Томас элиот интересные факты. Томас Элиот – великий поэт ХХ столетия

Томас Стернз Элиот - американский поэт родом из штата Миссури (Сент-Луис). В 1922 году он опубликовал свою знаменитую поэму "Бесплодная земля". Это произведение его наставник и друг, назвал самой длинной из написанных на английском языке поэм. А в 1948 году Т. Элиот получил Нобелевскую премию.

Происхождение поэта

Томас Стернз Элиот родился в многодетной семье. Он был самым младшим ребенком. Среди предков поэта по отцовской линии был преподобный У. Г. Элиот, который основал в Сент-Луисе Вашингтонский университет. С материнской стороны из предков Элиота известен Айзек Стернз, который одним из первых переселился в Массачусетс.

Генри Уэр Элиот, отец Томаса, был состоятельным промышленником, а Шарлотта Стернз, его мать, - женщина литературно одаренная и хорошо образованная. Она создала драму в стихах, а также биографию У. Г. Элиота.

Период обучения, раннее творчество

Томас стал писать стихи в четырнадцать лет. Его раннее творчество отмечено влиянием Подобно всем поэтам-авангардистам, юный Томас был бунтарем, критически относился к современному ему миру. Однако и позже основной проблемой творчества этого автора был кризис духа. Томаса интересовали катастрофические процессы, которые движут жизнью общества. Ее трагичность поэт передал с поразительной силой.

По окончании частной школы, расположенной в Сент-Луисе, Томас продолжил обучение в частном массачусетском колледже. Через год, в 1906 году, он был зачислен в Незаурядный, талантливый студент за три года окончил университетский курс. На четвертом курсе он получил диплом магистра.

К этому времени относится написание стихотворений в "Харвард адвокет", редактором которого Элиот был с 1909 по 1910 год. После этого он отправился в Париж, где слушал лекции в Сорбонне. Элиот познакомился с французской литературой, с поэтами-символистами. Символизм заинтересовал его еще в Гарварде. Томас Элиот читал Жюля Лафорга, автора, который относится к этому течению. Также его привлекла книга "Движение символизма в литературе" А. Саймонса. Она сильно повлияла на развитие Элиота как поэта.

Решение посвятить свою жизнь литературе

Возвратившись в Гарвард в 1911 году, Томас приступил к написанию диссертации, посвященной Ф. Г. Брэдли, английскому философу-идеалисту. Также он изучал буддизм и санскрит. По Шелдонской стипендии Томас Элиот отправился в Германию и Англию. В оксфордском Мертон-колледже, где преподавал Брэдли, он изучал философию. После долгих сомнений и колебаний Элиот решил посвятить свою жизнь литературе, поэтому он не стал возвращаться для защиты диссертации в Гарвард. Томас остался в Лондоне, где писал стихи. Некоторые из них, при содействии Уиндэма Льюиса и Эзры Паунда, были изданы в 1915 году.

Элиоту пришлось зарабатывать себе на жизнь, занимаясь около года преподавательской деятельностью, после чего он служил в банке "Ллойд" клерком. В 1925 году поэт начал работать в "Фейбер энд Гуайэр", сначала в должности литературного редактора этого издательства, а затем в качестве одного из директоров компании.

Первая женитьба

Томас Элиот в 1915 году женился. Избранницей его стала Вивьен Хейвуд. Несмотря на то что брак был несчастливым, супруги прожили вместе девятнадцать лет. Вивьен после развода оказалась в психиатрической больнице. Здесь она скончалась в 1947 году.

Работа в журнале, новые произведения

В период с 1917 по 1919 г. Томас работал в журнале "Эгоист" заместителем главного редактора. Ранние его стихи начали появляться в ряде периодических изданий, включая "Католическую антологию" Э. Паунда. Здесь его произведения были опубликованы в 1915 году. В "Хогарт-пресс" Леонард и Вирджиния Вульф поместили два новых сборника стихов Томаса - "Пруфрок и другие наблюдения" (1917) и "Стихи" (1919). Эти созданные под влиянием Лафорга произведения отмечены печатью разочарования в действительности.

