Размышления о жизни и смерти в лирике. Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!

/> Без них мы жить умеем,
– писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.
Юность полна жизни – жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
“Здесь дремлет юноша – мудрец,
Питомец нег и Аполлона”.
Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить…
И глядь – как раз умрем.
Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный… “. Теперь жизнь – это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь – бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая – в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе – цвести.
Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?..
Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека – бессмертие каждого в его внуках и правнуках – в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, – так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек – не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

Related posts:

  1. Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось...
  2. Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором – до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как...
  3. Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин. Пророк У каждого большого поэта есть строки, в которых он размышляет о своем предназначении, роли в обществе, месте в поэзии. Такие стихи называют...
  4. Говоря о творчестве русского писателя Ивана Бунина, часто отмечают глубоко пессимистические настроения, грусть, трагичные мысли о жизни и смерти. В рассказах, вышедших в годы гражданской войны (два сборника – “Чаша...
  5. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” построен на антитезе. В этом произведении мы наблюдаем сосуществование противоположностей, их борьбу и их сочетание, называемое жизнью. Борьба и сочетание противоположностей берут начало...
  6. Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его...
  7. Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в...
  8. Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода – это,...
  9. Лев Николаевич Толстой как писатель-реалист и как создатель ‘ романа-эпопеи, то есть романа о жизни целого народа, показывает эту жизнь в различных ее проявлениях: жизнь в исканиях, в желании приносить...
  10. Александр Сергеевич Пушкин – классик русской литературы, основоположник русского реализма и литературного языка – большое место в своем творчестве уделял теме дружбы. И это не удивительно, ведь любовь и дружба...
  11. В. Г. Белинский писал, что чувства любви и дружбы явились непосредственным источником “счастья и горя”, составлявших мироощущение Пушкина. Неотъемлемой частью его лирики на протяжении всей творческой жизни станет тема дружбы....
  12. Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в...
  13. Известный литературовед Ю. М. Лотман определил все творчество А. С. Пушкина как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта. Действительно, поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности...
  14. Кем и каким должен быть поэт? Что должен он нести людям? Эти вопросы задавали все настоящие пииты разных эпох и народов. Не остался к этой проблеме равнодушен и Александр Сергеевич...
  15. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о...
  16. Пушкин для меня не застывший эталон, не Догма, это и жизнь, и слезы, и любовь – целый мир, Богатства которого неисчерпаемы. С. Гейченко Еще и еще раз обращаюсь к творчеству...
  17. XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь...
  18. Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии...

Тема жизни и смерти -- вечная во всей литературе -- является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, "И скучно и грустно", "Любовь мертвеца", "Эпитафия" ("Простосердечный сын свободы..."), "1830. Мая. 16 числа" ("Боюсь не смерти я. О нет!.."), "Могила бойца", "Смерть", "Валерик", "Завещание", "Сон".
Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы "Героя нашего времени", будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.

В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим "я" гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни "в шумном граде", ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.

В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает "чужое" сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни -- это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

Философская тема в лирике

Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, оди­ночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы - темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.

Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад - прошедшее ужасно; Гляжу вперед - так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.

Белинский, отмечавший, что «эти стихи напи­саны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен... этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».

Глава 1. Жизнь и смерть в различных бытийных регистрах.

§ 1.1. «Двойственность» в жизни и поэтические оппозиции творчестве А.А. Фета…………………. ………………………………………………………С. 13.

§ 1.2. Жизнь и смерть в любовной лирике, посланиях и посвящениях

А.А. Фета..……………………………………………………………………... С. 31.

Глава 2. Философское осмысление темы жизни и смерти в творчестве А.А. Фета.

§ 2.1. Вопрос о человеческом существовании в философской лирике

А.А. Фета………………………………………………………………………. С. 62.

§ 2.2. Философия жизни и смерти в художественной и автобиографической прозе А.А. Фета………………………………………………………………... С. 77.

Глава 3. Жизнь и смерть в образно-поэтической системе А.А. Фета.

