Логопедическое занятие по слоговой структуре. Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова "Поможем другу собрать портфель"

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ».

ТЕМА. Двусложные слова с одним закрытым слогом.

ЦЕЛЬ. Закреплять умение чётко произносить двусложные слова с одним закрытым слогом.

    Корригировать фонематический слух, логическое мышление.

    Развивать двигательную сферу через обучение определённым двигательным навыкам (работа
    с мячом).

    Формировать дисциплинированность, собранность, ученическую активность, положительную
    мотивацию к логопедическим занятиям.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Фигурки: девочка Маша, доктор Слогов, картинка Деда Мороза.

    Таблички со слогами, словами.

    Схема слова.

    График - карта передвижения Деда Мороза.

    Обруч с фигурками для развития дыхания.

    Шипованные мячи.

7.Магнитофон, кассета с записью бури и хрустом снега.
8.Фотографии детей.

Орг. Момент.

    Объявление темы и целей урока.

    Артикуляционная гимнастика.

Жила - была девочка Маша. Сбежали от неё слоги, слова, потому что она не хотела правильно
говорить. Пошла Маша к доктору Слогову за помощью, а доктор Слогов жил в лесу.
Идёт Маша по лесу. ЗАБОРЧИК.
Мимо елей и берёз. ЧАСИКИ.

Тропинка, то узкая, то широкая. КИСКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.
То на горочку поднимется, то с горочки спустится. КАЧЕЛИ.

Смотрит Маша - на горочке Баба Яга сидит, свою ступу чистит. ЧИСТИМ ЗУБКИ С

ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ.

Дала она Маше клубочек. ИГОЛОЧКА.

Катится клубочек, подпрыгивает. ЛОШАДКИ.

Увидела Маша забор, его красил Гном. МАЛЯРЧИК.

Подошла Маша к двери, постучала. Д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д.

Вышел доктор Слогов, посмотрел по сторонам. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.

Стал наслаждаться свежим, морозным воздухом. ДЛИТЕЛЬНЫЙ ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС, ВЫДОХ
ЧЕРЕЗ РОТ.

Маша увидела доктора Слогова, обрадовалась. ЗАБОРЧИК.

Он пригласил Машу в дом и стал учить её правильно говорить. Мы тоже побываем в школе
доктора Слогова и вместе с Машей будем учиться правильно говорить слова, состоящие из двух
слогов.

Вводная беседа.

    Ребята, какое это время года? (Это зима).

    Какой праздник бывает зимой? (Зимой бывает Новый Год).

    Кого ждут дети? (Дети ждут Деда Мороза.)

ЛОГОПЕД. Доктор Слогов пригласил нас в музыкальный театр, где приготовлено много чудес,
тайн, загадок.

Основная часть.
Слоговая дорожка.

ЛОГОПЕД. Он предложил нам побродить по слоговым дорожкам.

Чтение слогов.

Бу - ура - ран - буран

Мо -оро - роз - мороз

Me - ете - тель - метель

Be - ете-тель-метель

    Чтение слов по табличкам: буран, мороз, метель, ветер, метёт, гудит, дует, трещит.

    Игра с мячами.

У доктора Слогова много разных игр и игрушек. Вот он и предложил нам поиграть с мячами.

Проговаривание хором слов под удары мяча об пол на каждый слог.
Метель метёт.
Буран гудит.
Ветер дует.
Мороз трещит.

Мороз, буран, ветер, метель - что это такое?
ДЕТИ. Это явления природы.

ЛОГОПЕД. Давайте подберём к словам обозначающим предметы, слова обозначающие действия
предметов.

Мороз гудит

Буран трещит

Метель дует

5. Игра «Четвёртый лишний» Что лишнее.
Слова: буран, метель, ветер, мороз.

6.Игра «Кто сильнее?»
Развитие физиологического дыхания.

Игра « Кто сильнее?».

Ребята, выберете одно из природных явлений. Кто хочет стать ветром, бурей, метелью? Тася, ты
буря. Лида, ты метель. Саша, ты ветер.

Мы знаем, что зима полна бурь, метелей, ветров. Давайте покажем, как бывает зимой. (Дети
дуют на фигурки деревьев, животных, снежинки, которые подвешены

к обручу. Делают вдох через нос, выдох через рот.)

Звучит аудиозапись с воем зимнего ветра, бури, скрипом снега.
Логопед.

Упражнение на релаксацию.
Представьте себя в таком лесу, где сильно дует, гудит, метёт.

Покажите, как вам холодно, вы замёрзли, ручки ваши закоченели, пальчики посинели. А
теперь давайте отогреем пальчики, ручки своим дыханием. Вот вам стало тепло, даже
жарко.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Ой, ребята, что ж мы наделали!