Первой значительной поэмой Томаса Элиота стала "Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока". В ней запечатлен услужливый, витиеватый, почтительный, благонамеренный герой, который одновременно косноязычен и нерешителен, особенно с женщинами. Это произведение стало важной вехой в поэзии 20 века. О значении поэмы писали многие критики, а Дж. Берримен, американский поэт, считал, что именно с нее начинается современная поэзия.

Т. Элиот - критик

Вместе с ростом популярности Томаса Элиота как поэта утверждалась и его репутация в качестве литературного критика. С 1919 года Томас является постоянным автором литературного приложения к "Таймс" ("Таймс литерэри сапплмент"). Здесь появилась его серия статей, посвященных якобинской и елизаветинской драме. Вместе с другими они вошли в состав сборника работ Томаса Элиота "Священный лес" (1920 год). В критических статьях о Данте, Шекспире, Марло, Драйдене, Джордже Герберте, Эндрю Марвелле автор пытался возвратить поэта к жизни, что, по его мнению, является непреходящей и великой задачей критики. Многие взгляды Элиота позднее отразились в "Крайтерионе", достаточно популярном критическом журнале, который выходил четыре раза в год в период с 1922 по 1939 г.

"Бесплодная земля"

В 1922 году Томас Элиот издал свою знаменитую поэму. Как мы уже отмечали, она была названа самой длинной среди поэм, созданных на английском языке. Эзра Паунд намекает своей гиперболой (ведь произведение состоит только из 434 строк) на обилие аллюзий и поэтическую концентрацию в этой поэме. Кстати, Паунд участвовал в редактировании произведения. Он сократил окончательный вариант поэмы примерно на треть.

Многие известные критики считают, что самое лучшее произведение, которое создал Томас Элиот, - "Бесплодная земля". Она оказала влияние на дальнейшее развитие поэзии. Произведение состоит из 5 частей. Они объединены темами размывания ценностей и бесплодия. Поэма, в которой отразились разочарования и сомнения послевоенного времени, выразила настроение целой эпохи.

Крещение и британское подданство

Т. С. Элиот в 1927 году совершил крещение в англиканской церкви. Тогда же ему было предоставлено британское подданство. Томас Элиот, стихи которого тогда уже были популярны, в предисловии к своему сборнику эссе под названием "В защиту Ланселота Эндрюса" называет себя классицистом в литературе, англокатоликом в религии и роялистом в политике. Томас еще в студенческие годы живо интересовался английской культурой. Сокурсники даже называли его в шутку англичанином во всем, за исключением гражданства и акцента. Таким образом, британское подданство отвечало его устремлениям. Однако переход Элиота в англиканскую церковь являлся отходом от традиций унитарианства, принятых в его семье, несмотря на то, что он удовлетворял его потребность в четких и строгих моральных установках (Томас был пуританином по происхождению).

В поэме Элиота (1930) отразились душевные терзания, которыми было отмечено его обращение в веру. В этот период душевного и интеллектуального разброда Томас перевел поэму "Анабасис" Сен-Жон Перса (в 1930 году). Это произведение является своеобразной духовной историей всего человечества.

Пьесы Элиота

В 1930 годы Томас написал поэтические драмы "Убийство в соборе" (1935) и "Камень" (1934). Эти произведения были созданы для религиозных спектаклей. Первое из них является философским моралите. Его тема - страдания святого Т. Беккета. Поэма считается лучшей пьесой Томаса Элиота. С огромным успехом она шла в театрах США и Европы.

Пьесы Элиота о современной жизни, такие как "Воссоединение семьи", Вечерний коктейль", "Личный секретарь" и "Пожилой государственный деятель" (1939, 1950, 1954 и 1959 год соответственно) считаются менее значимыми. Томасу не очень удалось наполнение темы античной трагедии современным содержанием. Правда, "Вечерний коктейль" в свое время имел большой успех в театрах, находящихся по обе стороны Атлантического океана.

Поэмы 1940 годов и Нобелевская премия

В 1940 годы Томас написал такие поэмы, как "Ист Кокер" (в 1940 году), "Бернт Нортон", "Драй Сэлвейджес" (все в 1941 году), "Литтл Гиддинг" (в 1942 году) и "Четыре квартета" (в 1943 г.). Многие критики признают эти произведения самыми зрелыми в творчестве Элиота. Каждое из них представляет собой размышление, навеянное пейзажами, в которое автор вплетает суждения о времени, истории, о природе языка, личные воспоминания.

