Н. В
Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Разоблачение хлестаков щины.
Композиция комедии
Цель: формировать понятие о сюжете и композиции комедии (драматического произведения); начать формировать представление о хлестаковщине как явлении; развитие аналитического мышления и внимательного отношения к тексту комедии; способствовать воспитанию честности, порядочности.
Предварительная работа: чтение комедии «Ревизор»; сообщения «Жизненные цели Хлестакова», «Осмотр города Хлестаковым», «Мечта Хлестакова» (индивидуальные задания); работа над созданием проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; перспективное индивидуальное задание и подготовка сообщения «Страх чиновников перед "ревизором" - основа действия комедии».
Оборудование: схема «Лесенка»; карточки-шаблоны таблицы «Характеристика образа»; таблица «Сюжет и композиция комедии "Ревизор"».
Ход урока
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
1. Проверка чтения. Составить план 3-го действия.
Возможный план:
1) Прибегает Добчинский с запискою.
2)Анна Андреевна читает записку.
3)Городничий с Хлестаковым возвращаются, с ними Земляника, Хлопов, Добчинский и Бобчинский.
4)Городничий произносит речь о своем бескорыстном усердии.
5)Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего... предрекает скорое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх.
6)В страхе все расходятся, Хлестаков удаляется поспать.
7)Анна Андреевна и Марья Антоновна вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине.
2.Сообщения «Жизненные цели Хлестакова», «Осмотр города Хлестаковым», «Мечта Хлестакова» (индивидуальные зада ния; выполняются на основе трех прочитанных действий).
Ш. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
«Приглашение к рассуждению».
Бывало ли в вашей жизни так, что когда вы откровенно врали, обманывали, вам верили, а когда вдруг решили сказать правду, вам уже никто не поверил? (Учащиеся рассказывают о подобных случаях из своей жизни, могут привести примеры из прочитанных книг, из кинофильмов.) Почему так происходит?
(Предполагаемый ответ: взрослые часто верят в то, что они хотят услышать, или в то, что они заранее запрограммировали в своем воображении.)
IV . Усвоение новых знаний
1.Работа с учебником. Чтение статьи «О драматических произведениях. Комедия как драматический жанр» (с. 6-8).
Задание:
Составить «Вопросник» по данной статье (10-12 вопросов).
Выписать литературоведческие термины, запомнить их толкование.
Создать схему композиции драматического произведения.
2. Теоретическая игра «Вопрос - ответ».
Цель: усвоить литературоведческие понятия о драматическом произведении.
3. Аналитическая работа с текстом комедии.
Где конфликт достигает особенной остроты?
Какой эпизод (явление) можно выделить в качестве кульминации? (Сцена вранья Хлестакова - явление VI , действие 3-е.)
4.Чтение по ролям - явление VI, действие 3-е (с. 42-49) -и языковое наблюдение.
Задание: проследить, как Хлестаков возносит себя по служебной лесенке, и, одновременно, понаблюдать, как страх все более и более завладевает душами чиновников и городничего.
Для выполнения задания можно использовать прием «Лесенка» (форму схемы может подсказать учитель).
5.Учащиеся рассуждают, озвучивая схему: чем больше врет Хлестаков, тем еще больший страх одолевает городничего и чиновников. Страх, а не разум руководит героями комедии.
Консультация учителя.
После аналитической работы с текстом и схемой учитель напоминает о том, что данную информацию можно использовать при подготовке перспективного задания-сообщения «Страх чиновников перед "ревизором" - основа действия комедии». Учитель дает ответы на возникающие при этом вопросы.
Физкультминутка
V . Проверка понимания учащимися нового материала
Работа с таблицей «Сюжет и композиция комедии "Ревизор"».
Цель: продолжить работу по развитию умения разграничивать понятия «сюжет» и «композиция».
Вопросы-задания:
■назовите части сюжета комедии;
■какие элементы композиции включает экспозиция?
■ какие элементы композиции включает завязка?
■какие элементы композиции включает кульминация?
■как происходит развитие действия? Назовите элементы ком
■какие элементы композиции включает развязка?
Слова для справок: действия, явления, диалог, монолог, реплики в сторону, авторские ремарки, речевые характеристики, сцены...
VI . Закрепление нового материала
Заполнение таблицы «Характеристика образа». Работа в группах. Задание: пересмотреть 1-3 действия, собрать текстовый материал (цитаты) о героях комедии и заполнить таблицу. Каждая из шести групп собирает материал и представляет только одного героя:
1) Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий;
2)Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ;
3)Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья;
4)Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений;
5)Иван Кузьмич Пекин, почтмейстер;
6) Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский,
городские помещики.
