Cочинение «Анализ текста повести «Очарованный странник. Анализ произведения очарованный странник лескова О чем произведение очарованный странник

Рецензия на произведение Н. Лескова «Очарованный странник», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015».

Мы стали забывать имена и книги великих русских писателей. И среди них практически забыт – Николай Семенович Лесков. У этого автора очень не просто складывалась жизнь и творческий путь. Его долгое время не принимали в литературном мире, отказывались печатать его произведения, а зачастую просто заставляли переписывать концовку. Так, до нас не дошел первоначальный вариант книги «Запечатленный ангел», а так хотелось бы узнать настоящую задумку автора, а не поучительный итог.

Но, сейчас не об этом. В своём творчестве Лесков обращается к русской душе и духовному началу. И особенно ярко эта тематика раскрыта в «Очарованном страннике». Перед читателем открывается душа простого русского мужика, который всю жизнь пытается найти своё место. В этой книге не будет утончённой возвышенности духовных чувств, а реалии мира и жизни, с которыми сталкивается главный герой.

Скажу, что всё повествование ведется от лица главного героя, который неспешно рассказывает историю своей нелегкой жизни. Он не притворяется и не преувеличивает, а говорит так как жил и чувствовал. В историях из его жизни раскрывается душа. Он идёт по своему пути, который заводит его иногда в непролазные дебри, а иногда выводит на светлую поляну.

Это не просто история о путешествии, это история о поиске своего мечта в мире духовном. И тем удивительнее, что душа, мечась в темноте и натыкаясь на препятствия, находит в себе силы отыскать свет. Но до этого света ещё надо дойти.

Перед нами русская душа, которая нелогична и непоследовательна в своих действиях, а чаще всего просто непредсказуема. И все поступки героя объяснить невозможно, ведь душа наша потемки, в который мы и сами часто плутаем. Но, чтобы не происходила, всегда есть свет, который выведет на правильную дорогу. Николай Лесков, как никто другой из писателей, смог понять и рассказать о русской душе. Он видел то, что многие просто не принимали в расчет, а именно — Веру. Русский народ всегда Верил. У кого вера была истинной, а кто-то верил, потому что все верят. Наша душа всегда открыта для чуда и всегда ищет что-то невозможное и нереальное.

«Очарованный странник» проникает глубоко в подсознание и ты начинаешь задумываться о своей жизни и своих поступках, начинаешь понемногу понимать жизнь и видеть всё в иных красках. И во многом это происходит не только из-за главного героя, а из-за того удивительно и точного языка, которым пишет Николай Лесков.

Это просто непередаваемое ощущение старины, легкое и тягучее, которое затягивает с голов. Прекрасные слова и обороты, которые давно стали архаичными, но без которых просто не будет того глубинного понимания жизни. Удивительная легкость слога, который позволяет не просто читать страницу за станицей, а проживать жизнь вместе с героем, вместе с ним искать своё место в жизни.

Книга не проста для понимания. Её мало просто прочесть – нужно пережить, пропустить всё через себя. И тогда «Очарованный странник» станет больше чем просто произведением русской литературы.

Мой рассказ получился немного сумбурным, но по-другому об этой книге просто невозможно говорить. Очень надеюсь, что книга вас заинтересовала, и вы решитесь её прочесть. И очень большая просьба, не откладывайте книгу из-за некоторых неприятных эпизодов из жизни Ивана Флягина. Он простой русский мужик, который живет так, как умеет и как чувствует. Никто из нас не безгрешен, у каждого есть неприятные моменты в жизни, но эта наша жизнь и наша история. Так и не судите Ивана Северьяныча, который перед вами открывает свою душу.

Произведения Лескова производят неизгладимое впечатление на человека. Со школьной скамьи каждый знаком с несколькими его работами. Одним из таких является повесть «Очарованный странник», которое признано одним из самых знаменитых его произведений.

Лесков создавал повесть с 1872 по 1873 год. Задумка пришла автору во время путешествия по Карелии. По местным водам он отправился на остров Валаам к монахам. Именно там создавалось произведение и через год было готово к печати с названием «Черноземный Тельмак». Тогда Лескова отказали, объясняя крайне не интересным сюжетом и недоработанностью. Тогда Лесков обратился в другой журнал, где его согласились опубликовать.

