Дюк за это дело не взялся бы. И отдали бывшие монастырские помещения Национальной высшей школе искусств и ремесел — в окружающих этот клуатр постройках абсолютно пустые монастырско-музейные залы, о назначении которых можно узнать только по табличкам на дверях, соседствуют с институтскими аудиториями.

11

19


11


Территория бывшего аббатства огромна — пожалуй, сопоставима по размерам со всем остальным городком Клюни. Хотите в этом убедиться — заберитесь на смотровую площадку Тур де Фромаж — «Сырной башни», которая находится в начале той улицы, где вход в музей аббатства. Сейчас там туристический офис.

6

15


16


В самом же городке — больше решительно ничего, что можно было бы причислить к сколько-нибудь знаковым достопримечательностям. Да и ни к чему это, тут все пропитано молчаливым величием старого аббатства.

11


Если уж окажетесь тут, сходите еще посмотреть на зажатую между домами церковь Нотр Дам, построенную в переходном романо-готическом стиле. Правда сверху, с башни, Нотр дам производит значительно более интересное впечатление, потому что можно рассмотреть ее фактуру — внутри же она совершенно аскетично пуста.

12

4

Аббатство Клюни расположено в одноименном французском городе, который возник по ходу истории вокруг самого монастыря. Город Клюни располагается к северу от Леона (Leon), во французском департаменте Сона и Лаура (Saône-et-Loire). Будучи комплексной постройкой, аббатство Клюни было возведено в римском стиле, с тремя церквями, отстроенными в период между 10-м и началом 12-го века.


Статья: Аббатство Клюни (Cluny Abbey)

Аббатство Клюни – это впечатляющий монастырь, построенный монахами бенедиктинского ордена. Тысячи монахов проживали здесь по уставу Святого Бенедикта (St. Benedict), ныне же монастырь Клюни – это уникальная религиозная святыня с историей более чем 1100 лет. Клюни был центром главного монашеского движения в средние века и крупнейшим религиозным зданием вплоть до расширения Базилики Святого Петра в Риме (St. Peter Basilica, Rome).

Аббатство Клюни расположено в одноименном французском городе, который возник по ходу истории вокруг самого монастыря. Город Клюни располагается к северу от Леона (Leon), во французском департаменте Сона и Лаура (Saône-et-Loire). Будучи комплексной постройкой, аббатство Клюни было возведено в римском стиле, с тремя церквями, отстроенными в период между 10-м и началом 12-го века.

История Клюни начинается с 910-го, с монастыря, построенного на охотничьих угодьях, пожертвованных Гильомом I Благочестивым (William I the Pious), герцогом Аквитании (Aquitaine) и графом Оверни (Auvergne). Герцог принял решение освободить монахов аббатства от всех налогов и сборов и настоял на том, чтобы они молились исключительно за его душу. Ожидалось, что Гильом не останется покровителем монастыря, однако сохранит свой контроль над ним и будет оказывать влияние на монахов. На деле же, монастырь не подчинялся не только светским правителям, но и самому местному епископу. Монахи из Клюни были подотчетны напрямую папе.

Отделения аббатства Клюни, или его филиалы, стали называть "приоратами", и подобного рода система управления монастырями заложила основы для новой практики. До появления Клюни большинство монастырей были полностью автономны и поддерживали связь друг с другом только неофициально. Тем не мене, "старший" в цепочке других монастырей Клюни наблюдал за тем, что происходит в его филиалах, и эта система прекрасно работала среди монахов аббатства. Около 1016-го такие нововведения позволили существенно расширить власть папы Римского.

30 сентября 1088-го началось строительство третьей церкви аббатства Клюни, часть от которой сохранилась до наших дней. Это была самая большая церковь в христианском мире, и остается таковой по сей день. В 1095-м пять алтарей храма были освящены папой Урбаном II (Urban II).
В течение последующих веков Клюни приобрел своих последователей по всей Европе. В 12-м веке в членстве Клюни насчитывалось порядка 10 тыс. монахов, четверо из которых позже стали верховными суверенными понтификами.

