«Тарас Бульба» – монолог о товариществе. Н.в.гоголь "речь тараса бульбы о товариществе" - ezotericom - центр развития сознания Значение речи тараса бульбы о товариществе

Давайте вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» , которую мы все проходили в школе. В этой повести показана борьба запорожских казаков против польской шляхты, угнетавшей малоросскую культуру и пытавшейся насадить свои традиции, обычаи, веру. Иными словами - борьба славян против гнёта запада (против того же католицизма, масонства, стремления к неограниченной власти). Приведём цитату из повести - это слова главного героя, которые описывают ситуацию, сложившуюся на Украине в то время.

Изменилась ли ситуация за прошедшие столетия? Выводы сделать нетрудно.

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество!

Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе , а… - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!

(!!!) Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства . И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Вы думаете, что нынешняя ситуация кардинально отличается от той, что описана Гоголем? Тогда вчитайтесь внимательнее в последний абзац этой цитаты. И замените слово «польский» на слово «западный» .

И получится, что Гоголя по праву можно считать провидцем.

Нужно выучить один текст по выбору.

№1. Описание степи.

(С. 183-184 учебника)

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

№2. Речь о товариществе.

(С. 217-218 учебника. Для удобства текст разбит на дополнительные абзацы.)

Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества!

Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… <…> Нет, так любить никто не может!

Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства.

Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.

Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Казацкие песни, тематически связанные с повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Казацкая народня песня «Любо, братцы, любо»

Слова песни

Поскольку эта песня народня, существует много её вариантов. Текст ниже может не совпадать с исполнением в видео на 100%.

Как за черный Ерек,
Как за черный Ерек,
Ехали казаки сорок тысяч лошадей.
И покрылся берег, и покрылся берег
Сотнями порубаных, постреляных людей.

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!

А первая пуля, а первая пуля,
А первая пуля братцы ранила коня.
А вторая пуля, а вторая пуля,
А вторая пуля в сердце ранила меня.

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!

А жене заплачет, выйдет за другого,
За мово товарища, забудет про меня.
Жалко только волюшку,
Да широко полюшко,
Жалко мать-старушку да буланого коня.

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!

Кудри мои русые, очи мои светлые
Травами, бурьяном да полынью зарастут.
Кости мои белые, сердце мое смелое
Коршуны да вороны по степи разнесут.

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом любо голову сложить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим любо голову сложить!

«Степь» («Казак лихой»), исп. Пелагея


Слова песни

Только степь вздохнёт едва,
Как божею росой трава
Омоет ноги в стремени,
Очнутся реки времени.

Припев:
Смотри, несётся конница,
Степная вольница
Полков суровых казаков
Из тьмы веков.

Ночь молит остановиться,
Месяц бреет скулы, лица,
Вьются над папахой чубы,
Хлещет ус, сверкают зубы.

Припев:
Степь шальная войско мчит,
Ворон гибельный кричит.
Летит, рискуя головой,
Казак лихой!

Мать-отца рыдать оставим,
Навсегда постель заправим,
К сердцу — горсть земли родимой,
Да взасос — уста любимой.

Припев:
С правдой-маткой под уздцы
Уезжали молодцы
Отведать желчь полынную,
Судьба фамильная…

И степь шальная войско мчит,
Ворон гибельный кричит.
Летит, рискуя головой,
Казак лихой!

Кони ржут, котёл бурлится,
Дым от трубочки клубится.
Каша, брага, песня, пляс
И зыбка в предрассветный час.

Припев:
Ой, казак, гуляй пока,
Дай поспать своим врагам,
Но в поле диком есаул
Опять зовёт зарю…

И вновь несётся конница,
Степная вольница.
Летит, рискуя головой,
Казак лихой!

Как степь шальная войско мчит,
Ворон гибельный кричит.
Летит, рискуя головой,
Казак лихой,
Казак лихой!

Художественный фильм «Тарас Бульба» в HD-качестве

Год выхода: 2009

Страна: Россия, Украина, Польша

Возраст: 16+

Время: 131 мин

Режиссер: Владимир Бортко

В ролях: Богдан Ступка, Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков, Магдалена Мельцаж, Любомирас Лауцявичюс, Ада Роговцева, Михаил Боярский, Сергей Дрейден, Юрий Беляев, Лесь Сердюк и другие.

В самом начале звучит речь о товариществе (в сокращённом виде).

Тема героизма, мужества и великой силы русского патриотизма звучит в обращении атамана казаков к товарищам перед решающей и страшной битвой.

