Модернизация как важная научная и производственная проблема. «Современный этап модернизации: на пути к Мир-организму» С

Политическая модернизация общества является необходимым осознанным процессом систематизации, классификации и формализации идей гражданского порядка с целью проектирования на этой основе оптимальной стратегии социального развития. Ключевыми понятиями модернизации являются «согласованность ветвей власти», «устойчивый процесс социального развития», «опорные социальные ориентиры». Сегодня нельзя строить власть «на авось». Жизнь требует нового подхода, объединяющего частные теории и концепции. Философия нашей концепции опирается на идеи Востока и Запада. На Востоке основной задачей власти является обеспечение общественного порядка. В обществах Запада обсуждается дилемма «демократия либо авторитаризм». В целом главной проблемой философии политики стал вопрос измерения властных функций всех сфер общественной жизни. Мы предлагаем властные измерения проводить методом объединения отдельных свойств демократической и авторитарной стратегий. В этом состоит наша идея синтеза оптимальной динамической стратегии социального развития.

Разберем основы европейской стратегии, которая выросла из морали протестантских общин: «будь нетерпим к ошибкам окружающих, будь прилежен, будь бережлив». Принципиально, эта мораль способна сплотить общину под руководством сильного лидера, но не выдерживает проверки по критерию «то же самое» в разных ситуациях. Единый подход к оценке «то же самое» предложил Лука Пачоли в форме бухгалтерского учета. Это был первый в истории этап модернизации общества, построенный на контроле на недоверии, давший инерционную устойчивость бюрократизму, демократии, индивидуализму, достигший своего апогея в XIX веке и пришедший в упадок к ХХI веку.

Первая успешная система отношений «на недоверии» реализована в Конституции США в форме противодействия ветвей власти. На протяжении 150 лет Конституция была главным продуктом экспорта США и стимулятором внешних инвестиций. В итоге смысл демократической модернизации свелся к тотальному применению принципа взаимного недоверия и проявился в социальных ориентирах: контроль ошибок, воспитание прилежности, сохранение собственности. В.И. Ленин назвал эти отношения «войной всех против всех». Макс Вебер в кн. "Протестантская этика и дух капитализма" именует эти отношения западным капитализмом, основанным на признании субъектов хозяйствования, повсеместном применении бухгалтерского учета и отчетности, развитии методов анализа, рациональном управлении, протестантской этике.

Второй исторический этап модернизации реализован в СССР в форме централизованного планирования, ядро которого составляет контроль исполнения ГОСТов. Этот этап был оформлен системой социальных ориентиров: контроль исполнения ГОСТов, воспитание исполнительной дисциплины, выполнение плановых заданий. Принцип этой системы, - приумножение общественной собственности (ст.131. Конституции СССР 1937), а ориентир для подражания, - структура отраслей развитых стран.

Третий исторический этап объединительной модернизации общества осуществляется сегодня через контроль доверием на отношениях согласия, он имеет цель приумножения собственности на основе развития креативных инициатив населения, опираясь на конституционное право трудиться по способностям (ст.41, Конституции СССР 1977 г.; ст.34, Конституции РФ 1993г.) и содержит социальные ориентиры: контроль инициативы субъекта, воспитание ответственности, компетентная деятельность.

Первый из упомянутых исторических этапов модернизации общества представляет социальный коридор, в котором порядок возникает в результате непрерывного поиска равновесия между противоборствующими ветвями власти. Здесь формальный порядок можно выразить системой однородных алгебраических уравнений, где интенсивность контроля ошибок такая, какая необходима для обеспечения прилежности и сохранения собственности; соответственно, подобные уравнения можно выразить для прилежности и сохранения собственности. Полезность такого режима контролируется и направляется общественными организациями и СМИ. Идеология первого этапа модернизации успешно освоена в США, чем привлекла инвесторов всего мира. Безграничный доступ к дешевым кредитам позволил США развиваться 150 лет.

Советская модернизация шла под лозунгом «догнать» структуру отраслей развитых стран. Успех здесь возникал за счет ножниц между статичным тарифным нормированием и динамичным техническим нормированием. Идеология не имела глубоких моральных и нравственных традиций, поэтому советская модернизация была обречена. Вторая мировая война затормозила гибель режима до конца 20-го века. Сегодня советский режим канул в Лету, хотя идея подражания новациям является полезной и нуждается в локальном исполнении.

Третья историческая волна объединительной модернизации возникла из необходимости сгладить издержки прежних этапов, где мораль и нравственность отдалились от реальности, где люди в массовом порядке утратили эстетическое начало и инициативное принятие самостоятельных решений, ушли от социальной активности, стали «лишними» в обществе. По данным интернета число «лишних» россиян приблизилась к 100 млн. Важно, что не общество их забраковало, но они сами сделали протестный выбор. Мы исследовали этот современный негативный социальный феномен на примере Чернобыльской АС, где в результате аварии исчезли социальные ориентиры и работники потеряли потребность и способность принимать решения. В таких экстремальных ситуациях люди страдают навязчивыми страхами и бессонницей. Организационно мы укрепили в коллективе ЧАЭС социальные ориентиры. Работники стали более адекватными, у них появилась потребность принимать решения, нормализовался сон, исчезли страхи. Наш вывод: сущностью человека является эстетика опережающего ориентирования в форме согласованного единства социальных ориентиров; при большом рассогласовании ориентиров человек теряет связь с социумом, отказывается принимать решения. Согласование ориентиров возвращает человеку адекватность.

Представляется, педагогическая личностно ориентированная парадигма вызвана необходимостью устранить разногласия между эстетическим началом человека и устаревшими элементами этической практики, что проявилось системным кризисом идеологии, разрушением советской государственности, кризисом педагогической науки и требует обретение человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры. На этом пути возникла потребность создать и запустить механизмы, направленные на скорейшую координацию факторов образовательного процесса.

