Роль природы в произведении ася.
План сочинения – Образы природы в произведениях Тургенева
I. Вступление
Тургенев – признанный мастер пейзажа в русской литературе XIX века. Он не олицетворяет природу, как, например. Лермонтов или впоследствии Есенин, но показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой.
II. Главная часть
1. Уже в ранних произведениях Тургенева – цикле «Записки охотника» – образы русской природы являются важной приметой тургеневского стиля. В этих произведениях автор тщательно выписывает пейзажи, на фоне которых рисуются образы людей. Разнообразные картины природы (разное время дня и года, разная погода и т.п.) даны в рассказах «Лес и степь», «Бежин луг», «Бурмистр», «Свидание» и др. В «Записках охотника» образы природы становятся важной составной частью образа родины, России. В рассказах этого цикла уже видны общие принципы пейзажной живописи Тургенева: тщательная проработка деталей, восприятие природы как важной эстетической и нравственной ценности, сложные взаимоотношения между человеком и природой.
2. В дальнейшем творчестве Тургенева природа имеет в основном две функции: создавать определенный эмоциональный колорит, то или иное настроение и служить проверкой нравственного потенциала героя.
3. При помощи образов природы создается эмоциональный тон произведения в повестях «Ася», «Первая любовь». «Вешние воды», в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и др. В «Асе», например, природа передает романтическое настроение, в «Вешних водах» само заглавие говорит о параллели между «настроением» природы и эмоциональным состоянием человека, в «Дворянском гнезде» и «Отцах и детях» природа создает элегическое, грустно- возвышенное настроение финала и т.п.
4. Поскольку природа была для Тургенева одной из высших эстетических и нравственных ценностей, отношение к ней того или иного персонажа отражало не только его характер, но и авторское отношение к нему. Наиболее последовательно этот принцип проводится в романе «Отцы и дети». Герои, которые симпатичны автору (Николай Петрович, Аркадий, Катя) наделены острым чувством природы, они чутко воспринимают прежде всего ее красоту и гармонию. Те же герои, к которым у автора отношение отрицательное или двойственное, как правило, глухи к природе как эстетической ценности. Так, Павел Петрович вообще не способен эмоционально воспринимать пейзаж; утилитарно-практическое отношение к природе Базарова («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник») обнаруживает нравственную и эмоциональную ущербность этого характера.
III. Заключение
Тургенева не зря называли и называют «певцом русской природы». Действительно, трудно найти в русской литературе другого писателя, для которого природа была бы столь важна
3) Как понимаете слова рассказчика “Что за хамелеон эта девушка!”?
Домашнее задание:
Итак, Ася как будто освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее.
(приглашает полюбоваться природой)
(Он счастлив. И забыл о “жестокой красавице”)
– Послушайте стихотворения в прозе Тургенева, созданные им в конце жизни.
12) Зачем приходит к герою Гагин в 3 главе?
2) выписать реплики – характеристики Аси, данные Гагиным, сделать вывод о нраве и характере героини;
– Что объединяет эти стихотворения повестью “Ася”?
Похожи ли два это городка? Докажите текстом.
1) знакомство с основными направлениями творчества Тургенева; с героями повести “Ася”;
9) Докажите, что у Тургенева портрет в первую очередь психологический.
Что изменило его настроение?
Но в этой главе нет описания природы! Почему? Когда герой начинает восхищаться природой?
10) Тургенев рисует Асю романтической девушкой, тонко чувствующей красоту и поэзию окружающего мира. В эпизоде прощания Аси и Гагарина после первой встречи (конец П главы) есть много символов. Величественная река – символ жизненного пути; лунная дорожка – небесный путь, освящение свыше. И Ася отмечает: “Вы в лунный столб въехали. Вы его разбили!” Голос судьбы прозвучал, но герой его не услыхал. Почему?
Что значит “жил без оглядки”?
(Не похожи. В городке Л. жизнь бьет ключом. Здесь “праздник жизни”. Звучит музыка).
(по имени главной героини)
Этим – неповторимостью, грациозностью, обаянием – будут отличаться все “тургеневские девушки”.
Учитель: Природа и музыка – вечные спутники влюбленности. Своих героев автор наделяет тем, что умел сам: чувствовать и понимать окружающий мир.
Прочтите портрет Гагина. Определите для него ключевое слово (”мягкий).
Одна из особенностей тургеневского портрета – ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании.
Цели урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе повторения признаков однородных членов предложения; закрепление умения постановки знаков препинания при однородных членах.
Планируемые результаты:
1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и
рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.
операции анализа, сравнения, обобщения).