§ 3.1. Жизнь в образно-поэтической системе А.А. Фета…………………… С. 98.

§ 3.2. Смерть в образно-поэтической системе А.А. Фета…………………. С. 110.

§ 3.3. Пограничные образы, передающие отношение к жизни и смерти.…С. 125.

Заключение………………………………………………………………….... С. 143.

Список использованной литературы…………………………...…………....С. 148.

Введение

В отечественной культуре достаточно пристальное внимание уделяется вопросам жизни и смерти, осмысление которых происходит в рамках философских, религиозных и нравственных размышлений. «Изучение установок в отношении к смерти может пролить свет на установки людей в отношении к жизни и основным её ценностям. Поэтому восприятие смерти, загробного мира, связи между живыми и мёртвыми – темы, обсуждение которых могло бы существенно углубить понимание социально-культурной реальности минувших эпох».

С течением времени окружающая действительность заставляет человека все более серьёзно и сознательно подходить к различным онтологическим проблемам. «… одна из очевидных тенденций конца XIX – начала XX века угадывается в неодолимом, до самозабвения и самопожертвования, стремлении значительной части русской интеллигенции обрести некий безусловный абсолют…». Это время характеризуется как период отрицания привычных жизненных форм, выявляется ориентация на самые разнообразные философские и эзотерические учения, особое значение придаётся общей оккультной традиции, обнаруживаются новые возможности толкования религиозных вопросов, всевозможных обрядов, преданий, а шире и представлений о человеческом существовании. В ХХ веке развивается многофункциональная наука танатология, охватывающая медицинский, религиозный, философский и психологический аспект смерти.

В литературе проблема человеческого существования решается неоднозначно, а изображение жизни и смерти в произведениях многих писателей отличается таким же многообразием, как и трактовка других «вечных» тем – любви, дружбы, природы или религиозной веры. Можно выделить метафизические стихотворения Ф.Н. Глинки, В.К. Кюхельбекера, философскую лирику Д.В. Веневитинова, переводы английской «кладбищенской» поэзии Томаса Грея В.А. Жуковским. Особо показательны искания А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева.

Оппозиция «живое-неживое», «жизнь-смерть» зачастую выступает как основа всякого знания не только в произведениях научно-философского, но и литературного характера. Л.Н. Толстой пишет: «Если жизнь благо, то благо и смерть, составляющее необходимое условие жизни». В повести «Смерть Ивана Ильича» данное положение наглядно иллюстрирует состояние главного героя, находящегося на грани жизни и смерти. Писатель демонстрирует «одно из самых поразительных описаний умирания» в русской литературе, где физическое угасание человека ведёт к его моральному возрождению. Только осознав свою смерть, он стал со всей полнотой воспринимать духовные явления, недоступные ему раньше. Зачастую невозможность познания жизни и смерти Толстой объясняет объективными биологическими законами: «Вся телесная жизнь человеческая есть ряд незаметных ему, но подлежащих наблюдению изменений. Но начало этих изменений, совершившееся в первом детстве, и конец их – в смерти – недоступны человеческому наблюдению». В своей «Исповеди», произведении, представляющем собой результаты долгих идейных исканий, он говорит уже о другом противопоставлении «бессмысленная жизнь – осмысленная жизнь». Здесь писатель отходит от биологической трактовки вопроса о человеческом существовании, сосредотачивая основное внимание на этической проблематике.

Темы, обращённые к фундаментальным свойствам бытия, затрагиваются практически в каждом произведении Ф.М. Достоевского. Вопрос о смысле жизни обозначается автором в знаменитом разговоре Ивана Карамазова с Алёшей, одной из ключевых является проблема человеческого существования для Родиона Раскольникова. В «Братьях Карамазовых» писатель дает достаточно емкие описания, характеризующие жизнь его героев: лишь царапанье крыс напоминает Фёдору Павловичу о жизни в мёртвой ночной тишине. Уже по одному евангельскому эпиграфу к этому произведению можно понять авторские идеи о необходимости человеческой жертвы, сделанной во имя осознания жизни и духовного бессмертия: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то принесёт много плода».

