Древние ландшафты. Выбор методов для решения геоморфологических проблем


Взгляд на археологический материал о поселениях становится в перспективе более глобальным. Археологи пришли к размышлениям об «археологии ландшафта» как противоположности распределению поселений. Упоминание об этом новом направлении в археологическом исследовании важно в этом месте, потому что здесь увязываются две главные темы глав 16 и 17: взаимоотношения людей и вопросы духовного.

Слово ландшафт не имеет простого определения, но все согласны с тем, что ландшафты могут создаваться людьми. Ландшафт подобен куску мрамора в руках скульптора. В археологическом контексте ландшафты вокруг города майя Копан или Авербюри, южная Англия, периода каменного века изменились с тех пор, как там впервые поселились люди. Оба ландшафта кардинально изменились в прошлом веке, совершенно не так, как менялись в предыдущие века и тысячелетия. Наша задача - реконструировать ландшафт в таком виде, каким его видели те, кто жил в нем. Это то, что Симас Колфилд называет «ландшафтом памяти». Археолог Стефани Уитлиси (Stephanie Whittlesey) заметила: «Ландшафты являются пространственным и материальным проявлением отношений между людьми и окружающей их средой» (1998:27).

Археологи изучают ландшафты разными способами: с помощью экологически обоснованных систем, технологически обремененных методов с ГИС и спутниковыми данными и, с другой стороны, почти литературными методами - посредством описания таких явлений, как сады XVIII века или французские рынки (рис. 15.15) (Крамли - Crumley, 1987). Новое поколение исследований поселений обращается к ландшафтной географии как средству изучения реальных древних ландшафтов, где символическое отношение к окружающей среде, а также к экологии играет важную роль. Термин «знаки» ландшафта описывает то, что археологи изучают в следующем контексте: материальные следы, оставленные на поверхности земли определенными группами людей (Крамли и Маркуорд - Crumley and Marquardt, 1987:4).

Многие археологи, занимающиеся исследованием ландшафтов, мыслят об организации ландшафта с позиции трех измерений (Цедефио и другие - Zedefio and others, 1997):

1. Физические характеристики и свойства.
2. Исторические трансформации во времени.
3. Физические и символические отношения людей с окружающей их средой.

Анализ ландшафта является формой исторической экологии, где меняющиеся в течение длительного времени ландшафты выступают в качестве культурного материала. Ландшафты являются символами культурной стабильности, которая сохраняет во времени стойкие значения. Как таковые, они являются настолько же культурным материалом, как отдельные памятник и артефакт, иногда они рассматриваются как метод, которым люди организовывают свое отношение с социальным миром, потенциально жизнеспособным источником информации об идеологии и культурных неосязаемых элементах (cultural intangibles) (глава 17). Большая часть такого исследования пополняется информацией из этнографических и исторических материалов. Группа археологов, проводившая крупномасштабное исследование долины Лауер Верде в Аризоне, получила задание изучить структуру использования земель, изменявшуюся в течение длительного времени (Уитлиси и другие - Whittlesey and others, 1998). Для того чтобы выполнить ее, они зафиксировали современные и исторические ландшафты как европейцев, так и коренных американцев и затем уже работали оттуда в сторону далекого прошлого с теоретической структурой, основанной на теории ландшафта.

Такое исследование до сих пор остается новинкой в археологии, но оно делает успехи по мере того, как археологи все более понимают отношения между коренными людьми и их землей. Роберт Макферсон выразительно описал подобное отношение у навахо: «Земля - это не только системы поразительно устойчивых топографических особенностей, которые удивляют людей или подталкивают к ее обработке, она является живым, дышащим организмом в этой неживой вселенной. Земля с ее водами, растениями и животными является духовным творением, которое привели в движение боги в своей мудрости. Эти составляющие находятся здесь для того, чтобы помогать, учить и защищать нас посредством систем верований, которые объясняют отношение человека к человеку, к природе и к сверхъестественному. Игнорировать эти учения означает игнорировать цель жизни, значение существования (1992:11)».

Когда археологи изучают древние поселения и давно исчезнувшие ландшафты вокруг них, им нужно помнить эти слова.

Заключение

Археология поселений, изучение изменчивых структур поселений человека является частью анализа адаптивных действий человека по отношению к окружающей естественной и культурной средам.

Структуры расселения - это схема и распределение поселений на местности. Они определяются многим факторами, среди них окружающая среда, социокультурные практики, технологии, а также некие практические соображения, рост численности населения и социальная организация. Брюс Триггер определяет три уровня структуры расселения: строение и зоны деятельности; компоновка строений в рамках отдельной общины; распределение общин на местности. Системы, включенные в эти уровни, зависят от факторов, которые отличаются по качеству и степени воздействия от других уровней.

Отдельные здания можно изучать с точки зрения формы и материала или функциональности. Социальные и политические институты также влияют на конструкцию отдельных домов.
Община - это группа с максимальным количеством людей, обычно живущих поблизости. На схему общины в значительной степени влияют политические и социальные факторы. Археологи ищут кластеры атрибутов расселения, которые могут указывать на объединение в группы социальных единиц.