Элиот Томас, книги которого были признаны во всем мире, получил Нобелевскую премию в 1948 году. Андерс Эстерлинг, один из членов Шведской академии, подчеркнул в своей речи, что у стихотворений Томаса есть свойство "с остротой алмаза" врезаться в сознание современного поколения.

Вторая женитьба и смерть поэта

В 1957 году женился на Э. В. Флетчер Томас Элиот. Биография его оканчивается 1965 году, когда он умер, дожив до 76 лет. Т. Элиот похоронен в Ист-Кокер.

Причины популярности Элиота

Почему же творчество Томаса Элиота до сих пор интересует многих? Причины разнообразны. Основная из них заключается в том, что этот автор стал крупнейшим обновителем поэтического творчества. Стихи на английском Т. Элиота переводили Хименес, Монтале и Сеферис. К 1969 году произведения Томаса были переведены на главные европейские языки, а также на китайский, японский, урду, хинди, арабский и т. д. И в наши дни любая издаваемая в Америке или Англии книга, посвященная современной поэзии, как правило, начинается с тезиса о значимости Томаса Элиота, о том большом вкладе, который он внес в развитие словесного творчества.

Сложность восприятия творчества Элиота

Понять стихи на английском этого автора непросто, как и перевод его произведений. Дело в том, что Элиот является элитарным поэтом. Его произведения не просто являют собой абсолютно новое в мировой поэзии. В своем творчестве Томас не топтался на месте. Он постоянно обращался к решению все новых и новых художественных проблем.

Преднамеренная элитарность, авангардистский характер творчества этого автора приводят к тому, что его сочинения непросты для восприятия. Первая трудность заключается в сложной философичности. Автора занимают коренные вопросы человеческого бытия. Элиот обращается в своем творчестве к новейшим эстетическим и философским концепциям. Он не просто осуществляет их художественную иллюстрацию. Поэт сам пытается найти решения тех или иных проблем.

Вторая трудность состоит в том, что особую роль в его творчестве играют отзвуки, недомолвки, намеки и пр. Это позволяет поэту столкнуть в своих произведениях культуру разных народов и времен, не просто отобразить современные представления о мире, но и обозначить их связь с другими явлениями культуры, с прошлым. Поэтому в изданиях произведений этого автора обычно даются подробные комментарии.

Третья особенность творчества Элиота, которая усложняет его понимание, состоит в большом значении, которое поэт уделяет форме. К примеру, произведение "Четыре квартета" обладает четкой мелодической схемой, которая была подсказана Элиоту его пониманием Бетховена (точнее, поздних его квартетов).

Можно было бы долго говорить об особенностях произведений Элиота. Однако в одной статье невозможно охватить это значительное и на редкость оригинальное явление искусства. Принципиально важно то, что для Томаса Элиота сложность не являлась самоцелью. Она была отображением многообразия и нестандартности поэтических проблем, которые он ставил и решал.

Книга о кошках

Но не всегда Т. Элиот так сложен, не всегда его творчество элитарно. Это, возможно, несколько неожиданно, но и домашние животные интересовали такого поэта, как Томас Элиот. Кошки стали главными героями его известного сборника стихотворений, вышедшего в 1939 году ("Популярная наука о кошках…"). Произведения, включенные в него, были созданы в 1930 годах. Они написаны для крестников Томаса Элиота.

В настоящее время этот сборник является, пожалуй, самым известной в мире книгой о кошках. Его знает каждый любитель этих животных. Большую долю известности сборнику принес мюзикл "Кошки" Э. Л. Веббера, поставленный по его мотивам.

К 50-летию со дня смерти

«За приоритетное новаторство в становлении современной поэзии» – так объяснил Нобелевский комитет своё решение 1948 года присудить премию поэту, драматургу и эссеисту Томасу Стернзу Элиоту (Великобритания). Элиот принадлежал к группе интеллектуалов, которых называли «высоколобым» (highbrow ). Понимание его поэзии и критических работ требует эрудиции и умственных усилий. Университетская профессура на Западе стояла за него горой (как потом встала за Иосифа Бродского). Оно и немудрено. Элиот создал канон, или, если угодно, шаблон, позволяющий отделять зёрна от плевел, овец от козлищ, а стихи – от их более или менее добросовестной имитации, – и вооружил этим шаблоном как раз профессуру.

