Поэзия и проза. Значение слова поэзия Что такое поэзия в рассказах

ПОЭЗИЯ

ПОЭЗИЯ

(греч. - «творчество») искусство изображать в слове прекрасное. П. служит выражением идеальных стремлений человека; она, с одной стороны, не совпадает с действительным миром, но с другой - не представляет ничего ложного или обманчивого. П-ию делят на 3 вида, исторически развившихся один за другим: эпос, лирику и драму.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПОЭЗИЯ

(греч., от poieo - творить). Одно из двух тонических искусств, воспроизводящее, при помощи слова, мир идеальный; гармония между содержанием и формой, в которой оно выражается.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПОЭЗИЯ

греч. poiesis , от poieo , творить. Непосредственное развитие истины, в котором мысль высказывается через образ, и в котором главный деятель есть фантазия.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ПОЭЗИЯ

изображение прекрасного словом.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Поэ́зия

(гр. poiesis творчество)

1) искусство слова;

2) стихотворная, ритмически построенная речь (противополагается прозе);

3) совокупность стихотворных произведений какого-л, народа, времени, поэта или группы поэтов;

4) очарование,обаяние; что-л. прекрасное, волнующее.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Поэзия

[по ], поэзии, мн. нет, ж. [греч. poiesis ]. 1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств. Белинский. || Творческий художественный гений, стихия художественного творчества (поэт.). И пробуждается поэзия во мне. Пушкин. 2. Стихи, стихотворная, ритмически организованная речь; противоп. проза. Поэзия и проза. 3. Совокупность стихотворных произведений какой-н. общественной группы, народа, эпохи и т. п. (лит.). Романтическая поэзия. История русской поэзии. || Художественное творчество какого-н. поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков (лит.). Изучать поэзию Маяковского. 4. перен. Изящество, очарование, поражающее воображение и чувство красоты (книжн.). Поэзия раннего летнего утра. 5. перен. Область воображаемого бытия, мир фантазии (устар., часто ирон.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Поэзия

и, ж. (польск. poezja лат. poēsis греч. poiēsis творчество poieō делаю, создаю).
1. мн. нет. Стихотворное словесное художественное творчество.
2. собир. Произведения, написанные стихами. Русская п .
3. мн. нет, перен. , чего . Изящество и красота чего-н., возбуждающая чувство очарования. П . рассвета . П . труда .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПОЭЗИЯ" в других словарях:

    Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Поэзия Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господс … Сводная энциклопедия афоризмов

    поэзия - и, ж. poésie f., нем. Poesie <лат. poesis, гр. poiesis. 1. Словесное художественное творчество. БАС 1. Поэзия есть творческое воспроизведение действительности как возможности. Белинский Казаки повесть А. Кузьмича. Все поэты трубадуры знатный,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [по], поэзии, мн. нет, жен. (греч. poiesis). 1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. «Пушкин был призван быть первым поэтом художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств.»… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    - (греч. poiesis) 1) до сер. 19 в. вся художественная литература в отличие от нехудожественной.2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (напр., лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья) … Большой Энциклопедический словарь

    1) вся художественная литература в отличие от нехудожественной; 2) стихотворные произведения в их сопоставимости с художественной прозой (напр. лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос). Поэзия и проза – два основных типа искусства… … Энциклопедия культурологии

    Поэзия - (греческое poiesis), 1) до середины 19 в. вся литература художественная (в отличие от нехудожественной). 2) Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    поэзия - ПОЭЗИЯ, стихосложение, стихотворство, стихотворчество, пренебр. стихоплетство, трад. поэт. пение, трад. поэт. песни, трад. поэт. песнопение, устар. версификаторство, устар. версификация, разг. рифмачество, разг. рифмоплетство ПОЭТИЧЕСКИЙ … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Поэзия

И, ж.

1. Художественное словесное творчество (главным образом стихотворное), а также произведения, написанные стихами.

* Поэзия и проза. Русская поэзия. *

2. перен. Красота, глубокое воздействие на чувства и воображение.

* Поэзия русского пейзажа. *

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Поэзия

Поэзия

♦ Poésie

Неразрывный и почти всегда таинственный союз музыки, смысла и истины в одном и том же тексте, в результате которого рождается чувство. Поэзия – истина в песне, трогающей сердца. Не следует путать поэзию со стихосложением и даже с поэмой. Не так уж часто поэма бывает от начала до конца проникнута духом поэзии, а вот проза довольно часто бывает поэтичной.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Поэзия

искусство слова с характерной ритмической организацией художественной речи. Принимающая разнообразные стихотворные формы, речь поэта выпадает из контекста обыденного словоговорения, обретает дополнительные коммуникативно-суггестивные свойства, превращается в объект повышенного внимания. Если поэтическое произведение отвечает высшим художественно-эстетическим критериям красоты и совершенства, то оно возводится в статус шедевра и занимает место в системе общечеловеческих ценностей мировой культуры.

Культурология. Словарь-справочник

Поэзия

1) вся художественная литература в отличие от нехудожественной;

2) стихотворные произведения в их сопоставимости с художественной прозой (напр. лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос). Поэзия и проза – два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной, и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи, соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксическим делением. Поэзия преимущественно монологична. Граница поэзии и прозы относительна.

Словарь Ожегова

ПОЭ ЗИЯ, и, ж.

1. Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное.

2. Стихи, произведения, написанные стихами. П. и проза. Классическая русская п. Современная п.

3. перен., чего. Красота и прелесть чегон., возбуждающие чувство очарования. П. летнего утра.

| прил. поэтический, ая, ое. Поэтическое творчество. П. ландшафт.

Словарь Ефремовой

Поэзия

  1. ж.
    1. :
      1. Искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество.
      2. Творческий художественный гений, творческое дарование.
      3. Художественность, поэтичность.
    2. :
      1. Стихи, стихотворная, ритмическая речь (противоп.: проза).
      2. Совокупность стихотворных произведений какого-л. народа, какой-л. эпохи, общественной группы и т.п.
      3. Художественное творчество какого-л. поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков.
    3. :
      1. перен. Изящество, очарование чего-л., глубоко воздействующее на чувства и воображение.
      2. Что-л. возвышенное, исполненное значения.
    4. :
      1. устар. Область воображаемого, мир фантазии.
      2. То, что действует на воображение.