Предлагаемый курс подготовки организаторов модернизации образовательного процесса посвящен механизмам систематизации, классификации и координации факторов образовательного процесса путем объединения трех исторических этапов модернизации. Содержание модернизации, - это систематизация социальных ориентиров граждан и приведение их в соответствие информационному уровню, общественному характеру, потребностям развития общества. Образование, как авангардная отрасль экономики, находится на переднем рубеже модернизации. Локомотивом здесь является новая личностная парадигма - ведущая тенденция педагогического сознания 21-го века. Согласно личностно ориентированной парадигме нуждаются в уточнении такие категории: базовые цели политики, собственность, свобода, равенство, социальные ориентиры человека, критерии согласования социальных ориентиров, - что входит в круг инструментов модернизации общества.

Делай добро и говори об этом

Пулатова Г.Э.

стажер-исследователь-соискатель Университета мировой экономики и дипломатии

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТАЙВАНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

После мирового финансово - экономического кризиса 2008 года мир вступил в активную фазу нового этап поиска перспективных путей реформирования и модернизации экономик стран. Модернизация считается условием успешного развития страны, и это подтверждается как историей, так и современной практикой.

Во многих языках понятия «модерный» и «современный» часто используются как синонимы, хотя между ними есть определенные различия. Так, «Новый толковый словарь русского языка» понятие «современный» объясняет, как относящийся к одной эпохе; происходящий сейчас, сегодняшний, нынешний; отвечающий требованиям своего времени, вызванный его требованиями, понятие «модерный» как новомодный, современный, новейший. В современном понятии «модернизация» употребляется для обозначения комплекса развития общества или отдельной его сферы, преобразования традиционных ценностей, структур и отношений в «модернизированные».

В экономической области модернизация, по мнению специалистов Ш. Айзен-штадта и А.Десаи, сопровождается: 1) заменой силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, которые используются в производстве, распределении, транспорте и коммуникации; 2) отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения; 3) расширяющаяся замена орудий труда машинами и сложными технологиями; 4) рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов эконо-

мики при одновременном сокращении первичного (добыча); 5) растущая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности - производства, потребления и распределения; 6) обеспечение самоподдерживающегося роста в экономике; по меньшей мере, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления; 7) растущая индустриализация1.

Примечателен опыт Тайваня, успешно осуществившего модернизацию экономики будучи аграрной страной бедной минеральными ресурсами и топливом. Рассмотрение основных направлений создания ею современного производства и трансформации общества от традиционного к современному, должно помочь определению приемлемой для нашей республики стратегии дальнейшего развития.

Тайвань входит в первую волну новых индустриальных стран. Его развитие началось на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов прошлого столетия, а уже к середине 1960-х он лидировал в мире

1 Ермаханова С. А. Теория модернизации:история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Е. Селиверстова, В.М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд. 2. С. 233-247

по темпам экономического роста. К концу 1980-х Тайвань достигает уровня среднеразвитых стран, благодаря политическим реформам, эта страна превращается в политическую демократию.

Как показывает мировая и Тайванская практика, процесс экономической модернизации страны зависит от нескольких международных и внутренних факторов, который можно условно разделить на 3 периода:

Первый период - 1952-1980гг., когда первоначально государство активно стимулировала сельское хозяйство, наименее пострадавшее во время Второй мировой войны. Были проведены земельные реформы, восстановлена инфраструктура и правительство добилось среднего ежегодного экономического роста 9.21 %, который в те времена был самым высоким в мире. С 1962 г. сельское хозяйство потеряло свою ключевую позицию как движущую силу экономики - начал быстро развиваться промышленный сектор. За исключением двух энергетических кризисов, в 1973-1974гг. и 1979-1980гг., промышленная отрасль Тайваня поддерживала средний ежегодный темп роста приблизительно 14 %.

С 1950 г. правительство приняло ряд планов экономического развития, способствовавшие экономическому росту и индустриализации. Первый четырехлетний план экономического развития (195356гг.) определил реконструкцию, которая позволила увеличить производство риса, удобрений, и гидроэлектроэнергии. Это привело к увеличению ВНП до 37 %. Во втором четырехлетнем плане (1957-60гг.) были поощрены отрасли промышленности импортозамещения, при этом ВНП увеличился на 31 %, а национальный доход на душу населения на 13 %. Третий четырехлетний план (1961-64гг.) стимулировал развитие трудоемких экспортных отраслей промышленности, основные услуги, энергетическое развитие, отрасли промышленности, способствовавшие сельскохозяйственному росту, научным исследованиям и разработке ограниченных природных ресурсов острова. Результатами было 42%-ое увеличе-

ние ВНП и 31%-ое увеличение дохода на душу населения. Эти ранние стадии развития были финансированы иностранными инвестициями всего на 2,2 миллиарда долларов США.

После сокращения иностранной помощи в 1965 г., был принят четвертый четырехлетний план (1965-68гг.) и сопровождался пятым четырехлетним планом (1969-72гг.). Увеличение ВНП в течение этих периодов составили 46% и 55%, соответственно. К 1971 г. экспорт товаров промышленного назначения увеличился, правительство начало переадресовывать свои приоритеты от трудоемких отраслей промышленности на развития таких капиталоемких секторов как кораблестроение, химическую и нефтехимическую промышленность. Шестой четырехлетний план (1973-76гг.), на который оказал негативное влияние международный кризис, был закончен только с 19%ым увеличением ВНП. Он был заменен шестилетним планом (1976-81гг.), который сосредоточился на расширении основных отраслей промышленности и завершении 10 главных инфраструктурных проектов, включая строительство сталелитейного завода в г. Гаосюне и нового порта Т"а^ипд.

Второй период - 1981-1999гг. - экономические условия во всем мире и в пределах самого Тайваня претерпевали большие изменения. Темпы экономического роста упали до уровня 7,15%, акцент экономики страны медленно переносился от промышленного сектора в сектор услуг.