Имя, фамилия действующего лица |
Цитата из текста (или собственное суждение) |
Должность |
|
Положение дел |
|
Внешность Характер |
|
Речевые характеристики |
|
Герой рассказывает о себе |
|
Поступки |
|
Другие персонажи о герое |
|
Говорящая фамилия |
VII. Домашнее задание
Прочитать 4-е действие. Ответить на вопросы 5-7 (с. 102). Дополнить таблицу «Характеристика образа» на основе 4-го действия (завершение работы в группах). Устное индивидуальное сообщение о Хлестакове на основе прочитанных действий по плану:
1)Прошлое Хлестакова.
2)Жизненные идеалы. Как они характеризуют Хлестакова?
3)Почемуон врет с таким упоением?
4)В чем особенность его характера?
VIII . Подведение итогов урока
IX . Рефлексия
Рабочие материалы учителя
Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие четвертое)
Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкива-Тяпкина быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Затем у всех поочередно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника доносит на всех и предлагает изложить свои соображения письменно. У Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Доб-чинский хлопочет о своем первенце, рожденном еще до брака, желая сделать его законным сыном. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придется, скажите и государю»), что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».
Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов. Они жалуются на «оби-жательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы. Купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча Хлестакова с Марьей Антоновной завершается признанием в любви, поцелуем. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков падает на колени и просит ее руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все еще стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганный жалобами купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковер на подстилку.
Конспект урока по литературе 7 класс
Уважаемые коллеги!!!
Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.
Из Хлестакова получился бы неплохой актер, ведь он удачно вошел в роль ревизора. Но все же были такие моменты, когда он выдавал сам себя. Во втором действии комедии, когда городничий приходит к Хлестакову, тот ведет себя испуганно и неуверенно, обещая заплатить городничему. Но городничий был убежден в том, что перед ним ревизор и поэтому слова Ивана не показались ему странными.
Из-за “легкости в голове чрезвычайной” Хлестаков врет, не задумываясь. Он настолько поверил в собственную ложь, что уже не думает о том, что говорит. Поэтому его
слова доходят до абсурда. В третьем действии Иван разоблачает себя своей ложью, он уже не стесняется придумывать о себе немыслимое и ведет себя уверенно, чем не вызывает подозрений у собеседников. Он сказал, что написал “Юрия Милосского”, автором которого является Загоскин. Но Марья Антоновна знала, кто настоящий автор. Хлестаков не растерялся: “…это точно Загоскина; а есть другой “Юрий Милосский”, так тот уж мой”.
Ну и, конечно же, Хлестаков окончательно разоблачил себя в последнем действии. Он написал о случившемся письмо своему другу: ” По моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора”. Если бы не наглость почтмейстера, который открыл письмо, возможно, это бы так и осталось в тайне. Но как бы ни старался Иван скрыть о себе всю правду, его разоблачили по собственной глупости.
Другие работы по этой теме:
- Хлестаков Хлестаков Иван Александрович – центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, мелкий чиновник из Петербурга, мнимый ревизор, один из самых известных образов в русской...
- Иван Хлестаков – главный герой комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Из Петербурга он отправляется к отцу, в деревню Подкатиловку Саратовской губернии. Но по дороге Хлестаков...
- Хлестаков – главный герой комедии “Ревизор”. Этот персонаж особенный – он совершенно не подходит на роль сознательного злодея, но и на положительного никак не похож....
- Хлестаков – это самый главный персонаж комедии. Благодаря ему в городе все всполошилось, и начали рассматривать этого “ревизора”. Еще до самого появления Хлестакова на сцене...
- Перу Н. В. Гоголя принадлежат сотни замечательных произведений, ставших достоянием не только русской, но и мировой литературы. Противоречивая натура писателя уже много лет вызывает споры...
- Понятие “хлестаковщина” появилось благодаря известной комедии Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”. Главным героем которого являлся мужчина средних лет Иван Александрович Хлестаков. Именно благодаря ему и появилось...
- Идея этого произведения заключается в том, чтобы показать и высмеять необразованность, а так же халатность чиновников. Действия происходят в простой деревушке, которая имела набор стандартных...
- Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, ослабляющими государство, все же главным...
Иван Александрович Хлестаков – личность неоднозначная и противоречивая. Об этом не раз упоминал и сам автор. Хлестакова сложно назвать мошенником и авантюристом, ведь он не выдает себя за «значительное лицо» сознательно, а только пользуется обстоятельствами. Но авантюрная жилка и склонность к жульничеству в герое присутствуют. Честный человек сразу бы опроверг ошибочное мнение окружающих и не стал бы одалживать деньги, зная, что никогда их не вернет. И уж точно не стал бы одновременно ухаживать за матерью и дочкой.
