Сочинение Чехов А.П. Почему доктор Старцев становится обывателем Ионычем? Как доктор старцев превратился в ионыча

Берегите в себе человека.

А. Чехов

В рассказе «Ионыч» Чехов нарисовал драму крушения человеческой личности, ярко показал убийственную опас-ность примирения с существующим строем, подчинения господствующим нравам и принятой морали.

Знакомство с жизнью города С., где происходят собы-тия, Чехов начинает с представления нам «самой обра-зованной и талантливой семьи» Туркиных. Глава семей-ства — Иван Петрович — любил устраивать спектакли, в которых сам и играл, его жена Вера Иосифовна писала романы, а дочь Екатерина Ивановна, или Котик, как ее называли в семье, играла на фортепиано. Жизнь в городе в целом скучна и однообразна, и даже представители этого «талантливого» семейства в конечном счете оказы-ваются довольно бездарными, такими же скучными и достаточно недалекими. А восприятие их Старцевым в первый вечер знакомства было своего рода зеркалом его самого, молодого, доброжелательного, еще наивного земс-кого врача, изрядно соскучившегося в своей глуши по хорошему обществу. Поэтому весь вечер доктор воспри-нимал как праздник, и все ему казалось «так приятно, так ново».

Чрезвычайно довольный новым знакомством, доктор Старцев вновь возвращается к своей работе. Он занимает-ся любимым делом и полон желания трудиться на благо общества. Но дело в том, что общество это имеет интересы довольно мелкие, а жизнь ведет праздную и легкомыслен-ную, пустую. С такими людьми хорошо играть в карты или обедать, но ни в коем случае нельзя разговаривать о науке, искусстве, политике (что всегда интересовало докто-ра) — вас просто не поймут или обидятся.

И мы видим, что очень постепенно, но неуклонно Старцева стала засасывать эта трясина. Вот по проше-ствии длительного времени он снова попадает к Туркиным, и в его сердце просыпается любовь к молоденькой Екатерине Ивановне. Но рядом с мечтами о будущем его постоянно мучает вопрос: «К лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку... делать глупость? К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?» И эта опасливая оглядка, а позже и неожидан-но расчетливые мысли («А приданого они дадут, должно быть, немало....») заметно перебивают лирическое настро-ение влюбленного.

Несмотря на мечты и надежды, доктор получил отказ от самой девушки. О, как он переживал и мучился — це-лых три дня!

Постепенно Старцев все больше погружается в трясину обывательского существования. При мысли о прежней сво-ей любви он уже испытывает облегчение, что все так «бла-гополучно» закончилось, а после - вовсе забывает.

Если первое время Старцев работал вдохновенно, тща-тельно, «с любовью», то дальше, с появлением большой практики, он начинает принимать больных поспешно. В конце же знаменитый доктор приобрел практику просто огромную, у него «уже есть два имения и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее...»

Постепенно растворяется та грань, которая отделяет доктора от бездумного обывательского общества. Он ста-новится «своим» этим людям, и они все чаще называют его по-простому, без должного уважения — Ионычем. Всем в городе становятся знакомы его привычки и капризы, к которым относятся с пониманием, а Ионыч, в свою очередь, охотно играет вечерами в карты, и никакое искусство или наука его больше не волнуют и не интересуют. У доктора появилась новая забава — считать деньги, полученные от больных, и прятать их в банк.

Прошло несколько лет, он снова попадает к Туркиным. «А хорошо, что я на ней не женился», — думает Ионыч про Екатерину Ивановну. Он замечает значитель-ные перемены в девушке, она повзрослела, самостоятель-ная жизнь в незнакомом городе многому ее научила. Но доктора уже не могут тронуть ничьи чувства, он способен лишь брюзжать и раздражаться. Даже та искра, «затеп-лившийся огонек», который девушке удалось разжечь в его душе, быстро гаснет при воспоминании «про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием». Материал с сайта

Все, что было в нем страстного, живого, способного к любви и самозабвению, угасло, теперь ему все безразлич-но. Он так и остался одиноким, «живется ему скучно, ничто его не интересует». Только и осталось ему играть в винт по вечерам, а после — ужинать одному за боль-шим столом. Сердце у него очерствело, он груб и безду-шен с пациентами. «Пухлый, красный» Ионыч теперь мало похож на человека, он больше напоминает язычес-кого бога.

