Как между собой общаются животные: язык, движения. Языки животных - презентация План проведения проекта

Сусикова Елена Анатольевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №15

Учебный проект

Общение животных

Предмет, группа

Окружающий мир, 2 класс

Краткая аннотация проекта

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в

природных условиях. Теоретические знания, полученные на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе

процессов и явлений для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать

экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Опыт показывает, что учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно на доступном

для них уровне.

В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики

работы с детьми.

Разработанный проект “Общение животных” апробировался в начальных классах школы.

Он подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в самой

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Как животные общаются?

Проблемные вопросы:

Нужно ли человеку знать об общении животных?

Может ли человек определить что хочет животное?

Могут ли пригодиться знания об общении животных?

Учебные вопросы:

Что обозначают действия и повадки животных?

Как появились приметы связанные с животными?

План проведения проекта

1. Поисково-исследовательский этап

Планирование работы по проекту

Исследовательская работа по проекту

узнаём: есть ли язык общения животных.

2. Практический этап проекта

Составляем правила общения с животными

3. Заключительный этап проекта

Невероятные факты

Как правило, слыша звуки, которые издают представители фауны, мы не задумываемся над тем, что они означают, чаще всего, принимая их за бессвязные вопли.

Удивительно, но большинство животных общаются в гораздо более развитой форме, чем мы могли бы ожидать.

А некоторые из этих форм коммуникации могут нас очень сильно удивить.

Почему кот мяукает

1. Коты мяукают только на людей



На самом деле, коты не мяукают на друг на друга. Чтобы общаться с другими животными, они используют другие способы, такие как язык тела и шипение. Мяуканье является единственным средством общения с человеком.

Цвет шерстки кошки расскажет о ее характере

Коты мяукают, чтобы высказать своё приветствие людям, чтобы привлечь к себе внимание, попросить еды или же попроситься погулять. Единственным исключением являются котята, которые через мяуканье сообщают матери о том, что голодны.

Взрослые же коты, общаясь между собой, не мяукают.

Луговые собачки

2. Луговые собачки довольно сложно устроены



Думаете, наиболее сложны в интеллектуальном развитии дельфины или приматы? Тогда вы ошибаетесь. Оказывается, мозг луговых собачек не менее развит, чем у тех, кого мы считаем интеллектуальными царями животного мира.

Луговые собачки – это грызуны, обитающие в пустынях, и которых мы можем наблюдать периодически появляющихся на поверхности из-под земли.

Эти животные, общаясь, издают определенные звуки. Недавно исследователи обнаружили, что возможно "речь" так называемых луговых собачек может быть самым сложным языком общения среди представителей животного мира.

Грызуны с удивительной точностью могут описать хищников, в том числе вид, размер и форму. Они даже могут сообщить, в одежду какого цвета одет человек и с точностью определить, есть ли у него оружие.

Они могут передать эту информацию буквально в одном сообщении, которое длится всего лишь несколько долей секунды.

3. Жуки используют азбуку Морзе



Можно себе представить, как сложно общаться и передавать информацию сородичам в огромном лесу, если ты маленькое беззащитное насекомое.

Однако природа и тут внесла свою лепту. Жуки общаются между собой с помощью "языка", который напоминает азбуку Морзе.

В случае необходимости насекомое, находящееся ближе всех к очагу опасности, подаёт специальные сигналы. Отголоски сигнала по коре дерева доходят до остальных членов "группы". Таким образом, вся процессия узнаёт о возможной угрозе.

В ночное время, когда все звуки особенно обострены в ночной тишине, передача этих сигналов напоминает тиканье часов.

Звук слона



Однако биолог Андреа Туркало (Andrea Turkalo) в ходе недавних исследований обнаружил, что у слонов так же, как и у людей, разные голоса, по которым их можно с легкостью отличать от других сородичей.