Название «Очарованный странник» несёт в себе мысль путешествия главного героя в поисках собственной души, развития. Он странствует как по ладожскому озеру, так и по своему внутреннему миру. Странник стремится познать свое предназначение, а самое главное – своего места на земле и жизни. Обо всем этом говорит второе слово в названии, а первое указывает на способность сердца героя очаровывать я своей страной, природой, способность любить и ценить окружающую среду. Часто в повести автор использует словосочетание «колдовские чары» - это значит, что герой будто не сам совершает различные действия, а под влиянием чего-то высшего.

В произведении 20 глав, но они не представляют собой единую композицию. Они словно расположены хаотично, как шло вдохновение автора. Можно сказать, что это череда случайных событий. Флягин много рассказывает о своей жизни, и она такая же сумбурный и хаотичная. Неслучайно в повести имеется целый цикл легенд, ведь в повести заложена биография одного из святых, чья жизнь была наполнена божественными знаками. Это видно по рассказу о детстве странника, где бог свыше указывает ему на путь судьбы, а во взрослая жизнь переполнена аллегорией и высоким смыслом. Кульминацией всего произведения является искушение главного героя бесами, с которыми он справляется с помощью веры в Бога.

Таким образом, мы видим, как много заложено в повести Лескова. Не сразу удалось заметить ценность произведения, но оно все равно вышло в свет и смогло наставить на истинный путь многих читателей. Ведь это очень важно в современном мире.

Вариант 2

Автором произведения "Очарованный странник" является Н.С. Лесков. Именно во время путешествия по Ладожскому озеру появилась задумка создания повести. Писал повесть Лесков на одном дыхании. Меньше года ушло на это творение.

Главным действующим персонажем повести является выходец из простого народа - Иван Флягин. Родился он в семье дворовой челяди. Как-то, из-за забавы, он избил монаха до смерти. После этого покойный начинает преследовать Ваню, являясь ему во снах, и, предрекая в далёком будущем службу богу.

В скором времени Иван покидает дом хозяина, прихватив с собой верёвку и коня. Понимая своё никчемное существование, он решает повеситься. Но осуществить свой план ему так и не удается. Спасает его цыган, перерезав верёвку.

После долгих скитаний по незнакомым землям, герой попадает к татарам. Недолго думая, он становится участником местного обычая, смысл которого заключался в следующем – двое садились напротив друг друга и начинали бить соперника плетями. Тот, кто продержится дольше, в качестве выигрыша забирал себе коня. Иван воодушевлено борется с соперником, желая получить чудного коня. Но он перестарался, и ненароком насмерть забил противника. За этот опрометчивый поступок, татары калечат ему ноги. С этих пор он начинает прислуживать им.

Волей случая в татарское поселение приезжают приезжие. Воспользовавшись случаем, Ивану удаётся сбежать. Долго странствуя, он добирается до Астрахани. Но оттуда его ссылают обратно к бывшему хозяину. Тут он начинает присматривать за его лошадьми. В округе за Ивана распространяется слух, как о волшебнике, так как он безошибочно, с первого взгляда, мог определить хорошего коня. Вскоре, об этом узнаёт местный князь. Он желает воспользоваться его знаниями и берёт Ивана на должность конэсера.

Значимым моментом в жизни главного героя становится знакомство в трактире с красавицей-цыганкой Грушенькой, Несмотря на то, что она приходилась любовницей князю, молодые люди влюбляются друг в друга. Князь заготовил девушке страшную судьбу. Вскоре он должен был жениться, а Грушу, как уже неугодную, задумал отправить в пчелиный лес на верную погибель. Цыганка сбегает с княжеского двора и приходит к Ивану со страшной просьбой – она просит утопить её, так как другого выхода у неё нет. С долгими раздумьями он совершает этот ужасный поступок. Теперь, оставшись совсем один, Ваня решает уйти на войну, где, по его мнению, и закончит свою жизнь, погибнув от рук врага.

На поле битвы Ивану так и не удаётся найти смерть. Вернувшись с войны, он пробует сначала себя в качестве рабочего в адресном столе, а затем – артиста, но и тут не находит себя. Отчаявшись во всём, он уходит в монастырь. Именно в этом месте главный герой обретает покой, понимая, что принял единственное правильное решение за всю свою долгую жизнь.

В "Очарованном страннике" Лесков показал все жизненные трудности, с которыми сталкиваются простые люди, делая особый акцент на негативных аспектах жизни.

Анализ 3

В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным, рассказывает попутчикам о скитаниях, которые ему довелось вынести, Внешностью он напоминал русских былинных богатырей. Его удивительный, поэтический народный язык и манера повествования – старинный русский сказ, последовательность и изложение событий его жизни похоже на канонический древнерусский жанр жития. Попутчиков Иван покоряет искренностью рассказов о своих скитаниях.