Гаспаров. Записи и выписки

Поэзия

♦ "Новейшая поэзия разделяется на два вида: стихи, которые читать невозможно, и стихи, которые можно и не читать" (Альм. "Первая тетрадь кружка Адская Мостовая", кажется, 1923, типография ГПУ. Стихи там были такие: "Вечерами в маленькой кофейне Матовые светятся огни. Перелистывая томик Гейне, Тонкую страницу поверни") А Вейдле, "О поэтах", 124, цитировал Лунца: "Бывают хорошие стихи, плохие стихи и стихи как стихи; последние ужаснее всего".

♦ по Щедрину: "Вольным пенкоснимателем может быть всякий, кто способен непредосудительным образом излагать смутность наполняющих его чувств".

♦ Есенин с извозчиком: а кого из поэтов знаешь? "Пушкина". - А из живых? - "Мы только чугунных" (Мариенгоф).

♦ Поэзия - "исповедь водного животного, которое живет на суше, а хотело бы в воздухе". - К. Сандберг, цит. в словаре Роже.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Поэзия

(греч. poiesis, от poieo - делаю, творю) - произведения в стихах в отличие от произведений в прозе. Иногда поэзией называют всю художественную литературу в отличие от нехудожественной. Поэзия и проза - два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации художественной речи; отличает поэзию от прозы прежде всего правильно организованный ритм, который создается отчетливым делением речи на соразмерные отрезки, часто не совпадающие с синтаксическим делением.

Рб: роды и жанры литературы

Корр: проза

Асс: ритм, стих

* "У поэзии такой же специальный язык, как у музыки и живописи" (А.Н. Веселовский).

"Истинная поэзия - это не тело, в которое вдохнули душу, но душа, которая приняла очевидность тела" (И.В. Киреевский). *

Энциклопедический словарь

Поэзия

(греч. poiesis),

  1. до сер. 19 в. вся художественная литература в отличие от нехудожественной.
  2. Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (напр., лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза - два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи. В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом. Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.

Словарь Ушакова

Поэзия

поэ зия [по], поэзии, мн. нет, жен. (греч. poiesis).

1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. «Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств.» Белинский . «Всякая поэзия должна быть выражением жизни, в обширном значении этого слова, обнимающего собой весь мир физический и нравственный.» Белинский .

| Творческий художественный гений, стихия художественного творчества (поэт. ). «И пробуждается поэзия во мне.» Пушкин .

2. Стихи, стихотворная, ритмически организованная речь; ант. . Поэзия и проза. Любить поэзию. Отдел поэзии (в журнале).

3. Совокупность стихотворных произведений какой-нибудь общественной группы, народа, эпохи и т.п. (лит. ). Пролетарская поэзия. Поэзия Французской революции. Романтическая поэзия. История русской поэзии.

| Художественное творчество какого-нибудь поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков (лит. ). Изучать поэзию Маяковского. Характерные черты поэзии Пушкина.

4. перен. Изящество, очарование, поражающее воображение и чувство красоты (книж. ). Поэзия раннего летнего утра. «Мне весело воспоминать сию поэзию во хмеле, ума и сердца благодать.» Пушкин .

5. перен. Область воображаемого бытия, мир фантазии (устар. , часто ирон. ). «(Долинский) кажется, на поэзию прихрамывает! заподозрила она его... Разумея под словом "поэзия" именно то самое, что разумеют под этим словом практические люди.» Лесков .