3. Предметные: организовать поисково-исследовательскую работу учащихся по лингвистическому анализу литературного произведения;активизировать знания учащихся об однородных членах предложения; совершенствовать навыки общения, вовлечь в активную деятельность, формировать культурно-эстетические навыки, воспитывать внимательных читателей, чутких к художественному слову, любящих и понимающих природу.
Тип урока: урок- исследование; интеграция русского языка и литературы
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
Таблица “Функции пейзажа в литературном произведении”.
Репродукции картин русских художников.
Карточки-задания с примерами описания природы из повести “Ася”.
Эпиграф:
Человека не может не занимать природа, он связан с нею
тысячью неразрывных нитей: он сын её!
И.С.Тургенев.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
И.С. Тургенев говорил: “Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!..” Эту связь с природой – “тысячью неразрывных нитей” - мы ощущаем постоянно на протяжении всей жизни: она и в смене времён года, и в строгой последовательности периодов человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, и во влиянии на физическое и психическое состояние человека, и в экологической обстановке, так грозно заявившей о себе в последнее время.
Природу мы ощущаем и в особой гармонии музыкальных звуков, и в неповторимом колорите живописных полотен, и в лирических описаниях художников слова. Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её, раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом.
2. Сообщение учащегося . С самого начала своего творчества, начиная с “Записок охотника”, И.С. Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда “не случайны” в тексте произведения. Кисть мастера - художника слова - удивительно талантлива. Разнообразны и неповторимы все комбинации изобразительно-выразительных средств языка, используемые писателем в пейзажных зарисовках. Пейзаж в его произведениях всегда играет совершенно определенную роль. Он то лирический, то социальный, то романтический, то психологический, когда внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через отношение к природе. Вечна Жизнь и вечна Любовь, и вечна Природа, которая сильнее смерти
Для И.С. Тургенева два слова: “Писать” и “Любить” останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с 40-летним мужем французом Виардо приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, “всеобщее опьянение восторга”. Замечательно, что более чем через тридцать лет после первых встреч с Виардо, Тургенев начал одно из своих чудных стихотворений в прозе строками стихотворения поэта Метлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее бархатным изумительным голосом.
Прежде чем мы начнём работу с текстом, послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева “ Как хороши, как свежи были розы…”.
3. Чтение стихотворения “Как хороши, как свежи были розы…” - Скажите, что вы увидели или услышали? О чём это стихотворение? - Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играет пейзаж в повести И.С.Тургенева “Ася”. Анализируя эти отрывки, мы повторим признаки однородных членов предложения и сделаем вывод об использовании однородных членов предложения в художественном тексте.
4.Вопросы к учащимся:
1) Что такое пейзаж? (Пейзаж - описание природы в художественном произведении.)
2) Какова роль пейзажа в художественном произведении? (Фон, на котором развиваются события; помогает передать состояние героя.)
3) С какой целью Тургенев вводит в повесть пейзаж? (Пейзаж в произведении является не просто фоном, на котором происходит развитие событий; природа помогает писателю передать внутреннее состояние героя; его переживания.)
4) Как вы думаете, почему И.С. Тургенева называют мастером в создании пейзажа? (У Тургенева пейзаж психологический: с помощью описания природы писатель передаёт внутренний мир героя.)
5. Поисковая деятельность. Работа с текстом. Задание.
Найдите во 2 главе описание природы. Прочитайте первый отрывок, соблюдая правильную интонацию. Выпишите предложение с однородными членами и проанализируйте его по следующей схеме:
а) подчеркните однородные члены;
6) определите смысловые отношения между однородными членами;
в) объясните постановку знаков препинания;
г) составьте схему предложения.
Первый отрывок.
1) С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый топкий свет лежал на зеленых лозах, на высоких тычинках, па сухой земле, усеянной сплошь крупным и мелким плитняком, и на белой стене небольшого домика, с косыми черными перекладинами и четырьмя светлыми окошками, стоявшего на самом верху горы, по которой мы взбирались.
Второй отрывок.
Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката.
2) Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля.
3) Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха.
4) Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.
Третий отрывок.
5) День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом, ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.
Гагин велел принести бутылку рейнвейна; мы её роспили не спеша. Музыка по-прежнему долетала до нас, звуки ее казались слаще и нежнее; огни зажглись в городе и над рекою. Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; я, однако, видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном.
6) Наконец луна встала и заиграла по Рейну; всё осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском.
7) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным, душистым теплом, повеяло от земли.
Зачитайте другие картины природы. Что изобразил писатель?
Какие изобразительно-выразительные средства использует Тургенев для описания природы?
Что можно сказать об использовании в описании однородных членов?
