Н. В

Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Разоблачение хлестаков щины.

Композиция комедии

Цель: формировать понятие о сюжете и композиции комедии (дра­матического произведения); начать формировать представление о хле­стаковщине как явлении; развитие аналитического мышления и вни­мательного отношения к тексту комедии; способствовать воспитанию честности, порядочности.

Предварительная работа: чтение комедии «Ревизор»; сообще­ния «Жизненные цели Хлестакова», «Осмотр города Хлестаковым», «Мечта Хлестакова» (индивидуальные задания); работа над созданием проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; перспективное индиви­дуальное задание и подготовка сообщения «Страх чиновников перед "ревизором" - основа действия комедии».

Оборудование: схема «Лесенка»; карточки-шаблоны таблицы «Характеристика образа»; таблица «Сюжет и композиция комедии "Ревизор"».

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

1. Проверка чтения. Составить план 3-го действия.

Возможный план:

1) Прибегает Добчинский с запискою.

2)Анна Андреевна читает записку.

3)Городничий с Хлестаковым возвращаются, с ними Земля­ника, Хлопов, Добчинский и Бобчинский.

4)Городничий произносит речь о своем бескорыстном усердии.

5)Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего... предрекает скорое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением па­нический страх.

6)В страхе все расходятся, Хлестаков удаляется поспать.

7)Анна Андреевна и Марья Антоновна вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине.

2.Сообщения «Жизненные цели Хлестакова», «Осмотр горо­да Хлестаковым», «Мечта Хлестакова» (индивидуальные зада­ ния; выполняются на основе трех прочитанных действий).

Ш. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвое­нию нового материала

«Приглашение к рассуждению».

Бывало ли в вашей жизни так, что когда вы откровенно врали, обманывали, вам верили, а когда вдруг решили сказать правду, вам уже никто не поверил? (Учащиеся рассказывают о подобных случаях из своей жизни, могут привести примеры из прочитанных книг, из кинофильмов.) Почему так происходит?

(Предполагаемый ответ: взрослые часто верят в то, что они хотят услышать, или в то, что они заранее запрограммиро­вали в своем воображении.)

IV . Усвоение новых знаний

1.Работа с учебником. Чтение статьи «О драматических про­изведениях. Комедия как драматический жанр» (с. 6-8).

Задание:

Составить «Вопросник» по данной статье (10-12 вопросов).

Выписать литературоведческие термины, запомнить их тол­кование.

Создать схему композиции драматического произведения.

2. Теоретическая игра «Вопрос - ответ».

Цель: усвоить ли­тературоведческие понятия о драматическом произведении.

3. Аналитическая работа с текстом комедии.

Где конфликт достигает особенной остроты?

Какой эпизод (явление) можно выделить в качестве кульми­нации? (Сцена вранья Хлестакова - явление VI , действие 3-е.)

4.Чтение по ролям - явление VI, действие 3-е (с. 42-49) -и языковое наблюдение.

Задание: проследить, как Хлестаков возносит себя по слу­жебной лесенке, и, одновременно, понаблюдать, как страх все более и более завладевает душами чиновников и городничего.

Для выполнения задания можно использовать прием «Лесен­ка» (форму схемы может подсказать учитель).

5.Учащиеся рассуждают, озвучивая схему: чем больше врет Хлестаков, тем еще больший страх одолевает городничего и чи­новников. Страх, а не разум руководит героями комедии.

Консультация учителя.

После аналитической работы с текстом и схемой учитель напоминает о том, что данную ин­формацию можно использовать при подготовке перспективного задания-сообщения «Страх чиновников перед "ревизором" - основа действия комедии». Учитель дает ответы на возникаю­щие при этом вопросы.

Физкультминутка

V . Проверка понимания учащимися нового материала

Работа с таблицей «Сюжет и композиция комедии "Ревизор"».

Цель: продолжить работу по развитию умения разграничивать понятия «сюжет» и «композиция».

Вопросы-задания:

■назовите части сюжета комедии;

■какие элементы композиции включает экспозиция?

■ какие элементы композиции включает завязка?

■какие элементы композиции включает кульминация?

■как происходит развитие действия? Назовите элементы ком­

■какие элементы композиции включает развязка?

Слова для справок: действия, явления, диалог, монолог, реплики в сторону, авторские ремарки, речевые характеристики, сцены...

VI . Закрепление нового материала

Заполнение таблицы «Характеристика образа». Работа в группах. Задание: пересмотреть 1-3 действия, собрать тексто­вый материал (цитаты) о героях комедии и заполнить табли­цу. Каждая из шести групп собирает материал и представляет только одного героя:

1) Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий;

2)Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ;

3)Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья;

4)Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений;

5)Иван Кузьмич Пекин, почтмейстер;

6) Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский,

городские помещики.