Анализ зоны реального использования ресурсов употребляется для учета ресурсов около доисторических памятников. Это изучение взаимоотношений между технологией и доступными естественными ресурсами.

Довольно затруднительно оценить численность населения отдельных общин, даже исходя из современных археологических сведений, так как на археологический материал воздействует слишком много переменных.

Численность населения доисторических памятников оценивали субъективным гаданием, по математическим формулам и сложным расчетам способности земли прокормить определенное количество людей.

Ландшафт является культурной конструкцией, и археология ландшафта - это попытка взглянуть с помощью научных данных на те неосязаемые факторы, которые определяют взаимоотношения между людьми и постоянно меняющимися ландшафтами.

Ключевые термины и понятия

Анализ территории реального использования ресурсов
«Знаки» ландшафта
Зона деятельности
Зона реального использования ресурсов
Ландшафт
Моделирование (модель) заселения
Направленность деятельности
Община
Поселенческая археология
Распределение (расселение) общин
Семейная единица
Экологическая емкость
Эксплуатируемая территория

BUTZER, KARL W. 1982. Archaeology as Human Ecology. Cambridge: Cambridge University Press. An authoritative description of basic environmental and spatial concepts in archaeology. Strongly recommended as a starting point.
FLANNERY, KENT V., ed. 1976. The Early Mesoamerican Village. Orlando, FL: Academic Press. A modern classic, a study by a team of Michigan archaeologists of settlement patterns in the Valley of Oaxaca. Enlivened by some hypothetical but highly entertaining debates between fictitious archaeologists of different theoretical viewpoints.
HIETALA, H., ed. 1984. Intersite SpatialAnalysis in Archaeology. Cambridge: Cambridge University Press. Essays on relationships between sites in the archaeological record.
SANDERS, WILLIAM T., JEFFREY R. PARSONS, and ROBERT S. SANTLEY. 1979. The Basin of Mexico: Ecological Processes in the Evolution of a Civilization. 2 vols. Orlando, FL: Academic Press. A settlement-ecological study that gives an admirable impression of the state-of-the-art research in this field.
WHITTLESEY, STEPHANIE, and others, eds. 1998. Vanishing River: Landscapes and Lives of the Lower Verde Valley. Tucson, AZ: SRI Press. A state-of-the-art, large-scale CRM project concerned with, among other things, changes in land use over time. Highly technical, but clearly written. Wroxeter web page: http://www.english-heritage.org.uk/wroxet.htm

Каждый раз, сталкиваясь с поразительным и ранее невиданным пейзажем, мы не устаем удивляться, насколько разнообразна и неожиданна наша планета и как изощренна и непредсказуема природа, создающая такое многообразие ландшафтов. Некоторые из них восхищают своей красотой и гармоничностью, в то время как другие просто ошеломляют своей уникальностью и неповторимостью. Сегодня мы попробуем отыскать самые поразительные и необычные ландшафты со всего мира, которые способны удивить даже самых опытных путешественников.


Более 1770 холмов с идеальной конусовидной формой можно увидеть в филиппинском регионе Центральные Висайи, на . К сожалению, на самом деле, они отнюдь не шоколадные, но это ничуть не умаляет их уникальности. Они напоминают огромное поле гигантских шоколадных конфет, стройно расставленных в тесной коробке. Эта необычная геологическая формация десятилетиями ставила геологов в тупик. Существуют разнообразнейшие теории о том, как сформировались эти конусовидные холмы.

Холмы располагаются на территории свыше 50 квадратных километров и являются Национальным геологическим памятником вместе с Национальным парком Тысячи островов и (самым маленьким активным вулканом в мире).

Проще всего добраться до Шоколадных холмов из городка Кармен, который располагается всего в нескольких километрах. Там же можно остановиться на ночь , чтобы никуда не торопиться и как следует насладиться этим удивительным геологическим явлением.



Австралия вообще известна своими поразительными каменными образованиями. Массив Ката Джута (Олга), Айерс-рок - также известная как Улуру, самый большой в мире каменный монолит Дьявольский мрамор, Двенадцать апостолов, и невероятная Волнистая скала - уже давно признаны одними из самых удивительных каменных изваяний в мире.


Территория Карстовых отложений в Южном занимает площадь около 500 000 квадратных километров и находится на территории сразу трех провинций: Гуанси, Юннань и Гуйчжоу.


Каменный лес Найгу и деревня Суогейи были внесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 2007 году. Согласно ЮНЕСКО, в провинции Юннань «является одним из самых потрясающих примеров влажных тропических и субтропических карстовых ландшафтов. представляют собой поразительное природное явление, а формы и оттенки камня здесь отличаются самым большим разнообразием из всех существующих в мире».


Ближе всего к Каменному лесу Шилинь располагается китайский город Куньмин. В нем много отелей и хостелов на любой вкус и кошелек, однако бронировать их, как и везде в Китае, лучше заранее .


Национальный парк Гёреме в Долине Гёреме уже давно стал главной достопримечательностью региона Каппадокия в . Он целиком и полностью является результатом эрозии и хранит в себе удивительное историческое наследие. В одной из частей парка располагаются высеченные в камне святилища с прекрасными предметами Византийского искусства, древние пещерные жилища и деревни троглодитов. Там же были обнаружены остатки человеческих жилищ, которые относят к четвертому веку нашей эры.