В течение 19 лет биолог изучал лесных слонов в Конго и с уверенностью заявляет, что по звуку, издаваемому этим умнейшим животным, можно идентифицировать каждого индивидуума.

Сейчас Андреа Туркало работает надо тем, чтобы правильно интерпретировать эти звуки. Ученый хочет создать нечто вроде словаря, который будет переводить "разговор" слонов на язык человека.

Туркало отмечает, что в "языке" слонов явно преобладают гласные звуки.

Куры несушки и яйца

5. Куры разговаривают с яйцами, а те им отвечают



Нет ничего удивительного, когда мама воркует над её будущими детьми. Однако, многие женщины будут удивлены, если плод ответит на их воркование.

А вот для наседок в этом нет ничего странного. Скорее, наоборот, для кур это стандартная процедура. Примерно за сутки до того, как вылупиться, цыплята начинают попискивать, находясь в яйце, таким образом они отвечают маме на её кудахтанье.

6. Бабуины ненавидят сленг



Всем известно, что бабуины находятся на высшей ступени развития среди представителей фауны. Как выяснилось, эти животные способны даже чувствовать нашу боль.

На протяжении полутора месяцев ученые подвергли группу из шести бабуинов различным интеллектуальным испытаниям, в ходе которых был использован компьютер с сенсорным экраном, показывающий серию слов.

Суть этих испытаний состояла в том, что бабуины должны определить, какие из этих слов имеют смысл, а какие из них были простым набором букв.

Животные с удивительной точностью справились с поставленной перед ними задачей. Придуманные слова они отметали довольно быстро, а вот на реально существующих словах бабуины останавливались, всем своим видом показывая удовлетворение от того, что они не ошиблись.

7. Лягушки разговаривают



Собаки не являются единственными представителями животного мира, кто обладает способностью слышать высокочастотные тона вне диапазона человеческого восприятия.

Лягушки, обитающие в Юго-Восточной Азии, могут общаться с помощью ультразвуковых частот, которые не слышны людям.

10 самых красивых и ядовитых лягушек

Этот особый вид лягушек может издавать звуки до 38 килогерц, что на 18 герц выше, чем могут обнаруживать люди.

Ученые считают, что таким образом лягушкам легче выживать в природных условиях. Эти создания обитают в районах с падающей водой, где более низкие частоты трудно расслышать. Таким образом, лягушки приспособились передавать информацию друг другу.

Язык дельфинов

8. Дельфины учат второй язык



Наблюдения за дельфинами показали, что эти умнейшие млекопитающие во сне разговаривают на другом языке.

В бодрствующем состоянии они не были замечены в имитировании инородных звуков, а вот во время сна издаваемые дельфинами звуки, носили зловещее сходство с другими.

Повторяющий попугай

9. Попугаи не копируют нас бездумно



Существуют документальные подтверждения случаев, когда попугай не просто бездумно повторял звуки, которые он слышал, но и умел распознавать слова, отдельные фразы, а также вести беседу.

Африканский серый попугай по имени Алекс прославился благодаря своей способности идентифицировать цвета и формулировать абстрактные понятия, такие как размер и разница.

Алекс довольно резво шутил со своим хозяином, проговаривая фразу: "Не говори мне, чтобы я успокоился".

Топ 10 говорящих птиц

Некоторые попугаи запоминают и воспроизводят до нескольких сот слов и фраз. Знаменитая самка попугая Прудл (Prudle) была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, так как на момент смерти знала 800 слов. А в словаре попугая Нкиси (N’kisi) 950 слов, а также всевозможные шутки, которые заставляют слушателей смеяться.

10. Некоторые рыбы используют язык жестов



Коралловые окуни координируют свои действия со своими сородичами, находясь в погоне за пищей.

С помощью собственного носа и движений, похожих на танец, окуни сигнализируют остальным членам процессии о том, что пища близко, и что стоит приложить определенные усилия, чтобы её заполучить.