6.Работа с таблицей “Функции пейзажа в литературном произведении”.
Функции пейзажа в литературном произведении.
1) способствует созданию образа лирического героя;
2) служит одним из средств создания местного колорита;
3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;
4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;
5) является источником философских рассуждений писателя;
6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
7) служит средством характеристики социальных условий жизни;
8) может приобретать символическое значение.
Какие из данных функций выполняет пейзаж в повести “Ася”?
7.Физкультминутка.
8.Задание для проверочной работы.
Учащиеся получают карточки с заданием по русскому языку:
вставить пропущенные знаки препинания,
подчеркнуть основы предложений и однородные члены предложения.
составить схемы предложений.
Примеры предложений из текста для проверочной работы:
1. Я спал дурно и на другое утро встал рано привязал походную котомочку за спину и объявив своей хозяйке чтобы она не ждала меня к ночи отправился пешком в горы, вверх по течению реки, на которой лежит городок 3.
2. Я прошёл мимо куста где пел соловей я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и моё счастье.
3. Впрочем, я старался о них не думать; бродил не спеша по горам и долинам засиживался в деревенских харчевнях мирно беседуя с хозяевами и гостями или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака, благо погода стояла удивительная.
4. Шепот ветра в моих ушах тихое журчанье воды за кормою меня раздражали и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков.
5. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на небо то на виноградники.
6. Гагин добрался до знакомой уже мне долины присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб…
7. Природа действовала на меня чрезвычайно но я не любил так называемых её красот необыкновенных гор утёсов водопадов…
Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку. Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал...
Я был счастлив.
Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. – Разве я не влюблен?” Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как дитя в колыбели.
Рефлексия:
Как заканчивается 2 глава?
Какие чувства испытывает герой?
Как описание природы помогает передать состояние героя?
Какие функции выполняет пейзаж в повести “Ася”?
Каково значение пейзажа в литературном произведении? В чём своеобразие тургеневского пейзажа? (Своеобразие пейзажных картин Тургенева заключается в особой лиричности, задушевности, свойственной его писательскому стилю.)
Домашнее задание. Подготовка к сочинению
План
Введение
Тургенев - один из лучших писателей, воспевших красоту родной природы.
Основная часть
В повести Тургенев описывает природу небольшого немецкого городка.
Общение героя с Гагиным и Асей происходит на фоне красивых пейзажей:
а) Ася любит крутые тропинки;
б) прощание героев при переправе через Рейн;
в) маленькая статуя Мадонны, выглядывавшая из ветвей
огромного ясеня, - еще один символ природы.
Заключение
Места, в которых разворачивается действия, напоминают героям о чужих трагедиях и дают повод задуматься о собственных чувствах и жизни.
И.С. Тургенев широко известен как один из лучших писателей, воспевших красоту родной природы. Чуткий и тонкий художник, Тургенев ярко рисует красоту даже самого простенького пейзажа, показывает, как красота природы влияет на душевное состояние героев.
В повести «Ася» И.С. Тургенев описывает природу Германии, на берегах Рейна, где развивается действие. Герой не любит, как он признается, красот природы: «необыкновенных гор, утесов, водопадов». Однако он не остается равнодушным к неброской прелести старинного городка и летнего вечера на берегу Рейна. «Я любил бродить тогда по городу: луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно, весь облитый ее светом, этим безмятежным и в то же время тихо душу волнующим светом. Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом, ...виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград..., а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже и глубже дышала, и слово «Гретхен» ...так и просилось на уста». Этот пейзаж навевает на героя романтические мысли о любви, о счастье.
На фоне пейзажа гор, уютных домиков с черепичными крышами, обвитых виноградными лозами, происходит общение героя с Гагиным и Асей. Ася любит карабкаться по крутым тропинкам в развалинах старинной башни, и даже местная старушка восхищена ее ловкостью. А прощание героев при переправе через Рейн тоже наполнено таинственностью и романтическими мечтами: «лунный столб... тянулся золотым мостом через всю реку». Кстати, Ася тоже великолепно чувствует красоту и гармонию пейзажа: именно она кричит Н.Н.: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили».
Еще одним символом природы стала маленькая статуя мадонны с пронзенным сердцем, печально выглядывавшей из ветвей огромного ясеня на крутом берегу реки. Там любил сидеть, мечтая, герой, и мимо этого же места проезжает он, мысленно прощаясь с памятными для него местами. Как и скала, с которой, по преданию, Лорелея бросилась в воду от несчастной любви, эти места напоминают героям о чьих-то трагедиях и служат поводом задуматься о собственных чувствах и жизни.
Сочинение
Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».
Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.
Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг.
«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.
Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя.
Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна.
Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини.
Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.