Речь Тараса Бульбы о товариществе – это призыв, проникающий глубоко в душу каждого слушателя.

Цитата:

Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.

Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.

Всё взяли бусурманы, всё пропало.

Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!

Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество!

Нет уз святее товарищества!

Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.

Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Вам случалось не одному - помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!

Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... ...

Нет, так любить никто не может!

Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.

Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.

Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.

И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.

Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!

Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!..

Никому, никому!..

Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Речь Тараса Бульбы о товариществе - видео

Анализ речи Тараса Бульбы

Обращение Тараса Бульбы к друзьям

Речь мудрого и опытного запорожца призывает мужчин к настоящему чувству, которым славится казачество, - товарищество. Понятие мужской дружбы – основа всей речи.

Что пытается донести до казаков Бульба:

«…что такое есть наше товарищество…»;

«…в какой чести была земля наша…» у предков;

«…подали мы, товарищи, руку на братство!»;

«…вот на чем стоит наше товарищество!».

Понять дружбу казачью можно, только разобравшись в сути запорожского товарищества.

Чувства высоких слов

Тарас сравнивает святые узы товарищества с чувствами семьи: матери, отца и детей. Родители любят своего ребенка, он ценит тех, кто подарил жизнь. Любить с открытой русской душой не способен другой человек. Он любит разумом, душой, телом, всем, чем одарил человека Бог. На истинности взаимоотношений держится Русь, отчая земля. Символом ее для казачества является Запорожская Сечь.

Казаки умеют не только воевать, верить, любить, но и умирать. Такой силы и натуры нет у других наций. Тарас сравнивает их с мышами, тихими, скрытными и мелкими, пугающимися, прячущимися в норах. Товарищей верных, как на Руси, не было, нет и не будет.

Цель обращения Тараса

Бульба призывает к смелости, мужеству. Атаман выступает перед друзьями, чтобы поднять боевой дух. Он хочет, чтобы его соратники приняли смерть достойно. Бульба понимает – гибель рядом, но унывать нельзя. Русская душа настолько сильна, что умирать нужно красиво. В смерти раскрывается все величие русской натуры. Мудрый казак достигает своей цели. Его слова глубоко проникают в каждого.

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели урока : рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование урока : иллюстрации к повести, план анализа речи, репродукция картины, справочная литература, словари.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Мы прочитали повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров “гордых и крепких, как львы, воинов”, которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.

Вот он едет с молодыми сыновьями по степи в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит и эту степь, и всю свою Родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к Отчизне, нет ничего для него выше казачества, боевой дружбы.И когда казаки сделали его своим атаманом и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать всё, что было у него на сердце.

Именно эта речь, речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы рассмотрим её с риторических позиций(с точки зрения категории изобретения), постараемся понять, какое место занимает эта речь в композиции повести и какую роль играет в раскрытии характера Тараса Бульбы, как Тарас Бульба подтверждает её справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.

Сообщение ученика о картине И.Е.Репина “Запрожцы”

Пожалуй, ни одна картина И.Е. Репина не стала такой популярной, как “Запорожцы” .У каждого художника есть своя тема, которая проходит через всё его творчество, как ведущая мелодия в симфонии. Такой определяющей темой у Репина была тема героического, могучего духом и плотью народа.Тема эта вовсе не была нова, но у Репина она прозвучала свежо и самобытно. Но только в “Запорожцах” Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. Вольным, свободолюбивым запорожским рыцарям посвятил художник своё монументальное полотно.

В основе картины – действительное историческое событие. Конец 17 века. 1676 год. Турецкий султан Махмуд 4 шлёт запорожцам “грозную грамоту”, в которой призывает им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану хлёсткий озорной ответ, полный юмора и отваги.

Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченно стола, вперебой сочиняют знаменитое письмо турецкому султану. Оно составляется “всем миром”, каждому хочется вставить что-то своё, и это так выразительно показано, что чудится, будто над картиной стоит гул голосов и сотрясается воздух от громоподобного “лыцарского хохота”.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплочённую группу людей,единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского “Тараса Бульбы”: “Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей.” Неслучайно известный критик Стасов писал о картине: “Любите вы людей могучих, энергичных, крепких, непобедимых, которые всегда и везде за себя постоят, да на которых и другие могут понадеяться, как на каменную гору”. Именно таковы “Запорожцы” Репина.

Таков и Тарас Бульба – главный герой одноимённой повести Гоголя.