Во время бурана и метели

Занесло в лесу все дорожки и ели.
В этом лесу заблудился наш долгожданный гость.

Отгадав загадку, вы узнаете - кто это?
ЗАГАДКА.

Методическая разработка логопедического занятия.

Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.

Группа: Нарушение чтения и письма,обусловленное фонематическим недоразвитием речи

Класс:2 класс

(логопедическое коррекционно-развивающее групповое занятие).

Занятие №1

Тип занятия :

"Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой.

Цели: Определить

1. - Определить слогообразующую роль гласных в слове.

Учить детей делить на слоги слова, выделяя гласные.

2. - Понять важность последовательности слогов при чтении и письме.

3. - Уметь определять порядок слогов в слове;

Задачи:

1. Образовательные :

* знания (сформировать понятие о слогообразующей роли гласных в слове)

* умения (научить детей правильно делить на слоги слова, выделяя гласные; учить определять порядок слогов в слове); научить составлять графические схемы слоговой структуры слов

* общеучебные: владение основными видами ответов;

* умение делать сравнения, доказательства, определять цель работы;

* владеть способами контроля и взаимоконтроля, само-и взаимооценки;

* уметь коллективно работать.

. Воспитательная задача.

Воспитывать:

* усидчивость;

* сдержанность;

* дисциплинированность;

* организованность;

* уважение к коллективу.

3. Развивающая задача:

* развитие речи, мышления, зрительного восприятия и зрительной памяти;

* развивать орфографическую зоркость и фонематический слух;

* закреплять навыки умственных действий (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы);

* развивать мелкую моторику рук;

* формировать умение составлять развернутое учебное высказывание.

Оборудование к занятию:

* нетбуки по количеству детей

* рабочие тетради

* карточки на печатной основе

* компьютерная игра "Собери слово из слогов"

* дидактическая игра "Касса слогов на магнитах"

План занятия

Этап занятия

Методы и приемы

Время (мин)

Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

а) Методы передачи информации с помощью практической деятельности. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

б) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

в) Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия.

г) Эмоциональные.

д) Познавательные.

е) Волевые.

ж) Социальные.

а) Беседа

б) Экспериментальная задача

Наблюдение

в) Практические упражнения

Компьютерная игра

г) Поощрения

Создание ситуации успеха

д) Создание проблемной ситуации

е) Предъявление учащимся требований

Информация об обязательных результатах обучения

ж) Создание ситуации взаимопомощи

II. Формирование понятий о слоговом составе слова.

Физминутка.

Работа по карточкам

a) Письменные

б) Самоконтроль

в) Устные

г) Методы передачи информации с помощью практической деятельности.

д) Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

е) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

а) Индивидуальный опрос

Фронтальный вопрос

«Тихий опрос»

б) Самостоятельная работа

в) Самоконтроль по образцу

Форма организации занятия -разновозрастная

Развитие графических навыков.

Закрепление пойденного материала

Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I . Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

Цель: правильно разделить слова на слоги.

Задача: определить тему занятия. Актуализировать информациюо том, из чего состоит наша речь, предложение, слово и слог.

Сядет тот, чье имя состоит из двух слогов, трех, четырех.

“Дети, что мы с вами только что делали? Как вы думаете, какая будет тема у нашего сегодняшнего занятия? Правильно, мы сегодня поговорим о слогах, делении слов на слоги.

Логопед предлагает вспомнить, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, а слоги - из звуков”.

II . Формирование понятий о слоговом составе слова.

Задание 1. Игра "Телеграф".

Цель: объяснить, какие есть способы деления слов на слоги. Вспомнить правило - "сколько в слове гласных, столько и слогов".

Задача: фoрмировать навыки слогового анализа.

Логопед предлагает детям назвать картинки и разделить эти слова на слоги. Произнести слова по слогам, выделяя голосом гласные – из односложных слов, из двусложных, из трехсложных. Отхлопать количество слогов. Ответить на вопрос: “Ребята, какими способами можно поделить слово на слоги?” (можно приставить руку к подбородку и посчитать количество толчков или проскандировать и хлопать в ладоши, но самый надежный способ - сосчитать количество гласных в слове).

Логопед вместе с учениками делает вывод: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Перечень картинок : мох, сом, суп, шляпа, вата, усы, малина.

Задание 2. Графическое изображение слогов.

Цель: объяснить принцип составления графической схемы слоговой структуры слов. Вспомнить правило - "сколько в слове гласных, столько и слогов".

Задача: научить составлять графические схемы слоговой структуры слов.

Логопед: «Ребята, поставьте вопрос к слову лев. (Кто это? – лев). Слово «лев» обозначает предмет, графически изображаем его одной чертой. (Логопед показывает на доске, учащиеся – в тетрадях). Сколько гласных в слове? (Одна), значит в слове один слог: ___, какая гласная в слове? (е), значит графическая схема слова лев: е ».