По мнению геологов, плато в этой турецкой долине является уникальным примером «результатов воздействия ветра и воды на отложнения из вулканического туфа».


На исследование Каппадокии лучше выделить несколько дней, чтобы как можно более полно оценить природные красоты и пещерные города, расположенные на огромной территории. Останавливаться лучше всего в центральном городке региона - Гёреме, в котором можно забронировать отель в одном из удивительных пещерных отелей, которые являются уникальными для этого региона Турции.

4. Красная река (Rio Tinto), Испания

Эта 93-километровая река в течет с гор Сьерра Морена в Кадисский залив через территорию, на которой располагаются одни из самых больших в мире залежей пирита. В результате длительной активности по добыче этого минерала в этих краях сформировался довольно потусторонний и неземной пейзаж. Ученые утверждают, что речная система Rio Tinto является одной из самых загрязненных на земле, а вода отличается очень низким уровнем pH и очень высокой концентрацией тяжелых металлов. Однако, эта река сыграла одну из ключевых ролей в истории. Именно эти места можно считать колыбелью Бронзового и Медного веков.


Третье место в нашем рейтинге занимает место, которое является самой горячей обитаемой территорией на Земле. Если среднегодовая температура в составляет примерно 34,5 градуса, то на территории Разлома Данакил, где находится , она часто превышает 46 градусов.


Кроме того, Даллол находится примерно на 48 метров ниже уровня моря, что делает его самым низкорасположенным наземным вулканом нашей планеты.


Неописуемый ландшафт со всеми оттенками красного, зеленого и желтого состоит из соленых озер, горячих минеральных источников и гейзеров. Эти разнообразнейшие цвета являются результатом окрашивания калийных солей серой и различными хлоридами и оксидами.

Создание самых древних памятников садово-паркового искусства учёные датируют IV веком до н.э. Это сады Фив - столицы Египта. Уже тогда роскошные виллы богатых египтян окружались потрясающей красоты садами. На иссушенных бедных почвах выращивали растения, привезённые из дальних мест, разводили виноградники, цветники. Центром садовой композиции, как правило, становился искусственный пруд, заселённый разнообразными представителями флоры и фауны. Геометрия дорожек, клумб и других элементов сада даёт ученым основания полагать, что сады обеспеченных жителей Фив создавались в соответствии с заранее разработанными проектами.

Особое место в истории ландшафтной архитектуры занимает Месопотамия. Её сады, созданные в стиле близком к регулярному, отличались богатыми коллекциями растений, достойными современных ботанических садов. Венцом ландшафтного искусства Месопотамии стали висячие сады Семирамиды, по праву занявшие второе место в перечне семи чудес света. Несмотря на то, что великолепие, созданное для супруги царя Навуходоносора, не вынесло испытаний временем, идея такого озеленения в несколько трансформированном виде актуальна и в наши дни.

Говоря о ландшафтной архитектуре древнего мира, нельзя не упомнить о садах Индии и Персии. Они были поистине роскошны: безукоризненная строгость регулярного стиля здесь сочеталась с возвышенным символизмом - расположенные рядом с дворцами сады должны были воспроизводить кусочек рая. В создание таких ландшафтов вкладывались огромные средства: в садах было множество редких растений, соединённых каналами прудов, красивейших беседок, вымощенных каменными плитами аллей.

Ландшафтная архитектура древней Греции отличалась многообразием, чему немало способствовало различие рельефов в разных частях античного государства. Фразу «В Греции всё есть!» вполне можно отнести к местным природным ландшафтам, здесь можно встретить любые пейзажи: от островов и морского побережья до гор и скал. В связи с этим в планировке эллинских садов доминировал свободный стиль, большей частью привязанный к особенностям местного рельефа. Центром композиции обычно становилось какое-либо общественное или приватное сооружение: дворец, храм, амфитеатр, а сады и парки сочетали в себе единение с природой и стремление к прекрасному.

Ландшафтная архитектура древнего Рима, наоборот, тяготела к регулярному стилю вне зависимости от рельефов. Особенно показательны в этом отношении были сады около расположенных в гористой местности вилл римской знати. Строгость планировки ландшафтов усиливалась за счёт многоуровневых террас с чётко разграниченными функциями. Верхняя, прилегающая к дому, часть сада была прогулочной. Тенистые прямые аллеи были украшены множеством скульптур, большая часть растительности здесь была декоративной. В парковой зоне оборудовались рыбные пруды и многоэтажные птичники. Нижние террасы с виноградниками и плодовыми садами тоже планировались в регулярном стиле.