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Поэзия

В ряду других искусств П. занимает совершенно особое место, в зависимости от того элемента, который принято называть ее материалом - слова. Слово есть орудие человеческого общения, средство для выражения мысли; поэт пользуется им для того, чтобы воплотить в образ свою бесформенную отвлеченную мысль. Таково ошибочное представление, еще держащееся в обиходе, но уже разрушенное в науке, благодаря успехам философского языкознания, созданного школой В. Гумбольдта. "П. и проза суть явления языка" - гласит изречение Гумбольдта, долженствующее стать исходным пунктом теории П. Общий ход человеческой мысли есть объяснение нового, неизвестного при посредстве уже познанного, известного, названного. Создание языка - продолжающееся безостановочно и в наше время (не έργον, а ενέργεια) есть постоянная систематизация внешнего миpa посредством приобщения новых явлений к имеющим уже название впечатлениям. Ребенок видит неизвестный предмет - шар на лампе - и, присоединяя его к впечатлению познанному, называет шар "арбузиком". Поэт видит особое движение верхушек деревьев и, находя в запасе впечатлений одно, наиболее подходящее к этому движению, говорит: "Верхушки деревьев засыпают". Народ, видя новый способ передвижения, создает для него название по наиболее выдающемуся его признаку: "чугунка". Так создается каждое новое слово; каждое слово есть "переносное выражение"; "собственных" выражений и слов нет; все слова - с точки зрения их происхождения - суть тропы (Гербер), т. е. произведения поэтические. "Возможность обозначать систематически предметы и явления (членораздельными звуками - словами) ставит познанию проблему, которая может быть разрешена только на почве поэтических способностей" (Боринский). Сообразно с этим П. признается особым видом мышления, противополагаемым прозе, науке; П. есть мышление в словесных образах , тогда как проза есть мышление при посредстве абстракций, схем, формул. "Наука и искусство равно стремятся к познанию истины, - замечает Карьер, - но первая переходит от факта к понятию и к идее и выражает мысль о бытии в ее всеобщности, строго различая отдельный случай и общее правило - закон, тогда как второе воплощает идею в отдельном явлении и сливает идею и ее наглядное проявление (образ) в идеале. П. не говорит отвлеченно: место этого нового явления в системе такое-то; она как бы отождествляет его с иным явлением, которое является образом первого, и тем намечает его место в системе - грубо и наглядно, но подчас удивительно глубоко. Что такое образ? Это - воспроизведение единичного, конкретного, индивидуального случая, имеющее свойство быть знаком, заместителем целого ряда разнообразных явлений. Для мысли человеческой, тяготимой разрозненностью мира и ищущей обобщающих форм, чтобы удовлетворить свою вечную "жажду причинности" (Causalit ätsbedü rfniss), поэтический образ является именно таким обобщающим началом, основанием, у которого группируются организованными массами необъединенные явления жизни. П. может быть названа познанием миpa при помощи образов, символов, и этот образный способ мышления свойственен всем - и детям, и взрослым, и первобытным дикарям, и образованным людям. Поэтому П. - не только там, где великие произведения (как электричество не только там, где гроза), а, как видно уже из ее эмбриональной формы - слова - везде, ежечасно и ежеминутно, где говорят и думают люди. "П. - везде, где за немногими чертами определенного замкнутого образа стоит многообразие значений" (Потебня). По своему содержанию поэтический образ может ничем не отличаться от самой прозаической мысли, от указания на простейший обыденный факт, вроде того, что "Солнце отражается в луже". Если для слушателя это указание - только сообщение о физическом факте, то мы не вышли из пределов прозы; но раз дана возможность пользоваться фактом, как иносказанием , мы в области П. В прозаическом понимании частный случай остался бы частным; "возведенный в перл создания", опоэтизированный, он становится обобщением. Сообщение о ничтожном восприятии - "Солнце отражается и в луже" - получает способность говорить о чем-то совсем ином, напр., об искре Божьей в душе испорченного человека. Отдельный случай в руках поэта делается суггестивным , говорит современная эстетика; он подсказывает , удачно переводит этот термин Александр Веселовский; он получает свойство быть иносказательным, подходит под бесчисленное множество применений - говорит Потебня. Какое место занимает поэтическое мышление в развитии человеческой мысли вообще и какими свойствами ума обусловлено происхождение такого способа объяснения явлений, это видно лучше всего из его сопоставления со сродным ему складом мысли - так называемым мифологическим мышлением. Поэтому глава о мифе (точнее - о его психических основах) - необходимая составная часть современной поэтики (Carri è re, III, 39 - 58; Borinsky, II, 2). Основой мифического склада мысли является, как и в мышлении поэтическом, аналогия объясняемого явления с придуманным образом; но поэтическое мышление ясно видит в этом образе вымысел, мифическое - принимает его за действительность. Говоря: "Идет холера", поэтическое мышление не имеет притязаний на антропоморфическую реальность этого образа; мифическое, наоборот, настолько проникнуто его реальным характером, что находит возможным бороться с ним посредством опахивания, проведения границы, через которую олицетворенная холера переступить не может. Подметив общую черту у эпидемии и живого существа, первобытная мысль, в которой один признак явления занимает всю ширь сознания, поспешила перенести в объясняемое явление (эпидемию) весь комплекс признаков объясняющего образа (человека, женщины); его можно не пустить в дом, заперши двери; его можно умилостивить, подарив ему овцу. Первобытный анимизм и антропоморфизм есть лишь частный случай этого полного отождествления познаваемого с познанным. Возможны, поэтому, и такие случаи мифического воззрения на предмет, где нет антропоморфизма. "Горячее, легко воспламеняющееся, вспыльчивое сердце" для нас - поэтический образ, метафора, бесконечно далекая от представления о реальной, физической высоте температуры: мифическое воззрение переносит на вспыльчивое сердце все свойства легко воспламеняющегося предмета и потому свободно доходит до заключения, что такое сердце годится для поджога. Так было в Москве при Иоанне IV, когда обвиняли Глинских в том, что они кропили дома настоем из людских сердец и тем произвели пожар. Это воззрение сходно по происхождению и по форме конкретного представления с поэтическим; но в нем нет иносказания, нет главного элемента поэтического мышления - оно совершенно прозаично. Для объяснения происхождения черно-белой окраски пеликана австралийцы рассказывают, как черный пеликан красился в белый цвет для борьбы, подобно тому как красятся сами дикари - но не успл и т. д. "Эта история, - замечает Гроссе ("Die Aufаnge der Kunst"), - конечно, весьма фантастична, но она, несмотря на это, носит совсем не поэтический, а научный характер... Это попросту примитивная зоологическая теория". С этой точки зрения необходимо внести некоторые оговорки в общепринятое положение, гласящее, что поэзия старше прозы: в сложном ходе развития человеческой мысли прозаические и поэтические элементы связаны неразрывно, и лишь теория разделяет их. Во всяком случае пользование образом, как поэтическим произведением, требует некоторой силы анализа и предполагает высшую стадию развития сравнительно с той, на которой "идеальные представления имели в глазах взрослых мужчин и женщин ту реальность, которую они до сих пор имеют в глазах детей" (Тэйлор). Поэтические и прозаические элементы переплетены в мифе неразрывно: миф долго живет наряду с поэзией и влияет на нее. Есть, однако, факты, бесспорно свидетельствующие о движении мысли по направлению от мифа к поэзии. Такие факты мы имеем в истории поэтического языка. Явление параллелизма, характеризующее более ранние его ступени, носит на себе сильный отпечатокк мифического мышления: два изображения - природы и человеческой жизни - ставятся рядом, как равносильные и однозначащие.

"Ой бiлая паутина на тин повилася;

Молодая дiвчинонька в козака вдалася".

Прямого отождествления человека с природой уже нет, но мысль только что вышла из него. Она идет дальше - и начинает настаивать на отсутствии такого тождества: простой параллелизм переходит в отрицательный ("отрицательн. сравнение"):

"Что не ласточки, не касаточки вкруг тепла гнезда увиваются

Увивается тут родная матушка".