Аналогично изображаются другие слова графически. Если в слове два гласных, значит в слове два слога, две части, если три гласных – три слога.

Логопед предлагает изобразить слова графически, надписать над каждым слогом соответствующую гласную. (Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задание, остальные – в тетрадях).

Перечень слов : муха - у а, рубашка - у а а, пузыри - у ы и, торт - о,

музыка - у ы а, карп - а, попугай - о у а, муравей - у а е.

Цель: составить слова из слогов.

Задача: научиться правильно определять последовательность слогов с слове.

На доске записаны слоги. Ученики работают каждый за своим нетбуком. Логопед предлагает учащимся из слогов составить слова.

III . Физминутка.

1. Упражнения на перекрестную ориентировку:

Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левую руку поставьте на пояс;

Правую руку – на голову, а левую – за голову;

Левой рукой покажите правый локоть, а кисть правой руки положите на левое плечо.

2. Гимнастика для глаз.

Закрыли глаза, открыли, посмотрели вправо, влево, вверх, вниз.

Чтение за указкой.

Выразительно читаем.

3. Игра с мячом.

Перекидывая мяч друг другу, учащимся необходимо превратить односложные слова в двусложные, двусложные – в трехсложные. Например: шар – шары – шарики.

Перечень слов : дом, год, кот, слон, нос, сад, лось, сом, тигр, мышь, еж.

VI . Работа по карточкам. (каждый ученик получает карточку)

Задача: списать текст без ошибок.

Задание 1. Прочитайте текст по слогам. Найдите ошибки. Спишите текст правильно.

Лтом волк хдит сытый. А зимой ему глодно. Птиц улетя. Зври спрячутс. Змой глодные влки по лес рыщут, ищт добчу.

    Развитие графических навыков.

Цель: развивать зрительный гнозис, ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

Задача: нарисовать по клеточкам фигуру зайчика, следуя инструкции логопеда.

VI . Закрепление пройденного материала.

Дидактическая игра "Что на картинке?"

Цель : закрепить умение определять правильный порядок слогов в слове.

Задача : вытянуть карточку с картинкой, определить, что на ней изображено и составить слово-ответ. Если все сделано правильно, игрок забирает карточку с картинкой себе, а карточки со слогами возвращает на место. Затем второй участник составляет слово к новой картинке. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек с картинками.

VII . Подведение итогов занятия.

Чему вы сегодня научились? Что узнали нового? Какие задания, предложенные на занятии, вызвали трудности?

Учебники и дополнительная литература

    З.Е. Агранович “Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей”, Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2001.

    С.Е. Большакова Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей, ТЦ"Сфера", Москва, 2007.

    В.Т. Голубь “Графические диктанты”, Москва, “Вако”, 2010.

    Л.Н. Ефименкова “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва “ВЛАДОС”, 2003.

    Л.Н. Ефименкова, И.Н.Садовникова "Исправление и предупреждение дисграфии у детей”, Москва, “Просвещение” 1972.

    Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах», Москва, “ВЛАДОС”, 2001.

Конспект фронтального логопедического занятия с учениками 3-х классов
по коррекции смешанной дисграфии

Учитель-логопед Наталья Валерьевна Демидова

Занятие № 27

Тема: Сравнение семизвучных слов разной звуко-слоговой структуры.

Грамматическая тема : Уточнение значений суффиксов: уменьшительно-ласкательного -ик-, детёныши -онок-, -ёнок-.

Цель: Формировать умение анализировать и сравнивать семизвучные слова, состоящие из трёх слогов в процессе тренировочных упражнений.

Коррекционные задачи:

Совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

Формировать умение сравнивать семизвучные трёхсложные слова;

Развитие словообразования;

Развитие морфемного анализа и синтеза;

Развитие умения определять твёрдые и мягкие согласные;

Развитие слухового, зрительного и двигательного каналов восприятия информации;

Развитие памяти;

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики;

Профилактика глазного и мышечного напряжения.

Образовательные задачи:

Формирование универсальных учебных действий: формулировка темы занятия;

Усвоение грамматического значения суффиксов -ик-, -онок-, -ёнок-;

Уточнение знаний об окружающем мире;

Умение детей пользоваться схемами и пиктограммами.

Развитие умения самопроверки и взаимопроверки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

Воспитание сотрудничества, умение играть в команде;

Воспитание уважения к товарищам.

Тип урока : урок обобщения и систематизации.

Оборудование:

Наполненная песочница;

Камешки-буквы, коробочки от киндер-сюрпризов 6 штук;

Карточки с заданиями (в приложении);

Магнитная азбука;

Комплект письменных принадлежностей;

Презентация к уроку;

Техническое оснащение:

ПК;

Проектор.

