Состояние среды грязно. Эмоции

Прочитайте. С помощью каких языковых средств описано состояние природы или человека?

Иногда явления природы, состояние окружающей среды или человека описываются как независящие от действия каких-либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в языке специальные средства выражения.

Например:

  • Морозило крепко. От надвигающихся туч в комнате темнело . (И. Бунин)
  • Его знобило и ломало . (Л. Толстой)
  • В переулках пахнет морем. (А. Блок)
  • В сосновом лесу легко дышится . (К. Паустовский)

Грамматическая основа этих предложений состоит из одного главного члена - сказуемого.

314. Глаголы, стоящие в скобках, употребите в той форме, которая представляет действие или состояние независимо от действующего лица (предмета). Выпишите сначала предложения, обозначающие состояние природы, окружающей среды, затем предложения, обозначающие состояние человека.

В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и определите, чем она выражена.

1. Уже совсем (стемнеть) и (начинать) холодать; в роще звучно щёлкал соловей. 2. На дворе чуть (брезжить). 3. Ещё нигде не румянилась заря, но уже (забелеться) на востоке. (И. Тургенев) 4. Навстречу (тянуть) сладким ветром летней ночи и моря. 5. Кажется, погода портится. Как бы не (затянуть) всё облаками. (И. Бунин) 6. Лодырю всегда (нездоровиться). (Пословица) 7. От усталости (стучать) в висках. 8. Так бы и побежала. Без цели, без оглядки, только чтоб (дышаться) сильнее, чтоб грудь (саднить). (М. Салтыков-Щедрин) 9. Мне часто (вспоминаться) теперь и эта река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. (В. Короленко) 10. К ночи в погоду (становиться) очень холодно и росисто. (И. Бунин) 11. Знала, что он в меня влюблён был, и от этого мне тоже гордо (быть). (В. Розов)

Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, может быть выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи, которая получила название «категория состояния».

    Например:

      В небесах торжественно и чудно !
      Спит земля в сиянье голубом...
      Что же мне так больно и так трудно ?
      Жду ль чего? Жалею ли о чём?

(М. Лермонтов)

Слова категории состояния так же, как и наречия, не изменяются. Но в отличие от них категория состояния в предложении синтаксически независима и может сочетаться только с глаголами быть, становиться, делаться или употребляться без них: Утром холодно . Днём было жарко . Мне стало стыдно . Ему сделалось грустно .

Состояние может быть выражено не только в положительной, но и в сравнительной степени. Например: Вчера ему нездоровилось, а сегодня стало лучше . В комнате становилось всё холоднее .

Сравните предложения:

Тихо ответили жители, тихо проехал обоз . (Н. Рубцов); Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в тёмной деревне. (И. Бунин)

Одинаковы ли общее значение и синтаксическая роль выделенных слов?

В первом предложении слово тихо обозначает признак действия, не изменяется, примыкает к глаголу и является обстоятельством. Следовательно, слово тихо в первом предложении - наречие. Во втором предложении слово тихо обозначает состояние природы, является сказуемым в предложении, где нет подлежащего. Следовательно, во втором предложении слово тихо не наречие. Это категория состояния .

Применяя данное правило, рассуждайте так: Мне сегодня весело . - Слово весело обозначает душевное состояние человека (мне каково? что со мной происходит?); оно не изменяется:

В предложении с одним главным членом это слово является сказуемым (так как субъект испытывает состояние весело , а не является активным деятелем). Следовательно, слово весело - категория состояния.

315. Выпишите сначала предложения, в которых слова категории состояния обозначают состояние природы, окружающей среды; затем предложения, в которых слова категории состояния обозначают душевное состояние человека. Подчеркните грамматические основы. Какие глаголы сочетаются со словами категории состояния? Какие дополнительные значения они вносят в предложение?

1. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось ещё движение дня. 2. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огни Выселок. 3. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. 4. Было ещё жарко, от туч сумрачно. 5. По ночам, особенно в грозу, в доме было страшно. 6. Хорошо и беззаботно мне на траве, среди берёз зелёных, в тихой и безвестной стороне! (И. Бунин) 7. Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо. (Б. Пастернак)

316. Продолжите ряды слов, которые могут выражать:

  • состояние природы - ветрено, жарко, солнечно, ...
  • состояние среды - грязно, сыро, темно, ...
  • физическое состояние живых существ - больно, дурно, приятно, ...
  • эмоциональное состояние человека - весело, грустно, страшно, ...
  • интеллектуальное состояние человека - интересно, ясно, понятно, ...
  • оценку какого-либо состояния, положения - легко, рано, хорошо, ...

317. Спишите, расставляя и объясняя пропущенные запятые. Подчеркните грамматическую основу предложений, в которых главный член выражен категорией состояния. Определите, к каким группам по значению относятся слова категории состояния.

1. Сегодня так светло кругом... (И. Бунин) 2. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды... (М. Лермонтов) 3. Я вступил в эту жизнь пережив её уже мысленно и мне стало скучно и гадко. 4. Смотрите ведь уже поздно холодно. (М. Лермонтов) 5. Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно. (А. Пушкин) 6. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, и прохладу а не только когда было тихо и жарко. (С. Гейченко) 7. Ясно было что раненый не мог жить и что последний час его был уже близок. (А. Пушкин)

318. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина «В степи». С помощью каких слов передается в нем состояние природы и человека, оценка происходящего в природе? К каким частям речи они относятся? Какие знаки препинания пропущены? Запишите стихотворение по памяти, вставляя пропущенные знаки препинания.

      Бывают дни: повеет тёплым ветром,
      Проглянет солнце ярко озаряя
      И лес и степь и старую усадьбу,
      Пригреет листья влажные в лесу,
      Глядишь - и всё опять повеселело.
      Как хорошо, кочующие птицы,
      Тогда у нас! Как весело и грустно
      В пустом лесу меж чёрными ветвями,
      Меж золотыми листьями берёз
      Сияет наше ласковое небо!

319. Прочитайте отрывки из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро». К какому типу речи можно отнести первый из них? Докажите свою мысль. Выделенные слова и словосочетания помогут вам в этом. Выпишите словосочетания с наречиями и словами категории состояния из второго и третьего отрывков. Кратко перескажите один из отрывков. Какие способы сжатия текста вы будете использовать?

1. Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются , но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

2. Володя жестоко страдал . Он сердился на себя за грубые ответы Яшке, сердился на Яшку и казался сам себе в эти минуты неловким и жалким . Ему было стыдно своей неловкости , и он думал , ожесточаясь: «Ладно, пусть... Подумаешь, велика важность босиком идти!» Но в то же время он с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, на холщовую сумку для рыбы и заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и старую рубаху.

3. Володе стало необыкновенно весело , и он только теперь почувствовал , как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко на душе, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга !

320. Перепишите, расставляя пропущенные запятые. Какие слова обозначают состояние природы, какие - придают высказыванию оттенок возможности?

1. В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. 2. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой обширные болота покрытые ольхой и осиной одинокие избы лесников пески можжевельник вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды. (К. Паустовский)

Психология изучает психические процессы, свойства и состояния личности. К первым относятся элементарные единицы психики, обеспечивающие её функционирование. Выделяют (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и внимание. Последнее не является самостоятельным процессом, но регулирует другие, а также перестраивает психику в ответ на меняющиеся условия среды.

Интерес

Состояние интереса характеризуется взаимодействием интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. В основе интереса лежит ориентировочный рефлекс, но эти состояния не тождественны. Сориентировавшись в ситуации, человек может перестать интересоваться ею или, наоборот, рефлекс уходит, а заинтересованность остаётся.

Интерес к профессии, скорее, относится к личностным качествам, но осознание значимости своего труда, стремление повысить квалификацию и сосредоточенность на профессиональных проблемах предполагают активное участие интеллекта.

Во избежание профессиональной деформации и сужения кругозора профессиональная заинтересованность должна сочетаться с проявлениями любознательности в других сферах, интеллектуальной отзывчивости на получаемые знания. Так формируется интеллектуальное состояние человека. Примеры: воспитатель дошкольного учреждения активно интересуется театром, токарь приобретает навыки водителя, программист осваивает основы веб-дизайна и т.д.