Четырехлетний план (1986-89гг.), позволил добиться среднего ежегодного увеличения ВНП в размере 6,5%. Среди основных приоритетов этого периода его целей была стабильность цен, рост в секторе услуг (7,5%), либерализация торговли, поддержка регионального развития, рост в таких отраслях промышленности высокие технологии, как производство компьютеров, робототехники, и биоинженерии. В ответ на ослабевающий экспортный рост и замедление частных инвестиций на фондовом рынке в 1990г., правительство разработало шестилетний план (1991-97гг.) нацеленный на экономическое оживление. Этот план предназна-

чался для инвестиций, главным образом транспорте, телекоммуникациях, производстве электроэнергии, контроле за загрязнением окружающей среды. Стимулировались частные инвестиции в сектор научных исследований и высокие технологии. В 1990-е годы продолжалась приватизация правительственных предприятий, был открыт Тайваньский рынок для иностранцев по привлечению инвестиций в технологический сектор.

Несмотря на то, что средний уровень экономического роста уменьшился между двумя стадиями экономического развития, средний уровень экономического роста с 1952 до 2001 г. составил 8,13%.

С 1997 года высокие технологии стали обеспечивать почти половину всего объема тайваньского экспорта, по этому показателю остров занял 18 е место в мире. Технологические парки Синьчжу, Тайч-жун и Тайнань - превратились в основные базы деятельности не только для крупных, но и для многочисленных малых и средних предприятий, составляющих основу островной экономики.

Третий период - начиная с 2000 г. - экономика Тайваня возобновила путь устойчивого роста.

Шестилетний национальный план развития Тайваня (2002-08гг.) был назван "Вызовы 2008" который оценивался на $75 миллиардов долларов США, и имел семь целей: 1) расширить количество продуктов и технологий самых высоких мировых стандартов; 2) удвоить количество иностранных туристов; 3) увеличить расходы на научные исследования до 3% ВВП; 4) уменьшить безработицу до 4%; 5) увеличить средний темп роста до более чем 5%; 6) увеличить число широкополосных пользователей Интернет до 6 миллионов; 7) создать приблизительно 700 000 рабочих мест1.

Тогда же была принята программа создания «Зелёного силиконового острова», которая рассматривалась как комплекс правительственных мер, ориентированных на поиск оптимальных методов управления экономики основанной

1 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

на экономике на знаний - пришедшей на смену информационных технологий.

Программа предусматривала пять приоритетных направлений:

"Зеленый Тайвань" - поддержка всех видов деятельности, направленных на восстановление, сохранение и поддержание экологии;

"Динамичный Тайвань" - формирование базовой и научно-технической инфраструктур, необходимых для ускорения темпов экономического роста;

"Эффективный Тайвань" - реализация программы создания на острове комплексной транспортной сети;

"Качественный Тайвань" - создание условий для развития личностных качеств граждан;

"Привлекательный Тайвань" - превращение острова в место, приятное для проживания.

С 2002 до 2007г., экономический рост Тайваня колебался от 3,5% до 6,2% ежегодно. В 2008г. ВВП вырос на 0,7%, однако, в 2009г. темп роста ВВП уменьшился до -1,91% из-за глобального экономического кризиса. Благодаря осуществлению правительственных мер и увеличения экспорта до уровня предыдущих лет, в 2010г. темп роста ВВП составил 10,5%. В 2010 г. Тайвань оценивался как 20-ая крупнейшая экономика в мире с ВВП 427,0 миллиардов долларов США2

Промышленный сектор является ключевой движущей силой экономического развития Тайваня. За прошлые годы правительство стимулировало частный сектор, который позволил увеличить индустриальную конкурентоспособность и достигнуть устойчивого экономического роста. Вклад промышленного сектора в ВВП достиг пика в 1986 г. на уровне 44.8 % и с тех пор устойчиво уменьшился. В 2010 г. вклад промышленного сектора в ВВП уменьшился до 31.1 %, в то время как сфера услуг увеличилась до 67.5 %. С появлением экономики основанной на знаниях вклад сферы услуг в ВВП, продолжает повышаться; тогда как, вклад аграрного сек-

2 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

Таблица 1

Макроэкономические показатели Тайваня в 2010

ВВП (миллиардов долларов США) 427,0

ВВП, на душу населения (долларов США) 35,800

Уровень экономического роста (%) 10,5

Уровень безработицы (%) 5,2

Экспорт (млрд. долл. США) 274,6

Импорт (млрд. долл. США) 251,4

Торговый баланс (млрд. долл. США) 23,2

Золотовалютные резервы (млрд. долл. США) 387,2

Обменный курс (TWD:USD) 31,642

Источник: Отдел Статистики, Министерства Экономических Дел Тайваня1

тора в ВВП падал в течение многих десятилетий и упал до 1.4 % в 2010г.2

В 2009 г. продукция обрабатывающей промышленности с общей суммой 320202 миллионов долларов США составляла 91,48% общего объема производства промышленного сектора в Тайване. В пределах обрабатывающей промышленности продукция информационно-коммуникационных технологий составляла 34,2%, химическая промышленность 30,5%, металлообработка и машиностроение 24,2%, отрасли промышленности товаров народного потребления 11,1%3.

Модернизация и экономическое развитие страны было проведено благодаря сочетанию трех сил: мелкого и среднего предпринимательства, крупных корпораций и поддержки государства, которое позволило тому, что:

Около 8 миллионов населения страны трудятся на 70 тысячах мелких и средних предприятиях, которые создали очень гибкую структуру экономики;

За последние десятилетия в стране сформировалось 100 крупнейших корпораций, активно участвующих в отдельных отраслях промышленности, во внешней торговле и в операциях на фондовом рынке;

Государство регулирует важнейшие процессы в экономике, стимулирует

1 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

2 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

3 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/

экспорт, создавая специальные экономические зоны и научно-производственные зоны, которых в стране более 100 и их деятельность способствует дальнейшему росту научно-технического прогресса.

