Анализ мцыри по главам 8 12. Мцыри – анализ произведения

1. Введение . Одна из центральных тем творчества М. Ю. Лермонтова - противопоставление гордой независимой личности и толпы.

Эта тема подробно разрабатывается в целом ряде произведений поэта. К ним принадлежит поэма "Мцыри ", где противопоставление усиливается с помощью национальных и религиозных отличий.

2. История создания . В 1837 г. Лермонтов путешествовал по Военно-грузинской дороге, собирая местные легенды и сказания, которые он потом использовал при написании поэмы "Демон". В Мцхете он познакомился с одиноким монахом, рассказавшим поэту историю своей жизни.

Монах в детстве был захвачен в плен русскими войсками. Генерал Ермолов оставил его в монастыре. Ребенок оказался настоящим горцем, обладающим буйным и непокорным характером. Он неоднократно пытался бежать.

Во время очередного побега мальчик тяжело заболел. Чудом избежав смерти, он смирился и навсегда остался в монастыре. Этот рассказ лег в основу поэмы "Мцыри" (1839 г.).

3. Смысл названия . В переводе с грузинского "мцыри" означает "послушник в монастыре".

4. Жанр . Поэма, по форме изложения представляющая собой лирический монолог главного героя.

5. Тема . Центральная тема произведения - непреклонная воля героической личности. Главный герой поэмы не может выдержать однообразия монастырской жизни. Его широкой натуре слишком тесно в этой среде. Смутные детские воспоминания, усиленные инстинктивной тягой к родной земле, заставляют мцыри совершить настоящий подвиг.

Дерзкий и смелый побег мцыри внешне закончился безрезультатно. Но за три дня на воле он прожил целую жизнь, которой его лишил русский плен и заключение в монастырь. Огромную ценность представляет духовное значение поступка мцыри. Умирая, он ни о чем не сожалеет, потому что познал сладкий вкус свободы.

6. Проблематика . Лермонтов с большим уважением относился к кавказским обычаям и традициям. Вопреки общественному мнению, считающему горцев дикарями и разбойниками, поэт видел в них людей, которые смогли сохранить в себе естественное стремление к свободе. Цивилизованное общество накладывает на себя огромное количество правил и ограничений и объявляет их высшим достижением человечества.

Полную противоположность такому обществу представляют собой народы Кавказа. Ребенок с молоком матери впитывает в себя вольный и независимый дух. Чтобы духовно покорить пленного ребенка, его помещают в монастырь. Но наложенные "цепи" только усиливают тягу мальчика к свободе. В пылком монологе умирающего мцыри раскрывается еще одна проблема. Как правило, люди принимают постриг добровольно и в зрелом возрасте. Они успели пожить "в миру", испытали радость, почувствовали любовь, терпели страдания.

Главный герой справедливо упрекает старого монаха в том, что он уже отвык от желаний. Мальчик был заключен в монастырь в очень раннем возрасте. Его насильно лишили всего богатства окружающего мира, о котором он может судить только по неясным воспоминаниям и редким разговорам между монахами. В отчаянии мцыри восклицает, что он не только не знал отца и матери, но даже "не находил... могил" своих близких.

Мцыри решается на побег под влиянием зова своего сердца. Первое время на свободе он чувствует себя в своей родной стихии. Беглец с жадностью наблюдает и ощущает невероятное разнообразие цветов, звуков, и запахов, представляющих собой резкий контраст унылой монастырской жизни. Но первой опьянение свободой сменяется серьезной проблемой: мцыри совершенно незнаком этот необъятный мир. Он не может найти дорогу в родную землю.

Последним триумфом беглеца становится его жестокая схватка с барсом. Лермонтов использовал кавказский фольклор при написании этой сцены. Мцыри одерживает победу над диким зверем, но получает тяжелые раны. Выбившись из сил, он случайно добредает до монастыря. Неудачный побег и смерть главного героя отражают изменение взглядов Лермонтова в поздний период творчества. Обстоятельства собственной жизни и состояние общества в период николаевской реакции приводят поэта к разочарованию в юношеских идеалах.