В начале XX века пристальное внимание вопросам человеческого существования уделяют И.А. Бунин, В.С. Соловьёв, достаточно широкий круг поэтов Серебряного века. Гордое отречение декадентов от мира приводит их к общефилософскому и социальному пессимизму. Проповедуется культ «туманного очарования» смерти, которая мыслится как окончательное освобождение «я» от действительности. Исследуя круг наиболее частотных метафор в поэзии начала ХХ века, Н.А. Кожевникова приходит к выводу, что «на первом месте и по распространённости, и по значимости стоят вариации на тему жизнь – смерть, смерть – рождение, смерть – бессмертие…» :

Я хочу, чтобы белым немеркнущим светом

(К. Бальмонт «Гимн огню»).

Не жду необычайного:

Всё просто и мертво.

Ни страшного, ни тайного

(З. Гиппиус «Глухота»).

Рассмотрение отношения того или иного писателя к проблемам жизни и смерти позволяет проследить эволюцию его творчества, философских и религиозных воззрений, степень близости к духовным источникам искусства. «Когда писатель на протяжении длительного периода своей жизни часто обращается к теме смерти, мы можем вычитать из его произведений многое о нем самом». При этом одним из ключевых моментов является то, в какое время и в связи с какими событиями, осознанно или бессознательно, происходит обращение к теме смерти. Так, будучи начинающим поэтом и студентом Петербургского университета, А. Добролюбов внушает знакомым мысль о самоубийстве, а в книге «Natura naturans. Natura naturata» воспевает свое одиночество и смерть. А.С. Пушкин создаёт онтологические стихотворения ещё в Царскосельском Лицее («Безверие»). В них уже чувствуется особая авторская манера, но нет правдивости и глубины, которая отличает более поздние пушкинские опыты рассмотрения вопросов о человеческом существовании, где перед лицом смерти он исповедует верность жизни:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья…

(А.С. Пушкин «Элегия»)

Во многих случаях художественное обращение к теме смерти происходит под воздействием усиливающихся жизненных переживаний. Так, произведения А. Белого из сборников «Пепел» и «Урна», в которых звучит трагедия самосожжения и смерти, были продиктованы поэту временем серьезных драматических событий. Эпоха революций совпала для него с периодом неразделенной любви к Л.Д. Блок, поэтому пессимистические настроения и горькие выводы автора в этих книгах кажутся совершенно оправданными:

Бесследна жизнь. Несбыточны волненья.

Ты – искони в краю чужом, далеком…

Безвременную боль разуверенья

Безвременье замоет слезным током.

(А. Белый «Разуверенье»).

Среди поэтов ХIХ века, демонстрирующих собственные методы передачи жизненных впечатлений и имеющих особую систему взглядов по поводу вопроса о человеческом существовании, можно выделить А.А. Фета. Современники, продолжатели и исследователи фетовского творчества подчеркивают мысль о жизнеутверждающей основе его поэзии. Ближайший друг поэта Н.Н. Страхов на пятидесятилетие фетовской музы отмечает характерные особенности его лирики: «…мы не найдём у Фета ни тени болезненности, никакого извращения души, никаких язв, постоянно ноющих на сердце. Всякая современная разорванность, неудовлетворённость, неисцелимый разлад с собой и с миром, – всё это чуждо нашему поэту. … он сам отличается совершенно античной здравностью и ясностью душевных движений, он нигде не переходит черты, отделяющей светлую жизнь человека от всяких демонических областей. Самые горькие и тяжёлые чувства имеют у него бесподобную меру трезвости и самообладания. Поэтому чтение Фета укрепляет и освежает душу».

