Поэма М. Ю


Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, основными идеями которого являются признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного течения изображаются герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризуются ярким накалом страстей, природа изображается в одухотворенном ключе.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» включает в себя такие черты романтизма, как двоемирие, нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах, возвышенные мотивы и поступки персонажа, трагическая обречённость судьбы героя, экзотический пейзаж Кавказа, вычурный стиль произведения, а также вершинная композиция, которая придаёт загадочность сюжету.

Произведение Лермонтова описывает историю пленённого мальчика, оставленного в монастыре.

Сразу же можно отметить принцип романтического двоемирия, которое строится на сопоставлении идеальной и реальной жизни, мечты и действительности. Недостижимой мечтой является свобода, родной край в понимании героя, а гнетущей реальностью – монастырь:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв

Сильная жажда свободы и подталкивает Мцыри к побегу. Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырём). Его возвышенными мотивами является познание жизни своих предков, того края, «где люди, вольны как орлы».

Стоит отметить, что отчаянная смелость, глубокая патриотичность, свободолюбивый нрав, вера в мечту и безрассудство характеризуют юношу как нетипичного персонажа. Даже заблудившись в лесу и потеряв всякую надежду, герой не хочет принимать людской помощи: «Но, верь мне, помощи людской я не желал…». В таинственном экзотическом лесу, который сначала казался ему близким и родным, Мцыри ослабевает из-за усталости и голода. Его напористость и твёрдое движение к цели показывают духовную мужественность персонажа, а героизм его личности просматривается в битве с диким барсом (нетипичное обстоятельство). Полужевой юноша находит в себе силы, для того чтобы сразиться со зверем:

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Необходимо добавить, что фантастическая победа героя над диким животным порождает множество предположений о возможности такой схватки. Например, по мнению Э. Г. Бабаева, битва с барсом – это всего лишь сон Мцыри, так как олицетворяет внутреннюю борьбу героя. Однако умирает юноша не из–за полученных ран, а из–за жажды свободы, выраженной в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму». Хотя Мцыри провёл всего три дня на воле, он успел познать жестокость природы и трудности человеческой жизни, перенасытился вольностью, предоставленной судьбой, не смотря на её короткий миг. О трагической развязке можно узнать уже из эпиграфа к поэме «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-ая Книга Царств). Необходимо выделить, что обречённость участи главного героя – одно из принципов романтического произведения.

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ

Горы для Лермонтова, как и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Помимо всего прочего, поэма наполнена огромным количеством средств выразительности речи. Так, эпитеты («пылающую грудь», «сумрачные стены», «огненная страсть», «туманной вышине», «гордый глас») передают состояние души героя и красоту окружающей его среды. Сравнения («Как серна, гор пуглив и дик», «слаб и гибок как тростник») подчёркивают духовное состояние Мцыри. Прибегая к помощи метафор, автор передает переживания Мцыри, жажду свободы (смерть их навеки заживит, бой закипел). С помощью анафоры происходит нагнетание ритма. Часто используются риторические вопросы, обращения и восклицания.

Также нельзя не выделить вершинную форму инверсивной композиции, которая придаёт сюжету произведения загадочность и насыщенность. Повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри в виде лирической исповеди героя (инверсивная композиция). Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме, так как он раскрывает храбрый и мужественный характер героя.

Таких образом, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» обладает основными чертами романтизма. Однако в произведении можно заметить и принципы реализма: например, поэт точно определяет хронотоп поэмы. Так, действие происходит в монастыре, который расположен близ Мцхэте, на месте слияния двух рек: Арагвы и Куры.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Арсланова Анжела
Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Тема : «Черты романтизма в поэме М . Ю. Лермонтова «Мцыри »

Цель :

Ученики должны доказать, что поэма «Мцыри » -романтическое произведение , научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения

Задачи :

1. Актуализировать знания о романтизме , особенностях романтического характера . Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме .

2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.

3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия : работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности : развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа) .

Планируемые результаты

Ученики научатся :

Характеризовать образ юноши-мцыри , привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

Комментировать иллюстрации к поэме , созданные разными художниками;

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму) ;

Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний .

Вид урока : урок -диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая.

Оборудование : текст М. Ю. Лермонтова «Мцыри » ,схема «фишбоун» ,компьютерная презентация,запись фрагментов из произведений Ф. Шопена, Н. Паганини, рок-группы «Ария» ,иллюстрации к картинам К. Брюллова, И. Айвазовского.

Ход урока:

Так живо выхватил он из ребр Кавказа

одну из разительных сцен и облек ее в

живые образы перед очарованным взором.

А. Муравьев

1. Оргмомент. (Учитель проверяет готовность к уроку и настраивает учащихся на работу)

2. Актуализация знаний.

а)реализация домашнего задания. (Беседа по вопросам)

Учитель :1. С произведениями какого автора мы познакомимся уже который год?

(Дети зачитывают синквейны о М. Ю. Лермонтове ,составленные дома)

2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку ;о каком произведении Лермонтова писал поэт и мемуарист А. Муравьев эти строки?

3. В чем особенность создания этого произведения?

4. Какое значение слова «мцыри » больше подходит нашему герою : послушник, неслужащий монах или чужеземец? Почему?