Наряду с успехами, Тайвань сталкивается со многими экономическими проблемами, как и другие развитые экономики. Зависимость от экспорта делает экономику страны уязвимой от подъемов и спадов в мировой экономике. Если в 2009г. ВВП Тайваня упал до 1,9% из-за 20 % уменьшения экспорта, то в 2010г. ВВП вырос на 10,5%, поскольку экспорт возвратился на уровень предыдущих лет. Дипломатическая изоляция Тайваня, низкий уровень рождаемости, и быстро стареющее население - главные долгосрочные экономические проблемы Тайваня. Соглашения о свободной торговле распространились в Восточной Азии в течение последних нескольких лет, но до сих пор Тайвань был исключен из большой экономической интеграции в значительной степени из-за его дипломатического статуса. Уровень рождаемости Тайваня (1,0 ребенок на 1 женщину) один из самых низких показателей в мире, поднимает перспективу будущей нехватки трудовых ресурсов, падающего внутреннего спроса, и уменьшения налоговых поступлений. Население страны быстро стареет, количество людей в возрасте старше 65 лет составляет 10,7% общей численности населения острова в 2010г4.

4 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012

Диаграмма 1:

Динамика состава ВВП Тайваня по секторам экономики

Динамика структуры ВВП

80 70 60 50 ^ 40 30 20 10 0

1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010

□ сельское хозяйство ■ промышленность □ услуги

Социальная модернизация. Первичная и вторичная модернизация.

Концепция модернизации . Дословно это означает осовременивание, ᴛ.ᴇ. осуществление изменений в направлении и в сторону современных объективных требований общественного развития.

Согласно Ш.Эйзенштадту, модернизация представляет собой своеобразный “вызов”, на который каждое общество дает “ответ” в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в его достоянии в результате длительного развития. Модернизация

В социологии под термином “модернизация ” подразумевается переход от традиционного аграрного общества к светскому, городскому и индустриальному обществу.

Эволюцию человеческой цивилизации, начиная с ее предыстории, можно подразделить на три общих этапа . На первом этапе наблюдалось появление примитивных обществ и общин. На втором этапе примитивные общества начали объединяться и трансформироваться в цивилизации. Третий этап берет начало в XVIII в. с наступлением промышленной революции и продолжается до настоящего времени. Важно заметить, что для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всœему миру.

Модернизация и индустриализация

Как известно, переход от традиционного общества к индустриальному принято называть модернизацией. Модернизация означает появление индустриального общества с динамичной высокодифференцированной организацией и сложной многослойной культурой. Модернизация охватывает более широкие процессы, чем индустриализация или даже возникновение капитализма. Основной смысл модернизации традиционных обществ состоит в увеличении независимости индивида, ᴛ.ᴇ. в освобождении личности.

Современное общество - ϶ᴛᴏ индустриальное общество. Модернизация общества прежде всœего предполагает его индустриализацию. Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности, бывают соотнесены с тем рядом перемен, который два столетия назад вызвал к жизни индустриальный тип общества. Это дает возможность предполагать, что термины “индустриализация” и “индустриальное общество” имеют не только экономическое и технологическое значение. Индустриализация - ϶ᴛᴏ стиль жизни, охватывающий глубинные экономические, социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессе всœесторонней индустриальной трансформации.

Модернизация – непрерывный и бесконечный процесс . Исторически период модернизации следует исчислять столетиями, хотя можно привести и примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация - ϶ᴛᴏ не раз и навсœегда достигнутое состояние. Очевидно, в ткань современных обществ вплетен динамический принцип, не дающий обществам достигнуть равновесия. Развитие обществ всœегда отличается нерегулярностью и неравномерностью. Каким бы ни был уровень развития, в обществе всœегда существуют “отстающие” регионы и “периферийные” группы. Οʜᴎ составляют источник постоянной напряженности и противоречий. Это явление связано не только с внутренним развитием отдельных государств. Оно наблюдается во всœемирном масштабе, по мере того как модернизация выходит за первоначальные рамки западных стран и начинает продвижение по всœему земному шару. Наличие стран с неоднородным и неодинаковым развитием вносит существенный элемент нестабильности в мировую государственную систему.

Модернизация имеет две основные фазы .

До определœенного момента своего развития процесс модернизации сохраняет институты и ценности общества и вовлекает их в то, что обычно воспринимается как прогрессивное движение к совершенствованию. Начальное сопротивление процессу модернизации должна быть резким и продолжительным, однако обычно оно обречено на провал. После достижения определœенной точки в своем развитии модернизация начинает вызывать всœе большее недовольство. Это частично объясняется завышенными ожиданиями населœения, которые были спровоцированы быстрыми первоначальными успехами и динамизмом современного общества. Группы имеют тенденцию предъявлять обществу повышенные требования, которым становится всœе труднее и труднее соответствовать.

Достигнув ускоренного уровня и мировых масштабов, модернизация вызывает новые социальные и материальные проблемы; они могут стать угрозой для тех принципов роста и расширения, на которых и базируется современное общество. Во время этой, второй фазы современные общества оказываются лицом к лицу с рядом новых проблем, решить которые традиционным национальным государствам часто оказывается не по силам. Но в мире преобладает система именно таких суверенных национальных государств с неодинаковым развитием и конфликтующими интересами.

При этом суть современного общества составляют вызов и ответная реакция на него. При рассмотрении природы и развития современного общества на первое место всœе-таки выходят не трудности и опасности, а тот успех, с которым современному обществу удалось осуществить самую кардинальную и далеко идущую революцию в истории человечества.

Первичная и вторичная модернизация

Первичная модернизация включает в себя эпоху первой промышленной революции и провозглашения равных гражданских прав. Она проходит в тех странах, которые находятся в окружении феодальных государств. По сути дела первичная модернизация решает классические проблемы становления капитализма, сопровождающегося социально-культурной эволюцией. Вторичная модернизация касается в основном стран, отставших в своем развитии, и протекает при наличии социально-экономических и культурных образцов в форме развитых индустриальных обществ. В этом случае проблема модернизации традиционного общества решается под непосредственным воздействием индустриального общества. Начиная с 70-х гᴦ. XX в. для теоретиков модернизации становится ясным, что вторичная модернизация в условиях господства на мировом рынке индустриально развитых держав невозможна путем первоначального накопления и постепенного капиталистического развития. Главным организатором вторичной модернизации является государство, что ставит на первый план проблемы государственной власти и политических элит, формирующих "диктатуры развития". Государство в данном случае силой навязывает массам определœенную модель превращения традиционного общества в индустриальное.