Гугеноты в 1562""-м разграбили аббатство полностью. Однако полный крах Клюни пришел во время Французской революции, когда вернулись "старорежимные настроения" и управляемые толпы крестьян наполовину разрушили монастырь. После продажи комплекс несколько десятилетий служил в качестве каменоломни. В настоящее время большая часть Клюни похоронена в руинах, которые, однако, по-прежнему свидетельствуют о том, насколько велики были размеры монастыря.

В южном крыле, в наиболее сохранившейся части церкви, возвышается Колокольня Святой Воды (The belfry of the holy water) с прекрасными колоннами коринфского ордера. В монастыре также есть готическое здание 13-го века, которое на самом деле служит погребом, над которым находятся склады для муки. Эта часть комплекса в настоящее время превратилась в небольшой музей, где можно увидеть модели аббатства, драгоценные артефакты и те части зданий, которые безвозвратно потеряны.

Сегодня аббатство Клюни считается одним из чудес древнего мира.







В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни (департамент Сона и Луара, Франция) бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни стало то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно Папе.

План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами.

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 915–927гг. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II).
Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса стала гигантская базилика Св.Михаила (1088–1150), известная как Клюни III, постройка которой была начата аббатом Уго (1049–1109).

Папа Урбан II освящает Клюни III

Длина базилики составляла 187 м, высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м), что делало её самой большой церковью Европы вплоть до реконструкции Собора Святого Петра в Ватикане.

Грандиозная пятинефная базилика имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма.

Капитель колонны

Капитель колонны, изображающая деревья и реки рая

Капитель колонны, изображающая Авраама, Исаака и ангела

Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы.

Начиная с эпохи Одона, второго настоятеля, управлявшего аббатством в 927–942, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. Другими замечательными аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Уго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования – в соответствии с идеалами клюнийского движения – уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период.

Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и четыре Папы, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы. Духовенство, короли и императоры были частыми посетителями аббатства Клюни.

Клюнийский Аббат Уго, император Генрих IV и Матильда Каносская

Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049–1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании. При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122–1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. В клюнийскую конгрегацию входило более 10000 монахов, живших в 1100 монастырях.

В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов.

В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.

Клюни, возможно, был самым богатым монастырем в западном мире, и это позволяло ему нанимать руководителей и работников, а самими братьями не выполнять физической работы.

Несмотря на обет бедности, братья аббатства Клюни в были состоянии позволить себе огромные канделябры из чистого серебра и золотые чаши, инкрустированные драгоценными камнями для использования на алтарях. Вместо бульона и каши, которые были традиционный монашеский пищей, братья ели очень хорошо, наслаждаясь жареными цыплятами (роскошь во Франции в то время), винами из своих виноградников, и сырами, сделанними их работниками. Братья носили тонкие льняные хабиты и изящные шелковые ризы во время мессы. Такое богатство позволило братьям проводить часы в почти постоянной молитве.

С XIII века начался постепенный упадок конгрегации, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В XIV-XV веках от клюнийской конгрегации отделились монастыри за пределами Франции, которые перешли в другие монашеские ордена, основанные на бенедиктинском уставе. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к упадку монастыря и потере клюнийской конгрегацией своей независимости от светской власти.

Часовня Жана Бурбонского

В эпоху последующих монархов Клюни стало одним из главных бенефициев: его настоятелями были и Ришелье (1585–1642), и Мазарини (1602–1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен.

Арка, построенная кардиналом Ришелье, когда он был Аббатом Клюни

Эти роскошные апартаменты должны были стать общежитием для монахов, но завершены были лишь перед закрытием монастыря в 1790г. и монахи так в них и не въехали

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Библиотека аббатства, содержавшая множество бесценных сокровищ, была разорена гугенотами в 1562 и революционными толпами в 1790. Большая часть уцелевших рукописей из этой библиотеки ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже.

Это был не просто монастырь, а целая монашеская империя, в которую входило 1100 монастырей - от Англии до Италии и от Португалии до Германии. Орден Клюни насчитывал более 10 тысяч монахов.

После Великой французской революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы.