Этапы урока:

Организационный момент;

Формулировка темы занятия;

Сравнение семизвучных слов, состоящих из трёх слогов, в которых закрытый слог в начале и конце слов;

Игра «Логопедическая арифметика»: развитие слогового анализа и синтеза;

Упражнение на развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

Упражнение в нахождении лишнего слова;

Развитие памяти;

Развитие умения делать выводы;

Развитие морфемного анализа: уточнение уменьшительно-ласкательного суффикса –ик- и суффиксов со значением детёнышей - ёнок-, онок-;

Развитие орфографической зоркости;

Упражнение для снятия глазного и мышечного напряжения;

Игра «Задание для товарища»: умение определять твёрдые и мягкие согласные, роль согласных и гласных букв в русском языке;

Рефлексия.

Литература:

1. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты, занятия по развитию письменной речи (7 – 10 лет). Практическое пособие для учителей, логопедов, родителей. С.Пб.: КАРО, 2007 – 112 с.

2. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Тута О.С., Бурина Е.Д. и др. – С.Пб.: КАРО, 2006. – 112 с.

3. Грабович Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – С.Пб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 50 с.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Запись даты.

2. Логопед произносит слова: бантики, зонтики. Слайд 3

Что общего у этих слов? (ученики устно проводят количественный звуковой и позиционный слоговой анализ с помощью нижних значков в воздухе слияния + примыкания – 7 звуков, отхлопывают слово - 3 слога);

Произнесите слова по слогам, какая структура слогов в этих словах? (первый закрытый, второй и третий открытые).

Логопед или ученик на доске записывает схему слов (сгс+сг+сг).

3. Устно дается образец слов. Слайд 4: (телёнок, лисёнок)

Что общего у этих слов? (7 звуков, 3 слога);

Произнесите слова по слогам, какая структура слогов в этих словах? (первый и второй открытые, третий закрытый).

Логопед или ученик на доске через тире записывает вторую схему (сг+сг+сгс).

Слайд 5.

II. Основная часть.

1. Формирование УУД в нахождении темы занятия.

Всего две схемы слов. Какие слоги у первой схемы, у второй? Что мы будем сравнивать? Какая тема занятия? (Сравнение семизвучных слов, состоящих из трёх слогов разной структуры). Слайд 6.

Молодцы, мы сегодня будем сравнивать: находить общее и разное в семизвучных словах разной звуко-слоговой структуры.

2. Актуализация знаний (Слайд 7: картинки и слова: бантики, зонтики – телёнок, лисёнок).

Это слова занятия, сравните их, что общего? (7 зв., 3 слога);

Какая разница? (местоположение слогов);

3. Упражнение в песочнице «Найди свое задание».

Инструкция: Найдите в песке все спрятанные предметы (ученики в песке отыскивают коробочки с заданием и камешки-буквы, камушки складывают в середину песочницы, коробочки (от киндер-сюрприза) забирают на свои места). В каждой коробочке индивидуальное задание.

4. Упражнение «Логопедическая арифметика» (развитие слогового анализа и синтеза).

Устная совместная работа (пример). Слайд 8.

У тё нок (2) + куби ки (3) + телё нок (3) = ?

(лиса – а ) + ки ки мора (2) + пас ти ла (2) = ?

Инструкция: дано три слова, вертикальными линиями поделите слова на слоги, карандашом обведите заданный слог, сложите их и образуйте новое слово, слоги будут в разной последовательности, как поможет тема занятия, какой структуры будут слова? (ответы детей);

Да, закрытый слог будет в начале слова или в конце: сгс-сг-сг, сг-сг-сгс (дети составляют по одному слову - работа с карточкой).

Кто будет готов, подходит к песочнице и выкладывает своё слово из камушков-букв на песке.

Слайд 9. (задания на карточках – информация для гостей).

утёнок (2) + коса (1) + щенок (2) = ?

лягушонок (3) + мыши (1) + котёнок (3) = ?

посёлок (2) + рыба (1) + телёнок (3) = ?

мотор(2) + мальчики(3) + тишина(1) = ?

куски (1) + кино (1) + бантики (2) = ?

(мосты - ты) + киви (1) + картина (2) = ?

6. Упражнение на развитие внимания, звукового анализа слов (все ученики у песочницы, слова выложены на песке).

Для чего мы должны знать количество и место звуков в слове? (надо правильно обозначить каждый звук буквой на письме и не пропускать ни одной буквы).

Будьте внимательны, еще одно слово составим вместе.