Любопытство

Это состояние примыкает к интересу. Факты, в отношении которых проявляется любопытство, захватывают, содержат интригу, побуждают к активным действиям по выяснению ситуации. Характеризуют такое интеллектуальное состояние человека слова «интересно», «захватывающе», «любопытно» и т.д.

Выделяют две разновидности любопытства: своекорыстие и любознательность. В первом случае индивид стремится всё знать с целью самолюбования, интересуется делами и вещами, к которым не имеет никакого отношения. Любознательным свойственно желание получать систематические знания для благих целей.

Творческое вдохновение

Это состояние представляет собой синтез эмоциональных и интеллектуальных компонентов. Чаще всего вдохновение испытывают представители творческих профессий (художники, композиторы, писатели), но что-то подобное знакомо каждому из нас. Это моменты поиска решения математической задачи, способа исправления неработающего станка, написание курсовой и т.д.

Состояние внезапного озарения, когда вдруг становится понятно, как нужно действовать, в психологии называется инсайтом. Это удивительное интеллектуальное состояние человека. Примеры слов, приходящих на ум в такие моменты: «Эврика!», «Ура! Нашёл!», «Как же я раньше не догадалась!».

Во время инсайта чувствуется необыкновенный прилив сил, обостряется восприятие, фантазия подбрасывает оригинальные сочетания образов, работоспособность зашкаливает, всё кажется прекрасным.

На самом деле состояние инсайта вовсе не внезапно. Просто вся мыслительная работа, ведущая к достижению цели, проходила на подсознательном уровне, и в нужный момент сознание получило правильные ответы.

Монотония (скука)

Это интеллектуальное состояние свойственно человеку, лишённому общения с другими людьми или вынужденному длительное время заниматься однообразной рутинной работой. Проявления монотонии в большей степени характерны для жителей тайги, обитателей земель за полярным кругом, но люди, испытывающие скуку, встречаются где угодно.

Человек, страдающий монотонией, не способен устанавливать отношения с другими людьми и организовывать свою деятельность так, чтобы испытывать моральное удовлетворение. Иногда монотония возникает из-за большого количества свободного времени, которое не хочется ничем занимать. Скуку также вызывают серьёзные неприятности, пережитое горе, хроническая усталость.

Хроническая скука - одна из проблем современного общества. Люди всё чаще обращаются к специалистам по поводу того, что не видят стимулов к жизни, не знают, как развеселить себя. В ход идут кратковременные способы получения удовольствия (сигареты, алкоголь, беспорядочный секс и т.д.), но и они не избавляют от хандры. Исправить ситуацию помогает выявление личностно и социально значимых мотивов, способов придания выполняемой работе привлекательность, поиск партнёров по общению.

Интеллектуальное состояние человека: категория состояния (примеры)

Всё, что происходит с индивидом, обозначается языковыми единицами, которые используются в речи. В русском языке выделяют слова, обозначающие интеллектуальное состояние человека: "интересно", и т.д. По-другому они называются предикативами. Некоторые исследователи относят указанные лексические единицы к наречиям.

Лексика, характеризующая интеллектуальное состояние человека (категория состояния) включает слова, входящие в грамматическую основу или просто в состав безличных предложений. Специфических морфемных признаков у этих слов нет. По падежам, лицам и числам не изменяются. Подобно наречиям, большинство лексических единиц, обозначающих интеллектуальное состояние человека, имеет суффикс -о-: "скучно", "удивительно" и т.д.

В предложении лексика категории состояния согласуется с в дательном падеже (Ивану стало понятно условие задачи ) или употребляются в обобщённом смысле (Ясно, что на самолёт мы не успеем ).

Особенности психических состояний

Любое интеллектуальное состояние человека целостно, подвижно и относительно устойчиво. Проявления того или иного состояния характеризуют психику в целом. Так, если индивид уверен в своих убеждениях, то он располагает системой знаний, не сомневается в правоте и проявляет для успешной практической деятельности.

Подвижность психических состояний заключается в том, что они хоть и более продолжительны, чем процессы, всё-таки протекают во времени, имеют начало, динамику развития и завершение. Устойчивые состояния со временем становятся личностными качествами (сосредоточенность, вдумчивость и т.д.).

Психические процессы, состояния и свойства тесно связаны между собой. В определённых сочетаниях они формируют индивидуальный облик человека.