Клеймо модерниста

Имя Элиота, с которым связана поэтическая революция в Англии в 20-30-х годах ХХ века, почти неизвестно русскоязычному читателю. И причиной тому не только сложность его творений, сколько особые обстоятельства жизни советской России. Идеологический террор, травля и уничтожение инакомыслящих в сталинское время наложили неизгладимую печать на сознание и поведение людей, парализованных страхом. Пресловутый «железный занавес» и в послесталинские годы прочно отгораживал нас от «тлетворного влияния загнивающего Запада». Космополит, модернист – это были не просто ругательства, они звучали как приговор, за ними маячила чуть ли ни расстрельная статья. Когда на волне хрущёвской оттепели к читателю прорвался первый сборник поэтических произведений Элиота в переводах Андрея Сергеева, автор предисловия, авторитетный бессменный декан журфака МГУ, всячески подчёркивал то, что незаурядный талант поэта закрепощали его буржуазные предрассудки, ретроградные философские и религиозные взгляды и – модернизм. И даже в 1981 году, когда я защищала докторскую диссертацию об английской поэзии первой половины ХХ века, оппонент, пуганный советской властью профессор М.В Урнов, осудил не мою работу, а сам предмет исследования, заявив, что Элиот и Йетс (ещё один нобелевский лауреат, о поэзии которого я писала) как отъявленные модернисты «злостно нарушают экологию культуры». В эту пору «неистовые ревнители» партийной идеологии готовились дать модернизму последний и решительный бой. Но вскоре рухнул Советский Союз.

Начало биографии

Элиот родился в 1888 году в Сент-Луисе на берегу Миссисипи и рос седьмым ребёнком в респектабельной семье, предки которой прибыли в Америку чуть ли ни первыми на «Мэйфлауэре», стало быть, они были причислены к американской аристократии. В семье строго соблюдались фамильные традиции и не только дух, но и буква церковных догматов. Пуританское воспитание оставило неизгладимый след в душе и сознании Элиота. С ним связаны особенности его творчества: сочетание страсти и мысли при преобладании последней, особая сосредоточенность на вопросах веры, сухая столь неожиданная проницательность ума, осознание природы зла, полное понимание мрачных последствий одиночества и самоподавления, строгая самодисциплина, нарушаемая вспышками пронзительной нежности.

По окончании школы он поступил в Гарвард, центр философской мысли США, где его учителями были крупнейшие гуманитарии Америки Сантаяна, Бэббит, Вудс, Ройс. Огромную роль в становлении Элиота как мыслителя сыграли лекции Анри Бергсона, которые он прослушал в Париже по время своей первой поездки в Европу в 1911 году. К этому времени относятся его первые поэтические опыты, впоследствии составившие сборник «Пруфрок и иные наблюдения» (1917). Всё более укрепляясь в мысли посвятить себя поэзии, он сознаёт, что единомышленников может найти лишь в Европе. И когда случай привёл его в 1914 году в Лондон, он решает остаться здесь навсегда и меняет гражданство.

Знакомство с ещё одним «беглым американцем» Эзрой Паундом позволило Элиоту войти в круг поэтов-имажистов, боровшихся за обновление поэзии, среди которых были Ричард Олдингтон и американцы Хильда Дулитл, Эми Лоуэлл и У.К Уильямс. Паунд стал другом и поэтическим наставником Элиота, разделявшего его тягу к аристократам духа: «Всегда тоскую о таких, как я –/ О, знаю, что вокруг толпятся люди, –/ Тоска снедает по таким, как я./ «Они картины наши продают!» О, пусть,/ Им не достичь меня, хотя бы рядом были,–/ Меня им не достичь, ведь стала жизнь/ Огнём, что не преступит/ Предела очага, которым стало сердце,/ Огнём, что в пепле сером прячась,/ Откроется тому, кто первым/ Грядёт из близких мне». Первым и оказался Элиот.