Инструкция: назовите заданный слог и звук в нем, из звуков вместе образуйте новое слово (задание даётся каждому ученику):

В слове котёнок назови в третьем слоге последний звук ([к]), возьми букву, обозначающую этот звук;

В слове мышонок – в 3 слоге второй звук ([о])

В слове рысёнок – в в третьем слоге последний звук ([к])

В слове листики – в первом слоге второй звук ([и])

В слове мостики – во втором слоге, второй звук ([и])

В слове кустики – во втором слоге первый звук ([т`])

Составьте слово (котики)

7. Упражнение в сравнении слов занятия (песочница).

Назовите слова, где закрытый слог в начале слова (мостики, листики, кустики),

Назовите слова, где закрытый слог в конце слова (котенок, рысёнок, мышонок);

Какие слоги есть еще во всех словах? (открытые);

- все слова подходят к теме занятия? (нет, есть лишнее слово – котики);

Почему? сколько в нем слогов? (3), в наших словах тоже три слога.. (в нём три открытых слога);

Молодцы, закопайте его песком;

- что общего в словах? (7 зв.,3 слога)
- что разное? (место слогов);

8. Упражнение на развитие зрительной, ассоциативной памяти.

С помощью условных знаков (жесты, мимика) повторим слова (память).

Садитесь на места.

9. Работа в тетрадях (дифференциация структуры слов).

Слайд 10. Запоминалочка: «Что делаю, когда пишу?» Обсуждение: когда я пишу, думаю о слияниях и примыканиях, проговариваю, записываю.

Поделите тетрадь на две колонки;

Озаглавьте колонки в соответствии с темой занятия (нижними значками);

Вспомните, сравните и запишите по слогам все слова, которые вы составили, в нужную колонку, получится шесть слов;

Обменяйтесь тетрадями, в чужой тетради карандашом впишите недостающие слова;

Проверьте себя еще раз;

Слайд 11. тор-ти-ки ко-тё-нок

Кус-ти-ки мы-шо-нок

Мос-ти-ки ры-сё-нок

Вывод:

Для чего мы должны уметь делить слова на слоги? (для переноса слов, это ритм речи);

10. Развитие морфемного анализа.

В словах левой колонки укажите окончание, корень;

Здесь корень является словом? (да);

Что находится между корнем и окончанием? (суффикс –ик-), обозначьте его. Слайд 12;

Мост-мостики, какое значение суффикса –ик-? (уменьшение);

Слайд 13: (винт, нож). Выберете слово из которого с помощью суффикса –ик- можно образовать семизвучное слово во мн.числе, первый слог закрытый, второй и третий – открытые (винт - винтики);

Запишите слово.

В словах левой колонки укажите корень (кот, рыс, мыш), какая часть слова осталась? (онок, ёнок), это суффикс или окончание? (суфф.) Слайд 14.

Какое значение имеют суффиксы -онок-ёнок- ? (это детеныши);

Обозначьте суффикс;

Слайд 15. (конь, гусь). Выберете слово, из которого с помощью суффикса

-ёнок- можно образовать слово – детёныш животного, где в начале два открытых слога, последний закрытый слог? (гусь – гусёнок);

Запишите слово;

11. Развитие орфографической зоркости.

Поставьте ударение в каждом слове;

Подчеркните только ту гласную, которую нужно проверять (котёнок);

Как проверим? Слайд № 16 (алгоритм проверки безударной гласной - выделяю корень, проверка завершена).

12. Динамическая пауза (упражнение для снятия глазного и мышечного напряжения).

13. Игра «Задание для товарища» (две команды). Слайд 17.

Ученики делятся на две команды, каждая команда получает карточку со словом (телефон, картина)

Инструкция:

Определите каждый согласный звук слова – твёрдый или мягкий;

С помощью магнитной азбуки (синие и зелёные буквы) выложите на доске согласные буквы, в соответствии с местом в слове, это задание-шифровка для товарищей;

Команды меняются местами.

Назовите согласные звуки твёрдо или мягко (т` л`ф н; к р т` н), разгадайте слово, добавьте гласные (обсуждается роль гласных в русском языке).

Команды получают карточку с двумя предложениями.

Стоит на столе.

На стене.

В какое предложение нужно добавить ваше слово? (устные ответы).

14. Работа в тетрадях.

Запишите каждое предложение с новой строки (логопед диктует).

Телефон стоит на столе.

Картина висит на стене.

С помощью нижних значков проверьте свои записи;

Сколько слов в первом предложении? (4);

Подчеркните точку;

Найдите маленькое слово-предлог, как пишется предлог? (отдельно), обведите его в кружок;

- (аналогично анализ второго предложения).

III. Организация итога занятия.

15. Рефлексия.