Литература

Социальная модернизация. Первичная и вторичная модернизация. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная модернизация. Первичная и вторичная модернизация." 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные этапы модернизации Китайской Народной Республики

Данная тема исследования весьма интересна, во-первых, по причине стремительного и успешного развития Китая на мировой арене. Экономическая модернизация как основная сила прогресса страны - это и есть приоритетное направление реформ, которые происходят в нашей республике. По этой причине пример успешного развития модернизационных процессов в КНР может быть для нас полезен в проведении национальных реформ внутри страны. К тому же понимание специфики политической культуры Китая создаст благоприятные условия для дальнейших взаимовыгодных отношений между КНР и Казахстаном.

Экономический подъем в Китае стал одним из наиболее важных событий в мире в конце прошлого века. За 30 лет системно-структурных и социально-экономических преобразований в условиях социализма с китайской спецификой КНР добилась грандиозных успехов в социально-экономическом развитии и создала высококонкурентоспособную экономику, которая и в условиях глобального кризиса обеспечивает высокие темпы экономического роста.

На данном витке развития, когда многие страны стоят на пути модернизации и реформ, специфический опыт Китая привлекает внимание благодаря не только своим особенностям, но и предварительным итогам модернизации, поставившей это государство в первую пятерку мировых лидеров по многим показателям. Опыт проведения политики модернизации в КНР вызывает огромный интерес, основанный на реальных достижениях Китая в кратчайшие, по историческим меркам, сроки в контексте сопоставления китайской модели с реформами в странах постсоветского пространства и других государствах.

Если мы хотим понять модернизацию Китая лучше, мы должны рассматривать ее как процесс изменений, долгосрочный переход от одного состояния общества к другому. Что касается модернизации Китая, то это процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу. В то же время мы должны учитывать, что модернизация Китая происходила в определенной среде, не схожей с западной.

Когда мы говорим о понятии «модернизация» в Китае, многие люди считают его новой концепцией. Э то неправильно. Период перехода Китая к современности, его интенсивной модернизации в научной литературе относят к первой половине XX в. - 1900-1950 гг. Это время китайского становления современности. Китайское государство этого периода рассматривается как субъект линейного развития страны, многотысячелетней истории Китая, в ходе которой формировалась специфическая китайская идентичность . На самом деле, понятие «модернизация» в Китае впервые появилось в 1919 году, во время «Движения Четвертого мая», когда некоторые интеллектуалы начали говорить о будущем Китая. Они, используя понятие «модернизация», выразили надежду на реализацию модернизации в Китае. На тот момент они имели в виду переход от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу, как современный Запад. С того момента «модернизация» стало ключевым словом в газетах и журналах того времени. Позже это понятие исчезло и вновь вошло в употребление в 30-е годы, когда Япония вторглась в Китай. В 1975 году премьер Чжоу Эньлай использовал это понятие в своем докладе и призвал китайское правительство реализовать «Четыре модернизации»: в области промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники. После окончания культурной революции Китай начал использовать концепцию модернизации снова, как лозунг и как задачи, которые должны быть достигнуты .

Профессор Восточно-китайского педагогического университета Ли Хунту в своей статье «Модернизация Китая: исторический обзор» разделяет модернизацию Китая на четыре периода, так сказать предлагает четыре различные модели модернизации для каждого периода. Проследим эти сложные ступени и различные процессы.

1. 1840 -1 910 гг . Это первый период и начало модернизации Китая. Ее целью было спасти страну от западного вторжения. Как нам известно, после промышленной революции Великобритания стремилась создать коммерческие отношения с Пекином, но все попытки не увенчались успехом. В 1840 году Британия победила Китай в первой опиумной войне, и Китай был вынужден открыть свои двери Великобритании и другим западным странам. Китай, получивший сильное поражение в опиумной войне, столкнулся с ситуацией, когда Китай уже не «центр мира» и уже не имел былую мощь, в то время как Великобритания и другие западные страны были могущественными. Китай начал понимать, что, для того чтобы победить Запад и сделать страну сильной, единственным решением было учиться у Запада. Таким образом, династия Цин решила начать реформы и развивать промышленность и технологии.

2. 1911 -1 949 гг . Это вторая модель модернизации, соответствующая изменениям от реформ в рамках федеральной системы династии к буржуазной революции. Когда военно-морской флот Китая потерпел поражение от своего соседа Японии в 1894-1895 годах в китайском Северном море, это был большой шок для Китая: Как большая страна, которая развивается в течение пятидесяти лет, может быть побеждена небольшой страной? Были выявлены основные причины. И одной из причин было то, что династия Цин проводила реформы в рамках федеральной системы династии, в то время как реформаторы в действительно не хотели изменить древний режим. Поражение против Японии показало, что невозможно было сделать Китай сильным, придерживаясь древнего режима, и что династия Цин не может проложить путь к модернизации. Радикальная группа была убеждена, что революция была абсолютной необходимостью. Это означало, что старый режим династии Цин должен был быть изменен и что должна быть создана новая политическая система. Они отвернулись от японской модели к французской и американской моделям, надеясь изменить традиционный Китай революционным путем.

Благодаря упорной работе, с 1912 по 1937 годы экономика страны не только восстановилась, но и возросла. Т от период называется в Китае «Золотой век» . Но эта благоприятная ситуация остановилась, когда в 1937 году Япония вторглась в Китай и резко нарушила процесс экономического роста в течение восьми лет. Сегодня, когда мы размышляем об этом периоде, мы не можем не поднять тот вопрос, что если бы не было в течение долгих восьми лет войны с Японией (1937-1945), Китай добился бы экономического роста сравнимого с промышленно-развитыми странами? Конечно, историю уже не переписать, и мы можем лишь строить свои догадки. После восьми долгих лет войны против Японии были еще три года гражданской войны (1946-1949), в которой две стороны, Гоминьдан и Коммунистическая партия, боролись друг с другом за власть. В конечном итоге коммунисты выиграли эту войну, и была создана новая страна. Она была основана на рабочем классе и крестьянстве, в отличие от Гоминьдана, который упор делал на буржуазный, или капиталистический класс. Это также означало, что Китай впервые с 1840 года восстановил национальное единство и суверенитет. Одним словом, Китай вступил в новую эпоху модернизации.