Уже «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» знаменовала приход в поэзию смелого преобразователя стиха. Чувство «социальной горечи», порождённое мировой войной, нашло в поэзии Элиота более концентрированное выражение, чем в стихах «окопных поэтов», несмотря на отсутствие в ней образов войны. Темой ранних стихов Элиота стали одиночество, бесприютность, ущербность человека. В Пруфроке Элиот воплотил недееспособность своих современников и в то же время обнажил их боль, их душевную муку. Его герой в сбивчивом монологе замахивается на большое: жаждет «в комок рукою стиснуть шар земной / И покатить его к убийственному вопросу» , воображает себя Лазарем, что «восстал из гроба,/ Вернулся, чтоб открылось всё, в конце концов». Но при этом рефреном звучит: «И как же я осмелюсь?», «Короче говоря, я не решился». И откровенное признание: «Нет! Я не Гамлет и не мог им стать…»

Кажущаяся бессвязность стихотворения Элиота – осознанный приём. Это расчёт, возведённый в тайну. Образование небывалых связей и нарушение привычных внутренне оправданы, смысловые сдвиги отражают неупорядоченность и бессмыслицу мира, каким он виделся поэту. Единство стихотворения создаётся и чисто структурными связями – повторами и вариациями, как в фуге. Именно через овладение стихотворной техникой Элиот сумел сделать ощутимым для всех душевный надлом людей «потерянного поколения», на десятилетие предвосхитив Хемингуэя, Ремарка, Олдингтона, Дос-Пасоса с их романами.

Литературный диктатор Лондона

Поэма «Бесплодная земля», посвящённая Эзре Паунду, и примыкающие к ней «Полые люди» принесли Элиоту европейскую известность. Они появились в 1922-25 гг., когда был опубликован «Улисс» Джойса и подошла к концу работа Марселя Пруста над циклом романов «В поисках утраченного времени». Начавшийся в предвоенные годы эксперимент корифеев нового искусства дал обильный урожай. В процессе этого эксперимента резко сместились очертания реальной действительности, нарушились пропорции при её отражении в художественном произведении, кардинально изменилась языковая форма.

Элиот видел свой поэтический долг в том, чтобы раскрыть «сознание вечного и сегодняшнего в их единстве». Только миф мог позволить превратить мировое время в безвременной мир. Главным для поэта было передать не трагедию конкретного исторического времени, а трагедийность бытия как таковую. «Использование мифа, проведение постоянной параллели между современностью и древность есть способ контролировать, упорядочивать, придавать форму и значение тому громадному зрелищу тщеты и разброда, которое представляет собой современная история».

В «Бесплодной земле» он соединяет различные образы и сюжетные ходы, почерпнутые из иудео-христианской, античной и восточной мифологии. С той же целью, с которой он обратился к мифу, поэт использует литературные заимствования – цитации, аллюзии, реминисценции из поэтов древности и современности. В первой части «Погребение мёртвого» намечаются основные мотивы, главный из которых – мотив безжизненности, опустошённости, умирания. Реминисценции из пророчеств Иезекииля и Экклезиаста: «Что там за корни в земле, что за ветви растут/ Из каменистой почвы? Того, сын человека,/ Ты не скажешь, не угадаешь, ибо узнал лишь/ Груду поверженных образов там, где солнце палит,/ А мёртвое дерево тени не даёт…» – вводят мотив пустыни, который, возникнув и в последней части поэмы, является её смысловым обрамлением. Совмещая времена, свободно скользя из одной эпохи в другую, в последней, пятой части поэмы «Что сказал Гром» поэт выстраивает в один ряд уже погибшие и ныне гибнущие цивилизации: «Рушатся башни/ Иерусалим, Афины, Александрия/ Вена Лондон/ Призрачный». Герой ощущает смерть, везде, во всём ему чудится её присутствие.

«Полые люди» стали как бы завершающим аккордом в жестокой симфонии «Бесплодной земли». Эта «пятичастная сюита», как критики называют произведение, подхватывает тему опустошённости современного человека и доводит её до жуткого конца: «Мы полые люди,/ Набитые чучела,/ Сошлись в одном месте, –/ Солома в башках!/ Шелестят голоса сухие,/ Когда мы шепчемся вместе,/ Без смысла шуршим,/ Словно в траве суховей,/ Словно в старом подвале крысы большие/ По битым стёклам снуют».