С какими словами мы сегодня занимались? (семизвучные слова с тремя слогами);

Место слогов во всех словах было одинаковое? (нет, в одних словах закрытый слог был на первом месте, в других словах закрытый слог был на последнем месте);

Для чего мы должны уметь делить слова на слоги?

Для чего мы должны знать, сколько звуков в слове?

Как мы образовывали новые слова? (делили слова на слоги, складывали их…, находили звуки в слове, из звуков получалось новое слово..)

Какие суффиксы обозначают детёнышей? (-онок-ёнок-);

Какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение? (-ик-)

Что было для вас трудным?

Что понравилось?

16. Оценка деятельности учащихся.


Управление образования администрации городского округа Коломна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Светлячок»

Конспект открытого занятия по формированию слоговой структуры слова с использованием логоритмических упражнений

«Автоматизация звука [Ш] в
слогах и словах»

Учитель – логопед: Десинова Н.А.

Коломна 2010

Цели:
закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш];
продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;
учить определять наличие звука в словах;
закреплять умение делить слова на слоги;
упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
развивать слуховое восприятие, внимание, умение координировать движения с речью, мелкую моторику.

Оборудование: игрушка мышка карта «Путешествие маленькой мышки», предметные картинки с символами на обратной стороне, предметные картинки для упражнения «Покупки», осенние листочки, перфокарты, символы звуков.

Ход занятия.

Организационный момент.
- Сегодня вы встретитесь с маленькой мышкой и отправитесь с ней в небольшое путешествие. Она даже приготовила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотрите, здесь на карте все нарисовано. Что вы видите в самом начале? (Домик.)
- В этом домике за высоким забором живет мышка.

Артикуляционная гимнастика.
- Мышка проснулась (упражнение «Окошко»), открыла окошечко (упражнене «Домик открывается») и вышла на крылечко (упражнение «Лопата»). Ветерок дует на мышку (упражнение «Сдуй с лопатки»). Пришлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Язычок здоровается с верхней губой»). Пошла мышка пить чай из чашечки (упражнение «Чашечка»). Выпила одну чашечку чая другую, третью с вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошла к двери (упражнение «Парус»). А на улице сильный ветер дует. (Звукоподражание Ш – Ш – Ш - Ш).


Ветер
Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично наклоняются в стороны
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и
Не удержится и слон. делают вращательные движени.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Произношение звука [ш] .
- Посмотрите, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш – ш – ш.
- Давайте пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:
мы... ду... камы... малы... каранда... ланды
гуа фини.. шала

Произношение звука [ш] в слогах (с использованием символов и жестов) .
-Посмотрите, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушайте камыши и пошуршите, как они (проговаривание слогов с использованием символов и жестов):
ша – ши – шо – шу
шла – шлу – шло
шпо – шпа – шпу
А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:
ашка – ашка; ошка – ошка; ушко – ушко.

Развитие фонематического восприятия.
- Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выберите нужные картинки, разделите их на слоги и выложите их в виде дорожки.

Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются.
(На обратной стороне каждой картинки изображен символ.)

Проговаривание звука [ш] в словах.
- По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажите, что она там увидела? Я начну, а вы продолжите.
Мышка купила много... (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шарф, чашка, груша.)
- А купила мышка себе, назовите, что она купила, и определите место звука [ш] в словах (схема слова): шапка, карандаш, матрешка,

Речевое упражнение с движениями.
Часы
Мышь полезла в первый раз, Медленно поднимают руки вверх.Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают. Мышь полезла второй раз Медленно поднимают руки вверхПосмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают.
Мышь полезла в третий раз Медленно поднимают руки вверхПосмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают.
Игровое упражнение на развитие памяти.

А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомните, что изображено на картинках.

Соберем листочки. А на каждом листочке загадка. Хотите их разгадать?

Рисуют дружно малыши, У них в руках... карандаши.

Носит яркий гребешок. Наш веселый... петушок.

Вот бежит малышка Серенькая... мышка.

Зашуршали тихо шины Это едет к нам... машина.

Мама просит Машу: «Свари братишке... кашу».

Мышка моется под душем
Моет хвостик, моет... уши.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка мыла мылом лапки. Ритмично потирают
Каждый пальчик по порядку. ладонь о ладонь.
Вот намылила большой, Растирание пальцев
Сполоснув его водой. Поочередно.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь, и краску.
Средний мылила усердно,
Самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой,
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла,
Очень он боялся мыла.

Работа с перфокартами.
Мышка предлагает вам поиграть с картами. На картах нарисованы картинки, а под каждой картинкой есть окошко. Найдите все картинки, в названии которых есть звук [Ш], и закрасьте окошки под этими картинками. (Затем снимают с листа перфокарту, соединяют значки линиями и получают букву Ш).

Знакомство с буквой Ш.