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9

Населённый пункт: рп.Ближне -Песочное г.ог.Выкса

Наименование материала: Проект

Тема: "Язык друг - язык враг"

Описание:

Вид проекта – познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта – среднесрочный. Объект исследования - Язык Участники проекта – дети старшей группы, воспитатель, родители. Срок реализации проекта – 1 месяц (18.01.16г.- 15.02.16г.)

Ссылка на публикацию:

http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=3914

Опубликовано 07.06.2016

Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
Проект

«Язык – друг или враг?»

Выполнил:
Воспитатель Белякова А.П. дети 5-6 лет г.о.г. Выкса р.п. Бл – Песочное 2016г.

Вид проекта
– познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта
– среднесрочный.
Объект исследования
- Язык
Участники проекта
– дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта
– 1 месяц (18.01.16г.- 15.02.16г.)
«Все органы тела устают когда – нибудь, но только не

язык.»

Конрад Аденауэр

Актуальность
Если представления большинства детей о роли организма в общем плане соответствует действительности, то значение и роль организма в жизни человека дети понимают односторонне, недооценивая всей важности внутренних органов и не представляя себе всего многообразия их функций. На занятии по теме «Какой орган самый главный?» речь зашла о языке. Возник вопрос: «Можно прожить без языка, так ли он важен?». Дети захотели узнать всё о языке человека и животных.

Гипотезы
 Язык –это друг?  Язык – это враг?
Что мы знаем?
 Язык есть у людей и животных.  По цвету языки бывают розовые и красные.  По форме языки овальные.  При помощи языка люди разговаривают, едят.  Животным язык нужен для того, чтобы есть, облизываться.
Что хотим узнать?
 У всех ли одинаковые языки.  Какими языки бывают по форме и цвету.  Для чего ещё нужен язык человеку и животным.  Что можно определить с помощью языка.  Что для языка полезно, что вредно.  Если это важный орган, то как его беречь.
Как можно узнать?
 По телевизору.  В интернете.  Спросить у воспитателя.  Прочитать в книге.  Спросить у родителей, у дедушки с бабушкой.  Могут рассказать друзья.
Цель проекта:
Создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о человеке и животном мире.
Задачи проекта:

1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования. 2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи. 3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. 4. Формировать умение объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами. 5. Подвести детей к выводу о том, что язык выполняем много всяких функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением. 6. Познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта. 7. Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты.
Ожидаемый результат:
1. Дети получат первичные представления о языке, узнают его основные функции.
2. У детей появятся простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья 3. Разовьется познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования. 4. Сформируются навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи. 5. Разовьется самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. 6. Сформируются умения объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами. .
Формы и методы реализации проекта:
Беседы. НОД
Чтение художественной литературы. Отгадывание загадок. Наблюдения. Игровая деятельность. Продуктивная деятельность детей. Проведение опытов. Домашние задания.
Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный.
Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Составление плана проекта. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Работа с детьми, родителями. Пополнить уголок экспериментирования необходимыми материалами. Составление сообщений на тему «Языки животных» и подготовка детей. Просмотр картинок и фильмов через интернет «Все о языке» Рассматривание иллюстраций Изготовление макета языка
2 этап: Основной.

Беседы:
«Что такое язык? » «Нос и язык»
Цель:
дать детям первичные знания о языке.
«Зачем животным язык? » «Мое любимое животное».
Цели:
воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты. «Язык - враг» («Язык-липучка»). «Какой орган самый главный?»
Цель:
сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья. «Как надо беречь органы речевого аппарата».
Цель:
познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта. «Что не любит и любит наш язычок?» «Зачем собака высовывает язык? »
Цели:
формировать умение объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Непосредственно – образовательная деятельность:
Речевое развитие: «Как мы говорим».
Цель:
объяснить детям, как образуется речь у человека. Познакомить детей с процессом речеобразования и со значением разных органов в образовании звуков. Речевое развитие: «Веселый язычок».
Цель:
продолжить формировать способность к наблюдениям и самонаблюдениям; развивать логическое мышление. Познавательное развитие: «Что такое микробы?»
Цель:
дать детям простейшие представления о микроорганизмах. Познавательное развитие: «Для чего нужен Язык?»
Цель:
дать детям первичные знания о языке. «Художественно- эстетическое развитие» лепка «Животные с разными видами языков.