«Дорогая русская редакция Международного французского радио. Я вас, наверное, не удивлю тем, что я ваш давний слушатель и поклонник. Но, думаю, что духовные лица вам пишут не часто. Я дьякон, и мне очень хочется услышать рассказ о французских монашеских орденах. И еще я хотел бы, чтобы вы в одной из передач «По вашим заявкам» рассказали о первом французском христианском короле. С уважением отец Анатолий Сиротенко». Духовные лица, нам, действительно, пишут не часто, и я с удовольствием выполню обе ваши заявки, отец Анатолий. Сегодня я расскажу о Клюнийском аббатстве.

Свою историю Клюнийское аббатство ведет с начала 10 века. Тогда Святой Престол решил провести монастырскую реформу, в основу которой лег Устав Святого Бенедикта. Это правило было установлено в 6 веке отцом западного монашества Бенедиктом Нурсийским. Его девиз гласил «Ora et labora» («молись и работай»). Сочиненный святым Устав, предписывающий молитву (литургию), работу и учебу как важнейшие требования к монашеству, стал школой праведности для людей, пожелавших расстаться с мирской жизнью. Святой Бенедикт был не только основателем монашеского ордена, по сей день носящего его имя. Он считается одним из творцом христианского Запада. Папа Пий 12 назвал его отцом Европы. Павел 4 провозгласил его в 1964 году покровителем Запада. Вопреки общему пожеланию, он не был священником, а всего лишь дьяконом.

Аббатство Клюни было основано в Бургундии герцогом Гийомом Аквитанским в 909 или 910 году. Ему предназначалась роль главной обители реформированного бенедиктинского ордена. Первых насельников во вновь основанном монастыре было всего 12. Покровителями монастыря герцог Аквитанский выбрал Петра и Павла. А вновь образованную обитель он передал под покровительство Святого престола. С тех пор Клюнийский орден подчиняется Риму. В письме на имя Святого Отца Гийом Аквитанский писал: «Всем управляет Провидение, с этим никто не спорит. И если Провидение захочет, чтобы человек стал богатым, он им станет, если будет отпущенные ему средства употреблять правильно. Богатство человека – это освобождение его души. И я Гийом, герцог милостью Божьей, желая сделать угодное Господу для своего спасения – пока еще есть время – подумал, что будет правильным употребить часть моих богатств на богоугодное дело. Уповая на милость Христа и на любовь Бога и нашего Спасителя передаю Петру и Павлу обитель Клюни со всеми относящимися к ней угодьями» - писал в Рим герцог Аквитанский. Это письмо было также и просьбой к Святому престолу взять под свою защиту это огромное поместье, оградить его от притязаний светской власти. Рим принял этот более чем щедрый дар набожного Гийома Аквитанского.

Первый настоятель аббатства Бернон умер в 927 году. Начиная с эпохи второго настоятеля Одона, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. И здесь стоит сказать о важной детали. Согласно Хартии аббатства монахи, которых, как я сказала выше, поначалу было всего 12, выбирали настоятеля среди братьев. Это, кстати, было одним из важнейших пунктов Устава Святого Бенедикта, однако предписанию основателя бенедиктинского ордена до реформы в монастырях не следовали. Другими замечательными аббатами Клюни в первые века его истории были святые Майоль, Одилон и Гуго. Они неустанно трудились над основанием новых монастырей в соответствии с идеалами клюнийского движения. Все созданные ими на протяжении почти трех веков монастыри подчинялись аббатству Клюни. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась очень действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в Католической церкви в тот бурный для истории европейских государств и Папства период.

Влияние аббатства было настолько сильным, что Клюни получило право чеканить свою монету, открывать школы и собирать библиотеки – одним словом аббатство Клюни было не только большим духовным, но и культурным центром. Вершины своего могущества Клюни достигло при шестом настоятеле Гуго Семурском, который управлял уже не одним монастырем, а целой широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049-1109 годах. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникли по всей Франции, в Англии, Италии, Германии и Испании. При святом Петре Досточтимом, настоятеле Клюни в 1122-1156 годах, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. Из стен клюнийских монастырей вышли четыре Понтифика, в их числе Папа Григорий 7. Так что проведенная им церковная реформа была клюнийской. Своего могущества Клюнийское аббатство достигло в первой половине 12 века. До учреждения аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена обязан был провести несколько лет в самом Клюни.