3. 1949 -1 976 г . г. Это уже третья модель, соответствующая переходу от капиталистической к социалистической модернизации. После победы в гражданской войне новые лидеры столкнулись с трудной ситуацией. Китай все еще являлся бедной и отсталой страной, хотя ее промышленность развивалась с середины XIX века. Там не было никакой реальной промышленной революции, как в Англии. Если даже и были какие-либо знаки и символы современности, то они были ограничены в больших городах, таких, как Шанхай. Таким образом, экономическое развитие стало первой задачей для нового Китая. Какую дорогу коммунистическое руководство выбрало чтобы добиться развития? В то время, коммунистическое руководство, отказавшись от западной модели, выбрало советскую модель развития. Лозунгами дня были такие слова, как «Учиться у Советского Союза», «СССР сегодня это завтра Китая». Тем не менее история показала, что советская модель имела серьезные недостатки, такие, как идеализированная централизованно-направленная плановая экономика, ее ошибочное мнение, что рыночная экономика это непременно капиталистическая, отмена частной собственности. Одним словом, она создала «социалистические» догмы, которые позже обернулись против социализма, нанося вред для эффективной модернизации.

В сентябре 1976 года умер основатель Китайской Народной республики Мао Цзэдун, и к власти фактически был возвращен один из виднейших представителей прагматического крыла в китайской компартии Дэн Сяопин, ученик и наследник незадолго до этого умершего в январе того же года премьера Чжоу Эньлая.

С возвращением Дэна к активной деятельности именно он постепенно стал определять дальнейшее направление развития КНР и идеологическую ситуацию в стране. Он провозгласил конец культурной революции. Это положило конец социалистической модели модернизации. Модернизация Китая вступила в новую эру.

4. С 1976 года по настоящее время. Это четвертый период модернизации. Факты показали, что социалистическая модернизация Мао или антикапиталистическая модернизация не дало желаемых результатов и что она не была естественной. Столкнувшись с трудностью ситуации, Дэн Сяопин принял меры по реформированию режима. Для того чтобы сделать это, он призвал к «освобождение ума» от старых догм и ошибочного понимания социализма. Первоочередной задачей вместо ведения «классовой борьбы », бывшей для Мао Цзэдуна основой политики, было объявлено развитие производительных сил страны .

Выбор общей стратегии модернизации правительством КНР был обусловлен главным образом тремя основными целями, значение которых могло меняться в течение более, чем 20 лет реформ: 1) необходимость удержать власть в руках правящей партии, ориентируя население на достижение реалистичных целей, связанных с постепенным выходом из состояния крайней бедности; 2) необходимость создать широкую базу поддержки в рамках бюрократического аппарата для высших эшелонов правящей партии (той их части, что поддерживала реформы); 3) необходимость повышения внешнеполитической роли и военной мощи КНР для обеспечения в будущем борьбы за природные ресурсы и рынки сбыта экспортной продукции .

Модель развития, применимая для достижения указанных целей, не могла быть заимствована в полном объёме в других странах . Поэтому правительство КНР применило модель параллельного развития различных экономических укладов при сохранении доминирующей роли госсектора, что обеспечивалось сильным бюрократическим аппаратом, сохранившимся от периода Мао, но получившим новые ориентиры и задачи.

Из вывода об отсутствии единой модели Дэн Сяопин, опасавшийся, что идеологический диктат и жесткий детерминизм марксистской модели будут сдерживать проведение реформ, вывел необходимость увязывать социалистическое строительство с уровнем экономического развития страны и ее историческими условиями. Сопоставление с внешним миром позволило Дэн Сяопину выделить характерные особенности Китая, отличавшие его от остальных стран (низкий уровень экономического развития, огромное отставание от развитых стран, большое население, дефицит пахотной земли) и не учтенные в марксистских схемах, и оправдать, таким образом, проведение в Китае «модернизации с китайской спецификой», «модернизации китайского типа».

Не имея возможности отказаться от символов революции и действовавшего социального проекта, Дэн Сяопин тем не менее постарался придать марксизму сугубо инструментальный характер, сократив его значение как императивного идеала, официально закрепив положение о «практике как критерии истины» и призвав на 3-м Пленуме ЦК 11-го созыва в декабре 1978 года «раскрепостить сознание», освободиться от господствовавших догм. С этого момента, как официально считается в КНР, начались современные реформы.

Официальной идеологией в КНР во время проведения преобразований государственного масштаба была объявлена теория строительства социализма с китайской спецификой. Политика реформ получила наименование, закрепленное в Конституции КНР -«социалистическая модернизация»: «Наша страна находится на начальном этапе социализма. Основной задачей, стоящей перед нацией, является концентрация усилий, направленных на социалистическую модернизацию в соответствии с теорией социализма с китайской спецификой» . Социалистическая модернизация в КНР представляет собой китайскую модель модернизации особого типа, базирующуюся на теории строительства социализма с китайской спецификой, которая является результатом осуществленного правящей политической элитой Китая синтеза марксистских представлений о развитии общества, конфуцианских социально-политических представлений о гармоничном общественном развитии (в частности о построении общества «малого благоденствия» - «сяо кан»), а также капиталистических техник и методов в области экономического реформирования. По нашему мнению, конфуцианская концепция, отвергнутая Мао Цзэдуном, была впоследствии выбрана Дэн Сяопином исходя из определенных политических целей, которые позволили не только вернуть КНР авторитет культурного лидера восточноазиатского региона, но и заложили основу для будущего мирного объединения страны, поскольку концепция «сяо кан» традиционно близка и понятна для граждан обоих берегов Тайваньского пролива.