Под конец жизни Лермонтов приходит к мысли, что героическая личность обречена на одиночество и непонимание, что, скорее всего, приведет ее к бессмысленной и бесполезной гибели. Мцыри был рожден для великих дел, но у него не было возможности достойно применить свои силы. Побег и схватка с барсом показывают, какая сила воли скрывалась в обычном кавказском ребенке.

7. Герои . Главный герой - умирающий рассказчик Мцыри.

8. Сюжет и композиция . Как уже было замечено, в основе сюжета лежит рассказ старого монаха. Но в действительности беглец выжил и смирился. Такой бесславный конец не устраивал Лермонтова, поэтому он не описывает дальнейшую судьбу мцыри. В начале упоминается "старик седой", но непонятно, кого имеет в виду

9. Чему учит автор? Несмотря на разочарование последних лет жизни, Лермонтов был убежден, что каждый человек должен стремиться к свободе. Сильные независимые личности являются главным двигателем истории. Чаще всего они будут подвергаться насмешкам и оскорблениям глупой толпы, но когда-нибудь потомки по достоинству оценят их самоотверженную жизнь.

В. Г. Белинский: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества... Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет; им все доступно, все понятно; они на все откликаются».

Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества - изгнания - странничества. В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.

Стихотворения Лермонтова о природе характеризуются главным образом соответствием духовной жизни человека («родня с душой») или, наоборот, представляют собой контраст душевному состоянию героя, фон его переживаний - часто общественного характера. Отсюда двухчастное строение пейзажных стихотворений, вторая часть которых представляет собой сравнение и начинается словом «так». Если же прямое сравнение опущено, но сохраняется аллегория или образный символ, то поэт обращается в этом случае к активности читательского восприятия.

«Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтов ставил задачу проникновения в исторический характер эпохи. В поэме две основные линии. Одна из них связана с темой царя и царского окружения, с темой опричника Кирибеевича. Вторая, демократическая, тема связана с купцом Калашниковым. Колорит эпохи Лермонтов воссоздал на основе песенных образов. Но народна здесь не только форма, народна сама нравственная позиция. По убеждению Лермонтова, русскому человеку свойственно присутствие «ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность уничтожения». Именно с этих позиций народный певец славит в поэме сложную фигуру царя Ивана Грозного.

Завершением традиции русской романтической поэмы явилась поэма Лермонтова «Мцыри». Мцыри - это естественный человек, который сродни природе, особенно в ее бурных проявлениях. Взаперти он вырос не приспособленным к жизни и воле, в чем его трагическая беда, а не вина. Возвращенный в монастырь, Мцыри говорит о счастье «трех блаженных дней». Но это его предсмертное восприятие. На самом деле блаженным после первой грозовой ночи было лишь начало дня, когда Мцыри попал в «божий сад» и увидел грузинку у потока. Еще в начале исповеди Мцыри говорит, что променял бы две жизни «в плену» «за одну, но только полную тревог». Монастырь осознается героем как тюрьма. Монастырю противопоставлена вольная природа, заполняющая собой буквально всю поэму. Она обладает первозданностью, величественна и прекрасна. Развязка поэмы только подразумевается. Мцыри просит перед смертью перенести его в сад; там, среди природы, в виду Кавказа, он рассчитывает на какой-нибудь «привет прощальный» с родины, которой так и не достиг. Мцыри умирает, как барс, достойно проиграв в борьбе, пред лицом «торжествующего врага» - судьбы, и здесь он - личность.

В 30-е годы прошлого века в русской литературе наблюдалось стремление к правдивому исследованию внутреннего мира человеческой души, к психологическому изображению человека. «Герой нашего времени» - первый крупный социально-психологический роман в русской литературе. Задача, которую автор ставил перед собой: рассказать о том, что требует психологического и художественного проникновения в глубины человеческого сознания.

Основная проблема романа «Герой нашего времени» определена М.Ю. Лермонтовым в предисловии: он рисует «современного человека, каким он его понимает», его герой - портрет не одного человека, а «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».