Главная церковь в Клюни, строительство которой началось в 11, и завершилось в 15 веке, была одной из самых больших в христианском мире. Она была украшена великолепной резьбой по камню и замечательными росписями. По величине и великолепию она уступала лишь Собору Святого Петра в Риме. В Клюни и во всем ордене процветали разные виды искусства, включая музыку. Библиотека аббатства, в которой хранилось множество бесценных сокровищ, была частично разорена гугенотами в 1562 году. Окончательно ее разграбили революционные толпы через 200 лет – в 1790 году. Рукописи, которые монахам удалось спасти, теперь хранятся в Национальной библиотеке в Париже.

После революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы. Во второй половине минувшего века часть аббатства была реконструирована по найденным чертежам. Неподалеку от средневекового центра западного монашества находится всемирно известная экуменическая община Тэзе. Туда, кстати, часто приезжают православные из России. И уже стало традицией, по дороге в Тэзе посещать в Клюни. Да и самом бывшем аббатстве появились насельники – молодые французские католики. Так что духовная жизнь в Клюни продолжается.

Монастырь Клюни находится в 90 км на север от Лиона, недалеко от бургундского города Макон.

Все, кто интересуется историей Средних веков, знают какое влияние и значение имел монастырь Клюни в Х-ХII веках. Без преувеличения можно сказать, что здесь началось духовное возрождение Европы. После развала империи Карла Великого в Западной Европе наступило время междуусобных феодальных войн, продажи церковных должностей, пьянства и разврата. Но всегда находились люди, которых не устраивало такое положение вещей и которые хотели служить Богу.

В 909 году герцог Аквитании Гильом I Благочестивый передал аббату Бернону часть своих владений в Бургундии для основания нового монастыря Клюни, освященного в честь апостолов Петра и Павла. Изначально монастырь Клюни должен был стать образцом для духовного возрождения на Западе.

Монастырь Клюни выводился из какой либо светской или духовной власти и подчинялся исключительно Папе Римскому. В монастыре вводился древний устав Св. Бенедикта. В 931 году началось создание Клюнийской конгрегации – первого на Западе монашеского ордена. Монастырь Клюни получил право принимать в ряды своей братии монахов из других монастырей, недовольных положением дел в их обителях. Вскоре влияние Клюнийской конгрегации распространилось на всю Францию, Италию, Испанию, Польшу и часть Англии. К 1150 г количество монастырей, находящихся под влиянием Клюни достигло 2000.

Монастырь Клюни стал кузницей кадров для Римской церкви. 12 кардиналов и несколько пап, в том числе и Григорий VII были клюнийцами. Пятеро из девяти первых настоятелей монастыря Клюни причислены к лику святых. Монастырь Клюни сразу же стал важным центром образования и паломничества. Школа для детей, библиотека монастыря были крупнейшими в Европе.
Паломники, отправляющиеся в Сантьяго де Компостелла, останавливались помолиться у мощей Св. апостола Петра, находившихся в то время в монастыре Клюни.

Здания монастыря Клюни поражали своим великолепием и размерами. Базилика Клюни III, выстроенная в 1088-1022 гг. оказала огромное влияние на романский стиль. Базилика Клюни III являлась самой большой в мире до 1550 г., вплоть до реконструкции собора Св. Павла в Риме. Длина базилики составляла 187 м, а высота более 30 м.
Но уже к XII веку влияние монастыря Клюни стало уменьшаться, и другие монастырские ордена стали приходить ему на смену — прежде всего орден цистерианцев.

В эпоху религиозных войн в XVI веке монастырь был разграблен гугенотами. Но самый страшный удар нанесла Клюни французская революция. Революционеры сразу же в 1790 году закрыли монастырь, выгнали монахов и разграбили, а затем в 1793 году продали здание главной базилики по частям, на камень и взорвали. А чтобы не было возможности восстановить церковь революционные власти проложили посредине остатков здания базилики улицу. Таким образом, более чем за 100 лет до Октябрьского переворота в России французские революционеры применяли на практике то, что впоследствии с еще большим размахом повторится в России.

Сегодня сохранилось не более 10 % строений от базилики Клюни. Это Башня и Капелла, но и этого достаточно что бы представить, каким грандиозным был замысел средневековых мастеров, и что только с помощью Господа в XII веке можно было возводить такие величественные сооружения.