Категория состояния (другое название - безлично-предикативные слова) - знаменательные неизменяемые наречные и именные слова, обозначающие состояние. Они употребляются в безличном предложении в функции сказуемого. Тем самым подчеркивается их роль предиката.

Можно ли считать категорию состояния частью речи?

Развитие русского языка идет к тому, что в скором времени они займут законное место среди знаменательных (самостоятельных) частей речи. В школьных учебниках еще в середине 20 века о категории состояния и вовсе не упоминалось. Сейчас в комплексе книг С. И. Львова и М. М. Разумовской они выделяются из наречия как особая группа слов, которая отличается от них по ряду признаков. А в учебниках Т. А. Ладыженской и М. Т. Баранова категория состояния и вовсе представлена как самостоятельная часть речи, предложен ее морфологический разбор.

Пример для понимания категории состояния

В качестве примера можно привести следующее предложение: Приедет Владимир, всем нам будет весело. Здесь слово весело используется для обозначения психического состояния и является сказуемым в соответствующем безличном предложении. Оно сочетается в нем со связкой будет , которая является аналитической формой будущего времени. Слово "весело " безлично-предикативное, является омонимом краткой форме наречия и прилагательного. Сравните его использование в следующем предложении: Выражение лица ребенка весело . Здесь это слово является кратким прилагательным. А вот еще один пример: Он весело улыбнулся . Здесь уже оно выступает в качестве наречия. Однако являясь категорией состояния, весело отличается от прилагательного отсутствием форм рода, таких как весела, весело, весел . Кроме того, по нему нельзя определить имя. От наречия же слово весело отличается своей неспособностью определять имя прилагательное и глагол. Более того, ему чуждо значение признака.

Общее значение всех безлично-предикативных слов

Все слова категории состояния имеют общее значение - это выражение определенного состояния или же его оценки. Например, речь может идти о нем в отношении живых существ как с физической точки зрения, так и с психической; окружающей среды и природы; модальной окраски. Кроме того, оценка состояния может происходить с точки зрения протяженности в пространстве и времени, а также с морально-этической. Слова, относящиеся к этой категории, всегда мыслятся безлично. Например: ребенку больно . Сравните это предложение со случаями, когда состояние выражается глаголом и прилагательным: ребенок болеет и ребенок болен .

Основные морфологические признаки

Можно выделить следующие морфологические признаки, которые имеют слова категории состояния. Во-первых, у них отсутствует спряжение и склонение, то есть они являются неизменяемыми. Во-вторых, категория состояния как часть речи характеризуется наличием суффикса в случае, если эти слова образованы от наречий и имен прилагательных (нужно, обидно, видно, холодно ). Кроме того, для них характерна способность выражать передаваемое связкой значение времени. С этой связкой сочетаются различные слова категории состояния. Предложения с ними можно составить следущие: Мне будет весело; Мне было весело; Мне станет весело; Мне стало весело. Если же связка отсутствует, речь идет о настоящем времени. Категория состояния как часть речи характеризуется наличием еще одного морфологического признака. Он заключается в том, что слова на , образованные от наречий и кратких прилагательных, сохраняют формы сравнения. Примеры: Было легко - стало легче; Было тепло - стало теплее.

Соотносительность с частями речи

Соотносительность этих слов с такими частями речи, от которых они произошли, - последний морфологический признак, по которому определяется категория состояния. Примеры приведем следующие: грустно соотносится с грустный , тяжело - с тяжелый , тепло - с теплый, морозно - с морозный . Этот признак также следует запомнить.

Слова, обозначающие категорию состояния, могут соотноситься не только с наречиями, но и с существительными, такими как пора, стыд, позор, грех . Пример: Пора туда, куда мы давно стремились . Совпадая внешне с группами существительных и наречий, они отличаются от них тем, что имеют категориальное значение, а также особые грамматические свойства. К примеру, в отличие от наречий, весело, трудно, жарко, как категории состояния, не определяют глагол. Эти слова составляют грамматическое и семантическое ядро предложения.

Тем не менее признак соотносительности с частями речи несвойствен ряду слов категории состояния. В современном русском языке, к примеру, совестно нельзя соотнести с совестный , а можно - с можный . Существуют и другие примеры.