По мнению символистов, поэзия А. Фета ценна именно своей жизнеутверждающей силой. В произведении «Элементарные слова символической поэзии» К. Бальмонт пишет, что его любимый поэт поистине «влюблен в жизнь» . В статье «А.А. Фет. Искусство или жизнь?» В. Брюсов отмечает, что Фет не находил другого назначения поэзии, как «служение жизни», но не той, которая «шумит на рынках и крикливых базарах», а той, «когда просветлённая, она становится окном в вечность, окном, сквозь которое струится свет «солнца мира» . В публичной лекции, прочитанной в 1902 году, говорит о Фете как о поэте полноты и прелести жизни в её быстротекущих мгновениях. Как собственное жизненное кредо на своём пятидесятилетии в Российской Академии художественных наук символист цитирует четверостишие своего предшественника: «Покуда на груди земной / Хотя с трудом дышать я буду, / Весь трепет жизни молодой / Мне будет внятен отовсюду».

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­ри­ки зву­чит тема жизни и смер­ти и в чем они пе­ре­кли­ка­ют­ся с есе­нин­ским стихотворением?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

Укажите клас­си­че­ский жанр лирики, черты ко­то­ро­го при­сут­ству­ют в есе­нин­ском сти­хо­тво­ре­нии (грустное фи­ло­соф­ское раз­мыш­ле­ние о смыс­ле бытия).

Пояснение.

Такой жанр на­зы­ва­ет­ся элегией. Эле­гия - ли­ри­че­ское стихотворение, пе­ре­да­ю­щее глу­бо­ко личные, ин­тим­ные пе­ре­жи­ва­ния человека, про­ник­ну­тые на­стро­е­ни­ем грусти.

Много дум я в ти­ши­не продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрю­мой

Счаст­лив тем, что я дышал и жил.

Лирический герой раз­мыш­ля­ет о про­шлом так, будто его жизнь уже по­до­шла к концу. Ему груст­но и тоскливо, но само то, что он «дышал и жил» на­пол­ня­ет его душу счастьем.

Ответ: элегия.

Ответ: Элегия

В сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на осины, за­гля­дев­ши­е­ся в «розовую водь», на­де­ле­ны че­ло­ве­че­ски­ми свойствами. Ука­жи­те на­зва­ние этого приема.

Пояснение.

Олицетворение - изоб­ра­же­ние не­оду­шев­лен­ных пред­ме­тов как одушевленных, при ко­то­ром они на­де­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ: даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать.

Осины гля­деть в ро­зо­вую водь не могут.

Ответ: олицетворение.

Ответ: Олицетворение

В чет­вер­той стро­фе сти­хо­тво­ре­ния смеж­ные стро­ки имеют оди­на­ко­вое начало:

Много дум я в ти­ши­не продумал, Много

песен про себя сложил,

Как на­зы­ва­ет­ся эта сти­ли­сти­че­ская фигура?

Пояснение.

Данная сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра на­зы­ва­ет­ся ана­фо­рой или единоначатием. Единоначатие, или ана­фо­ра - одна из сти­ли­сти­че­ских фигур: обо­рот по­э­ти­че­ской речи, со­сто­я­щий в по­вто­ре­нии со­зву­чий от­дель­ных слов или оди­на­ко­вых син­так­си­че­ских по­стро­е­ний в на­ча­ле сти­хо­твор­ных строк и строф или от­дель­ных фраз в про­за­и­че­ском ху­до­же­ствен­ном произведении.

Много дум я в ти­ши­не продумал,

Много песен про себя сложил,

Повторяется слово много .

Ответ: анафора.

Ответ: Анафора|единоначатие

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, слу­жа­щее сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («на земле угрюмой »)?

Пояснение.

Эпитет - художественно-образное определение, под­чер­ки­ва­ю­щее наи­бо­лее су­ще­ствен­ный в дан­ном кон­тек­сте при­знак пред­ме­та или явления; при­ме­ня­ет­ся для того, чтобы вы­звать у чи­та­те­ля зри­мый образ человека, вещи, при­ро­ды и т. п.

Ответ: эпитет.

Ответ: Эпитет

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Мы те­перь ухо­дим понемногу...» (ответ дайте в име­ни­тель­ном па­де­же без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение.

Данное сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но раз­ме­ром «хорей».