Печорин, как злой дух, приносит страдания всем, кто встречается на его пути: Бэле и ее близким, семье «честных контрабандистов», Мери, Грушницкому. При этом он является самым строгим судьей самому себе. Он называет себя «нравственным калекой», не раз сравнивает себя с палачом («невольно я разыгрываю жалкую роль палача», «я играл роль топора в руках судьбы»). Никто лучше Печорина не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь. Вспоминая перед дуэлью прошедшее, он не может ответить на вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Обаяние личности Печорина - в его остром уме, силе и твердости характера, в нежелании смириться с обстоятельствами, в гордом вызове, брошенном судьбе: «Я люблю сомневаться во всем... я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Даже в жалком Грушницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.

Разочарование и тяжелый груз скептицизма - черта времени. Герцен писал: «Вы

нужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои

мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».

Окруженный людьми, любящими его, Печорин переживает одиночество и представляется нам не просто героем своего времени, но трагическим героем: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства». Интереснее узнать, каков же в Печорине второй человек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В «Журнале Печорина» раскрывается характер героя как бы «изнутри», в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, его самооценка.

Это роман, но одновременно и цикл повестей с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Роман имеет ряд композиционных особенностей: по ходу повествования несколько раз меняется рассказчик; нарушена хронологическая последовательность событий. Начинается повествование с более поздних событий из жизни Печорина, каким он был во время встречи с рассказчиком. После этого мы узнаем о смерти Печорина. Как раз с этого момента голос предоставляется самому Печорину. На протяжении всего повествования господствует ощущение «тайны души», иногда кажется, что мы близки к «разгадке», но это ожидание нас обманывает.

Завершая свой роман повестью «Фаталист», Лермонтов сопоставляет Печорина с Вуличем. Как и Печорин, герой заключительной части романа - исключительно сильная, волевая натура. Вулич, словно Печорин, готов идти на риск, оба героя склонны размышлять о воле человека и предопределении (роке, фатуме). Но когда Печорин решил испытать судьбу, когда пленил преступного убийцу, он готов прийти к заключению, что победили воля человека, его рассудок и смелость. Этот вывод сомневающийся Печорин не формулирует. Но заключение это вытекает из логики повести. Свобода от фатализма позволяет человеку, в частности Печорину, постоянно действовать, проявлять риск и свою волю. В этом ощущается просветленный финал романа. Человек - единственный творец своей судьбы. Роман завершается жизнеутверждающим призывом к воле действию, решительности человеческого характера.

Выполняем задания формата ЕГЭ

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада жажды и страданий. Куска лишь хлеба он просил, И взгляд являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою.

Какое средство художественной выразительности использует Лермонтов: «бедняк иссохший, чуть живой»?

Как называется разновидность лексики, использованная в стихотворении: «врата, глад»?

Определите характер рифмовки в стихотворении.

В стихотворении поэт сопоставляет образ нищего и отвергнутого возлюбленного. Как называется такой прием?

Во второй и третьей строфах найдите два глагола-синонима, помогающих передать основную мысль стихотворения.

Каков смысл названия стихотворения?

В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.

Разве я похож на убийцу?..

Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки

дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен -

меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня

не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом

пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыб кой.

Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она вы

сохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к

услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало. В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

К какому роду литературы принадлежит «Герой нашего времени?»

Укажите название главы «Героя нашего времени», из которой взят приведенный фрагмент.

От чьего лица ведется повествование в данном фрагменте?

Как называется прием, основанный на резком противопоставлении («добро - зло», «ласкал - оскорбляли», «угрюм - весел» и др.), использованный автором в монологе Печорина?

Укажите номер строки (строки с 1-й по 11-ю), содержание которой указывает на отсутствие искренности в исповеди Печорина. Ответ запишите цифрой.

Как в литературоведении называют разновидность комического, основанную на скрытой, завуалированной насмешке, характерную для самоанализа героя в данном фрагменте?

Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности, использованное автором для передачи чувства героини (строка «Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце»)?

Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»?

Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»

Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне.