Археологические исследования последних лет и изучение устной традиции позволили проследить облик древнего Радонежа. Обнаруженные памятники были идентифицированы с храмами, селениями, дорогами и другими историческими реалиями XIII-XVI вв. Чем полнее эти поселения открывали контуры некогда существовавшей картины, тем яснее ощущалась подлинность, с которой в них отражены некоторые существенные черты ранне-московской культуры, оставившей здесь свой глубокий след.
Пожалуй, ни одно из современных понятий не передаст столь емко запечатленную в земле память культуры, как понятие исторического ландшафта. Ландшафт несет только историко-географическую информацию, но представляет органическое сочетание элементов природы с произведениями человеческой мысли и труда. Это удивительное явление, в котором синтезированы столь далеко лежащие области культуры, как отношение народа к природной среде, его хозяйственный и социальный уклад, художественный строй мышления и мировидение, проявляющиеся в организации пространства. В свете сказанного исторический ландшафт Радонежа представляет собой целостный памятник, заслуживающий всестороннего изучения и осмысления.
Целью настоящей публикации является выявление и анализ материалов, относящихся к раннему этапу жизни этого памятника XIII-XIV вв. Поэтому на первый план выступает вопрос о происхождении ландшафта Радонежа. Для его правильной постановки необходимо отметить некоторые черты исторической ситуации той эпохи.
Радонеж появляется на страницах русской истории в 1337 г. - в сотый год от нашествия Батыя и десятый год «тишины великой» в Московском княжестве. На том пути, который был пройден Северо-Восточной Русью под ордынским игом, «великая тишина» (1327-1368 гг.) составила своего рода водораздел. Эпоха непрерывных нашествий осталась в прошлом. Но еще не наступило время, когда люди обрели уверенность в том, что «переменить Богъ Оду». Период «тишины», начавшийся в великое княжение Ивана Калиты, характеризовался активным хозяйственным развитием и сложением феодального землевладения. Княжение Ивана Калиты было, однако, не только временем благоденствия Московского княжества, но и эпохой максимального включения Руси в структуру улуса Джучи1. Не случайно в летописи присутствуют сравнение «тишины» с неким сном («И упочинуша христiане»)2, в котором с облегчением приходит самозабвение. В период, когда противостояние двух культур глубоко проникло в жизнь Северо-Восточной Руси, исход борьбы зависел от того, найдутся ли в этой жизни такие основы, которые позволят русской культуре выстоять и сохранить свою самостоятельность.

Родина Сергия Радонежского - Радонеж лежал у истоков духовного движения, возникшего в Троицком монастыре и оказавшего глубокое влияние на формирование национального самосознания3. Это движение всем своим содержанием было противопоставлено татаро-монгольскому игу и тому «нравственному разорению», которое оно несло с собой4. Важно поэтому проследить в историческом ландшафте Радонежа влияния тех представлений, которые складывались в Троицком монастыре, и тем самым глубже понять особенности формирования культуры той поры.

Радонеж перестал существовать как город после его разорения в Смутное время, около 1608-1609 гг. В 1616 г. село, получившее название «Городок Радонеж» {с начала XVIII в. - село Городок), перешло во владение Троице-Сергиевой лавры и оставалось за ней до секуляризации монастырских земель в 1764 г. Ни в этот период, ни позднее здесь не возникло крупных архитектурных ансамблей, связанных с почитанием Сергия Радонежского. Это почитание выражалось в традиции служб, происходивших в церкви с. Воздвиженского во время Троицких походов государей, и посвящении преподобному Сергию престола в храме с. Городок5. В XIX в. - а, по всей видимости - и в более раннее время - через с. Городок пролегал путь богомольцев, который вел от Покровского монастыря на Хотькове к часовне Крест в Лавре.
Историография Радонежа невелика, но своеобразна. Краткость древних известий о городе сковывала ее развитие6. Стремление искать новые пути исследования Радонежа возникало лишь в периоды, отмеченные подрастающим интересом к русскому средневековью. Начало изучения Радонежа было положено 3. Я. Ходаковским, посетившим с. Городок в 1820 г. Метод 3. Д. Ходаковского, основанный на сочетании археологических наблюдении, опросов старожилов и на использовании данных Генерального межевания, опережал развитие науки того времени7. В 1840- 1850-е годы окрестности Троицкой лавры привлекли внимание И. М. Снегирева8.

Особое место в литературе о Радонеже занимает «Рассказ из деревенской жизни» К. С. Аксакова, опубликованный в ноябре 1857 г. а журнале «.Молва»8. В нем отразилось живое чувство, позволившее К. С. Аксакову увидеть в устном предании неугасшую историческую традицию. Переданные в «Рассказе» с большой тщательностью диалоги с крестьянами донесли до нас уникальные свидетельства. Новый этап в изучении Радонежа был связан с работами С. Б. Веселовского над архивом Троицкой лавры к 1920-1930-е годы. Им была исследована «Выпись межевая» 1542/1543 г., в которой упоминался целый ряд земель, принадлежавших некогда радонежским князьям, и изучены боярские вотчины Радонежского княжества10. Археологически с. Городок обследовалось в 1901 г. Ю. Г. Гендуне11. В 1929-1931 гг. раскопки на городище и посаде проводил Н. П. Милонов12. Позднее в Радонеже неоднократно велись работы разведочного характера13. Исследования, начатые автором в 1976 г. в районе Троице-Сергиева монастыря, включали археологические обследования, сбор материалов микротопонимии и локализацию данных письменных источников.14

В 1984-1985 гг. работы были сконцентрированы в окрестностях с. Городок с целью создания проекта «Зон охраны древнего г. Радонежа»15. В итоге было выявлено 200 памятников археологии XIII- XVII вв. (селища, могильники, дороги, пруды) и 450 памятников ландшафта (угодья, урочища).
Актовые известия XV-XVI вв. по району Радонежа немногочисленны, поэтому особую ценность приобретают материалы писцовых книг В. И. Голенина 1 503/ 150416. «выпись межевая» it «роспись сошных окладов» из книг кн. Р. Д. Дашкова и Ф. Г. Адашева 1542/1543 г.17 -документы, составленные в период расцвета города.