Хорей - двух­слож­ный сти­хо­твор­ный раз­мер с уда­ре­ни­ем на пер­вом слоге.

МНОго ПЕсен ПРО сеБЯ слоЖИЛ.

Ответ: хорей.

Ответ: Хорей

Каким пред­ста­ет внут­рен­ний мир ли­ри­че­ско­го героя в сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есенина?

Пояснение.

Стихотворение «Мы те­перь ухо­дим по­не­мно­гу» - мо­но­лог поэта, ко­то­рый делится сво­и­ми самыми со­кро­вен­ны­ми думами и чувствами. Ос­нов­ная интонация сти­хо­тво­ре­ния исповедальная, доверительная, грустная, про­щаль­ная и в то же время бла­го­дар­ная за сча­стье жить на этой земле. Жизнь быстротечна, мо­ло­дость безвозвратно ухо­дит – об этом поэт жалеет. Но в сти­хо­тво­ре­нии звучат и жиз­не­утвер­жда­ю­щие ноты: ему до­ве­лось испытать жизнь с ее ра­до­стя­ми и го­ре­стя­ми – и это прекрасно.

И на этой на земле угрю­мой

Счаст­лив тем, что я дышал и жил. -

говорит поэт, и эти слова вы­зы­ва­ют светлое чувство.

Пояснение.

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» автор размышляет о неотвратимости смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, думая о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе - цвести.

Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека - бессмертие каждого в его внуках и правнуках - в его потомстве.

Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. В стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Проанализировав стихотворения Пушкина, Лермонтова и Есенина, нельзя не заметить их очень похожего отношения к проблеме жизни и смерти.


Многие русские поэты задумывались в своих произведениях над проблемой жизни и смерти. Например, А.С. Пушкин («Брожу ли я вдоль улиц шумных…») и А.А. Ахматова («Приморский сонет»). Сопоставим эти произведения со стихотворением С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…».

Обоснованием для сопоставления Пушкинского стихотворения со стихотворением Есенина служит то, что лирические герои стихотворений являются отражениями авторов, а то, что оба поэта воспринимают смерть как нечто неизбежное, однако относятся к ней различно.

Так, А.С. Пушкин пишет о смерти: «Мы все сойдем под вечны своды». То есть поэт осознает естественность и неминуемость смерти. Так же и Есенин согласен с пушкинским убеждением, о чем и свидетельствует первая строка стихотворения: «Мы теперь уходим понемногу». Но отношение лирических героев к смерти отличается друг от друга. «Может быть, и скоро мне в дорогу/Бренные пожитки собирать», - пишет Есенин, ничуть не боящийся приближающегося конца. Стихотворение поэта проникнуто спокойствием, и лирический герой задумывается не о том, что финал судьбы совсем близок, а о том, как он прожил свою жизнь:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Пушкинский же герой боится смерти, желает отдалить гибель как можно дальше: «Но ближе к милому пределу/ Мне все б хотелось почивать». В стихотворении поэт использует эпитеты «забвенный», «охладелый», «бесчувственный», что и свидетельствует о мрачной атмосфере произведения и нежелании автора принять смерть.

Отражением автора является и лирический герой ранее упомянутого стихотворения А. А. Ахматовой. Обоснованием для сопоставления это стихотворения со стихотворением С.А. Есенина служит то, что оба поэта относятся к смерти без страха и трагизма. Так, Ахматова заменяет слово «смерть» романтичной метафорой «голос вечности». «Там», утверждает поэтесса, «среди стволов еще светлее». Такая эмоциональная окраска стихотворение передает истинное отношение Ахматовой к смерти. Есенин так же убежден, что «там» царит «тишь и благодать». И потому лирический герой стихотворения не стремится отдалять смерть, он лишь смиренно прощается с миром, подводя итоги своей жизни.

Таким образом, и С.А. Есенин, и А.С. Пушкин, и А.А. Ахматова рассуждали над темой жизни и смерти, и все названные поэты едины в одном – смерть, в их понимании, вполне естественна.

Обновлено: 2019-01-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.