Вступление Китая в 1978 г. на путь экономических реформ и открытости после десяти лет культурной революции, вызвавшей кризис в народном хозяйстве и задержавшей почти на два десятилетия социально-экономическое развитие страны, показало целесообразность использования рыночных механизмов и широкомасштабного сотрудничества с внешним миром для построения конкурентоспособной экономики.

Однако китайский опыт модернизации еще раз продемонстрировал, что переход от социалистической экономики к рынку сопряжен с огромными трудностями. Незавершенность и ограниченность реформ стали причиной трудно разрешимых проблем, которые стоят на пути перехода китайской экономики к реальному рынку. По мнению специалистов, основная угроза дальнейшей модернизации китайской экономики исходит от государственного сектора. В нем трудится 125 миллионов человек из 170 миллионов, занятых в промышленном производстве. При этом большинство государственных предприятий являются убыточными. Коррупция, присущая в особенности административной экономике, разъедает все эшелоны власти, несмотря на смертные казни и длительные тюремные заключения. Не прекращаются в различных регионах этнические и социальные конфликты. Более 100 миллионов бездомных крестьян кочуют от одной провинции к другой в поисках работы и пропитания .

Осуществление политики социалистической модернизации в КНР продолжается, а значит, руководству КНР приходится сталкиваться и разрешать новые практические и научно-теоретические трудности и противоречия. Таким образом, анализ возникающих проблем, применение новых методов для их решения позволяет выделить такие характеристики китайской модели модернизации, как гибкость и быструю адаптацию к новым условиям.

Кроме того, хотелось бы выделить вектор и динамику дальнейшего развития модернизации в КНР. По нашему мнению, несмотря на то, что китайское руководство определило экономическую сферу в качестве основы социалистической модернизации, неизбежно проведение политических реформ, которые медленно и постепенно осуществляются в китайском обществе. Помимо перечисленных выше изменений в этой сфере, можно также попытаться спрогнозировать дальнейшие перспективы реформ в политической сфере КНР.

На новом историческом этапе Китаю потребовалось внести ряд изменений как на теоретическом, так и на практическом уровне в политику модернизации государства, отвечающих условиям XXI века, однако все они основываются не на отказе, а на совершенствовании созданной в КНР сбалансированной системы устойчивого социализма без смены строя. При этом реформирование всех систем проходит в духе сохранения национальных традиций, а не копирования каких-либо образцов и моделей развития.

Для современного Китая, уже достигшего значительных успехов на пути модернизации, настало время уравновешивания экономических достижений с балансом политической системы, для чего ему необходима долгосрочная мирная и стабильная обстановка как на региональном уровне, так и на международной арене в целом.

Безусловно, модернизация отразилась на изменении и преобразовании характера китайской нации, внеся много нового в политику, экономику страны, ее культуру и духовные ценности. Однако это происходит постепенно на основе идеологической концепции гармоничного развития, без ломки общественного сознания. Таким образом, именно китайская модель модернизации может послужить примером для многих развивающихся стран мира, ставящих своей целью поступательное развитие на основе экономических достижений, повышения благосостояния своих граждан и политической стабильности.

На вопрос, что же получится в результате китайской модернизации -социализм или капитализм, наилучший ответ дал Дж. Арриги в своей книге «Адам Смит в Пекине». Он выделяет капиталистический путь развития, который характерен для Запада, и некапиталистический рыночный путь развития в Китае. Последний идейно восходит к А. Смиту . Этот путь был в Китае в XVII в ., и он же реализуется там сегодня, как утверждает Арриги. Он говорит, что, если Китай не построит капитализм, это не будет означать, что он построил социализм. Если же он не построит социализм, это не будет означать, что он построил капитализм . Не исключено, что именно здесь произойдет рекатегоризация привычных понятий, и термин «капитализм», введенный В. Зомбартом в 1902 г ., исчезнет, как и гораздо ранее предложенный термин «социализм».

Литература

экономический модернизация индустриальный

1. Федотова В.Г. Теорема Томаса китайской модернизации // Вопросы философии. - 2012. - №6. - С. 17-22.

2. LI Hongtu China"s modernization: a historical survey w1.ens-lsh.fr/colloques/chine 2004/ china_modernization.html

3. Конституция КНР, Преамбула. - Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 1982.

5. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае. - М., 2011.

6. Голубович А., Фундобный С., Орлов А. Опыт модернизации в КНР. Арбат капитал, 2010.

7. Арриги Дж. Адам Смит в Пекине. Что получил в наследство XXI век. - М.: Институт общественного проектирования, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этапы формирования "китайского экономического чуда". Реформы аграрного сектора, характеризующиеся предоставлением экономических свобод субъектам хозяйствования. Дисбалансы экономического роста Китайской республики и становление новой модели развития.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Определение понятия промышленного переворота как перехода от мануфактурного производства к машинному, изменение структуры общества от аграрного к индустриальному. Технические предпосылки возникновения фабричной промышленности в США в 50-60-е гг. XIX века.

    реферат , добавлен 14.12.2012

    Реформы хозяйственной системы в китайской деревне, системы управления промышленностью и финансовой системы. Переход общества на путь социалистической плановой товарной экономики. Сохранение товарно-денежных отношений как средства взаиморассчетов.