Следующий комплекс описаний относится к 1570-1590-м годам18. В 1617 г. по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича, Городок Радонежский был передан Троицкому монастырю. В связи с этим 3 августа 1617 г. М. Тиханов и Д. Орлов «межевали да мерили... Городок Радонежский да пустош[ь] Могилицкую з..дворцовым селом Здвиженскимъ19. В начале 1620-х годов пустошь Могилицкую присоединили к землям с. Воздвиженского, что было закреплено межеванием Н. II. Засецкого и П. Ермолина 24 марта 1623 г.20

Видимо, на следующий год на землях Радонежа21 и его окрестностей проводилось общегосударственное описание, которое по северу Московского уезда вели Л. А. Кологривов и Д. Скирин22.
Документы середины XVI, начала XVII в. образуют фактическую базу для изучения исторической географии района Радонежа. Локализация данных этих документов оказывается возможной, однако, лишь при привлечении всего фонда позднейших источников. Важное место среди них занимают чертежи 1660-1667 гг.23 и межевые книги 1680-х годов, в которых длина межей указана в саженях, что позволяет с большой точностью переносить их на современные карты. В 1680 г. А. 10. Бестужев и В. Домашев обновили проложенную еще в 1542/1543 г. к северу от Радонежа границу между троицкими и государевыми землями. Кроме того, ими была описана южная граница государевых земель, которая проходила по рекам Торгоше и Воре. В 1084 г. данные этого межевания были пополнены описанием селении и в результате возникла писцовая и межевая книга Вердеревского и Л. Юрьева.


Книга 1084 г. сохранявшаяся в подлиннике, не только юридической документ, но и труд, обобщивший итоги многовекового научения Радонежского края и содержавший огромный объем знаний о его природе, топонимии, землевладении25. Межи 1680 и 1084 гг. почти на всем своем протяжении были возобновлены и период Генерального межевания (1768 г.) г.26 . В свою очередь, по межам Генерального межевания прокладывались ходы геодезического обоснования при топосъемке 1930-х годов27. Это позволило автору картографировать данные 1680-1684 гг. Таким образом был открыт путь к локализации данных 1617-1624 гг., что стало основой для реконструкции исторического ландшафта Радонежа XIV-XV вв. (рис. 5).
Древнейшим путем, по которому шло заселение всего Радонежского края, была р. Воря, впадающая в р. Клязьму. В I тыс. н.э. в среднем течении Вори существовал укрепленный родовой поселок финно-язычного населения. В конце XI-XII в. на средней Воре сложилась группа селении славян-Кривичей, известная в археологической литературе благодаря хорошо сохранившимся памятникам курганного быта. Большая часть этих поселении погибла в период монгольского нашествия в середине XIII в. и никогда не возобновлялась впоследствии28.

Район собственно Радонежа, лежавший севернее, не подвергся разорению в 1238- 1240 гг. Он начал заселяться, судя по археологическим данным, во второй половине XIII - первой половине XIV в. (рис. 3). Обычай насыпать курганы тогда уже отошел в прошлое, но курганная керамика и традиции, восходящие к домонгольскому времени, сохранились. С древнерусским временем связано и название города, происходящее от славянского имени «Радонъгъ».

Быть может, селение, носившее это название, существовало с домонгольского времени, но широкое заселение началось позднее29.
Вторым, наряду с реками – исторически сложившимся направлением, вдоль которого шло расселение, являлась Переяславская дорога. С 1302 г., когда кн. Иван Переяславский завещал свой удел кн. Даниилу Александровичу, и особенно с 1328 г. эта дорога стала одной из важнейших в Московском княжестве. При пересечении ею р. Пажи (притока Вори) и возникло с. Радонежское. «[ Село Радонъже] кою» и волость «[ Радонъжское] упоминаются в духовной грамоте Ивана Калиты 1336 г30.
Помимо села, во втор. пол. XIII - первой трети XIV в. существовали три поселения, выявленные археологически: Гольнево, Могилки и Белухинское (рис. 3). Они располагались в пределах 3 км от Радонежа, причем дна последних - близ Переяславской дороги. Обширные пространства, на которых сформировалось позднее княжество, оставались еще незаселенными.