Цель:
Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие.
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Сашина каша» Н. Носов «Фантазеры». В. Драгунский «Тайное становится явным».
Цели:
познакомить детей с новыми произведениями, формировать умение внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы по содержанию. «Интересное о языке». Немного истории. Загадывание загадок о языке. Пословицы и поговорки о языке. Знакомство с энциклопедическим материалом.
Цели:
подвести детей к выводу о том, что язык выполняем много всяких функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением.
Отгадывание загадок о языке:
Всегда он в работе, когда говорим, А отдыхает, когда мы молчим. За стеной костяной соловейко живет. Всегда во рту, а не проглотишь Если б не было его, Не сказал бы ничего.
Лежит доска на болоте. Лежит в море пластинка, Не сохнет, не мокнет. Мокрый теленок В огороде живет. Скок да скок – За решеткой зверек. Что бы ты ни знал- Обо всем рассказал.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Вредные и полезные продукты». Дидактическая игра «Язык и нос заменяют друг друга». Дидактическая игра «Угадай на вкус». Дидактическая игра «Помоги Хворайке» Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Дидактическая игра «Научим Незнайку ухаживать за языком». Элемент сюжетно –ролевой игры «На приеме у врача». Настольно – печатная игра «Кислое, соленое, горькое, сладкое». Словесная игра «Угадай, кого опишем». Словесная игра «Что было бы, если….»
Цели:
развитие познавательного интереса, образного, творческого, логического мышления, слухового восприятия, памяти, речи.
Продуктивная деятельность:

Рисование по пословицам о языке. Зарисовка значков «Что вредно, что полезно для речевого аппарата». Рисование символов «Чем служит язык для животных».
Опыты:

«Язык - друг»

Опыт №1 «Разное по вкусу».

Цель:
Дать представление о том, что разные участки поверхности языка воспринимают продукты по- разному.
Вывод:
Большинство вкусовых рецепторов находится на кончике языка; чтобы меньше ощутить вкус продукта, его нужно положить как можно дальше на язык.
Опыт №2 «Отличие языка человека от языка кошки».

Цель:
показать детям, как работают языки человека и кошки.
Вывод:
Язык кошки и человека отличается, поэтому кошка может лакать молоко а человеку лучше пить его из чашки.
Опыт№3 «Язычок - трудовичок».

Цель:
показать детям, как иногда мы не понимаем людей, у которых проблемы с речью.
Вывод:
Когда дети плохо произносят слова, мы их не понимаем, надо делать зарядку для языка.
«Язык - враг»

Опыт №1«Как микроб попадает в рот».

Цель:
дать представление о том, как микробы и бактерии влияют на язык, познакомить с болезнями языка.
Вывод:
 Не облизывать игрушки  Не брать в рот ничего  Не совать пальцы в рот  Вымыть руки после туалета, улицы, прогулки  Чистить язык
Опыт №2 «Липучка»