Здесь уже прямо указывается, что объясняющий образ не должен быть отождествляем с объясняемым. Еще далее следует обыкновенное поэтическое сравнение, где нет и намека на смешивание сравниваемых предметов. Этот переход от мифического метода мышления к поэтическому происходит так медленно, что долгое время оба строя мысли не исключают друг друга. Поэтическое выражение, будучи по происхождению простой метафорой (пришла весна), может, по так называемой "болезни языка" (см. М. Мюллер), перейти в миф и заставить человека приписать весне свойства материального образа. С другой стороны, близость мифа делает древний поэтич. язык чрезвычайно ярким и выразительным. "Уподобления древних бардов и ораторов были содержательны, потому что они, по-видимому, и видели, и слышали, и чувствовали их; то, что мы называем поэзией, было для них действительной жизнью". С течением времени это свойство молодого языка - его образность, поэтичность - нарушается; слова, так сказать, стираются от употребления; забывается их наглядное значение, их "переносный" характер. К признаку явления, послужившему исходной точкой его названия, исследование присоединяет новые, более существенные. Говоря: дочь , никто уже не думает, что это собственно значит "доящая", бык - "ревущий", мышь - "вор", месяц - "измеритель" и т. п., потому что явление получило иное место в мысли. Слово из конкретного становится абстрактным, из живого образа - отвлеченным знаком идеи, из поэтического - прозаическим. Не умирает, однако, прежняя потребность мысли в конкретных представлениях. Она старается снова наполнить абстракцию содержанием, иногда - старым; она заменяет "старые слова" новыми, иногда тождественными с прежними по сути, но не потерявшими еще силы рождать живые образы: бледнеет, напр., слово "великодушный", и новое выражение, "человек с большим сердцем", тавтологичное с первым, более громоздкое и неудобное, кажется, однако, более ярким и возбуждает в нас душевные движения, каких не в силах возбудить первое, потерявшее наглядность. На этом пути рождаются более сложные, сравнительно со словом, формы П. - так называемые тропы (см.). Смотреть на тропы, как на внешнюю прикрасу поэтической речи - как смотрела на них старая риторика и смотрит до сих пор школьная теория, ставя их наравне с "фигурами", - очевидно невозможно: это не эстетическая прибавка - это следствие неистребимой потребности мысли "восстанавливать чувственную, возбуждающую деятельность фантазии сторону слов"; троп - не материал П., а сама П. В этом смысле в высшей степени любопытны поэтические приемы, свойственные народной П., и прежде всего так называемые "эпические формулы" - постоянные эпитеты и др. Эпическая формула - напр., в своей распространенной форме (epitheton ornans) - только подновляет, освежает значение слов, "восстанавливает в сознании его внутреннюю форму", то повторяя ее ("дело делать", "думу думать"), то обозначая ее словом другого корня, но того же значения ("ясная зоря"), Иногда эпитет не имеет никакого отношения к "собственному" значению слова, но присоединяется к нему, чтобы оживить его, сделать конкретнее ("слезы горючие"). В дальнейшем существовании эпитет так срастается со словом, что забывается его значение - и отсюда являются противоречивые сочетания (в сербской народной П. голова непременно русая, и потому герой, убив арапина, отсек ему "русую голову"). Конкретирование (Versinlichung - y Карьера) может достигаться и более сложными средствами: прежде всего - сравнением (см.), где поэт старается сделать образ наглядным посредством другого, более известного для слушателя, более яркого и выразительного. Иногда жажда конкретности мышления у поэта так велика, что он останавливается на объясняющем образе дольше, чем нужно для целей объяснения: tertium comparationis уже исчерпано, а новая картина разрастается; таковы сравнения у Гомера (Одиссея), у Гоголя. Итак, деятельность элементарных поэтических форм шире простого оживления наглядности слова: восстанавливая его значение, мысль вносит в него новое содержание; иносказательный элемент усложняет его, и оно делается не только отражением, но и орудием движения мысли. Этого значения совершенно не имеют "фигуры" речи, вся роль которых заключается в том, что они придают речи выразительность. "Образ, - определяет Готшалль, - вытекает из интуиции поэта, фигура - из его пафоса; это - схема, в которую укладывается готовая мысль". Поэтому место теории фигур - если можно назвать теорией их классификацию - не в поэтике, а в риторике (другие подробности об основных данных, касающихся зарождения и роли элементарных поэтических форм - см. Язык).