«Эта вещь даёт точное представление о настроениях образованных людей во время психологической катастрофы, последовавшей за мировой войной, – писал в 30-е годы Дэй Льюис, один из поэтов-оксфордцев. – Она показывает нервное истощение, распад сознания, копание в самом себе, скуку, трогательные поиски осколков разбитой веры – все симптомы того психического недуга, который свирепствовал в Европе».

Метаморфозы поэта

Многие были удивлены тем, что духовная эволюция привела Элиота в лоно англо-католицизма. Между тем, он всегда следовал этическому учению христианства. От Плотина через св. Августина и Фому Аквинского это учение развивало идею, что зло есть не самостоятельная категория, а негатив добра. Сон добра плодит зло. Победить зло можно, обратившись к вечному источнику добра – Богу. Этой идее подчинена поздняя поэзия Элиота, вершинами которой являются поэма «Пепельная среда» (1930), стихотворная драма «Убийство в соборе» (1935) и поэма «Четыре квартета» (1935-42) – лирический итог его творчества. От скепсиса к вере – таков был его новый путь. Читатель, не приемлющий теологических идей «Пепельной среды», не может не ощутить напряженности и интенсивности лирического чувства. Оно – в удивительной музыкальности. Это самая «личная» из поэм Элиота носит характер ритуального псалма.

«Четыре квартета» сложным переплетением тем, внезапными поворотами в их движении походят на бетховенские. Автор упорно добивался сходства. «Было бы ошибкой допускать, что вся поэзия должна быть мелодичной или что мелодия есть главнейший принцип музыкальности. Диссонанс, даже какофония, имеют свои права, точно так же как в стихотворении должны быть переходы между пассажами большей и меньшей напряжённости, чтобы дать ритм пульсирующей эмоции, столь необходимой для музыкальной структуры целого». Эти строки из эссе «Музыка поэзии» объясняют те новшества, на которые он решился в «Четырёх квартетах».

Сквозной темой поэмы является лишь намеченная в «Пепельной среде» тема движущегося времени, его соотношения с покоем и вечностью. У Элиота время смещено и относительно (ведь он современник открытий Эйнштейна!). « Настоящее и прошедшее,/ Вероятно, наступят в будущем,/ Как будущее наступало в прошедшем». Как прошлое неотделимо от настоящего, так же неразрывны, по Элиоту, жизнь и смерть: «Мы умираем с теми, кто умирает; глядите –/ Они уходят и нас уводят с собой./ Мы рождаемся с теми, кто умер; глядите –/ Они приходят и нас приводят с собой».

Значительное место в «Квартетах» Элиот как религиозный поэт уделил теме поэтического долга. Да и могло ли быть иначе? Вспомним начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» . Ведь это Он завещал пушкинскому пророку: «Исполнись волею Моей/ И, обходя моря и земли,/ Глаголом жги сердца людей!» Долг поэта, по Элиоту, «лишь косвенно является долгом перед своим народом, прежде всего – это долг перед своим языком : обязанность, во-первых, сохранить этот язык, а во-вторых, его усовершенствовать и обогатить». При этом поэт обречён на подвижничество: «Забота наша, речь нас подвигала/ Избавить племя от косноязычья,/ Умы понудить к зренью и прозренью». В русской поэзии ХХ века на этом стояли Мандельштам и Пастернак, Ахматова и Бродский.

Старый Опоссум о кошках с любовью

У великих людей бывают слабости. У Элиота – это были кошки. Время от времени он сочинял забавные стихи о кошках для своих крестников. Своих детей у него не было, его брак не задался, и он вёл жизнь холостяка. Кошки её скрашивали. Правда, его любимцы и осложняли её. Нужно срочно отъехать, кому поручать заботу о них?! Работая над кандидатской диссертацией, случайно вычитала, что одно время кошки Элиота находили приют у Ричарда Олдингтона, который был уже женат на поэтессе Хильде Дулитл. Элиот отдавал кошек на время в хорошие руки, в семью. И вот осенью 1939 года выходит книга стихов «Из популярной науки о кошках, написанной Старым Опоссумом» (литературное прозвище Элиота, данное ему Эзрой Паундом).