Хлестаков – грандиозный врун, он обманывает всех так легко и вдохновенно, как это делают дети, когда сочиняют небылицы о себе и своих близких. Иван Александрович получает удовольствие от своих фантазий и даже верит в них. По словам Гоголя, Хлестаков «лжет с чувством», без всякого плана и корысти.
Молодой человек двадцати трех лет, «приятной наружности» , чиновник самого низкого ранга, «простой елестратишка» , бедный, да еще и полностью проигравшийся в карты – таким предстает перед нами герой в начале пьесы. Он голоден и умоляет трактирного слугу принести хоть какой-нибудь еды. Хлестаков приехал из провинции покорять столицу, но в силу отсутствия связей и финансовых возможностей остается неудачником. Даже слуга относится к нему с пренебрежением.
Такую фамилию своему герою Гоголь выбрал не случайно. В ней явно видны ассоциации с глаголами «хлестать» , «ухлестывать» и выражением «столичный хлыщ» , что вполне соответствует образу.
Автор так характеризовал свой персонаж: «несколько глуповат» , «делом не занимается» , «человек ловкий» , «одет по моде» . А вот слова самого Хлестакова: «У меня легкость в мыслях необыкновенная» . И это не просто легкомыслие. Герой молниеносно перескакивает в разговоре с предмета на предмет, судит обо всем поверхностно и ни о чем всерьез не задумывается. Безответственность, духовная пустота, размытость нравственных устоев стирают в поведении и разговоре Хлестакова любые границы.
Сначала Александр Иванович просто берет взятки, а потом уже сам их вымогает. Его нисколько не обескураживает замечание Анны Андреевны о том, что она замужем. Девиз Хлестакова: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» . Он с легкостью переходит от роли взяточника к роли защитника угнетенных, от робкого просителя к наглому «хозяину жизни» .
Хлестаков, как большинство недалеких людей, считает, что для успеха вовсе не нужно прикладывать серьезные усилия, иметь знания и талант. По его мнению, достаточно случая, удачи, подобно выигрышу за карточным столом. Писать как Пушкин или управлять министерством – одно удовольствие. Это сможет любой, кто окажется в нужное время и в нужном месте. И если фортуна ему улыбается, почему он должен упускать свой шанс?
Хлестаков не идет к чинам, славе и богатству путем интриг, коварства и преступлений. Для этого он слишком прост, глуп и ленив. Долгое время он даже не понимает, почему с ним так носится городская верхушка. Случайные обстоятельства возносят Хлестакова на вершину социальной пирамиды. Ошалевший от радости и подвыпивший герой озвучивает свои мечты восторженным слушателям, выдавая их за реальность с таким искренним убеждением, что у многоопытных чиновников не возникает подозрений в обмане. Даже откровенная нелепость и нагромождение полных несуразностей не развеивают дурман чинопочитания.
Например, городничий никак не выглядит глупым и наивным. «Мошенников над мошенниками обманывал» , – говорит он о своей тридцатилетней службе. Но словно под гипнозом не замечает он абсурдности рассказов мнимого ревизора и будущего зятя. Вся чиновничья братия уездного города N считает, как и Хлестаков, что деньги и связи могут все. Поэтому такой молодой человек вполне способен занимать самый высокий пост. Их нисколько не удивляет, что тот каждый день бывает во дворце, играет в карты с иностранными послами и скоро будет произведен в фельдмаршалы.
Интересно, что жизнь «высшего света» Хлестаков представляет весьма приблизительно. Его воображения хватает лишь на фантастические количества, суммы и расстояния: арбуз за семьсот рублей, суп прямо из Парижа, тридцать пять тысяч курьеров. «Речь отрывиста, вылетает из уст неожиданно» , – пишет о своем герое автор. Хлестаков практически не задумывается, поэтому у него нет реплик в сторону, как у других персонажей.
Однако герой искренне считает себя умнее и достойнее глупых провинциалов. Полное ничтожество с грандиозными претензиями, лгун, трус и ветреный хвастун Хлестаков – порождение своей эпохи. Но Гоголь создал образ, который несет в себе общечеловеческие пороки. Сегодня продажные чиновники вряд ли примут подобную пустышку за ревизора, но в каждом из нас есть немного от Хлестакова.
- «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
- «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Вариант 1
В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь преследовал цель «собрать в кучу все дурное, что есть в России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Для воплощения своей идеи писатель создал целую галерею ярких характеров. Один из них — Иван Александрович Хлестаков.