Цель:
показать детям, что происходит с языком на морозе при соприкосновении языка с железом.
Вывод:
 зимой нельзя лизать забор, железо, потому что язык влажный, во рту находиться слюна;  надо быть внимательным;  в рот могут попасть микробы;
Взаимодействие с родителями
Создание альбомов детей совместно с родителями: «Язык дятла», «Зачем муравьеду язык?», «Зачем змее язык?», «Зачем хамелеону язык?», «Каймановая черепаха»,
«Для чего кошке язык?».  Предложить подобрать пословицу или поговорку про язык и нарисовать к ней рисунок.  Домашние задания для родителей и детей (наблюдение за домашними животными, разучивание пословиц и поговорок о языке, нарисовать к ним рисунок).
Результат:
1. Дети получили первичные представления о языке, узнали его основные функции. 2. У детей появились простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья 3. Развился познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования.
4. Сформировались навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи. 5. Сформировалась самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. 6. Сформировались умения объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами. .
3этап-Заключительный:
1.Выставка детских рисунков. 2.Оформление папки передвижки «Артикуляционная гимнастика» 3. Оформление папки передвижки «Немного из истории языка»

Список литературы:
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, - М,:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/ сост. Н.В.Нищева. – СПб, : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 2013. 3.Проектная деятельность старших дошкольников/сост.В.Н. Журавлёва. – Волгоград: Учитель, 2011.

Животный мир удивителен и невероятно интересен. Наблюдать за повадками зверей увлекательное занятие. Могут ли они разговаривать? Как между собой общаются животные? Понимают ли друг друга представители разных подвидов?

Животное: границы понятия

В зависимости от взятых за основу критериев, даются различные трактовки слова «животное». В узком смысле, В более широком понятии - все четвероногие. С научной точки зрения, животными являются все, кто умеет передвигаться, и те, у кого в клетках есть ядро. Но что можно сказать о тех видах, которые ведут неподвижный образ жизни. Или, наоборот, о микроорганизмах, постоянно пребывающих в движении? Если говорить о том, как животные общаются друг с другом, то внимание нужно уделить, преимущественно, млекопитающим, однако, птицы и рыбы тоже имеют свои языки.

Язык животных

Язык является сложной знаковой системой. И это неудивительно. Если говорить о человеческом языке, то он принципиально отличается от остальных знаковых систем тем, что служит для лингвального выражения мыслей. Говоря о том, как между собой общаются животные, можно отметить, что в науке есть отдельный термин, обозначающий этот процесс - «язык животных».

Четвероногие особи доносят информацию до своего оппонента не только с помощью звуков. У них отлично развит язык жестов и мимики. У зверей, определённо, больше каналов связи, чем у людей. Если сравнить, как общаются животные и люди, то тут можно найти множество отличий. Свои намерения, волеизъявления, желания, чувства и мысли человек в основном вкладывает в речь. То есть основная нагрузка идёт на вербальное общение.

Животные, напротив, активно пользуются невербальными Их у них гораздо больше, чем у людей. Помимо присущих человеку невербальных средств (позы, жесты, мимика), они используют (в основном при помощи хвоста и ушей). Большую роль в общении для них играют запахи. Таким образом, язык как система фонем и лексем у зверей отсутствует. То, как между собой общаются животные, похоже на символы. Их язык - это, скорее, сигналы, которые они используют для передачи информации сородичам.

Язык рыб

Звуки, издаваемые человеком в процессе коммуникации, являются членораздельной речью. Это возможность речевого аппарата создавать фонемы разного способа образования: щелевые, смычные, дрожащие, сонорные. Ни одному виду животных это не свойственно. Однако язык звуков присущ многим зверям. Даже некоторые рыбы способны их издавать для информирования окружающих об опасности или нападении.

Например, скат ухает, сом умеет хрюкать, камбала издаёт колокольный звон, рыба-жаба гудит, сциена поёт. Звук рождается у них при вибрации жабр, скрежете зубов, сжимании пузыря. Есть рыбы, которые используют внешнюю среду для намеренного создания звуков. Так, лисья акула бьёт по воде хвостом во время охоты, пресноводные хищники в погоне за добычей выныривают.

Язык птиц

Пение и чириканье птиц не является бессознательным. У пернатых существует множество сигналов, которыми они пользуются в разных ситуациях.