Жизель Фройнд, фотографируя Элиота летом этого года, познакомилась и с его любимицей кошкой Гризабеллой. С её снимка на нас смотрит лицо напряжённо размышляющего интеллектуала, глаза вдумчивые, проницательные, в складке губ затаилась ирония, вырез ноздрей выдаёт страстность, но своими страстями он владеет. Это человек принципов и порядка: взгляните на ровный пробор его аккуратной (волосок к волоску!) причёски. Это не романтический Мальро с его развевающимися на ветру волосами. Нет, перед нами неоклассицист!

Ни хозяину, ни мастеру фотопортрета и в голову не могло прийти, что оная Гризабелла и хвостатые герои и героини ещё 15 стихотворений Элиота (среди них вездесущий кот по прозвищу Второзаконие, разбойник Макавити, железнодорожный кот Шимблшенкс) в 1980-х годах станут персонажами прославленного мюзикла Cats – «Кошки», музыку к которому написал знаменитый композитор Эндрю Ллойд Уэббер. В его карьере это был первый случай: обычно слагали стихи на его музыку, а тут он должен был идти вслед за Элиотом, и путь этот был далеко не лёгким. Стилистика и синтаксис детских стихов давно опочившего Элиота были уж очень своеобычными. Между тем, всё было именно так! Вначале маститый лондонский режиссёр Тревор Нанн по предложению Уэббера поставил мюзикл в Ист-Энде и свёл с ума весь Лондон, затем «Кошки» покорили Бродвей и вот уже который год «зажигают» москвичей. Вот какие номера откалывают «высоколобые»!

Нечто прощальное

Я начала писать о Томасе Элиоте в год его смерти, разумеется, мне не довелось его видеть. Но когда я оказалась в Лондоне лет восемнадцать назад и, миновав Сити, двигаясь по Кинг-Уильям стрит, вдруг увидела указатель у переулка – «К церкви Сент-Мери Вулнот», я замерла. Откуда-то издалека приплыла строка из «Бесплодной земли»: «Сент-Мери Вулнот на часах стоит, с мертвящим звуком отбивая девять…». Так встретилась я с тенью Элиота.

А вот моей научной руководительнице и другу всей жизни профессору Нине Павловне Михальской и впрямь посчастливилось его встретить. 1961-62 гг. она провела в научной командировке в Англии. Ей стало известно, что Томас Элиот является церковным старостой в одной из небольших церквей Кенсингтона. Она отправилась туда на утреннюю воскресную службу. Когда автор «Бесплодной земли», обходя прихожан с тарелочкой для пожертвований, поравнялся с ней, она положила на неё довольно крупную купюру. Элиот остановился, поинтересовался, кто и откуда она, и протянул ей иссохшую руку. Рукопожатие классика было слабым. Жизнь покидала его. Нина Павловна – единственная в России, кто могла бы сказать, что видела живого Элиота и даже прикасалась к нему. Да, ей целовал руку президент России при посещении Московского пединститута, но в моей иерархии ценностей рукопожатие Томаса Элиота – много-много выше.

И напоследок – слово прощания из России, стихи будущего нобелиата Иосифа Бродского «На смерть Томаса Элиота» (1965) как живое воплощение идеи преемственности, о которой писал опочивший поэт в своей известной статье «Традиция и индивидуальный талант».

Он умер в январе, в начале года.
Под фонарём стоял мороз у входа.
Не успевала показать природа
ему своих красот кордебалет.
От снега стёкла становились уже.
Под фонарём стоял глашатай стужи.
На перекрёстках замерзали лужи.
И дверь он запер на цепочку лет…

Грета Ионкис

ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ EMAIL-РАССЫЛКУ:

Мы будем присылать вам на email дайджест самых интересных материалов нашего сайта.

Томас Элиот краткая биография

Американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.

Родился 26 сентября 1888 г. в Сен-Луисе (штат Миссури, США) в зажиточной семье, предки которой были выходцами из Англии.

Закончив частную школу, Томас Элиот 1906 г. вступил в Гарвардский университет. Первые стихи начал писать под влиянием Омара Хайяма в 14 лет. Увлекшись поэзией символистов, приехал в Париж, где продолжил обучение в Сорбонне.

Вернувшись 1911 г. в Америку, начал работу над диссертацией по творчеству Бредли, не закончив которую переехал сначала в Германию, а потом 1915 г. в Лондон.

В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд, но вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством.