Имя, фамилия действующего лица

Цитата из текста (или собственное суждение)

Должность

Положение дел

Внешность Характер

Речевые характеристики

Герой рассказывает о себе

Поступки

Другие персонажи о герое

Говорящая фамилия

VII. Домашнее задание

Прочитать 4-е действие. Ответить на вопросы 5-7 (с. 102). До­полнить таблицу «Характеристика образа» на основе 4-го действия (завершение работы в группах). Устное индивидуальное сообще­ние о Хлестакове на основе прочитанных действий по плану:

1)Прошлое Хлестакова.

2)Жизненные идеалы. Как они характеризуют Хлестакова?

3)Почемуон врет с таким упоением?

4)В чем особенность его характера?

VIII . Подведение итогов урока

IX . Рефлексия

Рабочие материалы учителя

Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие четвертое)

Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, ре­шают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкива-Тяпкина быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусив­ший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Затем у всех поочередно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника доносит на всех и предлагает изложить свои соображения письменно. У Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Доб-чинский хлопочет о своем первенце, рожденном еще до брака, желая сделать его законным сыном. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придется, скажите и государю»), что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, чтобы изложить забавный случай, как при­няли его за «государственного человека». Осип уговаривает его ско­рее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов. Они жалуются на «оби-жательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взай­мы. Купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалоба­ми на городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча Хлестакова с Марьей Антоновной завершается признанием в любви, поцелуем. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков падает на колени и просит ее руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает вы­волочку от матери и предложение руки и сердца от все еще стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганный жалобами купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хле­стаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковер на подстилку.

Конспект урока по литературе 7 класс

Дата добавления: 3-07-2018 Просмотров: 12999

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.

Из Хлестакова получился бы неплохой актер, ведь он удачно вошел в роль ревизора. Но все же были такие моменты, когда он выдавал сам себя. Во втором действии комедии, когда городничий приходит к Хлестакову, тот ведет себя испуганно и неуверенно, обещая заплатить городничему. Но городничий был убежден в том, что перед ним ревизор и поэтому слова Ивана не показались ему странными.

Из-за “легкости в голове чрезвычайной” Хлестаков врет, не задумываясь. Он настолько поверил в собственную ложь, что уже не думает о том, что говорит. Поэтому его

слова доходят до абсурда. В третьем действии Иван разоблачает себя своей ложью, он уже не стесняется придумывать о себе немыслимое и ведет себя уверенно, чем не вызывает подозрений у собеседников. Он сказал, что написал “Юрия Милосского”, автором которого является Загоскин. Но Марья Антоновна знала, кто настоящий автор. Хлестаков не растерялся: “…это точно Загоскина; а есть другой “Юрий Милосский”, так тот уж мой”.

Ну и, конечно же, Хлестаков окончательно разоблачил себя в последнем действии. Он написал о случившемся письмо своему другу: ” По моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора”. Если бы не наглость почтмейстера, который открыл письмо, возможно, это бы так и осталось в тайне. Но как бы ни старался Иван скрыть о себе всю правду, его разоблачили по собственной глупости.


Другие работы по этой теме:

  1. Хлестаков Хлестаков Иван Александрович – центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, мелкий чиновник из Петербурга, мнимый ревизор, один из самых известных образов в русской...
  2. Иван Хлестаков – главный герой комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Из Петербурга он отправляется к отцу, в деревню Подкатиловку Саратовской губернии. Но по дороге Хлестаков...
  3. Хлестаков – главный герой комедии “Ревизор”. Этот персонаж особенный – он совершенно не подходит на роль сознательного злодея, но и на положительного никак не похож....
  4. Хлестаков – это самый главный персонаж комедии. Благодаря ему в городе все всполошилось, и начали рассматривать этого “ревизора”. Еще до самого появления Хлестакова на сцене...
  5. Перу Н. В. Гоголя принадлежат сотни замечательных произведений, ставших достоянием не только русской, но и мировой литературы. Противоречивая натура писателя уже много лет вызывает споры...
  6. Понятие “хлестаковщина” появилось благодаря известной комедии Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”. Главным героем которого являлся мужчина средних лет Иван Александрович Хлестаков. Именно благодаря ему и появилось...
  7. Идея этого произведения заключается в том, чтобы показать и высмеять необразованность, а так же халатность чиновников. Действия происходят в простой деревушке, которая имела набор стандартных...
  8. Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, ослабляющими государство, все же главным...