Неодинаковые звуки издают птицы, например, при гнездовании и миграции, при виде врагов и поиске сородичей. Их подчёркивается в произведениях устного народного творчества, где герой, понимающий пернатых, является частью природы. Слуховой аппарат у птиц развит лучше, чем у других животных. Они чувствительнее людей воспринимают звуки, способны слышать более короткие и быстрые фонемы. Таким способностями, данными природой, птицы активно пользуются. К примеру, голуби слышат на расстоянии нескольких сот метров.

В языковом наборе птиц каждого вида есть несколько песен, которые они получают с генами и усваивают в стае. Известна способность некоторых пернатых к подражанию и запоминанию. Так, науке известен случай, когда африканский серый попугай Алекс выучил сто слов и разговаривал. Он также сумел сформулировать вопрос, чего учёные не смогли добиться от приматов. Лирохвост из Австралии способен передразнивать не только птиц, но и других животных, а также искусственно создаваемые человеком звуки. Таким образом, голосовые способности птиц велики, но, надо сказать, мало изучены. Птицы используют и невербальные средства. Если внимательно понаблюдать за тем, как животные общаются между собой, язык движения у них тоже будет заметным. Например, распушённые перья говорят о готовности к драке, большой открытый клюв - знак тревоги, его щёлканье - угроза.

Язык домашних животных: кошки

Каждый хозяин, наблюдая за поведением своих питомцев, замечал, что они тоже умеют разговаривать. На уроках природоведения и окружающего мира изучается то, как животные общаются между собой (5 класс). К примеру, кошки по-разному могут мурлыкать, если просят еду, когда отдыхают. Они мяукают рядом с человеком, но молчат или шипят наедине с сородичами, используя для общения язык телодвижений.

Особенно интересно наблюдать за положением их ушей: вертикально поднятые означают внимание, расслабленные и вытянутые вперёд - спокойствие, направленные назад и прижатые - угрозу, постоянное движение ушами - сосредоточенность. Хвост пушистых созданий является важным сигнализатором для окружающих. Если он поднят, значит кошка довольна. Когда хвост поднят и распушён, то зверёк готов к атаке. Опущенный - знак концентрации. Быстрые движения хвостом - кошка нервничает.

Язык домашних животных: собаки

Иллюстрируя то, как между собой общаются животные, можно сказать, что тоже разнообразен.

Они умеют не только лаять, но и рычать, выть. При этом гавканье собак бывает различным. Например, тихий и редкий лай говорит о привлечении внимания, громкий и протяжный означает опасность, присутствие чужого. Рычит собака, защищаясь, или охраняя добычу. Если она воет, значит, ей одиноко и грустно. Иногда она визжит, если кто-то сделал ей больно.

То, как между собой общаются животные с помощью невербальных средств коммуникации, демонстрируют кролики. Они крайне редко издают звуки: в основном при сильном волнении и испуге. Однако язык телодвижений у них развит отлично. Их длинные уши, способные крутиться в разные стороны, служат для них источником информации. Для общения друг с другом кролики так же, как кошки и собаки, используют язык запахов. У этих животных есть специальные железы, которые образуют пахнущие ферменты, которыми они ограничивают свою территорию.

Язык диких животных

Поведение и то, как общаются животные в дикой среде, похоже на повадки домашних животных. Ведь многое передаётся через гены. Известно, что защищая себя и охраняя свою территорию, дикие звери громко и злобно кричат. Но на этом система их языковых знаков не ограничивается. Дикие животные общаются много. Их коммуникация сложна и интересна. Всемирно признанные самые смышлёные животные на планете - дельфины. Их интеллектуальные возможности до конца не изучены. Известно, что они имеют сложную языковую систему.

Помимо щебета, который доступен человеческому слуху, они общаются ультразвуком для ориентации в пространстве. Эти удивительные животные активно контактируют в стае. При общении они называют имена собеседника, издавая мгновенный уникальный свист. Определённо, мир природы своеобразен и увлекателен. Человеку ещё предстоит изучить то, как общаются животные между собой. сложная и исключительная, присуща многим братьям нашим меньшим.