Я молод, молод... Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Или не знал, или забыл,

Как ненавидел и любил;

Как сердце билося живей

При виде солнца и полей

С высокой башни угловой,

Где воздух свеж и где порой

В глубокой скважине стены,

Дитя неведомой страны

Какое изобразительное средство и с какой целью используется Лермонтовым: «она, как червь, во мне жила», «люди вольны, как орлы», «в снегах, горящих, как алмаз»?

Какое изобразительное средство и с какой целью используется Лермонтовым: «она (страсть) изгрызла душу и сожгла», «объятья каменные их (гор)»?

Как называется прием, который поэт использует в 4-й строфе: «отчизна» - «земля чужая»?

Укажите название изобразительного средства, которое Лермонтов использует в 6-й строфе: «пышные поля», «свежею толпой», «в небе голубом», «тайный ночлег», «белый караван».

Укажите название разновидности рифмы, которую использует Лермонтов в поэме.

Как дальнейшее содержание поэмы подтверждает слова Мцыри: «Я вырос... душой дитя»?

С какой темой, характерной для творчества Лермонтова, связан образ монастыря, изображенный в поэме?

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться

И приехал царь со дружиною,

Со боярами и опричниками,

И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажень,

Для охотницкого бою, одиночного.

И велел тогда царь Иван Васильевич

И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою правою,

Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника...

Трижды громкий клич прокликали -

Ни один боец и не тронулся,

Лишь стоят да друг друга поталкивают.

И сказал ему Кирибеевич:

«А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду-племени,

Каким именем прозываешься?

Чтоб знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем похвастаться».

Отвечает Степан Парамонович:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честного отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного...

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво;

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная,

И, увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

Как в устном народном творчестве называется изобразительное средство, использованное Лермонтовым в поэме: «очи соколиные», «могучие плечи», «добрый молодец»?

Как называется изобразительное средство, которое использовано Лермонтовым в поэме: «заря... разметала кудри золотистые»?

Как называется изобразительное средство: «как роса из-под него кровь закапала», «побледнел, как осенний лист», «повалился, будто сосенка»?

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору...

Как называется прием ритмической организации народной песни, воспроизведенный Лермонтовым?

Как называется художественный прием, передающий речь героя «про себя»:

И подумал Степан Парамонович: «Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!»?

Кому и в какой последовательности кланяется перед боем Калашников? Как это характеризует героя?

В каких еще произведениях Лермонтова изображается поединок героев? Кто в них оказывается победителем?

Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе?

Почему, в нарушение хронологии, события, начинающие и заканчивающие роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», происходят в крепости?

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

Остановимся на самом сложном

Среди критериев оценки вашего развернутого ответа (ограниченного объема или сочинения) есть критерий - «уместное использование теоретико-литературных понятий». Если вы действительно рассуждаете о тексте произведения, анализируете его содержание, композицию, систему образов, изобразительно-выразительные средства, вам не обойтись без литературоведческих терминов. Они появятся в вашей работе непроизвольно, словно «сами по себе». Если это произошло, значит вы действительно проанализировали текст произведения. А вот если вы рассуждали не как профессиональный читатель, а как мастер разбирать житейские коллизии и судить о проблемах «в общем», теоретико-литературные понятия в вашем тексте, естественно, будут отсутствовать. Но следует отметить особо: не надо искусственно включать термины в свой ответ. Проверяющий легко определит это и оценит использование вами терминов как неуместное.

Замысел о написании романтической поэмы о скитаниях свободного горца, обреченного на монашеское затворничество, возник у Лермонтова на пороге юности - в 17 лет.

Об это свидетельствуют дневниковые записи, наброски: юноша, который вырос в стенах монастыря и ничего, кроме монастырских книг и безмолвных послушников не видел, внезапно обретает кратковременную свободу.

Формируется новое мировоззрение…

История создания поэмы

В 1837 году 23-летний поэт оказывается на Кавказе, который полюбил еще ребенком (бабушка возил его на санаторное лечение). В сказочном Мцхете он встретил старого монаха, последнего служителя уже не существующей обители, рассказавшего поэту историю своей жизни. В семилетнем возрасте, горец, мусульманский мальчик, был пленен русским генералом и увезен из родного дома. Мальчик болел, поэтому генерал оставил его в одном из христианских монастырей, где монахи решили вырастить из пленника своего последователя. Парень протестовал, несколько раз сбегал, в ходе одной из попыток едва не погиб. После очередного неудавшегося побега, все-таки принял сан, так как привязался к одному из старых монахов. Рассказ монаха восхитил Лермонтова - ведь он до странности совпадал с его давними поэтическими замыслами.