С неотразимой убедительностью Чехов сумел показать нам процесс деградации человека, поддавшегося обезду-шивающему влиянию чудовищной окружающей среды, его духовное обнищание. Самое страшное в этом то, что сам человек не замечает трагедии, драмы, которая разыгрыва-ется у него внутри, поскольку стремление к покою и сыто-сти очень медленно, но неумолимо убивает его мечты и надежды, иссушает ум и оглупляет сердце. И очень пе-чально то, что никто и ничто уже не сможет разбудить в Ионыче доктора Старцева...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мечты доктора старцева и их крушение
  • пачему и как доктор старцев стал ионычем
  • почему ионыч стал ю деградировать
  • почему доктор старцев стал ионычем
  • в рассказе ионыч чехов нарисовал драму

Почему доктор Старцев стал Ионычем? А. П. Чехов с поразительной художественной силой вскрывал «пошлость пошлого человека», в каких бы формах она ни проявлялась. Особенно страстно он обрушивался на эту пошлость в быту и настроениях интеллигенции.

Тема рассказа «Ионыч» - изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет силы ей противодействовать. Рассказ «Ионыч» - это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя.

События происходят в губернском городе С. Чтобы познакомить читателя со здешней жизнью, Чехов вводит своего героя в семью Туркиных - «самую образованную и талантливую» во всем городе, по мнению местных жителей. Постепенно узнавая членов этой семьи, читатель понимает, как они в действительности бездарны и скучны. Глава семьи, Иван Петрович, - обычный болтун, жена его, Вера Иосифовна, пишет скучные, глупые романы, дочь Екатерина Ивановна (Котик) - посредственная пианистка.

Читатель начинает понимать, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город?

Вначале перед нами живой, энергичный, молодой земский врач. Он много работает и полон желания трудиться для общества. Старцев пытается войти в жизнь горожан, найти у них отклик на свои собственные мысли и чувства. Но скоро он понимает, что с ними хорошо играть в карты или закусывать, но стоит только заговорить о чем-нибудь несъедобном, как они становятся в тупик. Чтобы чувствовать себя с ними комфортно, нужно оказаться в их футляре, откуда выхода уже не будет.

Вот в эту жизнь погружается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, сын дьячка, он увлечен работой настолько, что не имеет свободного времени даже в праздники. Его интересуют литература и искусство. Перед нами человек, не лишенный серьезных интересов и благородных стремлений. Что же с ним произошло?

Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Победило стремление к сытости и покою. Это и стало причиной его нравственного падения. Даже возникшая любовь к Котику пугает его: «К чему поведет этот роман?», «что скажут товарищи, когда узнают?» Получив отказ, он страдал…ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Окружающая среда неумолимо засасывала Старцева. Постепенно горожане начинают звать его просто Ионычем, как своего близкого. Теперь он словно бы их родственник, потому что врос в окружающее, стал его частицей. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С.

Даже следующая встреча с Екатериной Ивановной не может вернуть его в прошлое. В душе Ионыча лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья. Но тут же Старцев вспомнил про бумажки, которые с таким удовольствием он по вечерам вынимал из карманов, и огонек в душе погас. Ему уже не жаль было молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я на ней не женился», - подумал он.

В последней главе мы видим, как Ионыч совсем теряет человеческий облик: когда он, «пухлый, красный», сидит на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог». Жизнь «без впечатлений, без мыслей» берет свое. Теперешний идеал Старцева - лишь обеспеченность и покой. Черствый врач, не желающий потерять ни одной лишней минуты на разговоры с пациентами, он груб с ними и абсолютно бездушен.