Беседа с учащимися.

Характеризуя творчество Гоголя, В.Г.Белинский писал: “ Скажите, какое впечатление производит прежде всего на вас каждая повесть Гоголя? Не заставляет ли она вас говорить: “Как всё это просто, обыкновенно, естественно и верно, и вместе с тем, как оригинально и ново!”

  1. “Оригинально и ново”... Для характеристики какой риторической категории мы можем использовать эти слова? (Изобретение).
  2. Что значит “изобретать речь?” (Значит творить. Изобретение – это творчество, а всякое творчество в известной мере тайна. Риторика помогает найти лишь подходы к этой тайне.).
  3. Как вы думаете, что это значит? (В каждом высказывании должно быть что-то новое, надо искать своё видение предмета речи. Отсутствие нового, с точки зрения риторики, ведёт к неудаче.)
  4. Какие источники изобретения речи вы знаете? (“Общие места”, или “топики”).
  5. С каким “топиком” вы уже знакомы? (Определение)
  6. Какие определения вы знаете? (Логические и риторические).
  7. Чем отличается логическое определение от риторического?
  8. На доске вы видите определение слова “товарищество”. Какое оно? (Логическое). Товарищество – взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.
  9. А как определяет это понятие Тарас Бульба в своей речи? (Товарищество – родство не по душе, а по крови).
  10. Какое это определение? (Риторическое).

Речь Тараса Бульбы. Чтение наизусть.

Опыт риторического анализа речи.

Слово учителя. Итак, обратимся к речи Тараса Бульбы, попытаемся приоткрыть тайну замысла – это первый шаг на пути к риторическому анализу текста. Перед вами вопросы, на которые вы должны ответить.

1. Анализ ситуации.

2. Какие духовные ценности важны для говорящего?

3. Позиция говорящего.

4. Характеристика адресата речи.

Ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие позицию говорящего..

6. Задачи высказывания.

7. Тезис (основная мысль высказывания).

8. Чем вызвана потребность выступать?

9. Оценка воздействия речи на слушателей.

Опыт литературоведческого анализа речи.

1. Слово учителя. Наиболее важные фразы, которые мы отметили, выполняя риторический анализ, я выписала на доске. Это следующие фразы:

“Но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет уз святее товарищества! Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому из них не доведётся так умирать!”

Вопросы для литературоведческого анализа речи.

1. Почему Тарас произносит речь перед боем?

2. Обратите внимание на фразы, написанные на доске и ответьте на следующие вопросы.

3. В чём особенность русского товарищества?

4. Каким эпизодом можно подтвердить сделанный вами вывод?

5. Какие чувства испытывает Тарас, увидев Андрия во главе вражеского войска.

6. Читаем следующие слова: “Нет уз святее товарищества”?

И отвечаем на вопросы “Как эти слова объясняют поступок Тараса?”

7. Перескажите эпизод “Казнь Остапа”.

8. Прочитаем эпизод “Гибель Тараса” и ответим на вопрос: “С кем можно сравнить Тараса в его последней битве”?

Подведение итогов урока

1. Вывод из литературоведческого анализа речи: в образе Тараса Бульбы соединены любовь к родной стране, мечта о свободе, бесстрашие, огромная нравственная сила, стремление к подвигу, готовность принести себя в жертву высокой идее. Все эти черты характера мы можем найти в речи Тараса Бульбы. Эта речь - свидетельство его мудрости, патриотических чувств, гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убеждённости в правоте своего дела.

2. Вывод из риторического анализа речи: чтобы познать тайны “изобретения”,не нужно ни с кем встречаться, не нужно вообще трогаться с места, нужно лишь время, книга и желание подумать над ней. Это не так легко, как может показаться с первого взгляда: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, за каждой разгаданной тайной встаёт новая, потому, что художественное произведение неисчерпаемо.

3. Заключительное слово учителя.В.Г.Белинский о “Тарасе Бульбы”:

“Что же такое Тарас Бульба? Это представитель жизни народа, жизни целого политического общества в известную эпоху жизни”. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то, и другое в каждой капле крови своей.”

Домашнее задание.

Написать небольшое выступление “Обращение к друзьям”, в котором выразить своё отношение к чувству дружбы и братства.

... – Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы , и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас , и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

Так говорил атаман и, когда кончил речь, все еще потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою. Всех, кто ни стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они ее рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами...

(См. краткое содержание и полный текст повести Гоголя «Тарас Бульба».)