Переходим к истории тех трех родов, на которые теория издавна делит П. Благодаря историко-сравнительному методу и общим предпосылкам теории эволюции, вопрос о происхождении и развитии тех сложных литературных форм, которые мы теперь называем поэтическими, в значительной степени выясняется; здесь еще много темных и сложных пунктов, но нет более места тем произвольным утверждениям, которые так смело расточала метафизическая теория литературы. Уже простейшая форма П. - слово - связана неразрывно с элементом музыкальным. Не только на так называемой патогномической ступени образования речи, когда слово почти сливается с междометием, но и в дальнейших стадиях "первые слова, вероятно, выкрикивались или пелись". Со звуковыми выражениями первобытного человека необходимо связана также жестикуляция. Эти три элемента соединяются в том праискусстве, из которого впоследствии выделяются его отдельные виды. В этом эстетическом агрегате членораздельная речь занимает подчас второстепенное место, сменяясь модулированными восклицаниями; образцы песен без слов, П. междометий найдены у разных первобытных народов. Таким образом первая форма П., в которой уже можно замелить зачатки трех ее основных родов - хоровое действие, сопровождаемое танцами. Содержание такого "действия" - факты из повседневной жизни общины, которая является одновременно автором и исполнителем этого произведения, драматического по форме, эпического по содержанию и подчас лирического по настроению. Здесь имеются уже налицо элементы для дальнейшего выделения поэтических родов, соединенных первоначально - как это указал впервые Спенсер - в одном произведении. В последние годы (Grosse, "Anfange der Kunst", 1893) против этой теории первоначального "синкретизма" сделаны замечания, сводящиеся к тому, что и в первобытном поэтическом произведении может перевешивать тот или иной элемент, а в П. культурного склада элементы трех основных поэтических родов бывают смешаны. Эти возражения не устраняют теории, тем более, что она утверждает "не смешение, а отсутствие различия между определенными поэтическими родами, П. и другими искусствами" (Веселовский). Гроссе не соглашается с большинством историков литературы и эстетиков, которые считают драму позднейшей формой П., тогда как на самом деле она - древнейшая. На самом деле примитивное "драматическое действие без драмы" есть драма лишь с формальной точки зрения; оно получает характер драмы лишь впоследствии, с развитием личности. Первобытный человек, можно сказать, подлежит не столько индивидуальной психологии, сколько "психологии групп" (Vö lkerpsychologie). Личность чувствует себя неопределенной частью аморфного, однообразного целого; она живет, действует и мыслит лишь в ненарушимой связи с общиной, миром, землей; вся ее духовная жизнь, вся творческая сила, вся П. запечатлена этим "безразличием коллективизма". При таком складе личности нет места для индивидуальной литературы; в коллективных зрелищах, хоровых, общих танцах, операх-балетах все члены клана "попеременно играют роли то актеров, то зрителей" (Летурно). Сюжеты этих хоровых танцев - сцены мифические, военные, похоронные, брачные и т. п. Роли распределяются между группами хора; у хоровых групп являются запевалы, хореги; действие иногда сосредоточивается на них, на их диалоге, и здесь уже заключены семена будущего развития личного творчества. Из этого чисто эпического материала по поводу ярких событий дня, волнующих общество, выделяются поэтические произведения, проникнутые общим пафосом, а не личным лиризмом обособленного певца; это - так называемая лироэпическая песнь (гомерические гимны, средневековая кантилена, сербские и малорусские исторические песни). Встречаются среди них песни (напр., франдузские chansons d"histoire) с содержанием не из общественной, а и из личной истории; лирическое настроение в них выражено весьма сильно, но не от имени самого певца. Понемногу, однако, деятельное сочувствие к событиям, изображенным в песне, угасает в обществе; она теряет свой волнующий, злободневный характер и передается, как старинное воспоминание. Из уст певца, плачущего вместе со своими слушателями, рассказ переходит в уста эпического сказателя; из лироэпической песни делается былина, над которой уже не плачут. Из бесформенной среды исполнителей выделяются профессиональные носители и исполнители поэтических сказани - певцы, сперва общинные, поющие лишь в кругу своих родичей, потом бродячие, разносящие свои песенные сокровища по чужим людям. Это - mimi, histriones, joculatores в Риме, барды, друиды, филы у кельтов, тулиры, потом скальды в Скандинавии, труверы в Провансе и т. д. Их среда не остается неизменно однообразной: часть их опускается вниз, в площадные шуты, часть поднимается до письменной словесности, не только исполняя старые песни, но и слагая новые; так, в средневековой Германии на улице - шпильманы (Gaukler), при дворах - писцы (Schriber) заменяют старых певцов. Эти хранители эпической традиции знали иногда и по нескольку песен об одних и тех же героях, о тех же событиях; естественна попытка связать разнообразные сказания об одном и том же - сперва механически, при помощи общих мест. Неопределенный материал народных песен консолидируется, группируясь вокруг популярного в народе героя - напр. Сида, Ильи-Муромца. Иногда эпическое творчество, как у нас, и не идет далее этих циклов, сводов; иногда его развитие заканчивается эпопеей. Эпопея стоит на границе между творчеством групповым и личным; подобно иным произведениям искусства, в этот период просонков личности она еще анонимна или носит фиктивное имя автора, не индивидуальна по стилю, но уже "обличает цельность личного замысла и композиции". Условиями появления больших народных эпопей А. Н. Веселовский считает три факта исторической жизни: "личный поэтический акт, без сознания личного творчества; поднятие народно-политического самосознания, требовавшего выражения в П.; непрерывность предыдущего песенного предания, с типами, способными изменяться содержательно, согласно с требованиями общественного роста". Сознание личного почина повело бы к индивидуальной оценке событий и к розни между поэтом и народом, стало быть - к невозможности эпопеи. Как зарождается сознание личного творчества - определить, в общих чертах, трудно; в разных случаях этот вопрос решается различно. Вопрос о появлении поэта неизмеримо труднее вопроса о происхождении П.; до тех пор, пока групповая психология находится в зачаточном состоянии, он вряд ли может быть решен окончательно. Возможно и важно лишь отметить, что, как ни велико различие между безличным творчеством примитивной общины и индивидуальнейшим созданием личного искусства, оно может быть сведено к разнице в степенях одного явления - зависимости всякого поэта от ряда условий, на которые будет указано ниже. С разложением первобытного общинного уклада совпадает новый строй мировоззрения; человек начинает чувствовать себя не "пальцем от ноги" какого-то большого организма, но самодовлеющим целым, личностью. У него есть свои, никем не разделенные горести и радости, препятствия, преодолеть которые никто ему не помогает; общественный строй уже не охватывает всецело его жизни и мысли, и подчас он вступает с ним в конфликт. Мы видели уже лирические элементы в эпосе; теперь эти выражения личной жизни выделяются в самостоятельное целое, в поэтической форме, подготовленной предыдущим развитием. Лирическая песня поется с сопровождением музыкального инструмента; на это указывает сам термин (лирика, от Λίρα). Осложнение общественных форм, приведшее к противопоставлению в сознании личности и общества, вызывает новый взгляд на традицию. Центр тяжести интереса к старинному сказанию переходит от события к человеку, к его внутренней жизни, к его борьбе с другими, к тем трагическим положениям, в которые его ставит противоречие личных побуждений и общественных требований. Так подготавливаются условия для появления драмы. Внешняя структура ее готова - это старинная форма хорового обряда; понемногу вносятся лишь кое-какие изменения - действующие лица резче отграничиваются от хора, диалог становится страстнее, действие оживленнее. Сперва материал черпается только из традиции, из мифа; затем творчество находит поэтическое содержание и вне жизни богов и героев, в быте простых людей. До какой степени редко в начале обращение к вымыслу, видно из того, что в греческой драматической литературе известна всего одна драма, не основанная на эпическом материале. Но переходный момент наступает необходимо с дальнейшим разложением быта, падением национального самосознания, разрывом с историческим прошлым, в его опоэтизированных формах. Поэт уходит в себя и отвечает на изменившиеся духовные запросы окружающей массы новыми образами, подчас прямо противоположными традиции. Типичным образцом этой новой формы является греческая новелла эпохи упадка. Об общественном содержании здесь уже нет речи: предметом повествования являются перипетии личных судеб, обусловленные по преимуществу любовью. Форма тоже ушла от традиции; здесь все личное - и индивидуальный творец, и фабула. Итак, перед нами выделившиеся с достаточной ясностью формы эпоса, лирики, драмы; вместе с тем, перед нами уже иной автор - индивидуальный поэт нового времени, по взгляду старой поэтики подчиняющийся лишь порывам своего вольного вдохновения, творящий из ничего, бесконечно свободный в выборе предмета для своих песнопений. Эта теория, целой пропастью отделяющая былого пассивного выразителя общинной души от нового, личного поэта, отвергнута в значительной степени современной поэтикой. Она указывает на ряд условий, которыми связан в своем творчестве самый великий поэт, самый необузданный фантаст. Уже то, что он пользуется готовым языком, имея лишь ничтожную, сравнительно, возможность модифицировать его, указывает роль обязательных категорий в поэтическом мышлении. Подобно тому, как "говорить, значит примыкать своим индивидуальным мышлением к общему" (Гумбольдт), так и творить - значит считаться в творчестве с обязательными его формами. Безличность эпического поэта оказывается преувеличенной, но еще в большей степени преувеличена свобода личного творца. Он исходит из готового материала и облекает его в ту форму, на которую объявился спрос; он - порождение условий времени. Это особенно ярко выражается в судьбах поэтических сюжетов, которые живут как бы своей собственной жизнью, обновляясь новым содержанием, вложенным в них новым творцом; зародыши некоторых излюбленных сюжетов вполне современных поэтических произведений отыскиваются - благодаря той новой отрасли знания, которая носит название фольклора - в далеком прошлом. "Талантливый поэт может напасть на тот или другой мотив случайно, увлечь к подражанию, создать школу, которая будет идти в его колее. Но если взглянуть на эти явления издали, в исторической перспективе, все мелкие штрихи, мода и школа, и личные течения, стушуются в широком чередовании общественно-поэтических спросов и предложений" (Веселовский). Разница между поэтом и читателем - не в типе, а в степени: процесс поэтического мышления продолжается и в восприятии - и читатель так же перерабатывает готовую схему, как и поэт. Эта схема (сюжет, тип, образ, троп) живет, пока поддается поэтическому обновлению, пока может служить "постоянным сказуемым с переменным подлежащим" - и забывается, когда перестает быть орудием апперцепции, когда теряет силу обобщить, объяснить что-либо из запаса впечатлений. - В таком направлении совершалось до сих пор развитие поэтических родов. Видеть в нем исторический закон, конечно, нет оснований; это - не обязательная формула преемственности, а эмпирическое обобщение. Отдельно прошла эту историю классическая П., отдельно и заново, под двойственным влиянием своих исконных начал и греко-римской традиции, проделал ее европейский Запад, отдельно - славянский мир. Схема была всегда приблизительно та же, но точные и всеобщие народно-психологические предпосылки для нее не определены; при новых условиях общественности могут сложиться иные поэтические формы, предсказать которые, при ваших нынешних знаниях, невозможно. Едва ли, поэтому, могут быть оправданы с научной точки зрения те дедуктивные основы деления поэтических родов, которые издавна предлагает теория в таком разнообразии. Эпос, лирика и драма сменяли друг друга в истории П.; эти три формы без особенных натяжек исчерпывают имеющийся у нас поэтический материал и потому годятся, как дидактический прием, для учебных целей - но никак не следует видеть в них раз навсегда данные формы поэтического творчества. Можно видеть в эпосе преобладание объективных элементов, в лирике - перевес субъективных; но определять драму, как синтез того и другого, уже невозможно, хотя бы потому, что есть иная форма соединения этих элементов, в лироэпической песне. Ни растущий перевес прозаических стихий в языке, ни мощный расцвет науки, ни возможные преобразования общественного уклада не грозят существованию П., хотя могут повлиять решительным образом на ее формы. Роль ее по-прежнему громадна; задача ее аналогична с задачей науки - свести бесконечное разнообразие действительности к возможно меньшему числу обобщений, - но средства ее подчас шире. Ее эмоциональный элемент (см. Эстетика) дает ей возможность влиять там, где сухие формулы науки бессильны. Мало того: не нуждаясь в точных построениях, обобщая в бездоказательном, но убедительном образе бесконечное резнообразие нюансов, ускользающих от Прокрустова ложа логического анализа, П. предвосхищает выводы науки. Порождая общие чувствования, давая наиболее тонкое и в то же время общепонятное выражение душевной жизни, она роднит людей, усложняет их мысль и упрощает их отношения. В этом ее преимущественное значение, в этом причина ее дарственного, среди других искусств, положения. Литературу - см. Поэтика.