Иван Александрович Хлестаков – личность неоднозначная и противоречивая. Об этом не раз упоминал и сам автор. Хлестакова сложно назвать мошенником и авантюристом, ведь он не выдает себя за «значительное лицо» сознательно, а только пользуется обстоятельствами. Но авантюрная жилка и склонность к жульничеству в герое присутствуют. Честный человек сразу бы опроверг ошибочное мнение окружающих и не стал бы одалживать деньги, зная, что никогда их не вернет. И уж точно не стал бы одновременно ухаживать за матерью и дочкой.

Хлестаков – грандиозный врун, он обманывает всех так легко и вдохновенно, как это делают дети, когда сочиняют небылицы о себе и своих близких. Иван Александрович получает удовольствие от своих фантазий и даже верит в них. По словам Гоголя, Хлестаков «лжет с чувством», без всякого плана и корысти.

Молодой человек двадцати трех лет, «приятной наружности» , чиновник самого низкого ранга, «простой елестратишка» , бедный, да еще и полностью проигравшийся в карты – таким предстает перед нами герой в начале пьесы. Он голоден и умоляет трактирного слугу принести хоть какой-нибудь еды. Хлестаков приехал из провинции покорять столицу, но в силу отсутствия связей и финансовых возможностей остается неудачником. Даже слуга относится к нему с пренебрежением.

Такую фамилию своему герою Гоголь выбрал не случайно. В ней явно видны ассоциации с глаголами «хлестать» , «ухлестывать» и выражением «столичный хлыщ» , что вполне соответствует образу.

Автор так характеризовал свой персонаж: «несколько глуповат» , «делом не занимается» , «человек ловкий» , «одет по моде» . А вот слова самого Хлестакова: «У меня легкость в мыслях необыкновенная» . И это не просто легкомыслие. Герой молниеносно перескакивает в разговоре с предмета на предмет, судит обо всем поверхностно и ни о чем всерьез не задумывается. Безответственность, духовная пустота, размытость нравственных устоев стирают в поведении и разговоре Хлестакова любые границы.

Сначала Александр Иванович просто берет взятки, а потом уже сам их вымогает. Его нисколько не обескураживает замечание Анны Андреевны о том, что она замужем. Девиз Хлестакова: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» . Он с легкостью переходит от роли взяточника к роли защитника угнетенных, от робкого просителя к наглому «хозяину жизни» .

Хлестаков, как большинство недалеких людей, считает, что для успеха вовсе не нужно прикладывать серьезные усилия, иметь знания и талант. По его мнению, достаточно случая, удачи, подобно выигрышу за карточным столом. Писать как Пушкин или управлять министерством – одно удовольствие. Это сможет любой, кто окажется в нужное время и в нужном месте. И если фортуна ему улыбается, почему он должен упускать свой шанс?

Хлестаков не идет к чинам, славе и богатству путем интриг, коварства и преступлений. Для этого он слишком прост, глуп и ленив. Долгое время он даже не понимает, почему с ним так носится городская верхушка. Случайные обстоятельства возносят Хлестакова на вершину социальной пирамиды. Ошалевший от радости и подвыпивший герой озвучивает свои мечты восторженным слушателям, выдавая их за реальность с таким искренним убеждением, что у многоопытных чиновников не возникает подозрений в обмане. Даже откровенная нелепость и нагромождение полных несуразностей не развеивают дурман чинопочитания.

Например, городничий никак не выглядит глупым и наивным. «Мошенников над мошенниками обманывал» , – говорит он о своей тридцатилетней службе. Но словно под гипнозом не замечает он абсурдности рассказов мнимого ревизора и будущего зятя. Вся чиновничья братия уездного города N считает, как и Хлестаков, что деньги и связи могут все. Поэтому такой молодой человек вполне способен занимать самый высокий пост. Их нисколько не удивляет, что тот каждый день бывает во дворце, играет в карты с иностранными послами и скоро будет произведен в фельдмаршалы.

Интересно, что жизнь «высшего света» Хлестаков представляет весьма приблизительно. Его воображения хватает лишь на фантастические количества, суммы и расстояния: арбуз за семьсот рублей, суп прямо из Парижа, тридцать пять тысяч курьеров. «Речь отрывиста, вылетает из уст неожиданно» , – пишет о своем герое автор. Хлестаков практически не задумывается, поэтому у него нет реплик в сторону, как у других персонажей.

Однако герой искренне считает себя умнее и достойнее глупых провинциалов. Полное ничтожество с грандиозными претензиями, лгун, трус и ветреный хвастун Хлестаков – порождение своей эпохи. Но Гоголь создал образ, который несет в себе общечеловеческие пороки. Сегодня продажные чиновники вряд ли примут подобную пустышку за ревизора, но в каждом из нас есть немного от Хлестакова.