Топография перечисленных селений отражала первые признаки той коренной смены форм расселения, которая вскоре охватила Северо-Восточную Русь, В отличие от домонгольского периода, когда заселялись исключительно берега рек, во второй половине XIII в. селения начали проникать на водоразделы. В окрестностях Радонежа можно проследить стадии этого процесса. Гольнево, основанное у края террасы р. Вори, еще принадлежит домонгольскому типу.
Могилки возникли в удалении от реки, но при естественном источнике воды. Белухинское же, при котором сохранился пруд, представляет собой типичное поселение «на суходоле».
Па покрытых лесами водоразделах переселенцам открылись обширные пространства, которые ранее использовались лишь как охотничьи угодья (рис. 3). Природный ландшафт, в пределах которого возникло с. Радонежское, представлял собой моренную равнину, покрытую ельниками, которые к югу от села сменялись елово-сосновыми лесами. С северо-востока к с. Радонежскому примыкал ландшафт моренной возвышенности. Граница его отчетливо просматривается и теперь при взгляде с упомянутой в летописи горы «над Радонежем» на с. Городок, лежащее на равнине. Возвышенность была расчленена оврагами, которые, смыкаясь, разделяла территорию на отдельные холмы, высоко поднимавшиеся над долинами.

Окраинные и низменные участки этого ландшафта были заняты еловыми лесами. В центральной же его части господствовали древние липово-еловые и дубово-еловые леса, произраставшие на более плодородных почвах. Именно в этой местности, где до сих пор сохранилась участки дубрав, были основаны первые селения радонежской округи. Переселенцы, продвигаясь из района Приклязьминской низменности на север, вверх по р. Воре, встретили иа вершинах моренной гряды леса, типичные для исконных зон славянской колонизации. Это обстоятельство, в сочетании с разнообразием ландшафтов и привлекло население к месту будущего города31.

Если с. Радонежское являлось административным и хозяйственным центром округи, то сакральным ее центром, как можно предполагать, являлись святилище Белые Боги. «В двух верстах от Воздвиженского,- писал И. М. Снегирев в 1856 г. - есть в сосновом бору бугор, называемый Белые Боги; по свидетельству тамошних старожилов, там в овраге лежали какие-то камни, недавно снятые для искания под ними клада, а старое предание говорит, будто прп. Сергии там водрузил каменный крест на месте каких-то истуканов, коим поклонялись окрестные жители32.

Для локализации урочища большой интерес представляет запись, сделанная 3.Я. Ходаковским: ..Бывши в селе Городке, что звалось прежде Радонежью, - писал он, - узнал я редкое название. Тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному городку и рассказали все урочища вокруг себя. Напоследок один из них говорит: ...есть Белые Боги подле Воздвиженского села, оно смежно с нами, не дальше одной версты от этого Городка. Молодая женщина, которая привела меня с большой дороги в сие место, знала также про сии Белые Боги и завела меня к ним. Прекрасное местоположение согласуется со своим названием - оно близко раздолья или лощины, которою отделено от урочища, называемого «Могильцы»33.
Судя по этому описанию, Белые Боги находились к югу от Троицкой дороги (от с. Городок к Лавре - рис. 7, № 50), за которой начинались поля с. Воздвижинского. Восточная граница территории, в пределах которой находилось святилище, определяется указанием Ходаковского на то, что святилище удалено от с. Городок «не дальше одной версты». Остается очертить западную и южную границы этой территории. Первая устанавливается на основании рассказа К. С. Аксакова о поисках им места Белых Богов: «Оставивши экипаж у перелеска34, - вспоминал он,- мы прошли пешком сквозь него, вышли в поле и скоро по отлогому скату дошли до овражка, в котором сочилась вода. Мы принялись искать всеми силами...35 Овражек, или «мочежинка», как назвал его собеседник К. С. Аксакова - крестьянин с. Городок, - это ручей Оржавец, протекающий в 800 м к востоку от окраины с. Городок (рис. 7, №229). Таким образом, поле Белые Боги находилось к востоку от Оржавца, на его левом берегу.

Кратер этого вулкана вполне правдоподобно демонстрирует, что происходит на Ио, спутнике Юпитера: множество булькающих гейзеров, фантастические цвета и настойчивый запах серы. Расположенный ниже всех других вулканов в мире — минус 48 м от уровня моря — Даллол по-прежнему активен, благодаря чему близлежащие окрестности беспрерывно бурлят и кипят. Но последнее крупное извержение произошло в 1926 году — именно тогда и образовалось «внеземное» озеро, представляющее собой причудливые соляные образования в обрамлении лужиц зеленой и фиолетовой жидкости.

Кратер Даллола — самое жаркое место на Земле: среднегодовая температура здесь составляет 34 градуса Цельсия. В такой жаре и такой агрессивной среде не способна существовать ни одна форма жизни, кроме бактерий. Именно они и обеспечивают яркие цветные воспоминания каждому посетителю этого неприветливого места.

Добраться до Даллола не так-то просто — несмотря на явное изобилие природных ресурсов, дороги туда не проложены. Это место регулярно посещают лишь караваны верблюдов, на горбах которых вывозят добытую здесь соль.

Цинжи-дю-Бемарха, Мадагаскар

Фото Diomedia

Труднопроизносимое название этого заповедника происходит от еще более сложного слова mitsingitsignia, что по-малагасийски означает «ходить на цыпочках». Действительно, при взгляде на местный ландшафт мысль о каком-либо другом виде передвижения даже не приходит в голову.