Поэзия и проза это два основных типа организации художественной речи, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксическим членением (см. , ).

Прозаическая художественная речь расчленяется на абзацы, периоды, предложения и колоны, присущие и обычной речи, но имеющие определенную упорядоченность; ритм прозы, однако, - сложное и трудноуловимое явление, изученное недостаточно. Первоначально поэзией именовалось искусство слова вообще, поскольку в нем вплоть до Нового времени резко преобладали стихотворные и близкие к ней ритмико-интонационные формы.

Прозой же называли все нехудожественные словесные произведения: философские, научные, публицистические, информационные, ораторские (в России такое словоупотребление господствовало в 18 - начале 19 века).

Поэзия

Искусство слова в собственном смысле (то есть уже отграниченно от фольклора) возникает вначале как поэзия, в стихотворной форме. Стих является неотъемлемой формой основных жанров античности, Средневековья и даже Возрождения и классицизма - эпические поэмы, трагедии, комедии и разные виды лирики. Стихотворная форма, вплоть до создания собственно художественной прозы в Новое время, была уникальным, незаменимым инструментом превращения слова в искусство. Необычная организация речи, присущая стиху, выявляла, удостоверяла особую значимость и специфическую природу высказывания. Она как бы свидетельствовала, что поэтическое высказывание - не просто сообщение или теоретическое суждение, а некое самобытное словесное «деяние».