Однако не соотносится ни с какой из частей речи только немногочисленная группа слов, которая входит в категорию состояния. Это надо, можно, нельзя , а также жаль . В настоящее время последнее слово имеет соотносительное существительное лишь тогда, когда оно используется в просторечных словосочетаниях.

Важнейший синтаксический признак

Перейдем теперь к рассказу о синтаксических признаках категории состояния. Прежде всего эти слова имеют функцию сказуемого и выступают в безличном предложении как вместе с инфинитивом, так и без него. Пример: Грустно и тяжело было видеть ее в столь нелегком положении.

Отсутствие управления и согласования

Следующий признак заключается в том, что категория состояния не управляется и не согласуется. Данные слова могут сочетаться с полуотвлеченной или отвлеченной связкой (делаться, становиться, стать, быть ), выражающей наклонение и время. Это важный признак, по которому мы можем узнать, что перед нами категория состояния. Примеры: Когда я ее слушал, мне становилось грустно; Мне сделалось неловко и неприятно.

Другие синтаксические признаки

Мы описали еще не все синтаксические признаки. Категория состояния может распространяться различными формами существительных, а также местоимений без предлога в Д.п. и с предлогами в П.п. и Р.п. Другими словами, эти слова могут управлять данными формами. Примеры: Мне стало грустно и досадно на нее; Тебе может быть у меня скучно, но я всегда тебе рад .

Следует отметить и то, что зависимый инфинитив часто употребляется при этих словах. Это также один из синтаксических признаков, по которым определяется категория состояния как часть речи. Пример: Снег лежал такой белоснежный, что было больно глядеть.

Еще один синтаксический признак заключается в том, что безлично-предикативные слова, в отличие от прилагательных и наречий, не определяют никаких слов. Пример: Она глядела грустно (здесь наречие определяет глагол) - Лицо девушки было грустно (в данном случае краткое прилагательное определяет существительное) - Девушке было грустно

В заключение

Итак, безлично-предикативные слова, иначе называемые категорией состояния, выделяют в отдельную лексико-грамматическую группу. Они имеют общие семантические, синтаксические и морфологические признаки. Главные из них следующие: роль безличного сказуемого, значение так называемого недейственного состояния, неизменяемость, а также соотносительность с существительными, наречиями и прилагательными. Слова категории состояния, предложения с которыми были представлены выше, следует отличать от наречий, кратких прилагательных и существительных.

Категория состояния (имя состояния) — это самостоятельная часть речи, в которую входят неизменяемые слова, обозначающие состояние предмета (живых существ, природы, окружающей среды) и отвечает на вопрос как?, каково?: Вам будет немного скучно Существует и другое название – предикативы .

Это относительно новая часть речи. В некоторых учебниках слова категории состояния не признаются самостоятельной частью речи и рассматриваются как особая группа наречий — наречия состояния. Некоторые ученые относят к ним и краткие прилагательные (рад, согласен, должен), и наречные выражения (быть начеку, быть замужем ).

К словам категории состояния относят только те слова, которые являются главным членом безличных предложений (сказуемым) или входят в его состав : Мне недосуг спорить с вами; Надо торопиться ; Грех смеятьс я над людьми.

Общее грамматическое значение слов категории состояния — состояние .

Морфемные признаки (сходно с наречиями): специфических признаков нет, но большинство слов категории состояния имеет -о-: скучно , весело .

Морфологический признак — неизменяемость (сходно с наречиями).

Синтаксическая функция: сказуемое в односоставном безличном предложении (в предложении без подлежащего) : Грустно (сказуемое).