  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя

Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Вариант 1

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь преследовал цель «собрать в кучу все дурное, что есть в России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Для воплощения своей идеи писатель создал целую галерею ярких характеров. Один из них — Иван Александрович Хлестаков.

Довольно точную и подробную характеристику Хлестакову дает сам автор в «Замечаниях для господ актеров». По оценке Гоголя, Иван Александрович «приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими». Кроме того, Хлестаков «говорит и дей-ствует без всякого соображения», «он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли», «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно».

Данное «внутреннее содержание» Хлестакова вполне объясняет его поступки. Безудержный игрок в карты, он легко спускает с рук все присланные отцом деньги. В этом герой не знает меры и доходит до того, что не только закладывает собственную одежду, но и лишается возможности заплатить за тарелку супа. При этом он нисколько не раскаивается в своем по-ступке и при первой же возможности снова готов бро-ситься в омут игры.

По понятным причинам Хлестаков не продвигает-ся по службе, и за это его справедливо журит отец, ус-тавший, наверное, по требованию сына без конца по-сылать в Петербург энные суммы, вновь и вновь «ча-дом» попусту растрачиваемые. Хлестаков не испытывает перед отцом чувства вины. Напротив, он ругает его «ослом» и выражает всяческое недовольст-во относительно своей поездки в Саратовскую губер-нию.

Хлестаков не знает чувства родины. Родное гнездо для него — дыра, где он не может «блистать» и развле-каться. Мужики, работающие на героя, вызывают у него только презрение. Несмотря на отсутствие вся-ких оснований, Хлестаков считает себя слишком вы-сокой особой, чтобы находиться средь простого люда.

Хлестаков любит шиковать. При этом он никогда не соизмеряет желаемое с возможным. Несмотря на незавидное финансовое положение, герой одет по по-следней моде, он мечтает кататься в дорогой карете по центральным улицам Петербурга и «производить впе-чатление». Получив в гостинице отказ на просьбу по-дать обед, голодный Хлестаков не чувствует себя уни-женным, ему не стыдно, что за предыдущий прием пищи им не плачено и что его вот-вот выставят на ули-цу. Он не ищет выхода из создавшегося положения, а только усугубляет его. Хлестаков — трус. Когда в гос-тинице перед ним неожиданно появляется городни-чий, Иван Александрович, не способный отвечать за свои поступки и до смерти боящийся тюрьмы, пере-живает настоящий шок.

Помимо прочего, Хлестаков — врун, каких свет не видывал» Феерическая сцена его вранья на приеме у городничего — одна из самых ярких в комедии. Из мелкого чиновника герой за несколько минут возвы-шается почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит», которому сам Пуш-кин — большой приятель и которого все боятся и ува-жают. Начиная с мелочей, в своем вранье Хлестаков заходит все дальше и дальше и уже не может остано-виться. Он такая важная персона, что при первой на-добности его разыскивают «тридцать пять тысяч курьеров», потому что без него некому управлять де-партаментом. При виде его солдаты радостно салюту-ют, суп в кастрюльке приезжает к нему из самого Па-рижа. Хлестаков так входит в азарт, что перестает различать реальный мир с тем, в котором он действи-тельно живет. Находясь «в сказке», он получает от нее все большее удовольствие и, понимая, что ничто этому не препятствует; приукрашивает ее прямо на ходу: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже». Во всей этой лжи открывается душа человека, для которого все в жизни измеряется рублем.

В довершение всего, Хлестаков — герой-любовник, вовлекающий в свою интригу жену и дочь городниче-го одновременно. Преследуя цель развлечься, он не задумывается о том, с какой репутацией останется по-сле его побега Марья Антоновна и как будет существо-вать в провинциальном городе. Не боясь разоблаче-ния, Хлестаков пытается очаровать и мать, и дочь, от ног одной легко бросается к ногам другой, поет обеим свои незамысловатые дифирамбы. От слов, не желая следовать нравственным законам, герой сразу перехо-дит к действиям и «дарит» Марье Антоновне поцелуй.

Не сразу Хлестаков распознает, за кого его приня-ли. Но догадавшись, с удовольствием под видом «взаймы» берет взятки. С каждой взяткой он заметно меняется, входит во вкус. Так уже у Бобчинского и Добчинского Иван Александрович напрямую спра-шивает: «Денег нет у вас?». Денег он начинает требо-вать у каждого посетителя.

Хлестаковы живут и сегодня. И явление это полу-чило название «хлестаковщина». Сегодня Хлестако-вы - это воплощение душевной пустоты, лживости, глупости, позерства, пустого фанфаронства и бесчес-тия. Хлестаков в «Ревизоре» — это символическое, обобщенное изображение человека, который, по заме-чанию самого Гоголя, «стал весь ложь, уже даже сам того не замечая».