Поэзия, по сравнению с прозой, обладает повышенной емкостью всех составляющих ее элементов (см. ). Сама стихотворная форма поэтической речи, возникшей как обособление от языка действительности, как бы сигнализирует о «выведении» художественного мира из рамок обыденной достоверности, из рамок прозы (в исконном значении слова), хотя, разумеется, обращение к стиху само по себе не является гарантией «художественности».

Стих всесторонне организует звучащую материю речи, придает ей ритмическую закругленность, завершенность, которые в эстетике прошлого нераздельно связывались с совершенством, красотой. В словесности прошлых эпох стих и выступает как такое «заранее установленное ограничение», которое создает возвышенность и красоту слова.

Необходимость стиха на ранних ступенях развития искусства слова диктовалась, в частности, и тем, что оно изначально существовало как звучащее, произносимое, исполнительское. Даже Г.В.Ф.Гегель еще убежден, что все художественные словесные произведения должны произноситься, петься, декламироваться. В прозе, хотя и слышны живые голоса автора и героев, но слышны они «внутренним» слухом читателя.

Осознание и окончательное утверждение прозы как законной формы искусства слова происходит только в 18 - начале 19 века. В эпоху господства прозы причины, породившие поэзию, теряют свое исключительное значение: искусство слова теперь и без стиха способно созидать подлинно художественный мир, а «эстетика завершенности» перестает быть незыблемым каноном для литературы нового времени.

Поэзия в эпоху прозы

Поэзия в эпоху прозы не отмирает (а в России 1910-х даже вновь выдвигается на авансцену); однако она претерпевает глубокие изменения. В ней ослабевают черты завершенности; отходят на второй план особенно строгие строфические конструкции: сонет, рондо, газель, танка, развиваются более свободные формы ритма - дольник, тактовик, акцентный стих, внедряются разговорные интонации. В новейшей поэзии раскрылись новые содержательные качества и возможности стихотворной формы. В Поэзии 20 века у А.А.Блока, В.В.Маяковского, Р.М.Рильке, П.Валери и др. выступило то усложнение художественного смысла, возможность которого всегда была заложена в природе стихотворной речи.

Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, даваемое стихотворной формой, взаимоотношения ритмического и синтаксического строения - все это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, которых проза, в сущности, лишена.

Многие прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создается главным образом самим взаимодействием стихотворной формы со словами. Неуловимость - в непосредственном словесном содержании - созданного художником особого поэтического мира, его восприятия и видения, остается общим законом как для древней, так и для современной поэзии: «Хотел бы я долгие годы На родине милой прожить, Любить ее светлые воды И темные воды любить» (Вл. Н. Соколов).

Специфическое, нередко необъяснимое воздействие на читателя поэзией, позволяющее говорить о ее тайне, во многом определяется этой неуловимостью художественного смысла. Поэзия способна так воссоздавать живой поэтический голос и личную интонацию автора, что они «опредмечиваются» в самом построении стиха - в ритмическом движении и его «изгибах», рисунке фразовых ударений, слово-разделов, пауз и пр. Вполне закономерно, что поэзия Нового времени - прежде всего лирическая.

В современной лирике стих осуществляет двоякую задачу. В соответствии со своей извечной ролью он возводит некоторое сообщение о реальном жизненном опыте автора в сферу искусства, то-есть превращает эмпирический факт в факт художественный; и вместе с тем именно стих позволяет воссоздать в лирической интонации непосредственную правду личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта.

Проза

Вплоть до Нового времени проза развивается на периферии искусства слова, оформляя смешанные, полухудожественные явления письменности (исторические хроники, философские диалоги, мемуары, проповеди, религиозные сочинения и т.п.) или «низкие» жанры (фарсы, мимы и другие виды сатиры).

Проза в собственном смысле, складывающаяся начиная с эпохи Возрождения , принципиально отличается от всех тех предшествующих явлений слова, которые так или иначе выпадают из системы стихотворчества. Современная проза, у истоков которой находится итальянская новелла Возрождения, творчество М.Сервантеса, Д.Дефо, А.Прево, сознательно отграничивается, отталкивается от стиха как полноценная, суверенная форма искусства слова. Существенно, что современная проза - письменное (точнее, печатное) явление, в отличие от ранних форм поэзии и самой прозы, исходивших из устного бытования речи.

При своем зарождении прозаическая речь стремилась, как и стихотворная, к подчеркнутой выделенности из обычной разговорной речи, к стилистической украшенности. И только с утверждением реалистического искусства, тяготеющего к «формам самой жизни», такие свойства прозы, как «естественность», «простота», становятся эстетическими критериями, следовать которым не менее трудно, чем при создании сложнейших форм поэтической речи (Ги де Мопассан, Н.В.Гоголь, А.П.Чехов). Простота прозы, таким образом, не только генетически, но и с точки зрения типологической иерархии не предшествует, как это принято было думать, поэтической сложности, а является позднейшей сознательной реакцией на нее.

Вообще становление и развитие прозы происходит в постоянной соотнесенности с прозой (в частности, в сближении одних и отталкивании других жанров и форм). Так, жизненная достоверность, «обыкновенность» языка и стиля прозы, вплоть до введения просторечий, прозаизмов и диалектизмов, до сих пор воспринимаются как художественно значимые именно на фоне высокого поэтического слова.

Изучение природы художественной прозы

Изучение природы художественной прозы началось лишь в 19 и развернулось в 20 веке. В общих чертах выявлены некоторые существенные принципы, отличающие прозаические слово от поэтического. Слово в прозе имеет-сравнительно с поэтическим - принципиально изобразительный характер; оно в меньшей степени сосредоточивает внимание на себе самом, между тем в ней, особенно лирической, нельзя отвлечься от слов. Слово в прозе непосредственно разворачивает перед нами сюжет (всю последовательность отдельных действий, движений, из которых и создаются характеры и художественный мир романа или рассказа в целом). В прозе слово становится предметом изображения, как «чужое», в принципе не совпадающее с авторским. Для нее характерно единое авторское слово и слово персонажа, однотипное с авторским;

Поэзия монологична. Между тем проза по преимуществу диалогична, она вбирает в себя многообразные, несовместимые друг с другом «голоса»(см.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского). В художественной прозе сложное взаимодействие «голосов» автора, рассказчика, персонажей нередко наделяет слово «разнонаправленностью», многозначностью, которая по природе своей отличается от многосмысленности поэтического слова. Проза, как и поэзия, преображает реальные объекты и создает свой художественный мир, но делает это прежде всего путем особого взаимоположения предметов и действий, стремясь к индивидуализированной конкретности обозначаемого смысла.