Вначале поэт озаглавил поэму «Бэри» (с грузинского это переводится как «монах»), но затем он заменил название на «Мцыри». В этом названии символически слились значения «послушник» и «пришелец», «чужеземец».

Поэма была написана в августе 1839 года, издана в 1840 году. Поэтическими предпосылками к созданию этой поэмы стали стихотворения «Исповедь» и «Боярин Орше», в новом произведении Лермонтов перенес действие в экзотическую, а потому очень романтичную обстановку - в Грузию.

Считается, что в описании монастыря у Лермонтова проступает описание мцхетского собора Светицховели, одного из древнейших святынь Грузии.

Вначале Лермонтов намеревался использовать для поэмы эпиграф на французском «Родина бывает только одна». Потом передумал - эпиграфом к поэме служит библейская цитата, переводимая с церковнославянского, как «Вкушая, вкусил мало меда - и вот, умираю». Это отсылка к библейской истории о царе Сауле. Предводитель воинства, Саул напутствовал своих воинов на битву. Он пригрозил казнью любому, кто сделает перерыв в битве, чтобы поесть и восстановить силы. Царь не знал, что его собственный сын вкусит запретного меда и ринется в бой. После удачного сражения царь решил казнить сына, в назидание всем, и сын готов был принять наказание («Выпил мёду, теперь я должен умереть»), но народ удержал царя от расправы. Смысл эпиграфа в том, что непокорный, свободный по своей природе человек не может быть сломлен, никто не вправе распоряжаться его правом на свободу, а если затворничество неизбежно, то подлинной свободой станет смерть.

Анализ произведения

Сюжет, жанр, тема и идея поэмы

Сюжет поэмы почти совпадает с изложенными выше событиями, но начинается не в хронологическом порядке, а представляет собой экскурс. Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

Почти вся поэма целиком - это исповедь юноши перед стариком-монахом (назвать исповедью этот рассказ можно только формально, так как рассказ юноши проникнут вовсе не стремлением к покаянию, а страстью к жизни, страстным желанием её). Напротив, можно сказать, что Мцыри не исповедуется, а проповедует, вознося новую религию - свободу.

Основной темой поэмы считается тема бунта как против формального затворничества, так и против обыденной, скучной, бездеятельной жизни. Также в поэме поднимаются темы:

  • любви к родине, потребности в этой любви, потребности в собственной истории и семье, в «корнях»;
  • противостояния толпы и ищущего одиночки, непонимания между героем и толпой;
  • тема свободы, борьбы и подвига.

Первоначально критика восприняла «Мцыри» как революционную поэму, призыв к борьбе. Тогда её идею понимали как верность своей идеологии и важность сохранения этой веры, несмотря на возможное поражение в борьбе. Мечты о родине Мцыри критики рассматривали как потребность присоединиться не только к совей утраченной семье, но и как возможность присоединиться к армии своего народа и сражаться вместе с ней, то есть, добиваться свободы и для своей родины.

Однако позже критики усмотрели в поэме больше метафизических смыслов. Идея поэмы видится более широко, так как образ монастыря пересматривается. Монастырь служит прообразом общества. Живя в обществе, человек мирится с определенными рамками, оковами для собственного духа, общество отравляет естественного человека, каким является Мцыри. Если бы проблема состояла в потребности сменить монастырь на природу, то Мцыри был бы счастлив уже за стенами монастыря, но и за пределами обители он не находит счастья. Он уже отравлен влиянием монастыря, и он стал чужим в мире природы. Таким образом, в поэме утверждается, что поиск счастья - сложнейший путь в жизни, где для счастья нет обязательных условий.