Многие критики, современники Лескова, восприняли это произведение враждебно, упрекали автора в том, что нет в его повести ни логического сюжета, ни правдивости в описанном им национальном характере, ни основы любви героя к русской земле. Все повествование главного героя о своих странствиях оценивали, то ли как «от дурака откровение», то ли от «умного речь», а самого главного героя представляли, как пародию на человека с русским характером. Однако, образ главного героя при кажущейся внешней простоватости, многогранен и сложен. Лесков, познавая таинственную глубину русской души, ищет нравственные порывы в поступках грешного человека, неистового правдоискателя, который, часто ошибался, но страдая, не теряя веры, приходит на путь покаяния. Лесков показал, что русскому человеку не совсем присуще христианское смирение, ему свойственно согрешить ради справедливости.

Главный герой с детства был родителями завещан Богу, потому что был долгожданный и вымоленный ребенок. И по предсказанию ему было суждено уйти в монастырь. Много испытаний выпало на долю Ивана: крепостная повинность, побег, скитания без документов и денег, десятилетний плен у иноверцев, пятнадцатилетняя рекрутская служба на Кавказе, где за отвагу был пожалован Георгиевским крестом и офицерским чином. Он невольно стал причиной смерти трех человек: монаха, свалившегося под колеса телеги, татарина, бившегося за коня, цыганки, обезумевшей от ревности. Довелось ему побывать конэсером, нянькой, лекарем, солдатом, справщиком в конторе, актером в балагане. Сам герой считает себя страшным грешником, но пройдя через искушения и испытания, находит успокоение в служении и вере. Последний приют он находит в монастыре, но и там ему скучна спокойная жизнь. Его душа в поиске, она жаждет обрести цель жизни. Он очарованный жизнью бродяга с чистой, как у младенца душой, но сильным и независимым характером.

  • Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)

    В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.

  • Сочинение Жестокая реальность. Как вы понимаете выражение?

    Увы, жизнь далеко не всегда справедлива. Люди не всегда получают по заслугам – достаточно часто их обвиняют в том, чего они не совершали либо в том, что не хотели совершать, но все же сделали под напором внешних обстоятельств.

  • Анализ повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"

    Герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) - крепостной крестьянин, выросший на графской конюшне. В начале своей жизни это щедро одаренный «дичок», своего рода «естественный человек», изнемогаю­щий под бременем неуемной жизненной энергии, которая толкает его порой на самые безрассудные поступки. Огром­ная природная сила, которая «так живчиком и переливает­ся» по его жилам, роднит молодого Ивана Северьяныча с легендарными героями русских былин Ильей Муромцем и Василием Буслаевым. Сходство с первым из них автор отмечает на первых же страницах повести. Таким образом, сразу дается понять, что это характер «почвенный», имею­щий глубокие корни в русской жизни и русской истории. Долгое время богатырская сила Ивана Северьяныча как бы дремлет в нем. Пребывая во власти младенческой непосредственности, он до поры до времени живет вне категорий добра и зла, проявляя в своих рискованных поступках крайнюю беспечность, безоглядную дерзост­ность, чреватую самыми драматическими последствиями. В азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувше­го на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, кото­рые ему еще предстоит пережить.

    Однако свойственный «очарованному богатырю» при­рожденный артистизм со временем выводит его на новый, более высокий уровень существования. Органически свой­ственное Ивану Северьянычу чувство прекрасного, разви­ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием - оно обогащается чувством горячей привязанности к тем, кто вызывает у него любование. Развитие этих чувств представлено в одном из центральных эпизодов повести, изображающем встречу Ивана Северьяныча с цыганкой Грушей. Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва­ется новая красота - красота женщины, таланта, челове­ческой души. Пережитое очарование Грушей дает возмож­ность полностью раскрыться душе Ивана. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

    Гибель Груши, не вынесшей измены любовника-князя, была так сильно пережита Иваном, что, по существу, снова сделала его «другим человеком», а того, прежнего, всего «зачеркнула». Он поднимается на новую нравствен­ную высоту: на смену своеволию, случайности поступков приходит целеустремленность всех действий, подчиненных теперь высокому нравственному побуждению. Иван Северьяныч думает только о том, как бы ему «постраждовать» и тем самым отмолить грех. Повинуясь этому влечению, он отправляется на Кавказ вместо молодого новобранца. За воинский подвиг его представляют к награде, производят в офицеры, но Иван недоволен собой. Наоборот, в нем все более и более пробуждается голос совести, который толкает его творить суровый суд над прошлой жизнью и осознавать себя «великим грешником».