Итог занятия.
- Нам пора прощаться с мышкой. Вы сегодня очень хорошо ей помогали! А какой звук помогал нам на нашем занятии? (Ш – ш – ш).


Приложенные файлы

Пояснительная записка

Итоговое логопедическое занятие «Звукослоговой анализ слов различной слоговой структуры». Работа над звукослоговым составом занимает большое место в логопедической работе. Те дети, которые не справляются в классе, более подробно в других вариациях осваивают этот материал на коррекционных занятиях. Беря в основу методику болгарского педагога Г.Лозанова – строим занятие, ориентируясь на уровень подготовленности обучающихся, на сложность речевого нарушения, на имеющийся потенциал ребёнка. В основу построения занятий легли следующие приёмы коррекции:

Ненапряжённая концентрация внимания (цвет - оранжевая шапочка, оранжевые ключи, «огоньки», кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарных связей, активизируют запоминание, устойчивость внимания, улучшают внимание, правописание, ясное восприятие, речь, улучшают мыслительную деятельность, чтение).
- отсутствие усталости (частые физминутки, смена видов деятельности)
- использование резервных возможностей ученика, а именно 1) использование кинестетических ощущений - сложные слова не только можно увидеть и прочитать, но и взять их в руки (пособие «Ключи»), гласную - пощупать рукой и («огоньки»), а не просто посмотреть на неё. 2) видеть, как звучат согласные и гласные, чем отличается произнесение мягких согласных от твёрдых (наблюдение за артикуляцией в зеркале). 3)
- широкая вариация условий обучения (печатные тетради, письменные и устные работы, игровые моменты).
- ситуация свободного общения
- отсутствие оценок
- использование материала «бокового зрения» (оттенок общения, ритм урока фон, цветовая гамма)

Тема: «Звуко-слоговой слов различной слоговой структуры»

ЦЕЛИ: 1) Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные по артикуляционным и акустическим признакам.
2) Учить различать твёрдые и мягкие согласные и обозначать их на письме.
3) Учить определять количество гласных в слове в зависимости от количества слогов.
4) Учить правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.
5) Развивать фонематический слух, восприятие,
6) Расширение зрительного кругозора?
7) Воспитывать аккуратность, чистоплотность, бережное отношение к вещам.