5. А теперь проверим,как внимательно вы читали текст : я предлагаю вам прослушать фрагменты музыкальных произведений Шопена, Паганини и рок-группы «Ария» и соотнести их с эпизодами из поэмы . (учащиеся прослушивают фрагменты и называют эпизод,с которым они соотносят этот фрагмент)

6. Обратите внимание на репродукции на доске, кто знает, как называются эти картины и кто их авторы (И. Айвазовский «Девятый вал» , К. Брюллов «Последний день Помпеи» )

7. Как вы думаете,почему я выбрала произведения именно этих художников и композиторов (и композиторы,и художники-романтики )

б) целеполагание.

1. Проблемный вопрос : как вы думаете, почему я объединила на нашем уроке композиторов- романтиков , художников-романтиков и поэму М . Ю. Лермонтова ?

2. Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке ?

Итак,сегодня на уроке мы должны будем выявить черты романтизма в поэме и доказать ,что она является романтической .

3. Работа по теме урока .

а)А для начала давайте вспомним, что за направление романтизм , где и когда оно зародилось, кто является основоположником этого направления в России, а кто последователем (учащиеся отвечают на вопросы)

б)Назовите основные черты романтизма . (учащиеся перечисляют)

в)Выявление черт романтизма в поэме .

А теперь давайте постараемся выявить черты романтизма в поэме . Для этого я предлагаю использовать новую интересную диаграмму, которая называется «фишбоун» . Придумана она профессором Кауро Ишикава. Этот прием позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально она похожа на скелет рыбы (отсюда и название) В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки» , на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Для этого нам надо разбить вас на группы,каждая группа получает схему и начинает работать.

Каждая группа имеет заготовку «фишбоуна» . Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т. е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально, а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.

После окончания работы и обсуждения делаем вывод. (учащиеся выполняют работу в группах,подбирая цитаты из текста)

г)Обобщение.

Каждая группа заполнила поля,подбирая аргументы,а теперь мы проверим,как вы справились с работой. (учащиеся зачитывают причину и аргументы к ней)

Исходя из перечисленного вами,давайте сделаем вывод : поэма М . Ю. Лермонтова «Мцыри » -романтическая .

Давайте подведем итоги нашего урока :я предлагаю составить синквейн,в котором вы должны отразить особенности поэмы ,сделав акцент на том,что эта поэма романтическая , или используя образ Мцыри как романтического героя . (учащиеся составляют синквейны)

Зачитываются синквейны,учитель выставляет оценки,аргументируя их.

5. Рефлексия.

Понравился ли урок ? Что нового и интересного узнали?

6. Домашнее задание

Мы продолжим на следующем уроке работу над поэмой и вашим домашним заданием будет проанализировать поэму с точки зрения художественных средств выразительности . Заданием для сильных учащихся будет работа со всей поэмой ,а учащиеся послабее работают с карточкой,в которой есть наводящие вопросы.

Публикации по теме:

Фруктово-огородное шоу «Арбузник» для школьников средних классов «Арбузник». Фруктово-огородное шоу "Арбузник" для школьников средних классов Цель: расширить знания детей о фруктах и овощах, развивать.

Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни» Цель: формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности. Задачи: 1. Сформулировать.

Конспект игрового классного часа для школьников «Законы писаны для всех» «Законы писаны для всех» Мы знаем о законе мало, не больше всех иных, Мы знаем, делать нужно то, что благо для других. Не нужно думать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для средних групп по плаванию

Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Белинский Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”). А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных поэм о Кавказе. Поэма была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, не получившего ее, была наиболее созвучна лермонтовскому поколению. В то же время героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее непосредственным отражением лермонтовского идеала. ... Вопреки кажущейся монологичности поэмы, в которой существует исповедь ее единственного героя, поэма внутренне диалогична, что расширяет ее смысловой спектр. Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственное приобщение к цивилизации были насыщены не только горечью утрат, но и известными обретениями. Необычность его положения и судьбы заставляет Мцыри задуматься над проблемами, которые были ему не свойственны. Наряду с мечтами о свободе и родине в Мцыри зарождается стремление познать окружающий мир. Думы героя свидетельствуют о его глубоких переживаниях, о формировании самосознания, которое выводит героя из природной непосредственности: Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. Мцыри живет в природе и. в ладу с природой. Но природа, которая была для героя ранее прекрасной, местом свободного пребывания, становится вдруг неприветливой и даже враждебной: Напрасно в бешенстве порой Я рвал отчаянной рукой Терновник, спутанный плющом: . Все лес был, вечный лес кругом, Страшней и гуще каждый час; И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста... В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам же он чувствует себя рабом и узником. Его желание узнать многое о мире, для чего родился он на свет, обусловлено страстным порывом к свободе. Только вне монастыря Мцыри жил, только вне монастыря он был свободен. Только эти дни он называет блаженством. Мужество и стойкость Мцыри проявляются в его битве с барсом. Его не страшила смерть, потому что он знал: возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал не ослабляет его дух, мощь его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь променял бы райское наслаждение на несколько минут свободы, на несколько минут жизни среди близких. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников. Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие черты в это произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строчки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - рассказать душу. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в это же время создал социально-психологический роман. Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления (“Однажды русский генерал...”). Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций великого Пушкина, поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в развитии национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную культуру свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его стихах. И повторял: “Все в них дышит самобытною и творческою мыслью”. В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.