    В конце жизни Иван Северьяныч одержим идеей ге­роического самопожертвования во имя отечества. Он гото­вится пойти на войну. Спокойно и просто он говорит своим случайным попутчикам, что ему «за народ очень помереть хочется».

    Созданный писателем образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение, позволяющее осмыс­лить настоящее и будущее народа. По мысли автора, народ - это младенец-богатырь, только выходящий на сцену исторического действия, но имеющий необходимый для этого неисчерпаемый запас сил.

    Понятие «артистизм» сопряжено у Лескова не только с природной одаренностью человека, но и с пробуждением его души, с крепостью характера. Истинный художник, в представлении писателя, - это человек, одолевший в себе «зверя», примитивный эгоизм своего «я».

    Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой.

    Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) - самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.

    История создания

    Повесть была написана в 1872 - 1873 годах.

    В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.

    Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».

    Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.

    Краткое содержание. Знакомство с главным героем

    Место действия - Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.

    Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.

    Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова - это рассказ в рассказе.

    Главный герой родился в в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.

    Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.

    Татарский плен

    Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.

    Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.

    К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.

    Должность конэсера

    Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.

    Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.

    Грушенька

    Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу. Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти. Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.

    В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.

    Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.

    Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.

    Развязка

    Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) - произведение с ярко выраженной религиозной тематикой. Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье. За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.

    Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.

    Анализ Лескова: «Очарованный странник»

    Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.

    Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.

    Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) - история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.

    (1873)
    В этом произведении, может быть наиболее оригинально, у Лескова отражено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку. Фигура странника Ивана Северьяновича Флягина, с одной стороны, связана с традицией русского фольклора и древней литературы, с образами скитальцев, искателей счастливой доли, а с другой — напоминает повествователю Илью Муромца, образы былинных богатырей. И в жанровом отношении повесть похожа на хождения, весьма распространенные в древнерусской литературе.
    Герой сам повествует о своей жизни. Он родился крепостным, многого достиг, потерял и от многого добровольно отказался. Поисками правды, справедливости, счастья, красоты на всю жизнь был очарован этот человек. И стремлением к ним одухотворены все повороты его прихотливой судьбы. Он «всю жизнь свою погибал, и никак не мог погибнуть». Неуемная сила духа, богатырское озорство, пытливый поиск истины, неистребимая любовь к жизни влекут его по дорогам родины.
    Писатель вовсе не идеализирует своего героя. В ранней молодости, служа форейтором помещика, он совершает страшный грех, убив монаха. Явившись герою во сне, убитый предрекает ему путь тяжкого духовного поиска, испытаний, наказаний за прегрешения. И много позже герой отнюдь не становится безгрешным. Страстная душа и беспокойное сердце вовлекают его все в новые приключения. «Я на своем веку много неповинных душ погубил», — признается он. Вспомним, например, трагическую историю цыганки Груши, убийство которой сам рассказчик оценивает как смертный грех. Драмо-комические, по выражению слушателя-повествователя, приключения Флягина всегда сопряжены с выяснением духовных и нравственных вопросов. Итогом его пути должно стать обретение истинного смысла бытия, осознание своего места и предназначения в жизни, духовное прозрение.
    «Мне за народ очень помереть хочется», — говорит герой повести в самом ее конце, предчувствуя новые испытания для родины и для себя. И это определенный и важный итог его поисков. Чувством любви к православному отечеству, тоски по родной земле пронизан весь его увлекательный и странный рассказ о жизни в татарском улусе, куда его забросила прихотливая судьба: «тут глубине тоски дна нет... зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».
    Писатель не впадает в слащавость, не идеализирует и не превозносит героя. Он каждый раз поступает так, как подсказывают ему здравый смысл, чувство самосохранения, ведет себя вполне естественно. И позже герой живет повседневными интересами, движим страстями, ошибается, заблуждается, кается. Но всегда как святыню хранит в душе имя, данное ему при рождении, веру, завещанную предками, сберегает в сердце Святую Русь как неотделимую часть и основание личности. В странствиях и испытаниях ему открылась красота русской земли, глубина и широта души ее народа, прекрасная загадочность бытия человека на земле.
    Галереей своих праведников и странников, талантливых русских самородков Лесков существенно обогатил представления о народном национальном характере.

    Лекция, реферат. Повесть «Очарованный странник» - анализ произведения - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.