От 1917 до 1919 г. Элиот работает заместителем главного редактора журнала «Эгоист» и публикует собственные стихи в разных периодических изданиях, а также выпускает несколько стихотворных сборников. Первой значительной поэмой Томаса Элиота стала «Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока». Это была новая веха в поэзии XX ст., виток современной английской поэзии.

Томас Элиот становится популярным поэтом, серьезным литературным критиком. Его критические эссе начинают так называемую «кембриджскую школу критики».

1922 г. вышло в свет, по мнению критиков, наилучшее произведение Элиота, которое отразило интеллектуальные настроения целой эпохи, - поэма «Бесплодная земля».

В 1927 году Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Его раздумья о религии нашли отражение в поэме «Пепельная среда» (1930), выдержанной в более традиционном стиле, чем его ранние работы.

В 1932 после двадцатилетнего перерыва он посетил Америку. В 1934 развелся с супругой.

1934 г. Элиот написал поэтическую драму «Камень», а 1935 г. - драму «Убийство в соборе», поставленную тогда же в Кентерберийском соборе. Его пьесы о современной жизни - «Воссоединение семьи» (1939) , «Вечеринка с коктейлями» (1950) и другие - считаються менее удачными.

1940 г. Томас Элиот пишет поэму «Ист Кокер», потом подряд выходят его поэтические произведения, которые считаються наиболее зрелыми.

В 1948 году Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». В 1948 году награждён британским Орденом заслуг, в 1954 - французским орденом Почётного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза.

C 1952 года до своей кончины был президентом Лондонской библиотеки.

В 1957 в возрасте 68 лет женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер.

Умер 4 января 1965 в Лондоне в возрасте 76 лет и похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Томас Стернз Элиот (Thomas Stearns Eliot), более известный под сокращённым именем Т. С. Элиот (T. S. Eliot). Родился 26 сентября 1888 года в Сент-Луисе, Миссури, США - умер 4 января 1965 года в Лондоне. Американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.

Родился в богатой семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью. С ранних лет проявлял незаурядные способности, в 14 лет под влиянием поэзии начал писать стихи.

В 1906 году после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, который окончил за три года вместо четырёх. Ещё год работал ассистентом в университете. Печатать свои стихи начал в журнале «Харвард адвокат», в котором стал работать редактором.

В 1910-1911 жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам. В частности, слушал лекции Анри Бергсона и Ален-Фурнье.

В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит. Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего, и Элиот охотно печатал стихи в антологиях имажизма.

В 1914 году он переселился в Европу, сначала в германский Марбург, с началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы. Сначала Элиот поселился в Лондоне, затем переехал в Оксфорд.

Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему богом духовных ценностей и самоопустошении как следствии борьбы за выживание и погони за материальными ценностями.

В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд, но вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством. Элиот издавался с 1916 года в литературном американском журнале «Литтл ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма.

В 1919 вышел его сборник «Стихи».

Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера.

Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую.

С 1925 г. и до своей кончины в 1965 г. работал в известном издательстве «Faber and Faber» (первоначально «Faber and Gwyer») и стал его директором.

В 1927 году Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Его раздумья о религии нашли отражение в поэме «Пепельная среда» (1930), выдержанной в более традиционном стиле, чем его ранние работы.

Элиот также занимался переводами, перевёл в 1930 на английский поэму французского поэта Сен-Жон Перса «Анабасис».

В 1932 после двадцатилетнего перерыва он посетил Америку. В 1934 развелся с супругой.

После смерти Йейтса и публикации поэмы «Четыре квартета» (1943) за Элиотом прочно закрепилась репутация крупнейшего живущего англоязычного поэта.

Элиота, как и его друга и литературного наставника Эзру Паунда, обвиняли в антисемитизме, однако он, в отличие от Паунда, всегда это опровергал. Письма Элиота, обнародованные в 2003 году, обнаружили, что Элиот на самом деле активно помогал еврейским беженцам из Австрии и Германии обустроиться в Англии и в США.

Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем, присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.

В 1948 году Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». В 1948 году награждён британским Орденом заслуг, в 1954 - французским орденом Почётного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза.

C 1952 года до своей кончины был президентом Лондонской библиотеки.

В 1957 в возрасте 68 лет женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер.

Умер в Лондоне в возрасте 76 лет и похоронен в Вестминстерском аббатстве.