Жанр, композиция и конфликт поэмы

Жанр произведения - поэма, это жанр, наиболее любимый Лермонтовым, стоит на стыке лирики и эпоса и позволяет рисовать героя более детально, чем лирика, так как отражает не только внутренний мир, но и поступки, действия героя.

Композиция поэмы кольцевая - действие начинается в монастыре, переносит читателя в отрывочные детские воспоминания героя, в его трехдневные приключения и снова возвращается в монастырь. Поэма включает в себя 26 глав.

Конфликт произведения романтический, типичный для произведения в жанре романтизма: противопоставляется стремление к свободе и невозможность получить её, романтический герой в поиске и толпа, препятствующая его поиску. Кульминация поэмы - момент встречи с диким барсом и поединок со зверем, полностью вскрывающий внутренние силы героя, его характер.

Герои поэмы

(Мцыри рассказывает монаху свою историю )

В поэме всего два героя - Мцыри и монах, которому он рассказывает свою историю. Впрочем, можно сказать, что действующий герой только один, Мцыри, а второй безмолвен и тих, как и положено монаху. В образе Мцыри сходится множество противоречий, которые не позволяют ему быть счастливым: он крещенный, но иноверец; он монах, но бунтует; он сирота, но у него есть дом и родители, он «естественный человек», но не находит гармонии с природой, он из «униженных и оскорбленных», но внутренне свободнее всех.

(Мцыри наедине с собой и природой )

Это сочетание несочетаемого - трогательный лиризм в созерцании красот природы с могучей силой, мягкость и твердые намерения на побег - то, к чему сам Мцыри относится с полным пониманием. Он знает, что счастья для него нет ни в образе монаха, ни в образе беглеца; он удивительно точно понял эту глубокую мысль, хотя не является ни философом, ни хотя бы мыслителем. Последняя ступень протеста не дает примириться с этой мыслью, потому что человеку чужд оковы и тюремные стены, потому что он создан для того, чтобы стремиться к чему-нибудь.

Мцыри умирает, сознательно не прикасается к еде, предложенной монахом (тот спасает его второй раз от смерти, да еще и является его крестителем), просто не хочет выздоравливать.Он видит смерть как единственное возможное избавление от оков навязанной религии, от того, кто походя, не задумываясь, написал его судьбу. Он смотрит в глаза смерти мужественно - не так, как смиренно должен опустить перед нею глаза христианин, - и в этом его последний протест перед землей и Небом.

Художественные средства, значение поэмы в искусстве

Кроме типичных для романтических произведений средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, большое число риторических вопросов и восклицаний), роль в художественном своеобразии произведения играет поэтическая организация. Поэма написана 4-стопным ямбом, используется исключительно мужская рифма. В.Г. Белинский в отзыве о поэме подчеркнул, что этот настойчивый ямб и мужская рифма - словно могучий меч, рубящий врагов. Этот прием позволил нарисовать поистине страстные и яркие образы.

«Мцыри» стал источником вдохновения для множества поэтов и художников. Героические темы не раз пытались переложить на музыку, так как поэма стала настоящим символом неискоренимого стремления к свободе.

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – так отзывался о поэме «Мцыри» известный русский критик Белинский. Это произведение Лермонтова считается одним из самых удачных в его творчестве, и любимо не одним поколением читателей. Чтобы глубже понять это произведение, проведем анализ «Мцыри» Лермонтова.

История создания

История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха. Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожено слушал Лермонтов этот рассказ. Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним!


Произведение «Мцыри» написано в 1839 г., а уже в следующем году оно было напечатано. Эта поэма стала самой любимой у Лермонтова. Он охотно и с воодушевлением читал ее вслух. Друзья вспоминали, как он читал ее первый раз, «с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны».

Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь». Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его. «Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино». Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Жанр произведения, композиция и характер конфликта

Произведение «Мцыри» относится к самому любимому Лермонтовым жанру – поэме. В отличие от лирики, поэма выступает как лиро-эпический жанр, благодаря чему можно характеризовать героя через его действия, создать его образ более детально. Лиризм произведения проявляется в его сюжете: изображение внутренних переживаний Мцыри выносится на передний план. Характер конфликта – романтический, состоит во внутреннем противоречии стремления Мцыри на свободу и его жизни, проведенной в неволе. Легко понять, что образ мыслей героя близок автору. Соответственно, тип повествования в «Мцыри» субъективно-лирический, и произведение можно уверенно назвать романтической поэмой. Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Художественные средства

Описание поэмы «Мцыри» будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. «Мцыри» Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы). Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы). Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.

Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб). Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания. Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.

Заключение

Дав подробную характеристику поэмы «Мцыри», мы можем с уверенностью назвать это произведение одним из самых значительных творений Лермонтова, в котором ярко отображен его талант. «Мцыри» послужила вдохновителем для множества картин, а также для композиторов. «Мцыри» – прекрасный, неустаревающий гимн человеческому духу и свободе.

Тест по произведению

Привлекала многих русских писателей 19 века, но наибольшее впечатление она произвела на Лермонтова. Еще будучи ребенком, он попал на юг России, где проходил лечение. Он увидел могучие реки, познакомился с жизнью горцев. С тех пор тема Кавказа стала одной из любимых для поэта. Пейзажи Кавказа завораживают: величественные горы, стремящиеся к небесам, глубокие пропасти, нисходящий к недрам земли. Все это Михаил Юрьевич отразил и в своей живописи. Однако многочисленные поездки на юг России принесли плоды не только в виде картин, но и в виде произведений. Самая известная поэма Лермонтова о жизни Кавказа - "Мцыри".

Основа сюжета поэмы

Анализ "Мцыри" как романтической поэмы нельзя провести не узнав историю создания произведения. В 1837 Лермонтов совершал путешествие по Грузии, он изучал местные легенды и предания. В одном из монастырей он встретил старого монаха, который рассказал историю своей жизни. Когда то он, сын горца, был пленен русским генералом Ермоловым. Болезнь застала путников в дороге, Ермолову пришлось оставить мальчика в монастыре, где тот и вырос. По рассказу старого монаха, он не смог поначалу привыкнуть к жизни в заточении, даже несколько раз пытался убежать в горы, однажды чуть не погиб. Возвратившись, он решил принять сан и остаться в монастыре навсегда.

Эта история произвела большое впечатление на поэта. Лермонтов решил написать поэму, которую первоначально назвал "бэри ", что в переводе с грузинского означает "монах". А потом уже заменил название словом, которое в грузинском языке имеет несколько значений, - "Мцыри".

Формальный анализ. Мцыри как романтический герой

"Мцыри" в переводе с грузинского означает юношу, который пока еще только готовится стать монахом, правда, еще местное население называет так человека, прибывшего из другой страны. Итак, главный герой поэмы "Мцыри" - это мальчик, который попадает в монастырь не по доброй воле. Описание Мцыри полностью соответствует классическому романтическому герою. Он с детства выделяется на фоне своих ровесников, с которыми он не ладит. Он серьезнее, их игры ему неинтересны. Следовательно характер Мцыри также отсылает нас к образу романтического персонажа. В монастыре Мцыри чувствует себя пленником, ему душно в сырых кельях. Мцыри хочет убежать от этой жизни, мир, который находится за пределами монастыря, представляется герою идеальным. Итак, в данной поэме реализуются два основных принципа романтизма: изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах и принцип двоемирия. Романтизм воплощается на все уровнях произведения. Так, изображение природы Кавказа полностью соответствует канонам этого направления. Ведь на страницах поэмы нет обыденных картин, мы находим у Лермонтова величественные Кавказские горы, скалы, бушующие реки и густые заросли. Герой, странствующий в дикой природе, слышит вой шакалов, он внимает шуму ветра, который представляется тоже каким-то сказочным, вода в реках прозрачна настолько, что видно рыб, даже слышно их передвижение.

План «Мцыри» по главам. Краткий пересказ

1 глава. Вступление. Лермонтов начинает с того, что описывает место действия. «...Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры».

3-7 главы. В этих пяти главах Мцыри, израненный,произносит свою исповедь. Он говорит чернецу о том, что всю жизнь чувствовал себя пленником, даже обвиняет его в том, что тот когда-то спас его от смерти. Ведь этот поступок не принес ничего хорошего: ребенок обречен был на одиночество («грозой оторванный листок»).