ОБОРУДОВАНИЕ: сказочный герой гномик Ляпа, индивидуальные зеркала, сигнальные карточки «Огоньки», пособие «Буквы рассыпались», пособие «Ключи», дидактический материал на формирование звуко-слогового анализа и синтеза.
ХОД УРОКА: 1. Орг.момент.
Логопед: - Здравствуйте! Сегодня на занятии мы закрепим умение определять количество слогов и звуков в слове, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные и составлять из букв слова. Но проведём занятие в иной форме. Я предлагаю вам побыть в роли учителей, а вашим учеником будет маленький гномик Ляпа, который ещё не умеет правильно разговаривать и в своей речи допускает много ошибок.
2. Кинезиологическая разминка.
Логопед: - Но сначала мы наденем такую же шапочку, как у Ляпы, снимем, оденем,… (дети выполняют упражнение «Шапочка» - массаж ушных раковин, улучшает внимание, правописание, ясное восприятие, речь).).
- Теперь вы дадите ему первый урок – определение левой и правой стороны. Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, …
Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. (упражнение «Ленивые восьмёрки» активизирует запоминание, устойчивость внимания).
- Молодцы, но больше всего Ляпе понравилось, как выполнял это задание …, поэтому гномик полежит у него на парте. А мы с вами откроем тетради и запишем число.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Друзья, давайте вспомним, как произносятся гласные и согласные звуки.
Дети: - Гласные произносятся свободно, с открытым ртом, а согласные встречают преграду: губы, язык, нёбо, …(работа с индивидуальными зеркалами).
Логопед: - А как произносятся твёрдый и мягкий согласный?
Дети: - Мягкий произносится с «улыбкой».
Логопед: - Хлопните, когда услышите мягкий согласный (игра «Хлопушки»):
ла, сту, рё, дю, кло, дя, трэ, се, вы, спи.
- Очень хорошо справился … , и Ляпа отправляется к нему в гости.
4. Работа со звуками в односложных словах.
Логопед: - Давайте вспомним, как произносятся согласные звуки? (встречается преграда). В следующем задании мы научим Ляпу выделять согласный звук из слов. Я буду читать слова, вы - записывайте в тетради только первый и последний согласный, а мы с вашим учеником будем смотреть, кто как работает.
волк, слон, лев, крот, тигр
- Дайте общее название этим словам (звери).
- Где живут эти звери?(в лесу).
- Сейчас я назову предметы, которые тоже можно найти или услышать в лесу, а вы запишите второй согласный, слушайте внимательно:
дрозд, клён, ствол, прут, свист, стук, гриб.
- Оба задания очень хорошо сделал … , и Ляпа идёт к нему в гости.
5. Деление на слоги двусложных слов.
Логопед: - Ребята, лес – это то место, где живёт наш гномик. Его дом стоит на лесной опушке. А кто мне скажет, из каких частей состоит дом?
Дети: - Крыша, труба, окна, стены, крыльцо, двери, …
Логопед: - Давайте научим Ляпу считать слоги в словах (логопед называет слово, дети хлопками определяют количество слогов).
- Вы заметили, в этих словах по два слога. Значит при записи должны быть две гласные. Гласные – это красные, в каждом слове загорится два красных огонька. Первое слово запишет на доске … и обозначит гласные «огоньком» (пособие «огоньки»).
- Нашему герою так понравилось это задание, что он тоже захотел составить слова, но растерял буквы. Придётся помочь ему.
6. Кинезиологическая физминутка.
Логопед: - Чтобы увидеть потерявшиеся буквы, чтобы быть повнимательнее, выполним следующие упражнения:
- Кулачки вперёд, смотрим на меня, расставим пальчики и медленно раздвигаем руки. Когда не можем сосчитать пальчики, останавливаемся. Так 3-4 раза (упражнение «Кулачки», увеличивает зрительный объём, активизирует межполушарное взаимодействие).
- А теперь поищем буквы внизу. Опустите голову и медленно покачайте влево вправо (упражнение «Часики» улучшает мыслительную деятельность, чтение).
7. Составление из букв двусложных слов.
Логопед: - Рассыпанные буквы нашлись, а какие слова из них получатся? (пособие на листах «Буквы рассыпались»):
п, р, о, г, и
м, к, о, о, п, т
с, а, к, т, е, т, ь, р
- Запишите слова в тетради. Определите количество слогов. Самый догадливый оказался …, поэтому Ляпа отравляется к нему.
8. Составление словосочетаний из трёхсложных слов.
Логопед: - Вы заметили, какие слова придумал гномик? Наверное, он хочет пригласить нас в дом и угостить пирогом. Но зайти в дом нельзя без ключей. У нас с вами целая связка ключей со словами. Мы откроем замок, когда научим Ляпу составлять словосочетания. Подберите два таких, чтобы подходили по смыслу. Запишите словосочетания в тетрадь. Найдите слова, состоящие из трёх слогов, надпишите количество слогов над этим словом (пособие «Ключи», трёхсложные слова поделены на слоги, гласные выделены красным).
шторы на
о-кош-ки
оп-рят-ный
домик
пахнет
ка-пус-та
На окошке шторы, опрятный домик, пахнет капустой.
9. Словарная работа.
Логопед: - Кто знает из вас, что означает слово опрятный? Каким похожим словом можно заменить опрятный?
Дети: - Аккуратный, ухоженный, чистый.
Логопед: - Правильно. Составьте словосочетание с этим словом (опрятная комната, опрятная одежда, опрятный человек). Запишите словосочетание в тетрадь.
- А про кого из вас можно сказать, что он опрятный? Что вы делаете для этого?
Дети: - Убираем в комнате, ухаживаем за своими вещами, соблюдаем правила личной гигиены.
Логопед: - Гномику понравилось, как справился с этим заданием …, поэтому Ляпа посидит с ним.
Дети: - В опрятном домике пахнет капустой. Пирог, наверное с капустой. Давайте поделимся, как надо готовить капусту.
10. Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, (постучали ребром ладони)
Мы капусту трём, (потёрли ладошки друг о друга)
Мы капусту солим, (посолили пальчиками)
Мы капусту жмём. (сжали-разжали кулачки)
11. Работа с дидактическим материалом.
Логопед: - Многому мы научили нашего друга. Покажем ещё, как мы работаем в печатной тетради. Там все те упражнения, которые мы выполняли на занятии, только в маленьком количестве. Выполняя задания, мы повторяем то, чему вы научили гномика. Пока вы делаете, мы с Ляпой учимся у вас.
12. Кинезиологическая физминутка.
Логопед: - Поработали – отдохнём. Поиграем в «Ухо- нос» (левая рука за нос, правая за ухо. Хлопок – поменяли руки. Так-3-5 раз).
12. Итог.
- Так чему мы учили маленького ученика?
- Какие упражнения запомнились вам?
- Спасибо за хороший урок, до встречи!

Используемая литература:

1. И.С.Лопухина «Логопедия. Звуки, буквы, слова»
2. Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии»
3. «Логопедия в школе», под ред. В.С.Кукушина.
4. С. А. Белолипецкий «Метод врождённой успеваемости»