Знаменитый Каменный лес образовался в результате эрозии известковых пород: вместо обычных гор здесь взмывает вверх частокол острых каменных пиков. Среди них пробиваются редкие (в обоих смыслах слова) деревья, носятся такие же редкие животные — лемуры — и мелькают не менее редкие птицы. Внизу, у подножия, тоже не заскучаешь: там лесные каньоны, таинственные пещеры и темные воды реки Манамболо.

Заповедник здесь организован в 1927 году с целью сохранения естественных природных условий, и до сих пор некоторые его части закрыты для посещения. Но и те, что доступны, все равно кажутся занесенными сюда откуда-то извне Земли.

Лунная долина, Бразилия

Лунная долина расположена на территории национального парка Шапада-дус-Веадейрус в Бразилии. Плато, на котором стоит парк, образовалось около 1,8 млрд лет назад. Местные скалы — древнейшие на Земле: они всего-то в два с небольшим раза младше Луны. За многие тысячелетия воды реки Сан-Мигель обточили естественный кварц, из которого состоят здешние скалы, до самых причудливых и неестественных форм. Окрестности долины тоже запомнятся надолго: помимо окаменевших остатков древних растений и животных здесь в изобилии представлены их процветающие потомки: орхидеи, пальмы, перечные деревья, муравьеды, тапиры, капибары, нанду и др. В 2001 году национальный парк Шапада-дус-Веадейрус был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. И единственное, что может смущать в этом решении, почему оно было принято лишь спустя сорок лет после открытия долины.

Озеро Клилук, Канада

Пятнистое озеро Клилук — одно из самых странных мест на Земле — не похоже ни на одну известную нам планету. Из-за высокой концентрации солей (самой высокой среди земных озер) и особого климата Клилук в жаркий сезон представляет собой скопище небольших озерец, между которыми можно спокойно ходить. Звучит это довольно скучно, зато выглядит незабываемо.

Благодаря солям здешние воды обладают целебными свойствами, и эта особенность в свое время стала причиной ожесточенного противостояния местных индейцев и колонистов-европейцев. Для аборигенов Клилук — место священное, с ним связано много легенд и сказаний, это неотъемлемая часть местной культуры. И когда в 1979-м году Эрнест Смит, де-юре владелец этих земель, задумал устроить здесь лечебный курорт, это вызвало бурю негодования у коренного населения. Индейцы боролись за право сохранить заповедную землю в неприкосновенности двадцать с лишним лет, и только в 2001 году выкупили ее за 720 000 долларов. С тех пор доступ к озеру ограничен и побывать на нем можно, только получив разрешение у старейшин. Это хоть и непросто, но вероятно, а в крайнем случае можно полюбоваться видом на Клилук с шоссе неподалеку.

Река Тинто, Испания

Еще древние народы иберов и тартессийцев начали разработку полезных ископаемых в горах Сьерры-Морены — там, где берет начало река Тинто. Железо, медь, серебро, золото, марганец — чего только здесь не добывали за 5000 лет! Все это неизбежно попадало в неспешно текущие воды местной речки и распространялось по окрестностям. Казалось бы, ничего живого, кроме людей в комбинезонах и касках, здесь быть не может. Но природа распорядилась по-своему и поселила сюда родственниц бактерий-экстремофилов из Кровавого водопада в Антарктиде. Они с радостью стали перерабатывать ядовитые для любого нормального организма вещества. В результате Тинто и ее окрестности окрасились во все оттенки красного и желтого, а ученые получили очередную надежду на существование жизни вне Земли.

Местные условия схожи с марсианскими и с тем, что происходит под ледяной оболочкой Европы, спутника Юпитера. Самое прекрасное, что на это можно спокойно посмотреть своими глазами: хотя промышленные разработки продолжаются здесь по сей день, большинство участков реки свободны для посещения.

Сухие долины, Антарктида

Самое сухое место на Земле — это отнюдь не Сахара или Гоби, как можно предположить, а местечко в Антарктиде с говорящим названием Сухие долины: кое-где в них воды не было уже 2 млн лет! Этот участок земли окружен горами, с которых под действием гравитации с огромной скоростью (около 300 км/ч) спускается холодный плотный воздух, унося с собой все, что попадется по пути, включая воду, снег и лед. Если сравнивать эти условия с тем, что происходит на планетах Солнечной системы, то ближе всего они будут к марсианским. Какова же была радость ученых, когда даже в таких суровых условиях была обнаружена жизнь — бактерия, которой для существования достаточно тех капелек влаги, что умудряются укрыться от ветров в неровных поверхностях скал.

Еще интереснее другая бактерия, соседка, живущая под ледником Тейлора, который тоже территориально относится к Сухим долинам. Эта анаэробная бактерия перерабатывает серу и железо, а результат такой жизнедеятельности вместе с водой вытекает на поверхность — так образуется Кровавый водопад. Окрашенная оксидом железа вода на белом фоне ледника смотрится жутковато, как будто из огромной незаживающей раны хлещет кровь.