Чехов написал историю тяжелой социальной болезни новой формы, подстерегающей человека и сегодня, - историю духовной деградации, измены прежним убеждениям, идеалам юности.

Своим рассказом А. П. Чехов призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви, беречь в себе человека!Ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!

Для всей русской литературы характерно обращение к нравственным проблемам. В центре ее внимания всегда находились вечные проблемы: добра и зла, поисков смысла жизни, влияния окружающей среды на личность человека и другие.

В произведениях Чехова наиболее ярко отражен процесс изменения человечес-кой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвы-шенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу обще-ства! Но проходят годы, и часто человек забывает о них, желая только покоя и сы-той, обеспеченной жизни. Причины этой социальной болезни Чехов показал в рас-сказе «Ионыч».

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Он ра-ботает в Деляже, который расположен в де-вяти верстах от города. Старцев всеми си-лами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он забывает о себе. Но постепенно все меняется. В другом рас-сказе Чехов высказал очень верную мысль о том, что чаще всего довольно быстро чер-ствеют учителя и врачи.

Однообразные будни, наполненные бес-конечными приемами больных, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному че-ловеку, почаще бывать в городе, запи-саться в клуб, вход куда доступен только избранным. Его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов сатирически изображает эту «та-лантливость»: плоские остроты главы се-мейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери. Но все-таки после больницы, гряз-ных мужиков Старцеву приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Доктор все чаще и чаще наведыва-ется в этот гостеприимный дом. Он полю-бил дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему, солидному человеку, неприлично таскать-ся по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, и тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. В конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незамет-но для него, овладевает трезвый расчет, он думает: «А приданого они, должно быть, дадут немало». Получив отказ, доктор пе-реживает не слишком долго. Ему было все-го лишь «немного стыдно», что все так глу-по и пошло кончилось.

Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая его не-людимость. Старцев редко с кем разгова-ривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что не встречал понима-ния ни в ком. Когда Старцев пытался гово-рить о пользе труда, то каждый чувствовал упрек себе. Обыватели города ровным сче-том ничего не делали, тратили время на карты, бессмысленные визиты.

Уезжает из города Котик. Старцев рав-нодушно узнает об этой потере, вспоми-ная только одно: «Сколько хлопот, одна-ко». С этого времени Дмитрий теряет ин-терес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит считать деньги, ко-торые заработал за день. У него появля-ются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не стремится помочь ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных. В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым прини-мая его в свою среду.

Чехов, показывая семью Туркиных, как бы предлагает нам сделать вывод: «Ес-ли самая талантливая семья в городе так бездарна и глупа, то каковы же ос-тальные?»

Чехов нас предупреждает: «Не подда-вайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в се-бе человека». Процесс духовного умира-ния Старцева тем тягостнее, что он впол-не осознает, в какое мерзкое болото по-гружается, но не пытается бороться. Он мирится с окружающей его пошлостью. Даже воспоминания о любви не могут воз-родить душу Старцева. Котик, вернув-шись, видит, как он изменился, но ей хо-чется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же ус-тало думает: «Хорошо, что я на ней не же-нился». Ему уже не нравится и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней — дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто не может вывести его из ду-ховной спячки. А Ионычу не жаль молодо-сти, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, о которой давно знала русская литература. Имя этой болезни — духовная деградация личнос-ти. Как опытный врач, Старцев мог бы по-ставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной дейст-вительности, не раз в своих рассказах по-вторял: «Нет ничего тоскливее, оскорби-тельнее пошлости человеческого сущест-вования».

Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») 1. Картины мещанского быта. 2. Надежды и стремления молодого Старцева. 3. Пустота жизни Ионыча. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» показывает нам картину типичного мещанского быта. Писатель ничего не придумывает и не приукрашивает, он изображает ту действительность, которая нами хорошо узнаваема. Действительно, несмотря на то Антон Павлович Чехов жил не в нашем столетии, мир, показанный им в повестях и рассказах, в общем - то мало отличается от нашей действительности. Пусть развивается прогресс и наука идет вперед, но жизнь простого обывателя, этого пресловутого «маленького человека», не слишком-то меняется. Жизнь семьи Туркиных в рассказе «Ионыч» проста и незатейлива. Каждый занят чем-то таким, что приносит ему радость и удовлетворение. В маленьком городке жизнь скучна и уныла. На фоне местных жителей Туркины выглядят людьми образованными и интересными. По крайней мере, именно так думает о них молодой Дмитрий Старцев, только что прибывший в город. С одной стороны, семья Туркиных является олицетворением мещанства и пошлости. Они стараются казаться образованными и интеллигентными. На самом же деле это только миф, пристальный взгляд позволяет нам лучше понять всю сущность этих якобы образованных и интересных людей. Романы, которые пишет Вера Иосифовна, на редкость глупы. Она бездарна, но сама того не понимает. Дочка Тур - киных, Катя, считает себя талантливым музыкантом. Она уверена, что музыка - это ее призвание. На самом деле играет Екатерина Ивановна посредственно. У нее нет ни таланта, ни способностей. Тем не менее она упорно не желает этого осознавать. Дмитрий Старцев познакомился с Екатериной Туркиной, когда девушка была еще в самом расцвете своей юности. Катя мало разбиралась в жизни, однако ее не устраивало то, как живут ее собственные родители. Девушка мечтала о чем-то лучшем, именно это она и имела в виду, когда говорила о том, что «пустая, бесполезная жизнь» не для нее. Чехов не случайно знакомит молодого доктора Старцева с Туркиными. Безусловно, в городе много людей. Но мы знаем только о семье Туркиных. Они как бы олицетворяют ту мещанскую среду, которой уподобляется впоследствии доктор Старцев. Но на мой субъективный взгляд, семью Туркиных Чехов изображает не только и не столько для того, чтобы подчеркнуть всю убогость и серость местных жителей. Ведь можно так же сказать, что Туркины по-своему сопротивляются этой убогой и серой жизни. Они стараются украсить свое существование, пусть их попытки бесполезны. Поначалу Дмитрий Ионыч очарован семьей Туркиных. Он влюбляется в Катю. Но получает отказ. Екатерина не желает связывать себя узами брака именно потому, что не хочет повторения судьбы своих родителей. У девушки есть сокровенные надежды и желания, отказаться от которых она не в силах. Екатерина уверена, что если выйдет замуж за Старцева, то ничего хорошего в ее жизни уж точно не будет. Конечно, Екатерина Туркина не слишком далеко ушла от своих родителей, если судить по ее способностям. Она уверена в том, что ее призвание - музыка, но сама не обладает значимым талантом. С другой стороны, само желание девушки хоть как-то изменить свою судьбу, на мой взгляд, заслуживает уважения. Старцев был расстроен из-за того, что отказала ему. Но особой любви к Екатерине у него не было, поэтому он достаточно быстро позабыл об этом досадном эпизоде. Следующая встреча состоялась через несколько лет. И теперь Старцев испытывал только радость оттого, что женитьба не состоялась. «Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился». Заслуживают самого пристального внимания изменения, происшедшие с доктором Старцевым. Когда мы только знакомимся с ним, он полон надежд и сил, мир для него кажется ярким и интересным. Но со временем все чувства остывают, и Дмитрий Ионыч беспокоится только о своей наживе. У Ионыча нет в жизни ничего, что могло бы его увлечь и согреть. Духовная деградация Ионыча происходит очень быстро. Он меняется даже внешне, становится толстым и неуклюжим. Почему доктор Старцев стал Ионычем? Виновата ли среда в этом? С одной стороны, безусловно, виновата. Сразу после приезда в маленький городок Старцев оказывается в среде унылой, скучной и неинтересной. Сам он пока еще был полон сил, надежд, энергии. Но всем самым лучшим помыслам не суждено было осуществиться. На мой взгляд, недостаточно обвиня