Довольно точную и подробную характеристику Хлестакову дает сам автор в «Замечаниях для господ актеров». По оценке Гоголя, Иван Александрович «приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими». Кроме того, Хлестаков «говорит и дей-ствует без всякого соображения», «он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли», «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно».
Данное «внутреннее содержание» Хлестакова вполне объясняет его поступки. Безудержный игрок в карты, он легко спускает с рук все присланные отцом деньги. В этом герой не знает меры и доходит до того, что не только закладывает собственную одежду, но и лишается возможности заплатить за тарелку супа. При этом он нисколько не раскаивается в своем по-ступке и при первой же возможности снова готов бро-ситься в омут игры.
По понятным причинам Хлестаков не продвигает-ся по службе, и за это его справедливо журит отец, ус-тавший, наверное, по требованию сына без конца по-сылать в Петербург энные суммы, вновь и вновь «ча-дом» попусту растрачиваемые. Хлестаков не испытывает перед отцом чувства вины. Напротив, он ругает его «ослом» и выражает всяческое недовольст-во относительно своей поездки в Саратовскую губер-нию.
Хлестаков не знает чувства родины. Родное гнездо для него — дыра, где он не может «блистать» и развле-каться. Мужики, работающие на героя, вызывают у него только презрение. Несмотря на отсутствие вся-ких оснований, Хлестаков считает себя слишком вы-сокой особой, чтобы находиться средь простого люда.
Хлестаков любит шиковать. При этом он никогда не соизмеряет желаемое с возможным. Несмотря на незавидное финансовое положение, герой одет по по-следней моде, он мечтает кататься в дорогой карете по центральным улицам Петербурга и «производить впе-чатление». Получив в гостинице отказ на просьбу по-дать обед, голодный Хлестаков не чувствует себя уни-женным, ему не стыдно, что за предыдущий прием пищи им не плачено и что его вот-вот выставят на ули-цу. Он не ищет выхода из создавшегося положения, а только усугубляет его. Хлестаков — трус. Когда в гос-тинице перед ним неожиданно появляется городни-чий, Иван Александрович, не способный отвечать за свои поступки и до смерти боящийся тюрьмы, пере-живает настоящий шок.
Помимо прочего, Хлестаков — врун, каких свет не видывал» Феерическая сцена его вранья на приеме у городничего — одна из самых ярких в комедии. Из мелкого чиновника герой за несколько минут возвы-шается почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит», которому сам Пуш-кин — большой приятель и которого все боятся и ува-жают. Начиная с мелочей, в своем вранье Хлестаков заходит все дальше и дальше и уже не может остано-виться. Он такая важная персона, что при первой на-добности его разыскивают «тридцать пять тысяч курьеров», потому что без него некому управлять де-партаментом. При виде его солдаты радостно салюту-ют, суп в кастрюльке приезжает к нему из самого Па-рижа. Хлестаков так входит в азарт, что перестает различать реальный мир с тем, в котором он действи-тельно живет. Находясь «в сказке», он получает от нее все большее удовольствие и, понимая, что ничто этому не препятствует; приукрашивает ее прямо на ходу: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже». Во всей этой лжи открывается душа человека, для которого все в жизни измеряется рублем.
В довершение всего, Хлестаков — герой-любовник, вовлекающий в свою интригу жену и дочь городниче-го одновременно. Преследуя цель развлечься, он не задумывается о том, с какой репутацией останется по-сле его побега Марья Антоновна и как будет существо-вать в провинциальном городе. Не боясь разоблаче-ния, Хлестаков пытается очаровать и мать, и дочь, от ног одной легко бросается к ногам другой, поет обеим свои незамысловатые дифирамбы. От слов, не желая следовать нравственным законам, герой сразу перехо-дит к действиям и «дарит» Марье Антоновне поцелуй.
Не сразу Хлестаков распознает, за кого его приня-ли. Но догадавшись, с удовольствием под видом «взаймы» берет взятки. С каждой взяткой он заметно меняется, входит во вкус. Так уже у Бобчинского и Добчинского Иван Александрович напрямую спра-шивает: «Денег нет у вас?». Денег он начинает требо-вать у каждого посетителя.
Хлестаковы живут и сегодня. И явление это полу-чило название «хлестаковщина». Сегодня Хлестако-вы - это воплощение душевной пустоты, лживости, глупости, позерства, пустого фанфаронства и бесчес-тия. Хлестаков в «Ревизоре» — это символическое, обобщенное изображение человека, который, по заме-чанию самого Гоголя, «стал весь ложь, уже даже сам того не замечая».