Галерея «Волна», США

Поразительное образование из песка и камня под названием «Волна» располагается на границе американских штатов Юта и Аризона. 200 млн лет могучие ветра вытачивают эти волнообразные формации с неожиданной и приятной глазу геометрией. Когда-то это были песчаные дюны, под давлением времени и природных условий превратившиеся в ребристые разноцветные холмы; сейчас это одна из главных приманок для ландшафтных фотографов со всего мира. Интерес к аризонской галерее из песчаника настолько высок, что местные власти вынуждены ограничивать поток желающих хоть краем глаза взглянуть на это чудо природы. Поэтому в день выдается только двадцать путевок. Причем десять из них разыгрываются в лотерею еще за четыре месяца до предполагаемого посещения, а другие десять — за день до поездки. И если в низкий сезон велики шансы выиграть разрешение за два-три дня, то в высокий — с марта по ноябрь — вероятность падает ниже 50%. Но если получить разрешение в Аризоне никак не получается, можно в качестве утешения посмотреть на подобные образования в Юте: они не так популярны, как «Волна», и менее впечатляющи, зато более доступны.

Солончак Уюни, Боливия

Некоторые называют это место «границей неба и земли», но это выражение не совсем верно. Скорее это место, где небо и сверху, и снизу, и по нему можно ходить: это самое большое зеркало на Земле, настолько большое, что уходит за горизонт.

Солончак Уюни — крупнейший в мире. В недрах высохшего соляного озера хранится запас природных веществ и минералов на много тысяч лет вперед. Такой специфический состав и природные условия превратили это место в уникальнейшую точку на планете. Во-первых, перепад высот на площади в десять с лишним тысяч квадратных километров не превышает одного метра. Во-вторых, в сухой сезон это ярчайшая белая равнина, а когда выпадает дождь — безупречно подробное отражение неба. При этом глубина озера в большинстве мест не превышает нескольких сантиметров, так что по нему можно свободно разгуливать, наблюдая облака под ногами. Кроме того, каждый ноябрь сюда прилетают полчища фламинго редких видов и раскрасок. Но желающим посетить солончак Уюни стоит учесть, что находится он на высоте 3500 м над уровнем моря, так что придется некоторое время акклиматизироваться.

Гора Рорайма, Венесуэла

В 1839 году экспедиция немецкого путешественника и исследователя Роберта Шомбургка по Британской Гвиане в буквальном смысле уперлась в стену, уходившую за облака. Это была гора, но гора необычная — будто кто-то огромным ножом отсек ее вершину, оставив гигантскую ровную платформу. Отчет Шомбургка о путешествии попался на глаза сэру Артуру Конан Дойлю, воображение которого тут же поместило на плато чудом сохранившийся с доисторических времен «Затерянный мир».

На самом деле происходящее на вершине горы Рорайма — одной из тепуи, южноамериканских столовых гор, остаток огромного плато из песчаника, существовавшего, когда Южная Америка и Африка были одним континентом, — больше похоже на представления писателей-фантастов 1950-х о Венере: вечный дождь, поливающий совершенно неземной ландшафт. «Тепуи» на языке местных индейцев означает «дом богов». Но дом этот довольно неуютный: дожди вымывают питательные вещества из почвы, не оставляя шансов привычной жизни. А те представители флоры и фауны, которые все-таки прижились здесь, совершенно уникальны. Не случайно создатели мультфильма «Вверх» (тоже о путешествии в затерянный мир) в поисках вдохновения отправились на Рорайму. И режиссер Пит Доктер потом признавался, что увиденное они использовали лишь в общих чертах: «Это настолько далеко от реальности, что зритель просто не поверил бы».

Архипелаг Сокотра, Йемен

Примерно 6 млн лет назад от Африки откололся небольшой кусок суши, который двинулся в сторону Аравийского полуострова. Развалившийся по дороге на четыре острова кусок успел убежать всего на пару сотен километров от своего родителя. Но ушедших на это 6 млн лет хватило для появления здесь уникальной экосистемы: больше трети видов растений, 90% видов пресмыкающихся и почти все виды моллюсков не встречаются больше нигде в мире. Здесь, конечно, нет восьмируких пятиглазов, общающихся на языке щелчков. Зато есть драконово дерево, похожее на ядерный гриб, из которого к тому же каждый год течет «кровь», огуречное дерево — бесформенный гладкий белый ствол, на верхушке которого весело зеленеют «огурцы», или сокотранская пустынная роза — тоже дерево, причем на вид одновременно забавное и отталкивающее.

Несмотря на свою изолированность, архипелаг, как недавно выяснилось, был населен еще 1,5 млн лет назад. В 2008-м году российский археолог Валерий Жуков обнаружил здесь каменные орудия олдувайской культуры (2,7-1 млн лет назад). Сенсационность находки состоит в том, что не совсем понятно, как сюда добрался представитель этой эпохи — homo habilis, «человек умелый». А вот человеку современному посетить Сокотру не составит труда — хоть на самолете, хоть морем. Ехать лучше в феврале и марте: в остальное время, особенно с мая по сентябрь, на Сокотре довольно суровая и неприятная погода с бесконечными дождями и сбивающими с ног ветрами.