    реферат , добавлен 30.10.2009

    Понятие аграрного сектора, его особенности и роль в экономике страны. Изучение направлений государственной политики в области сельского хозяйства. Анализ состояния агропромышленного комплекса и пути развития сельского хозяйства Республики Башкортостан.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2014

    Общая характеристика инвестиций как долгосрочного вложения капитала. Основные особенности развития рынка инвестиций в России, представленного предприятиями, инвесторами, зарубежными компаниями. Сравнение инвестиций России и Китайской Народной Республики.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Анализ развития экономики КНР за последние 30 лет. Общая характеристика основных отраслей экономики страны после Второй мировой войны. Проблемы и итоги "большого скачка" и "культурной революции". Современный этап социально–экономического развития Китая.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Разновекторность аграрного и сельского развития в Украине, необходимость и предпосылки ее преодоления. Государственная политика сельского развития на базе общин; цель, пути и средства социоэкономической модернизации отечественного аграрного сектора.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2012

    Суть и составляющие процесса модернизации. Деньги для модернизации и роль государства в ней. Эндогенная, эндогенно-экзогенная и экзогенная модернизация. Структура российского экспорта и импорта. Участие банков в финансировании российской модернизации.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2012

    Состояние и проблемы промышленного развития. Промышленность как одна из ведущих отраслей экономики, образующая фундамент научно-технической трансформации и развития, социального прогресса общества. Приоритетные направления модернизации промышленности.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2010

    Диагностика базовых индикаторов развития Республики Дагестан и Республики Адыгея. Основные барьеры на пути модернизации и экономического роста. Цели создания региональных кластеров. Предложения по улучшению социально-экономического положения регионов.

Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Этапы и проблемы модернизации России

13. Политическое развитие общества

§ 13.3. Этапы и проблемы модернизации России

Россия является страной неорганической модернизации. Страна складывалась в зоне рискованного земледелия, столкновения двух мировых религий, двух типов цивилизации, в зоне, не освоенной предшествующими цивилизациями, в стороне от мировых торгово-информационных коммуникаций. Необходимость выживания и развития православной державы в этих условиях требовала максимальной концентрации и централизации ресурсов в руках жесткой, авторитарной власти. Для создания условий развития России, реализации конкретного минимума естественных прав граждан субъекты государственной власти использовали различные заимствованные социально-политические технологии. В этом процессе необходимо выделять следующие этапы.

Восточно-православный (от крещения Руси до конца XVII в.). Модернизация осуществлялась на основе заимствования социально-политических технологий Византии, Востока и приоритетного использования торгово-экономических связей между странами Востока и Юга.

Западный. Переориентация торгово-экономических и культурных связей с Востока на Запад. Заимствование политических технологий и принципов социальной организации с Запада. Частные интересы элиты становятся доминирующими (начало XVIII в. и до 1917 г.).

Советский. Попытка модернизации страны на основе восточной модели цивилизационного развития и воспроизводства, традиционных общинно-патриархальных моделей жизнедеятельности в рамках всего государства. Безусловное доминирование общего интереса над частным.

Постсоветский. Предпринята попытка создать условия ускоренного развития на основе активного внедрения западных принципов социальной организации общества и технологий управления.

Особенностью модернизации России являются последовательные попытки использовать заимствованные технологии производства и управления на всех этапах исторического развития. Государственная власть для реализации заимствованных технологий должна создавать мощные бюрократические структуры контроля над процессом внедрения этих технологий (например, реформы Петра I, Александра II, В.В. Путина). Основная проблема модернизации заключается в том, что любая бюрократия в условиях сильной авторитарной власти, политически неграмотного населения начинает перерождаться, работать сама на себя, тем самым препятствуя развитию общества. Янош Корнаи – авторитетный специалист в области экономики и страстный защитник свободной экономики – считает, что общий подход, используемый во всех странах, вовлеченных в процесс преобразований, включает в себя неразрывно связанные между собой следующие моменты: 1) сдвиг в отношениях собственности (приватизация); 2) комплекс мер, необходимых для стабилизации, либерализации и макрорегулирования (макроэкономическая стабилизация); 3) политическую поддержку этих изменений.

Концепция среднесрочной программы возрождения России делает ставку на самоуправление и самоорганизацию экономики, ускоренную либерализацию и финансовую стабилизацию при целенаправленной государственной поддержке стратегически важных секторов экономики (энергетика, авиастроение, судостроение, железнодорожный транспорт, космос, оборона, информационные технологи). Сторонники программы либерализованной и открытой экономики 2020 считают, что соблюдение этих условий автоматически приведет к изменениям структуры производства, созданию конкурентной среды, появлению инновационной экономики.

Основными задачами современного этапа модернизации являются поиски механизмов рационализации деятельности бюрократии и создания систем общественного контроля над деятельностью органов власти; развития систем представительной власти на основе принципов разделения полномочий и ответственности; поощрения созидательной активности граждан при сохранении ценностей социальной стабильности общества.

1. Аузан, А.А. "Колея" российской модернизации / А.А. Аузан // Общественные науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 54-60.
2. Баталов, Э. Без мандата: (политический кризис в России) / Э. Баталов // Свободная мысль. - 1999. - № 10. - С. 21-30.
3. Грачев, Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях / // Полис. - 2000. - № 3. - С. 151-156.
4. Грачев, Г.В. Психология манипуляции в условиях политического кризиса / Г.В. Грачев // Общественные науки и современность. - 1997. - № 4. - С. 106-115.
5. Громыко, А. Образы империи в российской истории / А. Громыко // Свободная мысль. - 2007. - № 11. - С. 163-177.
6. Евстигнеева, Л.П. Теория экономической трансформации как исследовательская программа / Л.П. Евстигнеева, Р.Н. Евстигнеев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 5-17.
7. Крючкова, П.В. Оценка регулирующего воздействия и модернизации системы государственного регулирования / П.В. Крючкова, А.Е. Шаститко // Общественные науки и современность. - 2006. -№ 4. - С. 21.
8. Поцелуев, С.П. Ритуализация конфликта (По материалам "рельсовой войны" 1998 г.) / С.П. Поцелуев // Полис. - 2004. - № 3. - С. 83-94.
9. Российский милитаризм - препятствие модернизации ("круглый стол") // Общественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 55-66.
10. Тихонова, Н.Е. Россияне на современном этапе социокультурной модернизации / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2006. - № 1. - С. 33-45.
11. Туронок, С.Г. Информационно-коммуникативная революция и новый спектр военно-политических конфликтов / С.Г. Туронок // Полис. - 2003. - № 1. - С. 24-38.
12. Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) / Е.Д. Яхнин // Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С. 165-175.