ть среду в том, что Старцев превратился в Ионыча. Безусловно, мещанская среда оказывает влияние на человека. Но ведь мы видим, что Ионыч с самого начала не делал ни малейшей попытки хоть как-то изменить свою жизнь. Мы видим, что все члены семьи Туркиных не блещут умом и талантом. Однако так или иначе они хоть как-то пытаются украсить свое серое существование. На мой взгляд, и Иван Петрович, и Вера Иосифовна, и, тем более, Екатерина Ивановна, кажутся вполне нормальными и даже симпатичными людьми в отличие от Ионыча, который так быстро деградирует. Заслуживает внимание, что именно Ионыч, в отличие от других жителей городка, мог вырваться из затягивающей, словно болото, мещанской среды. Ведь в самом начале доктор Старцев горел желанием помогать другим. Профессия врача намного более полезна, чем масса других профессий. И поэтому Ионыч мог бы посвятить свою жизнь людям, тогда в его жизни был бы смысл. Однако он этого не сделал. Единственное, что стало заботить Ионыча - это погоня за наживой, причем постоянная. Надо ли удивляться в том, что произошла духовная деградация этого человека. В жизни человека обязательно должно быть что-то волнующее, прекрасное. В противном случае жизнь превращается в тягостное существование и теряет свой смысл. Если внимательно присмотреться к Туркиным, то становится ясно: в их жизни есть стремление к чему-то, что выходит за рамки обыденного. Конечно, ничего значительного и полезного они не совершают. К тому же они лишены каких-то способностей и талантов. Однако бездарные романы Веры Иосифовны делают ее жизнь интереснее. Увлечение музыкой Екатерины Ивановны так же наполняет ее жизнь смыслом. Когда Ионыч после долгого перерыва снова оказывается у Туркиных, то думает об очередном романе Веры Иосифовны: «Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого». Конечно, он прав, если смотреть на вещи с точки зрения наличия или отсутствия таланта. Однако чем сам Ионыч лучше Веры Иосифовны? Что делает полезного лично он? Ничего. Так какое же он имеет право осуждать других... Если говорить о Вере Иосифовне, то она пишет «о том, чего никогда не бывает в жизни». Писательство для нее - возможность уйти от серой действительности, почувствовать себя хоть немного счастливее. Если говорить о Екатерине Ивановне, то в начале повествования мы видим ее юной, наивной и восторженной девушкой. Потом Екатерина взрослеет, расстается с юношескими мечтаниями. Однако и теперь в ней есть наивность. Иначе она бы лучше разбиралась в людях. Екатерина Ивановна теперь считает Ионыча особенным человеком. «Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни», - говорит Екатерина Ионычу. Но, если вдуматься, что в нем хорошего? Разве он горит желанием помогать другим, разве он беспокоится о больных? Нет, ничего подобного. Мы видим истинную сущность Ионыча, видим, что его жизнь - это тягостное беспросветное существование. Больные интересуют Ионыча только по той простой причине, что от них зависит его прибыль. Ионыч сам признает, что его жизнь пуста. Вот как он отзывается об этом: «Вы тут спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» Ионыч живет без любви, радости. Когда-то он был влюблен в Екатерину Ивановну. Но потом ни одна женщина не вызвала в нем нежных чувств. Следующая встреча с Екатериной не вызвала в нем ровным счетом никаких эмоций. Душа Ионыча очерствела. Его ничего теперь не радует и не интересует. Единственной радостью Ионыча является возможность посчитывать деньги. На мой взгляд, духовная деградация Ионыча неизбежна. Ведь даже в молодости, сразу после того, как он влюбился в Екатерину Ивановну, Старцев думал о возможном приданом. О чем тут можно говорить? О том, что Старцев всегда был человеком эгоистичным и равнодушным. Поэтому он так легко превратился в пошлого обывателя.

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена, Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.
  3. Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
  • Идея

    Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

    Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

    Критика

    Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

    На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.

    Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

    Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!