Формы между поэзией и прозой

Существуют промежуточные формы между поэзией и прозой : стихотворение в прозе - форма, близкая к лирической поэзии по стилистическим, тематическим и композиционным (но не метрическим) признакам; с другой стороны - ритмическая проза, близкая к стиху именно по метрическим признакам. Иногда поэзия и проза взаимопроникают друг в друга (см. ) или включают в себя куски «инородного» текста-соответственно прозаического или стихотворного, от имени автора или героя. История становления и смены прозаических стилей, ритм прозы, ее специфическая изобразительная природа и высвобождение художественной энергии в результате столкновения различных речевых планов - кардинальные моменты в создании научной теории прозы.

Слово поэзия произошло от греческого poiesis, от poieo, что в переводе означаю - делаю, творю;

Слово проза произошло от латинского prosa (oratio), что в переводе означает - прямая, простая речь.

Поэзия - это мелодия души. Само слово «поэзия» звучит как музыка. Что оно несет в себе - умиротворенность, или призыв к действию? Поэзия - это творчество, идущее не из ума или сердца, а из самых глубин внутреннего мира человека. Одни поэты годами ждут вдохновения, а другие не в силах остановить поток своих мыслей, выливающихся в слова и рифмы. Одни старательно соблюдают все правила стихосложения, свято чтят ритмику, а шедевр не получается. Другие могут пренебречь всеми канонами и войти в историю. Одни следуют моде, пишут на злободневные или выгодные темы, другие же остаются верными самим себе, даже если их слово не принесет им успеха, а стих останется мемориалом прожитому дню. В творчестве не должно быть условностей, рамок, нельзя творить под заказ, ради денег и славы. Вечным становится лишь свободное слово, и история знает немало тому подтверждений.

Народная поэзия

Искренняя, чистая, незамысловатая народная поэзия - это богатство и гордость каждого народа. Без маминой колыбельной и задорных потешек не растут счастливые дети. Без пословиц и поговорок не делается работа, без частушек не гуляются свадьбы, без песни не идут в бой. А основа всему - поэзия! Сколько стихотворений народных поэтов становились литературным достоянием! Сколько текстов выливались в песни и разлетались по странам и весям. Русская поэзия - живое тому подтверждение. Не зная ее, нельзя понять широкую русскую душу и простого человека, обратиться к его истокам. Народное слово не теряет своей актуальности ни на миг, даже если кажется, что оно давно пылится на антресолях жизни.

Классика

Классика - это не сборник законов, общепринятых в поэзии норм и правил. Это творения, проверенные временем и актуальные каждый день и час, понятные представителям разных поколений, независимо от воспитания, вероисповедания или мировоззрения. Классика - это не просто образец, Ее невозможно повторить. Можно лишь создать новый ее виток и попытаться описать родную природу лучше Тютчева и Фета, показать душу человека лучше, чем Есенин и Вознесенский, понять женщину лучше, чем Цветаева и Ахматова. Если тема поэзии - сама жизнь, то она обязательно подскажет, какие эпитеты и метафоры подойдут наилучшим образом и станут для следующих поколений.

Оригинальная поэзия

Очень часто определить автора произведения помогает лишь взгляд на плод его работы. Первым, конечно же, приходит на ум Владимир Маяковский. Не всем понятный, далеко не простой, резкий и лаконичный, он смог создать такой рисунок своих стихотворений, который никогда не повторяется дважды, но и абсолютно ясно дает понять, кто автор. Можно долго спорить о том, нравится Маяковский современному читателю или нет, но совершенно точно одно - он был оригинален. По-своему уникальны и такие классики, как и Александр Сумароков, которые работали в жанре визуальной или фигурной поэзии. Мировая литература - это уникальная коллекция авторов, каждый из которых стремился к оригинальности, делая свое поэтическое слово прекрасным во всех проявлениях и неподражаемым не только по содержанию, а и по своей форме.

Современность

Время очень скоротечно, поэтому и понятие современности очень размыто по своему хронотопу. Еще недавно современными авторами считались Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Роберт Рождественский, А сейчас это Александр Кабанов, Сергей Гандлевский и Вера Полозкова. Многие имена еще малоизвестны, так как современная русская поэзия формируется ежечасно, ежеминутно. Большинству обрести популярность и дойти до читателя помогает Всемирная паутина, социальные сети и, конечно, литературные издания. Слово молодых поэтов может быть не так высокохудожественно, как у классиков, зато оно отражает бешеный ритм жизненной круговерти, в которой люди стараются быстро взрослеть, быстро жить, быстро любить.

Поэзия обывателей

Говоря о поэтическом слове, нельзя не упомянуть о так называемой обывательской поэзии. Дар складывать слова в строфы и думать в рифму есть у многих, но не все могут поверить в себя и начать нести свой талант в массы. Миллионы произведений пылятся на полках, в ящиках письменного стола или старых тетрадках. Есть шанс, что когда-то они будут опубликованы и признаны, а возможно, так навсегда и останутся известными только их автору. Кто-то пишет о любви, а другие сочиняют поздравительные тексты к праздникам. Одни разрабатывают рекламные слоганы, вторые же кладут слова на музыку и дарят миру песни. Но в глубине своей души никогда не перестают быть поэтами.

Поэзия - это не просто слова, это целый мир. Для кого-то он открывается в минуты радости и счастья, а иные изливают душу только в моменты душевных терзаний. В любом случае поэзия помогает выразить автору свои чувства и эмоции. Поэт и поэзия связаны, как мать и дитя, невидимой нитью, одной и на всю жизнь, разорвать которую не под силу никаким обстоятельствам.