Некоторые животные очень гордятся своими языками и тем, что они могут сделать благодаря им. Язык животных используется ими не только по прямому назначению: для помощи в жевании, глотании и для определения вкуса, но и при помощи языка животные могут делать совершенно разные вещи.




Пёстрый дятел Вот дятел в лесу постукивает клювом по коре и слушает, есть ли внутри ствола ходы с вредителями, короедами и древоточцами. Вот и вредительский потайной ход открылся. А добыча где же? Спряталась, ушла глубже в ствол. Не беда! Язык у дятла длинный, и очень липкий. Запускает его дятел в проход и отыскивает добычу в самых дальних закоулках.


Очень похоже на дятла работает языком гигантский муравьед. Днём и ночью бродит муравьед в поисках пищи, а когда находит постройку термитов или муравейник, то ударом передних лап проламывает крепкие стенки. Потом просовывает в пролом узкую морду и длинным языком добирается до середины гнезда. Длина языка более полуметра, а втягивать и выпускать его муравьед может часто-часто – по 160 раз в минуту. Язык липкий, в слюне, поэтому к нему легко прилипают насекомые. За день муравьед может слизать до 30 тысяч муравьёв и термитов.


Змеи У змей язык - как рогатина – раздвоенный на конце. Часто ошибочно его называют жалом. Змеи могут определять языком вкус и даже запах. Вместо того чтобы использовать свои языки для пережёвывания пищи, змеи ими нюхают. Своеобразная вилка на языке даёт змее всю информацию о наличии других животных в округе. Некоторые ядовитые змеи, используют язык для предупреждения. Угрожающе размахивая им перед противником.


Хамелеон Цепкий и удивительно длинный язык хамелеона может вытягиваться в два раза больше, чем длина тела хамелеона и двигаться быстрее, чем человеческий глаз может уследить. Язык представляет собой длинную трубку с липким шариком на конце. Эта клейкая слизь на конце языка помогает хамелеону удержать, подтянуть и отправить в рот не только «подстреленных» насекомых, но иногда даже мелких птиц и ящериц.


Чрепаха У этой черепахи язык выглядит как большой красный червяк, с помощью которого она заманивает добычу. Когда черепаха хочет есть, она ложится на дно, раскрывает рот и начинает помахивать червеобразным извивающимся языком– приманкой. Рыба, привлечённая этим, заплывает черепахе прямо в рот – ам! Черепаха закрывает рот и съедает добычу.




Язык кошки устроен таким образом, что, когда она зачерпывает им жидкость, язык становится похожим на лопатку или ложку. Кошка опускает язык в воду и зачерпывает её. Крючкообразные наросты на кошачьем языке, которые при еде помогают ей расправиться с пищей, во время питья задерживают воду. И кошка, собрав жидкость в получившуюся ложечку, возвращает её обратно в пасть


Длина языка круглогубой летучей мыши больше длины тела. Столь длинный язык нужен этой мыши, чтобы добывать нектар цветка. На языке у неё имеются множество волосков, которые впитывают нектар и переносят пыльцу от дерева к дереву. Такой язык не умещается во рту, поэтому для него отведено специальное место в грудной клетке.








Некоторые гекконы (семейство ящериц) языком протирают глаза от пылинок и соринок. Язык может быть «насосом» для добывания нектара из цветка, как у колибри, Самый большой язык у синего кита. На его языке может поместится 50 человек. Языком кит пользуется как ковшом, зачерпывая воду и фильтруя из неё для себя пищу.


Мы узнали, что язык у каждого вида животных имеет своё особое строение и определённую длину. Он очень важен для животных, и без него они просто погибнут. Языком животные умеют делать самые разные вещи. Он может служить ловлей добычи, приманкой, предупреждением. При помощи языка они нюхают и чистят шкурку. А зачем язык нужен нам?