    В предложении с именами состояния
  • часто употребляется дополнение (существительное и местоимение) в дательном падеже без предлога: Ему грустно (кат.сост. грустно — сказуемое, Ему — дополнение, Д.п. );
  • существительное и местоимение в родительном и предложном падежах с предлогами: Легко на сердце от песни веселой; Чудесно в лесу.
  • К словам категории состояния может примыкать инфинитив, который входит в состав сказуемого: Скучно нам сидеть дома . (скучно сидеть — сказуемое).
  • Слова категории состояния употребляются со связкой быть , указывающей время: Было душно . Иногда в роли связки выступают глаголы становиться, делаться, казаться : Душно стало; Внезапно сделалось темно .
  1. Слова на -о, соотносимые с наречиями и краткими формами прилагательных (до 90% всех слов категории состояния) : свежо, приятно, прохладно, душно, жарко, весело, удобно, приятно, красиво, тоскливо и т.п.
    Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные). Способы и средства образования степеней сравнения слов категории состояния, прилагательных и наречий обычно совпадают.
    • Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и (иногда с добавлением по- ): К вечеру потише стало; Веселее и приятнее было ходить на речку.
    • Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех , прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери; Ему тошнее всех в неволе.
  2. слова, образованные от существительных: пора, время, грех, стыд, охота и др. Напр.,
    Мне лень вставать рано. Грех смеяться. Шутить не время . Пора домой.
  3. Неизменяемые слова, которые не находят соответствий в других частях речи: надо, можно, нельзя, нет, жаль . Напр., Вам нельзя опаздывать.
  1. Качественные выражают:
    • состояние природы: жарко, знойно, прохладно, солнечно, ветрено, сумрачно, холодно, пыльно и др. Было сухо и пыльно;.
    • состояние окружающей среды: грязно, сыро, темно, росисто, сухо, светло и др.: Голо и неприветливо в лесу;
    • физическое состояние человека и животных: больно, дурно, зябко, щекотно, тошно, душно, тяжело, жарко, холодно и др.: Тепло ему стало.
    • душевное (эмоциональное) состояние человека: весело, грустно, обидно, жутко, досадно, горько, радостно, смешно, жалко, приятно, совестно, боязно, печально, стыдно, легко, тяжело, скучно: Опять тревожно ,больно сердцу стало.
      Слова категории состояния, обозначающие физическое и душевное состояние человека, обязательно связаны с дательным падежом лица. Если дательный падеж отсутствует, то состояние приобретает обобщенный смысл: Ивану стало досадно . Досадно , когда тебя не замечают.
    • интеллектуальное состояние человека: интересно, ясно, понятно, известно, характерно и др.: Ясно было, что на поезд мы опаздываем;
  2. Модальные выражают:
    • оценку какого-либо состояния, положения: легко, хорошо, красиво, верно, правильно, трудно и др.: Хорошо в лесу; Было приятно смотреть на их работу.
    • временные отношения: поздно, долго, рано: Пока не поздно , надо что-то сделать.
    • пространственные отношения: далеко, близко, высоко, низко, узко и др.: Мне было далеко до дому.
    • возможность (невозможность), долженствование, необходимость, оценка различных ситуаций и состояний: можно, нельзя, надо, нужно, необходимо, невозможно, должно, надобно и др. Нельзя читать чужие письма.

Список использованной литературы.

  • Справочник школьника под ред. В.Славкина, “Слово”, 1994
  • Бабайцева В.В. Русский язык. Теорияю 5-9 кл., М.:Дрофа,2208, — 414 с.
  • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.
    • Баранов М.Т., Костяева А.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.:Просвещение,2209, — 285 с.

Состояние интереса характеризуется взаимодействием интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. В основе интереса лежит ориентировочный рефлекс, но эти состояния не тождественны. Сориентировавшись в ситуации, человек может перестать интересоваться ею или, наоборот, рефлекс уходит, а заинтересованность остаётся.

Интерес к профессии, скорее, относится к личностным качествам, но осознание значимости своего труда, стремление повысить квалификацию и сосредоточенность на профессиональных проблемах предполагают активное участие интеллекта.

Во избежание профессиональной деформации и сужения кругозора профессиональная заинтересованность должна сочетаться с проявлениями любознательности в других сферах, интеллектуальной отзывчивости на получаемые знания. Так формируется интеллектуальное состояние человека. Примеры: воспитатель дошкольного учреждения активно интересуется театром, токарь приобретает навыки водителя, программист осваивает основы веб-дизайна и т.д.

Любопытство

Это состояние примыкает к интересу. Факты, в отношении которых проявляется любопытство, захватывают, содержат интригу, побуждают к активным действиям по выяснению ситуации. Характеризуют такое интеллектуальное состояние человека слова "интересно", "захватывающе", "любопытно" и т.д.