8 глава. Уже в 8-й главе начинается повествование о том, как герой был на воле. Здесь Мцыри рассказал, как он был свободен, как он почувствовал единение с природой («..руками молнии ловил»)

9-11 главы. Мцыри, никогда раньше не видавший в непосредственной близи все красоты природы, восхищенный, рассказывает старому монаху, что он видел: птиц, плавающих в прозрачной воде горных рек, поющих птиц, буйную растительность.

12-13 глава. Герой встречает молодую грузинку. Его пленяет звук ее пения. Он увидел, как она прошла к своей сакле, и печаль струилась в его душе. Ведь он не знал своей семьи, он не ведал, что значит родной дом.

14-15. Мцыри заблудился. Он и посреди вольной бушующей природы не чувствовал себя как дома. Поэтому герой рыдает, чего никогда не делал в детстве.

16 глава. Является ключевой для понимания идейного замысла автора. Здесь герой встречается с барсом. Битва с животным описана в трех последующих главах.

Последние 8 глав - это чувства героя. Он вновь жалуется монах на свою судьбу, снова вспоминает день, проведенный на воле.

Герои поэмы «Мцыри»: старый монах, грузинка, Мцыри и барс. Все действие сконцентрировано вокруг главного образа. Ведь по сути поэма - это его исповедь.

Как анализировать поэму?

Безусловно, анализ «Мцыри» нужно проводить с опорой на текст. Ведь это произведение поэтическое, а следовательно во внимание нужно принимать слог, рифму. В поэме преобладает парный Написано произведение стихотворным размером ямб.

Чтобы правильно выполнить анализ «Мцыри» нужно брать небольшой отрывок, например, 2-3 главы. Так, чтобы эпизод был завершенным. Уже в этом отрывке искать средства выразительности (эпитеты, метафоры, метонимии, сравнения и др.): ими изобилует текст Лермонтова, это подтверждают и цитаты. «Мцыри» текст очень красивый, он дает плодородную почву для изучения.

Почему Лермонтов избирает форму исповеди?

Вообще, рассказ Мцыри мало похож на исповедь в прямом смысле этого слова. Герой раскрывает свою душу, но он не говорит о темных сторонах ее, не раскаивается в каких-либо совершенных грехах. Наоборот, он то и дело пытается обвинить монаха в том, что тот обрек его на страдания. План «Мцыри» по главам показывает, что примерно в середине поэмы должен был быть помещен некий спор с чернецом, который отказался от земных благ, смирился с бедной жизнью, лишенной радостей, однако этого не получается, ведь читатель слышит только голос Мцыри. Такая форма позволяет автору наиболее полно раскрыть характер Мцыри, показать его особенности.

Смысл финала поэмы

Итак, в самом конце поэмы Мцыри умирает. Однако его не страшит смерть, даже на пороге гибели он продолжает сожалеть о прожитой жизни ("Меня могила не страшит…"). Безусловно, подобное бесстрашие Мцыри вызывает симпатию у его создателя. Ведь оно продиктовано сильнейшим желанием ощутить истинную жизнь, свободу. Находясь на природе, герой чувствовал себя ее частью, он не боялся ни шакалов, ни темноты. В схватке с барсом он показал всю свою неистовую силу, ведь оказался сильнее. Барс как олицетворение сил природы погибает от рук героя. Отчего умирает Мцыри? Только ли от ранений, которые нанес ему зверь? В гибели Мцыри заложена более глубокая мысль. Ведь раненому герою пришлось возвращаться в монастырь, следовательно его мечты о свободе разрушились, он больше не мог надеяться, потеряв веру, он умирает. Описание Мцыри в момент его смерти очень трагично.

Пессимистичный финал пьесы является весьма характерным для творчества Лермонтова. Его романтический герой никогда не находит счастья. Поэтому творчество Михаила Юрьевича можно назвать пессимистичным. Однако этой мысли противоречит то, что у самого Лермонтова была большая жажда жизни, жажда движения и страстей, которую он переносит и на своих персонажей.