Выделяют две разновидности любопытства: своекорыстие и любознательность. В первом случае индивид стремится всё знать с целью самолюбования, интересуется делами и вещами, к которым не имеет никакого отношения. Любознательным свойственно желание получать систематические знания для благих целей.

Творческое вдохновение

Это состояние представляет собой синтез эмоциональных и интеллектуальных компонентов. Чаще всего вдохновение испытывают представители творческих профессий (художники, композиторы, писатели), но что-то подобное знакомо каждому из нас. Это моменты поиска решения математической задачи, способа исправления неработающего станка, написание курсовой и т.д.

Состояние внезапного озарения, когда вдруг становится понятно, как нужно действовать, в психологии называется инсайтом. Это удивительное интеллектуальное состояние человека. Примеры слов, приходящих на ум в такие моменты: "Эврика!", "Ура! Нашёл!", "Как же я раньше не догадалась!".

Во время инсайта чувствуется необыкновенный прилив сил, обостряется восприятие, фантазия подбрасывает оригинальные сочетания образов, работоспособность зашкаливает, всё кажется прекрасным.

На самом деле состояние инсайта вовсе не внезапно. Просто вся мыслительная работа, ведущая к достижению цели, проходила на подсознательном уровне, и в нужный момент сознание получило правильные ответы.

Монотония (скука)

Это интеллектуальное состояние свойственно человеку, лишённому общения с другими людьми или вынужденному длительное время заниматься однообразной рутинной работой. Проявления монотонии в большей степени характерны для жителей тайги, обитателей земель за полярным кругом, но люди, испытывающие скуку, встречаются где угодно.

Человек, страдающий монотонией, не способен устанавливать отношения с другими людьми и организовывать свою деятельность так, чтобы испытывать моральное удовлетворение. Иногда монотония возникает из-за большого количества свободного времени, которое не хочется ничем занимать. Скуку также вызывают серьёзные неприятности, пережитое горе, хроническая усталость.

Хроническая скука - одна из проблем современного общества. Люди всё чаще обращаются к специалистам по поводу того, что не видят стимулов к жизни, не знают, как развеселить себя. В ход идут кратковременные способы получения удовольствия (сигареты, алкоголь, беспорядочный секс и т.д.), но и они не избавляют от хандры. Исправить ситуацию помогает выявление личностно и социально значимых мотивов, способов придания выполняемой работе привлекательность, поиск партнёров по общению.

Интеллектуальное состояние человека: категория состояния (примеры)

Всё, что происходит с индивидом, обозначается языковыми единицами, которые используются в речи. В русском языке выделяют слова, обозначающие интеллектуальное состояние человека: "интересно", "ясно", "понятно" и т.д. По-другому они называются предикативами. Некоторые исследователи относят указанные лексические единицы к наречиям.

Лексика, характеризующая интеллектуальное состояние человека (категория состояния) включает слова, входящие в грамматическую основу или просто в состав безличных предложений. Специфических морфемных признаков у этих слов нет. По падежам, лицам и числам не изменяются. Подобно наречиям, большинство лексических единиц, обозначающих интеллектуальное состояние человека, имеет суффикс -о-: "скучно", "удивительно" и т.д.

В предложении лексика категории состояния согласуется с в дательном падеже (Ивану стало понятно условие задачи ) или употребляются в обобщённом смысле (Ясно, что на самолёт мы не успеем ).

Особенности психических состояний

Любое интеллектуальное состояние человека целостно, подвижно и относительно устойчиво. Проявления того или иного состояния характеризуют психику в целом. Так, если индивид уверен в своих убеждениях, то он располагает системой знаний, не сомневается в правоте и проявляет силу воли для успешной практической деятельности.

Подвижность психических состояний заключается в том, что они хоть и более продолжительны, чем процессы, всё-таки протекают во времени, имеют начало, динамику развития и завершение. Устойчивые состояния со временем становятся личностными качествами (сосредоточенность, вдумчивость и т.д.).

Психические процессы, состояния и свойства тесно связаны между собой. В определённых сочетаниях они формируют индивидуальный облик человека.


Внимание, только СЕГОДНЯ!